Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Исследовательский проект Эпистолярный жанр в современном обществе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 посёлка Каменский

Красноармейского района Саратовской области»

 

VII муниципальный Фестиваль проектов

«Планета Знаний – 2019»

 

«Эпистолярный жанр в современном обществе»

Область научных знаний - русский язык.

Тип проекта – исследовательский

 

Автор проекта: Бондарева Любовь,

учащаяся 8 класса

МБОУ «СОШ №10 п. Каменский»

Руководитель: Харькова Олеся Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 10 п. Каменский»

п. Каменский 2019г.

 

Оглавление

  1. Введение                                                            3-4
  2. Описание проектной работы

2.1.Погружение в проект и планирование5

 деятельности                                                 

2.2. План реализации проекта                              5

2.3. Осуществление деятельности                       5-8

2.4. Практическая часть                                       9

2.5. Презентация результатов9                         

2.6. Вывод                                                              9-10

2.7. Оценка результатов (рефлексия)              10

3. Заключение

Литература 11

Приложение                                                          12-14

 

Тема проекта:«Эпистолярный жанр в современном обществе»

Введение.

Актуальность данной темы:

Письма, написанные от руки,

теперь уже выглядят как

поздравления из прошлого века.

                                 Уайлдер Торнтон

 

Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Письмо- это эпистолярный жанр русской эстетики XIX века.    Данная тема является актуальной по многим причинам:

  • традиционное бумажное письмо «умирает»;
  • число пользователей мобильной связью постоянно растёт;
  • эпистолярный жанр, как форма человеческого общения, соединяет людей, помогает взаимопониманию.

История письма насчитывает много тысячелетий. В наше время люди, живущие далеко, друг от друга общаются черезвсем хорошо известную сеть Интернет. Но не многим ранее одним из главных средств общения были бумажные письма, трепетно хранимые во многих домах. Это было время «живого» общения, острую нехватку которого мы ощущаем сегодня. Возрождение эпистолярного жанра в эпоху технологий может решить эту проблему, поскольку, являясь формой человеческого общения, он служит не только соединению людей, но и помогает их взаимопониманию, умению чувствовать собеседника с его переживаниями, радостями и огорчениями. К тому же, эпистолярный жанр всегда стоял на первом месте по привитию культуры мышления, письменной грамотности, отсутствием которых «страдает» современное молодое поколение.

Письмо по праву причисляется к величайшим культурным ценностям человечества. Народы делятся на обладающих письменностью и бесписьменных; этот факт свидетельствует о значении письма. Речь носит моментальный характер, ограничена во времени и пространстве, так как предполагает пространственную близость говорящего и слушающего и исчезает сразу после разговора, написанное слово может преодолеть время и пространство. Недаром говорят: "Написанное пером не вырубишь топором". Письмо можно определить, как такое средство общения, которое помогает человеку преодолеть время и пространство.

 

Гипотеза: письмо как эпистолярный жанр не прекратит своего существования, но возможно перейдет на новый уровень.

Цель работы:проанализировать причины исчезновения эпистолярного жанра из повседневной жизни современного человека. Получить ответ на вопрос: не исчезнет ли эпистолярный жанр в жизни людей вообще? Есть ли необходимость сегодня писать письма?

Задачи:

  • Познакомиться с историей возникновения эпистолярного жанра и   письма. 
  •  Проанализировать возникновение SMSи его развитие.
  •  Провести социологическое исследование учащихся, с целью определения роли письма в их жизни и особенностей современной переписки.

Предмет изучения: история писем, SMS-сообщения.

Методы:Анализ, обобщение.

Практическая значимость работы очевидна. Результаты исследования могут иметь методическое применение в изучении русского языка и литературы. Мы считаем, что уже в недалёком будущем СМС-сообщения  будут включены в жанры письменной речи.И наша исследовательская работа может способствовать более глубокому изучению речевых жанров.

2. Описание проектной работы

2.1. Погружение в проект и планирование деятельности

   Желание письменно обмениваться информацией осталось актуальным и в наши дни. Но современное средство переписки практически вытеснило традиционное рукописное письмо за счет скорости передачи, упрощенности языка и мобильности обратной связи. 
  Эпистолярный жанр   практически не используется в современной жизни (если не считать специальных уроков в школе).  На мой взгляд, это печальное явление, потому что написание письма требует усидчивости, внимания, терпения, зова души и чувств, то есть тех качеств, которых как раз и не хватает современному молодому человеку.
     В письмах запечатлена живая, ищущая душа. В них можно писать всё, не думая о мелочах, подробностях, деталях, мимолётных жизненных ситуациях, историях, маленьких забавных событиях. Ведь только в письме мы можем  раскрыть свой внутренний мир, подчеркнуть неповторимость,  своеобразную манеру излагать свои мысли, если, конечно, умеем и владеем  искусством,  писать письма 
       Я заинтересовалась этой темой и в  своей работе  хотела познакомиться с чертами эпистолярного стиля,  узнать, изменился ли стиль общения и использование языковых средств, определить, есть ли будущее у эпистолярного жанра.

           2.2.План реализации проекта.

Этапы

Сроки

Мероприятия

I этап

04.03

Выбор и обсуждение темы, постановка цели и задач.

Изучение литературы и интернет-источников, поиск информации об истории возникновения письма.

II этап

11.03-15.03

Поиск и сбор  информации об особенностях языка SMS.

III этап

11.03.

Промежуточное обсуждение.

SMS-сообщения; «плюсы» и «минусы» общения.

IV этап

11.03-18.03

Практическая часть.

Проведение анкетирования и анализ анкет учащихся.

Оформление результатов.

V этап

 

21.03

Продукт: презентация с результатами исследования.

 

VI этап

Апрель

1-ая неделя

Рефлексия.Отчет о проекте, заполнение листа самооценки.

Что получилось – а что нет.

VII этап

12 апреля

Защита проекта «Эпистолярный жанр в современном обществе»

 

2.3. Осуществление деятельности по решению проблемы.

Признаки эпистолярного жанра и его судьба в наше время.

Исходя из поставленных задач в соответствии с планом реализации проекта, я изучила Интернет-источники, из которых узнала, что эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.

Из словаря С.И. Ожегова  я узнала, что письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего– нибудь кому-нибудь. Письмо - одно из средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями.

История письма насчитывает много тысячелетий. И первые письма, естественно, отличались от современных писем.

Следует знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи.

Описание бытовых новостей, просьбы, поручения, расспросы с наблюдением о мире и человеке содержались в письмах, как великих людей, так и простых корреспондентов минувших эпох.

Традиционные письма всегда были не только средством общения, но отличным способом поддержания эмоционального контакта между любящими людьми. Когда играли чувства, поэты всегда слагали стихи, художники писали картины, а простые смертные выплескивали эмоции в любовной переписке: тщательно подбирая слова, чтобы донести до предмета своей страсти, как сильна их любовь.

 Письма передают настроение. Они несут какой-то шарм. Видно, как дрожала рука на самых важных словах, как пытались подобрать слова. Раньше письма сбрызгивали духами. Попробуйте отослать по электронной почте письмо, с запахом легких духов. Не получается?

Чем дальше от нас прошедшая эпоха, тем больше ценность писем, оставленных нам великими людьми — писателями, композиторами, учеными, путешественниками. Они читаются с не меньшим интересом, чем художественные произведения. Не вымысел, не увлекательный сюжет, не яркие образы героев привлекают нас в этих письмах, а драгоценные подробности жизни авторов, их горести и радости, их мысли о жизни и об искусстве, нравственная и общественная позиция, их слог, богатый и выразительный язык.

Письма из прошлого помогают нам лучше узнать быт и традиции людей, живших до нас, их чувства, привязанности, образ мыслей… Кажется, о прошлом можно узнать и из других источников -  газет, журналов, книг. Но в них чаще всего представлена официальная точка зрения на события, а в письмах   более открыто и естественно, искренне.

Также особую ценность представляют собой письма великих людей.

«Пиши ко мне как можно чаще и как можно более – ты не можешь вообразить, что значит ожидание почтового дня в деревне. Ожидание бала не может с ним равняться».

Это отрывок из письма А.С. Пушкина. Автографы пушкинских писем, их многочисленные черновики показывают, с какой тщательностью Пушкин писал свои письма, как сознательно стремился к простоте.

Именно Пушкин, сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе, осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Письма его создают впечатление живой устной речи.

Все письма Пушкина, от официальных до личных, стали достоянием истории. Также, как и произведения поэта, письма Пушкина всегда воспринимались и воспринимаются до сих пор с величайшим волнением и интересом.

Объем эпистолярного наследия Пушкина, к нашему великому сожалению, составляет лишь 800 писем. Не подлежит никакому сомнению, что из обширной переписки Пушкина дошла до нас лишь ничтожная часть.

Письмо говорит о человеческом присутствии. Письмо – частичка человека, частичка истории.

А личная переписка Антона Павловича? Это же настоящая энциклопедия культурной и общественной жизни России конца XIX — начала XX века. Всего сохранилось около 4400 писем, написанных в течение 29 лет, с 1875 по 1904 год, они составляют несколько томов! Это одно из самых значительных собраний эпистолярного жанра в литературном наследии русских классиков. Тематика писем А. П. Чехова разнообразна. Дневники путешествий, календари работы над произведениями, события личной жизни. Переписка с писателями, редакторами, издателями, театральными работниками, актерами, композиторами, художниками. Отклики на общественные, литературные и театральные явления, отзывы на критические статьи и советы начинающим авторам. Как много потеряли бы мы, если бы эти письма не сохранились!

 Особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны. Порой написанные карандашом, с полустершимися буквами, они до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину. Ведь в них частица души, прикосновение рук близких людей. Зачастую эти письма становятся достоянием музеев, по ним изучают эпоху. Хотя военные письма и подвергались «обработке», но даже по количеству вымаранных кусочков, а порой читая «между строк», можно узнать не меньше, чем из официальных документов.

 Думается, что в этой быстро летящей жизни, мы перестали ценить письма, как исторический документ, важный, пусть не для всего человечества, но для нашей семьи, для внуков.

 Хочется надеяться, что люди вскоре захотят по-другому взглянуть на эпистолярный жанр и  его роль в жизни общества.
       Особенности языка SMS

Сегодня наш мир - это мир информации. Информация - это главный продукт. Каждый день мы воспринимаем эту информацию через телевидение, радиовещание, интернет, со страниц газет и журналов, а также из мобильных телефонов. Сегодня мы можем позвонить по мобильному в любую точку земного шара. Также мы можем отправить смс- сообщения. Смс- сообщения стали надежным инструментом общения. Без них практически невозможно представить себе более простой и удобный способ общения в ситуациях, когда телефонный звонок невозможен, а сообщить что-то нужно максимально быстро и с гарантией получения. Именно здесь на помощь и приходят смс- сообщения.

В словаре С.И.Ожегова такого понятия, как  «SMS-сообщение» я не нашла. А вот сведения из Интернета и Википедии:

  • SMS – это услуга пересылки коротких сообщений(не более 160 знаков), позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона.
  • Текст SMS-сообщения может состоять из алфавитно-цифровых символов. Максимальный размер SMS в стандарте GSM — 1 С помощью расширенного варианта SMS, называющегося EMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое.

Но что же можно написать по электронной почте? Можно ли вложить душу в электронное письмо? Сохранится ли оно для последующих поколений, расскажет ли оно вашим потомкам, как жила их семья и близкие родственники? Будет ли кто-то собирать е- майл корреспонденцию даже великого мыслителя, чтобы потом собрать ее в книгу и опубликовать, чтобы люди читали, как читаем мы сейчас письма Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Чехова, Солженицына.

Конечно, нынче альтернативой рукописным посланиям становится электронная почта и другие современные средства связи. Но, как бы ни были частыми смс- сообщения, они несут в себе очень скудную, часто односложную информацию, типа ОК, Ну, Пока, и т.п., а затем стираются. Телефонные разговоры не в силах удержать самая замечательная память. Даже сообщения электронной почты, письма Е- mail могут затеряться, если получатель или отправитель не распечатает их на бумаге.

«Плюсы» и «минусы» общения на языке SMS.

     Но хотелось бы отметить некоторые преимущества текстовой коммуникации: собеседника никогда не перебивают, не дослушав высказываемую мысль. Эта коммуникативная норма является следствием технических особенностей передачи текста и, по мнению участников виртуального общения, способствует повышению качества коммуникационных процессов. СМС-сообщения доходят быстрее нежели бумажные письма. Также они хранят в себе информацию на тот случай, если мы хотим отправить письмо позже.

       По сравнению с взаимодействиями «лицом к лицу» текстовые SMS-сообщения носят более личный характер. Кроме того, используя SMS, люди могут выразить чувства, которые они затрудняются передать при личном контакте. Но СМС-сообщения имеют и отрицательные черты. Например, часто люди пишут СМС-ки с орфографическими ошибками, что приводит к снижению грамотности. Чтобы пользоваться этой услугой нам приходится платить. Также нет гарантии, что СМС дойдет до собеседника из-за неполадок сети. 

Из вышесказанного видно, что положительных моментов всё-таки больше, чем отрицательных. Потенциал создания электронного текста, в отличие от любого другого письменного текста, гораздо шире и предполагает наличие огромного арсенала экстралингвистических средств, которые возлагаются на всевозможные компьютерные функции. Например, графические - изображение «смайликов» или различных значков, которые передают эмоциональное состояние виртуальных собеседников.

    Таким образом, на основе перечисленных особенностей (передача информации, дистанционность, письменная форма, ограниченность в объёме) можно сделать вывод о том, что SMS – разновидность эпистолярного  жанра, который   обладают некоторыми преимуществами перед почтовым письмом: быстротой создания и быстротой передачи.Cложно сказать однозначно: положительное или отрицательное явление SMS. Но факт существования нового языка общения признать необходимо. И придётся признать: эпистолярный жанр просто переходит в новое качество. Думаю, язык SMS будет развиваться и дальше.

  1. Практическая часть

Анкетирование среди учащихся 5-11 классов «Нужны ли письма в наше сегодня - время информационных технологий».  (Приложение).

Мы провели анкетирование среди учащихся 5-11 классов. В конце концов, неплохо бы знать мнение подрастающего поколения. Школьникам было задано 9 вопросов:

Как вы думаете, для чего нужны письма?

Получали ли вы письма?

Радостно ли вам было?

Писали ли вы сами письма своим друзьям, родственникам?

Легко ли написать письмо?

Какие способы общения наиболее часто используются вами?

Устраивают ли Вас используемые Вами способы связи?

Какие из способов общения кажутся Вам самым удобным?

Нравится ли Вам писать письма?

Ответы превзошли все наши ожидания. Письма - вид связи, еще не исчерпавший свои возможности, хотя и вытесняемый из повседневной жизни другими, более современными видами связи.

По итогам анкетирования выяснилось, что большинство учащихся считает, что письма нужны для общения. Также выяснилось, что большая часть учеников не только получала, но и писала письма. На вопрос «Легко ли написать письмо?» многие ответили отрицательно. Самым же удобным средством связи они все-таки считают соц. сети.

Данные результаты подтверждают мое предположение о том, что традиционное почтовое письмо не пользуется авторитетом по сравнению с новыми формами письменных сообщений.

 

  1. Презентация  результатов

Продуктом данного проекта явилась презентация с результатами и выводами по данной теме. Защита проекта пройдет на Фестивале проектов «Планета Знаний» 12 апреля 2019 года.

 

  1. Вывод:

Бумажные письма уходят в прошлое, т.к. для обмена информацией люди предпочитают пользоваться СМС и электронной почтой. СМС доходят быстрее, и чтобы получить ответ не надо ждать несколько дней. Чтобы написать письмо нужны усидчивость, терпение, внимание и желание, а вот написать СМС гораздо легче: набросал пару предложений и СМС готово. И с развитием Интернета бумажные письма все дальше уходят в прошлое, но несмотря на достижения технического прогресса, эпистолярный жанр имеет право на существование. Я считаю, что эпистолярный жанр не «умрет» совсем, а перейдет на новый уровень. Ведь если подумать СМС- это и есть измененные укороченные письма. Но все же я считаю, что писать бумажные письма стоит, ведь это воспоминания. Письма можно подержать, понюхать, поцеловать, погладить и хранить в какой -нибудь шкатулочке. А вот Смс-ки и электронные письма могут затеряться, удалиться, если адресат не распечатает его на бумаге.

         Таким образом, гипотеза о том, что эпистолярный жанр, возможно, перейдет на новый уровень подтвердилась

  1. Оценка результатов (рефлексия)

Работая над этим проектом, я узнала, что такое эпистолярный жанр; как появились и развивались письма; научилась анализировать анкеты.

По окончании работы над проектом я заполнила таблицу ЗИУ, Лист самооценки «Чему я научился»

  1. Рефлексировать: видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности; ошибки.
  2. Целеполагать: ставить и удерживать цели.
  3. Планировать: составлять план своей деятельности.
  4. Моделировать: представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное.
  5. Проявлять инициативу при поиске способа решения задач.
  6. Вступать в коммуникацию: взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
  7. Что-то другое: в ходе работы над проектом я закрепила навыки поиска информации, научилась анализировать сделанное, видеть трудности, составлять план своей деятельности, взаимодействовать со школьниками
  1. Заключение

   Не берусь предсказывать, что будет в будущем с передачей информации, но знаю одно – человеку всегда необходимо испытывать приятные эмоции и не важно благодаря какому письму это произойдет, может бумажному, может электронному. Главное, уделять больше внимания дорогим, близким тебе людям и как можно чаще, общаясь с ними, дарить радость, любовь и отличное настроение.

Литература

1. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. /В.Г. Ветвицкий//- М.: Просвещение, 1994. -143с.

2. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. Факультативный курс. Пособие для учащихся /В.Г. Ветвицкий//- М.: Просвещение, 1999. -127с.

3. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для внеклассного чтения (7-10 класс) /К.С.Горбачевич// - М.: Просвещение,1996. - 191с.

4. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. В четырёх томах./В.И. Даль. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2009. – 834с.

5. Колесов В.В. История русского языка в рассказах /В.В. Колесов//- М.:«Просвещение»,1996-175с.

6. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове /З.Н.

7. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин//- М.:«Знание», 1976-144с.

http://100-000-pochemu.info/id/1321   ( дата обращения 05.02 2019)

http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pismo.html  ( дата обращения 10.02.2019)

https://pandia.ru/text/80/450/30777.php( дата обращения 18.02.2019)

https://www.istmira.com/novosti-istorii/8074-kak-poyavilos-pismo.html  ( дата обращения 28.02.2019)

https://www.znaikak.ru/kakoformitpismo.html   (дата обращения 05.03.2019)      

https://pandia.ru/text/80/450/30777.php( дата обращения 10.03.2019)

Приложение

Мы провели анкетирование среди учащихся 5-11 классов, результаты оформили в виде таблицы

Назначение писем

Кол-во, шт

Доля, %

Обмен информацией

2

3

Общение

46

65

Передача информации

18

25

Сообщение

5

7

Итог

71

100

     
     

Получали ли Вы письма

Кол-во, шт

Доля, %

Да

45

63

Нет

26

37

Итог

71

100

     
     

Радостно ли было

Кол-во, шт

Доля, %

Да

37

52

Нет

32

45

Затрудняюсь

2

3

Итог

71

100

     
     

Писали ли Вы письма

Кол-во, шт

Доля, %

Да

42

59

Нет

29

41

Итог

71

100

     
     

Легко ли написать письмо

Кол-во, шт

Доля, %

Да

16

23

Нет

36

51

Затрудняюсь

19

27

Итог

71

100

     
     

Способы общения

Кол-во, шт

Доля, %

Соц.сети

51

72

Видеозвонки

6

8

Живые беседы

1

1

Интернет

8

11

Смс

5

7

Итог

71

100

     
     
     

Устраивают ли способы связи

Кол-во, шт

Доля, %

Да

66

93

Затрудняюсь

2

3

Нет

3

4

Итог

71

100

     
     
     

Удобные способы общения

Кол-во, шт

Доля, %

Живые беседы

11

15

Звонки

3

4

Письма

1

1

Смс

4

6

Соц.сети

52

73

Итог

71

100

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн