Вы не зарегистрированы

Авторизация



Темирханова К "Исследование уровня профессионального выгорания педагогов"

VII Фестиваль проектов "Планета Знаний - 2019"

 

"Исследование уровня профессионального выгорания педагогов"

Область научных знаний: биология, психология

Номинация "Реализованный проект"

 

Проект выполнила

Темирханова Ксения

                      учащаяся 9 класса МБОУ «СОШ №10

                                                        п. Каменский  Красноармейского района

Саратовской области

                                                        Руководитель:

Галинова Елена Николаевна, 

учитель химии и биологии

                                                        МБОУ «СОШ №10 п. Каменский

                                                                           Красноармейского района                  

                                  Саратовской области»

 

Тема проекта: «Исследование уровня профессионального выгорания педагогов.»

 

Оглавление

 

 

1.Введение

 

3-4

2.Описание  проектной работы

5-22

2.1. Погружение в проект

5

2.2. Организация деятельности

 

6

2.3. Осуществление деятельности

7-21

2.4. Выводы

21

2.5. Оформление результата

21

2.6. Рефлексия.

21-22

3.Заключение

22

Литература

23-

Приложение

24-30

 

Введение

 Бессердечье к себе — это тоже увечье. Не пора ли тебе отдохнуть?

Прояви, наконец, сам к себе человечность, — Сам собою побудь…

 Е. Евтушенко.

Актуальность темы:   В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний.

Психологическое благополучие учителя – одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания – психологического явления, оказывающего негативное воздействие на здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере.

Почему одни находятся в гармонии с окружающим миром и с интересом и радостью работают, учатся, занимаются карьерой, растят детей, а другие всё глубже погружаются в депрессию, нежелание заниматься работой, общаться с людьми, избегают любых «душевных» нагрузок?

Исследования показывают, что педагогические работники относятся к группе «профессии высшего типа» по признаку необходимости постоянной работы над предметом и собой. При этом педагог вынужден постоянно находиться в атмосфере чужих эмоций, служить то утешителем, то мишенью для раздражения и агрессии. К этому добавляется ответственность за детей и переживания по поводу их проблем. Если у педагога обнаруживается избирательная уязвимость в отношении к некоторым профессиональным проблемам, профессиональный «груз» становится непосильным, ухудшается здоровье, страдает качество работы. В итоге – человек «сгорел на работе», но ни он сам, ни ученики от этого не выиграли.

Гипотеза:  синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога.

Цель работы: Исследовать развитие синдрома эмоционального выгорания педагогов.
           Задачи:   1. Изучить синдром эмоционального выгорания на основе различных исследований.

2.Разработать рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания

 Объект исследования:   синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у педагогов.

 Методы исследования: русскоязычная версия опросника «Синдром профессионального выгорания», разработанная Н. Е. Водопьяновой , В.В. Бойко.

Практическая  значимость: проекта заключается в подборе диагностического материала, составление и подборе  занятий с элементами тренинга,   разработке памяток.

II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

2.1. Погружение в проект.

Сейчас обществом декларируется образ социально успешного, уверенного в себе, самостоятельного и решительного человека. Многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованным в обществе.

Но для поддержания соответствующего имиджа человек  должен иметь внутренние ресурсы.

Как -то разговаривая с  мамой,   я услышала выражение «синдром выгорания». Мне стало интересно что это такое ,  и я решила с этим вопросом обратиться к учителю биологии. Она мне рассказала., что люди, работающие в социальной сфере после нескольких лет работы испытывают состояние близкое к стрессовому. Они чувствуют постоянное утомление, головные боли, бессонницу, общее ухудшение здоровья, вызванное неврозами, сердечнососудистыми нарушениями, ослаблением иммунитета. Почему это происходит? Почему работа не приносит радость и чувство удовлетворения?. В этой связи возникла проблема: изучить феномен «выгорания» людей, занятых в социальной сфере. Мы решили остановиться на учителях и воспитателях детского сада.

2.2. Организация деятельности.

На следующем этапе проводится составление  плана работы над проектом.

Этапы

    Сроки

Мероприятия

I этап

 01.03

Планирование

 

II этап

04.03-11.03

Изучение и анализ  литературы

 

III этап

18.03-25.03

Практическая часть: выбор и подготовка методик  для изучения темы проекта

 

IV этап

26.03-28.03

Проведение тестирования

 

V этап

30.03-03.04

Продукт: создание буклета

 

VI этап

12.04

Защита проекта

 

VI I этап

 

Рефлексия. Отчет о проекте, заполнение листа самооценк

 

2.3. Осуществление деятельности.

1. Сбор информации.

1.1. Определение и история вопроса.


 Учитель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса, и его психологическое благополучие является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. Синдром  выгорания (сгорания) – процесс, оказывающий  негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере. Это заболевание было открыто в начале 1950-х гг., и долгое время считалось, что оно вызывается неизвестной формой вирусной инфекции. (Севастьянова Н.В.,2009)

В 1970-х медики обратили внимание, что новый «вирус» поражает в основном специалистов «хэлперских» (связанных с обслуживанием клиентов) профессий. Была установлена прямая связь между стрессами на работе, общением с огромным количеством людей, профессиональными перегрузками и ростом числа больных. Болезнь назвали «синдромом хронической усталости».

Термин «burnout» (выгорание) впервые ввёл в 1974 году американский психиатр Х.Дж. Фрейденбергер. Он наблюдал группу людей, с полной отдачей и большим воодушевлением работавших в общественных организациях. После нескольких месяцев такой добровольной деятельности у большинства волонтёров наблюдались раздражительность, цинизм, душевное истощение. Начальный энтузиазм Фрейденберг назвал «эмоциональным горением», а состояние душевной усталости – по контрасту – «эмоциональным выгоранием».

Самое известное определение синдрома эмоционального выгорания дала К. Маслач (1982): «Эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий».

Это люди, чья профессиональная деятельность так или иначе требует вовлечения в непрерывный прямой контакт с различного рода реципиентами – здоровыми людьми, пациентами, детьми, заключенными и другими. Деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время. Общение между профессионалом и клиентом часто насыщено эмоционально. Это трудная ситуация для обеих сторон. В отечественной науке меньше исследований (В.В. Бойко, Т.В. Форманюк, М.А. Аминов и др.). Но в связи с переменами на территории бывшего Советского Союза эта проблема стала актуальной и для отечественных психологов и психиатров.

По определению Н.Е. Водопьяновой «эмоциональное выгорание – это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней эффективности». Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

1.2. Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания.

Россия сегодня – это страна, в которой происходят глобальные изменения во всех сферах общественного развития. Не стала исключением и система образования. В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".
В 1981 году вышла работа американских психологов К. Маслач, С. Е. Джексона, в которой возможность психического выгорания ограничивается представителями коммуникативных профессий. В соответствии с их подходом синдром психического выгорания включает в себя три фазы: эмоциональное истощение; деперсонализацию (тенденцию развивать негативное отношение к клиентам); редуцирование личных достижений проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других.

Три стадии профессионального выгорания:

                                  Эмоциональное истощение
 Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: «вроде бы все пока нормально, но…скучно и пусто на душе»;

- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «не лезьте ко мне, оставьте в покое!».
Вторая стадия деперсонализация

 Возникают недоразумения в отношениях с людьми, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии людей,  вначале это с трудом сдерживаемая апатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение человека – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Третья стадия редуцирование личных достижений
 Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к  собственной жизни. Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощущается холод в его душе.
Следствия профессионального выгорания
 Снижение самооценки. «Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаянье;
Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания не в состоянии установить нормальный контакт с людьми. Преобладают объект-объектные отношения.
Эмоциональное истощение. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводит к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и др.

К.Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические.

К физическим относятся:
Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;
- ощущение эмоционального и физического истощения;

- отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию;
-общая слабость, снижение активности и энергии;
- частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
-резкая потеря или резкое увеличение веса;
-полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня;

Социально-психологические симптомы:
- безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности;
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя;
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получиться или он не справится;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы:
-ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берет работу на дом, но и дома ее не делает;
-затрудняется в принятии решений;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам:
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцируемость от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
Выгорание может быстро распространиться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками и пессимистами. Взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание выгорающих. Наибольшая вероятность того, что это случиться, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К.Чернисс говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, уязвимо. Они находятся в высокострессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога.

1.3 Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания
После того, как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались на два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные.

Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В. Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание.
Группа организационных внешних факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.

            Дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» - мелких подробностей. Противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность (например, учащихся в классе). При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте, ученике и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон.

Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего это касается медиков. педагогов, воспитателей и т.д. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. (например, школьный учитель: за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значимы, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются).

Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: она определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних рассчитывать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.

Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который портит вам нервы или» доводит до белого каления». Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание…»..
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других», В.В.Бойко относит следующие факторы:

Склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех,  кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко получается так,  что проработав «в людях» до пенсии, человек, тем не менее не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию.

 Восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть наивности специалист,  работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессовый случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное участие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это «безграмотным сочувствием» - полном растворении в другом. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11 – 16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.

Следует отметить, что эмоциональное выгорание имеет и свои плюсы, так как позволяет человеку экономно и дозировано расходовать энергетические ресурсы. Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности и отношениях с партнерами, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, вслед за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

Синдром эмоционального выгорания ставиться в зависимость и от темперамента,  иначе говоря,  феномен эмоционального выгорания имеет место тогда, когда у субъекта труда возникают негативные, отрицательные отношения к объекту своего труда, однако при этом объективные условия профессий типа «человек-человек» требуют положительного и внимательного отношения к нему. В результате, приходится на подсознательном уровне сдерживать свои отношения, подавлять их. Заменять на противоположные, что может привести как раз и к неудовлетворенности своим трудом, собой, к эмоциональной разрядке на своих близких, дезорганизуя и профессиональную деятельность, и межличностные отношения.

2. Практическая часть.

Для достижения   цели и задач  проекта мною было проведено небольшое исследование.

Для этого использовались следующие методы: тестирование с использованием стандартных  психодиагностических методик, позволяющих определить наличие синдрома «профессионального выгорания» и выявить личностные особенности респондентов. Участниками исследования стали педагоги СОШ №10 п. Каменский и воспитатели детского садика «Солнышко». Общее количество участников 17 человек: 12 учителей и 5 воспитателей.

Методика В.В.Бойко  (приложение 1)  помогла сделать вывод, что проблема «профессионального выгорания» в педагогической деятельности актуальна.

Симптом не сформирован у 3 учителей и 2 воспитателей

Симптом на стадии формирования у 8  учителей и 3 воспитателей

Симптом сформирован – у 1 учителя и ни у  одного воспитателя .

Во время диагностического этапа реализации проекта был выяснен:

уровень психологической уравновешенности: (приложение 2)

Общее количество педагогов, принявших участие в диагностике – 12 человек и 5 воспитателей.

Терпеливые, спокойные люди – 1 учитель и ни одного воспитателя.

Раздражают только очень неприятные вещи – 10 учителей и 5 воспитателей ( самый распространенный вид людей)

Не относятся к числу терпеливых и спокойных людей – 1 учитель и  ни одного воспитателя.

Симптомы профессионального выгорания  (методика К. Маслача  и С. Джексона) (приложение 3):

Общее количество педагогов, принявших участие в диагностике – 11 человек, воспитателей - 5

 

 


Низкий

 уровень


Средний уровень


Высокий уровень

Эмоциональное истощение


0-15


16 - 24


25 и выше

Деперсонализация


0-5


6 - 10


11 и выше

Редукция личных достижений

37 и выше

31-36

30 и меньше

Результаты  исследования учителей

 


Низкий

 уровень


Средний уровень


Высокий уровень

Эмоциональное истощение


2


4


 6

Деперсонализация

4

1

7

Редукция личных достижений

1

3

8

      Из таблицы видно, что эмоциональное выгорание педагогов на низком уровне у 2 педагогов, средний уровень у 4 и группу риска составляют 6 педагогов


Деперсонализация  это процесс перехода межличностных отношений в более формальные. Человек становится черствым, безразличным, холодным, циничным, более конфликтным, злым, раздражительным. Естественно, это разрушительно сказывается на его отношениях с людьми.

На низком уровне у 4 педагогов, на среднем у одного, а вот группу риска составляют 7 человек

Редукция личных отношений это - эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к  собственной жизни на низком уровне у одного педагога, на среднем у трех, и на высоком у 8 человек. Причём, больше всех СЭВ разного уровня выявлен у педагогов с 20-25летним стажем работы

Результаты  исследования воспитателей

 


Низкий

 уровень


Средний уровень


Высокий уровень

Эмоциональное истощение

4

1

 

Деперсонализация

3

 

2

 

Редукция личных достижений

0

1

4

У воспитателей эмоциональное выгорание и деперсонализация на низком и среднем уровне, а вот редукция личных достижений у 4 человек

Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания носит не монотонный возрастающий характер, а существуют определенные его проявления, зависящие от возрастных и профессиональных кризисов педагога.

Если проследить по возрастным категориями и по стажу работы  , то наиболее высокие показатели СЭВ имеют педагоги со стажем работы от 21до 25 лет. То есть, педагоги, вошедшие в данную группу, возрастные границы которой 40-48 лет, оказались наиболее подверженными синдрому эмоционального выгорания. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения. Если этого не происходит, осознанно или нет, человек начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворенность трудом, переутомление. Еще одной причиной может быть так называемый “педагогический криз” это спад профессиональной деятельности учителя.

У педагогов со стажем работы более 15 лет, возрастные границы 36-42 года, все фазы синдрома эмоционального выгорания также имеют тенденцию к росту. Можно предположить, что данный подъем также связан с возрастными особенностями. Этот период связан с кризисом идентичности личности.

Если человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-57 лет он переживает новый подъем творческих сил. Возможно, поэтому в данной группе (стаж-31-35лет) оказались педагоги с разными стадиями формирования синдрома.

Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа педагогов со стажем работы от 5 до 15 лет, возрастные границы 26 - 37 год. Для этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни, продвижению по карьерной лестнице. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования, о том, что синдром эмоционального выгорания развивается в результате длительной профессиональной деятельности подтверждается.

Чтобы помочь педагогам справиться с СЭВ мы подобрали несколько упражнений для снятия психоэмоционального напряжения и улучшения их личного самочувствия.

Регулярное выполнение предложенных техник и упражнений позволит педагогу оценить своё психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, обрести уверенность в себе.

Мы провели несколько подобных упражнений с воспитателями детского сада.

2.4.Выводы

По результатам проекта сделаны следующие выводы:

1. Изучена литература по данной проблеме;

2. Проведено психологическое тестирование.

3. Выявлены особенности формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов в процессе профессионализации.

Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога

2.5. Оформление результатов.

Продуктом данного проекта стал буклет с рекомендациями и упражнениями для снятия эмоционального напряжения у  учителей и воспитателей.

2.6. Рефлексия.

Работа над проектом мне  очень понравилась. В ходе работы над  проектом я научились давать самооценку своей деятельности, делать выводы, проводить исследования По окончании работы я заполнила бланк отчета о проекте.

Заключение

Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома.

Поэтому профилактика выгорания педагогов должна стать заботой администрации и психолога. Внимание к каждому педагогу, чёткая организация работы, создание комфортной, дружеской, позитивной рабочей обстановки,  профилактические беседы, тесты, тренинги, сеансы релаксации – это дело школьного психолога и самого педагога, и это поднимает его роль и значение в школьной жизни.

Педагог, призванный не только учить и помогать своим ученикам, заботиться, воспитывать, но должен заботиться и о себе. Каждый учитель должен сам вовремя заметить первые признаки выгорания. Обратиться за помощью, научиться справляться со стрессами. Ведь учитель, особенно на современном этапе, должен быть  психологом. И если он может найти подход к огромному количеству своих учеников, то должен уметь прислушаться и помочь себе. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье"

Список литературы


1.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996.

2.Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов. «Вопросы психологии». 2/2005.
3.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. «Синдром выгорания: диагностика и профилактика», М-СПб, "Питер", 2005

4. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Текст]: Статья 1978.

5. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом.[Текст]/ Рогов Е.И.- М., Владос, 1998.

6.Севастьянова Н.В. Взаимосвязь профессионального выгорания и творческого потенциала педагога. «Воспитание школьников». 10/2009

7.Семиздралова О.А. Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения. «Народное образование». 1/2010.

8.Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. «Вопросы психологии». 6/1994.  – С. 57–63.

9.Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя[Текст]Народное образование.- 2009.-№2 -С.127-137.

10. Эмоциональное выгорание [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://psyhologsova.ucoz.ru                                                                                                   

 Приложение 1

Тест на профессиональное выгорание. Экспресс оценка В. Бойко.

Цель: Выявить у себя наличие или отсутствие этого синдрома.

(На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.)

1.Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен Да/Нет

2.Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделала бы это без промедления Да/Нет

3.Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры Да/Нет

4.То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики. Да/Нет

5.На протяжении последних трёх месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. Да/Нет

6. Коллегам я придумала обидные прозвища, которые использую мысленно Да/Нет

7.С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной Да/Нет

8.О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое Да/Нет

9.Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям Да/Нет

10.За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое Да/Нет

Оценка результатов: 0-1 балл - Синдром выгорания вам не грозит. 2-6 баллов - Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7-9 баллов - Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов - Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, чтобы он не погас, нужна помощь специалиста.

                                                                                    Приложение 2

Определение своей психологической уравновешенности

Ответьте на вопросы одним из трех способов: «да, безусловно» (3 балла), «да, но не очень» (1 балл), «нет, ни в коем образом» (0 баллов) и суммируйте баллы.

Раздражает ли вас:

1. Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?

2. Не слишком молодая женщина, одетая, как юная девушка?

3. Чрезмерная близость собеседника во время беседы?

4. Женщина, которая курит на улице или в общественном месте?

5. Человек, что кашляет в вашу сторону?

6. Что кто-то грызет ногти на ваших глазах?

7. Что кто-то смеется невпопад?

8. Что кто-то пытается учить вас, что и как делать?

9. Что любимая девушка (парень) всегда опаздывает?

10. Что в кинотеатре тот, кто сидит впереди, все время крутится и разговаривал?

11. Что вам пересказывают сюжет романа, который вы только собираетесь прочесть?

12. Что вам дарят ненужные вещи?

13. Громкий разговор в общественном транспорте?

14. Слишком сильный запах духов?

15. Человек, который жестикулирует во время разговора?

16. Коллега, который часто употребляет иностранные слова?

Более 36. Вы не относитесь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает почти все. Вы легко теряете равновесие. Это расшатывает вашу нервную систему, усугубляя недоразумения с окружающими.

От 13 до 38. Вы принадлежите к самой распространенной группе людей, которых раздражают только очень неприятные вещи. Не драматизируя повседневные неурядицы, вы способны легко забывать о них. Менее чем 13. Вы достаточно спокойный человек и смотрите на жизнь реально. Вас не так уж и просто вывести из равновесия. А это – «страховка» от стресса

                                                                                 

.Приложение 3

                                  Опросник на выгорание
(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)

Инструкция Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

Текст опросника

 

Никогда

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

Каждый день

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным

 

 

 

 

 

 

2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»

 

 

 

 

 

 

3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу

 

 

 

 

 

 

4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела

 

 

 

 

 

 

5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним

 

 

 

 

 

 

6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться

 

 

 

 

 

 

7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами

 

 

 

 

 

 

8.Я чувствую угнетенность и апатию

 

 

 

 

 

 

9. Я уверена, что моя работа нужна людям

 

 

 

 

 

 

10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю

 

 

 

 

 

 

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня

 

 

 

 

 

 

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление

 

 

 

 

 

 

13.Моя работа все больше меня разочаровывает

 

 

 

 

 

 

14. Мне кажется, что я слишком много работаю

 

 

 

 

 

 

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам

 

 

 

 

 

 

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех

 

 

 

 

 

 

17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе

 

 

 

 

 

 

18. Во время работы я чувствую приятное оживление

 

 

 

 

 

 

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного

 

 

 

 

 

 

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе

 

 

 

 

 

 

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам

 

 

 

 

 

 

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов

Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:

0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

Ключ: «Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).

«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Выводы

Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».

Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ