Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дальний Восток- край контрастов.

Submitted by татьяна Нпиколаевна Oбейко on вс, 07/04/2019 - 12:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Обейко Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 

Учитель географии МБОУ "Алексеево-Тузловская СОШ"

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Дидактическая цель: Создать условия для осмысления и закрепления учащимися системы знаний о  взаимосвязи  природных  компонентов, о природе нашей Родины   на  примере  Дальнего  Востока , рассмотрев тему «Дальний Восток – край контрастов» средствами технологии проектного обучения.

Образовательная цель: добиться осознания, усвоения, закрепления знаний об особенностях природы Дальнего Востока, показать роль географического положения и размеров территории, особенностей климата на основные особенности природы данного региона.

Воспитательная цель: способствовать пониманию идеи целостности природы России,  формированию географической культуры личности.

Развивающая цель: создать условия для развития системы умений выполнения проектов  информационно-исследовательского характера через умение работать с текстом учебника, картами атласа, материалами из  Интернета, литературой публицистического характера, умения анализировать и обобщать полученные знания.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Алексеев А.И. "География России.Природа и население" 8 класс

Используемая методическая литература: 

Алексеев А.И. "География России.Природа и население" 8 класс. Атласс 8 класс. Физическая карта России.

Используемое оборудование: 

учебник географии 8 класс, настенная карта «Физическая карта России», карты атласа «Дальний Восток», контурная карта, персональный компьютер с выходом в Интернет, справочный материал по данному региону (таблицы, иллюстрации).

Используемые ЦОР: 

учебник географии 8 класс, настенная карта «Физическая карта России», карты атласа «Дальний Восток», контурная карта, персональный компьютер с выходом в Интернет, справочный материал по данному региону (таблицы, иллюстрации).

Краткое описание: 
<p>Урок географии 8 класс на тему &quot;Дальний Восток&quot;.</p>

Тема урока "Дальний Восток — край контрастов"  8 класс

 

Дидактическая цель: Создать условия для осмысления и закрепления учащимися системы знаний о  взаимосвязи  природных  компонентов, о природе нашей Родины   на  примере  Дальнего  Востока , рассмотрев тему «Дальний Восток – край контрастов» средствами технологии проектного обучения.

Образовательная цель: добиться осознания, усвоения, закрепления знаний об особенностях природы Дальнего Востока, показать роль географического положения и размеров территории, особенностей климата на основные особенности природы данного региона.

Воспитательная цель: способствовать пониманию идеи целостности природы России,  формированию географической культуры личности.

Развивающая цель: создать условия для развития системы умений выполнения проектов  информационно-исследовательского характера через умение работать с текстом учебника, картами атласа, материалами из  Интернета, литературой публицистического характера, умения анализировать и обобщать полученные знания.

Тип урока:  изученного нового материала.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Технология проектного обучения.

Средства обучения: учебник географии 8 класс, настенная карта «Физическая карта России», карты атласа «Дальний Восток», контурная карта, персональный компьютер с выходом в Интернет, справочный материал по данному региону (таблицы, иллюстрации).

Цели для учащихся:

  1. Освоить знания о географических особенностях природы Дальнего Востока, овладеть умениями использовать географическую карту, статистические материалы, интерактивные географические модели для поиска и интерпретации данных по природным условиям и природным ресурсам для составления комплексной географической характеристики Дальнего Востока
  2. Уметь работать над проектом, соблюдать необходимые требования к проекту:
    • Наличие социально значимой задачи (проблемы).
    • Планирование действий по разрешению проблемы.
    • Исследовательская работа учащихся.
    • Поиск учащимися нужной информации.
    • Результат работы - продукт, который разрешает поставленную проблему.
    • Презентация продукта.

Цели урока:

Освоить знания о географических особенностях природы Дальнего Востока, овладеть умениями использовать географическую карту, статистические материалы, интерактивные географические модели для поиска и интерпретации данных по природным условиям и природным ресурсам для составления комплексной географической характеристики Дальнего Востока

 

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Знать:

- особенности географического, геополитического, эколого- географического положения района;

- особенности физико-географического положения Дальнего Востока, влияющие на формирование контрастности природных условий территории.

Познавательные УУД:

уметь:

- формулировать особенности географического положения региона; y оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения;

- устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей;

- выбирать необходимую информацию и анализировать её;

- применять географические знания для объяснения размещения и оценки обеспеченности Дальнего Востока разнообразными видами ресурсов;

- проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических тематических карт

-устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

 

Регулятивные УУД:

-самостоятельно определять задачи и составлять планы воспроизведения материала;

- адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий.

Коммуникативные УУД:

- иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной и учебно-исследовательской деятельности.

 

Ход урока

Этапы урока

Этапы

проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

 

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на успешную работу.

 

Проверяют свою готовность

 к уроку. Настраиваются на плодотворную работу.

Организация деятельности. Актуализация знаний и умений

 

 Фронтальный опрос.

-На картах в атласе найдите имена путешественников, исследователей Восточной Сибири. С какими трудностями сталкивались исследователи этого края? (Суровый климат, сложный рельеф, многолетняя мерзлота)

- Все больше человек осваивает природу Восточной Сибири. Назовите экологические проблемы, которые при этом возникают? (Защита лесов от пожаров, загрязнение атмосферы и вод)

Работают с картами атласа.

Отвечают на вопросы учителя .

Целеполагание и мотивация

1.Ценностно-ориентиро-

ванный

(подготовительный)

Мотивация проектной деятельности.

 

Постановка темы, целей и задач урока.               

    -    «Это край гор, земли землетрясений и моретрясений, дымящих вулканов, высоких приливов, бурных рек и ручьев, водопадов, грязевых, минеральных и горячих источников, месторождений цветных и редких металлов, тайфунов, частых штормов, метелей, туманов»

 

 

- О каком природном районе  идет речь?      

Что мы будем изучать на уроке?                                     

- Сегодня на уроке мы будем изучать Дальний Восток. Тема урока: «Дальний Восток: край контрастов». 

- Предлагаю провести   урок- исследование. Мы отправимся в путешествие по Дальнему Востоку.     Предлагаю вам стать первопроходцами, а я буду вашим руководителем.  

                             

 - Каковы будут цель и задачи нашего путешествия?

                              

 

 

 

- Прежде, чем отправиться в путешествие по Дальнему Востоку, нужно знать  точный адрес исследуемого места, т.е. географическое положение.  - Откройте в атласе  «Физическую карту» стр. 44-45.     По физической карте найдите моря, заливы, острова, полуострова, вулканы, формы рельефа Дальнего Востока. Отметьте их на контурной карте.

 

Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей работы:

отвечают на вопросы учителя, стремятся к самостоятельному формулированию темы, целей и задач урока.

Формулируют тему урока

Формулируют цель и задачи урока

Определяют географическое положение Дальнего Востока. Работают с контурной картой

Осуществление деятельности. Закрепление умений работать над проектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала.

 

 

2. Основной:

а) конструк-

торский

 

б) технологический

Предлагаю разделить класс на три группы.

(Учитель перед исследованием раздаёт группам задания, проводит вводный инструктаж). Предлагаю рассказать, каков план  работы над проектом, какие источники информации можно  использовать.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/561019/1.jpg

 

Задание первой группе:

-Определить  географические  координаты   самой  северной  и  южной  точек Дальнего  Востока  ( м. Дежнева  и  г.  Хасан)  атлас  стр.  4-5  или  стр.  45

Задание  второй группе:

-  Вычислить  расстояние  от  Саратова  до  Хабаровска.  Атлас  стр.  4-5

Задание  третьей  группе:

-  Определить  поясное  время  Владивостока,  если  в  Саратове  10 ч.  утра.

Задание каждой группе:

Работа  по  тектонической  карте:

-  Определяем  возраст  земной  коры. 

-  Почему  ДВ – единственный  район  страны,  где  извергаются  вулканы,  часто происходят  землетрясения?

-  Какой  рельеф  преобладает?

-  Какие  полезные  ископаемые  добывают?

 

 Изучение нового материала:

(Учитель раздаёт подготовленные памятки и алгоритмы по организации самостоятельной работы).

  • Мы работаем в  группах  исследователей:

1 группа – «Геологи» - будет исследовать рельеф Дальнего Востока и ответит на вопрос: «Какие формы рельефа характерны для Дальнего Востока?»

2 группа – «Климатологи» - исследует климат Дальнего Востока и ответит на вопрос: «Какие  факторы  формируют  климат  ДВ? Чем характеризуется климат  Дальнего Востока?»

3 группа – «Гидрологи» -  исследует внутренние воды  Дальнего Востока и ответит на вопрос: «Каковы главные особенности внутренних вод   региона?»

(на работу отводится 15  минут,  каждая группа работает с  материалами для исследования:

- учебник географии,

- атласы,

- дополнительная  литература - энциклопедии, хрестоматии,

- словари, интернет-источники)

 

Предлагаю каждой группе рассказать , какие методы исследования они использовали при работе над проектом

Рассматривают структуру проекта.

Выполняют задания в группах.

 

Каждая группа рассказывает по какому плану работать  над проектом: выделение проблемы, постановка и выдвижение гипотез, цели и задачи, планирование деятельности, сбор информации, осмысливание информации, изготовление и оформление продукта (отчёт, презентация, исследовательский реферат ), рефлексия. Распределение ролей в проектной группе.

 

 

 

Включаются  в проектную деятельность в группе: сбор, поиск материала.

Выполняют исследова-

тельскую работу — составляют описания природных особенностей Дальнего Востока

 

 

 

Каждая группа рассказывает о используемых методах исследования: сбор информации, анализ данных, обобщение результатов.

 

 

  3.

 Защита проекта

а) защита проекта

б) оценка результатов

 

 

Организация дискуссии. ( Отчёт по группам).

Подведение итогов дискуссии.

- Мы рассмотрели основные особенности природы Дальнего Востока.

- Дальний Восток- удивительный и  загадочный природный район нашей страны.

 Хороша Россия, велика,  и вся она наша – твоя и моя!

Удивительная и неповторимая по своей красоте природа  давно  воспета на полотнах художников, она живёт в волшебных словах наших писателей, поэтов.

По склонам сопок тропы вьются круто

Там, в буйных зарослях душистых трав.

Могучая, ветвистая лиана

 Деревья обвивает, как удав.

 Сверкают ильмы, ольхи жмутся и к ивам,

И там, где кедры выстроились в ряд,

Густо - зелёный, с палевым отливом

Гирляндами прижавшись к хвойным гривам,

 Нет – нет, да глянет дикий виноград.

Воркуют горлицы, их резким криком

 Безмолвная вокруг колышется тайга,

 И на заре по крутобедрым пикам

мелькнут то тигр, то рысь, то кабарга…

 Б. Глушаков

 

 Включаются в дискуссию, представляют результаты деятельности.

( Отчёт по группам).

Участвуют в коллективном обсуждении результатов проекта.

Закрепление и обобщение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Оценочно-рефлексив-

ный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление и обобщение новых знаний.

- Для обобщения и закрепления изученного материала о ДВ предлагаю географический диктант.

 

Дополнить предложения, подобрав необходимые слова.

  1. В состав Дальнего Востока входят полуострова-….
  2. В состав Дальнего Востока входят острова-….
  3. Дальний Восток омывают моря Тихого океана-…..
  4. Расположение Дальнего Востока на контакте литосферных плит является причиной частых землетрясений, которые вызывают волны-…..
  5. Горообразование на Дальнем Востоке не завершилось, об этом свидетельствуют-…..
  6. Дальний Восток - единственный район России, где встречаются фонтанирующие горячие источники -…. Они находятся на востоке … .... .
  7. Климат юга Дальнего Востока- ….
  8. Муссоны зимой дуют с... на.., а летом – с…на ….
  9. Осадки здесь выпадают чаще в виде ….
  10. Самая крупная река Дальнего Востока …. . Она имеет крупные притоки… .
  11. Реки разливаются во время …
  12. Большую часть территории Приморья занимают хвойно-широколиственные леса - …

Самооценка своей деятельности.

 

Дополняют предложения.

Домашнее задание

 

п. 48.  Подумайте, чем отличаются природные ресурсы данного региона от ресурсов Восточной Сибири.

Записывают домашнее задание

 

Рефлексия

 

 

 

 

Подведение итогов урока.

Выводы

 

 Рефлексия.

-Как  вы  думаете,  необходимо  ли  вообще,  изучать  столь  удаленную  от  основной  территорию  страны?

Предлагаю оценить свою работу на уроке. Определяю уровень достижения цели, объясняю перспективы.

         Оцените свою работу на уроке, используя «светофор».

 

Красный цвет  - «есть на что обратить внимание»

Желтый  цвет – «я доволен своей работой на уроке»

Зеленый цвет- «я поработал отлично».

 

Подвожу  итог  обсуждениям ( о безусловной необходимости изучения  территории).

 

Ответы учащихся о необходимости изучения территории ДВ.

Оценивают результаты работы над проектом в каждой группе

Учащиеся подводят итог урока. Делятся впечатлениями.
Отвечают на вопросы: Удалось ли справиться с поставленной задачей? Как нам удалось достичь успеха?

Делают выводы.