Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Особенности подготовки учащихся к олимпиадам и другим интеллектуальным соревнованиям по физике

Submitted by Валентина Михайловна Долгова on вс, 21/04/2019 - 09:00

Особенности подготовки учащихся к олимпиадам и другим

интеллектуальным соревнованиям по физике

 

Главная задача олимпиад заключается в выявлении и развитии талантливых обучающихся, повышении интереса к изучению физики.

         Наши учащиеся не очень хорошо решают нестандартные задачи. Одной из причин является отсутствие в школах специальной системы подготовки учащихся к олимпиадам по физике. Подготовка к олимпиадам по физике должна быть специальной, долгосрочной, системной и отличной от школьных занятий, как по программе, так и по методам обучения.

                        Этапы работы по подготовке к олимпиадам по физике:

  1. Работа с 7-классниками начинается с выявления учеников с математическими способностями.
  2. Развитие мотивации учения («Эвристические уроки», «Час экспериментальной физики», «Клуб любителей физики» и др.).
  3. Организация дополнительной работы с одаренными учащимися (2-3 часа в неделю, в дни каникул).

4. Дополнительная работа с одаренными учащимися должна быть долгосрочной. 
5. Форма дополнительных занятий – индивидуальная.

6. Программа подготовки учащихся к олимпиадам должна быть комплексной (решение задач по физике требует очень глубоких знаний математики. Все проводимые олимпиады по физике показывают, что учащиеся не справляются с математической частью физических задач, в особенности, если требуется знание геометрии или тригонометрии).

        Очень важно познакомить учащихся с общими методами и приемами решения физических задач. При составлении программы по физике необходимо обязательно включить в ее практическую часть выработку у учащихся навыков по основным методам и приемам решения физических задач. К таким методам следует отнести: 

- Рациональный выбор системы отсчета и системы координат. 
- Принцип симметрии в задачах по физике. 
- Векторный метод. 
- Метод размерностей. 
- Метод электрических изображений. 
- Оценочный метод. 
- Графические методы решения задач. 
- Дифференциальный метод (разбиение на бесконечно малые элементы). 
- Интегральный метод (суммирование бесконечно малых элементов). 
           Практика работы с одаренными учащимися показывает, что очень эффективен трехэтапный метод: вначале учитель впереди, ученик – за ним. Это означает, что ученик в точности выполняет все указания учителя.

           Следующий этап: учитель и ученик – рядом. Это означает, что варианты работы, предложенные учителем, дополняются, изменяются или корректируются самим учеником в зависимости от его творческих возможностей. Конечным этапом работы с учеником в идеале является метод, когда учитель следует за учеником, помогая в выборе интересующей ученика информации и направляя его занятия. 

                                                       Олимпиадные задания:

  1. Задачи-оценки. Задачи подобного типа учащиеся не всегда готовы выполнить. Поэтому рекомендуется учителям физики, готовящим своих воспитанников к олимпиадам по физике, включить в программу подготовки к олимпиадам и задачи-оценки. 

2. Экспериментальные задачи. Для учащихся решение экспериментальной задачи является наиболее трудной частью олимпиады. Это могут быть задачи-наблюдения, в которых экспериментатор в течение какого-либо времени наблюдает за протекающими процессами.

        Есть несколько методических принципов, служащих вовлечению учащихся в олимпиадное движение.

Принцип №1: ненавязчивость и добровольность.

Принцип №2: высокая мотивация обучения.

Принцип №3: продуманность и систематичность занятий. Зада­ния должны быть продуманы, простой набор олимпиадных задач не даёт должного эффекта. Обязательна регулярность занятий.

Принцип№4: «В олимпиаде есть победители, но нет побеждённых», важно и просто участие. Олимпиады школьников представляют собой массовое движение, и именно поэтому оказывают заметное влияние на общий уровень знаний учащихся.

 

 

Индивидуальный маршрут по подготовке ученика 8 класса

Ф.И._________________________МАОУ СОШ №2 п.Энергетик Новоорского района

к региональному этапу олимпиады им. Дж.Кл.Максвелла по физике

(2018-2019 учебный год)

Учитель физики: _________________

Цель индивидуальной работы:

  1. Создание условий для развития высокомотивированных и одаренных обучающихся через развитие познавательного интереса к предмету.

2. Систематизация и закрепление изученного материала по физике для качественной подготовки к олимпиаде.

3. Успешное участие в олимпиадном движении по предмету.

4. Самореализация ученика через интеллектуально-творческие разноуровневые задания.

5. Активное участие ученика в конкурсах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня.

6. Развитие самостоятельности школьника, его самооценки.

Обзор основных тем для подготовки к олимпиаде

1) Системы единиц. Ученик должен уметь выражать одни физические величины через другие, иметь представление о точности измерений и погрешностях измерений, уметь приводить внесистемные единицы к единицам СИ.

2) Задачи на механическое движение. Решаются задачи на движение со скоростью, постоянной на отдельных участках пути.

3) Термодинамика и молекулярная физика (решение уравнения теплового баланса).

4) Электродинамика. Изучение этой темы начинается происходит на примере законов постоянного тока.

5) Оптика. Задачи с плоскими зеркалами или задачами на построение изображений в тонких линзах.

Планируемые результаты индивидуальной работы

1.Успешное участие ученика в олимпиадном движении по предмету.

2. Овладение навыками самостоятельной работы по предмету.

3. Повышение качества и прочности знаний ученика.

4. Обеспечение конкурентоспособности ученика в олимпиадном движении;

5. Удовлетворённость родителей результатами обучения своего ребенка.

График индивидуальных занятий с учителем

Сентябрь - май

Дни консультаций: 2, 4 среда месяца

(в 14-30)

В дни осенних и зимних каникул

Ежедневные занятия по 1,5 часа

 

Участие Ф.И. _______________________ в конкурсах по физике и

дистанционных олимпиадах  в 2018-2019 учебном году

 

Дата

Конкурс, олимпиада

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники дополнительной информации:

  1. Архив заданий с решениями олимпиад по физике им. Дж. Кл. Максвелла за 2009 - 2017 годы. [Электронный ресурс]: http://4ipho.ru/arhivy-zadach/arhivy-zadach-2009-2017/
  2. Баранова Н. олимпиады. Физика. 7-11 классы. Задания И. Предметные для подготовки к олимпиадам. ФГОС. – М.: Учитель, 2017. - 152 с.
  3. Зильберман А.Р. Школьные физические олимпиады. – М.: Изд-во «МЦНМО», 2017. – 248 с.
  4. Варламов С.Д., Зинковский В.И., Зильберман А.Р. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах. – М.: Изд-во «МЦНМО», 2017. – 248 с.
  5. – М.: Изд-во «МЦНМО», 2017. – 184 с.
  6. Козел С.М., Слободянин В.П. Всероссийские олимпиады школьников по физике. - М.: "Вербум-М", 2002. - 392с.
  7. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: книга для учащихся 7-11 классов. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.
     

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн