Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роль классного руководителя в профилактике преступлений и правонарушений из опыта работы

Submitted by Любовь Николаевна Сагеева on Fri, 03/05/2019 - 23:10

Роль классного руководителя в профилактике преступлений и правонарушений из опыта работы
Моя методическая тема классного руководителя: «Духовно-нравственное воспитание в учебной и внеурочной деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного  обучения и воспитания»  Тема тесно связана с сегодняшним разговором о ранней профилактике преступлений и правонарушений. Хочу поделиться опытом работы в этом направлении.                                                                                  Цель работы: профилактика и  оказание своевременной помощи детям, и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
    Задачи:
 -  создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
 - оказать помощь в достижении разрешения проблем;
- сформировать у ребенка ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
- оказать семье учащегося педагогическую помощь в воспитании.
Методы и формы:
ведение документации; беседа; наблюдение; тестирование; анкетирование;
анализ; консультирование; индивидуальная работа; групповая работа;
диагностика.
В классном коллективе я стараюсь создавать  условия эффективного воспитания и развития личности ребенка это:
·      гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
·      демократические принципы и стиль общения между учителем  и воспитанниками;
·      сознательная дисциплина и порядок;
·      возможность проявления детских инициатив и их поддержка.
Работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних ведется систематически. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних по МОУ СШ № 10  по следующим направлениям:
Методическая деятельность (Работа с классными руководителями)
Работа кружков и спортивных секций
Соуправление в школе и в классах
Семейное воспитание (организация взаимодействия с родителями)
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Гражданско-патриотическое
Экологическое 
Трудовое воспитание
Профориентация
Правовое воспитание
Осуществляя образовательный и воспитательный процесс в соответствии с уставом школы, с законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», законом РМЭ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних РМЭ»,  как классный руководитель выявляю и  веду учет детей находящихся  в социально-опасном положении.В начале каждого учебного года всеми классными руководителями создаётся социальный паспорт класса, выявляются асоциальные семьи, трудные дети, создаётся  банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи. Такие семьи ставятся мною на контроль, при необходимости я  посещаю семьи, делаю запись о посещении в своей тетради, где фиксирую беседы  с родителями и детьми.  Работа классного руководителя должна начинаться с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Зная особенности характеров, интересы и склонности учащихся, уже  будет легче составить действенный план воспитательной работы.
1. Бывает, что дети,имеющие плохие отметки не желают посещать школу, попадают в плохие компании. Я считаю, что ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование  родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися.
2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Уже в начальной школе встречаются случаи, когда дети начинают пропускать занятия без уважительной причины. 
Каждый из нас ведёт  ежедневный контроль посещаемости уроков, учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. Всё фиксируется в специальной тетради пропусков занятий. В случае пропуска занятий учеником выясняем у родителей причину отсутствия. Я прошу родителей сообщать об отсутствии ребёнка и причине до начала занятий.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу дополнительных объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Каждым из классных руководителей принимаются меры по привлечению детей кружки, в спортивные секции, дополнительного образования, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в конкурсах, выставках рисунков и поделок, предметных недель, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. По максимуму стараюсь занять детей в дни каникул. Организовываются поездки и экскурсии совместно с родителями.  Практически каждые каникулы мы куда либо выезжаем всем классом. Классные руководители  начальной школы принимают активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное  летнее время, привлекают детей к общественно-полезному труду. 
4. Пропаганда здорового образа жизни исходит  из потребностей детей и их естественного природного потенциала. По плану школы регулярно  проводятся Дни Здоровья. 
К формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются родители, широко используется детский потенциал. Например,недавно проведён конкурс рисунков «Хорошо быть здоровым»
Пропаганде здорового образа жизни посвящены такие классные часы: «О здоровье и правильном питании»                                                                              Всемирный день борьбы с курением «Курение- опасное увлечение»   Всемирный день борьбы со СПИДом. (беседа)                                                               «Путь к доброму здоровью»                                                                                            Мне очень нравится включать в план  и проводить классные часы духовно-нравственной направленности. Например, «Будь справедливым в словах и поступках»                                                                                                                         «Что такое доброта»                                                                                                                           «Мы в ответе за тех, кого приручили» и др.                                                             Несколько предыдущих лет я вела кружок «Истоки» - воспитание на социокультурном опыте. Ребята на занятиях знакомились с традициями воспитания русского народа, где во главу угла ставились высоко нравственные ценности, ценность семьи.
5 . Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений участвуют и сотрудники ГИБДД, МЧС (родители), в каникулы мы планируем с классом посещение пожарной части.
Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций. 
Один раз в четверть проводятся  классные часы на профилактические темы:
-Когда лучше прикусить язык. Оскорбление и клевета.
-21 ноября - всемирный день в борьбе с курением.
- 20 ноября - международный день ребенка.
-Что такое кража.
-Вредные привычки.и др.
6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семьей, находящихся в социально-опасном положении строится так. При выявлении негативных фактов я как классный руководитель выхожу в семью совместно с Н.Н.Токаревой, мы знакомятся с жилищными условиями учащегося, в домашней обстановке проводим беседы с родителями, взрослыми членами семьи, выясняем положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.  Важными направлениями в этой работе являются: установление доверительных отношений между родителями и педагогами; разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность. Причиной чаще всего бывает недостаток внимания к ребенку.
Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка; формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. 
На родительских собраниях ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей: «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Как помочь ребенку учиться»                                                                                                  «Первые уроки школьной отметки»   (ноябрь)                                                                «Причины и последствия детской агрессии»       (январь)
 «Поощрение и наказание детей в семье» (апрель);                                                     консультации, совместные мероприятия с детьми и родителями (портфолио ученика, участие в совместных воспитательных мероприятиях, помощь в организации поездок и экскурсий). Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Происходит сплочение как детского так родительского коллектива.
7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической деятельности является выявление, постановка на индивидуальный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы, введение «Дневников поведения». Каждый негативный случай в классе обязательно разбирается и анализируется, с целью предотвращения подобного в следующий раз.
Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. С этой целью проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся, выявление лидера. На основе установленного уровня воспитанности учащихся  проектирую развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатываю план воспитательной работы класса.
Итак, если ребенок чувствует и понимает, что педагог и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть, то ребенок будет открыт для общения с нами  и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение. Главная моя задача, как классного руководителя: Понять, принять, помочь.
Только обращение к личности ребенка, его интересам, принятие во внимание особенностей его развития и индивидуальности помогает педагогам, психологам и родителям найти подход к «трудному» ребенку. 
Результатом работы классного руководителя можно считать положительную динамику по уменьшению количества неблагополучных семей учащихся класса, состоящих на профилактическом  учёте или их полное отсутствие.