Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Тундра. Экспедиция маленьких интеллектуалов».

Submitted by Елена Викторовна Кирюшкина on чт, 30/05/2019 - 22:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кирюшкина Е.В., Назарова О.Ю.
Место работы, должность: 

План-конспект интегрированного занятия по предметам "Я познаю мир" и "Начальные математические представления""

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Цель: познакомить детей с особенностями природных условий тундры; Задачи: . Образовательные: формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; 

закрепить знания  про цифру 5 и повторить тему пространственное отношения,

. Развивающие: обогащать словарный запас; закреплять умения участвовать в совместной игре ,развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, побуждать к совершению добрых дел  и поступков, закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемое оборудование: 

Материалы к занятию: картинки с изображением животныхСеверного полюса, иллюстрации с изображением флоры и фауны тундры; презентация,  оборудование для опыта;числовые пазлы, карта «путь в школу»,

Используемые ЦОР: 

Презентация

Пазлы

Краткое описание: 
<p>Интегрированное занятие. Экспедиция в тундру проходит с использованием математических понятий и закономерностей</p>

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Ребята, у нас сегодня не совсем обычное занятие. Сегодня математика и окружающий мир вместе. И это не просто так. Математике скучно без мира вокруг, ведь даже нечего посчитать, а миру вокруг нас не обойтись без математики, ведь даже выбрать направление мы без нее не сможем

Расскажите как дойти до школы?  Небольшая карта на  мультимедиа нам поможет. (пойти прямо  повернуть налево, прямо, направо....)  Ну вот мы и в школе

Давайте настроимся на занятие и убедимся в этом

Начинаем по порядку.  Нам в пути нужна зарядка..

Раз – летим на самолете, 2 глядим вокруг в полете.

Три  - от краешка земли нас уводят корабли.

А четыре – это лыжи, к нашей цели мы все  ближе.

5 по льду идет дорога. Здесь задержимся немного.

Ребята, а как вы думаете: самолет, плаванье, лыжи… Это о чем говорит? Для чего все это?

И у нас это не просто путешествие, а экспедиция. Вот такое слово интересное. Экспедиция отличается от простого путешествия тем, что в ней есть какие-то исследовательские, научные цели.

 А по льду идет дорога – где мы оказались?

Что вы знаете о северном полюсе? Хотя… посмотрите, что это?

2. Актуализация знаний.

- Ребята,на нашем пути что-то произошло, посмотрите на картинку? Олень просит нас о помощи!

 Ребята, а может северный олень выжить в самом центре ледяной пустыни, где даже под снегом не найти еды?   Нам надо его вернуть домой.Но Снежная Королева заточиле его в ледяной клетке.  Ледяная клетка исчезнет, если мы решим  задание.. ПРЕЗНТАЦИЯ

Смотрите, клетка исчезла,

Наш олень оказался среди своих друзей и теперь он поможет нам в экспедиции, ведь мы хотим узнать о том месте, где он живет? Тем более, что олень пообещал нам показать удивительное чудо, которое бывает именно здесь, на севере

А называется эта природная зона – тундра, это и будет тема нашего занятия, а поможет нам ее раскрыть - математика.

Ребята, а почему именно мы много говорим о северном олене. В тундре живет много самых разных зверей и птиц, но сердце и жизнь тундры – это олень

Работа с интеллект-картой: "Северный олень", презентация

Пед: Ну что , ребята, отправляемся в экспедицию?

Смотрим .Здесь снова зима, снег (слайд).

- А вот это тундра весной. Что вы видите? Какие растения?

- Но почему растительность такая скудная – только мхи, лишайники да иногда низкорослые берёзки, прижавшиеся к земле? (слайд ).

- Почему летом большая часть тундры покрыта болотами?

Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведём эксперимент.

Берутся два одинаковых прозрачных горшка с землёй. В одном – под небольшим слоем земли находится капроновая крышка, закрывающая всю поверхность.

- Скажите, одинаковые ли эти горшки?

- Теперь в каждый горшок нальём одинаковое количество воды.

В горшке, где нет стекла вода вся впиталась в землю.

- А почему, как вы думаете, вода осталась на поверхности второго горшка?

Вероятно, ей что- то мешало просочиться внутрь. Что же. Так и есть – там пластмасса

- В тундре, конечно, не крышка мешает воде, а вечная мерзлота. ( слайд ).

- За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой, и вода, так же как и в случае с горшком, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля. Поэтому и образуются болота

Олень просит нас  быть очень внимательными на болоте, чтобы наша экспедиция закончилась удачно

Физминутка по болоту.Мы попали в болото,давайте попробуем его преодолеть. Надо разделиться на пары и так помогая друг другу пройти по болоту. На кочках написаны цифры от 1 до 5 на кочку с цифрой 5 наступать нельзя.В путь(Музыка) Работа в парах

Посмотрите на растения. Карликовая  береза, ива. Давайте ответим на второй вопрос

Почему здесь такие маленькие растения?

 - А как вы думаете, какие корни у растений в тундре?  Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту.

- Какими же тогда вырастают сами растения?(Карликовыми).

 - Так и растения в тундре имеют низкорослые, но  красивые  (слайд ).

- Несмотря на то, что лето в тундре короткое, цветы успевают отцвести и дать семена.

Слайды

- Красиво летом в тундре! А сколько ягод! И клюква, и морошка!

 ( слайды ).Давайте соберем в корзинку ягодки клюквы и морошки

на магнитной доске  2 корзинка и мы собираем в одну корзинку 4 ягоды клюквы и одну морошки, в другую 2 морошки и 3 клюквы Давайте сравним и

какой знак здесь надо поставит?

 Олень  нам подсказывает, что все в природе взаимосвязано: Если есть трава…Что из этого следует? Что есть и животные, которые ими питаются. Как же они называются (травоядные) (слайд).

- Кто же это? (северный олень, заяц). На них охотятся волки, песцы,полярные совы. Как назвать этих животных? (хищники)  (слайд).

 А теперь олень хочет нам показать, как живут люди в  тундре. Чукчи, эскимосы, эвенки и другие народы севера привыкли к таким суровым условиям.

А как вы думаете на вечной мерзлоте можно построить дома?

Поэтому дома жилища особенные. Ледяные иглу. Чумы, Яранги

И  построить одно такое жилище нам поможет математика

Собираем жилище  чум,  как  числовой пазл (Порядковый счет)

Средства передвижения: оленьи упряжки, собачьи упряжки - это главное средство передвижения . Давайте сделаем собачью упряжку из 5 пар собак (на ПК) Каждая пара собак имеет свой номер, собираем начиная с 5 Сначала давайте повторим обратный счет. А теперь запрягаем упряжку. «Огого»! Можно и покататься, но это в другой раз. А сейчас внимание на экран

Ребят, олень приготовил нам сюрприз - Северное сияние

5. Подведение итога занятия.

- Ребята, где мы сегодня с вами  побывали?

- Какие животные живут в тундре?

Какая цифра нам сегодня помогала? 

Рефлексия

Пятерки в клетку: Давайте поставим себе оценку! Только оценка у нас сегодня не совсем обычная- это графическое изображение цифры пять. Давайте в нашей клетчатой  таблице закрасим  клеточки так, что бы оно получилось.  Какие мы молодцы

Все вместе скажем МОЛОДЦЫ! до свидания


»  Размещено в сообществах: