Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование учебно-познавательной компетенции в процессе обучения учащихся английскому языку

Submitted by Галина Николаевна Устинова on чт, 27/06/2019 - 13:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Устинова Галина Николаевна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №1, учитель английского языка

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Английский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>Обобщение опыта работы по теме &quot;Формирование учебно-познавательной &nbsp;компетенции&nbsp; в процессе обучения учащихся английскому языку&quot;</p>

 

Тема: «Формирование учебно-познавательной  компетенции  в процессе обучения учащихся английскому языку».

Цель: Поиск, изучение, разработка и внедрение современных приемов и методов по формированию учебно-познавательной компетенции  учащихся.

Задачи:

-Повышение  теоретического, научно-методического уровня,   профессионального мастерства и компетентности учителя.

-Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;

-Изучение влияния уровня сформированности  учебно-познавательной компетенции на развитие личностных компетенций учащихся

 -Обобщение и распространение  свого собственного педагогического опыта.

Время работы над темой: 2015 -2018 год

         В условиях модернизации образования главная задача школы - создать условия для развития креативных способностей обучающихся. На современном этапе развития общества востребована  личность, обладающая не столько обширными знаниями из различных областей, сколько целым комплексом социальных и интеллектуальных умений, позволяющих ей быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности. В этой связи, формирование учебно-познавательной компетентности является одной из важнейших задач образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности  в себе, умению учиться.

        Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования. В отечественной методике ключевыми понятиями компетентностного подхода являются компетенция и компетент­ность. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова термин компетенция - это «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, об­ладает познанием и опытом».[4;с.265] Компетентный  в определенной области человек владеет соответствующими знаниями, навы­ками и умениями и обладает способностями, позволяющи­ми ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

      Таким образом, компетенция - это набор ЗУНов, а компетентность - это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.

     В соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта главной целью изучения иностранного языка является «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетен­тности», что предполагает владение всеми составляющими ее компонентами:

- речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);

- социокультурной компетенции - увеличение объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

- компенсаторной компетенции - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств  при получении и передаче иноязычной информации;

- учебно-познавательной компетенции - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний.

      Что же представляет собой учебно-познавательная компетенция?

     За основное определение учебно-познавательной компетенции взято  определение А.В. Хуторского: «Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования,  анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а также овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях».

     Остановлюсь  на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции. Учебно-познавательная компетенция есть совокупность наперёд заданных требований к образовательной подготовке ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

     В своей практике я использую такие приемы целеполагания:

1.Тема - вопрос - план

        Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, тем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например,  в 5 классе работая над темой  «The Place We Live in» можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит моя комната (комната одноклассника,  сказочного персонажа)?» Как это сделать? Учащиеся отвечают на вопрос:

1. Посмотреть на комнату.

2. Послушать рассказ о комнате.

3. Прочитать текст.

4. Расспросить.

Так формулируются  конкретные учебные цели.

2.Ситуация яркого пятна

        Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.

      Например,   слова: played, cooked, swam, helped.  Слово «swam» выделено цветом. Или предлагаю  слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом.  Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

3. Группировка

       Предлагается  разделить на группы ряд слов. Например: dogs, men, women, children, boxes, feet, balls. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему  слова  множественного числа имеют разные признаки?" и будет целью урока.

4. Работа над понятием

        Учащимся предъявляется для зрительного восприятия тема урока и предлагается объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока. Например, тема: «Как образуются порядковые числительные?» Что в формулировке темы известно? Например, известно, что такое числительные. Какие слова в формулировке вопроса не понятны? Как вы думаете, что обозначает слово «порядковые»? Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке? Хотите ли вы об этом узнать?

5. Лови ошибку.

       Данный прием позволяет проверить лексико-грамматические знания учащихся. Упражнения или тест имеют ошибки, находя которые учащиеся закрепляют  грамматические правила, тренируют употребление лексических единиц.

     Например, работая над темой «Present Continuous» («Настоящее продолженное время»), учащимся предлагается следующее задание:

Исправьте ошибки

Mary cooking lunch at the moment.

My father are playing football.

I do my homework at the moment.

I reading an interesting book now.

      Совместно с учащимися мы анализируем предложения, находим ошибки, определяем цель урока.

      Использование подобных  приемов целеполагания помогает  учащимся понять, принять и даже сформулировать цели урока, сделает  урок эффективным и эмоциональным, будет способствовать формированию совокупности универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

      Проблема формирования умения планирования у младших школьников раскрывается в работах А.Г. Асмолова, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и других авторов. По мнению А.Г. Асмолова, планирование является универсальным учебным действием обучающегося, обеспечивающим его способность к организации процесса овладения новыми знаниями и способами действий и к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

     Основываясь на данных исследованиях, рассмотрим методы формирования умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. На начальном этапе обучения планированию я предлагаю учащимся для обсуждения готовый план решения учебной задачи. При этом проговариваю все этапы действия, организую коллективный анализ детьми последовательности действий. В процессе анализа у младших школьников формируются способности соотносить выполненные действия, их промежуточные результаты, определять последовательность действий, приводящую к необходимому результату. Например, при изучении темы  «Pets and Other Animals» в 3 классе предлагаю учащимся для обсуждения следующий план освоения темы:

- лексический материал;

- грамматический материал (порядковые числительные, глагол must, степени сравнения прилагательных);

- чтение текстов;

- монологическое высказывание;

-  составление диалога.

        Обсуждая с учащимися план, ведется, например, такая  беседа: «Наверняка у каждого из вас есть любимое домашнее животное. Вы хотите научиться рассказывать о своем питомце на английском языке? Для этого необходимо знать слова по теме.  У вас, наверное, есть или было несколько животных. Первым был хомячек, вторым попугай, а сейчас у вас щенок. Чтобы рассказать об этом, нужно знать числительные «первый», «второй» и т.д. Описывая внешность животных, вы сравниваете их по размеру, по поведению. Чтобы рассказать об этом по-английски, вы должны знать степени сравнения прилагательных. Описывая то, как вы заботитесь о своем питомце, вам нужно сказать, что нужно или нельзя делать, чтобы животное было здоровым. Для этого мы познакомимся с глаголом «must» - должен и научимся говорить предложения с этим глаголом. Мы прочитаем несколько интересных текстов о разных животных, английские сказки о животных. Я уверена, информация, получення из текстов, поможет вам составить интересный рассказ о своем питомце».

      Учащимся среднего звена я помогаю составить план решения учебной задачи, предлагая ответить на вопросы:

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить, работая над этой темой?

- Что потребуется, чтобы научится рассказывать о…?

- Что нужно знать, чтобы ваше повествование  не содержало ошибок?

- В какой форме, по вашему мнению, лучше представить результат вашей работы по данной теме?

      Навыки систематизации, анализа, классификации, умения отделять главное от второстепенного формируются на уроках различными способами. Один из них – это работа с опорными схемами и таблицами.     Так, например, при работе над грамматическим материалом, я использую такой приём. В 3 классе, знакомя учащихся со структурами Past Simple, мы читаем предложения, переводим их и определяем, какие действия описывает эта временная форма. Затем учащиеся распределяются на три группы. Первой группе дается задание рассмотреть таблицу в учебние и ответить на вопрос «Как образуется утвердительная форма структуры Past Simple с правильными глаголами?», второй группе «Как образуется отрицательная форма структуры Past Simple?», а третьей «Как образуется воприсительная форма структуры Past Simple?» Учащиеся рассматривают таблицу, читают и переводят примеры предложений в соответствующей форме, анализируют, делают вывод и отвечают на вопрос и формулируют правило. Если ученики испытывают затруднение, я предлагаю им почитать правило из грамматического справочника. После этого выполняем тренировочные упражнения.

     А при повторении темы  Past Simple в 5 классе учащимся предлагается заполнить таблицу с графами:  “Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”. Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию. Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме. Первая группа выявляет основные случаи употребления времени - описывает действия; вторая - находит указатели, слова-помощники; третья - составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.

      На уроках я также применяю некоторые приёмы технологии критического мышления. При работе над текстами для чтения страноведческого характера использую прием «ИНСЕРТ». Это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.

                        I- interactive

                        N- notion

                        S- system

                        E- effective

                        R- reading

                        T- thinking

Используя технологический прием «ИНСЕРТ», учащиеся делают соответствующие пометки на полях.

«v»

«+»

«-»

«?»

 

I know this fact.

(то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете)

 

New information

(то, что вы читаете, является для вас новым)

 

Thought differently

(то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете)

 

Don’t understand, have questions

(то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу)

     После обсуждния содержания текста, я предлагаю учащимся найти ответы на те вопросы, котрые вызвали затруднения и использовать полученную информацию в своих проектах, которые учащиеся выполняют по завершении работы над темой.

       При проверке понимания содержания прочитанного текста предлагаю учащимся заполнить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов. В левую колонку таблицы записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

 “Thin” questions

“Thick” questions

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was (is) it (he, she) … ?

What was (is) the name …?

Do you agree that … ?

Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ?

        Одной из основных и самых мощных форм анализа в любой дисциплине является сравнение. Часто предлагаю учащимся провести опрос среди одноклассников, друзей или членов семьи, проанализировать результаты и выступить с сообщением.   Например, на уроке по теме «Hobby» в 6 классе даю учащимся задание провести небольшое исследование. Каждый ученик получает задание – выяснить, сколько времени проводят у телевизора одноклассники, какие их любимые программы и т.д., опросить учеников, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать вывод и дать совет или поделиться своим опытом.

      Работая с лексикой по теме, применяю графический прием систематизации материала – «Кластер». Правила его составления очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Это задание  можно выполнять индивидуально или в группах. Например,  изучая тему «Хобби», кластер может выглядеть следующим образом:

       Синтезировать учащихся можно научить  при монологической и диалогической речи или при выполнении следующих упражнений.

- вставить недостающие слова,

- найди слова по теме,

- вставить недостающие буквы,

- завершить предложение,

-составить предложения из данных слов,

- заполнить таблицу.

Fill in the words.

Dear Kitty!
Thank you for your ______.
I want to be your ______.
My ____ is Ann .
I am from _____.
I______ in Boston.
My _____ is on the 10th of March
I____a dog and cat.
My favourite ______ is summer.
Please write back.

Your,

Ann

               season
               pen-friend
                name
               have
                 live
                 letter
                birthday
                America

Find 9 words on the topic “Holidays”.

c

n

h

s

e

n

d

a

b

b

e

o

p

c

d

e

f

g

i

w

l

r

h

i

j

k

l

r

m

i

e

v

i

s

i

t

t

n

d

s

b

o

p

n

q

h

r

a

e

s

r

t

v

u

d

v

y

n

w

x

a

i

y

a

z

a

t

p

a

r

t

y

y

b

c

d

e

f

g

e

e

По теме «The Place We Live in” в 5 классе

Chose the words which could describe a room. (Small, warm, quiet, comfortable, clean)

  1. A room with lovely furniture, carpets on the floor, and a fire in the corner……..
  2. A house that stands in the street where cars seldom go…..
  3. A room where you can put only a bed and a chair…….
  4. A room where everything is in its place ……
  5. A room where the t is always about +20…….

      Умение классифицировать форимруется, например, при выполнении таких заданий. По теме  «Daily Life»  в 3 классе:

      Your American friend wants to know what you usually do in the morning, in the afternoon, in the evening, on your days off. Fill in the table. The words can help you.

Учащиеся читают предложенные слова и заполняют таблицу:

in the morning

 

in the afternoon 

in the evening

on days off

get up

do exercises

clean teeth

dress

have breakfast

go to school

come home

have dinner

go for a walk

help about the house

do homework

have supper

read a book

watch TV

take a shower

go to bed

 

play chess

go to the stadium

read a book

watch TV

go to the sports ground

Read the text and write out what the Greens do often, sometimes, usually, always.

По теме «Pets and Other Animals» в 4 классе:

Divide the words into three categories.

Animals

Parts of head

Parts of body

lion

hair

neck

wolf

eye

tail

hare

mouth

leg

pig

ear

foot

sheep

nose

arm

hamster

face

shoulder

tortoise

tooth

hand

По теме «School Life» в 5 классе

Write the words into three groups: nouns, verbs, adjectives.

По теме «Travelling and Transport» в 5 классе

Look at the verbs. Give their three forms. Write them into two groups: regular verbs, irregular verbs.

      Работая над формированием учебно-познавательной компетенции учащихся считаю, что на учебных занятиях большое значение необходимо уделять организации рефлексивной деятельности. В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Существует несколько видов рефлексии:

     -  рефлексия содержания учебного материала;

     -  рефлексия деятельности;

     -  рефлексия настроения и эмоционального состояния.

 Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и коллективной (групповой) формах.

        Рефлексию содержания учебного материала удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Она дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

  В своей практике обучения английскому языку для реализации данного типа рефлексии  использую следующие приемы:

  1. Прием незаконченного предложения

    I didn`t know that…

    Now I know that …

    I have learnt that (about)…

    It was interesting to know that …

     2. Прием рефлексии в форме синквейна, который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание так и для работы в парах. Например:

 

My pet

Funny, small

Run, jump, play

I like to feed Rex

Puppy

 

Family

Happy, friendly

Work, rest, help

Family is my life

Love

House

Big, comfortable

Live, rest, work

There is no place like home

Home

 

Christmas

Merry, funny

Celebrate, play, dance

Have a good time

Holiday

 

Hobby
Interesting, popular, favourite
To collect, to play, to read
Tastes differ.

 Free time

 

   Sport

   Enjoyable, interesting

   Run, jump, train

   Healthy mind in a healthy body

    Life

 

 

3. Прием рефлексии «подведение итогов».  Ученики формулируют итоги урока, используя схему  «We learn, We know. We create», где они соединяют и обобщают свои впечатления, знания, умения.

     Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов, в конце урока. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:

  1. Самооценка активности на уроке. 

        I was active/ passive doing…

       My work at the lesson was…

     2. «Лесенка успеха». Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;  средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька – мне всё удалось.

     3. Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д

4.«Я сделал!». На одном из этапов урока предлагаю учащимся проанализировать свою работу и ответить на вопрос «What have you just done and how have you done it?»

I (we) have just

- read the words (the fairy-tale) “…”;

- acted out the dialogue;

      - practiced grammar;

- asked and answered different questions;

- played a game;

- described the picture;

- retold the story….

       С учащимися начальной школы можно проводить эту беседу на русском языке.

       Развивая рефлексию настроения и эмоционального состояния, использую самый простой вариант – учащиеся получают карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного. Детям предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению: Choose the drawing that reflects your spirits: 

. Данный вид рефлексии можно использовать в начале и в конце урока одновременно, чтобы учитель мог судить, как меняется настроение учащихся.

       Работая на уроке с презентацией, использую приём «Солнышко» – «Тучка».

      Эффективен приём “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

      В среднем звене и на старшей ступени я предлагаю учащимся следующие опоры.

I feel:

Positive emotions

Satisfaction

Happiness

Joy

Success

Proud

Surprise

Negative feelings

Unsatisfaction

Boredom

Sadness

Irritation

Fear

Why?

Because I …

…worked hard

…answered properly

…was active

…fulfilled the task

…received a good mark

 

 

 

         Грамотная организация целеполагания, систематическая работа по формированию рефлексии, самооценки, умение вывести учащихся на креативный уровень, поддержать их стремление к творчеству помогает  использование  проектных методик.  Проектная технология развивает у учащихся способность творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать варианты решения и формирует учебно-познавательные, социокультурные компетенции. Мои ученики с интересом выполняли проекты: в 3 классе «My Own Restaurant», «Christmas Poster», «My Favourite Animal», в 4 классе «My Favourite Season», «My Favourite English Holiday», в 5 классе «My School in the Future», «Ideal Home», «What Places of Interest I Would Like to Visit in London», в 6 классе «My Favourite Hobby», «Interesting Facts from American History» и другие.

        Суммируя все сказанное, хочется отметить, что уже достигнут положительный результат в формировании у учащихся учебно-познавательной компетенции.

        Определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса у учащихся проводилось по методике Г.Ю. Ксензовой «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» в 3 и 5 классе. Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса.

Оценка уровня учебно-познавательного интереса

Уровень

Критерий оценки поведения

Дополнительный диагностический признак

1. Отсутствие интереса

Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал.

Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.

2. Реакция на новизну

Интерес  возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории  

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет

3. Любопытство

Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения.

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает

4. Ситуативный учебный интерес

Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач)

Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается

5. Устойчивый учебно-познавательный интерес

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала

Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу

6. Обобщенный учебно-познавательный интерес

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач.

Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет  выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов.

     Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести, качественно различающихся уровней:

  1. отсутствие интереса,
  2. реакция на новизну,
  3. любопытство,
  4. ситуативный учебный интерес,
  5. устойчивый учебно-познавательный интерес;
  6. обобщенный учебно-познавательный интерес.

       Уровень 1  может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни  2 и 3 – как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 как очень высокий.

В ходе мониторинга выявилась динамика уровня учебно-познавательной  компетенции учащихся.

№ п/п

Имя учащегося

2015-2016 учебный год

2017-2018 учебный год

1

Кирилл А.

высокий

очень высокий

2

Анастасия Б.

удовлетворительный

высокий

3

Владислав Б.

высокий

высокий

4

Иван Г.

удовлетворительный

высокий

5

Анна К.

очень высокий

очень высокий

6

Маргарита К.

удовлетворительный

высокий

7

Анжела К.

высокий

высокий

8

Кирилл Л.

низкий

удовлетворительный

9

Илья П.

удовлетворительный

удовлетворительный

10

Вероника П.

 высокий

очень высокий

11

Вероника С.

удовлетворительный

удовлетворительный

12

Максим Т.

низкий

низкий

       Из данных таблицы видно,что у 6 учащихся уровень учебно-познавательной компетенции повысился, у 6 остался на прежнем уровне. Но у трех из них уровень высокий или очень высокий, а у трех уровень познавательной активности низкий и удовлетворительный.

       В начале 2015-2016 учебного года 17% учащихся имели низкий уровень учебно-познавательной компетенции, 42% - удовлетворительный, 35% - высокий, 8% - очень высокий. В конце 2017-2018 учебного года низкий уровень учебно-познавательной компетенции имели 9% учащихся, 25% - удовлетворительный, 41% - высокий, очень высокий 25%.

      Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что используемая система работы по формированию учебно-познавательной компетенции помогает учащимся овладеть ключевыми компетенциями, в основе которых находится «умение учиться», как первый шаг к самообразованию и самовоспитанию через развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, при одновременной способности к организации своей деятельности.