Вы не зарегистрированы

Авторизация



консультация

Submitted by Ирина Васильевна Журавлева on вс, 21/07/2019 - 14:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Журавлева Ирина Васильевна
Место работы, должность: 

МАДОУ детский сад № 41 г. Балаково Саратовской области, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>В статье дано определение культурных практик, приведены примеры культурных практик, которые могут быть использованы по нравстенно-патриотическому воспитанию.</p>

Организация культурных практик по нравственно-патриотическому воспитанию.

 


Нравственно - патриотическое воспитание рассматривается как одна из важных сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к семье, городу, краю, Родине. Воспитание патриотических чувств - длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий в зависимости от возраста детей и образовательной среды.

Одной из форм совместной деятельности педагога с детьми является культурная практика, которая проводится в режимных моментах, как образовательная социальная ситуация. Культурная практика- это сочетание разных видов деятельности, основанных на текущих событиях и интересах детей. Исходя из особенностей организации такой формы совместной деятельности, технология культурных практик была выбрана, как средство патриотического воспитания детей в общей системе работы.

Комплексно - тематический принцип образовательной среды позволяет легко вводить региональный компонент, взаимодействие с социумом и родителями. Развивающее взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками через разные формы совместной деятельности и виды культурных практик, эффективно обогащают процесс образования, побуждают творческую активность, инициативу и самостоятельность.

В основе данной системы заложены принципы:

принцип доступности - содержание, характер и объем материала соответствует уровню развития детей

принцип занимательности- изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

принцип комплексно- тематического построения образовательного процесса предполагает подачу изучаемого материала по модулям: родной город, родной край, история, культура и др.

принцип наглядности – использование иллюстраций, фотографий, ИКТ – ресурсов.

принцип личностно- ориентированного общения – в процессе обучения дети активные участники образовательной деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО в содержание по патриотическому воспитанию входят все образовательные области:

социально- коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе)

познавательное развитие (формирование представлений о малой родине)

речевое развитие ( приобщение к художественной литературе)

художественно- эстетическое развитие (продуктивная, конструктивно- модельная деятельность)

физическое развитие ( досуги, соревнования, игровая деятельность)

Для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию для систематической работы можно составить план проведения культурных практик в режимных моментах по каждой возрастной группе.

Педагогическое воздействие заключается в поиске форм, методов, технологий для организации совместной и самостоятельной деятельности детей, где они являются инициаторами способными проявлять активность. Поэтому необходимо было создать условия для поддержки детской инициативы и самостоятельности через разные формы работы:

мини- исследование,

коллекционирование,

моделирование,

игры- путешествия,

конкурсы, выставки,

викторины, соревнования, турниры

В совместной деятельности могут использоваться такие методы обучения, как наглядный, репродуктивный, исследовательский, частично- поисковый, метод решения творческих заданий, проекты.

Культурная практика – это форма совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми, ориентированная на проявление самостоятельности, творчества детей в разные виды деятельности, организованная во вторую половину дня. Эта форма детской деятельности подразделяется на игровую, продуктивную, познавательно- исследовательскую, коммуникативную и т.д. Она может быть подгрупповой и фронтальной. Как показала практика, процесс реализации в системе дошкольного образования культурных практик существенно обогащает его содержание, ориентирует воспитателя на использование эффективных методов, технологий и средств.

Технология проведения культурных практик включает в себя следующие этапы:

тема культурной практики

постановка цели

способы действий, формы организации

составление плана выполнения задания

практическая деятельность

продукт деятельности детей

Данная технология предполагает использование метода проекта, который направлен на предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач. В процессе культурных практик была создана атмосфера свободы выбора, творческого обмена, сотрудничества взрослых и детей.

В содержание работы входят средства и формы, с помощью которых можно направлять детскую инициативу и самостоятельность в различных культурных практиках.

Игровая культурная практика.

Игровая практика в образовательном процессе проводится в форме сюжетных, режиссёрских, игр- путешествий. Для развития сюжета используются игровые поля, макеты, которые позволяли создать свое игровое пространство. Совместно с детьми можно изготовить макеты, позволяющие детям придумывать новые сюжеты, фантазировать, получать познавательную информацию о достопримечательностях города, природе, крае. Работа такого рода включает элементы конструирования, моделирования, использования художественных средств. Например, после рассказа о военной технике дети могут изготовить из бросового материала макет с танками, минометом «Катюшей» в военной игре на тему «Брестская крепость».

Исследовательская культурная практика.

В основе исследовательской культурной практики заложены все виды детской познавательной поисковой деятельности. Формы организации- моделирование, коллекционирование, проектирование. Для изучения истории родного города и края, вовлечения в творческий процесс организовали сбор информации о родственниках наших воспитанников, которые погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Художественная, продуктивная культурные практики.

Для побуждения детской активности и инициативы создавали проблемные игровые ситуации, где можно проявлять фантазию. Для решения творческих заданий использовали художественные технологии в новых условиях, а дети закрепляли свои умения, находя нестандартный способ изображения. Эффективной формой в художественной практике можно отметить блиц - турниры о достопримечательностях нашего города, творческие мастерские.

Все формы культурных практик в различных сочетаниях являются благоприятным условием для индивидуального развития детей, способствуют личностному росту воспитанников и обогащают образовательный процесс в детском саду. Одной из новой форм организации работы по ознакомлению с родным городом могут стать виртуальные экскурсии на темы: «Предприятия нашего города», «Город спортивной славы» и др.

Работа по ознакомлению детей с малой Родиной включается обязательное участие родителей. Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение родителей к изучению прошлого и настоящего родного города. Значение и результаты работы

Использование культурных практик имеет положительный эффект для социально-личностного развития детей. Для оценки проводимой работы с детьми использовали следующие методы: наблюдения, изучение продуктов детского творчества, беседы с целью выявления уровня сформированности социально- коммуникативных умений дошкольников, понимание чувства Родины, знания истории родного города, края, представлений о Великой Отечественной войны, культуре и природе.

Культурная практика как форма сотрудничества детей и взрослых способствует развитию личности ребенка, его индивидуализации и социализации образования, системному изменению содержания и форм организации дошкольного образования.