Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-соревнование по литературе в 5 классе «Мифы Древней Греции» (обобщение изученного материала)

Фото пользователя Татьяна Владимировна Полякова
Submitted by Татьяна Владимировна Полякова on вс, 29/09/2019 - 22:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Полякова Татьяна Владимировна
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Обощение изученного материала по мифам Древней Греции

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

  1. Учебное издание/Литература 5 класс учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях/ Авторы-составители: Снежневская М.А, Хренова О.М., Кац Э. Э. – М: Мнемозина, 2008. – 256с.
Используемая методическая литература: 
  1. Н. А. Кун Легенды и мифы Древней Греции - А.: Жалын, 1985.- 376с.
  2. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима/ Сост. А.А.Нейхардт. – М: Правда, 1998. – 576с., ил
Используемое оборудование: 

Для учителя:

  1. К конкурсу «Я герой» три конвертика или просто сложенные текстом внутрь одинаковые записки с именем героя-персонажа. Например, Кербер, Лернейская гидра, Аид.
  2. К конкурсу «Древнегреческий театр» три конвертика с заданием для каждой команды:
  • Изобразить эпизод из мифа «Яблоки Гесперид» под названием «Атлас, Геракл и небесный свод»
  • Изобразить эпизод из мифа «Нарцисс» под названием «Умирающий от любви»
  • Изобразить эпизод из поэмы Гомера «Одиссея» под названием «Разгневанный и ослеплённый Полифем и  корабль Одиссея»

Примечание: если есть возможность, подготовить маски (трагическую и комическую) и две туники.

  1. К конкурсу «Древнегреческое искусство росписи» три конвертика с заданием:
  •  Кербер на страже царства Аида
  • Играющий Орфей вступает на лодку строгого паромщика Харона
  • Битва Геракла и Немейского льва
  1. Компьютер с колонками или ноутбук, или любая другая техника для воспроизведения музыкального файла.
  2. Музыкальный файл mp3 «Сиртаки» классический на 3 минуты 26 секунд, который включается на период подготовки задания.

 

Для команд:

  1. Половинка ватманского листа, на которой нарисован контур амфоры, а также кисточки, краски (гуашь), ластик, карандаш.
  2. Тетради по литературе для необходимых записей.

 

Для жюри:

  1. Три подготовленных учителем оценочных листа примерно такого типа:

 

 

Оценочный лист ____________________________________(указать Ф.И. члена жюри в Р.П.)

 

Команда № 1

Название:

 

Команда № 2

Название:

Команда № 3

Название:

Название конкурса

Баллы

Название конкурса

Баллы

Название конкурса

Баллы

«Странники,

 кто вы?..»

 

 

«Странники,

 кто вы?..»

 

 

«Странники,

 кто вы?..»

 

 

«Древнегреческое искусство росписи»

 

 

 

«Древнегреческое искусство росписи»

 

«Древнегреческое искусство росписи»

 

«Я герой!»

 

 

 

«Я герой!»

 

«Я герой!»

 

«Древнегреческий театр»

 

 

 

«Древнегреческий театр»

 

«Древнегреческий театр»

 

«Битва ораторов»

 

 

 

«Битва ораторов»

 

«Битва ораторов»

 

Итог

 

 

Итог

 

Итог

 

Место

 

 

Место

 

Место

 

 

Краткое описание: 
<p>Урок проводится после изучения мифов о Геракле (&laquo;Рождение и воспитание Геракла&raquo;, &laquo;Подвиги Геракла&raquo;: &laquo;Немейский лев&raquo;, &laquo;Лернейская гидра&raquo;, &laquo;Скотный двор царя Авгия&raquo;, &laquo;Кербер&raquo;, &laquo;Яблоки Гесперид&raquo;), а также &nbsp;&laquo;Нарцисс&raquo;, &laquo;Пигмалион&raquo;, &laquo;Орфей и Эвридика&raquo; и отрывков из поэмы Гомера &laquo;Одиссея&raquo;.</p> <p>Обучающиеся предварительно разделены на три команды так, чтобы силы были&nbsp; равны, т.е. в каждой команде присутствовали сильные, средние и слабые ученики.</p> <p>Заранее до урока для экономии времени выбраны три независимых эксперта (состав жюри).</p> <p>&nbsp;Команды предупреждены о том, какое оборудование им будет необходимо (см. ниже), а также о том, что все задания будет получать капитан методом жеребьёвки, поэтому капитана нужно избрать до начала игры. Необходимо обдумать и название команды, связанное с темой урока.</p> <p>Ученики должны знать, что призом является оценка, ведь команда победителей в полном составе получит &laquo;5&raquo;, занявшая 2 место - &laquo;4&raquo;, а проигравшая команда - &laquo;3&raquo;. Однако если проигрыш составит не более 1-3 баллов от результата опередившей команды, то 3 место не будет оцениваться (пятиклассники предпочитают не получать оценки вообще, нежели заработать &laquo;3&raquo; на таких творческих уроках).</p> <p>Кроме того, пятиклассников заранее извещают о том, что особо активные ученики будут отмечены дополнительными баллами и что жюри может отнять баллы у команд, которые отличаются отсутствием дисциплины.</p> <p>Учебниками и книгами, а также телефонами и планшетами пользоваться во время урока нельзя.</p> <p>Время проведения урока &ndash; 45 минут.</p> <p>Максимальное количество баллов в итоге без учёта поощрительных и штрафных баллов - 33.</p>

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: «Дорогие ученики! Многие герои древнегреческих мифов совершали подвиги во благо человека. Настал и ваш черёд. Сейчас вы будете сражаться за победу над одним из самых страшных человеческих недостатков –невежеством! И я уверена, что вы победите, ведь мифы Древней Греции должен знать каждый уважающий себя человек.

Итак, эллины, разбейтесь на команды! Судьи, займите место на Олимпе! Уважаемые судьи, словно олимпийские боги, будут следить за вашим поведением, строго, но справедливо оценивать вас и решать вашу судьбу. Они имеют право награждать и наказывать.

Эллины, вы готовы к сражению? Тогда громко произнесём боевой клич древних греков: «Алале!» -и начнем сражение».

 

  1. Игра-соревнование

 

«Странники, кто вы?..»

Максимальное количество баллов – 3.

1) «Конкурс № 1.

Это конкурс названий команд. Капитаны произносят заранее подготовленное название, а судьи ставят баллы.

Пока судьи обсуждают названия, яобъявляю следующий конкурс.

Примечание: дети очень любят этот конкурс и отпускают фантазию в полёт. Так, например, на одном уроке соревновались «Укротители Кербера», «Галатеи» (команда девочек), «Олимпийские боги».

 

«Древнегреческое искусство росписи».

Максимальное количество баллов – 5.

2) Конкурс № 2 требует подготовки в течение 20-25 минут от начала урока. Эллины были замечательными художниками и очень любили расписывать вазы и амфоры, кувшины для масла и вина. Для этого они использовали два цвета: оранжевый и чёрный. А сюжетами служили, конечно же, мифы. Сейчас каждая команда выберет 2-3 художников и получит задание (задание получает капитан и не оглашает всему классу, только свою команду).

Капитаны, подойдите и вытяните конверт сзаданием:

Конверт № 1: Кербер на страже царства Аида

Конверт № 2: Играющий Орфей вступает на лодку строгого паромщика Харона

Конверт № 3: Битва Геракла и Немейского льва

Все остальные слушают решение жюри.

 

«Я герой

Максимальное количество баллов за одного отгаданного ГЕРОЯ -5 (однако можно получить в итоге 15 баллов, если угадать ГЕРОЕВ других команд и если имя своего ГЕРОЯ останется никем не узнанным).

3) Конкурс № 3. Капитаны выбирают конверты и оглашают содержимое только своим, скрывая от представителей других команд, потому что в конверте имя героя, которого должна угадать другая команда. Отгадывание будет проходить по следующим правилам:

- один представитель команды, условно назовём его словом ГЕРОЙ, выходит к доске и отвечает от имени персонажа на 5 вопросов представителей двух других команд, которые должны подобрать вопросы так, чтобы как можно быстрее отгадать имя ГЕРОЯ (за порядком проведения следит жюри, ведь тот, кто первым поднял руку, тот и спрашивает);

- ГЕРОЙ не может лгать, ноне должен отвечать на вопрос: «Кто ты? Назови своё имя»;

- команда, представитель которой первым назовёт имя ГЕРОЯ, получает 5 баллов, если же ГЕРОЯ не узнал никто, то он называет своё имя и садится на место, а 5 баллов оказываются не счету его соратников;

- команда, чей ГЕРОЙ у доски, должна хранить молчание и не участвует в опросе до тех пор, пока ГЕРОЙ не сядет на место.

Примечание: чаще всего сильные ученики быстро понимают, что вопросов мало, поэтому первым должен быть такой: «Ты человек?» Это задание очень хорошо развивает логическое мышление и проверяет знание материала у всех, у героя в том числе, ведь нужно дать правильный и правдивый ответ. Можно предоставить 1-2 минуты на обдумывание возможных вопросов и выбор ГЕРОЯ. Это может происходить под «Сиртаки».

 

«Древнегреческий театр»

 Максимальное количество баллов – 5.

4) Конкурс № 4 потребует от вас большого актёрского мастерства. Вы должны будете молча изобразить ту сценку, название которой в конверте. Так же, как в предыдущем конкурсе, нужно угадать, что происходит и с каким мифом это связано, т.е. нужно сказать, что происходит и из какого мифа эта сцена. Правильный ответ принесёт вам 5 баллов, а высокий артистизм также будет оценён поощрительными баллами.

Чтобы представление было похоже на древнегреческое, перед началом спектакля актёры при желании могут получить две маски и две туники. На подготовку даётся ровно столько времени, сколько будет играть мелодия «Сиртаки». Командиры, получите конверты!

Конверт № 1: Изобразить эпизод из мифа «Яблоки Гесперид» под названием «Атлас, Геракл и небесный свод»

Конверт № 2: Изобразить эпизод из мифа «Нарцисс» под названием «Умирающий от любви»

Конверт № 3: Изобразить эпизод из поэмы Гомера «Одиссея» под названием «Разгневанный и ослеплённый Полифем и  корабль Одиссея»

 

5) А теперь пришло время оценить работу художников! Жюри собирает рисунки и

демонстрирует всем! В Древней Греции, как и в Древнем Риме, зрители выражали свой восторг красноречивым жестом – вытягивали вперед кулак с поднятым пальцем вверх, а негодование – кулак с пальцем, повернутым вниз. А теперь жюри будет подсчитывать голоса. Я показываю амфору 1 команды, называя, что должно быть изображено, а зрители жестикулируют, жюри в это время считает знаки восторга. И так далее по порядку. А теперь жюри называет, чья амфора понравилась большинству, какая команда заняла второе место в этом конкурсе, а какая третье.

Примечание: всё может происходить под «Сиртаки»

 

«Битва ораторов»

Максимальное количество баллов – 5.

6) Конкурс № 5. Жюри уже начало подсчёт итоговых баллов. Сейчас мы узнаем победителя, и поэтому вам даётся возможность немного улучшить свои результаты. Этот конкурс будет оценивать учитель, пока жюри считает. Суть его состоит в том, чтобы в 2-3 предложениях расхвалить свою команду в стиле поэмы Гомера «Одиссея». Например, так:

Бились достойно и храбро,и даже почти не шумели

Члены команды моей. Потому я прошу вас,

Дайте нам место не ниже второго, иначе

Горько проплачем весь день и уроки не будем мы делать.

Примечание: дети сочиняют, пока жюри не подведёт итоги, затем читают стихи и получают дополнительные баллы за ораторское мастерство.

 

  1. Подведение итогов

Примечание: во время подведения итогов не только выставляются оценки, но и даётся возможность высказаться о том, какой конкурс больше понравился, чьё выступление произвело впечатление, а также предлагается украсить кабинет расписанными амфорами.

 

  1. Домашнее задание

Подготовить сообщение на тему: «Какие мифические существа населяли мир древних славян»