Вы не зарегистрированы

Авторизация



конспект НОД "Деление бруска на четыре равные части"

Submitted by Ирина Анатольевна Светлова on пн, 30/09/2019 - 14:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Светлова Ирина Анатольевна, Светлова Марьяна Александровна
Место работы, должность: 

ЧДОУ Детский сад №49 "Виктория", старший воспитатель, воспитатель

Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

формирование умения деления предмета на 4 равные части с помощью условной мерки, формирование умения самостоятельного изготовления условной мерки.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Е.Л. Мельникова "Проблемный урок или как открывать знания с учениками"

Используемая методическая литература: 

Е.Л. Мельникова "Проблемный урок или как открывать знания с учениками"

Используемое оборудование: 

Демонстрационный материал:

  • маленький игрушечный деревянный стол
  • маленькая куколка (пупсик)
  • плакат с алгоритмом  деления предмета на 4 равные части с использованием условной мерки
  • пенопластовый  брусок
  • аудиозапись со звуками  рабочих  столярных инструментов (пила, дрель, молоток и др.)
  • ширма с вывеской «Мастерская»

Раздаточный материал:

  • доски для лепки, стеки, пластилин по количеству детей;
  • карточки с геометрическими фигурами по количеству детей;
  • заготовки столешниц для столов;
  • «Бруски»  из пенопласта для ножек столов;
  • бумажные полоски, ножницы по количеству детей;
  • цифровые карточки.
Краткое описание: 
<p><strong>Деление предмета на 4 равные части с помощью условной мерки</strong></p>

Тема:  «Деление предмета на 4 равные части с помощью условной мерки»

Цель: формирование умения деления предмета на 4 равные части с помощью условной мерки, формирование умения самостоятельного изготовления условной мерки.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного приложения;
  • Закрепить представления об измерении длины с помощью условной мерки;
  • Познакомить со способом деления предметов на 4 равные части с помощью условной мерки;
  • Познакомить со способом изготовления условной мерки.

Развивающие:

Содействовать

  • развитию психических процессов (логическое мышление, память, речь)
  • развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение)
  • развитию мелкой моторики

Создать условия для формирования предпосылок УУД

Личностные УУД:

  • формирование познавательной и социальной мотивации;
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения.

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.
  • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, условная мерка) – сформированность мелкой моторики рук.

Познавательные УУД:

  • навыки сформированности сенсорных эталонов;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение производить анализ и синтез объектов;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;

Коммуникативные УУД :

  • умение слушать собеседника.
  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • строить понятные для партнёра высказывания.

Воспитательные:

Содействовать формированию у детей

  • навыков сотрудничества, взаимодействия в парах и группах;
  • дружеских взаимоотношений друг с другом;
  • умения быть доброжелательными, самостоятельными, инициативными, ответственными, организованными, целеустремленными.

Предварительная работа:

В процессе НОД по ФЭМП, по аппликации и лепке

  • знакомство со способом деления на 2 и 4 равные части бумажной полоски
  • использование условной  мерки в качестве измерения длины и ширины предметов
  • разучивание физкультминутки

Развивающая среда:

Демонстрационный материал:

  • маленький игрушечный деревянный стол
  • маленькая куколка (пупсик)
  • плакат с алгоритмом  деления предмета на 4 равные части с использованием условной мерки
  • пенопластовый  брусок
  • аудиозапись со звуками  рабочих  столярных инструментов (пила, дрель, молоток и др.)
  • ширма с вывеской «Мастерская»

Раздаточный материал:

  • доски для лепки, стеки, пластилин по количеству детей;
  • карточки с геометрическими фигурами по количеству детей;
  • заготовки столешниц для столов;
  • «Бруски»  из пенопласта для ножек столов;
  • бумажные полоски, ножницы по количеству детей;
  • цифровые карточки.

Ход:                                                                                                                                                         - Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с гостями.  Подойдите, познакомьтесь, назовите свое имя, расскажите, чем вы любите заниматься.

Дети подходят, называют своё имя.

Воспитатель собирает детей около себя.

Входит воспитатель ясельной группы, обращается к детям с просьбой

-  Здравствуйте! Вы из какой группы? (из подготовительной). Очень хорошо. Я как раз вас ищу. Я пришла попросить вас о помощи! Нашим малышам купили новых маленьких куколок (показывает одну), они очень любят играть с ними, одевать, укладывать спать в кроватки, кормить из маленькой посудки. Да вот беда, столик у нас всего один, а куколок много, дети из-за этого ссорятся и плачут. Помогите нам! Ведь вы в детском саду самые старшие!

- Дети, вы хотите помочь малышам? (Да, хотим)

- Вы сможете им помочь? (Да)

- Почему вы так думаете? (Мы любим помогать, мы дружные, мы все умеем)

-  Как мы сможем им помочь? Стол всего один, а кукол много. Где взять столы сейчас? Какие есть мысли (догадки)?

Дети выдвигают ГИПОТЕЗЫ:

(Аня предложила купить столики. Вы согласны? (У нас нет денег. Нет времени идти в магазин).  Алиса предложила отдать им свои  столы. Вы согласны? (у нас  в группе нет столько столов). Сережа предложил попросить сделать стол  папу или дедушку. Вы согласны? ( Это долго, а нам надо сейчас) Егор предложил  сделать стол  самим. Вы согласны?

- Отличная идея!

- Вы знаете, где делают столы? (на фабрике, в мастерской)

- Я предлагаю вам взять с собой столик и отправиться в мастерскую, чтобы сделать маленькие столы для малышей.

Дети с воспитателем идут по залу, звучит аудиозапись со звуками работы инструментов, подходят к ширме с вывеской «Мастерская».

                                                                                                                                                                       

- Вот мы и пришли в мастерскую. Встаньте удобно, чтобы всем было видно.

- Давайте, как следует, рассмотрим этот игрушечный столик. Из каких частей он состоит? (из 4 ножек и столешницы)

 - Посмотрите, какой столик  устойчивый, не качается, стоит ровно. Проверьте! (дети пробуют его покачать)

-  Почему стол не качается, а стоит ровно? (ножки равные по высоте)

- Какие у стола ножки по высоте? (одинаковые)

- Вы уверены, что ножки одинаковые по высоте? (Да, Нет)

- Надо проверить. А как? (Измерить)

- Чем мы можем измерить? (Линейкой, веревочкой, лентой, меркой)

- Будем измерять меркой ножки стола.

Дети измеряют с помощью мерки и делают вывод, что ножки равные, одинаковые по высоте.

- В мастерской уже сделали столешницы и привезли бруски для ножек, а вот распилить бруски на 4 равные части не успели.

- Мы сейчас сами распилим бруски и сделаем ножки. Проходите к рабочим столам.

Дети садятся за столы, на которых приготовлены для каждого бруски пластилина, стеки, влажные салфетки  и доска для лепки, столешницы из картона.

 

- Представьте что брусок пластилина – это брусок дерева, а стека – это пила. Вам необходимо распилить брусок на 4 равные части. Ножки должны быть равные по высоте!

- Как распилить брусок на 4 равные части? Какие есть предложения?

 ГИПОТЕЗЫ: (Надо распилить  сначала пополам, а потом еще пополам). (Надо распиливать сразу на 4 части) (Надо согнуть брусок пополам, а потом распилить) и т.д.

Дети выполняют задание, воспитатель наблюдает.

- Проверим, одинаковые ли ножки стола у вас получились?

- Как можно проверить? (измерить, приложить друг к другу)

- Проверяйте! У кого получились все ножки одинаковые?

Воспитатель спрашивает поочередно у каждого ребенка,  как делили на части брусок. (проверка ГИПОТЕЗ)

 

Проблемная ситуация №6 

(Дать задание сходное с предыдущим. Доказать, что задание не выполнено.)

- Что вы хотели сделать? (разделить брусок на 4 равные части)

- Какие знания вы применили? (мы умеем делить полоску, умеем делить на части)

- Задание выполнено? (нет)

-  Почему? (Мы не умеем делить брусок на равные части)

- Чем мы будем сейчас заниматься? (учиться делить на равные части)

 

- Подходите ко мне, присаживайтесь на стулья. Сейчас я вам покажу,  как делить брусок на 4 равные части. Смотрите внимательно и запоминайте.

Воспитатель демонстрирует деление предмета на 4 равные части (зеркально)

- Если предмет твердый и его невозможно согнуть, как полоску бумаги, чтобы разделить на части. Его можно разделить с помощью мерки. Эту мерку надо изготовить. Для этого берем бумажную полоску, прикладываем ее к бруску, проверяем,  совпали ли края бруска и полоски, ставим отметку на полоске, отстригаем лишнее. Теперь делим полоску на 4 равные части путем сгибания. Напомните, как это делать? (сгибаем полоску пополам, затем еще раз пополам) Теперь у меня получилась мерка. Берем брусок, прикладываем мерку, делаем первую отметку, прикладываем мерку к отметке, делаем вторую отметку, прикладываем мерку ко второй отметке, делаем третью отметку. Сейчас  я  «распилю»  брусок на  4 равные части. У меня получились ножки для стола. Проверяем,  одинаковые ли по высоте они получились?

Воспитатель приглашает одного ребенка для проверки                                                        (проверка условной меркой или способом приложения)

- Вы узнали, как делить брусок на 4 равные части? (Да)

- Сможете сами сделать ножки для стола? (Да, сможем)

- Чтобы вы все правильно сделали и не ошиблись, я приготовила схему деления бруска на 4 равные части.

Воспитатель вывешивает алгоритм на мольберт перед детьми.

- С чего начнем работу? (сделаем мерку)                                                                                              - Что будем делать дальше? (будем прикладывать мерку и делать отметки на бруске)                                      - А потом? (распилим на 4 равные части)

- Я вам предлагаю работать в парах, чтобы сделать столы быстрей. Каждый возьмет карточку с геометрической фигурой, и найдет себе друга с такой же геометрической фигурой на карточке.

                                          Дети разбиваются на пары.

 - Проходите, за столы для выполнения работы. Каждая пара возьмет поднос с заготовками для стола. Обратите внимание, что столешницы на подносах разной геометрической формы. Выберите себе ту заготовку, которая соответствует вашей паре по геометрической форме.

Дети выбирают заготовки столешниц в соответствии с их карточками (с круглой, квадратной, трапециевидной, овальной). 

- Договоритесь между собой в парах, кто какую работу будет выполнять и приступайте.

Дети  работают в парах, воспитатель наблюдает, направляет  и оказывает необходимую помощь.

- Я вижу, что вы уже закончили разметку. Я сейчас отнесу бруски плотнику, чтобы он распилил их на части.

Воспитатель уносит за ширму подносы с заготовками. (Звучит фонограмма со звуками работающей пилы).

Дети выполняют физкультминутку.

Воспитатель выносит подносы с распиленными заготовками.

- Ребята, сейчас мы можем сделать столы для маленьких куколок. Измерьте ножки столиков, проверьте, равные ли они по высоте получились, и прикрепляйте столешницу.

(дети прикрепляют ножки к столешнице на двусторонний скотч)

- Получилось сделать столики? (Да)

-Теперь мы можем отправляться в детский сад со столиками для кукол.

- Вот  мы вернулись в детский сад.

- Вы смогли выполнить просьбу малышей? (Да, смогли)

- Как вы думаете, понравятся столики ребятам? (Понравятся)

- Почему вы так думаете? (Столики получились красивые, ножки ровные, столы не качаются)

- Как вам удалось сделать такие замечательные столы? (Мы ходили в мастерскую и там научились)

- Что нового вы сегодня узнали? (Мы научились делить брусок на 4 равные части, научились делать мерку, научились делать столы)

- Вы хотите сами отнести эти столы малышам? (Да)

- Попрощайтесь с гостями.

Дети с воспитателем относят столы в младшую группу.

 


»  Размещено в сообществах: