Вы не зарегистрированы

Авторизация



Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка по образовательной области "Речевое развитие"

Submitted by Ирина Анатольевна Светлова on пн, 30/09/2019 - 14:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Светлова Ирина Анатольевна
Место работы, должность: 

ЧДОУ Детский сад №49 "Виктория"

Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Управление образованием
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

Создание условий,  способствующих успешному развитию словотворчества одарённого ребёнка.

Тип урока: 
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Краткое описание: 
<p><strong>Индивидуальный &nbsp;образовательный маршрут развития ребенка по направлению &laquo;Речевое развитие&raquo;.</strong></p>

Индивидуальный  образовательный маршрут развития ребенка по направлению «Речевое развитие».

Вид: для одаренного ребенка

Анкетные  данные:

ФИ ребенка:______________________________________________________

Возраст:  5-7лет

Особенности развития: Самостоятельно и легко сочиняет оригинальную образную ритмически организованную загадку. Чувствует рифму. С удовольствием отгадывает загадки, знает и читает стихи.

Цель: Создание условий,  способствующих успешному развитию словотворчества одарённого ребёнка.

Задачи:

  • Развивать активный словарь ребенка.
  • Развивать способность  придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
  • Поддерживать речевую инициативу и творчество  в общении.
  • Развивать  особенности восприятия литературных произведений и развития словесного творчества.
  • Повышать  грамотность родителей в вопросах  содействия в деятельности одарённых детей.

Срок реализации: 6-9 месяцев

Предполагаемые  результаты

- увеличится активный словарь,

- повысится интерес к словотворчеству,

- речь  станет образной, грамотной,

- ребенок  использует разные части речи и виды предложений,

- научится отличать выдуманные слова от слов русской речи.

Методы диагностики:

-диагностическая тетрадь «Путешествие по Стране Правильной речи»

-наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности, за общением детей с воспитателями родителями.

-экспресс-диагностика: диагностическое задание должно включать условия для проявления речевого творчества детей.

  • Сочинение сказки по по картам Проппа;
  • Сочинение рассказа по пословице «Вместе тесно, а врозь-скучно», «За двумя  зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»;
  • Придумывание сюжетного рассказа по игрушке.

План работы:

Срок

Содержание работы с ребенком

Взаимодействие с родителями

в течение 6 -9 месяцев

В образовательной деятельности

В режимных моментах

В самостоятельной деятельности

1.Задания высокого уровня сложности на занятиях:

“Поиск общих признаков” — берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (например, мост и скрипка).

 

“Поиск аналогов” — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины) и т.д.

 

“Третий лишний” — выбираются три объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси; затем в первом и втором — первом и третьем — втором и третьем объектах ищутся такие общие признаки, которых нет в “лишнем” объекте. Например: автомобиль — дерево — кошка.

 

“Поиск противоположного объекта” — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый) и т.п.

 

Использование специальных ТРИЗ-игр.

 

2.Составление метафор

 

3.Составление рифмованных текстов-лимерик

 

4.Составление загадок.

 

5. «Мозговой штурм», «метод каталога», «метод фокальных

объектов», «морфологический анализ»,

«системный оператор»,

«волшебный

экран» и т.п.

 

6.Замена воспитателя ребенком.

 

7.Выполнение творческих заданий, направленных  на:

- уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;

- включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;

- придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

- соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров;

- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

- драматизация наиболее интересных отрывков произведений;

- развитие отдельных сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев;

- рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения;

- соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.

 

8.Участие в литературных конкурсах

 

9.Проектная деятельность

1.Игры «Хорошо — плохо», «Горячо-холодно», «Скажи наоборот», «Вырази одну и ту же мысль разными предложениями» и т.п.

 

2.Наблюдения на прогулке с использованием художественного слова.

 

3.Беседы о поэтах и писателях

 

4.Разные виды гимнастики: артикуляционная, дыхательная,  пальчиковая.

 

5.Театрализация сказок  с элементами сочинительства (зачина, концовки)

 

6. Режиссерские игры (развитие монологической и диалогической речи)

 

7.Игры- драматизации (выполнение роли ведущего или автора)

 

8. Проекты на литературные темы.

 

1.Дидактические игры  на развитие связной речи, словотворчества:

-Лото «Путешествие по русским народным сказкам»

 

-«Расскажем сказку вместе»

 

-«Волшебные очки»

 

-«Шкатулка со сказками»

 

-«Волшебная труба»

 

-«Помоги Колобку» (1 вариант)

 

-«Помоги Колобку» (2 вариант)

 

-«Поиграем в Репку»

 

-«Старая сказка на новый лад»

 

-« Придумай необычное существо»

 

-«Волшебное дерево»

 

-«Кто пришёл на новогодний карнавал?»

 

-«Волшебные предметы из чудесного мешочка»

 

-«Придумай загадку о волшебном животном»

 

-«Нелепицы»

 

-«Превращения»

 

-«Как спастись от колдуна?»

 

-«Придумай историю»

 

-«Бывает – не бывает» (1 вариант)

 

-«Бывает – не бывает» (2 вариант)

 

-«Пантомима»

 

-«Исправь ошибку»

 

2.«Книга с большими буквами» для читающих детей

 

3. Оформление книги сочинений ребенка.

 

4.Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, мнемокарт.

 

 

 

 

 

1. Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

 

2.Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.

 

3.Речевой тренинг «Говорушка»

 

4.Консультации, беседы для родителей «Сказки для детей», «Сказки для мальчиков», «Сказкотерапия для девочек маленьких и больших»

 

5.Развлечение с участием родителей «Одна голова – хорошо, две лучше».

 

6.Родительское собрание «Формирование словотворчества дошкольников посредством русского фольклора».

 

7.Родительское собрание «Клуб знатоков русского языка»

 

8.Творческий проект: «Минута Славы»

 

9.Создание портфолио одаренных детей

 

10.Клуб одаренных детей

 

11.Индивуидуальные беседы

 «Потешка- эффективное средство развития речи детей (словотворчества) ».

 

12.Конкурс «Мы читающая семья»

 

13.Выставка «Любимый эпизод из потешки» (совместный рисунок детей и родителей).

 

14.Театрализованные постановки знакомых сказок родителями и детьми.

 

15.Создание альбома «Красивые слова».

 

16.Стенгазеты «Мы – фантазёры», «Сочинялки», «Наш детский сад».

 

17.Сочинение родителей на тему «Мой ребенок самый талантливый»

 

18.Сочинение совместных потешек, дразнилок «Забавные потешки».

 

19. Выставка  совместных рисунков к придуманным сказкам: «Невероятные сказки»

 

20.Продукт совместной творческой деятельности: выпуск иллюстрированной брошюры «Невероятные сказки»

 

21. «День открытых дверей».  Просмотр занятия «Путешествие по сказкам»

 

22. Совместные досуги  «Литературная викторина», «В гостях у сказки», конкурс: «Мы- читающая семья»

 

23. Оформление литературного портфолио ребенка.

Список литературы:

1.Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования «Мир открытий»//Научн. Рук. Л.Г. Петерсон./Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А Лыковой.- М. :Институт системно-деятельностной педагогики, 2014 г.

2.Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» //Научн. Рук. Петерсон Л.Г./Под общей ред. Петерсон.Л.Г.,Лыковой И.А.- М.: Цветной мир-2012

3 Программа «Одаренный ребенок». //Под редакцией О.М. Дьяченко. Серия «Дошкольное образование». Международный образовательный и психологический колледж. Москва, 1997.

4. Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

5. Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4 – 7 лет. М. 2011

 

 

Приложения:

  1. Диагностика
  2. Игры и упражнения
  3. Рекомендации родителям

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Критерии оценки детских рассказов:

  • Самостоятельность речевой деятельности;
  • Полнота содержания;
  • Логика (структурность) рассказа;
  • Достаточность словарного запаса;
  • Точность употребления слов и выражений;
  • Сложность используемых синтаксических конструкций (предложений);
  • Используемые средства выразительности;
  • Наличие грамматических ошибок в речи;
  • Наличие сложностей в звукопроизношении;
  • степень проявления творчества.

Для оценки детских рассказов можно ориентироваться на следующие уровни.

Высокий уровень.

Самостоятельно составляет полный подробный рассказ, отражая содержание всей серии картинок (или схему). Логика рассказа соответствует структурным компонентам повествования. Характерна точность обозначений с использованием разных частей речи. В рассказе присутствуют  разные типы предложений, адекватно отображающих передаваемое содержание. Грамматических ошибок нет. Речь чистая.

Средний уровень.

Самостоятельно составляет повествовательный рассказ, отображая содержание серии картинок. Часть картинок серии раскрывается схематично. Возможны некоторые нарушения логики повествования (пропуск 1-2 структурных компонентов). Точно определяет объекты и действия, мало использует качественные характеристики. В рассказе преобладают существительные и глаголы. Использует преимущественно простые формы выражения мысли, присутствуют 2-3 сложных  предложения. Используют в основном средства интонационной и эмоциональной выразительности. Допускает 1-2  грамматических  ошибки. Присутствуют некоторые творческие проявления.

Низкий уровень.

Самостоятельно составляет рассказ по серии картинок. В рассказе отражено содержание не всех картинок серии. Рассказ  схематичен преобладают перечисления последовательных действий. Возможно существенное нарушение структуры повествовательного рассказа (отсутствие кульминации, экспозиции). Преобладают простые предложения. Присутствуют единичные средства выразительности. Есть грамматические ошибки и сложности звукопроизношения. Творчества не проявляет.

 

Приложение 2.

Картотека игр по развитию речи.

Игра.  «Какой? Что (кто) бывает таким же?»

Цель: обогащение словаря  прилагательными.

Детям предлагается выбрать объект, или явление и назвать его. Взрослый задает главные вопросы (1)Какой?  (2)Что бывает таким же? Педагог задает вопрос «какой?», «какой бывает?». Дети называют признаки объекта, которые можно записать и обвести. Когда  названо несколько признаков объекта, взрослый задает к последнему признаку вопрос «Что бывает таким же?». Дети называют объекты , обладающие этим признаком. К последнему объекту опять  задается вопрос «Какой?» И  так далее. Пример: дорога-1- длинная-пыльная-каменная-2-стена-дом-забор-1-деревянный-железный –высокий- 2- столб-телевизор.- облака -1…

 

Игра «Сотвори слово»

Цель: придумывание новых слов.

Дети придумывают новые слова, используя приставки или новую первую часть слова.

а) НЕ ...

б) НЕДО…

в)СВЕРХ…

г)ПОЛУ…

д)МИНИ...

Игра «Соедини два слова»

Для этой игры необходимы тематические  карточки-животные, транспорт, посуда, деревья, фрукты…карточки раскладываются рисунками вниз. Предлагается ребенку взять 2 карточки из разных стопок и попробовать их соединить - лошадь –яблоко

-окрас лошади – пегая в яблоках

-лошадь привязана к яблоне, на которой растут красные яблоки и др.

С этими словами дети могут придумать короткий рассказ. Можно менять размеры, время, место. А затем нарисовать эти воображаемые ситуации. 

Игра «Соедини три слова»

Дети придумывают любое слово из трех букв. Делят его на звуки и на каждый звук придумывают ряд слов

Р       О       Г

Рыба

Рак

Редька

Роза

Рис    Окно

Облако

Овод

Огород

Оса   Гром

Град

Город

Гайка

Гора

Затем дети выбирают по слову из любого ряда и составляют с этими словами предложения. Эти предложения можно использовать для составления рассказа.

Усложнение .На звук «р» подбираем слова отвечающие на вопрос что?, на звук «о» – какой? или как?, на звук «г» – что делает? 

Игра «Расскажи своими словами»

Взрослый читает небольшое стихотворение, а ребенок пытается рассказать своими словами. Если необходимо взрослый помогает ребенку наводящими вопросами.

Игра « Закончи предложение», « Я начну, а ты продолжи…»

Игра «Сказочное лото»

Дети сами выбирают несколько героев из разных сказок, место действия, и придумывают новую сказку с этими героями. Для игры можно приготовить таблицу , в которой перечислены  основные герои знакомых сказок. Хорошо подобрать бы картинки, игрушки этих персонажей.

Игра «Сказка плюс»

При рассказывании детьми знакомых сказок предложить им ввести новый персонаж в эту сказку. Изменить сюжет, взаимоотношения. Придумать, что могло произойти. Можно вводить героя вначале сказки, в середине. Лучше иметь наглядные образы.

Игра «Закончи сказку»

Детям предлагается вариант сказки, они заканчивают ее с учетом появившегося нового персонажа.

Игра «Загадочные загадки»

Это загадки, в которых уже спрятана отгадка или в явном или в скрытом виде.

Игра «Что было бы, если..»

 

Игра «Сказки от пословицы».

Пословица «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

Начало сказки: Однажды мальчик охотник увидел сразу двух зайчиков. Они  были такие маленькие…

Пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Начало сказки: Жил был ленивый медведь и трудолюбивая рыбка…

Пословица «Не все коту масленица»

Начало сказки: В одном доме жил ленивый-преленивый кот. Дошло до того, что мышки его полюбили. И тогда хозяева попросили переехать его на другую квартиру…

Игра «Изменение ситуации в знакомых сказках»

Сказка «Гуси-лебеди»

Новая ситуация: на пути девочка встречает серого волка

Сказка «Волк и семеро козлят»

Новая ситуация: волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения…

Сказка «Сказка  о рыбаке и рыбке»

Новая ситуация: рыбка сама захотела встретиться со старухой….

Игра «Волшебные очки»

Цель: Развитие  творческих речевых умений, творческого воображения; овладение понятием времени.

Содержание: Ведущий рассказывает про времена года, как они влияют на природу, животных, людей. Затем говорит: «Вот волшебные очки, они показывают будущее. Через 3 месяца, когда наступит весна, мы посмотрим через них и что мы увидим?»… и т.д.

Игра «Шкатулка со сказками»

Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

Оборудование: 8 – 10 различных фигурок, коробочка.

 Содержание: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

Игра «Волшебная труба»

Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.

Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.

 Содержание: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через неё на сказочный персонаж, то он поменяет свои черты характера, например,  на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на героев и рассказать, как они изменились.

Игра  «Придумай необычное существо»

Цель: Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора.

Оборудование: Набор карточек с изображением различных предметов, растений, птиц, животных, цветов, героев сказок и т.п.

Содержание: Дать ребенку сразу две карточки. Пусть  ребенок  придумает такой персонаж, в котором бы соединились свойства сразу двух персонажей. Например, при сложении животных динозавра и свиньи  получаем других несуществующих животных: свинозавра или дининью. Таким образом, можно складывать разные слова (дуб + роза = дубороза, стрекоза + козел = стрекозел и т.п.). Не ограничивайте  фантазию малыша, впрочем, как и свою! Свойства могут браться от разных растений, птиц, зверей, предметов и пр., лишь бы при этом назывался источник.

 Игра «Волшебное дерево»

Цель:  Расширение  объёма словаря и кругозора; развитие творческих речевых умений, умения отгадывать загадки.

Оборудование:  Дерево, изготовленное из картона,  с кармашками для картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме.

Содержание: Перед игрой дети знакомятся с произведением К. Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на нашем «волшебном дереве» будет расти не только обувь, но и многие другие «волшебные предметы».

Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый загадывает загадку об одном из предметов, изображенных на картинке. Ребёнок, правильно отгадавший загадку, ищет соответствующее изображение и «вешает» эту картинку на «Чудо-дерево».

Усложнение. Предложить детям придумать новые свойства  размещённых на «волшебном дереве» предметов: «Попробуйте придумать, каким волшебным свойством будет обладать предмет на нашем волшебном дереве».

Игра «Кто пришёл на карнавал?»

Цель:  Расширение  объёма словаря и кругозора; развитие   образной памяти, словесного творчества.

Оборудование: Изображение новогодней ёлки  с кармашками вокруг ёлки для «сказочных персонажей»; комплект сказочных персонажей из изучаемой сказки.

Содержание:  На столе лежит комплект картинок, перевёрнутых изнаночной стороной. Игроки по очереди берут картинки, называют изображённых     персонажей  и вставляют в кармашки вокруг ёлки.

Усложнение.  После того как все герои «займут» свои места, детям предлагается придумать содержание разговора сказочных героев. «Попробуйте придумать, о чём будут разговаривать на новогоднем карнавале сказочные герои».

Игра «Волшебные предметы  из чудесного мешочка» 

Цель: Расширение объёма словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предмета; развитие творческого мышления, словесного творчества.

Оборудование:  Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки.

Содержание:  Предварительно дети знакомятся с игрушками: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает её  и называет: «У меня чашка».  Только  после этих слов ребёнок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть её, показать всем детям и рассказать о её новых волшебных качествах.

Усложнённый вариант: прежде чем достать предмет из мешочка, необходимо определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, пластмассовый, деревянный), качество поверхности (гладкий, шероховатый, холодный, скользкий).

Игра «Придумай загадку о волшебном животном»

Цель: Развитие творческого мышления, умения составлять описательные рассказы о животных;  уточнение представлений о действиях животных.

Оборудование:  Предметные картинки, фишки, опорная схема для описания животных.

Содержание:

Взрослый раздаёт более 4-х картинок каждому участнику. Ребёнок рассказывает об особенностях загаданного животного («придумывает загадку») самостоятельно.

Усложнение (для старших дошкольников).  Предложить детям придумать, какими волшебными  действиями будут обладать животные. «Попробуйте придумать, какое волшебное действие может совершать  животное».

 Игра «Нелепицы»

Цель: Развитие умения различать реальность и фантазийный вымысел; уточнение представлений о предмете, явлениях природы.

Оборудование: Одинаковые чёрно-белые сюжетные картинки с изображением нелепиц (по количеству детей), цветные карандаши.

Содержание:

Дети выполняют задание без помощи взрослого. Указывая на нелепицы, они дают правильные варианты. После этого дети раскрашивают то, что на рисунке изображено правильно. 

Игра «Превращения»

Цель:  Развитие умения выделять существенные признаки предметов.

Оборудование: Калейдоскоп, предметные картинки (чашка, кепка, кувшин, бутылка, диван, стул, кресло).

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

Взрослый обращает внимание детей на то, что наличие или отсутствие определённых деталей у предмета является важным признаком, по которому мы узнаём этот предмет и называем его тем или иным словом.

Игра «Как спастись от колдуна?»

Цель:  развитие связной речи, воображения, творческого мышления.

Оборудование:  набор мелких игрушек или предметных картинок 8-10 штук (можно использовать в дальнейшем заместители).

Содержание:  Взрослый рассказывает такую историю: «Жил-был колдун. Он умел заколдовывать разные предметы и вещи. Заколдует и несёт к себе в пещеру. Но колдун заколдовывал только ту вещь, которая была одна. Если же предметы объединялись, колдун не мог их заколдовать и унести к себе».

После этого ребёнку предлагается объединить предметы в единый сюжет. Если ребёнок понял задание, то ему можно дать сразу набор игрушек или картинок.

Если же ребёнок испытывает  какие-либо затруднения, необходимо помочь ему. Например, взять два первых попавшихся кубика, и придумать свой рассказ: «Однажды бабочка встретила ёжика, очень удивилась и спросила его, почему ёжик не летает. Ёжик ответил, что он не умеет летать, но зато умеет сворачиваться в клубок. И предложил научить этому бабочку. С тех пор они подружились». 

Игра «Придумай историю»

Цель:  Развитие понимания и активизация слов с обобщающим значением; развитие связной речи, словесного творчества.

Содержание: Взрослый  предлагает ребёнку придумать историю (рассказ, сказку) об овощах, домашних животных, посуде, транспорте и т.д. Взрослый даёт образец истории, помогает придумать начало. Этапы развития сюжета («Как-то раз случился в деревне переполох…», «Однажды ночью игрушки ожили и …»). В данной игре ребёнок не только закрепляет понимание обобщающих  слов, но и актуализирует лексику по теме, развивает вербальное (словесное) творчество.

Игра «Пантомима»

Цель:  Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов, развитие общей моторики, творческих способностей.

Содержание: Взрослый называет два словосочетания, обозначающих предметы или объекты и их противоположные признаки (злой волк – добрый медведь). Необходимо средствами мимики и жестов (без слов) изобразить эти предметы (объекты), обладающие указанными противоположными признаками.

Примерный речевой материал:

злой волк – добрый медведь;

глупый лягушонок – умный кролик;

стремительный олень – медлительная черепаха;

смелый львёнок – трусливый заяц;

сильный тигр – слабый мышонок;

толстый хомяк – тонкая цапля;

радостный человек – печальный человек;

прямое дерево – кривое дерево;

тяжёлая сумка – лёгкая снежинка;

холодный лёд – горячий огонь.

Игра «Исправь ошибку»

Цель:  Формирование семантических полей; закрепление представлений о сказочных персонажах.

Содержание: Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ошибочность суждения в том, что в первой части предложения указывается на один признак сравнения,  а во второй его части – на другой (внучка  маленькая, а  бабушка старенькая). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

внучка маленькая, а бабушка старенькая;

Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

Заяц серый, а петушок смелый;

Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.

Игра «Чудесный ларец»

Цель игры: Развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства)

Содержание игры: Для этой игры хорошо использовать сказки Д.Ж.Родарри из цикла « Сказки, у которых три конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник и автомобиль»

Игра «Волшебные звездочки»

 Цель игры: Развитие воображения, творческих способностей и умение придумывать и рассказывать свою сказку.

Содержание игры: Ребенку предлагается посмотреть на волшебную звездочку и придумать ей название, почему ты так назвал звездочку? В какой бы сказке он поселил волшебную звездочку, и почему она волшебная. Может ли звездочка исполнить желания. Предлагается произнести слова «Волшебная звездочка гори». Хорошо закончить игру своей маленькой сказочкой про волшебную сказочку.

Игра «Говорящие солнечные лучики»

Цель игры: Самопрезентация  ребенком себя.

Содержание игры: Взрослый – ведущий предлагает детям имитацию солнышко- обруч с ленточками лучиками. Каждый ребенок берет свой лучик и под красивую музыку идут по кругу, музыка останавливается и лучик, которого выберет ведущий, должен рассказать о себе - солнечном лучике, о своем маленьком солнечном путешествии

Игра «Подзорная труба»

Цель: выделение и называние объектов на картине.

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.

Игры: «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный»

Цель: активизация внимания детей.

При обучении классификации используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы. Классификационная группа обозначается обобщающим словом

Моделирование выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом, и др. для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины.

1.      Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).

2.      Моделирование объектов.

3.      Группировка по заданному признаку.

4.      Обобщение перечисленных объектов

5.      Рефлексия (когда смотришь на картину надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные).

 

 

 

 

Приложение 3.

Рекомендации родителям воспитанника

по реализации индивидуального образовательного маршрута

 Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо,

не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны

заниматься;

 Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут

сделать самостоятельно;

 Научите ребенка прослеживать меж предметные  связи и использовать

знания, полученные при изучении других предметов;

 Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем,  исследования и анализы ситуаций;

 Используйте трудные ситуации, возникшие у детей  в повседневной

жизни, как область приложения полученных навыков в решении задач;

 Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний;

 Подходите ко всему творчески.

 

Консультация для родителей

«Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет»

Предлагаем вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научится классифицировать, обобщать предметы.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

2. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

 


»  Размещено в сообществах: