Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Город Мастеров»

Фото пользователя Ирина Станиславовна Скок
Submitted by Ирина Станиславовна Скок on Wed, 02/10/2019 - 22:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Скок Ирина Станиславовна
Место работы, должность: 

МАДОУ "Ценрт развития ребенка - детский сад "Страна чудес"

воспитатель

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

Цель: Формировать интерес  к народному изобразительному искусству.

Краткое описание: 
<p><span style="background-color:rgb(244, 244, 244); color:rgb(68, 68, 68); font-family:arial,helvetica,verdana,bitstream vera sans,sans-serif; font-size:15px">Воспитание духовной культуры,приобщение к русскому народному творчеству</span></p>

Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию

«Город Мастеров»

                                                              старшая группа

Цель: Формировать интерес  к народному изобразительному искусству.

Програмное сод:

1.  Познакомить с историей народной игрушки – матрешки, ее внешним обликом, особенностями росписи Полхов – Майданской и Загорской матрешки.

2. Расширить знания об особенностях и своеобразии хохломской и городецкой росписи – их производстве и истории.

3. Закрепить знания о дымковских и филимоновских игрушках (история возникновения, цвета, элементы)

4. Совершенствовать умение расписывать бумажные силуэты по мотивам городецкой росписи с характерными элементами (ромашки, бутоны, купавки, розаны, оживки)

5.Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к русскому народному творчеству.

6. Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Материал: Кукла – Марья - искусница; ребенок – Матрешка; сундучок, глина; хохломская, городецкая посуда; дымковские, филимоновские игрушки; Семеновская, Полхов-Майдановская, Загорская матрешки; иллюстрации и силуэты предметов народного промысла; фланелеграф; части хохломской вазы, для игры «Собери предмет»; записи народных мелодий; кисти, гуашь, баночки с водой, салфеточки,  затонированные силуэты цветов; конфеты, для сюрпризного момента.

Ход: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Поприветствуйте их.

В течение всего времени мы с вами совершали путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев, которыми славиться наша Россия.

Сегодня мы вспомним и расскажем о тех удивительных предметах, которые делают народные мастера.                                  

Удивительному чуду

Мы поклонимся ни раз.

О промыслах народных

Пойдет сейчас рассказ.

(Звучит муз., входит девочка-Матрешка.)

Восп.: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Матрешка. (Грустно здоровается) Матрешка, отчего ты такая печальная?

Матрешка: Пришла я к вам из города Мастеров. Беда у нас приключилась. Жила у нас девушка, по имени Марья. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить умела, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься.

Прослышал о Марье - искуснице Кощей Бессмертный, налетел на город, схватил ее и унес в свое Кощеево царство, и исчезла вместе с Марьей радость и красота.

Помогите, ребята, освободить Марью и вернуть людям красоту и радость.

Восп: Не переживай, Матрешка. Мы обязательно с ребятами что – нибудь придумаем. Ребята, поможем Матрешке? Но, сначала нужно отгадать загадку. Именно она подскажет нам, что нужно делать.                                               От дома начинается

                                               У дома и кончается…(дорога)

Правильно, дорога. Именно она приведет нас в Кощеево царство. Но дорога эта дальняя и трудная. На пути нас ожидают сложные вопросы и только, ответив на них правильно, вы сможете освободить Марью и вернуть людям красоту и радость.

- Вы готовы?   Тогда в путь!

И так, первая загадка. Вот волшебный сундучок! С помощью подсказок вы должны определить, что в нем лежит. Ее находят в земле. Она бывает твердая, как камень. Если пойдет дождь, она становится скользкой – можно упасть, испачкаться. Если в воде размочить, она становится  мягкой и из нее можно лепить посуду, игрушки и свистульки, зверей и птиц. Можно вылепить кувшин. Что находится в волшебном сундучке? (Глина)

- Какие мастера используют в своей работе глину? (Дымковские и Филимоновские)

- Как называют мастера, который делает предметы из глины? (Гончар)

I. - Ребята, как вы думаете, силуэт какой игрушки заколдовал Кощей? (Дымковской барыни).

Дымковские мастера лепят не только барыню. Они лепят разные забавные фигурки людей, животных, птиц.

 - Перечислите названия игрушек, которые вы видите на столе. (Ответы)

- Почему эти игрушки называются Дымковскими? (Их делают в селе  Дымково)

- Как появились на свет Дымковские игрушки?

Реб. Дымковские игрушки появились на свет очень давно. Жили в одном селе люди, когда на улице было очень холодно, они в домах затапливали печь. Дыма на улице было так много, что ничего не было видно. Один дым. Вот  и назвали то село Дымково. В те времена у детей игрушек не было. Вот взрослые и начали лепить для  них разные игрушки из глины.

- В какое время года взрослые лепили игрушки?

- Почему лепили зимой? (Весной, летом и осенью у них было много работы в огороде, дома, на скотном дворе. А зимой было больше свободного времени, поэтому и лепили зимой)

Восп.: Правильно. Глину они набирали на берегу реки Вятке, которая протекала рядом с селом и лепили из нее забавные фигурки, обжигали их в печи, покрывали мелом, разведенным на молоке, а затем расписывали красками. Так и появились Дымковские игрушки.

Да, эти игрушки яркие веселые задорные полюбились детям. К тому же многие из них были свистульки и у каждой свой неповторимый звук.

- Ребята, зачем игрушек делали  много? (готовились к празднику Свистунья)

Правильно. Он проходил с музыкой, качелями, каруселями, свистом. Люди верили, что свистом могут прогнать темные силы.            (Свистят. Восп.  переворачивает силуэт цветным изображением.)

II. - Как вы думаете, о каких игрушках пойдет сейчас речь? (Воспитатель обращает внимание детей на силуэт Филимоновской игрушки)

- Почему вы так думаете? (У Филимоновских игрушек сильно-сильно вытянутое тело, длинные шеи, маленькие головки, короткие ноги у животных и птиц)

- Кто расскажет, где делают эти игрушки?

Реб.: Эти игрушки делают в деревне Филимоново, поэтому они и наз. Филимоновскими. Делают их из глины, которую добывают в глубоких оврагах. Глина там мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Все игрушки не простые, а свистульки. У людей они спрятаны в предметы, которые держат в руках, а у птиц и животных - в хвостиках или ножках-подставочках.

Восп.: Да, ребята, эти игрушки яркие, красочные, забавные, высокие и такие вытянутые, будто всегда чему-то удивляются.      (Сравнение Филимоновских игрушек с Дымковскими)

 (Восп.  переворачивает силуэт)

III.   Разъемная, деревянная, расписная кукла с сюрпризом.

         Ее можно разбирать и собирать. (Матрешка)

- Кто мастерит деревянных сестриц? (Вытачивает токарь)

- Кто расписывает матрешек? (Художник)

- Кого изобразил художник, расписывая матрешку? (крестьянскую девочку в сарафане, платочке, фартучке)

- Откуда в России появилась матрешка? (Ее привезли из Японии)

- Кто расскажет об этом подробнее?

Реб. Много лет назад, в Россию из Японии, купцы привезли маленькую куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок. Эта фигурка изображала старичка – мудреца Фукурума. Голова у него была вытянута, потому что он много думал. Фигурки эти понравились взрослым и детям, и через некоторое время в России появились игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. Одеты они были в русскую одежду: сарафан, фартуки. И назвали этих кукол Матренами или ласково Матрешками.

Восп.: Да, ребята, в то время имя Матрена было очень распространенным, вот поэтому и назвали куколку этим именем. Первая русская  матрешка была выточена токарем В.Звездочкиным и  расписана по эскизам художника С. Малютина. Состояла она из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платочке, с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, 8-ая, изображала завернутого в пеленки малыша. Мастера пытались изменить матрешек. Они делали фигурки по сказкам, создавали целые семьи из матрешек. Пытались изменить их форму и вытачивали  фигурки в виде древнерусского шлема, в виде конуса, но они   не нашли спроса. Так и осталась матрешка традиционной формы. Эти игрушки делают до сих пор. Матрешки бывают разные: загорские, полховмайданские, семеновские. Каждая матрешка имеет свое лицо, свой наряд, свой характер.

Загорские   матрешки устойчивые, толстобокие, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, в переднике с вышитым узором или с цветами, в красных, синих, зеленых платках.

Полховмайданские - стройные, удлиненные,  маломестные или даже совсем неразъемные с маленькой длинной головой. По желтому фону разбросаны малиновые цветы да ягоды, зеленые листья.

У Семеновских матрешек на передничке всегда букет ярких цветов, желто-красные полушалки. На щеках малиновый румянец, прямой пробор волос, брови дугой и ротик бантиком.

- Ребята, что можно сказать о характере этих игрушек? Какие они?

Все матрешки яркие веселые пригожие, потому что делают их талантливые мастера.

В наше время Матрешку знают во всем мире. Стала она русским сувениром.

(Восп.  переворачивает силуэт матрешки)

Хороводная игра «Подарки»

IV.  Д/и «Собери предмет»

- Что это?

- Какая ваза? (Хохломская)

Восп. Эта волшебная, сказочная роспись появилась давным-давно в селе, которое называется Хохлома. Отсюда и название ее Хохломская роспись. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением травы, созреванием ягод. Все это и отразили они на предметах, которые находятся перед вами.

Труден путь изготовления хохломских изделий. Сначала токарь вытачивает изделие, затем их покрывают глиной, льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, затем расписывают, покрывают лаком и ставят в печи. После обжига она приобретает золотистый оттенок. Вот почему хохломскую роспись часто называют Золотой.

Хохломская посуда имеет разные названия.

- Назовите те, которые вам хорошо знакомы. (Ложка, ваза, стаканчик, солонка, кружка и т.д.)

- Из каких элементов состоит узор?

Правильно. Узоры из цветов и листьев, травы и ягод, т.е. из того, что растет, называется растительным элементом.

- Какие цвета используют художники? (Красный, зеленый, желтый, черный)

Для фона художники используют красный, черный, желтый цвет.

(Восп.  переворачивает силуэт Хохломского изделия)

V.   

 

Из липы доски сделаны,

И прялки и  лошадки…

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар – птицы ввысь летят

И точки черно – белые

На солнышке блестят.

 

- О какой росписи пойдет сейчас речь?

- Почему так думаете?

Восп. Городецкие игрушки, посуду  издавна делают в г. Городец, который расположился на берегу реки Волга. Отсюда и получили они свое название Городецкие. Когда-то там строили для всей Волги корабли. Да не простые, а дивно разукрашенные, с всякими разными фигурами и узорами, и дома в Городце украшали и украшают узорами, поэтому они похожи на сказочные терема. Самая красивая Городецкая игрушка – это конь. Его рисуют на деревянных дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены. И обязательно коня окружают яркие сказочные цветы. Рисуют и диковинных птиц. И получается как-будто эти кони мчаться в каких-то сказочных садах или даже в целых сказочных царствах. Мчатся кони, летят кони, словно это и кони и птицы одновременно. Рисуют художники и диковинных птиц.

- Кто покажет и назовет птиц?

- Какими еще элементами украшают художники городецкие изделия?

- Как называются цветы?

- С чего начинают рисовать цветы?

- Какие 3 главные краски используются в городецкой росписи?

- Как получают голубой, розовый оттенок?

- Как называются мазки, при помощи которых художники оживляют изображения?

- Какой краской наносят оживки?

(Восп.  переворачивает силуэт Городецкой доски)

Заколдовал Змей Горыныч все городецкие цветы,  и если мы не вернем им прежнюю красоту, то не освободим и Марью. Что же делать, ребята?

- При помощи чего их можно расколдовать? (При помощи красок и кисти)

(Дети проходят к столам, рисуют. Приклеивают свои работы.)

Вот и вернулась Марья – искусница. (Она благодарит ребят,  дарит им Волшебный сундучок. Происходит чудо… Глина, которая находилась в сундучке, превратилась в конфеты Хохлома.)