Вы не зарегистрированы

Авторизация



Консультация для родителей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей

«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».

 

Загадка– одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.

Как же  влияет загадка на развитие речи детей-дошкольников

. Для создания в загадке метафорического образа используется множество различных средств выразительности (прием олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Очевидно, что у ребенка должен быть сформирован запас общих представлений о мире, о природе, о предметном мире.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах. Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них: - воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности;

- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие сенсорной сферы.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д.).

 

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

 

 

Он сидит послушный очень, 

Лаять он совсем не хочет,

Шерстью он большой оброс,

Ну конечно это — (пёс).

* * *

Он в лесу стоял, никто его не брал,

В красной шапке модной, никуда не годный. 

(Мухомор)

* * *

Под дождём она гуляет, 

Щипать травку обожает,

Кря кричит, 

Всё это шутка, 

Ну конечно это — (утка).

 

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

Не птица, а с крыльями,

Над цветком летает,

Медок собирает.  (Пчёлка)

 

Голос тонок,

Нос долог,

Кто его убьёт,

Тот свою кровь прольёт.(Комар)

 

Без рук, без ног

На брюхе ползёт.(Червяк)

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит — воет,

Сядет — землю роет.(Жук)

 

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов.(Муравьи)

 

На потолке, в уголке,

Висит сито, не руками свито. (Паук)

 

Вокруг носа вьётся,

А в руки не даётся. (Муха)

 

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

 

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

 

Днём спит, ночью летает,

Людей пугает. (Сова)

 

Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь)

 

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не глядит,

А время знает. (Петух)

 

В воде купался, а сух остался.  (Гусь)

 

Кто над нами вверх ногами

Ходит — не страшится, упасть не боится?(Муха)

 

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.

 

 Влияние загадок на развитие ребенка

Роль загадок в процессе развития ребенка высоко ценили еще наши предки. Известно, что появились загадки еще во времена, когда для объяснения природных явлений человек широко использовал мифическое символическое описание. Страх перед силами природы и опасение быть «подслушанным» мифическими персонажами заставлял наших предков использовать эдакую «тайную» речь, когда вещи не назывались своими именами, а описывались посредством других предметов, имеющих отдаленное сходство. Со временем такое тайное описание предметов и вещей превратилось в любимую многими поколениями забаву – отгадывание загадок.

Возможность проявить свою сообразительность и наблюдательность и сегодня делает загадки популярным средством для развития детей.  Отгадывание загадок заставляет детей сопоставлять, проводить аналогии, искать сходство и отличие между предметами и явлениями. Загадки стимулируют ребенка внимательно смотреть вокруг и отмечать красоту окружающего мира. Это прекрасная возможность развивать произвольное внимание ребенка, учиться переключать внимание с одного предмета на другой, концентрироваться на выделенных качествах предмета.

Иносказательность загадки способствует развитию догадливости, умению абстрагироваться от несущественных деталей и сосредотачиваться на важных. В основе загадок лежат сходство или различие между вещами, и это заставляет ребенка размышлять о связях между предметами и явлениями окружающего мира. Загадка завуалированно указывает на отличительные свойства и признаки, присущие загадываемому явлению или предмету. Таким образом, отгадывание загадок тренирует такие мыслительные операции как анализ, синтез, обобщение, сравнение, нахождение отличий и т.д. Разгадывание загадок способствует также развитию образного, словесно-логического и абстрактного мышления, необходимого для дальнейшего успешного обучения в школе. Немаловажно при разгадывании загадок уметь быстро реагировать на заданные вопросы. В то же время придумывание загадок детьми обладает мощным ресурсом развития мыслительных процессов, создает условия для творческого самовыражения. Научиться точному и лаконичному выражению своих мыслей является важным предусловием для обучения.

Вместе с тем немалое значение имеет, и возможность посредством загадок открывать перед ребенком поэзию окружающего мира, развивать умение видеть прекрасное и возвышенное в обыденных вещах и предметах. Яркие и красочные поэтические образы являются средством эстетического воспитания. Загадки, безусловно, способствуют развитию речи ребенка, обогащению словарного запаса, умению передавать свои мысли, пониманию переносного значения. Разгадывание загадок, поиск замаскированного смысла, замечательное средство развития ребенка, которое к тому же дети очень любят. Кроме всего прочего радость от найденного правильного ответа способствует повышению самооценки ребенка, дает уверенность в своих силах и веру в себя.

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района