Вы не зарегистрированы

Авторизация



В копилку воспитателю

Фото пользователя Вероника Юрьевна Музыченко
Submitted by Вероника Юрьевна Музыченко on вс, 26/01/2020 - 02:25

Консультации для родителей

Как  расшевелить  ребёнка ?

Зимой дети гораздо меньше гуляют. И если меленькие непоседы не упускают ма­ленькую возможность побе­гать, то дети-флегматики просто утыкаются в телевизор и до весны «впадают в спячку». Недостаток движения вра­чи называют гиподинами­ей. Дети часто болеют, полнеют, плохо учатся.

Как же расшевелить ребёнка?

  • Подарите ребёнку спортивный зимний    инвентарь. Новенькие лыжи или коньки,

            вытащат на улицу любого
                           ленивца!

  • Обеспечьте малышу  полноценное сбалансированное питание, чтобы физическая  нагрузка не была ему в тягость.
  • Найдите в телепрограмме аэробику или шейпинг

и предложите ребёнку попробовать свои силы.

           Дух соревнования порой творит чудеса.

  •   Чаще зовите в гости друзей вашего малыша.

Заведите собаку,

чтобы ребёнок с ней гулял.

Три раза в день по полчаса,

и о гиподинамии можно забыть.

ВАШ МАЛЫШ ПРИШЁЛ В САДИК

Для него началась новая жизнь.

 Чтобы ребёнок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим,  предлагаем несколько рекомендаций:

            Постарайтесь в семье создать спокойную дружескую атмосферу

            Установите единые требования к ребёнку, будьте последовательны в их предъявлении

            Будьте терпеливы

            Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены

            Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми

            Когда ребёнок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно

            Если ребёнок что-то делает, присоединяйтесь и комментируйте его и свои действия

            Говорите с малышом короткими фразами, медленно. В разговоре называйте словом предметы и действия. Давайте простые, понятные объяснения

            Каждый день читайте малышу

            Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления

            Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...

            Поощряйте любопытство, не скупитесь на похвалу.

 

Папка – передвижка

для оформления родительского уголка, посвященная  празднику

«Широкая Масленица"

         Масленица – любимый народный праздник. Каждый год он бывает в разные дни. Приходятся они со второй половины февраля до первых дней марта. Это потому, что начало масленицы, зависит от Пасхи. А время Пасхи тоже меняется из года в год.

Масленица – неделя сырная, мясопустная. Это потому,  что мяса не едят. Зато вволю – сыр, сметану, масло и, конечно, блины.

            Здравствуй, масленица годовая,

     Наша гостьюшка дорогая!

    Приезжай на конях вороных,

        На саночках расписных;

    Чтобы слуги были молодые,

     Нам подарки везли дорогие.

            И блины, и калачи,

       К нам в окошко их мечи!

  Масленицу называли «широкой», «веселой» и длилась она целую неделю.

  Каждый день масленицы имел свое название и свои забавы.

                        Понедельник – встреча.

     Встречу масленицы устраивали ребятишки.

 Забирались на снежную гору и звали масленицу:

      - душа ли ты, моя масленица, перепелиные косточки,       бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!

     Приехала масленица! Приехала масленица!

Любили дети масленицу. Утром делали они соломенную куклу Масленицу. Наряжали ее в сарафан или кафтан, ноги обували в лапти, сажали на салазки, ввозили на гору и скороговоркой причитывали:

                                              

  Звал-зазывал честной Семик

          Широкую Масленицу

       К себе в гости на двор.

                         Вторник – заигрыши.

В этот день дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с масленицей и выпрашивали блины: « Подайте широкой масленице!» Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили.

                        Тетушка, не скупись,

                  Масленым блиночком поделись!      

На заигрыши с утра приглашаются девицы и молодцы покататься на горах. Здесь можно было невесту, найти на суженного украдкой взглянуть. Но главное-как можно дальше прокатиться с горы. Потому что катанье на Масленицу не простое, а волшебное. Чем дальше прокатишься, там длиннее вырастит лен в предстоящее лето.

                                    Среда – лакомка.

 Тещи приглашали своих зятьев на блины.

 Теща ухаживала за зятем,

   готовила лучшие блюда,

   молодоженов сажали за  стол

 на почетное место.

Где не было своих молодых,

приглашали родных или соседских – лишь бы счастье в дом принесли.

С этого дня  по деревне  катались на

 тройках  с бубенцами. 

                  Четверг – разгуляй, широкий-четверг.

В этот день было больше всего развлечений. Начинался масленичный разгул. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Съезжали с гор на санях, лыжах. Катались на конях по деревне. Обычно кататься начинали в своей деревне, потом ехали в другие. Каждую повозку встречали веселыми кликами, возгласами одобрения, всякий старался украсить   ее как можно лучше.  В яркий солнечный день улица     становилась широкой, пестрой рекой. Ребятишки с торбой бегали по избам и поздравляли с   Масленицей. Хозяйки на блюде выносили блины и

 деньги. А если кто пожадничает, тому ребята  грозили:

            Тетушка, не скупися,

         Масленым кусочком поделися!

         Не дашь пирога –корову со двора.

    Пятница - тещины вечерки.

       На вечерках уже зятья

  угощали блинам своих  тещ. С вечера, в четверг, зять лично приглашал

 матушку молодой жены к    себе в гости. А утром приглашали «зватых»

обычно это были дружка или сват. Они еще недавно помогали играть свадьбу. А  молодежь всю ночь веселилась: пели, плясали.

 

                     Суббота  – золовкины посиделки.

 

В субботу молодая невестка         

приглашала к себе золовок-

сестер мужа. Сколько было

 новостей! Обо всем надо

было успеть переговорить,

 наряды новые рассмотреть

 да подарками похвастаться.

Воскресенье – проводы

 Масленицы, прощеный

 день. В последний раз

 проезжала Сударня-Барыня по

 деревне. Встречали ее смехом,

                   шутками, песнями.

            Воскресенье – проводы Масленицы,

                                                        прощеный день.

 

Кукла – Масленица в последний раз проезжала по деревне. За ней шла большая толпа ряженых, все шутили, пели песни, плясали. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Потом девушки и юноши прыгали через костер. Считалось, что так они очистились от зимнего мрака. Вечером встречались родные и близкие. Просили прощения за умышленные и случайные обиды в текущем году. Целовали друг друга и низко кланялись. И не были унизительны эти поклоны и мольбы.  Важно было получить прощение, установить или восстановить близкие и сердечные отношения. Ведь дружба и  любовь на свете – 

                                   выше всего!

                            Переломная пора.

Масленица – переломная пора. Проводы зимы и встреча весны. Прощание со старым. И радостное ожидание нового. В жизни природы и в жизни людей. Для этот важно всем быть вместе. Поэтому так почитают на Масленице стариков. И так радостно чувствуют в каждом доме молодоженов. Весеннее поминание родичей есть у всех народов. Вот и суббота перед масленицей – родительская. А уж потом – широкая радость всему миру:

          Солнцу горячему – костры да горящие колеса на высоких столбах. Гори, свети, грей жарче!

         Хозяйкам – удачи в стряпне. Чтобы блины плясали в горшке с опарою, просились на сковороды, а там - и в рот!  

        Детям, девушкам и молодушкам – долгое катание с высоких гор. И долгие песни. На долгие льны, на шелковые.

        Мальчикам, юношам, мужчинам – молодецкие забавы.

       Старикам – пряники с узорами и низкое челобитьице.

Однако ж и Маслена не навек достается.  Но когда молодым веселье, а старикам – почтенье, тогда и в мире – порядок.

 

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОЛЕЕТ

       К сожалению, дети не всегда веселы и здоровы. Случается, что они болеют. по статистике дети 1 – 3 лет в среднем переносят 6 и более острых заболеваний в год (Веселов Н.Г.). И каждая болезнь выбивает из привычной колеи  и малыша, и родителей, потому что меняется ритм всей жизни, появляются новые проблемы.

      Некоторые родители склонны чрезмерно переживать и даже паниковать по поводу детских болезней, тем самым нагнетая обстановку и неосознанно «заражая» малыша своей тревогой.

      Ребенок очень быстро перенимает эмоциональное состояние близких лю­дей. А. Фромм рекомендует родителям в период болезни ребенка вести себя по-прежнему спокойно и не проявлять особой озабоченности (если, конечно, си­туация не слишком критическая).

     Безусловно, больной ребенок нуждается в заботе и ласке, и задача взрос­лых — реализовать эту потребность. Быть может, дополнительное внимание к заболевшему станет источником положительных эмоций для малыша, и момент выздоровления наступит скорее. Но если подобное отношение к себе ребенок испытывает только во время болезни, а в остальное время он чаще всего пре­доставлен себе и сразу после выздоровления теряет расположение родителей, то очень скоро он научится манипулировать окружающими — будет чаще жа­ловаться на недомогание и даже по-настоящему серьезно болеть. Болезнь «нужна» ему, так как это единственный способ добиться внимания мамы и па­пы.

     Некоторые родители, которым приходится много работать, трагически воспринимают болезнь ребенка, так как не могут себе позволить долго не вы­ходить на работу, «сидеть на больничном». В таких случаях бывает, что они, переживая сами, упрекают ребенка: «Как я устала от твоих болезней!», «Ну вот, теперь из-за тебя меня уволят с работы...», «Противный болячка! У всех дети как дети, а у меня...». Подобная реакция взрослых усугубляет состояние боль­ного ребенка, который и без того испытывает и физические, и моральные стра­дания. Ко всем своим неприятностям он понимает, что родители недовольны им, что он виноват в том, что огорчил маму и папу.

       Для того чтобы помочь ребенку быстрее справиться с болезнью, взрослые должны оберегать его от перегрузок (как физических, так и эмоциональных). Не стоит позволять ему долго смотреть телевизионные передачи, хотя многие родители и считают, что спокойное времяпрепровождение у телевизора способ­ствует быстрейшему выздоровлению, так как ребенок не вскакивает с кровати, а послушно лежит. Однако чрезмерный информационный поток утомляет ре­бенка, и он зачастую становится капризным и плаксивым. Кроме того, после выздоровления ребенок, привыкнув, тоже часами просиживает у телевизора.

      Вместо просмотра телепередач взрослые могут поиграть  с ребенком в спокойные игры, а если у него высокая температура или он устал, можно про­сто посидеть с ним, погладить, приласкать, спеть колыбельную или другую песню. Хорошо бы, чтобы в этой песне упоминалось имя вашего малыша, а если возможно - сочините незамысловатую песню на любимый мотив ребенка. Пусть в ней говорится о том, как он заболел, но очень скоро выздоровел и … пошел с папой в цирк или с мамой в парк. Тогда малыш будет мечтать о том времени, когда болезнь уйдет, и представлять недалекое радостное будущее. Все это поможет ему скорее поправиться.                                              

    Возвращаясь из магазина, с работы (если вы вынуждены выходить из до­ма), рассказывайте ребенку о том, кого из его друзей вы встретили, кто из них передает привет больному. Это тоже создаст положительные эмоции и будет способствовать скорейшему выздоровлению.

    Если ребенок отказывается от еды, постарайтесь не заставлять его есть насильно, особенно в первые дни болезни. Уж если он отверг пищу, значит, его организм «не соглашается» принять ее.

    А вот лекарства, которые прописал врач, придется принимать непремен­но. Постарайтесь максимально снизить травмирующие обстоятельства. В на­стоящее время продается множество лекарств, созданных специально для ма­леньких детей. Малыши их принимают с удовольствием.

ИТАК, если ребенок болеет:

•   Не паникуйте.

•   Уделяйте ребенку внимание, демонстрируйте заботу.

•   Не упрекайте и не обвиняйте ребенка.

•   Оберегайте ребенка от перегрузок.

•   Играйте с ребенком в спокойные игры.

•   Рассказывайте ребенку, кто из его друзей передает ему привет.

•   Не заставляйте ребенка есть.

•   Выполняйте назначения врача.

 

 

Подвижные игры дома

   Очень часто мы встречаемся с такой ситуацией: ребенок вы­рвался от вас, побежал и никак не может остановиться, не­смотря на то что вы кричите ему: «Стой! Стой сейчас же!» Это не всегда связано с простым непослушанием маленького чело­века. У него нет еще сформированной связи движений со сло­вом — он не умеет начать и окончить движение по слову взрос­лого.

   А как часто малыши травмируются о разные порожки, ка­кие-то другие препятствия, сталкиваются друг с другом во время игр. Это оттого, что мы мало занимались с ними в свое время и не придавали значения воспитанию движений.

   В подвижной игре дети могут научиться быстро бегать, смело прыгать, ловко лазать и бросать мяч.

   В раннем возрасте самое главное — не пользоваться лишни­ми объяснениями и рассказами, так как ребенок их все равно не поймет, нужно сразу включить его в игру. Дошкольникам можно

объяснить правила.

   Подвижные игры могут быть тематическими, например: изображаем транспорт, прыгаем через лужи, с кочки на кочку, прыгаем, как зайчики, как мячик, ходим, как мишка косолапый, летаем, как самолет, жуки и пр.

   Вот какие игры рекомендует Р. Деметер в книге «Бегай, пол­зай, прыгай». Вы вполне можете играть в них вместе со своим ребенком или организовывать их во время прогулки.

Игры, развивающие чувство равновесия, смелость и ловкость

Состязания в беге. Несколько детей бегут к цели, которую надо обежать и затем возвратиться назад.

Состязания в прыжках на одной ноге. Согните в колене ногу и быстро поскачите на второй к условленной цели. Кто коснется земли согнутой ногой, выбывает из игры. У самых маленьких победителем считается тот, кто на дистанции коснется ногой земли наименьшее количество раз, стоя на одной ноге, или кто сможет дольше всех простоять на одной ноге, ни за что не дер­жась руками.

Прыжки в высоту. Прыжки через натянутую веревку. С раз­бега или с места, двумя ногами или одной. Отметьте высоту прыжка, и пусть ребенок попытается прыгнуть в следующий раз

еще выше.

  Через что ребенок умеет прыгать? Попробуйте предложить ре­бенку перепрыгнуть через различные по длине и высоте пред­меты. Начните с чего-нибудь плоского, например с подушки. Положите одну подушку на другую, а потом возьмите и стуль­чик. Упражнение надо проводить на нескользком полу.

Кто прыгает дальше всех? Отметьте мелом на полу то место, с которого ребенок будет прыгать. Пусть он прыгает с этой чер­ты как можно дальше, отметьте место его приземления. Делая все новые и новые прыжки, ребенок будет ставить все новые

и новые рекорды!

Летающая птица. Положите ребенка на живот, руки в сторо­ны, словно крылья, ноги и бедра прижаты к полу. Затем малыш начинает поднимать и опускать голову и грудную клетку, а рука­ми двигать, как летающая птица крыльями. Смотреть нужно вперед и плечи высоко не поднимать.

Поднимите вдвоем. Два ребенка ложатся на пол, головой друг к другу. В согнутых руках они держат палочку или гантель. Общими усилиями они поднимают предмет на вытянутых руках, затем осторожно опускают его и опускаются сами.

 

 

В КОПИЛКУ ВОСПИТАТЕЛЮ

Общаемся с родителями

 

«Справочник старшего воспитателя» №3 2007г.

 

   В настоящее время дошкольные образовательные учреждения ориенти­рованы на поиск новых эффективных форм организации общения с роди­телями воспитанников. Среди них большую группу составляют наглядно-информационные формы. Какие это могут быть формы и как их организо­вать, расскажет автор данной статьи.

Задачи наглядно-информационных форм общения с родителями

Информационно-ознакомительные формы

-  эпизодические посещения родителями детского сада;

-  открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности;

-  дни открытых дверей;

-  видеофильмы "Из жизни одной группы детского сада";

 - выставки детских работ;

 - фотовыставки;

 - информационные проспекты.

Информационно-просветительские формы

*   информационные стенды;

*   папки-передвижки; тематические выставки;

*   мини-газеты.

Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников

   Изучение мнений воспитателей показало, что их отношение к тради­ционным методам наглядной пропаганды неоднозначно. Половина из них убеждены, что наглядные формы общения с родителями нере­зультативны, так как те не интересуются материалами, размещенны­ми на стендах, в папках-передвижках. Педагоги часто стремятся под­менить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. Есть и другое мнение: наглядные формы эффективны в ознакомлении родителей с методами и приемами воспитания, оказании им помощи при решении возникаю­щих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного консультанта, который может подсказать нуж­ный материал, обсудить вместе с родителями возникшие трудности.

   К сожалению, практические работники иногда рассматривают наглядно-информационную форму общения педагогов с родителями довольно узко — только как оформление стендов и выставок. Это не совсем верно. Постараемся разобраться, в чем заключается такое об­щение и какие требования к его организации предъявляются.

   Наглядно-информационные формы, прежде всего, решают зада­чи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют

преодолению у родителей поверхностно­го суждения о роли детского сада, пере­смотру методов и приемов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность воспитателя, ока­зывают практическую помощь семье.

   Условно их можно разделить на две подгруппы:

информационно-ознакомительные;

информационно-просветительские.

Задачей первых — информационно-ознакомительных — является информи­рование родителей об особенностях ра­боты дошкольного учреждения, зна­комство с педагогами.

Информационно-просветительские формы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опо­средованное — через средства печати, организацию выставок и т. д.

Информационно-ознакомительные формы:

  1. Эпизодические посещения родителями ДОУ.

Говоря об эпизодических посещениях родителями дошкольного учреж­дения, мы имеем в виду не только утренний приход детей в группу и то время, когда родители забирают их домой. Такие посещения пред­полагают постановку конкретных педагогических задач перед роди­телями: наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью вос­питателя, ознакомление с режимом жизни детского сада.

   У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. И порой родителей ожидают открытия: домашний "тихоня" может оказаться "заводилой-атаманом" в группе, или, наоборот, активный и подвижный ребенок — спокойным и даже застенчивым. Конечно, подобные метаморфозы можно наблю­дать не так часто, тем не менее, любопытные особенности в поведении детей любой заинтересованный родитель сможет увидеть.

   Известный педагог, специалист в области общения педагогов с родителями воспитанников Т.А. Маркова советовала обязательно приглашать в группу родителей тех детей, в поведении которых есть какие-либо отклонения. Она считала эту форму очень эффективной для повышения педагогической культуры родителей. Почему? Дело в том, что большинство отклонений в поведении ребенка, считают

исследователи, — это ре­зультат неправильного се­мейного воспитания. Ребе­нок может быть слишком избалован или, наоборот, жить в состоянии "тоталь­ного" контроля. Иногда взрослые могут быть не­последовательны в воспи­тании детей.

   Специалисты выделя­ют разнообразные трудно­сти и ошибки семейного воспитания. При этом мно­гие воспитатели говорят, что убедить родителей из­менить свои методы быва­ет довольно сложно, а по­рой и вовсе нереально. А вот возможность увидеть своего ребенка в условиях детского коллектива помо­жет им призадуматься. Бе­седы, проводимые после наблюдений, оказываются более эффективными, убе­дительными: ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели. Важно здесь одно: организовывая посещения родителями детского сада, воспита­телям нужно проявлять тактичность, чтобы не обидеть и установить доверительный контакт, укрепить связь с семьей, убедить в собствен­ном профессионализме, желании и готовности помочь.

   Сегодня дошкольные учреждения, которые работают по таким программам, как "Из детства в отрочество", "Сообщество", приглаша­ют родителей в детский сад не только эпизодически, но и регулярно. Они стремятся не просто ознакомить родителей с тем, как живет ре­бенок в детском саду, но и вовлечь их в жизнь учреждения, сделать активными участниками педагогического процесса. Конечно, регуляр­ное присутствие родителей в группе предъявляет серьезные требова­ния к профессионализму воспитателя. Но результаты такого включе­ния родителей в жизнь детского сада, несомненно, высоки.

  1. Дни открытых дверей.

   В настоящее время широкое распространение приобретают "Дни открытых дверей", в основе которых лежат современные принципы общения педагогов и родителей. Родители, а также другие близкие ребенку люди, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами участвовать в играх, занятиях и др.

   "Дни открытых дверей" рекомендуется проводить 3—4 раза в год. Подготовку к ним лучше начинать заранее, задолго до назначенного срока. Важно продумать, что именно показать родителям, учесть воз­растные особенности детей и интересы самих родителей. Сегодня родители с большим вниманием относятся к вопросам обучения детей, поэтому во всех группах желательны показательные занятия. При этом

предварительно нужно сооб­щить родителям, на каком занятии они будут присутс­твовать, каковы его задачи, предложить обратить внима­ние на то, как действует пе­дагог, заинтересовывает де­тей, как помогает каждому ребенку проявить себя. Важ­но тактично предупредить родителей, чтобы они не одергивали детей, не делали им замечаний. Но есть и дру­гая возможность — сделать родителей полноценными участниками занятия, ко­торые вместе с детьми "со­вершают" новые открытия. Родители и дети могут зани­маться рисованием, ручным художественным трудом, со­ставлять рассказы по кар­тинам, придумывать сказки и делать многое другое.

Проводя изучение взаи­модействия ДОУ и семьи, мы выяснили, что дошколь-

ные учреждения г. Москвы уже несколько лет организуют "Недели открытых дверей". В течение недели (в любое время) родители могут прийти в детский гад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности. На все возникающие у родителей вопросы всегда готовы ответить квалифицированные педагоги и психологи. Такое "погружение" в жизнь дошкольного уч­реждения способно в большей степени продемонстрировать родите­лям особенности воспитания и обучения детей в детском саду, иначе взглянуть на ребенка и собственные методы и приемы воспитания.

   Некоторые дошкольные учреждения ежегодно проводят "озна­комительные" дни для семей, проживающих в близлежащем микро­районе. Педагоги рассылают молодым семьям (тем, чьи дети еще не посещают дошкольные учреждения или только еще должны родиться) приглашения. Для родителей устраивают экскурсии по детскому саду, встречи со специалистами, работающими в учреждении, демонстри­руют видео- и фотоматериалы, касающиеся жизни детей.

  1. Видеофильмы из жизни группы

 

   Возможности дошкольных учреждений за последнее время зна­чительно расширились. Родители теперь могут ознакомиться с жизнью детей в детском саду не только непосредственно, при посещении, но и с помощью разнообразных технических средств. Так, многие до­школьные учреждения делают фильмы из жизни группы, где стара­ются запечатлеть каждого ребенка, подчеркнуть особенности его по­ведения, отношений со сверстниками и взрослыми в группе. Такие фильмы пользуются популярностью у родителей. Многие из них от­мечают, что в связи с большой занятостью на работе у них не всегда есть возможность прийти в детский сад. А видеофильмы помогают получить информацию о жизни ребенка в ДОУ, его развитии. Также педагоги используют записи своеобразных "интервью" с детьми на разные темы (например, "Как мы играем с друзьями", "Мои любимые занятия" и т. д.), съемку видеофрагментов различных видов деятель­ности (игры, занятий, труда), режимных моментов.

  1. Выставки детских работ

   Интересной формой является организация разнообразных вы­ставок. Конечно, в каждой группе представлены утолки творчества детей, в которых регулярно размещаются детские работы, выполнен­ные на занятиях. Но возможна организация и других выставок. На них могут быть выставлены совместные работы педагога и детей, родите­лей и детей.

   Сегодня постепенно в жизнь дошкольных учреждений входит проектный метод . Он заключается в совместной работе детей, роди­телей и педагогов над какой-то общей темой. В качестве иллюстрации приведем пример из опыта воспитателя Е.С. Поздняковой (ДОУ № 1948). Ею совместно с детьми и родителями были реализованы такие проекты, как "Презентация ребенка" (создание семейных фотоальбо­мов), "Издательство книг" (рукописные книги делались всей семьей), "Любимая игрушка нашей семьи" (каждая семья представляла свою любимую игрушку) и др. Каждый проект завершался большой выстав­кой, которая приносила большое удовольствие и детям и родителям, а также становилась стимулом для включения в совместную деятель­ность с детьми и педагогами для тех родителей, которые по какой-ли­бо причине не смогли сделать этого раньше.

 

 

  1. Фотовыставки.

   Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить ро­дителей поближе с жизнью дошкольного учреждения, деятельнос­тью их детей. Обычно фотовыставки бывают тематическими, посвя­щенными какому-то интересному событию из жизни группы: празд­нику, увлекательному досугу, экскурсии. Иногда они отражают обычную, ежедневную жизнь детей в группе. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей. Но при этом важно, чтобы выставка носила не просто "развлекательный" характер, но и спо­собствовала педагогическому просвещению родителей. В 1986 г. Р.С. Буре был подготовлен комплект открыток в помощь педагогам детских садов. В нем возможные варианты фотографий из жизни детей сопровождались небольшим стихотворением и краткой инфор­мацией для родителей. Эта информация позволяла им увидеть целе­сообразность того или иного вида деятельности и подсказывала, как его развить в условиях семьи. А стихотворение помогало заинтере­совать малыша этой деятельностью. Именно такой подход наиболее целесообразен.

 

  1. Информационные проспекты.

 

   Ознакомлению родителей с особенностями работы дошкольного учреждения способствуют информационные проспекты, в которых кратко представлен материал, демонстрирующий специфику учреж­дения, его отличия от других, указано, какие специалисты работают с детьми, какие дополнительные услуги оказываются, приведена ин­формация о режиме учреждения (приложение). Весь текстовый мате­риал сопровождается рисунками, фотографиями. Небольшие по объ­ему, красочные "визитки" помогают сформировать у родителей пер­воначальные представления об учреждении, продемонстрировать заинтересованность коллектива в развитии и воспитании детей, стрем­ление к сотрудничеству с родителями. Таким образом, использование педагогами наглядно-ознакомительных форм играет существенную роль в реализации принципа открытости дошкольного учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении пе­дагогических знаний.

 

Информационно-просветительские формы

   Задачи знакомства родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, методами и приемами воспитания в большей степени реализуются группой информационно-просветительских форм.

   Традиционным является оформление в группах информационных стендов. На таких стендах представлены разнообразные сведения: антропометрические данные детей, режим дня, расписание занятий в группе, объявления. Один из разделов стенда посвящается информа­ции о программном содержании занятий, о том, что усвоено с детьми по программе за определенный период, возможны перечни рекомен­дуемых книг, игр для детей. Другой раздел специалисты советуют отвести лучшему опыту семейного воспитания, педагогическим рекомен­дациям. Основные требования к оформлению информационных стен­дов: актуальность материалов, эстетичность, постоянная обновляемость материалов (не реже 1 раза в месяц).

Папки – передвижки.

   Папки-передвижки призваны более подробно ознакомить роди­телей с теми или иными вопросами воспитания. Их название связано с тем, что весь материал папки может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. После этого рекомендуется провести с ними беседу, выяснить их мнение о прочитанном: что заинтересовало, что еще они хотели бы узнать, какой материал, с их точки зрения, необходимо добавить в папку. В содержимое папки включаются памятки родителям, вырезки из га­зет и журналов, материалы о возрастных и индивидуальных особен­ностях детей и др. Папки могут формироваться по тематическому или возрастному принципу.

Мини – газеты.

   Некоторые дошкольные учреждения организуют выпуск мини-газет, которые имеют разный объем, тираж, отличаются стилем подачи информации, тематикой. Обычно это газета небольшого формата, ко­торая содержит объявления из жизни ДОУ (благодарности родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультаций и др.), а также информа­цию по проблемам дошкольной педагогики и психологии. Размножен­ная на копировальной технике, она регулярно за номинальную плату продается родителям. Имеются газеты, которые содержат значительно больший объем информации за счет рубрик "Из семейного опыта", "Творчество наших детей", "Советы педагогов и психологов".

   Многие учреждения стремятся помочь родителям ориентировать­ся в мире педагогической литературы, для чего организуют выставки новых книг по вопросам воспитания детей, а также детских книг, ко­торые родители могут читать вместе с ребенком. Некоторые дошколь­ные учреждения практикуют организацию мини-библиотек для детей и их родителей. По вечерам один из педагогов осуществляет консуль­тирование родителей, помогает им в подборе книг.

   Таким образом, использование педагогами наглядно-информаци­онных форм общения играет важную роль в формировании педагоги­ческой культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном уч­реждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащая их знания.

   При этом существует опасность подменить наглядностью живое непосредственное общение педагогов с родителями воспитанников, уйти от диалога к монологу. Ведь именно общение способно помочь педагогам и родителям лучше понять друг друга, объединить усилия, прийти к общей взаимодополняющей позиции в воспитании ребенка. Поэтому наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партне­ров — педагогов и родителей, а не основным способом их общения.

 

Памятка для родителей на тему

«Как отвечать на детские вопросы?»

 

   Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

  Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

Ответ должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»

В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.

Отвечая на вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

Если ответы на вопросы ребёнка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

 

      


»  Размещено в сообществах:   
Сообщество педагогов Камчатского края (региональный узел)