Вы не зарегистрированы

Авторизация



Коррупция как проявление социальных отклонений

Submitted by Надежда Александровна Кряквина on Fri, 31/01/2020 - 21:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кряквина Н
Место работы, должность: 

Учитель

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Право
Цель урока: 

Формировать

гражданскую ответственность, правовое самосознание, уважение к социальным нормам, приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

умения получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Формировать

гражданскую ответственность, правовое самосознание, уважение к социальным нормам, приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

умения получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Обществознание.: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Под редакцией Л.Н.Боголюбова

Используемое оборудование: 

Проектор.

Раздаточный материал (Приложения)

Используемые ЦОР: 

Презентация к уроку

Краткое описание: 
<p>Урок является частью изучения темы &laquo;Социальные нормы и отклоняющееся поведение&raquo;</p>

Методическая разработка урока, направленного на формирование антикоррупционного  мировоззрения учащихся.

Класс             10

Предмет         обществознание

Тема                      Коррупция как проявление социальных отклонений

Место урока                                                является частью изучения темы «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»

Цели урока:

Формировать

гражданскую ответственность, правовое самосознание, уважение к социальным нормам, приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

умения получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 

Планируемые результаты.

Личностные:

•          мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни, на противодействие социальным отклонениям, включая коррупционные действия;

•          ценностные ориентиры, основанные на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на осознании необходимости непримиримого отношения к социальным отклонениям и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

•          умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

•          умение объяснять коррупционные действия как негативные явления и процессы социальной действительности с научных, социально - философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

•          умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

1)        на использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике коррупции как социального явления;

2)        поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

3)        объяснение изученных положений на конкретных примерах;

4)        оценка своего поведения, черт своей личности для корректировки собственного поведения в социуме, включая мотивы и действия в выборе образовательного маршрута  и достижении карьерных результатов;

8)        определение собственного отношения к коррупции как явлению современной жизни, формулирование своей точки зрения о способах противодействия коррупции.

 

Предметные результаты:

-          познавательные

•          знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

•          умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

-          ценностно-мотивационные

•          понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

•          знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

-          коммуникативные

•          умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (приложения 1 и 2).

Ход урока

Этап I. Мотивационно-целевой.

Цель этапа: актуализировать знания о социальных нормах, их роли в жизни общества, мотивировать учащихся на изучение коррупции как социально опасного явления.

Продолжительность 2 минуты.

Фронтальный опрос.

Что понимают  под термином «социальные нормы?  (Учащиеся приводят определение: «установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь»).

Назовите виды социальных норм. (Учащиеся называют нормы традиций и обрядов, религиозные, этические, эстетические, политические и правовые нормы). Слайд 2.

Насколько многообразны социальные нормы, настолько разнообразны и проявления отклоняющегося, девиантного поведения людей. Эти отклонения, к сожалению, проявляются как на уровне личности, малых социальных групп, так и на уровне государственных структур. Попробуйте сформулировать своё понимание общих черт опасности этих отклонений.

Ученик Р.: Их общие черты: вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, отдельным людям.

Ученица К.:  Личность, допускающая девиантное поведение, наносит вред и себе самой.

Назовите, пожалуйста, массовые социальные явления, которые, на ваш взгляд, являются наиболее опасными.

Ученики называют преступления и иные правонарушения, алкоголизм, наркоманию, коррупцию, религиозный фанатизм, расовую и национальную нетерпимость, терроризм.

Мне хотелось бы, чтобы сегодня мы с вами обсудили такое явление как коррупция. Ранее мы определяли признаки и проявления коррупции, а сегодня попробуем обсудить другие аспекты. Бытует мнение, что это явление – традиция, которую искоренить почти невозможно, некоторые даже считают, что это вполне нормальное явление, которое даже помогает быстрее решить многие вопросы. Попробуем выяснить, занимает ли коррупция своё место среди названных вами общественно опасных отклонений от социальных норм, если да, то можно ли противостоять этому явлению и как противостоять. Слайд 3.

Этап II. Ориентационный.

Цели этапа:

получить и критически осмыслить социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, сделать выводы;

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.    

Продолжительность 10 минут.

 

Часто можно слышать, что коррупция – типичное явление российской жизни, частица российского менталитета. Для подготовки к нынешнему уроку  две группы учащихся выполнили задания. Поскольку менталитет  народа ярко выражен в его пословицах и поговорках, одна группа подбирала пословицы, оправдывающие коррупцию, взяточничество, лихоимство, а вторая – осуждающие его. Свои выводы ребята представят сейчас.

1 группа представила  пословицы и поговорки, представляющие коррупцию как обыденное для России явление.

Представление итогов групповой работы.       Слайд 4

Краткое содержание выступления первой группы.

Пословицы и поговорки - это бесценное наследие всех народов нашей планеты, наверное, это древнейший жанр фольклора.  Мы не только подобрали пословицы и поговорки, демонстрирующие вполне лояльное отношение к коррупции в России, но и познакомились с опубликованной в Интернете работой  кандидата юридических наук Литвяк Ларисы Геннадиевны (abrsyuzanna@yandex.ru), которая говорит: Что касается взяточничества, то в России – это традиция, что и нашло отражение в зашифрованном виде в пословицах и поговорках. То, что традиционно, обязательно как таковое. Традиция удобна тем, что позволяет не иметь убеждений, - она их заменяет.

В русском языке большое количество пословиц и поговорок о взятке, причем они оправдательные по содержанию. Само слово «взятка» не ассоциируется в нашем сознании только с преступным деянием. В том же словаре В.И.Даля при объяснении слова «взимать (взятка)» указано и такое его значение как: «....В картежной игре: карта взятая, убитая, покрытая старшею или козырем...» и «....поноска, колошки,  обножь, что пчела карточной игре, и в пчеловодстве (то, что берет пчела - труженица с цветка). Например, в романе «Анна Каренина» Л.Н.Толстого мы встречаем следующее упоминание взятки: «Все в одном направлении, туда в лес на цветущую липу и назад к ульям, пролетали рабочие пчелы с взяткой и за взяткой». Также двояко можно оценить и слово «лихо», которое образует корень в слове «лихоимство» (устаревшее слово, означает вымогательство подарков, приношения при исполнении службы, должности, незаконные поборы). В русском языке «лихой» - это и молодецкий, бойкий, проворный, и, с другой стороны, злой, мстительный. Далее. Мзда - это и награда, и воздаяние («мздоимство» - также устаревшее слово, означало в прежние времена получение приношения, которое, в отличие от лихоимства, не вымогалось). Вот, вероятно чем можно объяснить двойственное отношение ко взяточничеству.

 

Краткое содержание выступления второй группы.

Мы выбрали пословицы и поговорки, которые говорят о негативном отношении к коррупции в России. Слайд 5.

Мы тоже обратили внимание на названную уважаемыми одноклассниками из первой группы  работу кандидата юридических наук. Как ни странно, но там мы нашли подтверждение нашей позиции о том, что подобные по смыслу русским,  пословицы, оправдывающие взяточничество, есть и у других народов. Много общего имеют пословичные изречения русского, украинского и армянского народов, многие исследователи объясняют это общностью исторического опыта и идеологии на одних и тех же ступенях общественного развития, этническим и языковым родством, наконец, заимствованиями, экономическими и культурными контактами. Безусловно, эти факторы очень важны, но они не объясняют все случаи сходства. Ведь нередко сходство пословичного фонда наблюдается у народов, живущих в разных социальных и географических условиях, разделённых тысячами километров. Так в чём же пословицы

и поговорки совпадают и чем отличаются? Они могут передавать одни и те же смысловые ситуации, и на этом основывается их сходство, но «строительный» материал, который

использован для создания пословиц у разных народов, отличен. Армянская пословица утверждает: «Богатый и солжет - ему поверят, бедный и правду скажет  - назовут лжецом», широко известна соответствующая русская: «В суде убогий пред богатым, хотя и прав, всегда бывает виноватым». Можно сделать вывод, что это тоже пословицы и поговорки, в основном оправдательно относящиеся к взяточничеству. Подобные пословичные изречения мы находим также у финского народа «Деньги и закон очаруют», «За деньги и поп попляшет»; в датском языке можно встретить «Мешок денег перевесит даже два мешка истины»; у арабов находим «Если хочешь пробраться к сановнику - сдружись с привратником и кладовщиком»; у японцев встречаем «Блеск золота ярче сияния Будды» и аналогичную пословицу у народов Индии «Деньгам поклоняются больше, чем Богу»; у англичан встречается очень похожая на русскую пословица следующего содержания «Законы ловят мух, а шершней отпускают».

У еврейского народа порицанию подвергается взяткодатель – «Дурак дает, умный берет».  Следовательно, дело не в особом менталитете русских. Явление коррупции не национальная особенность.

Как и в русском языке у других народом тоже  много пословиц и поговорок крайне отрицательно характеризуют данное преступление: «Чистая совесть – хорошая подушка» (немец.), «Нет подушки мягче, чем чистая совесть» (франц.), «Алчностью ничего не добьешься» (инд.), «Преступно нажитое добро на искупление тратится», «Богатство и

знатность, полученные нечестным путем, исчезают, как облако» (яп.).

 

Ученик В.  вносит дополнение к вопросу об «интернационализме» проблемы коррупции:

«Маленькие подарки помогают обзаводиться большими друзьями», — гласит пословица. Но не русская, а французская. Подарки получать и угощаться за чужой счет любят не только в Росси и, и эта форма деликатной  взятки широко распространена в мире. В 1995 году в Лондоне состоялся шумный процесс - судили налогового инспектора Михаэля Оллкока, называемого в газетах «королем взяточников». Всего за три года он сумел

вывести из - под налогообложения десятки миллионов фунтов стерлингов. Хоть он брал за свои услуги и деньгами, но предпочитал оплаченные проверяемыми фирмами путешествия, это не меняет преступности его деяний.         Конечно, глупо было бы заявить, что в России не было коррупции. Она была и, как и в любой другой стране, начала зарождаться вместе с приходом государственности. И Россия не «отрицательный пример» в череде честных народов.

 

Учитель: То, что проблема коррупции не только российская, никак не умаляет её опасности для  нашего общества. Человечество давно «ломает голову» над проблемой искоренения коррупции, не исключение и наши философы, политологи, социологи, писатели и государственные деятели. Давайте присоединимся к их числу и попробуем сформулировать свои советы власти как победить коррупцию.

 

Этап III.  Содержательно-операционный.

Цель этапа: формировать негативное отношение к коррупции,  стремление противодействовать коррупционным проявлениям, понимание своей личной ответственности за общее благо.

Продолжительность 25 минут.

 

 Чтобы излечить больного, врач сначала ставит диагноз, устанавливает причины болезни. Давайте попробуем выяснить причины коррупции. Каждая группа,  получив своё задание, определит возможные причины коррупции, чтобы легче было выработать предложения о том, как бороться с этим явлением. На выполнение задания даётся 3 минуты. Слайд 6.

Задание : Причины коррупции

1 группа  - социально-экономические,

2 группа – правовые,

3 группа – социальные,

4 группа – институциальные.

 

Представители каждой группы  подводят итоги групповой работы, называя предполагаемые причины коррупции.

На сегодняшний день не существует единого мнения относительно причин возникновения коррупции. Вашему вниманию предлагается схема, составленная юристами. (Приложение 1) Слайд 7. Сравните её со своими вариантами ответов. Какие из неназванных вами причин вы считаете наиболее важными? Почему? (Ответы по группам)

Какие причины вы дополнили бы в эту схему?

Учащиеся называют религиозные традиции и общий уровень культуры страны, причина на моральном и психологическом уровне - неуважение к себе и к людям, отсутствие чувства справедливости, уверенность в своей безнаказанности.

Задание 2. Какие пути борьбы с коррупцией на уровне государства вы предложили бы?

Учащиеся обсуждают в группах и называют меры экономического, правового характера, предложения по совершенствованию государственных институтов и др. (Наиболее существенные предложения: увеличить контроль со стороны гражданского общества за выдвижением кандидатов на занятие государственных должностей и за их работой, уделение  большего внимания правовому просвещению граждан, проведение «прямых линий» не только с президентом, но и с другими государственными чиновниками).

Вы добавили к причинам коррупции общий уровень культуры в стране. Какие меры вы предложили бы, чтобы создать атмосферу неприятия коррупции на духовно-нравственном уровне?

Ученик Л. Я предложил бы больше внимания уделять историческому образованию. Объясню почему. Оправданием коррупционных действий часто служат ссылки на историю - дескать, воровали у нас всегда. Вспомним известные исторические анекдоты об Александре Меншикове,  о знаменитом диалоге между князем Горчаковым и Карамзиным:

Князь Горчаков: "И что же происходит в России?"

Карамзин: "Как обычно… Воруют-с...".

Но редко вспоминают о тех исторических персонажах,  которые служат примером честности и благородства, бескорыстия и верного служения Отечеству. А среди исторических деятелей мы найдем немало примеров для подражания. Для государственных деятелей и чиновников ими могли бы стать, например, император Александр II и П.А. Столыпин. Есть достойные имена и среди предпринимателей дореволюционной России.

Мнение Л. перекликается с темами индивидуальных заданий, которые было поручено сделать к этому уроку. Нужно было привести примеры бескорыстия российских чиновников, судей, адвокатов, врачей и других служащих.

Сообщение ученицы Д.  Слайд 8.

 В Википедии и в газете «Аргументы и факты» я нашла материалы о таком деятеле М.С.Воронцове. К сожалению, его образ «несколько испортил» А.С.Пушкин, но и великие бывают несправедливы. 

 Граф, князь (с 1845 года), светлейший князь (с 1852 года) Михаи́л Семёнович Воронцо́в (18 или 19 мая 1782— 6 или 7 ноября 1856) — русский государственный и военный деятель из рода Воронцовых, генерал-фельдмаршал (1856), генерал-адъютант (1815). Герой войны 1812 года. В 1815—1818 годах — командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823—1854 годах — новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов. Заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца. В 1844—1854 годах — наместник на Кавказе.

Будучи командиром русского оккупационного корпуса во Франции, перед выводом оккупационного корпуса Воронцов собрал сведения о долгах офицеров и солдат местным жителям и заплатил все долги, сумма которых составляла около 1,5 миллиона рублей, из собственных средств. Чтобы расплатиться c французскими кредиторами был вынужден продать имение Круглое, полученное по наследству от родной тётки — княгини Екатерины Дашковой. (Статья из газеты: АиФ № 13 26/03/2014 ).   И другими своими делами Михаил Семёнович  нашёл себе уважение людей. Ему воздвигнуты памятники в Тифлисе (на средства, собранные от добровольных пожертвований населения города), Одессе и Бердянске. На долгие годы сохранились среди солдат в русских войсках на Кавказе рассказы о простоте и доступности верховного наместника. После смерти князя там возникла поговорка: «До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер».

 

Сообщение ученицы И. Слайд 9.

Примером честного адвоката я считаю известного нам по урокам истории Федора Никифоровича  Плевако. Карьера Плевако состоялась в Москве, которая наложила на него свой отпечаток. Религиозное настроение московского населения и богатое событиями прошлое города находили отклик в судебных речах адвоката. Природа наделила Плевако редким даром проникновенного, убеждающего слова, в котором он не отказывал людям, ищущим защиту от несправедливости. Федор Никифорович Плевако выступал по делам о крестьянских волнениях, о фабричных беспорядках (о стачке на фабрике Товарищества С. Морозова), в защиту рабочих, обвинявшихся в сопротивлении властям и истреблении фабричного имущества.

В 1996 году Гильдией российских адвокатов учреждена Золотая медаль им. Ф. Н. Плевако, которой награждаются адвокаты за выдающиеся успехи в защите конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, высокое профессиональное мастерство, крупный вклад в развитие адвокатуры, многолетний добросовестный труд по оказанию квалифицированной юридической помощи, развитию юридической науки, подготовке квалифицированных юридических кадров. Медалью награждаются также государственные, общественные и политические деятели, ученые-правоведы, журналисты, деятели культуры, учебные заведения и средства массовой информации за крупный вклад в развитие адвокатуры и правозащитную деятельность.

Из выступлений своих одноклассников вы узнали, что кроме исторических анекдотах о мздоимцах и ворах память народа хранит и добрые имена честных и бескорыстных служащих. Одной из групп было дано задание узнать о том, как в Санкт-Петербурге гражданское общество сейчас может представить своё мнение о работе государственных служащих. Вот результаты работы группы.

Ученица Н.    Ответ на вопрос мы сначала нашли случайно, увидев в метро социальную рекламу о конкурсе «Петербургский чиновник», а затем в интернете узнали о проекте подробнее. В 2017 году в рамках ежегодного открытого конкурса «Петербургский чиновник» Северо-Западным институтом управления РАНХиГС учреждена премия имени Павла Солтана, вице-спикера Законодательного собрания Санкт-Петербурга, трагически погибшего в ДТП в августе 2016 года. Премия будет вручаться экспертным советом конкурса «Петербургский чиновник» по результатам народного голосования 20 декабря в день рождения СЗИУ РАНХиГС. Добрыми делами он не кичился, делал свою работу скромно, нешумно. И, что бы ни случилось, оставался честным перед собой и избирателями. Таким Оргкомитет конкурса «Петербургский чиновник» видит идеального кандидата: честным, открытым, работающим на результат. Премия имени Павла Солтана учреждена для чествования государственных служащих в отставке, чья многолетняя служба привнесла весомый вклад во всестороннее развитие Санкт-Петербурга.  Учредителями премии стали Северо-Западный институт управления, Администрация Губернатора Санкт-Петербурга, Общественная палата Санкт-Петербурга, Правительство Ленинградской области и Общественная палата Ленинградской области. Выдвинуть кандидата на награждение или проголосовать за достойного может любой гражданин – житель нашего города или области.

 

Итак, вы узнали, как конкретно гражданское общество и в наше время может выразить своё уважение к честным государственным служащим, узнать их добрые имена.

Вернёмся к предложению Л. , связанному с необходимостью взращивать свою культуру, обращаясь к отечественной истории. Биографии наших соотечественников придают оптимизм, веру в то, что нашему народу удастся если не победить полностью, то хотя бы минимизировать коррупцию.

Но только духовное воспитание недостаточно. Правы были те из вас, кто говорил о роли гражданского общества, значит, о роли каждого из нас в противостоянии коррупции. Правы были и те, которые говорили о чёткой, непредвзятой  и постоянной борьбе с коррупцией со стороны правоохранительных органов.

В последнее время в СМИ, во многих блогах говорят о том, что с коррупцией в нашей стране не борются или борются плохо. Мы решили выяснить, так ли это если не в масштабах всей страны, то хотя бы у нас в Санкт-Петербурге.

 

Группа ребят обратилась к сотрудникам прокуратуры, и им были любезно предоставлены  статистические материалы. Из этих материалов ребята сделали выборку и сейчас предоставят её вашему вниманию.

Учащиеся получают раздаточный материал и знакомятся со статистическими данными. Приложение 2.

Вопросы к статистической таблице:

  1. Контроль деятельности каких органов, организаций, направлений осуществляет прокуратура, исполняя надзор за исполнением законов о противодействии коррупции?
  2. Какие санкции применяет прокуратура в случаях нарушений антикоррупционного законодательства?
  3. Как прокуратура защищает права граждан, государства, организаций в случаях ущерба, причинённого актами коррупции? Слайд 10.

Учащиеся отвечают на вопросы и делают вывод о том, что уверенность коррупционеров в безнаказанности напрасна.

Реплика ученика А. вызывает комментарий ученика Р., готовящего к уроку данные материалы: действительно, на такой большой город как Санкт-Петербург доведённых до суда дел, может быть,  и маловато, но сотрудники прокуратуры на наш вопрос ответили, что важнее количественных показателей - качественные показатели работы правоохранителей: как тщательно проведены следственные  действия, насколько серьёзна доказательная база, ведь нельзя назвать человека преступником, если не доказана его вина.

Этап IV. Контрольно-оценочный (рефлексивный).

Цель: направить учащихся на применение моральных ценностей к своим поступкам и действиям, на осуществление контроля своей деятельности, осознание уровня и качества своего результата в ходе урока.

Продолжительность 8 минут.

         Для  общества коррупция стала одной из острейших проблем. Ежедневно в СМИ мы слышим о коррупции, взяточничестве. Создаётся впечатление, что негативное явление пронизало всё общество.

Не надо думать, что борьба с коррупцией, взяточничеством идёт где- то далеко, в обществе. Общество - это мы. Так сможем ли мы разорвать цепь коррупции?

 

В конце урока подведём итоги: какие личные выводы вы сделали на нынешнем уроке? (учащиеся называют выводы о том, что некоторая часть общества пытается оправдать коррупцию как социальное явление, но на самом деле это явление опасно;  с коррупцией должно бороться всем сообща, начиная с малого-честно сдать ЕГЭ и поступить учиться в вуз, а не искать окольные пути; к власти, правоохранительным органам  должно быть доверие, гражданское общество должно контролировать и помогать, создавая атмосферу осуждения  коррупционных действий; начинать борьбу с коррупцией надо с уважения к себе и к людям и др.)

В продолжение этих мыслей вспоминаются известные вам слова Л.Н.Толстого:  «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто». Слайд 11.

Группам даётся время оценить в баллах участие каждого ученика в ходе урока.

 

Домашнее задание: в тетрадях записать свои выводы о том, чем опасна коррупция

а) для личности,

б) для общества,

в) для государства.