Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа "Языковое гнездо"

Фото пользователя Валентина Накочевна Комарова
Submitted by Валентина Накочевна Комарова on Wed, 22/04/2020 - 10:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Комарова Валентина Накочевна учитель родного (ненецкого языка)
Место работы, должность: 

ТМК ОУ "Усть - Портовская средняя школа"

Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Тьютор
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Родной язык
Цель урока: 

Изученик  Родного (ненецкого ) языка

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

сказки на ненецком языке

Используемая методическая литература: 

тематические словари ненецкого языка.

Используемое оборудование: 

карточки и таблицы.

Краткое описание: 
<p>аннотация</p> <p>пояснительная записка</p> <p>содержание</p> <p>планирование</p>

                                     Анотация.

 

Данная программа составлена на основе общеобразовательной программы этнокультурного содержания «Истоки» (под ред. Горулько С. П., Палухиной В. В.). Ее отличительной особенностью является возможность ее реализации с детьми во внеурочной деятельности как в школах с национальным составом учащихся, так и в обычных школах. Кроме того, данная программа содержит подробное описание формируемых в процессе ее реализации универсальных учебных действий (УУД) у учащихся.

              Целью данной программы является формирование у подрастающего поколения мировоззренческих предпосылок для понимания своей культуры, сохранение ненецких традиций, тех и иных культур, осознания себя субъектом культурного творчества, понимание ненецкой речи, овладение ненецкой разговорной речью.

Основное содержание программы направлено на знакомство учащихся с самобытной национальной культурой, приобщение их к духовной жизни своего народа.

Программа рассчитана на 1 год обучения (70 часов) и включает в себя 11 разделов: «Моя малая родина – Таймыр», «Устное народное творчество коренных малочисленных народов Таймыра», «Музыкальная культура коренных малочисленных народов Таймыра», итоговое занятие.

После каждого занятия в содержании программы прописаны формируемые универсальные учебные действия.

 Учебные планы программы являются рекомендуемыми и могут быть несколько изменены на усмотрение учителя: изменение порядка изучения тем, разделов, добавление каких-либо содержательных линий, формы проведения занятий. Но срок реализации программы, основные разделы и объем учебной нагрузки должен оставаться прежним, согласно программе.

 

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность учащихся, рассматривающаяся в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения как важнейшая составляющая образовательного пространства, является наиболее оптимальной возможностью приобщения подрастающего поколения к изучению и развитию этнической культуры малых народов Таймыра. В связи с этим назрела необходимость разработки дополнительной общеобразовательной программы «Языковое гнездо» и ее реализация для учащихся образовательных учреждений.

             Сохранение родных языков и самобытной культуры северных этносов – важнейшая задача, которая была поставлена исполнительной и законодательной ветвями власти Таймыра перед современной системой образования муниципального района.

С ассимиляцией коренных народностей Таймыра, с переходом их на осёдлый образ жизни утрачиваются традиционные связи между поколениями. В смешанных по национальному составу семьях говорят по-русски, традиционный для определённой национальности уклад жизни не поддерживается. Наблюдается  неукоснительное снижение мотивации детей к изучению этнической культуры: изобразительного искусства, прикладного и литературного творчества. Данная ситуация ведет к безвозвратной потере традиционного уклада жизни каждого народа.

Программа внеурочной деятельности закладывает основы национального самосознания благодаря осознанию, возрождению и поддержанию этнических традиций, духовной и материальной культуры малочисленных народов Таймыра.

Данная программа составлена на основе  ненецкого календаря и малых жанров русского и ненецкого фольклора. Цель этой программы –создать ненецкую языковую среду, научить разговорной речи. Ее отличительной особенностью является возможность ее реализации с детьми во внеурочной деятельности как в школах с национальным составом учащихся, так и в обычных школах, усвоение родного (ненецкого) языка через малые жанры русского фольклора. Кроме того, данная программа содержит подробное описание формируемых в процессе ее реализации универсальных учебных действий (УУД) у учащихся начальной школы.

При разработке программы были учтены требования Закона РФ «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов, ведомственных нормативов, регламентирующих дополнительное образование учащихся.

Целью программы является формирование у подрастающего поколения мировоззренческих предпосылок для понимания своей культуры, так и иных культур, осознания себя субъектом культурного творчества.

Поставленная цель достигается посредствам решения следующих задач:

  1. Знакомство учащихся с самобытной национальной культурой, приобщение их к духовной жизни своего народа.
  2. Формирование интереса к ценностям культур северных этносов, традициям и обычаям своего рода и семьи.
  3. Развитие патриотического самосознания, воспитание любви к Родине, Малой родине.
  4. Развитие навыков общения со сверстниками, педагогами, родителями, односельчанами в постоянно изменяющихся коммуникативных ситуациях.
  5. Развитие активности и самостоятельности, творческих способностей и воображения в процессе коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Программа создана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся среднего, удовлетворяет их естественную потребность в развитии, самореализации.

Содержание программы рассчитано на учащихся  2-5  классов. Набор воспитанников в группу – свободный. Обучение по программе  рассчитано на 1 год в объеме 68 часов.

Занятия проводятся 2 раз в неделю продолжительностью 2 академических часа (1 полугодие – 45 мин.; 2-е полугодие – 45 мин.).

Основой содержания программы является национально-региональный компонент, который предполагает знакомство учащихся с особенностями, укладом жизни народов Таймыра. Этот материал структурирован в десяти разделах:

  • Раздел 1. «Вступление» включает в себя 3 часа,  из них 1 час посвящен полуострову Таймыр как древней земле нганасан, 1 час отводится на историю появления на Таймыре других народов, 1 час посвящен Таймыру как малой родине
  • Раздел 2. «Материальная культура»включает в себя 6 часов, из них 3 часов отводится на теоретический материал и 3 часов – на практические занятия;
  • Раздел 3. «Духовная культура» включает в себя 2часа теоретического материала и 1 час практического материала.
  • Раздел 4.Раздел «Общественные семейные отношения» включает в себя   9 часов, из них 4 часа отводится на теоретический материал и 5 часа – на практические занятия.
  • Раздел 5 «Сохранение народных поэтических традиций” включает в себя 10 часов, из них 4 часа теории и 6 часов практического материала.
  • Раздел 6 «Ненецкий фольклор» - 21 часа, 5 часов теоретического материала, 18 часов практического материала.
  • Раздел 7 «Декоративно – прикладное искусство»  состоит из 10 часов, 4 часа теоретического материала, 6 часов практического материала.
  • Раздел 8 «Воплощение национальных традиций в творчестве таймырских художников.» 4 часа практического материала.

При проведении практических занятий используются различные формы и методы организации деятельности учащихся: беседы, викторины, конкурсы, импровизации, творческие игры, свободное и тематическое рисование, в том числе словесное, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.

Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы: По окончанию обучения ребята получат первичные знания по истории и культуре малочисленных народов Таймыра и практические умения в области декоративно-прикладного творчества северных этносов.

Кроме того, в процессе обучения у младших школьников происходит становление ключевых компетентностей, а именно:

  • коммуникативной, проявляющейся в умении взаимодействовать со сверстниками, общаться, работать в команде, толерантно относится к окружающим;
  • познавательной, выраженной в способности к обучению в течение жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте;
  • социальной, проявляющейся в принятии окружающей действительности, адекватном оценивании себя и других, адаптации в условиях детского коллектива, самореализации в деятельности.

Методами проверки ожидаемых результатов являются педагогическая оценка деятельности каждого учащегося, проявление их самостоятельности и творческой активности.

                                     План работы .

№ п/п

                                       Наименование разделов и тем

Кол-во часов

        Кол-во часов

теория

практика

I

 

Вступление

 

 

 

1

Таймыр – наша родина. Таймыр-маняˮ  харена ява. Диалог «Приглашение»   («Хама»)

1

1

 

 

2

Сказка «Откуда появилась земля»      на родном языке.    Повторение диалога «Приглашение»                                                                                                                                         

1

1

 

 

3

 Рассказ  «Я живу в Усть – Порту»   («Мань Усть –Портахана иледм») -  диалоги, ответы на вопросы. Повторение диалога «Сояˮма я»

1

1

 

II

 

Материальная культура

        6               

 

 

 

4

Календари народов Севера: ненецкие календари. Зима.. Январь (Лимбя̓ иры-месяц орла). Занятия тундровиков. Обряд гостевания. Стихотворение В.Ледкова «Тецьда» Диалог «Приглашение»

 

 

1

 

5

Февраль – яра иры. Месяц появления на сопках песчаных плешин. Приметы. Интеллектуальная игра «Туця̓  терˮ».   Диалог «Ядабтава» Игра «Ненецкий этикет»

 

1

 

 

6

Жилище. Чум и его устройство. Знакомство с новыми названиями предметов быта.  Диалог «Знакомство»

 

 

1

 

7

Весна. Март – месяц появления проталин, месяц наста. («ты саполана иры). Средства передвижения-нарты. Диалог « Поездка в гости» на родном языке. Русская народная сказка «Теремок»

 

 

1

 

8

История  орнаментов. Одежда и обувь. Рассказ «Моя паница»  (Мань панэми) на родном языке.овторение диалога  «Встреча» («Ядабтава»)

 

1

 

 

9

Пища. Названия блюд на родном языке. Рассказ «Ужин за семейным столом».  (Пэвсюмя няӈы ӈаволава)  Диалог «Прибытие» («Това») Русская народная сказка «Лиса и журавль» на родном языке.

 

1

 

III

 

Духовная культура

3

 

 

 

10

Традиционное мировосприятие ненцев. Интеллектуальная игра  «Вандако̓  терˮ) Повторение диалога «Прибытие» Апрель – месяц ложного отела (Сие ниць иры).

 

1

 

 

11

Сказка «Яминя».  Интеллектуальная игра  «Вандако терˮ Диалог «Встреча у магазина».

 

 

1

 

12

Игра   «У медведя во бору» на родном языке. Русская народная сказка «Теремок». Диалог «Встреча у магазина»

 

1

 

IV

 

Общественные и семейные отношения

9

 

 

 

13

Ненецкая семья.   Названия ненецких родов. Диалог «Моя семья»  (Мань мяни̓  терˮ  Русская народная сказка  «Лиса, заяц и петух» на родном языке. Май- месяц отела. (Сую̓ иры».

 

1

1

 

14

 Май - Сую΅ иры. – месяц отела. Рассказ «Олененок» Диалог «Извинение» («Вэва ӈэва нямна). Русская народная сказка «Теремок»

 

   

 

15

Ненецкий этикет.  Поездка в гости. Диалог «Знакомство» (Торомдангова) Июнь - саво̓ иры.

 

 

 

 

16

Обряд очищения  перед охотой, Молитва охотника. (на родном языке) Диалог «Язык» (Вада)

Обращение к огню. (На родном языке.) Июль – месц комара. (Неняӈг иры) Приметы.

 

1

2

 

17

 Обряд очищения перед дальней дорогой. Диалог «Я еду по  дорогам деда».  (Иринани сехэры недадм) русская народная сказка «Курочка Ряба» на родном языкею.

 

   

 

18

 Обряд очищения  перед поездкой в гости, диалог «Я еду в гости» (Мядонзь хаядм). Русская народная сказка «Курочка Ряба» Август – месяц овода.

 

   

 

19

Обряд  имянаречения.  Что в имени тебе моем.  Русская народная сказка «Зимовье зверей» Диалог «Знакомство» (Торомдаӈгова)

 

1

1

 

20

Дефиле по ненецки. Диалог «Встречаем гостей»  (Мядондаˮ  тоˮ)Русская народная сказка «Зимовье зверей». Ролевое представление.

 

   

 

21

Священный огонь  - семейный. Обряд поклонения огню. Разговор с огнем . (на родном языке) диалог «Поздравление» (Сава вадиˮ мэˮма)

 

1

1

V

 

Сохранение народных поэтических традиций

10

 

 

 

22

Таймырские поэты и писатели. Л.Ненянг. Жизнь и  творчество. Рассказ  «Липо» из 4 предложений. Диалог «Прощание» (Лакамбойдангова)

 

1

2

 

23

 Сентябрь - Вэба΅  иры. Стихи на ненецком языке «Тецьда» В. Ледков. Перевод на русский язык детьми. Диалог «На прогулке»

 

   

 

24

Л. Лапцуй. Стихотворение «Нерденя ханесэми» (Первая добыча) ,  «Сянакуˮ»

 

   

 

25

Рассказ  «Нерденя ханесэми». (Моя первая добыча ) Игра «Мы к лесной лужайке вышли…» (Пэдара помна ядэрӈаваˮ) Октябрь - Хорˮ иры. (месяц быка)

 

1

1

 

26

Игра «Два мороза» на родном языке. Диалог  «Просьба» (Ханта ӈамˮ) русская народная сказка «Колобок»

 

   

 

27

Таймырские художники. Б.Молчанов. М.Турдагин. Жизнь и творчество.  Беседа по картине М.Турдагина «Будущее Таймыра». Стихотворение И. Суриков «Первый снег» (Едэй сыра) на родном языке.

 

1

1

 

28

Рассказ Я.Тойц «Карандаш»  на родном языке. «Паднабць» . Ролевая игра по рассказу. Русская народная сказка «Маша и медведь» на родном языке.

 

   

 

29

Рассказ «Я помогаю маме на кухне» на родном языке. Диалог  «Приготовление ужина» (Пириндева) Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» на родном языке. Ролевое представление.

 

1

2

 

30

 Интнллнектуальная игра «Пойми меня» (Сими хамеда». Повторение : Русская народная сказка  «Петушок и бобовое зернышко» на родном языке. Ролевое представление.

 

   

 

31

Диалог «Согласие». Повторение сказки «Петушок и бобовое зернышко на родном языке» Ролевое представление. Ноябрь – Нюдя пэвдиˮиры (месяц малой темноты).

 

   

VI

 

Ненецкий фольклор

21

 

 

 

32

Жанры ненецкого фольклора. Общее понятие.  Ненецкая сказка  «Приключения Мышки».  («Писяко илеˮ Диалог «Согласие» («Ӈобˮвадахаˮ хаˮмава»)

 

1

 

 

33

Лаханако – сказка. Вадако – сказочка. Хэбидя лаханако – миф, мифическая сказка. Диалог «Отказ» («Таяхалма). Ненецкая сказка «Мараӈгыемаˮ»  («За морошкой)

 

1

1

 

34

Диалог  «Благодарность» Ролевое представление сказки «Мараӈгыема»

 

   

 

35

Сюдбабц – эпическая песня. Слушание сюдбабц. Диалог «извинение» «Вэварка ӈэва нямна)

 

1

 

 

36

Ненецкая сказка   «Хорчи» (Собака по кличке Хорчи». Диалог «Язык» (Вада) Стихотворение «Сава се». Декабрь - пэвдиˮиры (месяц большой темноты)

 

 

1

 

37

Ненецкая сказка «Талеревы ӈацекы»  (Украденый  ребенок). Диалог  «Комплимнты, одобрения» (Сававна лаханава) Стихотворение А.Пичкова «Ӈэрм»

 

 

1

 

38

Ярабц – эпическая песня. Слушание ненецкой сказки. Диалог «Ответы на вопросы» (Хонаркова вадаˮ)

 

1

 

 

39

Слушание  ненецкой сказки. Диалог «Профессия» (Манзаиˮ тэнз») Ненецкая сказка «Тямдэ-лябцинде». Ролевое исполнение сказки.

 

 

1

 

40

Хынабц – эпическая песня с элементами истории. Слушание эпической песни.  Диалог  «Семья» (Мяд̓ терˮ) Стихотворение  «Бабушкины сказки» В. Ледкова..

 

 

1

 

41

Ненэць  се – индивидуальная песня. Слушание индивидуальной песни. Ненецкая сказка.»Вэнеко илемя».(Жили собаки в чуме) Диалог « В столовой» (Ӈаволавахана)

 

 

1

 

42

Ерота се – шуточная песня. Слушание  шуточной песни. Диалог  «В школе»  (Тохолкова мякана) Ненецкая сказка  «Парнэ»  (женщина  рода Порнэ»

 

 

1

 

43

Нюкубц се – колыбельная песня Слушание колыбельных песен. Исполнение учителем колыбелнй песни. Диалог «Деньги».  (Есяˮ)

 

 

1

 

44

Еколабц  се – песня-дразнилка. Интеллектуальная игра «Ӈодя  ̓ ед». Диалог  «Продукты» - «Ӈаварˮ». Ненецкая сказка «Хальмер̓  ярако». Ролевое  исполнение сказки.

 

 

1

 

45

Нгацекы се – детская личная песня Слушание детской песни в исполнении учителя. Интеллектуальная игра «Хан̓ терˮ»  ненецкая сказка «Неда̓ мюмня» (По следу аргиша)

 

 

1

 

46

Самбдабс“ – шаманские песнопения. Слушание шаманского песнопения.  Интеллектуальная игра «Хан̓ терˮ 2». Ненецкая сказка  «Сэротэта». Ролевое представление сказки.

 

 

1

 

47

Обрядовая песня  Исполнение  обряда «Очищения» Интеллектуальная игра   «Еся̓ ӈано».  (Железная лодка). Диалог  «Советы врача»  (Лекар̓  табекоˮ).

 

 

1

 

48

Хобцо“ – загадки. Русские загадки. Перевод на ненецкий язык. Диалог  «Части тела» (Ӈамзиˮ  пеляˮ).  Ненецкая сказка  «Ембо». Ролевое  представление сказки.

 

1

1

 

49

Талере“мя“ – бывальщина о сглазе. Диалог  «Школа». Интеллектуальная игра «Халя̓ пад». Пословица «Нямю мересипойˮ, вэясипойˮ хавыда».

 

 

1

 

50

Юдерома “ – вещие сны. Образные выражения:  Хэˮмяда ни  ӈадюˮ. (не осталось  и следа). Диалог «Рыбная ловля» (Халям̓  хадабава) Ненецкая сказка  Ембо няби Сюдбя» («Ембо и великан»). Ролевое  представление  сказки.

 

 

1

 

51

Ва“ал – предания об исторических событиях с воспитательной целью.  Диалог «Тыбэрма» (Оленеводство). Ненецкая сказка Лэмороко няби писяко» (Птичка и мышь). Ролевое исполнение сказки.

 

 

1

 

52

Я’  ва“ал“ – предания седой старины. . Диалог «Ханева» (Охота). Ненецкая сказка «Нюня» (Гагара). Ролевое представление сказки.

 

 

1

 

53

И“лемя“-Житие. Диалог «Ханда ӈамгэˮ» (Просьба). Ненецкая сказка «Хути» (Кукушка0. Ролевое представление сказки.

 

 

1

VII

 

Декоративно – прикладное искусство

10

 

 

 

54

Орнамент. История  орнаментов,  орнаменты-письмена, орнаменты – узоры, их применение.  Диалог  «Ныланавахана» (На отдыхе)

 

1

1

 

55

Ненецкая сказка «Парнэко».  (Ведьма). Диалог «Тэмдолава»  (Магазин).Интеллектуальная игра   «Вандако».

 

   

 

56

Толкование орнаментов. Диалог  «Пихина»  («На улице»). Ненецкая сказка «Сидя варкха̓». Ролевое представление сказки.

 

 

1

 

57

Главные фигуры орнаментов .  Ненецкая сказка  «Сидя тэхэ΅»  (Два оленя) Ролевое представление. Диалог «Маркана»   (В городе).

 

 

1

 

58

Названия орнаментов на родном языке. Ненецкая сказка «Хоркы няби пыря»  (Куропатка и щука).. Ролевое представление сказки.  Диалог «Почта».

 

1

 

 

59

Ненецкие художественные изделия из меха, замши и сукна

Названия изделий на родном языке. Ненецкая сказка «Лысу няби пыря» (Окунь и щука). Ролевое представление сказки. Диалог «Ӈэдалерма»  (Путешествие).

 

1

 

 

60

Виды орнаментальной отделки головных уборов, одежды, предметов быта. Ненецкая сказка «Ехэна няби илебць»  (Осетр и дикий олень). Ролевое представление сказки. Диалог «Еся сехэры» (Железная дорога)

 

 

 

 

61

Виды декоративной отделки  одежды и обуви, предметов быта.ненецкая сказка  «Самбляӈг хасава таддикад хабэй лэмороко». (Пятеро мужчин и мертвая птичка).

 

 

 

 

62

Замша. Процесс изготовления. Ненецкая сказка «Тэваси няби иӈгней»  (заяц и росомаха). Ролевое представление сказки. Диалог «Тиртя ӈанохана ӈэдалерма»  (Путешествие на самолете)

 

1

 

 

63

Украшения для оленьей упряжи.  Ненецкая сказка «Тэта няби хаби» (Хозяин и работник). Ролевое представление сказки. Диалог «Ябсяда серˮ(Несчастный случай).

 

 

1

VIII

 

Воплощение национальных традиций в творчестве таймырских художников.

4

 

 

 

64

Есть  Таймыр единственный. Народы, проживающие на Таймыре. Коренные народы. Ненецкая сказка  «Ханена Холю няби Сэрне». Ролевое представление сказки.

 

 

1

 

65

Картины Б.Молчанова. беседа по картинам. Диалог «Мань падтаӈгорӈадм». (Я рисую). Ненецкая сказка «Сэвне нямна ӈэда лаханако).Ролевое представление сказки. Диалог «Ӈамгэ΅ ельць  ӈэва»  (время, дата).

 

 

1

 

66

Разговор по картинам М. Турдагина.  Ненецкая сказка «Нисяни табеко»  (советы отца). Ролевое представление сказки. Диалог «Нум΅»  (Погода).

 

 

1

 

67

Заветы шаманов и сказителей на пологнах художников.  Ненецкая сказка  «Сехо  хасава ӈацекы». Ролевое представление сказки. Диалог «Пя΅, вадедана яˮтарˮ».

 

 

1

 

68

Обобщающее занятие. Диалог «Маирта» (Насекомые) . ролевое представление ненецкой сказки «Халяко» (Рыбка)

2

 

 


»  Размещено в сообществах: