Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Копилка литературных произведений на историческую тему

Фото пользователя Светлана Евгеньевна Романова
Submitted by Светлана Евгеньевна Романова on пн, 14/09/2009 - 18:39

Часто использую на уроках истории и обществознания отрывки из произведений писателей и поэтов. Это позволяет сделать содержание урока более интересным для учащихся. Предлагаю создать копилку стихотворений и литературных произведений на историческую тему.

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Евгеньевна Воробьёва

На: Копилка литературных произведений на историческую тему


Уважаемые коллеги! Тема интересная. Приведу несколько примеров: говорим о людях 17 века - читаем "Повесть о Шемякином суде", , отрывки из «Реквиема» Анны Ахматовой звучат на уроках о сталинских репрессиях. Русская проза, стихи - обязательная составляющая многих уроков. Немыслимо преподавание истории без литературы, жаль только, часто не совпадает материал : Восстание Емельяна Пугачева в 7-ом, а «Капитанская дочка» в 8-ом. Несмотря на это, сказку старой калмычки обязательно обсуждаем с ребятами на уроке. Поэты «серебряного века», рассказы М.Зощенко.... стихи К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги смоленщины…», «Жди меня». А.Пушкин - отрывки из «Евгения Онегина», «… Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной…» Литературное произведение - не просто иллюстрация событий, хотя всегда с замиранием сердца наблюдаю удивительную тишину, когда дети слушают стихотворные строки... Согласитесь, иногда очень трудно объяснить многое, особенно события 1917 года, гражданской войны, и у писателей конечно же особое видение этих событий. Им дано видеть многое, что не видим мы - обычные люди, тем более если писатель- участник событий.
Комментарий был изменен с момента создания (Елена Евгеньевна, вс, 25/10/2009 - 23:52).

С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294




Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: Копилка литературных произведений на историческую тему


Коллеги! Хотела бы подключиться к вашему разговору,хотя я и не историк.Для внеклассной работы по теме Холокост предлагаю дидактизированное мною стихотворение в прозе "Где ты был человек" (о событиях "Хрустальной ночи")Буду рада вашим отзывам 

http://www.9-november.hrworld.ru/material/index.php

Комментарий был изменен с момента создания (lena 1, пн, 26/10/2009 - 05:22).
Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743



На: Копилка литературных произведений на историческую тему


Очень интересную тему вы затронули, Светлана Евгеньевна! Действительно, литературные произведения позволяют сделать урок более ярким и запоминающимся. Добавляю отрывок из литературного произведения в копилку:

И.С.Никитин "Русь"(отрывок)

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

 

У тебя ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

Воля смелая?

 

У тебя ли нет

Про запас казны,

Для друзей стола,

Меча недругу?

 

И давно ль было,

Когда с Запада

Облегла тебя

Туча тёмная?

 

Под грозой ее

Леса падали,

Мать сыра - земля

Колебалася.

 

И зловещий дым

От горевших сел

Высоко вставал

Черным облаком!

 

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань,-

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

 

Собрала детей,

Стариков и жен,

Приняла гостей

На кровавый пир.

 

И в глухих степях,

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.




Фото пользователя Екатерина Андреевна Кузнецова

На: Копилка литературных произведений на историческую тему


Тема, вне всякого сомнения, интересная! В русской истории есть события, которые оценивались неоднозначно из-за  политических разногласий. Иван Алексеевич Бунин не принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию, свое видение этого события он отразил в цикле очерков "Окаянные дни" (название говорит само за себя!  

Читаем: "Революция - стихия..."

Землетрясения, чума, холера тоже стихии. Однако никто не прославляет их, никто не канонизирует, с ними борются. А революцию всегда "углубляют".

"Народ, давший Пушкина, Толстого".

А белые не народ.

... А декабристы? А редакторы знаменитых журналов? А весь цвет русской литературы? А её герои? Ни одна страна в мире не дала такого дворянства". ("Москва, 1918. 21 апреля")




Фото пользователя Светлана Евгеньевна Романова

На: Копилка литературных произведений на историческую тему


А вот ещё строки в копилку:

Отечественная война 1812 года в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

"Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для  русских оно не имело не малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно было быть - для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы (чего мы боялись больше всего в мире), а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии ( чего они тоже боялись больше всего в мире) Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение" 

Толстой Л.Н. ПСС.Т.11.М.;Л.,1932.с.183.




Фото пользователя Светлана Евгеньевна Романова

На: Копилка литературных произведений на историческую тему


Предлагаю первый отрывок из литературного произведения на историческую тему.

Описание Лжедмитрия l в произведении Валерия Замыслова "Иван Болотников":

   "Царевич Дмитрий", с польским войском, перешёл русский рубеж в октябре 1604 года. В первые же недели Лжедмитрия признали Путивль и Рыльск, Севск и Курск, Кромы и Моравск...

   Тотчас спихнули годуновских правителей комарицкие мужики и холопы. Избивая тиунов и царских приказных, зло гомонили: 

-Хватит, поизмывались! Земля наша николи не была боярской. Годун силком волость прибрал. Не бывать ярма годуновского!

   Расправившись с царскими подручниками, всем миром отправились к "богоданному государю".

   В начале января 1605 года Дмитрий Самозванец встречал народ на паперти храма. Никогда ещё Севск не видал такого многолюдья. Сколь на собранной площади крестьян и холопов, казаков и стрельцов! Осаждают паперть юродивые, нищие, убогие и калики перехожие. Все жаждут глянуть на "истинного" царя, заступника народного.

   Царь молод. Приземист. У него широкие плечи, широкая грудь и короткая толстая шея. Лицо круглое, грубоватое, ни усов, ни бороды. Волосы светлые, с рыжиной. Глаза юркие, маленькие. Нос похож на башмак, подле носа две большие бородавки. Руки царя грузные, одна короче другой.

   Малый рост, квадратная фигура и некрасивое голое лицо делали Самозванца непривлекательным. Но в народе толковали: с лица воду не пить. Был бы корня царского. Этот же - сын самого Ивана Грозного, что бояр лихо шерстил. 

Замыслов В.А. Иван Болотников: Ист.роман. Кн.3.-Ярославль: Верх.-Волж. кн.изд.,1989. -с.48-49.



Сообщество учителей истории

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн