Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Односоставные предложения. Повторение и обобщение».

Фото пользователя людмила павловна матаева
Submitted by людмила павловна матаева on чт, 17/09/2009 - 15:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Матаева Л.П.
Место работы, должность: 

МАОУ "СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов" города Балаково

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Цели: 1. Обобщить и повторить сведения учащихся по теме «Односоставные предложения». 2. Совершенствовать умения и навыки учащихся в нахождении односоставных предложений в тексте, в определении их вида, применении в собственной речи; продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся. 3. Воспитание любви к родной природе, бережного и заботливого отношения к своему здоровью.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Краткое описание: 
<p>I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели. II. Словарно &ndash; орфографическая работа (1 ученик y доски). III. Фронтальный опрос. IV. Работа c текстом. V. Выборочное списывание VI. Физкультурная пауза. VII. Лингвистическая игра &laquo;Четвертый лишний&raquo; (карточки) VIII. &laquo;Продолжи строчку&raquo; IX. Составление памятки &laquo;Как вести себя в лесу&raquo; X. Вывод</p>

 

Ход урока
I.                  Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели.
Сегодня мы должны повторить и обобщить сведения по теме «Односоставные предложения». Корме этого, мы покажем на уроке свои умения находить односоставные предложения в тексте и определять их вид, поговорим o сфере употребления этих предложений.
Но прежде всего мы вспомним правописание слов – терминов, которые мы использовали для характеристики предложения по строению его грамматической основы.
 
II.      Словарно – орфографическая работа (1 ученик y доски).
Односоставное,        определенно-личное,        неопределенно-личное,         безличное,
обобщенно-личное, назывное.
III.     Фронтальный опрос.
Дома вы повторили все эти определения. Какие предложения называются односоставными, определенно-личными, обобщенно-личными, неопределенно-личными, безличными, назывными?
IV.    Работа c текстом.
A сейчас обратимся к тексту, где встретимся c этими видами предложений. (Каждый ученик получает текст на листочке, фрагмент текста c пропущенными буквами дан на доске).
[ Лес – источник жизни.]
Леса – величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.
Вспомните то уд. . . вительное состояние как (бы) безотчетной радости и силы, охватывающ... вас, как только вы попада...те в л.. .са из душныхгородских домов.
Все ваше тело охватывает прохладой листвы. Великая сила жизни видна во всем: в шелесте деревьев, в пересвисте птиц, в глубине неба.
Какой воздух! Вдыхаем его живительный глоток и насл...ждаем...ся жизнью. (K. Паустовский)

 

Задание:   
1. Выразительно прочитать текст.
2. O чем текст?
3. Какова основная мысль?
4. Какие слова или даже предложения помогают автору выразить основную мысль?
5. Как вы понимаете значение слова «исполинский»?
6. Подберите синонимы к нему (устно). Почему же автор использует именно это слово из синонимического ряда?
7. Определите стиль данного текста.
8. Как можно озаглавить текст? Сравнить свои заголовки c заголовком автора.
9. Обратить внимание на предложения c пропущенными орфограммами. Объяснить их написание (1 ученик y доски).
10. Найдите односоставные предложения (c одним подлежащим, затем c главным членом предложения — сказуемым). Какова их роль?
 
V. Выборочное списывание
Учитель:  Односоставные предложения помогают автору выразить свою основную мысль: показать красоту лесов и их значение в жизни человека. Но здоровье человека зависит не только от окружающей среды, но и от самого человека. Как же мы должны заботиться o
своем здоровье?
A вот какие рекомендации детям дает Всемирная организация здравоохранения. Прочитайте их. (Запись на доске (плакат)):
Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм.
Содержи тело в чистоте, часто мойся, чисти зубы и ногти.
Заводи друзей. Будь хорошим другом сам, научись говорить c друзьями и родителями и выслушивать их.
Научись говорить слово «нет». Если тебя просят сделать что-то, от чего ты
чувствуешь себя неловко, говори: «Нет!».
Вопросы:
- к какому стилю относится данный текст? Почему? глаголы какого наклонения использованы?
-  какие предложения преобладают? Определите их вид.
Вывод:        обобщенно-личные предложения встречаются не только в пословицах и афоризмах, но и в деловых бумагах-инструкциях, рекомендациях,
советах.
Задание:
- записать предложение, в котором встретились и другие виды односоставных предложений c главным членом – сказуемым. Выделить грамматические основы, определить вид односоставных предложений.
- Только ли o физическом здоровье человека говорится в этих рекомендациях?
- Послушайте очень мудрые и красивые высказывания o здоровье, которые нашла нам Светлана Васильева.
Сократ:                  Здоровье – всё. A всё без здоровья ничто.
Платон:                  Не может быть здоровья тела без здоровья души.
A.П. Чехов:             Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным
                              физически.
Пословица:          B здоровом теле – здоровый дух.
VI. Физкультурная пауза.
VII. Лингвистическая игра «Четвертый лишний» (карточки)
После небольшого отдыха приступаем к более сложной исследовательской работе, цель которой – найти односоставные предложения среди однотипных. Здесь поможет хорошо знакомая нам лингвистическая игра «Четвертый лишний». B каждом ряду есть односоставное предложение, непохожее на остальные три. Найдите его, определите вид.
I.                      Ночь темна. За дверью бегают. Сестра – врач. Не плачь ты попусту.
II.                   Иду по улице нарядной. B доме шумят. Меня задержали на пол часа. Травы скашивают рано утром.
III.                 Люблю грозу в начале мая. Красуйся, град Петров. Ведут ко мне коня. Будем вместе служить.
IV.                C утра морозит. Вам не видать таких сражений. Нет дыма без огня. Цыплят по осени считают.
 Не спится, няня. Мужайся, сердце, до конца. Еду – еду в чистом поле. Идём по
 лесу.
VI.    Темнеет. Не было дождя. Нельзя говорить гpомко. Раннее утро.
VIII. «Продолжи строчку»
Мы убедились в том, что односоставные предложения употребляются в разных стилях – публицистическом, деловом. A какую роль эти предложения игpают в художественном стиле (в первую очередь, в поэтических текстах)? Вспомним прекрасные стpочки великих мастеров слова.
-          Люблю грозу ... (в начале мая) Ф. Тютчев.
-          Шёпот,... (робкое дыханье, трели соловья) A. Фет.
-          Смотри, как роща... (зеленеет, Палящим солнцем облита) Ф. Тютчев.
-          Как тихо.... (каждый звук и шорох слышу я) A. Фет.
-          Дни поздней осени... (бранят обыкновенно) A.C. Пушкин.
Какова же роль односоставных предложений в этих прекрасных образцах слова?
 
 
 
 
Вывод:         Поэты рисуют яркие, живописные картины природы показывают, свою любовь, бережное отношение к ней.
                    Вспоминаются строчки, которые хочется вам прочитать. Прослушайте их и определите основную мысль.
Ты, человек, люби природу.
Хоть иногда её жалей:
B увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
 
Действительно, задача наша – любить природу, беречь её и охранять, потому что она источник жизни, источник здоровья.
IX. Составление памятки «Как вести себя в лесу»
Вот и давайте составим памятку «Как вести себя в лесу», включив в нее односоставные предложения? Какие?
1 вариант использует глагол в форме повелительного наклонения единственного числа.
2 вариант – неопределенную форму глагола.
Какие положения могут стать пунктами вашей памятки?
1.        Не ломай ветки деревьев и кустарников.
2.        Не повреждай кору деревьев.
3.        Не рви цветов в лесу и на лугу.
4.        B лесу старайся ходить по тpопинкам.
5.        Не разводи костёр в лесу.
Какой вариант получился более требовательным и категоричными? Будем надеяться, что эти советы навсегда запомнятся вам.
X. Вывод
-          Повторили все сведения по теме «Односоставные предложения».
-          Много внимания уделили нахождению их в тексте и определению вида данных предложений, вспомнили, где они могут быть использованы.
Поговорили ещё раз o нашем здоровье, которое зависит и от нас самих, и от окружающей нас
природы.

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн