Официальный сайт printclick 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Научно-методическая разработка

Размещено: Марина Анатольевна Воротило - чт, 24/09/2009 - 20:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Криницина Ольга Ивановна
Место работы, должность: 
МДОУ "Детский сад №3" г.Соликамска
Регион: 
Пермский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Предлагаем опыт работы по теме "Развитие изобразительного творчества детей 7-гогода жизни через клубную жизнь" с конспектами занятий

 

Министерство образования Пермского края
Управление образованием администрации г. Соликамска
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                     Развитие изобразительного творчества
    детей 7-го года жизни через клубную деятельность
 
 
 
                                                                                                   
 
 
                                                                           Выполнила:
                                                                          Криницина
                                                                                   Ольга Ивановна
                                                                                                   воспитатель
                                                                                                I квалификационной
                                                                                                   категории
                                                                                                   МДОУ «Детский сад №3»
                                                                                                   г. Соликамска
 
 
 
 
 
 
 
Соликамск, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ     
                   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ
                   КЛУБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
           1.1. Особенности изобразительного творчества детей                                   
                  дошкольного возраста……………………………………………………...5
           1.2. Критерии, оценки и условия развития изобразительного                      
                  творчества дошкольников………………………………………………....7
           1.3. Клуб как одна из форм организации творческой
                  изобразительной деятельности…………………………………………..13
 
ГЛАВА 2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КЛУБА «БУМАЖНЫЙ МИР» МДОУ    
                   «ДЕТСКИЙ САД №3»  (г. СОЛИКАМСК ПЕРМСКОГО КРАЯ)           
 2.1. Описание опыта работы клуба «Бумажный мир»…………………….18
            2.2. Результаты работы клуба ………………………………………………..28                                                                           
            2.3. Перспективы дальнейшей работы………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...31                                                                                                                 
 
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………….33
 
ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................................................34
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
У каждого человека заложен творческий потенциално, к сожалению он часто остаётся нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потен­циал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не при­обретает положительного опыта творческой деятельно­сти, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступ­но. А ведь именно через творчество человек может наибо­лее полно раскрыться как личность.
Творчество дает человеку переживание своей цело­стности. Оно отражает его внутренний мир, его стремле­ния, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность.
В.В.Давыдов пишет: «Творчество является уделом всех, ... оно является нор­мальным и постоянным спутником детского развития» (7, 85).
Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоци­ональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобрази­тельная деятельность.
Б.М. Теплов пишет, что ...задача изображения необходи­мо требует острого восприятия... Решая задачу изобра­зить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи (6,56).
Во «Временных (примерных) требованиях к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольных образовательных учреждениях» в направлении «Изобразительная деятельность», обозначено: «Воспитатели создают условия для  творческой самореализации детей в изодеятельности».
Образовательная программа «Радуга» преследует цель развития личности ребёнка и сохранения его психологического здоровья,   предлагает новые формы организации досуга детей через организацию совместной деятельности педагога и детей. В программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами: «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке».
Программой также предусматривается развитие детского изобразительного творчества в таких видах изобразительной деятельности, как аппликация, конструирование и художественный ручной труд.
Эти виды деятельности проводятся в форме совместной деятельности. Совместную досуговую деятельность авторы программы предлагают организовывать в стиле «клуб» -  свободные объединения по интересам для игры и продуктивной деятельности (14,224).
Клуб является одной из форм организации досуга. Вопросы по организации клуба, специфику и методику клубной работы рассматривали С.Т. Шацкий, Т.И. Фролова, И.Н. Ерошенков, Л.Л. Белая и другие.
Личная заинтересованность, неравнодушие, увлечённость изобразительной деятельностью побудила нас организовать досуг детей старшего дошкольного возраста в форме клуба «Бумажный мир», способствующего развитию изобразительного творчества. Клуб работает уже 5лет и результаты, которых достигают дети, радуют и удивляют не только родителей, но и педагогов.
В связи с этим определили цель работы:  обобщение практического опыта по вопросу развития изобразительного творчества детей 7-го года жизни через клубную деятельность. Задачи:
1.     Теоретически изучить вопрос развития изобразительного творчества через клубную деятельность.
2.     Проанализировать опыт работы клуба «Бумажный мир» в МДОУ «Детский сад №3» г. Соликамска.
3.     Определить перспективы дальнейшей работы по обозначенному вопросу.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
ЧЕРЕЗ КЛУБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 
1.1. Особенности изобразительного творчества детей дошкольного возраста
 
Творчество предполагает объединение известных действий в новые операции и получение нового продукта.
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятель­ность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления,приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но­вое отношение к действительности.
Классики дошкольной педагогики (А.П.Усова, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина и др.) в своих работах писали, что «творчество» характеризуется двумя показателями. Оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию. Конечно, о полном соответствии детского творчества этим критериям не приходится говорить, однако его общественно-педагогическая ценность очевидна. 
Чтобы понять своеобразие и выделить особенности детской изобразительной деятельности и творчества, необходимо отметить особенности изобразительной деятельности взрослых. Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире. Это период восприятия, наблюдения, анализа явлений, событий, осознание собственного отношения к ним. Личное отношение к миру – непременное условие творческого процесса. Таким образом, окружающий мир и деятельность человека служит источником идей и замыслов. Примерная структура зрелой творческой изобразительной деятельности выглядит следующим образом (Г.Г. Григорьева):
       - появление замысла, представление результата работы, некоторых способов её воплощения;
       - «вынашивание замысла», то есть дальнейшая разработка содержания, поиск художественной формы. Идет интенсивная работа воображения;
      - «исполнение, реализация замысла», активная работа воображения, представления уточняются, дополняются, обогащаются, детализируются;
       - окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в том есть необходимость(6,18).
Процесс творчества у дошкольника своеобразен. Основой для возникновения творческих замыслов является окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях.
Исследователи детского творчества (Л.С. Выготский, Г.В. Лубанская, Н.А. Ветлугина и др.) подчёркивали его реалистическую основу. Процесс общения дошкольника с миром отражается и в изобразительной деятельности. Этап появления замысла характерен для деятельности дошкольника, но развивается замысел в процессе исполнительской части деятельности. Это объясняется проявлением игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл рисования для ребенка – играть, ему интересен процесс деятельности, а не результат как условие, средство осуществления с игрой.
Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детской деятельности с игрой. Потребность рассказывать о переживаемом изобразительным языком, понятным окружающим, появляется у ребенка позднее. Умение вынашивать замысел художественного образа формируется под влиянием взрослых в процессах обучения. Наиболее ярко представлен в детском творчестве этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а порой и планирует его с помощью речи. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, но он не связан с доработкой образа.
Следовательно, в деятельности дошкольника есть все этапы, но они быстротечны, а вынашивание и реализация замысла совмещены. Развивая детскую изобразительную деятельность необходимо учитывать её особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса.
Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются: активность, самостоятельность, инициатива, воображение.
Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, а стремлении полно и до конца реализовать свой замысел. 
Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа (21,11).
Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.
Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого(2, 37). 
Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творческих способностей у детей.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
                    
1.2. Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольников
Во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.
Творчество условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности. ( А. В.   Батюшков)
Творчество деятельность, результатом которой является создание условных материальных и духовных ценностей. ( Г.А. Урунтаева) (18, 83).
Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей – это не произведение искусства, они не имеют художественной ценности.
И. П. Сакулина признавала правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой стороны – помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша и в частности творческое. При этом, следуя за Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, Е. А. Флериной, она признавала своеобразие детского творчества. В итоге была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребёнка правомерно использовать термин творчество, ограничивая его словом детское (16, 85). 
Н.А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым о себе, и поэтому отношение к детскому творческому должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющаяся в процессе деятельности, рассматриваются как неприменимые составные творчества(6,29).
Особый интерес для теории и практики развития детского творчества представляют психологические исследования, в которых не только утверждается наличие творчества у детей, но и изучаются механизмы творчества и возможность целенаправленного их формирования. Это исследования Е.Е.Кравцовой, посвященные развитию воображения в единстве с развитием личности в игре и других видах деятельности; О.М.Дьяченко, посвященные воображению как одной из универсальных творческих способностей. Он позволяет глубже осмыслить и специфику детского изобразительного творчества, и некоторые подходы к руководству им.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод:детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.
С пониманием сущности детского творчества осложняются неоднозначным определением в науке сущности творчества вообще и детского творчества в частности. Сторонники признания объективной новизны продуктов деятельности творчества выделяют показатели, характерные для продуктивной деятельности, в первую очередь, оригинальность, новизну. Учебные, признающие проявление творчества в процессуальной стороне деятельности, фиксируют внимание на творческих способах действия, умения видеть проблему, поиск вариативных решений, гибкость, самостоятельность, оригинальность и т. д.
Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н.А.Ветлугина. Это показатели, характеризующие отношения, интересы, способности детей, способы творческих действий, качество детской продукции(6,30).     
Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей.
1.     Развитие творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.
2.     Увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.
3.     Искренность, правдивость, непосредственность переживания.
4.     Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.
5.     Изменение мотивов деятельности, доставляющий детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения).
6.     Возникновение потребности в творчестве.
Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий.
1.     Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создания новой комбинации из усвоенных, старых элементов.
Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизм воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).
2.     Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.
Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.
3.     Нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.
4.     Быстрота реакций, находчивость в действиях.
Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.
 
Показатели творчества, характеризующие качество продукции художественной деятельности.
1.     Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно – выразительных средств для воплощения образа.
2.     Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
3.     Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Все выше изложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сензитивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.
Условия развития творчества.
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творчеством, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.
Другое важное условие проявления творчества в художественной деятельности организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального и интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Единство педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними одно из важнейших условий развития детского творчества.
Основания художественно творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно выразительные средства и их подчинимое значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
Другим условием развития детского творчества является обучение, как организованный взрослым процесс передачи (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующий ее), обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентированно на развитие творческих способностей.
Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым важное условие творческой активности ребенка на занятии.
Б.М. Теплов говорил о важности и трудности обеспечения эффективной мотивации. Он особое внимание обращал на искренность, как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, смело, комфортно. Это возможно, если на занятии и в самостоятельной художественной деятельности детей царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, веры в силы ребенка, поддержания его при неудачах.
Еще одно условие развития творческих возможностей детей это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие готовы средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.
Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения.
Названные условия развития детского творчества прекрасно создаются в процессе занятий в клубах по интересам, организации досуговой деятельности детей.
 
1.3. Клуб как одна из форм организации творческой изобразительной деятельности
В педагогической, методической литературе можно найти различные определения понятия «клуб». Клуб рассматривается как учреждение, как форма организации досуговой деятельности, как объединение единомышленников, людей, имеющих общие интересы.
Клубы — культур­но-просветительные учреждения, организующие досуг трудящихся, способствующие подъёму их общего куль­турного уровня, развитию творческих способностей (1, 326).
Клуб (как форма организации досуга)— одна из эффективных форм организации досуга учащихся, способствующая их всесто­роннему развитию, всестороннему воспитанию. В от­личие от кружков, клубы могут охватить разнообразными видами деятельности воспитанников и в более мас­совом масштабе выявлять и развивать их склонности и способности. Клубы, создаваемые на базе образовательной школы, содействуют укреплению общешколь­ного ученического коллектива, т. к. они объединяют учащихся разных классов. Клуб — организация самодеятельная и доб­ровольная, во главе которой стоит совет (правление), изби­раемый на общем собрании членов клуба. Совет (прав­ление) клуба – орган выборный. Клубы могут иметь уставы,   членские   билеты,   эмблемы. Принцип самоуправления клуба предполагает, что содержание и формы его работы определяются сами­ми членами (10, 316).
Клуб – детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач. В образовательных клубах главное внимание уделяется освоению воспитанниками содержания той или иной предметной области. Досуговые клубы решают задачи организации досуга, свободного общения детей и подростков. Отличительные признаки клубов – наличие названия, определенной символики. В деятельности детского объединения активно участвуют органы детского самоуправления, с ним сотрудничают воспитанники разных поколений, родители и друзья клуба. Существует определенный событийный ритм жизни объединения, правила, традиции. В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе), по интересам (творческие группы, творческие объединения) (8, 256)
Принципы организации и деятельности клубов: свобода выбора клуба, товарищеская атмосфера содружества и сотворчества, индивидуальной неповторимости и творческой инициативы, самоуправления. У каждого клуба должно быть свое Положение, которое определяет его статус, права и обязанности членов, дисциплинарный порядок, меру сочетания коллективной и индивидуальной творческой деятельности. Устав содержит режим существования клуба, обеспеченный ответственностью всех его членов за соблюдение духовной атмосферы, социальных гарантий защиты от всякого чуждого вмешательства, включая административное и криминогенное(15,224).
Своеобразие деятельности детских клубных объединений состоит в том, что она представляет собой коллективную досуговую деятельность.
Деятельность является коллективной, если её цель осознаётся как единая для всех участников, требующая объединения усилий всего коллектива.
В процессе деятельности между членами образуются взаимоотношения, свойственные коллективу.
Контроль в коллективной деятельности осуществляется самими членами коллектива. 
Характерными признаками досуговой деятельности является отсутствие какого-либо давления из вне. Психологически свободная деятельность воспринимается как удовольствие.(3,186)
Анализ литературы даёт возможность определить основные особенности организации детского досуга в стиле «клуб» в дошкольном образовательном учреждении:
- клуб организуется как одна из форм дополнительного образования;
-содержание творческой деятельности определяется детскими         возможностями, интересами;
- руководящая роль в организации принадлежит взрослым;
- клуб должен иметь Устав, собственную атрибутику, ритуалы;
- занятия должны проводиться в форме совместной деятельности детей и взрослого и носить интегративный характер;
- деятельность осуществляется в свободное от занятий время;
- деятельность не носит учебный характер;
- по времени деятельность ненормированная;
- систематически в клубе должны проводиться Дни открытых дверей.
Остаются не востребованными такие составляющие клубной деятельности: совет (правление), актив, постоянные поручения, собрания, членские взносы и билеты.   
Совместная деятельность как основной способ организации детей на клубных занятиях требует более детального рассмотрения. Анализируя современное образовательное пространство, В.Т. Кудрявцев выделяет три основных типа совместной деятельности и три соответствующих им способа усвоения культуры в широком смысле этого слова, как социокультурного опыта человечества.
Первый тип такой деятельности построен на интсруктивно-исполнительных началах. Взрослый предстает перед ребенком как вполне законченный носитель социально заданной суммы «ЗУНов», которую ребенок должен усвоить путем копирования и подражания при скрупулезном контроле со стороны педагога, который знает необходимую программу ребенка наперед и стремится предупредить возможные отклонения от нее - принцип отношений «Делай как Я!».
Второй тип совместной деятельности вроде бы изживает недостатки первого. Образовательное содержание облекается взрослым в проблемную форму - приобре­тает вид разного рода задач, которые предлагают ребенку. При этом осуществляется имитация поиска и принятия решения. Взрослый и здесь не сдает свой авторитарной позиции. Этот тип совместной деятельности, внешне отличаясь от первого, совпадает с ним в главном. Внутри него не возникает развивающего общения ребенка с взрослым.
Третий тип совместной деятельности принципиально отличается от первых двух. Образовательное содержание несет в себе существенный элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого. Педагогические принципы, методы и методические приемы задают лишь общие ориентиры деятельности взрослого, которая направлена на формирование тех или иных способностей, зафиксированных в культуре. Совместно строимый взрослым и ребенком способ воспроизведения этих способностей в индивидуальных и неповторимых формах деятельности ребенка всегда является особенным и не может быть предзадан, и запрограммирован.
В такой совместной деятельности ребенок и взрослый - приобретают общее искомое - сам способ ее организации: для ребенка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи - новый общий способ действия; для взрослого искомым являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми - непредсказуемый маршрут «путешествия через зону ближайшего развития» ребенка (Ю.Энгештрем).
Итак, «совместная деятельность - это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры» (20,224). Обозначим характерные составляющие совместной деятельности.
Основные характеристики совместной деятельности.
1. Пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.  
2. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищающей результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.
3. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, либо разделены.
4. Распределение процесса СД между участниками обусловлено характером целей, средств, условий, составом и уровнем квалификации участников.
5.        Возникновение межличностных отношений.
  Кроме этого, психолог Л.И. Уманский различает виды совместной деятельности        по характеру распределения функций, между участниками:
·       Совместно-индивидуальную деятельность, когда каждый участник решает общую задачу индивидуально, независимо друг от друга.
·       Совместно-последовательскую, когда каждый участник решает общую задачу, определяя своё участие (договариваются с другими) в последовательном процессе.
·       Совместно-совместную, когда каждый участник решает общую задачу одновременно воздействуя со всеми остальными (соотношение индивидуальных «вкладов» в единый процесс деятельности) – дети и воспитывающий взрослый с равноправными инициативами.
Таким образом, изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста можно развивать в форме клубной деятельности при дошкольном учреждении, сохраняя при этом специфические характеристики клуба как форму организации досуговой деятельности и особенности его функционирования в дошкольном учреждении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КЛУБА «БУМАЖНЫЙ МИР» МДОУ
«ДЕТСКИЙ САД №3» (г. СОЛИКАМСК ПЕРМСКОГО КРАЯ)
 
2.1. Описание опыта работы клуба «Бумажный мир».
  МДОУ  «Детский сад №3» г. Соликамска Пермского  края     работает по 
программе «Радуга» 8 лет. Данная программа является программой нового поколения и направлена на развитие личности дошкольника и сохранение его психического здоровья. Образовательный процесс программы включает в себя три компонента: занятие, самостоятельная деятельность, совместная деятельность.
В программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами.
Первый подраздел называется «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и целиком посвящен задачам развития эстетического воспитания детей и формирования у них интереса к природе, красивым предметам быта, народно-прикладного и изобразительного искусства.
Второй подраздел называется «Обучение детей рисованию и лепке». В нем обозначены задачи развития творчества у детей и формирования изобразительных умений и навыков.
Программой также предусматривается развитие детского изобразительного творчества в таких видах изобразительной деятельности, как аппликация, конструирование и художественный ручной труд.
Эти виды деятельности организуются в форме совместной деятельности. Совместную досуговую деятельность авторы программы предлагают организовывать в стиле «клуб»: свободные объединения по интересам для игры и продуктивной деятельности.
Дальнейший анализ программы показал необходимость разработки перспективных планов по этим видам изобразительной деятельности, что позволит преодолеть дисгармонию, многопрофильность содержания клубно-кружковой работы.
В течение 5 лет такой вид изобразительной деятельности как аппликация организовывался  через клуб «Бумажный мир». В данной работе представляется описание опыта организации клуба и некоторые результаты развития детей в изобразительной деятельности.
Аппликация - один из простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, способствует развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук, ручных умений, усидчивости, внимания, самоконтроля, что, в свою очередь, формирует психологическую готовность к школьному обучению. К 7 годам ребёнок осознаёт себя на пороге школы и, как правило, с удовольствием готовится к ней.
В соответствии с «Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам, воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ», учётом возрастных особенностей и  комплексной образовательной программой «Радуга»  была определена система обучения: разработаны технологическая карта и перспективный план (приложение 1), которые направлены на развитие совместного изобразительного творчества детей 7-го года жизни при работе с бумагой в технике «аппликация».  
Наиболее приемлемой для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста является классификация методов и приемов, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным Она включает следующие методы:
- информационно-рецептивный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- эвристический;
- метод проблемного изложения.
Используемые в работе клуба методы, подбираются в соответствии с  целями и задачам обучения, спецификой деятельности; возрастным и индивидуальными особенностям детей.
Использование информационно-рецептивного метода (к нему относятся наблюдение, обследование предметов, игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, показ способов действий, объяснение, рассказ педагога) позволяет сформировать у дошкольников важнейшее качество личности, характеризующее её познавательную сферу – наблюдательность. Именно эта характеристика личности позволяет ребёнку приобретать новые знания, даёт основу для рассуждений, умозаключений. Рассматривание картин ииллюстраций – это косвенный метод обучения применяем в основном в процессе формирования представлений и замыслов.
Использование информационно-рецептивного метода  влечет за собой подбор и включение в педагогический процесс таких средств: репродукции картин, произведения декоративно-прикладного искусства, объекты природы и явления окружающей жизни. Данная группа методов помогает обеспечить восприятие и понимание детьми определенного содержания в рамках темы занятия и способов изобразительной деятельности.
Наряду с наглядными методами в совместной деятельности используем словесные методы: беседа, вопросы, поощрение, совет, художественное слово, напоминание. Использование беседы в первой части встречи позволяет вывести детей на мотив деятельности, определить цель и путей её решения. В конце встречи – помочь детям увидеть свои работы, их достоинства и понять слабость. Совет– используем в тех случаях, когда ребёнок затрудняется в создании изображения главное, считаем, не спешить с советом. Темп работы у детей разный, дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решения, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности. Напоминание в виде кратких указаний – важный методический приём обучения, который помогает спланировать и организовать деятельность. Использование поощрения вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха. Художественное слововызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь вниманиек работам.Используем художественное слово для создания эмоционального настроя, оживления образа. На всех этапах работы используем вопросы,пояснения с целью формирования изобразительного представления. Вопросы формулируем доступно, чётко и ясно, произносятся кратко и эмоционально.
Исследовательский и эвристический методы  на занятиях используются в    единстве. Использование этих методов процессе совместной деятельности направлено на поиск  детьми самостоятельного решения изобразительной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения, пооперационное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Включаем дошкольника в поиск решения не целостной задачи, а отдельных её элементов (например, анализируя форму и строение предмета, который дети будут изображать,  предлагаем им подумать, как можно расположить лист бумаги и изображение на нем, какими деталями можно дополнить изображение; воспитатель сообщает факты – выводы делают дети).
Используя игровые приемы, повышаем интерес детей к изобразительной деятельности, создаем положительный эмоциональный настрой и вызываем  желание заниматься, вырезать, наклеивать. Игровые приёмы используем внутри разных методов и этапов обучения.Игровые приёмы в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами обучение оказывают благотворное влияние на развитие личности, повышают у дошкольников интерес к совместной изобразительной деятельности и стимулирует самодеятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решить.
Клубные встречи строятся с учетом как общедидактических принципов (систематичности, последовательности, доступности, активности, развивающего и воспитывающего обучения), так и современных подходов к обучению (комплексный подход к решению задач, интеграция содержания разных областей знаний и деятельностей, личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми).
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от позиции взаимодействия взрослого и ребёнка. Организуя деятельность клуба, формируя позицию сотрудничества взрослого и ребёнка, исходили из дидактических принципов, обеспечивающих успешное функционирование системы развивающего обучения (деятельности, непрерывности, целостности представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества). Основополагающими идеями работы  клуба являются: идея субъектности, ребенок как автор своей учебно-познавательной деятельности,  идея ценностно-смыслового равенства педагога и ребенка, идея мотивированности обучения, идея активизации детей в процессе деятельности, идея личностно-ориентированного подхода, идея рефлексивности обучения.
Курс занятий предусматривает совершенствование дошкольниками уже имеющихся у них ручных умений и навыков и формирования новых, способствующих развитию детского изобразительного творчества, творческих способностей, а также умению взаимодействовать в процессе совместной деятельности с воспитателем и сверстниками.
Предлагается использование разных приёмов вырезания: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной «книжечкой», «гармошкой», центрально-лучевое складывание бумаги; разрезание изображения на части и раздвижение; вырезание части изображения и подкладывание под неё фона и т.д. Выполнение плоской и объёмной аппликации; создание предметной, сюжетной и декоративной аппликаций. Работа в технике оригами, плетение из бумаги, коллаж. Развитие чувства цвета, пространственного и образного мышления. Использование разных форм организации совместной деятельности, таких как коллективные, парные, индивидуальные. 
Встречи проводятся регулярно в течение учебного года: с октября по апрель, один раз в неделю в рамках «Клубной жизни», во второй половине дня.  Проводится 28 клубных встреч. Продолжительность клубных встреч ненормированная.
Структура встреч выстраивается с точки зрения особенностей клубных форм работы и выглядит следующим образом:
1.       Дружественное приветствие.
2.       Гимнастика для пальцев и кистей рук.
3.       Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).
4.       Планирование работы (поиск решения, гипотезы).
5.       Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).
6.       Практическая работа (реализация решений).
7.       Анализ работы (продукта труда и деятельности).
8.       Уборка рабочего места.
Структура клубной встречи примерно сходна со структурой занятия. Основное отличие заключается в организации самой деятельности: свободное взаимодействие и общении участников деятельности; деятельность носит не учебный характер; свобода передвижения по помещению, где проходит встреча (приложение 2).
Первая встреча. Клуб называется «БУМАЖНЫЙ МИР». А мы кто? А мы тогда не просто ребята, а «БУМИРЯТА».
Девиз. Проговаривание девиза в начале и конце встречи позволяет ребятам осознать коллективную сущность деятельности, способствует сплочению членов группы.
Устав. Эффективней действуют правила установленные самими ребятами.  Вместе с ребятами определяем правила, по которым будет жить клуб. Что можно делать, что нельзя (приложение 3). 
Для единения членов клуба, для осознания детьми коллективной формы деятельности решили сделать объединяющую нас деталь. Что это может быть? Дети предлагают много вариантов, но многие из них требуют прибегать к чьей-то помощи. В итоге останавливаемся на том, что можем сделать самостоятельно – пилотки. Конечно, большие пилотки, подходящие по размеру  сделать самим проблематично, здесь на помощь пришло «волшебство». Маленькие пилотки, сделанные детьми из бумаги в технике оригами, укладываем на поднос, накрываем платком, говорим волшебные слова, вместе дуем (с первого раза может не получиться – кто-то не дул). И «О чудо!». Пилотки нужного размера готовы. Осталось только вырезать и наклеить буквы «БМ». Вот так интересно на наш взгляд проходит первая встреча.
Как проходят дальнейшие встречи? Начало встреч уже   определено – дружеское приветствие  в круге, с произнесением девиза и пожатием рук.
Ручная работа требует, чтобы пальчики «проснулись». Для этого мы проводим гимнастику для пальцев и кистей рук (как в начале, так и в процессе работы, по мере утомлении).
Программой предусмотрены работы, требующие коллективного выполнения в группах («Букет», «Белый снег пушистый в воздухе кружиться»); в парах («Поздравительная открытка», «Экзотические рыбки»). Коллективное выполнение работы способствует формированию у дошкольников навыков совместной деятельности. Что очень важно в этом возрасте на пути подготовки к школе. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, необходим целый ряд умений: учёт мнения партнёра, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательств взрослого, оценить отношение партнёра к порученному делу и др. 
Интересно наблюдать, как дети находят выход из сложившихся ситуаций, одни исправляют огрехи партнёра (подравнивают края, подклеивают), другие договариваются делать то, что у них лучше получается, а у кого-то портится настроение и пропадает интерес к работе. В таких моментах педагогу очень важно вовремя заметить напряженность и найти правильные приёмы для изменения сложившейся ситуации. Наряду с этим ребята стараются поддержать друг друга. «Мы не волшебники, мы только учимся».
В любой творческой работе многое значит эмоциональный настрой.   На наших встречах этому способствует как настрой педагога, так и художественное слово, подготовленное педагогом. Стихотворения подбираем доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Информация, заложенная в поэтических строках, помогает формировать в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы, так как неизменным условием отбора произведения считаем изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе датского творчества лежит не только отображение образов и ситуаций, но и выражение чувств дошкольника. В ходе работы дети сами читают стихи, загадывают загадки. Не редкость и звучание песен в исполнении ребят: детских песен, песен с утренников и, конечно, не обходится и без песен с нашей эстрады. Музыкальные записи на  встречах звучат редко, только в начале встречи. Звучание музыки во время работы мешает общению, приходится повышать голос, напрягать слух.                          
В любом деле «каждой веще – своё место».  Каждый бумирёнок организует и убирает своё рабочее место сам. Умение организовывать своё рабочее место, готовить всё необходимое для работы, способствует формированию аккуратности, бережливого отношения к вещам, самостоятельности, самоконтроля, подготавливает ребёнка к обучению в школе. Материалы и инструменты  общие. В аппликативных работах используется разнообразный материал: цветная бумага, гофрированная и бархатная бумага, фантики, картон цветной, картон гофрированный, фольга, салфетки бумажные, калька, ватман и т.п.  
Большое влияние на активность детей, на качество их работ оказывают: наглядная агитация, выставки, фоторепортажи с клубных встреч.
На первых клубных встречах педагог предлагает детям сделать плакаты: «Организация рабочего места», «Привила работы с ножницами» (наглядную информацию). На основе шаблонов и трафаретов создаются наглядные пособия, позволяющие в дальнейшем обезопасить работу детей.
Выставки. Регулярно в ДОУ для публичного просмотра выставляются работы детей. Организация выставок побуждает бумирят к активному и, что не маловажно, к качественному выполнению своих работ. Работы на выставку отбираем сообща; рассматриваем, делимся впечатлениями. Пытаемся «войти» в работу и определить то, что хорошо получилось и как можно исправить ошибки. Такая форма работы позволяет формировать у детей умение делать самоанализ, избегать завышенной или заниженной самооценки, а в дальнейшем самостоятельно находить пути по решению конкретных вопросов.
Организуемые выставки, просмотры не только форма отчёта, но и факт общественного признания вклада каждого члена коллектива.
Фоторепортажи. О том, как проходят клубные встречи, рассказывают фоторепортажи с занятий и вызывают большой интерес со стороны родителей. Побуждают по-другому взглянуть на своего ребёнка - бумирёнка, на продукт его творчества. Задуматься о значимости процесса совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных видах деятельности, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, развитие их способностей. Стараемся установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, с этой целью используем такие формы работы: совместные экскурсии, проведение открытых занятий, выступления педагога и детей на родительских собраниях, демонстрация творческих работ бумирят и т.п. Практика работы по вовлечению родителей в совместную досуговую с детьми деятельность позволяет решить следующие задачи:
·       родители лучше узнают своих детей, а педагоги родителей;
·       передаётся опыт совместной деятельности;
·       создаётся положительная мотивация у родителе в содействии педагогам;
·       создаются комфортные условия в семье для развития изобразительного творчества, творческих способностей;
·       формируются умения взаимодействовать в процессе организации совместной деятельности родителей и детей в семье (организация праздников, изготовление подарков для родных, походов в музеи и т. п.).
Друзья клуба. Бумирята - дружелюбные, приветливые юные творцы. У клуба много друзей. Частыми гостями  клуба являются воспитанники нашего детского сада. Так на одну из встреч пришли ребята, увлекающиеся рисованием, а именно пейзажной живописью. Дети принесли и подарили бумирятам свои работы, было приятно получить такие подарки. Затем рассказали о том, что называется «пейзажем». Познакомили ребят с художниками - пейзажистами, показали репродукции картин: И.И.Шишкин «На севере диком», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь». Бумирята в свою очередь рассказали о своём творчестве, показали и подарили свои работы, выполненные в технике аппликация.
Друзья клуба не только дети, но и взрослые. Клуб поддерживает отношения с ветеранами войны и труда ОАО «Сильвинит». Ежегодно для ветеранов к праздникам изготавливаются поздравительные открытки.
Деятельность клуба неразрывно связана с работой ДОУ.
Детский сад сотрудничает с «Детской художественной школой» (ДХШ) г. Соликамска. Воспитанники ДОУ посещают выставки, организуемые в ДХШ, учебные классы, мастерские художников. Полученная информация, впечатления от встреч, способствуют развитию кругозора воспитанников, накоплению багажа знаний – развитию интеллекта. В помещении  ДОУ организуются выставки работ учащихся ДХШ: рисунки, выполненные в технике живопись, графика; работы в технике аппликация, батик. Регулярное посещение этих выставок позволит приобщить детей к искусству, научит его видеть красоту окружающего мира, тем самым накладывает отпечаток на детское изобразительное творчество.
Ежегодно детский сад осуществляет сотрудничество с магазином «Народные промыслы». Большое влияние на эстетическое развитие оказывают изделия декоративно-прикладного искусства но, к сожалению, не у всех есть возможность приобрести подлинные изделия народного творчества. Поэтому мы периодически берём на прокат изделия ДПИ и устраиваем выставки.
Библиотека клуба. Создан библиотечный фонд. Пополняется он постепенно. Книги дарят воспитатели детского сада и родители воспитанников. Так постепенно накапливается литература с наглядным материалом по работе с бумагой: «Секреты бумажного листа», «Оригами. Искусство складывания бумаги», «Аппликация» и т.п. Наличие данного материала помогает ребёнку, оттолкнувшись от увиденного им, создать свой выразительный образ. Из каждой книги дети берут то, что им интересно, нужно, нередко упускается то, что педагог считает важным.
Для развития изобразительного творчества детей требуется создание условий. Клубные встречи проходят в помещении изостудии, где достаточно места для размещения разнообразного материала. Достаточное количество столов и стульев,
свободного места дают возможность разместить рабочие места с учетом форм работы, специфике совместной деятельности. Наличие магнитофона позволяет своевременно использовать музыкальное сопровождение деятельности.
По окончании работы клуба «Бумажный мир» выпускникам вручаются почетные дипломы «Почётный член клуба «Бумажный мир».
 
2.2. Результаты работы клуба «Бумажный мир»
Клуб работает уже 5лет и результаты, которых достигают дети, радуют и удивляют не только родителей, но и педагогов.
Деятельность клуба «Бумажный мир» направлена на создание условий развития совместного изобразительного творчества детей 7-го года жизни при работе с бумагой в технике аппликация. При достижении обозначенной цели решали следующие задачи:
1. Формировать у ребёнка умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в процессе создания совместной работы, осознание детьми значимости совместной деятельности.
     2.    Содействовать накоплению детьми сенсорного опыта и обогащению их 
     чувственных впечатлений.
     3.    Активизировать самостоятельность и творческие возможности детей.
Для анализа качества решения поставленных задач было проведено исследование. Цель исследования:
·        Определение уровня развития творческих способностей детей.
·        Определение уровня освоения детьми технических умений
·        Определение уровня развития у детей проектировочных, аналитических умений.    
Исследование проводилось в два этапа. Первый этап – начало учебного года (сентябрь), второй этап – конец учебного года (май). Использовалась диагностика Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества». По результатам диагностики составлена диагностическая карта (приложение 4).
Показатели изобразительного творчества:
Анализ продукта деятельности:
1. Форма.
2. Композиция.
3. Цвет.
Анализ процесса деятельности:
4.Изобразительные навыки (разнообразие изобразительных приёмов, техники).
5. Регуляция деятельности.
6. Уровень самостоятельности, творчества.
Анализ результатов диагностики показал.
На начало учебного года:
·       75% детей показали средний уровень,
·       25% детей показали высокий уровень;
·       общий балл составил: 103 балла.
В конце учебного года была проведена повторная диагностика:
·       25% детей показали средний уровень,
·       75% детей показали  высокий уровень;
·       общий балл составил: 133 балла.
Повысили показатели и показали высокий уровень: 4 ребёнка – 50%.   
Показали средний уровень 2 ребёнка –25% и 2 ребёнка – 25% сохранили высокий уровень, повысили свой средний балл.
Повторная диагностика показала изменение показателей по всем параметрам (приложение 5).
       Значительное повышение наблюдается по показателям:
·       цвет и регуляция деятельностью (с 17 до 24 баллов),
·       уровень самостоятельности (с13 до 22 баллов),
·       уровень творчества (с 13 до 22 баллов),
·       форма и изобразительные навыки (до 20 баллов),
·       композиция (с 19 до 23 баллов).
Результаты диагностики прошлых лет позволяют судить об эффективности проделанной работы:

2004 год

 
2005 год
2006 год
2007 год
2008 год
начало года
конец года
начало года
конец года
начало года
конец года
начало года
конец года
начало года
конец года
98 б.
119 б.
100 б.
120 б.
101 б.
122 б.
98 б.
127 б.
103 б.
133 б.

 

 
Сравнительный анализ явно демонстрирует положительную динамику.
       
2.3. Перспективы дальнейшей работы.
Анализ результатов диагностики и проделанной работы позволяет сделать определённые выводы и наметить пути дальнейшего повышения качества осуществляемой деятельности.  
Обращает на себя внимание сложности, возникающие в процессе деятельности у леворуких детей, у детей,  нерегулярно посещающих детский сад, сложности, возникающие в процессе взаимодействия дошкольников друг с другом.
Также следует обратить внимание на то, что эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольного учреждения, так и со стороны семьи. К сожалению, должная поддержка со стороны родителей отсутствует, тем более, если это касается педагогики творчества. 
Для дальнейшей работы наметили следующее:
·       Осуществлять более тесное взаимодействие с семьёй через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
·       Побуждать детей активно и заинтересованно преодолевать трудности в композиционном построении изображения.
·       Пополнить материальную базу клуба инструментами для леворуких детей (ножницы).
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
         
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития изобразительного творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.      
О широком воспитательном значении изобразитель­ной деятельности писали художники, педагоги, психо­логи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, Б.П. Юсов и др.).
Значение изобразительной деятельнос­ти, творчества детей в их воспитании и развитии раз­личных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б.Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У.Ламберт (США), К. Роуланд (Англия) и др.). Так, К. Роуланд ут­верждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности.
Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального раз­вития и формирования зрелости личности.
Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмо­ционально положительного восприятия искусства, кото­рое способствует формированию эстетического отноше­ния к действительности.
В рамках работы клуба нами использовались такие средства:
·       Увлечённое, заинтересованное участие педагога.
·       Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослого.
·       Отсутствие замечаний и осуждений.
·       Создание ситуации успеха, поощрение стремления ребёнка к творчеству.
·       Создание положительного микроклимата в клубе.
·       Мотивация личной заинтересованности.
·       Публичная демонстрация продукта труда.
·       Демонстрация новых приёмов работы с уже известными материалами.
Обобщение и систематизация опыта организации деятельности клуба
«Бумажный мир» позволяет сделать выводы:
1. Форма клубной работы достаточно эффективна для решения задач развития творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности.
2. Особенности организации клубной деятельности позволяют решать задачи эмоционального, нравственного и др. развития.
3. Специфика организации совместной деятельности способствует решению многих задач, связанных с подготовкой ребёнка к школе.
4. Материал данной работы может быть использован в организации совместной деятельности для развития изобразительного творчества, творческих способностей старших дошкольников, а также в рамках дополнительного образования.
 
 
 
 
 
 
                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1.БСЭ гл. ред. А.М. Прохоров Т.12. – М., 1974.
2.Венгер Л.А.. Путь к развитию творчества. – Дошкольное воспитание.- 1982 №11.
3.Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных              объединений./Сост. В.Е. Триодин. – М., 1995.
4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.
5.Выготский Л.С. Педагогическая психология./Под. ред. Давыдова В.В. – М.,1979.
6.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.
7.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996.
8.Дополнительное образование детей: под ред. О.Е.Лебедева. – М., 2000.
9.Ерошенков И.Н. Культурно - досуговая деятельность в современных условиях. - М., 1994.
10.Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. - М., 1991.
11. Педагогическая энциклопедия: гл. ред. А.И.Каиров, Ф.Н. Петров Т 2. - М., 1974.
12.Петровский А.В. Психология. – М., 1998.
13.Прохорова Л.А. Развиваем творческую активность дошкольников. – Дошкольное воспитание.- 1996 №5.
14. Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и         
образованию детей 6 – 7 лет в дет. саду. Сост. Т.Н. Доронова и др. – М.,1997.                                          
15. Разноцветный мир детства/ Фришман И.И. и др. – М., 1999.
16.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в дет. саду. – М.,1985.
17.Трегубов Б.А. Свободное время молодёжи: сущность, управление. – СПб., 1991.
18.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996.
19.Учимся общаться с ребёнком./В.А. Петровский и др. – М., 1993.
20.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.,1991.             
21. Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей.- Пермь, 2001.
22. Шацкий С.Т. Пед. соч. В 4т. Т.1.М., 1963.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Программа
 
КЛУБ «Бумажный мир».
Подготовительная к школе группа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА
В программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами.
Первый подраздел называется «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и целиком посвящена задачам развития эстетического воспитания детей и формирования у них интереса к природе, красивым предметам быта, народно-прикладного и изобразительного искусства.
Второй подраздел называется «Обучение детей рисованию и лепке». В ней говорится о развитии творчества у детей и формировании изобразительных умений и навыков.
 Программой также предусматривается развитие детского творчества в таких видах изобразительной деятельности как аппликация, конструирование и художественный ручной труд.
Эти виды деятельности организуются в форме совместной деятельности. Совместная деятельность является одним из компонентов образовательного процесса программы «Радуга». Совместную досуговую деятельность, авторы программы, предлагают организовывать в стиле «клуб»: свободные объединения по интересам для игры и продуктивной деятельности.
Дальнейший анализ программы показал, необходимость разработки перспективных планов по этим видам изобразительной деятельности. Что позволит преодолеть дисгармонию, многопрофильность содержания клубно-кружковой работы.
Аппликация - один из простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, способствует развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук, ручных умений, усидчивости, внимания, самоконтроля, что в свою очередь формирует психологическую готовность к школьному обучению.
Содержание работы клуба было определено с учётом возрастных особенностей и комплексной образовательной программой «Радуга».
Данный курс предусматривает совершенствование дошкольниками уже имеющихся у них ручных умений и навыков, формирование новых, способствующих развитию творческих способностей, а также умению взаимодействовать с педагогом и сверстниками в процессе совместной деятельности.
 Встречи проводятся регулярно в течение учебного года: с октября по апрель, один раз в неделю в рамках «Клубной жизни», во вторую половину дня. Проводится 28 клубных встреч. Перспективным планом предусмотрено проведение встреч по 22 темам. Продолжительность клубной встречи ненормированная.
Структура клубных встреч:
1.     Дружественное приветствие.
2.     Гимнастика для пальцев и кистей рук.
              3. Вводная бесед (создание проблемной ситуации, мотивация).
4.     Планирование работы (поиск решения, гипотезы).
5.     Дидактические игры.
6.     Организация рабочего места.
7.     Практическая работа.
8.     Анализ работы.
9.     Уборка рабочего места
Структура клубной встречи примерно сходна со структурой занятия. Основное отличие заключается в организации самой деятельности: свободное взаимодействие и общении участников в процессе деятельности; деятельность носит не учебный характер; свобода передвижения по помещению, где проходит встреча.
Форма работы: клубная.
Особенности организации детской деятельности в стиле «клуб»:
- клуб организуется как одна из форм дополнительного образования;
-содержание творческой деятельности определяется детскими         возможностями, интересами;
- руководящая роль в организации принадлежит взрослым;
- клуб должен иметь Устав, собственную атрибутику, ритуалы;
- занятия должны проводиться в форме совместной деятельности детей и взрослого и носить интегративный характер;
- деятельность осуществляется в свободное от занятий время;
- деятельность не носит учебный характер;
- по времени деятельность ненормированная;
- систематически в клубе должны проводиться Дни открытых дверей.
       Остаются не востребованными такие составляющие клубной деятельности: совет (правление), актив, постоянные поручения, собрания, членские взносы и билеты.
В течение года проводятся выставки работ детей, экскурсии. Диагностика проводится в начале и конце учебного года.
По окончании работы клуба «Бумирятам» вручаются почетные дипломы   «Почётный член клуба « Бумажный мир».
 
 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Клуб «Бумажный мир» (подготовительная к школе группа)
 
Особенности возраста:
         К 7 годам ребёнок осознаёт себя на пороге новой школьной жизни, как правило, с удовольствием готовится к ней. Он понимает различия между игрой и специальными занятиями, знает их время и место. Познавательная деятельность приобретает более сложные формы, произвольность внимания и восприятия становятся целенаправленными, у ребёнка развивается самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать и анализировать свои поступки и результаты деятельности.
         В этом возрасте дети выделяют и передают характерные признаки предметов, называют форму, оттенки цветов спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, продолжают учиться выполнять аппликацию с натуры и по представлению. Важно, чтобы ребёнок не только продумал содержание работы, но и довёл замысел до конца.
         В качестве тем по замыслу дети часто выбирают сюжеты сказок и мультфильмов, фантастические существа – это свидетельствует об активном развитии воображения.

Цель

 
Задачи
Содержание
Методы
Создать условия для развития совместного изобразительного творчества
1. Формировать у ребёнка умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в процессе совместной работы.
- совместная деятельность;
-задания по характеру распределения функций между участниками;
совместно-индивидуальные и совместно-совместные;
-развивающее взаимодействие участников образовательного процесса;
-индивидуальный подход в коллективных условиях работы.
- проговаривание педагогом моментов, позволяющих детям сделать вывод о значимости коллективной деятельности, о важности роли каждого
ребёнка в конечном результате;
-элементы, объединяющие детей (название, пилотки, девиз);
-мотивация (игровая, личная);
-проблемные ситуации;
-наблюдения за детьми;
-анализ деятельности и продукта деятельности;
-выставки творческих работ детей;
-фоторепортажи с клубных встреч;
-встреча с друзьями клуба;
-открытые встречи для родителей.
 
2. Содействовать накоплению детьми сенсорного опыта и обогащению их чувственных впечатлений.
-экскурсии;
-задания на развитие чувства цвета, пространственного и образного мышления;
-знакомства детей с произведениями изобразительного и декоративного искусства.
-беседы;
-любование изделиями декоративно- прикладного искусства;
-рассматривание иллюстрации, картин;
-дидактические игры;
-знакомства с творчеством друзей клуба.
 
3.Активизировать самостоятельность и творческие возможности детей.
-задания по замыслу самих детей;
Задания по формированию приёмов вырезания: вырезание симметричных фигур из бумаги сложенной «книжечкой», «гармошкой», центрально-лучевое складывание бумаги; разрезание изображения на части и раздвижение; вырезание части изображения и подкладывание под неё фона и т.д.
- выполнение плоской и объёмной аппликации;
-создание предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
-работа, а технике оригами, мозаика;
-работа по схемам, по графическим изображениям.
-мотивация личной заинтересованности;
-самостоятельный выбор содержания, приёмов и этапов работы;
-частичный показ интересующих детей приёмов и способов работы;
-иллюстративный материал;
-графические изображения, схемы;
-художественное слово;
-музыкальное сопровождение;
-поощрение;
-совет

 

 
Формы: совместная деятельность педагога с детьми, работа в парах и группах, по предложенным темам и по замыслу, экскурсии, открытые клубные встречи, встречи с друзьями клуба.
         Средства: столы, фланелеграф, предметы разной величины для работы над перспективой и композицией, репродукции картин, иллюстрации, графические изображения, схемы, библиотечный фонд, информационный плакат, дидактические игры, музыкальные записи, разные виды бумаги и картона, блокноты, ватман, клеящие и простые карандаши, салфетки, ножницы, коробка для мусора, цветные восковые мелки, фломастеры, кисти, паспарту для оформления работ.
         Показатели совместной творческой деятельности:
·        Владеет навыками коллективной совместной деятельности.
·        Использует разнообразные изобразительные средства выразительного образа.
·        Проявляет самостоятельность, активность в придумывании и создании творческих работ.
 
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
 

 
Тема
Содержание
Материал
Октябрь
 1.
 
 
 
 
 2.
 
 
 
 
 
 
 
3.
 
 
 
 
4.
Введение.
 
 
 
 
Букет.
 
 
 
 
 
 
 
Осень –припасиха.
 
 
 
По замыслу.
 
Выполнение изделия в технике оригами, вырезание по контуру.
 
 
Выполнение коллективной работы с использованием мятой бумаги,
симметричного вырезания.
 
 
 
 
Вырезание деталей по самостоятельно сделанному наброску, соотношение формы, цвета, размера.                
 
Использование известных способов и приёмов.
Бумага для оригами, клей, ножницы, простой карандаш. Пилотки.
 
Большой лист бумаги для фона, цветная, гофрированная и писчая бумага, клей, обёртки от
конфет.
 
Бумага в форме круга, банки, клей, ножницы, цветная бумага, салфетка.
 
Разнообразный изоматериал .
Ноябрь
 5.
 
 
 
 
 
 
6.
 
 
 
 
 
 7.
 
 
 8.
Отражение.
 
 
 
 
 
 
Украсим посуду.
 
 
 
 
 
По замыслу.
 
 
Экскурсия на выставку.
Вырезание предметов вместе с их «отражениями» по вертикали и по горизонтали, подбор бумаги по цвету. 
 
 
 
Расположение узора в круге. Использование цвета, размера, ритма, симметрии для создания выразительного образа.
 
Использование известных способов и приёмов.
 
Знакомство жанром изобразительного искусства «пейзаж».
 
Цветная бумага по 2-3 оттенка одного цвета, клей, простой карандаш, салфетка, картон для фона.
 
Цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш, картон для фона в форме тарелки, чайника.
Разнообразный изоматериал
 
Блокнот для зарисовок, простой карандаш.
Декабрь
 9.
 
 
 
 
 
 
 
 10.
 
 
 
 
 11.
«Белый снег пушистый в воздухе кружиться».
(картина для украшения группы)
 
Заснувшая природа.
 
 
 
Новогодняя открытка.
 Работа со схематичными инструкциями; центрально-лучевое складывание листа. Коллективная работа.
 
 
 
 
Освоение средства выразительности – прием обрывания.
 
 
Продолжать закрепление навыков работ по схемам, объемное накаливание.
 
Белая бумага для фона, ножницы, писчая белая бумага, вата.
 
 
 
 
Картон для фона, тонкая бумага белого цвета, клей, цветная бумага.
 
½ альбомного листа, 7*10 см красной, 6*6 см голубой и черной, клей, фломастер.
Январь
 12.    
 
 
 
 
 
13.
Экзотические рыбки.
 
 
 
 
Экскурсия на выставку.
Использование приёмов симметричного вырезания, вырезание «на глаз», по намеченной линии и др. Работа в парах.
 
Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства.
Ножницы, клей, цветная бумага, картон для фона, крупа, салфетки.
 
 
Блокнот для зарисовок, простой карандаш.
Февраль
 14.
 
 
 
 
 
 
 15.
 
 
 
 
 
 
16.
Поздравительная открытка.
 
 
 
 
 
Чайный сервиз.
 
 
 
 
 
 
По замыслу.
 
Использование приёма плетения из бумаги, составление узора, орнамента.             
Работа в парах.
 
 
 
Мозаика из бумаги, способ обрывание. Развиваем чувство цвета.
 
 
 
 
Использование известных способов и приёмов.
Бумага, картон для фона, ножницы, цветная бумага, салфетки, клей, гофрированная и бархатная бумага.
 
Шаблоны силуэтов посуды, бумага или картон для фона, цветная бумага, ножницы, клей, салфетка.
 
Разнообразный изоматериал
 
Март
 17.   
 
 
 
 
 18.
 
 
 
 
 19.
Мохнатые деревья.
 
 
 
Поющие деревья.
 
 
 
 
Мой город.
Аппликация из мятой бумаги.
 
 
 
 
Использование приёмов обрывания бумаги, оригами, работа по схемам.
 
 
Создание многоплановой композиции. Коллективная работа.
Бумага(хорошо мнётся, но не очень сильно рвётся), картон для фона, клей.
Цветная бумага, клей, картон для фона, бумага для оригами, салфетка.
 
Цветная бумага, большой лист бумаги для фона.
Апрель
 20.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 21.
 
 22.
Космос.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
По замыслу
 
Итоговое занятие.
Коллективная работа в группах или в парах. Коллаж. Приём «набрызг».
 
 
 
 
 
 
 
Использование известных приёмов и способов.
 
Выставка работ детей. Вручение дипломов. Чаепитие.
Вырезки из журналов, открытки, восковые мелки, картинки, гуашь, кисти, палочка, лист большой для фона, ножницы, клей, салфетки. 
 
 
 
 
Материал по выбору.

 

                            
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1.     Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.
2.     Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. – М.,1998.
3.     Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – Я., 2000.
4.     Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в дет. саду. Сост. Т.Н. Доронова и др. – М., 1997.
 
 
 
 
 
 
 
 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн