Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Образ народа в первых двух операх: первой русской опере «Иван Сусанин» и первой марийской опере «Акпатыр» Э. Сапаева – сходства и различия».

Данные об авторе
Автор(ы): 
Сунцов Владимир Александрович
Место работы, должность: 
Общеобразовательная школа №29 г. Йошкар - Ола
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
ЦЕЛЬ - ЧЕРЕЗ ОПЫТ ПОСТИЖЕНИЯ КРУПНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК ЦЕЛОСТНЫХ ЯВЛЕНИЙ, ВОСПРИНИМАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ВО ВРЕМЕНИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ, ВЫДЕЛЯЯ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИХ РАЗВИТИЯ ЗАДАЧИ - "ВЫРАСТИТЬ" МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ИЗ ЗЕРНА; - УМЕТЬ НАПЕТЬ ИНТОНАЦИИ ФРАГМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ; - УМЕТЬ НАХОДИТЬ И СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В ОПЕРАХ «ИВАН СУСАНИН» М. ГЛИНКИ И «АКПАТЫР» Э. САПАЕВА
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Глинка М.И. опера "Иван Сусанин" Хрестоматия к программе "К вершинам муз. искусства" /Заруба, Красильникова, Крицкая Москва-1994

Сапаев Эрик опера "Акпатыр" Хрестоматия к программе "К вершинам муз. искусства"  / Красильникова М. С., Анисимова О. С., Яшмолкина О. Н. Йошкар-Ола-1996.

 

 

 

Используемая методическая литература: 

Красильникова М. С. "К вершинам музыкального искусства" Всероссийская Научно - Исследовательская академия г. Москва

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";} Плакаты с изображением композиторов М. Глинки и Э. Сапаева, скамья, компьютер, музыкальный центр.

Используемые ЦОР: 

Аудио запись оперы М. И. Глинки "Иван Сусанин" в формате мп3

Аудио запись оперы Э. Сапаева "Акпатыр" в формате мп3 (перевод с аудио кассет в формат мп3 произведен учителем музыки Сунцовым В. А. - РМЭ г. Йошкар -Ола, средняя общеобразовательная школа №29)

При исполнении музыкальных эпизодов детьми применить  Player var Basco*s позволяющий проигрывать формат Karaoke, Midi с функциями изменения темпа, тональности , созданный Сунцовым В. А.

Краткое описание: 
«Образ народа в первых двух операх: первой русской опере «Иван Сусанин» и первой марийской опере «Акпатыр» Э. Сапаева – сходства и различия».

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}

Сцена оформлены согласно темы урока: висят плакаты с изображением композиторов М. Глинки и Э. Сапаева, скамья, музыкальный центр.

            Дети входят под музыку: Клятва Акпатыра из оперы «Акпатыр» Э. Сапаева;

            хор «Славься» из  оперы «Иван Сусанин».

 

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте дети! Знакома ли вам музыка, которая только что прозвучала?

ДЕТИ: Да.

УЧИТЕЛЬ: Это музыка одного композитора?

ДЕТИ: Нет. Прозвучала музыка двух разных композиторов.

УЧИТЕЛЬ: Назовите фамилии композиторов.

ДЕТИ: М. Глинка и Э. Сапаев.

УЧИТЕЛЬ: Как называются произведения?

ДЕТИ: Опера « Акпатыр» сочинена композитором Э. Сапаевым, опера «Иван Сусанин» сочинил М. Глинка.

УЧИТЕЛЬ: Эти произведения мы слушали с вами на наших уроках от начала до конца, останавливаясь на каких – то важных моментах, исследуя их, моделировали, пели музыкальные темы героев этих опер, театрализировали некоторые сцены. И мне бы хотелось сегодня еще раз вспомнить некоторые события этих опер, узнать, как вы помните эти произведения, какие новые вершинки открыли для себя при исследовании этих опер.

            А сейчас ответьте на такие вопросы:

почему именно эти оперы я вам предлагаю сегодня вспомнить?;

почему Глинка, почему Сапаев?

что общего в этих произведениях, в чем вы видите различия?;

ДЕТИ: Сходства: Глинка сочинил первую русскую, а Сапаев первую марийскую оперу; события обеих опер развиваются на селе; главный представитель – народ; произведения называются именами главных героев, которые совершили героический подвиг за свою Родину.

            Различия:

            одна опера русская, другая марийская, в одной крестьяне, в другой батраки.

УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним начала этих опер, есть ли в них сходства и различия?

ДЕТИ: Сходства: обе оперы начинаются массовой сценой – и там и здесь народ; действия происходят в деревне.

            Различия: в опере «Иван Сусанин» сначала появляются воины, которые идут домой выиграв бой у поляков и их встречают крестьяне с хлебом, медом, а в опере «Акпатыр» мы видим девушек батрачек за работой на своего хозяина, местного старосту, Сави во дворе его дома.

УЧИТЕЛЬ: Что вы можете сказать о характере, настроении героев в начале этих произведений?

ДЕТИ: В русской опере характер радостный, народ радуется тому, что воины пришли домой победив врагов. В марийской опере настроение героев противоположное – здесь показана усталость, тяжесть нелегкого труда, в «награду» за который батраков наказывают плеткой, батракам живется очень плохо.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня наш урок особенный. Многие ребята нашей школы выступят в отдельных эпизодах этих замечательных произведений, которые покажут нам на этой сцене и петь они будут не под один аккомпанирующий инструмент, а под оркестровое звучание, которое будет использовано впервые. Мы с вами являемся первыми исполнителями, применившими оркестровое сопровождение специально записанное на аудиокассету. И это не случайно, потому что у нас сегодня премьера и первое исполнение.

            Прежде чем прозвучит первый эпизод в исполнении наших артистов, попрошу вас ответить, а какая опера была сочинена раньше?

ДЕТИ: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки.

УЧИТЕЛЬ: Давайте и мы начнем сегодня именно с этой оперы. Смотрим и слушаем начальную сцену: хор воинов и крестьян учеников 6, 7 классов.

            ( М. Глинка опера «Иван Сусанин» Интродукция: (воины, крестьяне))

УЧИТЕЛЬ: Так начинается опера «Иван Сусанин», а какое начало в опере «Акпатыр», кого мы видим, что делают герои

ДЕТИ: Опера «Акпатыр» начинается сценой, в которой мы видим девушек батрачек работающих на своего хозяина местного старосту Сави.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Эту картину нам покажут ученицы 2, 3, 4, 7 классов.

       Э. Сапаев опера «Акпатыр» 1 картина (хор девушек)

 

УЧИТЕЛЬ: Девушки батрачки рассказали о своей тяжелой судьбе. Им живется всем одинаково?

ДЕТИ: Хуже всех Эвике.

УЧИТЕЛЬ: Почему?

ДЕТИ: Она прожила без отца 15 лет, была беззащитной, хозяева заставляли ее больше всех работать.

УЧИТЕЛЬ: В начале оперы Эвику считали сиротой, есть ли в опере «Иван Сусанин» герой, который тоже был сиротой?

ДЕТИ: Это Ваня.

УЧИТЕЛЬ: Мы нашли еще одно сходство. Скажите, а в чем различие между сиротами в этих операх?

ДЕТИ: Эвике жилось плохо, ее обижали, а у Вани жизнь была другая. Он жил в семье Сусаниных, где его считали самым  близким и родным.

УЧИТЕЛЬ: Докажите это музыкальной темой.

ДЕТИ: Это песня Вани из 3 действий. С этого номера начинается действие.

УЧИТЕЛЬ: Песню Вани нам исполнит ученик 7 класса Скворцов Петя.         

                                                 (Песня Вани)

УЧИТЕЛЬ: Иван Сусанин приютил Ваню в своей семье. Ваню действительно считали самым родным и близким в семье Сусаниных.

            А сейчас мы посмотрим эпизод, в котором Эвика расскажет о своем сиротстве. На сцене Алексеева Наташа ученица 7 класса в роли Эвики с девушками батрачками в исполнении девочек 2, 3, 4, 7 классов.

                          (Сцена. Эвика и хор девушек. 1 картина)

УЧИТЕЛЬ: Эвика мечтает о звездах на небе?

ДЕТИ: Нет. Она думает об Эвике и мечтает встретить своих родителей, которых никогда не видела.

УЧИТЕЛЬ: Кто такой Эвай?

ДЕТИ: Возлюбленный Эвики.

УЧИТЕЛЬ: В опере «Акпатыр» есть пара молодых людей, которые  по – настоящему любят друг друга. В опере «Иван Сусанин» есть такая пара? Если, то в чем сходства между этими парами и в чем различия?

ДЕТИ: В опере «Иван Сусанин» такой парой являются Антонида и Богдан – они тоже по – настоящему любят друг друга. Отцы девушек (Антониды и Эвики) являются главными героями опер; именами отцов названы оперы. Это сходство.

            Различие между парами в том, что Антонида и Богдан вольные люди, а Эвика и Эвай сначала батраки, а потом оказываются в отряде повстанцев, которым руководит отец Эвики Акпатыр.

УЧИТЕЛЬ: (играет тему «Солнце тучи не закроют…) Что это за тема? Когда и где звучит? Кто поет?

ДЕТИ: Эту тему поет Антонида. Она ждет своего жениха Богдана на окраине села в первом действии.

 

УЧИТЕЛЬ: Сколько времени Богдана не было дома?

ДЕТИ: Целый год.

УЧИТЕЛЬ: Поем эту тему.

ДЕТИ: О свадьбе.

УЧИТЕЛЬ: Разрешает ли Иван Сусанин своей дочери Антониде выйти замуж?

ДЕТИ: Сначала нет, так как идет война, а потом разрешает.

УЧИТЕЛЬ: Почему?

ДЕТИ: Потому что недалеко от их деревни, в посаде, остановился Минин со своим войском, с которым шел на освобождение Москвы от поляков.

            Узнав такую радостную весть Иван Сусанин разрешает Антониде и Богдану пожениться.

УЧИТЕЛЬ: Состоялась ли свадьба?

ДЕТИ: Нет. Когда в доме Сусаниных готовились к свадьбе, к ним ворвались поляки и приказали Ивану Сусанину показать дорогу на Москву. Сусанин соглашается но ведет врагов не в Москву, а на верую гибель в дремучий лес.

УЧИТЕЛЬ: Какой свадебный обряд показан в этой опере?

ДЕТИ: Девишник, вечерина.

УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы посмотрим эпизод этого обряда и покажут нам его следующие исполнители: Иванив Анна ученица 5 класса в роли Антониды, девочки 5, 6, 7 классов в роли подружек Антониды.

                       (3 действие. Свадебный хор и романс Антониды)

УЧИТЕЛЬ: Мы посмотрели фрагмент старинного свадебного обряда, который к сожалению был прерван обстоятельствами дальнейшего развития оперы.

            Была ли свадьба в опере «Акпатыр»?

ДЕТИ: Да была.

УЧИТЕЛЬ: В чем сходства и различия между этими свадьбами?

ДЕТИ: Сходства: и там и там свадьба; старинный свадебный обряд; пожелание счастья жениху и невесте; обе свадьбы срываются.

            Различия: одна свадьба марийская, другая русская; в русской невеста желает выйти замуж, а в марийской ее продает родной отец старому жениху и невеста не любит жениха.

УЧИТЕЛЬ: Как звали отца невесты, как звали невесту в опере «Акпатыр», кто они?

ДЕТИ: Отец- местный староста Сави, невеста – дочь Сави Марфа.

УЧИТЕЛЬ: (грает тему батраков). А это кто?

ДЕТИ: Батраки.

УЧИТЕЛЬ: Что они делают. Есть ли в этой сцене сходства с оперой «Иван Сусанин»?

ДЕТИ: Сходства: батраки идут домой, в опере «Иван Сусанин» тоже есть сцена, когда герои идут домой – это были воины. Обе эти сцены показаны в начале 1 действия, и те и другие герои устали.

Различия: одни батраки, другие воины; воины идут уставшие после боя, а батраки после тяжелой работы.

 

УЧИТЕЛЬ: Смотрим сцену возвращения батраков после тяжелой работы  

(хор батраков)

УЧИТЕЛЬ: (играет тему « Марийский край, земля родная…»)

Кто это поет? Когда звучит?

ДЕТИ: Клятва Акпатыра. Звучит когда повстанцы и Акпатыр клянутся бороться за свободу, счастливую жизнь.

УЧИТЕЛЬ: Это бывшие батраки, которые перешли в отряд Акпатыра и готовы идти в бой ради счастливого будущего своих родных и близких.

УЧИТЕЛЬ: Против кого повстанцы готовы идти в бой?

ДЕТИ: Против Сави.

УЧИТЕЛЬ: Почему?

ДЕТИ: На Сави работают все батраки деревни, а в знак «благодарности» за работу Сави избивает батраков, содержит их в нечеловеческих условиях. Поэтому повстанцы готовы постоять за свои права.

УЧИТЕЛЬ: Для того чтобы идти в бой повстанцы должны были быть вооружены.. Где они могли взять оружие? Оно уже было у Акпатыра, или попадает в отряд другим способом?

ДЕТИ: Оружие привез Носков со своим отрядом.

УЧИТЕЛЬ: Кто такой Носков? Откуда прибыл?

ДЕТИ: Носков прибыл со своим отрядом с Урала. Он привез оружие от Пугачева.

УЧИТЕЛЬ: Кто такой Пугачев?

ДЕТИ: Пугачев объединил всех обиженных и обездоленных, он руководил восстанием против царя и обещал всем батракам вольную жизнь.

УЧИТЕЛЬ: А какая цель была у Акпатыра?

ДЕТИ: Объединить марийский народ против своих угнетателей, таких как Сави.

УЧИТЕЛЬ: Какое настроение было у повстанцев когда они получили оружие?

ДЕТИ: Радостное, боевое.

УЧИТЕЛЬ: Сейчас ученики разных классов, которые самостоятельно дома сделали ружья и другие бутафорские предметы для этой сцены, покажут эпизод танца повстанцев.

                                                   (4 картина. Танец повстанцев)

УЧИТЕЛЬ: (играет эпизод арии Сусанина). Что это?

ДЕТИ: Ария Сусанина.

УЧИТЕЛЬ: Что такое ария?

ДЕТИ: Это такое место в опере, когда мы заглядываем в душу героя.

УЧИТЕЛЬ: Судя по названиям опер Акпатыр и Иван Сусанин являются главными героями. Что они такого сделали, что о них сочинены оперы?

ДЕТИ: Они совершили подвиг.

УЧИТЕЛЬ: В чем сходство и различие в подвигах этих героев?

 

ДЕТИ: Сходства: они совершили подвиг ради своего народа, своей Родины; оба героя погибают.

            Различия: Иван Сусанин погибает в лесу, куда завел поляков, зная что погибнет сам; Акпатыр погибает в неравном бою с солдатами от пули предателя.

УЧИТЕЛЬ: Иван Сусанин и Акпатыр погибли за свободу своего народа, за Родину, но их имена не забыты и в знак признательности этому давайте в завершение нашей с вами встречи вспомним самые яркие эпизоды из этих опер и исполним их стоя.

            Звучит клятва Акпатыра из оперы «Акпатыр» Э. Сапаева и хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

 


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн