Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированное обучение детей с умственной отсталостью.

Фото пользователя Ирина Владимировна Банкрашкова
Размещено: Ирина Владимировна Банкрашкова - ср, 03/12/2008 - 06:14

 

Обучение  детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
 
Рязанова И.Н.,
гл. методист
отдела С(К)О
 
 
На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях наблюдается процесс интеграции детей с проблемами в психофизическом развитии в среду нормально развивающихся сверстников.Осуществляя идею интегрированного обучения  детей и подростков с умственной отсталостью, учителя общеобразовательных школ, не прошедшие предварительную подготовку и ранее не работающие по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида, встречают трудности при заполнении классных журналов, отражающих уровень прохождения материала, затрудняются в выборе учебников, рекомендованных для обучения детей с умственной отсталостью.
 Допуская ошибки, педагоги обучают  умственно отсталыхдетей по программам  общеобразовательных школ, используют учебники, материал которых труднодоступен учащимся. Всё это приводит к тому, что ребёнок в силу своих психофизических возможностей не может усвоить предлагаемый материал.  Данные рекомендации помогут учителям определиться в выборе программ и учебников для обучения детей с умственной отсталостью, сориентируют в вопросах организации учебного процесса.
Обучение ребёнка по вспомогательной программе в условиях общеобразовательного класса должно осуществляться с согласия родителей (или их законных представителей), по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) [2]. 
В ситуации, если ребёнок (или несколько детей), которому рекомендовано обучение по программе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, обучается интегрированно в условиях общеобразовательного класса, в этом случае ведётся отдельно журнал, в котором фиксируется прохождение программного материала и результативность обучения данного ребёнка. Учебно-тематический план составляется согласно программе и Базисного учебного плана.
Базисные учебные планы (БУП) для специальных (коррекционных) школ VIII вида разработаны в соответствии с действующим законодательством РФ в области общего образования и образования лиц с особыми образовательными потребностями. В них содержится определённый набор учебных предметов, количество часов в неделю и по классам (см. Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии») [8].
Существуют два варианта программ для обучения детей с умственной отсталостью: программы для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой [11, 12] и  сборник программ под редакцией И.М. Бгажноковой [9, 10]. Оба сборника программ разработаны на основе специального образовательного стандарта с учётом особенностей интеллектуального и речевого развития, а также познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Программы определяют содержание предметов и коррекционных курсов, а также последовательность изучения материала по годам обучения.
Программа под редакцией В.В. Воронковой предусматривает девятилетний срок обучения, причём для учащихся с низким уровнем подготовленности к школе или с диагнозом, требующим уточнения, предлагается обучение в подготовительном классе. Цель занятий в подготовительном классе – повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению. Название таких учебных предметов, как чтение, письмо, математика, является условным. Обучение строится по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях. Основной задачей в этот период является подготовка учащихся к овладению грамотой, первоначальными навыками счёта. Большое внимание  уделяется общему и  речевому развитию учащихся, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития. Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида представлены в отдельном сборнике под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой [11].
Программы для 5-9 классов изданы в 2-х сборниках издательством «ВЛАДОС» в 2000-2002 годах под редакцией В.В. Воронковой [12]. В первый сборник вошли программы по общеобразовательным предметам: русскому языку (чтение, развитие речи, грамматика, правописание), природоведению, математике, биологии, географии, истории, обществоведению, изобразительному искусству, пению и музыке, физкультуре. Коррекционный блок представлен программой по социально-бытовой ориентации (СБО).
Второй сборник включает программы по столярному, слесарному, переплётно-картонажному делу, подготовке младшего обслуживающего персонала, сельскохозяйственному труду, цветоводству и декоративному садоводству.
В работе с программой под редакцией В.В. Воронковой следует учесть, что учебная программа по географии, опубликованная в сборнике, вышедшем в 2000 году, имеет некоторые неточности. Содержание разделов в 9 классе не соответствует материалу учебника, отсутствует характеристика зарубежных стран, которая освещается в полном объёме в новом учебнике автора Т.М. Лифановой. В 2001 году издательством «ВЛАДОС» был переиздан первый сборник с внесёнными изменениями в программу по географии, где соблюдено полное соответствие программы и учебника.
В 2003 году вышла программа под редакцией И.М. Бгажноковой, которая предполагает обучение с (0) 1 по 11 (12) класс [9, 10]. Начальное обучение начинается с пропедевтического этапа (0 класс). Ступень основной школы (5-9 (10кл.) является продолжением начальной школы, но в отличие от неё расширяет и углубляет понятийную и практическую основу образовательных областей, закрепляет навыки самостоятельной учебной деятельности, завершает подготовку по общеобразовательным предметам.
Обучение завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. По окончании основной школы выдаётся свидетельство установленного образца [6].
В соответствии с действующим Положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, обучающиеся с согласия родителей (лиц, их замещающих) могут продолжить обучение в 10-12 классах (см. Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой) [7, 13].
Выпуск учебной литературы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида осуществляется издательствами: «Просвещение», «ВЛАДОС», «АРКТИ». Ежегодно ими издаются и переиздаются учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителя.
Учебники, книги для чтения, рабочие тетради и методические пособия составляют учебно-методические комплекты для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушением интеллекта).  
На сегодняшний день программа под редакцией В.В. Воронковой полностью обеспечена учебно-методическими материалами (учебниками, учебными и методическими пособиями по предмету), что нельзя сказать о программе под редакцией И.М. Бгажноковой. Издательством «Просвещение» планируется к 2010г. доукомплектовать учебно-методическими материалами данную программу. Поэтому педагогам общеобразовательных школ и школ-интернатов, работающим с детьми, которым рекомендовано обучение по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида, мы рекомендуем к использованию программу под редакцией В.В. Воронковой.
Учителю важно при выборе программ обучения хорошо ориентироваться в выборе учебников и учебных комплектов, с помощью которых можно будет реализовывать  изучение программного материала (см. Приложение 1) [1].
Учебники отвечают целям и задачам специального образования, а также программе обучения в коррекционной школе VIII вида. Материал учебников доступен и понятен детям с нарушением интеллекта. В них предложены различные виды работ, вопросы и задания способствующие развитию познавательных интересов, мышления, речи учащихся. Содержание учебников нацелено на усвоение умственно отсталыми учащимися программного материала. Если к учебнику предусмотрена рабочая тетрадь, которая непосредственно дополняет и углубляет знания по предмету, повышает мотивацию учения, её использование является обязательным.
Основное содержание рабочих тетрадей нацелено на самостоятельную работу учащихся с минимальной помощью учителя. Школьники могут выбрать задания в соответствии со своими интересами, а учитель порекомендовать упражнение с учётом возможностей каждого ученика. Тетради содержат большое количество игровых упражнений, занимательных текстов, графических заданий, направленных на повышение мотивации к овладению предметом.
Методические пособия для учителя разработаны по большинству предметов. В них раскрывается содержание, структура учебников, приводятся методические приёмы обучения, рекомендации. В некоторых из них представлено поурочное планирование, краткие конспекты уроков.
Познакомиться с учебной литературой по коррекционной педагогике можно через каталоги издательства «Просвещение», «ВЛАДОС». Учебники и учебно-методические пособия, вошедшие в каталоги, допущены Министерством образования и науки РФ к использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и соответствуют программам  образовательных учреждений VIII вида, а также современным образовательным стандартам и санитарным нормам. Получить подробную информацию о новой учебно-методической литературе и планах выпуска можно в Интернете на сайте издательств (www.prosv.ru www.vlados.ru ).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1.
к приказу Минобрнауки России
от 07.12.2005 №302
 
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
 
Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида
 

№ п/п
Автор (составитель), название, количество частей, класс
Год присвоения грифа
Издательство
Дополнительная информация
1 класс
1.
Лещинская Т.Л. Букварик. Подготовительный класс.
 
2003
ВЛАДОС
Учебник входит в авторский комплект, в завершённую предметную линию, соответствует обязательному минимуму содержания. В УМК входят: программа под ред. Воронковой В.В.;
Лещинская Т.Л. Методические рекомендации по работе с учебником.
2.
Воронкова В.В., Коломыткина Е.В.
Букварь. 1 кл.
2005
Просвещение
Программа (под ред. Воронковой В.В.); Воронкова В.В. Тетрадь по обучению грамоте. 1 кл.
3.
Худенко Е.Д.,
Кремнева С.А.
Развитие речи. 1 кл.
2003
Аркти
 
2 класс
4
Воронкова В.В.
Русский язык. 2 кл.
2003
ВЛАДОС
Учебник соответствует обязательному минимуму содержания образования 1998 г. В УМК входят: программа под ред. Воронковой В.В.; Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 кл.
5
Воронкова В.В.,
Пушкова И.Е.
Чтение. 2 кл.
2003
ВЛАДОС
Учебник входит в авторский комплект, в завершённую предметную линию, соответствует обязательному минимуму содержания образования 1998 г. В УМК входит программа под ред. Воронковой В.В.
6
Худенко Е.Д.,
Фёдорова Г.А.
Развитие речи. 2 кл.
2003
Аркти
 
7
Ильина С.Ю.
Книга для чтения. 2 кл.
2003
Просвещение
СПб
В комплект входит методическое руководство для учителя.
3 класс
8
Аксёнова А.К.,
Якубовская Э.В.
Русский язык. 3 кл.
2005
Просвещение
Программа под ред. (Воронковой В.В.); Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши… Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся (ч. 1,2) для 3 кл.
9
Воронкова В.В.,
Будаева З.Д. и др.
Чтение. 3 кл.
2003
ВЛАДОС
Учебник входит в авторский комплект, в завершённую предметную линию, соответствует обязательному минимуму содержания образования 1998 г. В УМК входит программа под ред. Воронковой В.В.
10
Смирнова З.Н.,
Гусева Г.М.
Чтение. 3 кл.
2005
ВЛАДОС
Программа под ред. Воронковой В.В.
11
Ильина С.Ю.,
Матвеева Л.В.
Книга для чтения. 3 кл.
2003
Просвещение
СПб
В комплект входит методическое руководство для учителя.
12
Эк В.В.
Математика. 3 кл.
2005
Просвещение
Программа (под ред. Воронковой В.В.); Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя.
13
Худенко Е.Д.,
Терехова И.А.
Знакомство с окружающим миром.
3 кл.
2003
Аркти
 
4 класс
14
Аксёнова А.К.,
Галунчикова Н.Г.
Русский язык. 4 кл.
2005
Просвещение
Программа под ред. (Воронковой В.В.); Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши… Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся (ч. 1,2) для 4 кл.
15
Воронкова В.В.,
Будаева З.Д. и др.
Чтение. 4 кл.
2003
ВЛАДОС
Учебник входит в авторский комплект, в завершённую предметную линию, соответствует обязательному минимуму содержания образования 1998 г. В УМК входит программа под ред. Воронковой В.В.
16
Смирнова З.Н.,
Гусева Г.М.
Чтение. 4 кл.
2005
ВЛАДОС
Программа под ред. Воронковой В.В.
17
Перова М.Н.
Математика. 4 кл.
2005
Просвещение
Программа под ред. Воронковой В.В.
18
Худенко Е.Д.,
Терехова И.А.
Знакомство с окружающим миром.
4 кл.
2003
Аркти
 
5 класс
19
Воронкова В.В.
Русский язык. 5 кл.
2003
Просвещение
Программа под ред. (Воронковой В.В.); Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для учащихся 5-9 кл.
(4 тетради).
20
Малышева З.Ф.
Чтение. 5 кл.
2001
Просвещение
Программа под ред. Воронковой В.В.
21
Гусева Г.М.,
Островская Т.И.
Книга для чтения.
5 кл.
2005
ВЛАДОС
Учебник входит в авторский комплект, в завершённую предметную линию, соответствует обязательному минимуму содержания образования 1998 г. В УМК входят: программа под ред. Воронковой В.В., Гусева Г.М. и др. Уроки чтения в 5 классе. Пособие для учителя.
22
Перова М.Н.,
Капустина Г.М.
Математика. 5 кл.
2001
Просвещение
Программа под ред. Воронковой В.В.
23
Хлебосолова О.А.,
Хлебосолов Е.И.
Природоведение. 5 кл.
2002
ВЛАДОС
Учебник соответствует обязательному минимуму содержания. В УМК входят: Программа под ред. Воронковой В.В.; Хлебосолова О.А. и др. Тетрадь для самостоятельных работ; Хлебосолова О.А. Дневник наблюдений; Хлебосолова О.А. и др. Методическое пособие.
24
Картушина Г.Б.
Швейное дело. 5 кл.
2003
Просвещение
Программа под ред. (Воронковой В.В.); Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 5 кл.
25
Васенков Г.В.
Азбука переплётчика.
5-7 кл.
2004
Просвещение
Программа под ред. (Воронковой В.В.); Васенков Г.В. и др. Рабочая тетрадь по картонажному и переплётному делу для 5-9 кл.
6 класс
26
Галунчикова Н.Г.,
Якубовская Э.В.
Русский язык. 6 кл.
2001
Просвещение
Программа под ред. (Воронковой В.В.); Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для учащихся 5-9 кл.
(4 тетради).
27
Бгажнокова И.М.,
Погостина Е.С.
Чтение. 6 кл.
2003
Просвещение
Программа под ред. Воронковой В.В.
28
Капустина Г.М.,
Перова М.Н.
Математика. 6 кл.
2002
Просвещение
Программа под ред. Воронковой В.В.
29
Картушина Г.Б.,
Мозговая Г.Г.
Швейное дело. 6 кл.
2005
Просвещение
Программа под ред. Воронковой В.В.
30
Королёва Н.В.,
Макаревич Е.В.
Естествознание.
Неживая природа. 6 кл.
2005
ВЛАДОС
Учебник входит в авторский комплект, в предметную линию, соответствует обязательному минимуму содержания. В УМК входит программа под ред. Воронковой В.В.
7 класс
31
Аксёнова А.К.
Чтение. 7 кл.
2002
Просвещение
Программа под ред. Воронковой В.В.
32
Пузанов Б.П.
Бородина О.И. и др.
История России. 7 кл.
2003
ВЛАДОС
Учебник входит в авторский комплект, в завершённую предметную линию, соответствует обязательному минимуму содержания. В УМК входят: программа под ред. Воронковой В.В.; Пузанов Б.П.; Бородина О.И. и др.Уроки истории в 7 кл.
33
Алышева Т.В.
Математика. 7 кл.
2002
Просвещение
Программа под ред. (Воронковой В.В.); Алышева Т.В. Рабочая тетрадь по математике для 7 кл.
34
Лифанова Т.М.,
Соломина Е.Н.
География России. 7 кл.
2003
Просвещение
Программа под ред. (Воронковой В.В.); Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России для учащихся 7 кл.
35
Клепинина З.А.
Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 кл.
2001
Просвещение
Программа под ред. (Воронковой В.В.); Клепинина З.А. Растения. Бактерии. Грибы. Рабочая тетрадь для учащихся 7 кл.
36
Королёва Н.В., Макаревич Е.В.
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 кл.
2002
ВЛАДОС
Учебник входит в авторский комплект, в предметную линию, соответствует обязательному минимуму содержания. В УМК входит программа под ред. Воронковой В.В.
8 класс
37
Галунчикова Н.Г.,
Якубовская Э.В.
Русский язык. 8 кл.
2003
Просвещение
Программа под ред. (Воронковой В.В.); Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для учащихся 5-9 кл.
(4 тетради).
38
Воронкова В.В.,
Будаева З.Д. и др.
Чтение. 8 кл.
2003
ВЛАДОС
Учебник входит в авторский комплект, соответствует обязательному минимуму содержания. В УМК входит программа под ред. Воронковой В.В.
39
Малышева З.Ф.
Чтение. 8 кл.
2001
Просвещение
Программа под ред. Воронковой В.В.
40
Эк В.В.
Математика. 8 кл.
2005
Просвещение
Программа (под ред. Воронковой В.В.); Алышева Т.В. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 8 кл.
41
Пузанов Б.П.
Бородина О.И. и др.
История России. 8 кл.
2003
ВЛАДОС
Учебник входит в авторский комплект, в завершённую предметную линию, соответствует обязательному минимуму содержания. В УМК входят: программа под ред. Воронковой В.В.; Пузанов Б.П.; Бородина О.И. Уроки истории в 8 кл.
42
Лифанова Т.М.,
Соломина Е.Н.
География материков и океанов. 8 кл
2003
Просвещение
Программа под ред. (Воронковой В.В.); Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов для учащихся 8 кл.
43
Никишов А.И.,
Теремов А.В.
Биология. Животные. 8 кл.
2001
Просвещение
Программа под ред. Воронковой В.В.
9 класс
44
Аксенова А.К.,
Шишкова М.И.
Чтение. 9 кл.
2005
Просвещение
Программа под ред. Воронковой В.В.
45
Галунчикова Н.Г.,
Якубовская Э.В.
Русский язык. 9 кл.
2003
Просвещение
Программа под ред. (Воронковой В.В.); Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для учащихся 5-9 кл.
(4 тетради).
46
Перова М.Н.
Математика. 9 кл.
2005
Просвещение
Программа под ред. (Воронковой В.В.); Перова М.Н. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 9 кл.
47
Лифанова Т.М.,
Соломина Е.Н.
География материков и океанов. Государства Евразии. 9 кл.
2005
 
Просвещение
 Программа под ред. (Воронковой В.В.); Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов для учащихся 9 кл.
48
Пузанов Б.П.
Бородина О.И. и др.
История России. 8 кл.
2003
ВЛАДОС
Учебник входит в авторский комплект, в завершённую предметную линию, соответствует обязательному минимуму содержания. В УМК входят: программа под ред. Воронковой В.В.; Пузанов Б.П.; Бородина О.И. Уроки истории в 9 кл.
49
Украинцева А.Ю.,
Козлова Н.Т.
География. Государства Евразии. 9 кл.
2003
Классикс Стиль
Программа под ред. Воронковой В.В.
10-11 классы
50
Перелетов А. Н.,
Лебедев П.М.,
Сековец Л.С.
Столярное дело. 10-11 кл.
2002
ВЛАДОС
Учебник входит в авторский комплект, в завершённую предметную линию, соответствует обязательному минимуму содержания. В УМК входят: программа под ред. Воронковой В.В.; Перелетов А.Н. и др. Рабочая тетрадь по столярному делу.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература
 
1.     Информационный бюллетень «Официальные документы в образовании». – 2006. - №14. -  С.76.
2.     Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 10.04.97 № 19).
3.     Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
4.     О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов (Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.97 № 48).
5.     Письмо Министерства образования РФ от 31.03.2000 г. №31-ю-50-758/26-6 (Об объявлении постановления Правительства РФ от 10 марта 2000 г. №212 «О внесении изменений и дополнений в типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии).
6.     Письмо Министерства образования РФ от 06.02.2003 № 27/2588-6 «Об использовании новой формы свидетельства государственного образца об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения».
7.     Письмо Министерства образования РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой).
8.     Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
9.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы./ Под ред. И.М. Бгажноковой/ – М.: Просвещение, 2006.
10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ Под ред И.М. Бгажноковой/ – М.: Просвещение, 2006.
11.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы./ Под ред В.В. Воронковой/ – М.: Просвещение, 2006.
12.Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1,2./ Под ред В.В. Воронковой/ – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
13. Программно-методическое обеспечение для X-XIIклассов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Программы и методические рекомендации для учителя (издание 2-ое доработанное). /Под ред. А.М. Щербаковой/ - М.: Министерство образования РФ, 2004 г.
 


Фото пользователя Лилия Владимировна Иванова

На: Интегрированное обучение детей с умственной отсталостью.


Я согласна с вашим мнением. Очень тяжело усвоить материал таким детям. Спасибо Вам за перечисленный перечень учебников.



Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория