Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Исследование особенностей социально-личностного развития ребенка – дошкольника

Фото пользователя Елена Вадимовна Коточигова
Submitted by Елена Вадимовна Коточигова on Sat, 03/10/2009 - 23:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Коточигова Елена Вадимовна
Место работы, должность: 
ГОУ ЯО ИРО, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования
Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Подобраны методики для изучения особенностей социально-личностного развития детей дошколшьного и младшего школьного возраста. Могут проводить исследование при помощи данного инструментария как педагогои ДОУ, так и родители.

КПК «Социально-личностное развитие ребенка – дошкольника: введение ребенка в мир социальных отношений». Блок Личность

Исследование особенностей социально-личностного развития ребенка – дошкольника

 

© Подборка инструментария: Е.В. Коточигова,

канд. псх. наук, доцент


п\п

Автор / авторы

 

Цель исследования

 

Стандарти-зация

Форма поведения обследования

 

Кто проводит

 

Возраст ребенка

 

1

 

Экспертное оценивание коммуникативных качеств личности ребёнка-дошкольника

стандартизи-рована

Опросник

родители воспитатели и родственники ребенка

5-7 лет

2

Г.А.Урунтаева

Изучение трудовой деятельности, общения, социальных эмоций и волевых усилий у детей дошкольного возраста.

не стандарти-
зирована

Опросник

воспитатель

3-7 лет

3

 

Индивидуальный профиль социального развития ребенка

 

не стандарти-
зирована

шкала

воспитатель

4-7 лет

4

Р.С. Немов

«Кто Я?»

Определение самооценки ребенка-дошкольника

стандартизи-рована

беседа с ребенком

Воспитатель или психолог

5-7 лет

5

 

Выявление проблем в эмоционально-социальном развитии ребенка

стандартизи-рована

опросник

Воспитатель

3-9 лет.

6

Дембо-Рубинштейн.

«Лесенка»

Исследование самооценки ребенка.

не стандарти-
зирована

диагностическая беседа

воспитатель

5-7 лет

7

А.Л. Венгер,
Д.Б. Эльконин

Выявление мотивов учения

стандартизи-рована

диагностическая проба

воспитатель

6-7 лет

8

Р.С. Буре

Оценка нравственной воспитанности ребенка
в учебной деятельности 

не стандарти-
зирована

наблюдение и оценка педагога

воспитатель

6-7 лет

9

Г.А. Урунтаева

Диагностика осознания нравственных норм, определяющих условия и правила выполнения культурно-гигиенических навыков у детей

не стандарти-
зирована

рассказы-ситуации

Воспитатель

3-7 лет

10

Н.В.Нижегородцева

Определение уровня развития произвольной регуляции деятельности.

стандартизи-рована

Тест

воспитатель

6-7 лет

12.

Р Тэммл,
М. Дорки,
В. Амен

Исследование и оценка тревожности ребенка

стандартизи-рована

тест

Проводит психолог

5-7 лет


Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка

Цель. Экспертное оценивание коммуникативных качеств личности ребёнка-дошкольника.
 Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данно­го ребёнка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитатель­ных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновремен­но давали ребёнку не менее двух-трёх человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребёнка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно).
С помощью приводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с людьми.

1.                 Доброта.

2.                 Внимательность к людям.

3.                 Правдивость, честность.

4.                 Вежливость.

5.                 Общительность.

6.                 Щедрость.

7.                 Отзывчивость, готовность прийти на помощь.

8.                 Справедливость.

9.                 Жизнерадостность.

10.             Ответственность.

Текст опросника

1. Добрый ли ваш ребёнок?

а) да,       б) нет,       в) когда как,           г) не знаю

2. Внимательный ли ваш ребёнок?

а) да,       б) нет,       в) когда как,                    г) не знаю,

3.  Правдивый ли ваш ребёнок?

а) да,       б) нет,       в) когда как,                    г) не знаю

4.  Вежливый ли ваш ребёнок?

а) да,       б) нет,       в) когда как,                    г) не знаю,

5.  Общительный ли ваш ребёнок?

а) да,       б) нет,       в) когда как,                    г) не знаю.

6.   Щедрый ли ваш ребёнок?

а) да,        б) нет,       в) когда как,       г) не знаю.

7.   Отзывчивый ли ваш ребёнок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?

а) да,       б) нет,        в) когда как,      г) не знаю.

8.   Справедливый ли ваш ребёнок?

а) да,       б) нет,        в) когда как,      г) не знаю.

9.    Жизнерадостный ли ваш ребёнок?

а) да,        б) нет,       в) когда как,       г) не знаю.

10. Ответственный ли ваш ребёнок?

а) да,        б) нет,       в) когда как,       г) не знаю.
___________________________

 В том случае, когда на вопросы данного опросника отвечают не родители или родственники ребенка, а воспитатели, в формулировку каждого вопроса  необходимо вместо слова «ваш» включать настоящее имя ребёнка, например: «Добрый ли мальчик Серёжа?» Отвечая на вопросы опросника, опрашиваемые выбирают и отмечают в опроснике тот вариант ответа, который считают наиболее правильным.

Оценка результатов

За каждый ответ типа «да» ребёнок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.
В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребёнком по всем десяти коммуникативным качествам личности  В том случае, если ребёнка оценивали при помощи данного опросника несколько человек, берётся их средняя оценка. К при­меру, если со стороны двух воспитателей ребёнок получил сле­дующие оценки: 0,5 и 0,5, а со стороны родителя, принимавшего участие в его оценке, - 1,0 балла, то его средняя будет приблизи­тельно равна 0,7 балла.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Изучение трудовой деятельности, общения, социальных эмоций и волевых усилий у детей дошкольного возраста.
(Г.А.Урунтаева)

Материал. Оборудование для хозяйственно-бытового труда.

Ход исследования. Воспитатель наблюдает за хозяйственно-бытовым трудом подгруппы детей 5-7 лет.

Анализ данных.

Особенности трудовой деятельности

1.                 Как ребенок воспринимает трудовую цель, поставленную взрослым: не принимает; начинает действовать после нескольких повторений (скольких); выслушивает и сразу приступает к выполнению? На основании полученных данных можно сделать вывод о сформированности умения сосредоточиться на словесной инструкции, подчиниться ей, т.е. о произвольности поведения и деятельности.

2.                 Насколько дошкольник  охотно выполняет задание, какие эмоции при этом переживает, какие эмоции преобладают, меняется ли и как их динамика на протяжении процесса деятельности, с чем это связано? Например, успех, замеченный и оцененный воспитателем, приводит к тому, что у ребенка, неохотно выполняющего задание, проявляется к нему интерес. В итоге наблюдения воспитатель сможет оценить сформированность у малыша интереса к труду и желание трудиться – трудолюбия.

3.                 Освоил ли ребенок техническую сторону деятельности, какие и в какой степени сформированы у него трудовые умения и навыки (действия уверенные, экономичные, четкие, правильные или же движения правильные, но неуверенные, ребенок использует орудия по назначению, но забывает последовательность операций или выполняет их некачественно)?

4.                 Проявляет ли инициативу, насколько самостоятелен и настойчив, что свидетельствует о сформированности соответствующих волевых качеств?

5.                 Доводит ли начатое дело до конца, часто ли отвлекается и на какие раздражители, как ведет себя при встрече с затруднениями (бросает начатое, обращается за помощью к сверстникам, взрослому, плачет и пр.)? Анализируя эти показатели, можно судить о сформированности способности к волевому усилию, к мобилизации сил.

6.                 Как ребенок осознает свои достижения и переживает свои успехи, т.е. как относится к результату труда (демонстрирует другим, стремится к положительной оценке, безразличен и пр.)? Насколько соответствует самооценка реальности?

Общение детей в совместном труде

1.                 Мотивы общения – побудительные причины,  поводы для обращения ребенка к взрослым и сверстникам (обращается за помощью, с советом, указанием, просьбой, для признания своих достижений и пр.).

2.                 Содержание общения: протекающая совместная деятельность; оценки («Плохо делаешь», «Не умеешь»), взаимоотношения («Отойди, не мешай») или то, что не связано с данной деятельностью («На прогулке поиграем») и пр.

3.                 Средства общения: речь, мимика, пантомимика, предметные действия. Воспитатель отмечает специфику использования каждого средства ребенком.  Выясняет, с кем малыш и почему больше говорит: со взрослыми или сверстниками и почему.

4.                 Сформированность коммуникативных умений и навыков как умение принять общее решение, пойти на компромисс, согласовать свои действия, учесть точку зрения другого и пр. Воспитатель определяет, как влияет уровень сформированности у дошкольника коммуникативных умений и навыков на характер их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

  Проявление социальных эмоций у детей в совместном труде

1.                 Выражение социальных эмоций: ребенок, проявляя сочувствие, гладит по голове товарища, заглядывает ему в глаза, словесно ободряет, обещая что-то приятное, и пр.

2.                 Действенность социальных эмоций: стремится ли малыш прийти на помощь сверстнику или только сожалеет о неудаче?

3.                  Устойчивость социальных эмоций: дошкольник пожалел другого, но может тут же забыть о нем или не забыть и пр.

4.                  Реакции ребенка на затруднения и успехи других детей в деятельности: замечает или нет, реагирует адекватно или неадекватно, например, радуется неудаче.

5.                  Отношение дошкольника к партнеру: умеет ли отказаться от привлекательного объекта, действуя в пользу другого? Например, хочет стирать кукольное белье, но уступает это дело другому ребенку, потому что уже выполнял его вчера.

 

Индивидуальный профиль социального развития ребенка

 

Фамилия, имя ребенка __________________________________Возраст______________

 

Утверждение

2

1

0

-1

-2

Утверждение

Легко идет на контакт со взрослыми

 

 

 

 

 

Избегает контакта со взрослыми

Откликается на просьбы взрослых

 

 

 

 

 

Не реагирует на просьбы взрослых

С удовольствием действует со взрослыми сообща

 

 

 

 

 

Не любит действовать со взрослыми сообща

Успешно действует под руководством взрослого

 

 

 

 

 

Не умеет действовать под руководством взрослого

Легко принимает помощь взрослого

 

 

 

 

 

Не принимает помощь взрослого

Часто взаимодействует со сверстниками

 

 

 

 

 

Избегает взаимодействия со сверстниками

Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками

 

 

 

 

 

С трудом устанавливает дружеские отношения со сверстниками

Успешно участвует в коллективной игре

 

 

 

 

 

Не участвует в коллективной игре

Проявляет качества лидера

 

 

 

 

 

Предпочитает подчиняться другим

Хорошо себя чувствует в большой группе людей

 

 

 

 

 

Не любит большие группы детей

Спокойно наблюдает за действиями других детей

 

 

 

 

 

Прерывает, мешает действиям других детей

Умеет занимать других детей

 

 

 

 

 

Не умеет занимать других детей

Успешно участвует в делах и играх, предложенных другими детьми

 

 

 

 

 

Не участвует в играх, предложенных другими детьми

Успешно разрешает конфликты со сверстниками

 

 

 

 

 

Затрудняется разрешать конфликты со сверстниками

Хорошо действует самостоятельно

 

 

 

 

 

Не может действовать самостоятельно

Может занять сам себя

 

 

 

 

 

Не может занять сам себя

Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

 

 

 

 

 

Не умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение

Способен жертвовать своими интересами ради других

 

 

 

 

 

Ориентирован только на свои непосредственные интересы

Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам

 

 

 

 

 

Часто причиняет вред растениям, животным, книгам, игрушкам

Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду

 

 

 

 

 

Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду

Признает правила, предложенные взрослыми

 

 

 

 

 

Не признает правила, предложенные взрослыми

Признает правила, предложенные другими детьми

 

 

 

 

 

Не признает правила, предложенные другими детьми

После заполнения анкеты-таблицы,  отмеченные точки соединяются линиями. В результате воспитатели могут наглядно представить, в сторону каких оценок (положительных или отрицательных) сдвинут профиль.  Вопросы-утверждения в анкете характеризуют развитие социальной сферы при взаимодействии со взрослым, сверстником, а также усвоение норм и требований ближайшего окружения. Полученный профиль покажет, в какой области социализация ребенка осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения.  

 

Методика «Какой Я?»

Цель: предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника.

Процедура проведения. Экспериментатор, пользуясь представленным далее таблицей, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов. Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

 

Протокол к методике «Какой Я?


Оцениваемые качества

Оценки по вербальной шкале

п/п

личности

да

нет

Иногда

не знаю

1

Хороший

 

 

 

 

2

Добрый

 

 

 

 

3

Умный

 

 

 

 

4

Аккуратный

 

 

 

 

5

Послушный

 

 

 

 

6

Внимательный

 

 

 

 

7

Вежливый

 

 

 

 

8

Умелый (способный)

 

 

 

 

9

Трудолюбивый

 

 

 

 

10

Честный

 

 

 

 

 

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий; 

 8-9 баллов — высокий;

4-7 баллов — средний;

2-3 балла — низкий;  

0-1 балл — очень низкий.


Карта наблюдение за эмоционально - социальным
развитие ребенка 3-9 лет.

Заполняется воспитателем в период адаптации и далее 1-2 раза в год.

Адекватность поведения, самоконтроль

Параметры

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

2 недели после поступ-
ления

через месяц после поступ-ления

1

поведение ребенка адекватно ситуации

всегда

чаще всего

редко

поведение неадекватно ситуации

 

 

2

умеет следовать указания взрослого

всегда следует указаниям

чаще всего

Редко следует, трудно управляем.

Не принимает во внимание указания взрослого

 

 

3

Может управлять своим поведением

Да

Чаще всего

Редко

Не может управлять свои поведением

 

 

4

Реагирует на положительную оценку своей деятельности взрослыми

Доволен,
увеличивает продуктивную
активность

Доволен,
последующая активнность
непродуктивна

Довольствуется
достигнутым

Неадекватно
реагирует
(смущается, огорчается,
не замечает)

 

 

5

Реагирует на отрицательную оценку своей деятельности

Адекватно, прислушивается, корректирует поведение

Прислушивается,
пытается
что-то
исправить

Не заме-
чает.

Неадекватно
реагирует
(радуется;
проявляет
агрессию;
замыкается в себе)

 

 

6

Особенности активности

Всегда активен

Активность чередуется с периодами отдыха

Активен, но быстро
утомляется: или
активен до
назойливости

Слишком активен, повышенно возбудим; Вял, пассивен.

 

 

7

Навыки самообслуживания

В состоянии обслужить себя сам полностью

В основном, обслуживает себя.

Обслуживает себя редко

Пассивен, только принимает помощь.

 

 

8

Особенности коммуникаций со   взрослыми             Игровая деятельность

Умеет понимать правила игры

Всегда понимает одним из первых

Принимает правила игры

С трудом понимает правила игры

Не понимает правила игры.

 

 

9

Умеет принимать правила игры

Принимает правила и может контролировать других детей

Принимает правила старается следовать, иногда нарушает их

Часто нарушает правила

Не принимает правила игры

 

 

10

Может занять себя сам.

Легко находит себе занятие как в одиночку, так и в группе

Включается в занятия других детей

Занимает себя, наблюдая за другими детьми

Не может себя занять, пассивен или мешает другим детям

 

 

11

Социальные связи со взрослыми

Легко идет на контакт со взрослыми

Избирательно, чаще идет на контакт

Избирательно, но чаще не идет на контакт

Трудно идет на контакт.

 

 

12

Стремится к совместной деятельности со взрослыми

Да, всегда

Часто стремится

Недостаточно, редко

Нет

 

 

13

Принимает помощь взрослого и руководствуется ею в своей деятельности

Да, всегда

Часто принимает

Недосточно принимает, редко

Не принимает помощь, не руководствуется

 

 

14

Обладает «Чувством достоинства»

Да, всегда

Чаще всего

Редко

Нет

 

 

15

Привязанность к кому-либо из взрослых

Есть ( к кому?)

«Липнет» ко всем

Боится взрослых, плачет

Ни к кому не привязан, равнодушен

 

 

16

Особенности коммуникаций с детьми

Социальные связи с детьми

Легко идет на контакт с детьми

Избирательно, чаще идет на контакт

Чаще не идет на контакт

Трудно идет на контакт

 

 

17

Умеет договариваться с детьми, ладить с ними

Всегда

Часто

Редко

Не умеет

 

 

18

Предпочитает играть в одиночку

Редко

Иногда

Часто

Всегда

 

 

19

Охотно принимает участие в играх, предложенных другими детьми

Очень охотно

Соглашается играть

Редко играет в игры, придуманные другими детьми

Никогда не играет в игры, придуманные другими детьми

 

 

20

Пытается быть лидером в детском коллективе

Всегда, и у него получается

Часто пытается, но не всегда удачно

Не претендует на роль лидера ни в чем.

Отказывается быть лидером, главным.

 

 

21

Умеет переживать и сочувствовать (исключая конфликтные ситуации)

Да, помогает другому, жалеет его

Да, изредка

Наблюдает за другим ребенком

Смеется над ребенком, ведет себя неадекватно

 

 

22

Конфликтность

неконфликтен

Редко

Часто

Сознательно провоцирует конфликты

 

 

23

Агрессивность

Мирно уживается с детьми

Редко и по делу

Часто

Проявляет физическую агрессию по отношению к детям и взрослым

 

 

24

Эмоциональные особенности

Преобладающее настроение

Бодрое, уравновешенное, в основном, незлопамятен, трудно вывести из себя

В основном , ровное настроение

Раздражительное, возбужденное. Плохое и хорошее настроение задер-живается надолго

Подавленное, вялое, неустойчивое, очень часто меняется по незначительным поводам.

 

 

25

Выраженность эмоций

Выражены хорошо все оттенки эмоций

 

 

Эмоции на лице не выражает, лицо - застывшая маска.

 

 

26

Тревожность, боязнь нового

Низкая тревожность Активность и любоз-нательность

Средняя мобилизую-щая тревожность

Высокая тревожность, беспо-койство

Повышенная тревожность до нарушений деятель-ности или крайне низкая тревожность, снижен инстинкт самосохранения

 

 

27

Пугливость

Нет

Может испугаться, но быстро успо-каивается

Достаточно сильно боится чего-то одного

Много страхов

 

 

28

Плаксивость

Нет

Редко

Часто

Постоянно. «Глаза на мокром месте». Плачет по незначительным поводам

 

 

29

Доброжелательность

Да

Часто

Редко

Нет

 

 

30

Жизнерадостен и оптимистичен

Да

Часто

Редко

Нет

 

 

Оценки результатов:

4 балла – Высокий уровень ( 100-120 баллов по карте)
3 балла – Средний уровень ( 78 – 99 баллов по карте)
2 балла – Ниже среднего ( 53 – 77 баллов по карте)
1 балл – Низкий уровень ( 30- 52 балла по карте)

 

Методика «Лесенка»

Цель:  исследование самооценки ребенка.

Инструкция.
Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают:  «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему». Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка). После того, как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница)». Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебание, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой

Способ выполнения задания

Тип самооценки

  1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала.»
  2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку. Объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
  3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же, либо несколько ниже.
  4. Ставит себя ни нижние ступеньки, свой выбор не объясняет, либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Неадекватно завышенная
самооценка

 

 

 

Завышенная самооценка

 

 

 

 

Адекватная Самооценка

 

 

Заниженная
самооценка

Анализ результатов.

Может быть использован следующий способ фиксации результатов.

Протокол. Оценка уверенности в себе.

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата проведения_______________________________________________________________

№ вопроса

№ ступеньки

Высказывания ребенка

Комментарий

Где ты стоишь?

 

 

 

Куда тебя поставит твоя мама?

 

 

 

Куда тебя поставит воспитательница?

 

 

 

Куда тебя поставит твой друг?

 

 

 

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку. Это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание. На все вопросы отвечают: «Не знаю».  Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуя наобум. Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.  На седьмом году жизни появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения. Переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей 6-7 –летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации т непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

 

 

Методика «Определение мотивов учения» (А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин)

Среди мотивов учебной деятельности, по мнению Л.И. Божович, у детей 6-7 лет могут быть  следующие:

1.                 собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности;

2.                 широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения;

3.                 «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношении с окружающими;

4.                 «внешние» по отношению к самой учебе мотивы (подчинение требованиям взрослых);

5.                 игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу;

6.                 мотив получения высокой отметки.

По мнению исследователей, наиболее благоприятны для последующего обучения социальный и учебный мотивы. Стремление к высокой отметке может положительно влиять на успешность обучения лишь в сочетании с хорошо развитыми учебными и социальными мотивами. Развитость игрового мотива не способствует успешности обучения. В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов.

Материал – 6 картинок.

Инструкция

Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу.

1.                 Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком 1 – женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

2.                 Второй мальчик сказал:  «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком 2 – фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

3.                 Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». Выкладывается карточка с рисунком 3 – двое детей играют в мяч (игровой мотив).

4.                 Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда в школе я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком 4 – фигурка взрослого с портфелем в руках, у ребенка – игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

5.                 Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь». Выкладывается карточка с рисунком  5 – схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).

6.                 Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком 6 – схематическая фигурка ребенка с тетрадкой в руках (мотив получения высокой отметки).

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:

1.                 Кто, по-твоему, из них прав?

2.                 С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

3.                 С кем из них хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети трижды осуществляют выбор. При этом ребенок указывает на картинку, поясняя ее содержание. Если содержание недостаточно явственно прослеживается в ответе ребенка, экспериментатор задает конкретный вопрос: «А что этот мальчик сказал?»

 

Показатели нравственной воспитанности ребенка в учебной деятельности  (автор Р.С. Буре)

Ход исследования: воспитатель наблюдает и оценивает ребенка в процессе учебной деятельности.
Активность

§         а) всегда стремится отвечать (поднимает руку, просит спросить, выслушивает ответы товарищей, всегда готов дополнить их рассказы, предложения, ответы, участвует в общей беседе);

§         б) желания отвечать не проявляет, внешне несколько пассивен, но, когда к нему обращается  воспитатель,  охотно отвечает,  проявляя некоторую нерешительность; в) заинтересованность в работе сочетает с неумением удерживать внимание на предложенной теме, часто отвлекается; г) даже по предложению воспитателя отвечает неохотно, ошибается. Молчит, не проявляет интереса к содержанию работы во время занятий.

Дисциплинированность
а) соблюдает все установленные правила поведения: (поднимает руку при желании отвечать, не мешает, когда отвечают другие);

б) иногда отвлекается, но при обращении к нему воспитателя легко находит  ответ, замечания принимает, стремится исправить свое поведение;

в) не соблюдает правила поведения, отвечает, не получив разрешения, подсказывает, мешает товарищам, замечания действуют крайне временно;

г) отвлекается, занимается посторонними делами, при обращении воспитателя часто не может ответить, нуждается в постоянном контроле воспитателя.

Качественные особенности ответов:

а) ответы полные, содержательные, соответствуют предъявляемым требованиям;

б) ответы вполне соответствуют предъявляемым требованиям, но иногда ребенок нуждается в дополнительных, наводящих вопросах, повторении;

в) в ответах повторяет уже сказанное, допускает ошибки, нуждается в уточняющих вопросах, разъяснениях, помощи;

г) ответы неудовлетворительные: не отвечает на поставленный группе вопрос, часто не может ответить даже после непосредственного обращения к нему, нуждается в наводящих вопросах, индивидуальном  воздействии.

Качественные особенности результатов работы:

а) выполняет задание самостоятельно, в соответствии с указаниями;

б) стремится выполнять точно по образцу, но нуждается в дополнительных указаниях, помощи, напоминания;

в) допускает неточности, не стремясь их исправить, не выполняет всех указаний, при напоминании не может использовать советы в своей работе;

г) не выполняет указаний, не проявляет желания драиться результата, нуждается в индивидуальной помощи воспитателя.

Оценивание результатов:
а-3 балла;
б-2 балла;
в-1 балл;
г-0 баллов

 

Диагностика осознания нравственных норм, определяющих условия и правила выполнения культурно-гигиенических навыков у детей 3-7 лет (Г.А. Урунтаева)

Материал.  Неоконченные рассказы-ситуации:

1.                 Когда ребята собирались на прогулку, Вова ходил по раздевалке. Его одежда валялась на полу. К нему подошла Лена и сказала… Что сказала Лена?  Почему она так сказала?

2.                 Дети мыли руки. Сережа открыл кран и заткнул его пальцем. Брызги полетели во все стороны. Тогда Люда ему сказала… Что сказала Люда? Почему она так сказала?

3.                 Дети обедали.  Дима не ел. Он размахивал ложкой и кривлялся. Тогда Коля ему сказал… Что сказал Коля?  Почему он так сказал?

4.                 После обеда дети ложились спать. Катя плакала и кричала: «Не хочу спать! Не хочу!».  Тогда Вера ей сказала… Что сказала Вера? Почему она так сказала?

Ход исследования. Воспитатель говорит, обращаясь к кому-то из ребят: «Я буду рассказывать истории про детей, а ты их закончи».

Анализ данных. Об осознании нравственных норм, определяющих условия и правила выполнения культурно-гигиенических навыков, свидетельствует то, как ребенок объясняет свои действия, на что при этом ссылается:

  • на ситуацию («Сказал: «Не балуйся, потому что кушают»);
  • на последствия нарушения («Что ты брызгаешься?.. Сыро кругом будет»), но безотносительно к другим людям. В этом случае дети только начинают осознавать правила поведения и не видят скрытых за ними нравственных норм, не относят правила к другим людям;
  • на интересы других людей («Лена сказала, чтобы он поднял свои вещи и не мешал другим одеваться... Потому что так некрасиво себя вести. Ведь он не один»).  В этом случае ребенок осознает норму поведения, понимает необходимость ее выполнения.  Норма выступает как регулятор взаимоотношений с другими людьми. А способ поведения (нарушение или следование норме, правилу) рассматривается как выражение отношения к окружающим;
  • не может мотивировать ответ, выражающий отношение к ситуации («Плоховатый мальчик Вова» или «Лена сказала… Она ругать хотела»). Это говорит о том, что ребенок осваивает общественно одобряемые образцы поведения, но смысл их пока для него не ясен;
  • затрудняется ответить на вопросы.  Значит, необходимость выполнения правил не осознает.

Последующая работа

Работа с детьми

1.                 Подобрать схемы, картинки для формирования следующих культурно-гигиенических навыков: мытье рук, одевание, раздевание, прием пищи.

2.                 На основе наблюдения и сопоставления данных с таблицей, выявить у детей, у которых не сформированы культурно-гигиенические навыки, и составить индивидуальные планы работы с такими детьми, используя подобранный материал.

3.                 Проанализировать, как дети осознают необходимость выполнения культурно-гигиенических навыков, разработать приемы, способствующие их осознанию. Составить индивидуальные перспективные планы развития навыков для каждого ребенка в группе.  

Работа с родителями

1.                 Постоянно вести индивидуальную работу с родителями по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

2.                 Подготовить и провести консультации по темам: «Как научить малыша мыть руки (одеваться и пр.)?», «Что должен уметь ребенок»? (Можно использовать составленную таблицу).

3.                 Провести анкетирование по вопросам:

§         Какие культурно-гигиенические навыки сформированы у вашего ребенка?

§         Почему важно вовремя сформировать у ребенка культурно-гигиенические навыки?

§         Как ваш ребенок относится к бытовым процессам: мытью рук, приему пищи, одеванию, раздеванию?

§         Проявляет ли он при этом самостоятельность?

§         Как вы на это реагируете?

 

Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности.

Возраст: 6-7 лет

Материал: тетрадь в крупную клетку.

Ход проведения.  Перед ребенком кладут листок бумаги в крупную клетку. Вначале уточняют представление детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), показывают, как надо рисовать их в тетради (фигуры по размеру вписываются в 1 клетку, расстояние между фигурами в ряду 1 клетка), и дают возможность потренироваться. Объясняют, что в узоры будут включены крестики  и палочки.

Инструкция. «Сейчас мы будем рисовать узор из геометрических фигур, крестиков и палочек. Я буду говорить, какую фигуру нужно рисовать, а вы внимательно слушайте и рисуйте их одну за другой на одной строчке. Расстояние между фигурами одна клеточка. Внимание? Рисуйте узор…» Диктуется первый узор. «Теперь продолжите этот узор самостоятельно до конца строчки».

Образцы заданий:

 

:

 

 

Таким образом, каждый узор, выполненный ребенком, состоит из двух частей: 1) узор, выполненный по пошаговой инструкции взрослого» 2) узор, выполненный самостоятельно. Каждая часть узора оценивается отдельно. Результаты выполнения трех заданий по первой части и по второй части складываются.

Оценка результатов.

2 балла – узор полностью соответствует заданному.

1 балл – узор похож на заданный, но есть ошибки.

0 баллов – задание на выполнено.

Выполнение узора по инструкции взрослого.

 Результат 5-6 баллов свидетельствует о том, что у ребенка достаточно сформирован  навык работы по инструкции взрослого, он способен внимательно слушать педагога и точно выполнять его задания. Результат 3-4 балла говорит о том, что данное качество сформировано достаточно хорошо. Необходимо выяснить, почему ребенок допустил ошибки: не принял задачу взрослого; не понял, что надо делать; не настроился на работу или не хотел выполнять задание.  Результат 2-0 баллов - низкий. Чаще всего такой результат показывают дети, не имеющие опыта взаимодействия со взрослым в ситуации обучения, не имеющие навыки работы по пошаговой инструкции педагога.

Самостоятельное продолжение узора. Позволяет определить уровень развития действия самоконтроля и самооценки, а также способности понимать задачу, поставленную педагогом, и руководствоваться ею при самостоятельном выполнении задания. Дети 6-7 лет вторую часть задания чаще всего выполняют хуже, чем первую. Это закономерное проявление возрастных особенностей дошкольников. Результат 4-6 баллов считается хорошим, 1-3 балла – средним, 0 баллов – низким.

 

 «Выбери нужное лицо»

Авторы: американские психологи Р. Тэммл, М. Дорки и В.Амен.

Цель:
Исследование и оценка тревож­ности ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопаснос­ти человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высоко» развитой потребностью избегания неудач, что существенно пре­пятствует стремлению к достижению успехов.
Тревожность, испытываемая человеком по отношению к оп­ределённой ситуации, не обязательно будет точно так же прояв­ляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрица­тельного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в дан­ной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмо­циональный опыт повышает и порождает тревожность как чер­ту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.
Повышенный уровень личностной тревожности свидетель­ствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособлен­ности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вы­зывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оце­нивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характе­ре взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружаю­щими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Материал.
Психодиагностический изобразительный материал в этой ме­тодике представлен серией из 14 рисунков размером 8,5 х 11 с. Каждый рисунок сюжетно представляет собой не­которую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.
Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования ис­пытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дает лишь общий контур его головы.
Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изобра­жениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительны изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на дру­гом — печальное.
Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные си­туации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Так, например, игра с младшими детьми, игра со старшими деть­ми и ребёнок с родителями имеют положительную эмо­циональную окраску. Объект агрессии,  выго­вор, агрессивное нападение и изоляция име­ют отрицательную эмоциональную окраску. Укладыва­ние в постель в одиночестве, умывание, игно­рирование, собирание игрушек, еда в оди­ночестве имеют двойной эмоциональный смысл, который мо­жет быть как положительным, так и отрицательным. Предпола­гается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент про­ведения тестирования.
Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «про­ективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

Инструкция.
В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребён­ку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего со­держания:
К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
К рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, ка­кое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
К рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо бу­дет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К  рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается»
К рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) иг­рает со старшими детьми».
К рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты дума­ешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».
К рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
К рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо бу­дет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис. 10 Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К  рис. 11 Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
К рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис. 13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
К рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».

Фиксация.
Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные вы­сказывания фиксируются в специальном протоколе (табл. 1).

Образец протокола к методике «Выбери нужное лицо*
Таблица 1

Имя ребёнка:

 

Возраст ребёнка:

Дата проведения обследования:

Данные обследования

 

номер и содержание рисунка

высказывание ребёнка (примеры)

Выбор лица

Весёлое

печальное

___. Игра с младшими детьми

 

 

 

___. Ребёнок и мать
с младенцем

 

 

 

___. Объект агрессии

Хочет ударить его стулом.
У него грустное лицо

 

+

___. Одевание

 

+

 

___. Игра со старши
ми детьми

Потому что у него дети

+

 

___. Укладывание
спать в одино-
честве

Я всегда беру спать
с собой игрушку

 

+

___. Умывание

•Потому что он умывается

+

 

___. Выговор

Гуляет с мамой.
Люблю гулять с мамой

+

 

___. Игнорирование

Потому что малыш тут.

 

+

___. Агрессивное
нападение

Потому что кто-то отби-
рает игрушку

 

 

___. Собирание
игрушек

Печальное, потому что
мама его заставляет

 

 

___. Изоляция

Мама хочет уйти от него

+

 

___. Ребёнок
с родителями

Мама и папа гуляют
с ним

 

 

_     Еда в
одиночестве

Пьёт молоко, и я люблю

 

 

 

Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и ка­чественную.

Обработка результатов.
Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.



По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:

  1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.
  2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%.
  3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интер­вале от 0% до 20%.

В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (вто­рой столбец протокола) анализируется отдельно. На основе та­кого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка.
Особенно высоким проективным значением в этой связи обладают рис. одева­ние, укладывание в постель в одиночестве,  еда в одино­честве. Дети, в этих ситуациях делающие отрицательные эмо­циональные выборы, с высокой степенью вероятности будут об­ладать высоким ИТ.
Дети, делающие отрицательные эмоциональ­ные выборы в ситуациях: ребёнок и мать с младенцем, умывание, игнорирование, собирание игрушек с большой вероятностью полу­чат высокий или средний индекс ИТ.

 

58_002
Рис.1

58_004
Рис.2                                                              Рис.3
58_006
Рис.4                                                              Рис.5
58_008
Рис.6                                                              Рис.7
58_010
Рис.8                                                    Рис.9
58_012
Рис.10                                                            Рис.11
58_014
Рис.12                                                            Рис.13
58_016
Рис.14

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн