Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



взаимосвязь мотивации достижения и особенности поведения личности в конфликтной ситкации

Submitted by Наталия Ивановна Янчук on Tue, 06/10/2009 - 00:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Янчук Наталия Ивановна
Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Социология
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
В последнее время исследованиям мотивации достижения в зарубежной и отечественной социальной психологии, придается все большее значение. Исследуются интересы и установки, эмоциональные реакции на удачу, неудачу, разного рода атрибуции и представления индивида о себе как показатели существенно связанные и определяющие достижения во всякого рода деятельности, от учебной до профессиональной. Важным фактором поведения в ситуациях достижения выступают связанные с достижениями знания и представления человека. То, что человек думает о причинах успехов и неудач, о роли способностей и усилий и главное — о степени подконтрольности ему ситуации достижения, является важным фак-тором, во многом определяющим его поведение, его настой¬чивость и энтузиазм по отношению к поставленной задаче. Мотивация есть объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмов осуществления. Мотивация во много является определяющей в такой сфере жизнедеятельности человека как межлич¬ностные отношения.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}

Введение

В последнее время исследованиям мотивации достижения в зарубежной и отечественной социальной психологии,  придается все большее значение. Исследуются интересы и установки, эмоциональные реакции на удачу, неудачу, разного рода атрибуции и представления индивида о себе как показатели существенно связанные и определяющие достижения во всякого рода деятельности, от учебной до профессиональной.

Р. Стернберг, долгое время изучавший возможности предсказания успеха в разного рода деятельностях (учебной, профессиональной), с помощью тестов интеллекта, приходит к выводу, что уровень мотивации является лучшим определяющим  фактором успеха, чем интеллект. Он пишет: «…Причина, почему мотивация столь важна, заключается в том, что люди в рамках данной среды — например, класса — обычно проявляют достаточно малый диапазон способностей по сравнению с диапазоном мотивации. Таким образом, мотивация становится ключевым источником различий в достижении успеха между отдельными людьми, живущими в данной среде» [48,20].

Важным фактором поведения в ситуациях достижения выступают связанные с достижениями знания и представления человека. То, что человек думает о причинах успехов и неудач, о роли способностей и усилий и главное — о степени подконтрольности ему ситуации достижения, является важным фак­тором, во многом определяющим его поведение, его настой­чивость и энтузиазм по отношению к поставленной задаче. Мотивация есть объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмов осуществления. Мотивация во много является определяющей в такой сфере  жизнедеятельности человека как межлич­ностные отношения.

Существует также множество работ, посвященных изучению эмоциональных факторов мотивации достижения, таких как депрессия, оптимизм—пессимизм, эмоциональные реакции на трудности, фрустрации, а также стратегии по их преодолению (теории Б. Вайнера, К. Двек и М. Селигмана).

Вопросами мотивации достижения в зарубежной психологии занимались А. Адлер А. Анастази, Х. Хекхаузен, Ж. Годфруа, Г. Мюрреем   и другие, в отечественной психологии - Васильев И.А, Леоннтьев Н.А., Н. И. Конюхов, М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей и многие другие.

Цель исследования: изучение взаимосвязи мотивации достижения и поведения личности в конфликтной ситуации.


Задача исследования:

-         изучить литературу по теме исследования,




Глава 1. Проблема мотивации достижения личности в современной психологии

 

1.1. Понятие мотивации достижения

Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. Специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна, через неё человек реализует свои цели, замыслы и идеи, считал С. Л. Рубинштейн [49,60]. «Люди тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностно значимым целям в жизни, человек стремится к совершенству» А. Адлер [1,54]. Цели, которые люди ставят перед собой, в большей степени выбираются индивидуально. В стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять свою судьбу. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В связи с этим, мотивация мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений.

В некоторых работах «мотив» рассматривается как  интеллектуальный продукт мозговой деятельности. «Мотив - это соображение, по которому субъект должен действовать», - так утверждает Ж. Годфруа [17,35].

Х. Хекхаузен пишет, что «мотив» -это лишь «конструкт мышления», то есть теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен. Он пишет, что в действительности никаких «мотивов» не существует, они не наблюдаемы непосредственно и поэтому не могут быть представлены как факты действительности» [56,42]. «Мотивы» - условные, вспомогательные конструкты нашего мышления, облегчающие  понимание.

В двухтомной монографии  Х. Хекхаузена за «мотив» принимается либо потребность (« мотив власти», « мотив  достижения»), либо личностные диспозиции (тревожность и другие), либо внутренние и внешние причины того, или иного поведения ( оказание помощи, проявление агрессии).

Существующие концепции мотивации различаются  не только теоретическими и терминологическими установками, но и объектом исследования. А. Маслоу считал, что человек — существо желающее. «Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни» [ 26 ,88].

«Стремление к более высоким целям указывает на психологическое здоровье, определенные же типы невротических взрослых людей в основном мотивированы поиском безопасности. Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств…» А. Маслоу [27,70]. Потребности в признании связаны с достижениями и престижем. Удовлетворение потребности в признании порождает у индивида чувство уверенности в себе, ощущение собственной значимости, силы, адекватности, осознание того, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у человека чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния. Согласно Ж. Ньюттену мотивация — «это непрерывная, активная селективность, которая определяет устойчивость и направленность поведения и обеспечивает достижение цели» [ 26,24].

Следовательно, о том, что составляет мотивационную сферу человека и что должна объяснять психология мотивации, единого мнения нет. Чаще всего к мотивации относят всё то,  что побуждает « реально совершаемую активность : обобщение или конкретные  жизненные цели, достижению которых человек посвящает свою жизнь» ( В.К. Вилюнас)[9, 21].

Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался, как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле . В  исследованиях этого мотива Д. Мак-Клелландом и Х.Хекхаузеном были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей.

Г. Мюррей предложил, наряду с перечнем органических потребностей, список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это — потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Помимо этих потребностей Г. Мюррей приписал человеку и потребности приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости [32,26].

О существовании потребности можно заключить на основе:

1) эффекта или результата поведения;

2) способа осуществления поведения;

3)избирательного внимания или реагирования на определенный вид стимульных объектов;

4) выражения конкретной эмоции или аффекта;

5) выражения удовлетворения при достижении определенного эффекта или неудовлетворения, если эффект не достигнут.

 Исследования мотивации человеческой деятельности, а также исследования личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений.

Выделяют два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, доминирует у него мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует.

Н. И. Конюхов определяет мотивацию достижения как выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха». Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности, с преобладанием мотивации избегания неудач, главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, её полного или частичного недостижения.

По утверждению Х. Хекхаузена, мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей.

Как считал Х. Хекхаузен [56,22], постоянный пересмотр целей, а так же  постоянное возвращения к прерванному занятию, есть важные характеристики мотивации достижения, так как цепь действий, направленных на достижение цели, может прерываться на какое-то время, иногда на месяцы или годы. Таким образом, «создаются сложные и долгое время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав деятельности, которые ведут посредством достижения серии «субцелей» к главной, пусть даже очень отдаленной. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий. Этот временной охват ряда действий… и отличает мотивацию достижения от множества других мотивов» Х. Хекхаузен [57,44].

Потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать — в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение, по  Г. Мюррею.

Существует теория В. Вайнера, с успехом применяемая для объяснения достижения в деятельности. Согласно ей всевозможные причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам: локализации и стабильности. Первый из названных параметров характеризует то, в чем человек усматривает причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах. Стабильность рассматривается как постоянство или устойчивость действия соответствующей причины. Различные сочетания этих двух параметров определяют следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:

1. Сложность выполняемого задания (внешний, устойчивый фактор успеха).

2. Старание (внутренний, изменчивый фактор успеха).

3. Случайное стечение обстоятельств (внешний, неустойчивый фактор успеха).

4. Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха).

Мотивация достижения как функциональная система интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления, по определению М.Ш. Магомед-Эминова [29,65]. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).

Путём экспериментальных исследований доказано, что одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения выступает мотивационно — эмоциональная оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в ситуации достижения; интенсивность мотивационной тенденции меняется в зависимости от изменения величины двух указанных параметров как у испытуемых с мотивом стремления к успеху , так и с мотивом избегания неудачи.

По В.К. Вилюнасу, эмоции успеха — неуспеха служат в качестве «универсального механизма, который подключается к процессу регуляции деятельности и на основе накапливаемого опыта оповещает индивида о достижимости целей и оправданности активности»[9,22]. Эмоциональные переживания, являются единственным представителем мотивационных процессов на уровне психического отражения, той системой сигналов, которой потребности открываются субъекту, указывая на соответствующие им предметы и воздействия  Эмоции успеха — неуспеха, согласно Вилюнасу, подразделяются на констатирующие, предвосхищающие и обобщающие.

Констатирующая — сопровождает отдельную попытку приближения к цели. Положительная эмоция, завершающая удавшееся действие, его «санкционирует», закрепляет, а отрицательная — ведет к поискам новых проб, задерживая при этом неоправдавший себя способ достижения цели.

Предвосхищающие эмоции успеха — неуспеха, возникающие при одном восприятии условий, служивших причиной радостей и огорчений в прошлом, сигнализируют субъекту о вероятном исходе действий до реального их совершения. Такая опережающая информация о безысходности действий в одном направлении и о вероятном успехе в другом существенно облегчает субъекту поиск пути достижения цели. В противоположность предвосхищению неуспеха, лишь суживающему зону проб, ограничивающему поведение, следы прошлых успехов открывают субъекту конструктивные решения, направляют поведение.

Обобщенная эмоция успеха — неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным переживанием, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и лишая его побуждающей силы при предвосхищении трудностей и неудач. В отечественной психологии мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М. Ш. Магомед-Эминов, Т. В. Корнилова, И. М. Палей и многими другими.

 

1.2. Взаимосвязь мотивации достижения  с индивидуально-психологическими особенностями личности

   Мотивационные явления, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам, прежде всего,  нужно  отнести мотив достижения успе­хов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контро­ля, самооценку, уровень притязаний.

    Согласно Х. Хекхаузену результаты исследований уровня мотивации достижения показали, что «группы с высокой потребностью в достижении отличали следующие характеристики: высокий уровень образования, высокий профессиональный уровень, раннее взросление (21 — 24 года), проживавшие в большом городе и воспитанные в полной семье» [56,43]. Также было отмечено, что люди, мотивированные на достижение успеха, придают большее значение успехам, чем престижу, в то время как мотивированные на избежание неудач предпочитают обратное. Люди, мотивированные на достижение успеха, в ситуации выбора между немедленным, но малым вознаграждением, или большим, но отсроченным по времени, согласно Х. Хекхаузену, выбирают последнее, а люди с низкой склонностью к достижению, отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение.

Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.п.), а стремящиеся к неудаче — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не переживают, а идут вперед [57,43].

Другая важная психологическая  особенность, влияющая на достижение успехов и самооценку человека, это  требования, предъявляемые им к самому себе и его представления о самом себе. Тут вспомним упомянутое выше понятие «Локус контроля». Локус контроля - характеристика локализации причин, исходя из которых, человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интервальный (внут­ренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственнос­ти в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контро­ля - локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей степени старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки. Люди, обладающие таким качеством личности, как ответственность, чаще предпочитают иметь дело с решением задач средней, а не низкой или высокой степени сложности, способны взять на себя ответственность за то, что происходит с ними и зависящими от них людьми, что соответствует выбору людей, мотивированных на достижение успеха. Как правило, такие люди обладают и более соответствующим действительным успехам уровнем притязаний.

Существуют определенные механизмы мотивации, регулирующие и контролирующие реализацию намерения, к которым относятся: рациональные стратегии, самоинструкции, эмоциональные воздействия, контроль ситуации, контроль распределения времени, согласно М. Ш. Магомед-Эминову [29,42]. При этом испытуемые с мотивом стремления к успеху используют следующие способы самоконтроля:

1) рациональную стратегию, направленную на повышение значимости практической активности — действия;

2) самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации;

3) эмоциональный контроль, направленный на активацию (гнев, недовольство собой и т.п.).

Испытуемые с мотивом избегания неудачи используют иные способы самоконтроля:

1) рациональные стратегии, обесценивающие значимость общей цели;

2) самоинструкции, обязывающие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации;

3) эмоциональный контроль, направленный на релаксацию (успокоение, самоуверенность и т.п.).

В общепсихологических экспериментальных исследованиях показа­но, что индивиды, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умерен­но завышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем при­тязаний.

Важно соотношение уровня тревожности и мотивации достижения, при выполнении той, или иной деятельности. В основе тенденции избегания лежит страх перед возможной неудачей в предстоящей деятельности, и это переживание порождает определенный уровень тревожности, а если имеет место вообще склонность к тревоге, то мотив избегания является привычным и преобладающим над мотивом достижения.

Личность характеризуют и такие мотивационные образова­ния как потребность. Тенденция устанавливать явно завышенные цели способствует высокой ценности потребности и ведет к неизбежной фрустрации и неудаче. У людей с плохой адаптацией также низка свобода деятельности, потому что они ошибочно полагают, что у них нет навыков или информации, необходимой для достижения их целей. Люди с плохой адаптацией часто стараются защититься от риска, потерпеть неудачу или избежать его.

Потребность развиваться и улучшаться во многом мотивирует поведение человека, как полагал К. Роджерс. В связи с этим, тенденцию актуализации можно охарактеризовать, как некоторое желание достичь, или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной. С точки зрения К. Роджерса потребность достижения можно трактовать как одно из выражений тенденции актуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала.

В целом, стремление к достижению успеха по Ф. Хоппе или «мотив достижения» по Д. Макклелланд - это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных ви­дах деятельности. Впервые эта диспозиция (мотивационное свойство) была выделена в классификации Г. Мюррея, который понимал её как устойчивую потребность в достижении результата в работе, как стрем­ление «сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле». Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного её содержания [47,82].

Изучая эмоциональное состояние людей, влияние успеха и неудачи на это состояние и их работоспособность, Абрамсон отмечал, что посто­янно накапливающиеся неудачи ведут к научению беспомощности. М. Клейн указывала, что решающую рель в научении беспомощности играет, по всей видимости, не само по себе число попыток, затраченных на решение задачи, а количество задании, принципа, решения, которых ис­пытуемый не нашёл.

Впервые явление выученной беспомощности было зафиксировано Овермайером и Селигманом в 1967 году в ходе экспериментов с жи­вотными. А с начала 70-х годов исследователи пытались сформировать и продемонстрировать выученную беспомощность у человека. К приме­ру, результаты Хирото (1974) дают представление о типичном влиянии наступления неприятных субъекту событий, неподконтрольных его во­ле, на снижение эффективности его действии в аналогичных ситуациях [28,48].

Результаты различных исследований были сведены Селигманом и его коллегами к единому теоретическому знаменателю: опыт субъекта (в условиях, когда его действия не влияют на ход событий и не приводят к желаемым результатам) усиливает ожидание неподконтрольно субъ­екту его действия (исходов), вследствие чего возникает тройственный дефицит: мотивационный, когнитивный и эмоциональный.

Мотивационный дефицит проявляется в торможении попыток ак­тивного вмешательства в ситуацию. Когнитивный - в трудности по­следующего научения тому, что в аналогичных ситуациях действие мо­жет оказаться вполне эффективным. Эмоциональный дефицит проявля­ется в возникающем из-за бесплодности собственных действий подав­ленном (или даже депрессивном) состоянии.

Добавим, что длительное положение в роли отстающего в массовой школе помимо появления чувства неполноценности может спро­воцировать реакцию личностной компенсации, ложного самоутверж­дения, на что ука­зывали Лубовский В.И., Лебединская К.С., Яссман Л.В. [49,93]

 

1.3. Поведение личности в конфликтной ситуации как предмет исследования в социальной психологии

Выше мы рассмотрели динамику поведения человека в  конфликтной ситуации. Теперь рассмотрим непосредственно стратегии поведения в конфликтных ситуациях как предмет исследования в социальной психологии.

Каждый человек уникален, своеобразен, неповторим. Каждый явля­ется индивидуальностью и в большей или меньше мере осознает это. Од­ин радуется, что его внешность, манеры, оценки поступки резко отлича­ются от общепринятых. Другой огорчается, когда замечает, что чем-то отличается от общей массы, старается не выделяться, слиться с толпой, быть как все. Сделав проблему индивидуальных различий предметом анализа, начнем с наиболее безобидных индивидуальных черт, наличие или отсутствие которых обычно воспринимается относительно спокойно. К примеру, коллега по работе обладает прекрасной зрительной памятью, а у вас она - из рук вон, и ответить на его вопрос, какой была обложка у быстро исчезнувшей из магазинов нужной книги, вы не можете. Он счи­тает, что вы просто не видели ее и почему-то вводите его в заблуждение - ведь забыть формат и цвет книги, помня только название, с его точки зре­ния, невозможно. Зато вы на слух определяете разных исполнителей од­ного и того же музыкального произведения, а он не узнает популярную музыкальную мелодию, которая звучит по радио изо дня в день. Затруд­няет ли это ваше общение? Может ли послужить причиной конфликта? Скорее всего, нет. Искренне по - удивлявшись индивидуальным особенно­стям товарища, вы просто примете их к сведению, введете в процесс взаимодействия необходимые поправки, и индивидуальное свое­образие нисколько не помешает развитию общения [21,56].

Другое дело, когда мы сталкиваемся с отсутствием эмоциональной общности. Когда одному необходима спокойная обстановка для выполнения работы, а другой постоянно суетится, громко разговаривает. Казалось бы, совершенно безобидные индивидуальные различия, однако в данном случае они уже выступают причиной сложных внутрен­них переживаний, становятся той самой конфликтной почвой, на которой могут произрасти непонимание и отчуждение, размолвки и серьезные ссоры. Как быть? Измениться? Научиться реагировать на происходящее так, как партнер? В полной мере это невозможно, да и нужно ли? Чем разнообразнее способы постижения действительности, тем богаче окру­жающий мир, тем сложнее и интереснее наша жизнь. Сглаживать инди­видуальные различия, нивелировать их невозможно и нецелесообразно. Важно научиться их правильно воспринимать, понимать, считаться с ни­ми.[23.45].

Конфликт может возникнуть как результат незнания тех или иных черт другого человека, может оказаться следствием полузнания и, нако­нец, знания иллюзорного, когда нам только кажется, что мы объективно оцениваем данного индивида. Иногда потому, что человек этот искусно притворялся, чаще потому, что нам хотелось видеть его таким. То же можно сказать и об отношении к самому себе. Здесь тоже встречается и незнание, и полузнание, и псевдознание. Ошибочное вос­приятие собственного характера, своих желаний, надежд, возможных по­ступков - далеко не редкость, с этим сталкивается каждый. Ведь наше от­ношение к себе строится на основе отношений других людей к нам. Мно­гократное искаженное отражение, галерея кривых зеркал - и человек уже не в силах взглянуть правде в глаза [23, 46].

Лесть и клевета, унижающее высокомерие и развращающая угодли­вость способны глубоко и болезненно поразить самооценку человека. Между тем отношение к самому себе, как известно, во многом определяет отношение к другим людям, к миру в целом. Доверие к себе, чувство соб­ственного достоинства, самоуважение в значительной мере опираются на стабильный, относительно устойчивый образ своего «Я», константное восприятие индивидуальных особенностей, степени сходства с другими людьми и меры непохожести, оригинальности, своеобразия.

В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к возникающим противоречиям по-разному, избирают своеобразные стра­тегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в рефлексив­ные размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунают­ся в захлестывающую их эмоциональную бурю. Единого рецепта пра­вильного отношения к конфликтам нет и быть не может. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенно­стях, характерных чертах личности, типичных моделях поведения, выра­батывал собственный стиль разрешения данных противоречий, продук­тивное, конструктивное отношение к ним [33,67].

Конфликтогенными, провоцирующими возникновение конфликтов оказываются те индивидуальные, характерные только для данного инди­вида черты, которые не просто связаны с врожденными свойствами нерв­ной системы или относятся к специфике процессов восприятия, понимания, переживания, а преимущественно обладающие побудительной си­лой. Ведь известно, что склонить человека к той или иной деятельности можно только при наличии в психике аффективных компонентов. Побу­ждать могут и имеющиеся у личности убеждения, и сложные нравствен­ные чувства, и сформированные ранее личностные качества. Если одно­временно действующие мотивы оказываются непримиримыми и равно­значными по силе воздействия, достаточно весомыми, тогда мы пережи­ваем конфликт с собой.

При переживании противоположно направленных аффективных тенденций возможно как продуктивное, так и непродуктивное разреше­ние конфликта. Позитивно разрешенные конфликтные переживаний; зака­ляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения неза­висимость от случайных обстоятельств, способствуют становлению опре­деленной, стабильной направленности личности. Есть люди, которые сами ищут конфликтных переживаний, живут этими раздирающими душу противоречиями, иногда как будто искусст­венно их преодолевают, усложняют. Другие отмахиваются от очевидных сложностей, игнорируют все, что могло бы вывести их из равновесия [47,63].

Можно выделить конфликтный тип личности, который характери­зуется отсутствием соответствия между естественными потребностями, импульсами и целями воли, завышенной самооценкой и страхом не оп­равдать ее, не достигнуть тех целей, которые намечены в соответствии с завышенной самооценкой. Кроме того, имеет место деформация лично­сти, патология психики, стереотипность отношений, поведения, взаимные предубеждения, психический дискомфорт, наличие неуверенности в себе и т.д. Само понятие «конфликтная личность» означает состояние готов­ности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие кон­фликтов.

Существуют и научные данные относительно разных порогов чув­ствительности, разной скорости реакций, непохожих формах пережива­ния стрессовых состояний у представителей сильной и слабой нервной системы, людей уравновешенных и неуравновешенных, подвижных и инертных. Однако способы реагирования на собственно личностные про­тиворечия определяются не только и не столько свойствами нервной сис­темы, сколько всем комплексом условий, той социальной средой, в кото­рой рос каждый конкретный индивид.

Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными индивидуально-типологическими характеристиками, естественно отличны. Холерик решает все сгоряча,  предпочитая лучше поражение, чем неопределенность. Меланхолик долго раз­мышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким - ли­бо действиям, потому что первый шаг в любом направлении, по его мне­ния, закрывает все остальные возможности. Он медлит, сомневается, ищет оправдания, строит бесконечные системы доводов и контрдоводов. Однако такой мучительный рефлексивный процесс вовсе не исключает возможность активно, в корне изменить сложившуюся ситуацию [47,65].

Индивидуальность воспринимается в первую очередь, как особен­ность, определенное отличие от других. Одной из ведущих нравственных характеристик личности является присущее ей чувство ответственности. Сравнивая себя с другими людьми, мы всегда пользуемся этим критери­ем, исходя из того, насколько можно положиться на этого человека, не подведет ли, отвечает ли за свои слова и поступки. Поэтому, говоря об индивидуальных особенностях переживания личностью конфликтов, мы не можем не остановиться специально на проблеме ответственности.

Существуют пять основных стратегий поведения в конфликте. В основу их положена система, называемая методом Томаса - Килменна. Метод был разработан К.У. Томасом и Р.Х. Килменном в 1972 году. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой член коллектива хочет удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) – напористость и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально) - кооперация. Если воспользоваться прямоугольной системой координат, то получится сетка Томаса - Килменна, позволяющая определить место и название для каждой из пяти основных стратегий разрешения конфликта. На абсциссе мы фиксируем уровень направленности на интересы других людей, вовлеченных в конфликт, а на ординате – уровень направленности на собственные интересы.

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели нужно иметь в виду, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств: содержания предмета конфликта; ценности межличностных отношений; индивидуально-психологических особенностей личности. Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку. С.М.Емельянов дополняет двухмерную модель Томаса—Килменна третьим измерением — ценностью межличностных отношений (МЛО)[43,67].

Стиль избегания, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Этот стиль используется, когда проблема не так важна, когда человек не хочет тратить силы на ее решение, когда человек чувствует себя неправым или когда другой человек обладает большей властью. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность развиваться. Данный стиль также может быть связан с неприятием напряженности и расстройства. В отдельных случаях попытка избежать конфликта может снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны.

Стиль конкуренции или разрешения конфликта силой характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, однако, без учета позиций другой стороны. Это стиль типа «выигрыш-проигрыш». Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Он требует от человека использования волевых качеств. Однако у окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде, использующем этот стиль[39,68].

Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками:

-рассматривают конфликт как нормальное событие, помогающее и даже если им правильно управлять, ведущее к более творческому решению;

- при этом проявляют доверие и откровенность в отношении других;

- признают, что при таком взаимоудовлетворяющем исходе конфликта, все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего решения;

- считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование;

- полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах всех.

Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.

Стиль приспособления, побуждающий войти в положение другой стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль носит типа «невыигрыш - выигрыш» носит оттенок альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную стратегию в целях развития у других ориентации на кооперацию по разрешению межличностного конфликта. Данный стиль помогает в стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию [23,88].

Стиль компромисса заключается в таком поведении в ходе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те, кто его использует, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Это стиль типа «непроигрыш - невыигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества

В настоящее время существует много классификаций поведения че­ловека в конфликте. Предлагаем еще одну типологию поведения.

По Н.Обозову выделяется три типа поведения в конфликте: поведение

    «практика»

    «собеседника»

    «мыслителя».

Лозунг «практика» - «Лучшая защита - нападение». За счет силь­ной потребности преобразовывать окружающую среду, в том числе и по­зиции других людей, поведение «практика» может приводить к разнооб­разным столкновениям, напряженности.

Лозунг «собеседника» - «Лучше плохой мир, чем хорошая война». За счет сильной потребности общения с людьми они неспособны на длительное противостояние в конфликте. Они чувствительны к изменению настроения партнера и изначально предпочитают сотрудничество. Часто бывают эмоциональными лидерами, «жилетками» в коллективе.

Лозунг «мыслителя» - «Пускай думает, что он победил». «Мысли­тели» ориентированы на познание, в общении предпочитают дистанцию, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации. Попадая в конфликт, они выстраивают сложную систему доказательств своей правоты. Более чувствительны к конфликтам в сфере духовных ценностей или идей[47,90].

Вот подробная стратегию поведе­ния  человека в конфликте. При рассмотрении мы затронули, и социальные роли уча­стников конфликта, и динамику конфликтного поведения поэтапно, и мо­дели поведения, и стили поведения.

 

1.4. Характеристики поведения человека

в конфликтной ситуации

Приступая к описанию поведения личности в конфликтной ситуации, следует упомянуть о том, что в своей жизни каждый человек вы­полняет различные социальные роли. Например, дома  он отец, на работе - директор, со своими родителями - сын и т.д. Социальная роль - способ поведения и действий, который ожи­дают от человека, занимающего определенную позицию во взаимодейст­вии, в   обществе. Социальные роли различны для различных видов взаимодействия. В  конфликтном взаимодействии человек также занимает определенную позицию,  соответственно играет определенную социальную роль. Попробуем представить схему, которая наглядно изображает всех участников конфликта и их социальные роли. 

Противоборствующие стороны - участники конфликта, которые непосредственно  совершают активные действия друг против друга. Противоборствующие стороны - необходимое условие конфликта. При выпадении одной из них конфликт прекращается или она заменяется новой. Как правило, в конфликте участвует две противоборствующие стороны, но их может быть и больше [19,22].

Социальные   роли других    участников    конфликта:    подстрека­телей,     пособников,     организаторов,     посредников     и     судей дополнительные. Репертуар ролей расширяется при развитии конфликта и вовлечении в него новых участников.

Подстрекатель - индивид или группа, стимулирующие кон­фликтные действия участников. Сам   подстрекатель     может и   не участвовать в конфликте. Его задача - спровоцировать, развязать кон­фликт между участниками, который ему зачем-то нужен, выгоден.

Пособник - лицо, содействующее конфликту различными спосо­бами.

Активные пособники - предпринимают активные действия, спо­собствующие развитию конфликта. Они имеют свои интересы, свя­занные   с  конфликтом.

Пассивные пособники - наблюдатели, которые своим присут­ствием или сочувствием способствуют развитию конфликта.

Посредники - лица, заинтересованные в завершении конфликта. Они стремятся разобраться в причинах конфликта и, по возможно­сти, примирить стороны или снизить негативные последствия кон­фликта.

Какие бы конкретные причины не лежали в основе поведения участников конфликта, и, в первую очередь, - противоборствующих сторон,   они всегда упираются в их интересы.[18,38].

Конфликт межличностных отношений возникает тогда, когда в ос­нове взаимодействия лежат несовместимые, противоположные интересы, потребности, ценности, а их одновременное удовлетворение затруднено. Для участников конфликта характерно наличие у них их внутренней и внешней позиции в конфликте. Внешняя позиция - это открыто предъ­являемые оппоненту требования, установки описания ситуации. Внешняя позиция может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией. Внутренняя позиция содержит истинные мотивы, ценности, потребно­сти, которые заставили индивида вступить в конфликт. Внутренняя пози­ция может быть скрыта не только от оппонентов, но и для самого инди­вида, она может быть на неосознанном уровне. В ряде случаев осознание внутренней мотивации помогает успешному разрешению конфликта.

Внутренняя и внешняя позиция личности в конфликте отнюдь не исчерпывают всей модели поведения, а последние во многом определяются со­циально-психологической активностью личности, на которую влияют подсознательные эмоциональные, волевые потенциалы человека, осоз­нанные и неосознанные им.

 Межличностные конфликты являются произ­водными от психологического состояния индивидов, их поведения в са­мой ситуации. Ситуация представляет собой комплекс переменных, в ко­торые включен вид деятельности субъектов, их взаимосвязь и тип отно­шений. А также место, время, формы общения, наличие ресурсов для дея­тельности и удовлетворения потребностей, влияния окружающих и нали­чие выбора вариантов решения либо их отсутствия. Развитие межлично­стных конфликтов тесно взаимосвязано с ценностными ориентациями, с характером принятия ролей, динамическим состоянием личности, содер­жанием мотивации деятельности, которые не определяют характер и на­правленность поведения личности в конфликте. Наиболее напряженными являются конфликты, затрагивающие основные ценности личности. В процессе развития  межличностных конфликтов обнаруживаются существенные установки индивида [17,55].

Рассмотрим стадию зарождения конфликта. Для неё характерно такое развитие предрасполагающих условий, при котором намечается столкновение интересов различных групп или отдельных людей. При этом столкновение интересов может произойти, но возможно и другое развитие процесса. Многое зависит от общей атмосферы коллектива, от культуры, воспитанности его членов.

На предшествующей стадии столкновение интересов только намечается, то на  стадии созревания конфликта оно делается неизбежным. В этом может проявиться устойчивость неблагоприятных условий, устойчивость тех отношений, которые складывались в этих условиях. О созревании конфликта может свидетельствовать и психологическая атмосфера коллектива, группы. Дело в том, что окружающие люди могут догадываться о зреющем конфликте быстрее, чем его участники, поскольку у них более независимые наблюдения, более свободные от субъективных оценок суждения. Сами участники конфликтной ситуации тоже чувствуют определенное неблагополучие, но не вполне понимают его источники. Именно на этой стадии формируется и психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. неосознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфорт­ного состояния.

Возможны два варианта поведения: инстинктивное устранение источников дискомфортного состояния, т.е. прекращение (по возможности) контактов, сведение их до минимума, либо подчеркивание неприязненного отношения. Первый вариант наиболее распространен.  Такое состояние субъектов определяется термином «фрустрация», т.е. состояние психологического напряжения, которое побуждает к «атаке» или к «отступлению» от источника неприятных переживаний [18,57].

На  стадии осознания конфликта, конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Они пытаются установить его причины, характер, начинают вырабатывать свою позицию и план дальнейших действий. Но здесь возможны несколько вариантов действий участников. Вариант первый: оба участника приходят к выводу о нецелесооб­разности конфликтных отношений и готовы отказаться от взаимных пре­тензий.

Вариант второй: один из участников понимает неизбежность кон­фликта и, взвесив все обстоятельства, готов уступить, не желая дальней­шего обострения отношений. Другой участник идет на дельнейшее обострение, рассматривая уступчивость другой сто­роны как слабость. Вариант третий: оба участника приходят к выводу о непримири­мости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфлик­та в свою пользу. Нетрудно предвидеть, что второй и особенно третий варианты идут по линии углубления конфликта, превращая противоречия в трудноразрешимые [43,57].

Существует несколько специальных приёмов устранить конфликт на данной стадии.

1.  «Психологическая атака». Формула приема: «Давайте разбе­ремся». Его суть: один из партнеров берет на себя инициативу и пря­молинейно, без особых оговорок, предлагает своему оппоненту разобраться в причинах столкновения.

Прием эффективен, если есть уверенность, что миротворческая ак­ция будет принята; если имеются косвенные признаки готовности оппо­нента к выявлению отношений; если окружающая обстановка благопри­ятствует, не провоцирует дальнейшее обострение отношений; если миро­любивые действия не будут истолкованы как проявление слабости, бояз­ни, беспринципности.

2.  «Демонстрация нежелательных последствий». Формула: «Ес­ли мы не погасим конфликт, то...».

Инициаторами блокировки развития конфликта могут быть как од­ни из участников, так и посредники, заинтересованные в благоприятном развитии событий. Смысл этой миротворческой акции заключен в том, чтобы показать участникам конфликта: конфликт не только не разрешит их противоречий, а наоборот, только усилит их; конфликт нанесет вред не только участникам, но и людям, входящим в круг их ближайшего обще­ния; конфликт может серьезно затруднить решение многих важных задач не столько в данный момент, сколько в близком или отдаленном буду­щем. Важно помнить: «Худой мир лучше доброй ссоры». Как подсказы­вает опыт, наиболее успешно этот прием срабатывает при участии авто­ритетного посредника (или посредников). Его эффективность определяет­ся не столько характером их действий, сколько уровнем авторитета, дове­рия со стороны конфликтующих сторон.                                           

3.  «Исповедь».

          Речь идет о письменном обращении к своему оппоненту. Письмо бывает более удобно для откровенного разговора. Во-первых, для самого пишущего. Он может подумать, спокойно,  без излишних эмоций взвесить все аргументы, выстроить их в нужной убеждающий логике. Можно вни­мательно оценить возможное впечатление каждого написанного слова. Для оппонента такое письмо - приглашение к искреннему, довери­тельному разговору бывает намного удобнее, чем прямое объяснение «глаза в глаза». Появляется возможность подумать, разобраться в спо­койной, без спешки и суеты, обстановке, снять излишнее напряжение, ко­торое может возникнуть даже при виде оппонента-противника [17,59].

Прием, безусловно, стоящий, но одновременно непростой. Не вся­кому дано излить на бумаге мысли и чувства так, чтобы они дошли до чи­тающего. Известное явление: одни хорошо говорит, но плохо пишет, дру­гой - наоборот. «Исповедь» не заказана никому, но наиболее подходит, пожалуй, лишь для хорошо владеющих пером. Нельзя это утверждение воспринимать буквально. Главное в том, что письмо должно быть максимально искренним, конструктивным, доброжелательным (но желательно без грубых грамматических ошибок. Это чревато потерей уважения к автору!).

Что делать, если конфликт неизбежен? Вариантов дейст­вий бесконечное множество, но возьмем наиболее распространенные в таких ситуациях.

«Демонстрация преимущества».

Если вам не удалось убедить оппонента в том, что ссора принесет ему неприятности, попробуйте показать ему, что в конфликте ваша пози­ция предпочтительнее. Покажите, во-первых, что большинство окру­жающих на вашей стороне; во-вторых, у вас большое количество связей с авторитетными, влиятельными людьми; в-третьих, ваш рейтинг в общих с оппонентом сферах выше, чем его.

Как это сделать конкретно, рекомендовать трудно. Каждый должен решать это по-своему. Надо лишь иметь представление о таких вариан­тах, а самое главное помнить: ваши действия не могут выходить за рам­ки норм этики, морали, нравственности, неписаных, но общепризнанных правил поведения.

«Демонстрация отказа» - это способ психологического давле­ния.

В отношениях между людьми, находящимися в постоянном контакте (деловом, личном), всегда существует так называемый «психотермостатус», иными словами, «психологическая температура». С одним вы здороваетесь очень тепло, непринужденно, крепко по­жимаете руку, хлопаете по плечу, может быть, обнимаетесь либо рукопо­жатием, либо поклоном, либо приветливыми словами. Это психологиче­ская «температура высокого градуса». Второй тип - спокойное, сдержанное приветствие. Либо кивок голо­вы, означающий нейтральное, чисто деловое отношение. Возможно рукопожатие, обмен улыбками. Условно говоря, «нормальная психологическая температура». Третий тип - «прохладная температура». Приветствие сдержанное, ваш взгляд не выражает никаких заметных эмоций; избегаете рукопожа­тия, быстро отводите взгляд, ускоряете шаг, стремитесь уйти от возмож­ного контакта. Четвертый тип - «холодная температура». Это состояние связано с начинающимся осознанием конфликта. Вы избегаете приветствия, делае­те вид, что не замечаете, можете демонстративно изменить маршрут сво­его движения, повернуться спиной. Весь ваш вид свидетельствует о ва­шей неприязни.                                                                                   Пятый тип - «заморозки». Признаки примерно те же, что и в четвер­том, но при виде неприятного вам человека у вас появляется ощущение сильной неприязни, доходящей до гнева. Вы можете в такую минуту бро­сить резко фразу в адрес этого человека, рассчитывая вызвать у него ка­кую - то реакцию. Это опасное состояние, так как оно свидетельствует о серьезном развитии конфликта, о непредсказуемости действий обеих сторон [67,82].

  Очень важно  наблюдать, замечать изменения, делать соответст­вующие выводы, определить свою линию поведения в назревающем кон­фликте.

Психологическая саморегуляция.

Конфликт - столкновение характеров, темпераментов, нервных систем и физических состояний. Выигрывает, как правило, тот, кто лучше умеет владеть, собой, управлять своим состояние и трезво оценивать си­туацию, чтобы овладеть ею. Особая роль здесь принадлежит приемам аутогенного внушения по системе психологических настроев. Не исключается возможность участия методиста, который играет роль активизатора управления состоянием, помогая человеку усвоить нужный ему настрой. Содержание настроя при усвоении должно быть приятно человеку. Слова и целые связи, которые ему не нравятся, он сам должен исключить из настроя... Настрой должен исключать выражения типа: «Я стараюсь как мож­но отчетливее почувствовать...» или «Я стараюсь приложить усилия, чтобы как можно отчетливей почувствовать...». Слова настроев - «максималисты». Они безапелляционно, настой­чиво «стучатся» в наше сознание, вытесняя имеющиеся там комплексы и сомнения, внушая уверенность в своем здоровье, в своих силах. Здесь не должно быть полутонов, только контрастные, яркие цвета. Если здоровье - то несокрушимое, если огонь - неугасимый, кровь -бурная, чистая, све­жая, радость -неудержимая и т.п.

«Зигзаг» - важный способ саморегуляции в конфликтной си­туации.

Суть заключена в том, чтобы резко изменить ритм своей деятельно­сти, заняться делом, которое еще недавно казалось совершенно ненуж­ным, второстепенным, далеким. Это отвлекает, дает возможность более трезво взглянуть на себя со стороны. «Зигзаги» нужны для того, чтобы сбить равновесие сил в организме, встряхнуться, психологически подго­товить себя к новым перегрузкам, без которых в конфликте не обойтись.

«Репетиция».

Вы мысленно моделируете конфликтную ситуацию, воссоздаете в своем воображении предстоящую сцену встречи, разговора с возможным оппонентом и психологически подготавливаете себя к ней. Подготовка может быть разной: от угрожающе-наступательной до мягко-уступчивой. Но позиция должна быть ясна для вас лично [25,80].

Если  конфликт не удалось предотвратить - конфликт свершился. Великий русский физиолог И.П.Павлов ввел такое понятие, как стадия «сшибка», когда происходит кон­фликт в сфере высшей нервной деятельности. Это слово уместно и в че­ловеческих отношениях. Именно «сшибаются» интересы, вкусы и взгля­ды. Стадия «сшибка» может проявиться в словесной (вербальной) форме. Лю­ди высказывают друг другу вещи, далекие от комплиментов, в резкой, в мягкой, в иносказательной, в спокойной, во взволнованной манере, но все, же в условиях конфликта.    

Приёмы, которые помогут вам выйти из трудной ситуации в трудном разговоре:

  - Снижение значимости вопроса: «Вопрос поставлен непра­вильно по своему существу и некорректен по форме. Отвечать на та­кой вопрос не имеет смысла».

  - Снижение статуса того, кто задал вопрос: «Вопрос говорит о незрелости, о неопытности автора, вопрос говорит о непонимании автором сути дела».

 -  Разрядка вопроса: «Вопрос поставлен так, что в нем содер­жится еще несколько вопросов. Надо, очевидно, выделить, какой из этих вопросов нужно считать самым главным...». Смысл приема - снять остроту вопроса, перевести в более широкий план.

 - Перевод вопроса на другой предмет спора: «Вопрос постав­лен так, что на него трудно дать однозначный ответ. Для того, чтобы ответить на него, нужно обратиться к другому вопросу.» Далее идет обстоятельный разговор, уводящий в сторону от заданного вопроса.

 - Затягивание времени ответа на вопрос: « С ходу ответить на этот вопрос трудно. Нужно в нем разобраться» Смысл этого приема - найти время для того, чтобы продумать варианты и выбрать подходя­щую форму ответа, выйти из ситуации лучшим образом.

-  Придание вопросу явно бессмысленного характера: «Стоит ли разбираться в этом вопросе, ответ и так очевиден». Смысл приема - уничтожить именно тот вопрос, который ставит вас либо в безвыходное,     либо     в     неудобное     положение [17,69].

Чем выше уровень культуры, чем более воспитаны участники конфликта, тем меньше позволяют они накалиться страстям и тем больше владеют собой в трудную минуту, тем более цивилизованные формы приобретает  стадия «сшибка».

В основе конфликтов могут быть очень сложные причины. Но лю­бая причина не проявляется сразу. Конфликт может созревать без конца, так и не разрешившись. Чтобы вспыхнул горючий материал, нужна искра, нужен первоначальный толчок. Конфликт может вспыхнуть или от слова, или от единственного по­ступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт - обеспечить высокую культуру общения[19,92].

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн