Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Нормативно-правовое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Нормативно-правовое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

 

Зотова Ю.В., гл. методист каф. ДиНО ХК ИППК ПК

 

Создание образовательного пространства в ДОУ во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.

Нормативно-правовой акт - закон, кодекс, постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений. В Российской Федерации и европейских государствах нормативно-правовой акт является основным источником права (Глоссарий.ру).

Актуальная проблема «незнания» документов и неумения их применять выявляется в собеседовании с педагогами и старшими воспитателями дошкольных образовательных учреждений, которые зачастую не могут аргументировать основные направления своей деятельности с детьми, как то: на какие основные документы необходимо ориентироваться при организации образовательного процесса, какие документы являются обязательными для исполнения, а какие – рекомендательными и т.д.

 Следует отметить, что существует немало нормативных актов, регулирующих процесс воспитания и обучения. И первым из них является Закон РФ «Об образовании» от 22.08.2004 №122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 №13-П.

Согласно данному документу «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении  определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (Ст.14,п.5)».

         Образовательная программа, наряду с Уставом, служит основанием для лицензирования дошкольного учреждения и определяет специфику организации учебно-воспитательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта уровня образования. Таким образом, образовательная программа – это конкретная модель учебно-воспитательного процесса того или иного дошкольного учреждения.

Образовательная программа ДОУ должна охватывать все виды деятельности детей (а не только обучение) с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде.

Следует подчеркнуть, что образовательная программа -  это документ, который подлежит постоянной (ежегодной) коррек­тировке.

К.Ю. Белая [1] рекомендует следующие разделы Программы:

Раздел 1. Цели и задачи воспитания, определенные на основе анализа работы и результатов выполнения Программы за про­шедший учебный год.

Раздел 2. Определение Программы, педагогических техно­логий, методи-ческих материалов, выстраивание целостного педагогического процесса.

Раздел 3.  Планирование текущей педагогической деятель­ности, формы организации педагогического процесса:

·        гибкий режим деятельности ДОУ (по возрастным груп­пам);

·        график питания;

·        гибкая вариативная сетка занятий;

·        учебный план, учебная нагрузка;

·        система закаливающих мероприятий;

·        система физкультурно-оздоровительных мероприятий;

·        организация двигательного режима;

·        система коррекционной работы;

·        система работы по музыкальному воспитанию.
          Раздел 4.  Определение диагностических методик, использу­емых при обследовании детей (по всем разделам Программы).

Раздел 5.   Условия реализации Программы в ДОУ: система управления;

создание предметно-развивающей среды; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе со школой; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями; экспериментальная работа.

Несколько по-другому рассматривает структуру образовательной программы С.Кузьмин[2]:

Раздел 1. Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации.

Раздел 2. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения.

Раздел 3.  Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Раздел 4. Общеобразовательные программы дошкольного образователь-ного учреждения  и их методическое обеспечение.

Раздел 5. Особенности организации воспитательно-образовательного про-цесса.

Раздел 6. Критерии и показатели реализации образовательной программ-мы.

Педагогические коллективы вправе выбрать любую структуру образовательной программы с целью более целостной реализации образовательных  и уставных задач.

Также Закон РФ «Об образовании» указывает, что «при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной ОУ, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников (Ст. 55, п.4)», что подтверждает положения, изложенные в Письме Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 02.06.1998 г. № 89/34-16. А именно: «Рекомендация к использованию программы (гриф) не является единственной гарантией получения высокой оценки деятельности ДОУ в ходе проведения его аттестации. Оценка образовательной деятельности комплексно учитывает не только качество программы, на основе которой ДОУ строит свою работу, но и уровень ее реализации. Опыт показывает, что целый ряд программ, не имею­щих грифа, при условии их правильной реализации могут обеспечивать выпол­нение Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспита­ния и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

Минобразования России обращает особое внимание руководителей органов управления образованием на необходимость всемерной поддержки дошколь­ных образовательных учреждений в их праве самостоятельно выбирать обра­зовательные программы и технологии для использования в практической дея­тельности».

Данное положение предоставляет возможность педагогическим коллективам в процессе реализации комплексных программ подбирать методические пособия (с грифом и без) для более качественного решения  своих уставных задач и программ развития ДОУ при условии, что  они найдут  отражение в утвержденной образовательной программе учреждения. Например, в детском саду, работающем по комплексной  программе «Детство», образовательная область «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» может быть обеспечена методическими пособиями следующих авторов: О.С.Ушаковой, В.Н.Волчковой, Т.М.Бондаренко, В.В.Гербовой, Л.Журовой, Р.Н.Бунеева и т.д., обеспечивающих выполнение раздела «Речевое развитие» Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспита­ния и обучения.

«Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно» (Ст.15, п.1. Закона РФ «Об образовании»). Эта статья обязывает педагогические коллективы ДОУ разрабатывать учебные планы, которые будут отражать как основное (базовое) образование по образовательным областям программ, возрастным группам, количество занятий в неделю и за год, так и дополнительное, обеспечивающее превышение стандарта. Учебный план необходимо согласовывать с медицинскими работниками и утверждать заведующей. Данный документ может находиться в образовательной программе, а может являться отдельным локальным актом ДОУ.

«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий…определяется уставом ОУ на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения»  (Ст.51,п.1.  Закон РФ «Об образовании»).

Для дошкольных образовательных учреждений этим документом являются "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 года.

Согласно данному документу:

«2.12.7. Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные и др.) продолжительностью не более 8-10 мин. Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня. В теплое время года максимальное число занятий проводят на участке во время прогулки. Нецелесообразно одновременно проводить занятия с группой более 5 - 6 детей.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) - 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 занятий».

Составляя учебные планы, необходимо учитывать предельную учебную нагрузку на неделю в соответствии с вышеизложенными  положениями.

«Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной – трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей  6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 25-30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку».

Данные требования должны найти отражение в режимах дня групп и сетках занятий, утвержденных врачом (или медсестрой) ДОУ.

«Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:

- для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

- для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут»- эти моменты должны лечь в основу положений о предоставлении дополнительных образовательных услуг и найти должное место в сетках занятий по дополнительному образованию.

Сетки занятий в группах должны быть составлены с учетом следующих требований СанПиНов:

«2.12.8. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени занятий.

2.12.9. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.».

Одним из важных условий обновления научной, методической и материальной базы обучения и воспитания является использование новых информационных технологий, в первую очередь, компьютеров. На это обращает внимание Министерство образования РФ в информационном письме «Об информатизации дошкольного образования в России» от 25 мая 2001 г. №753/23-16.

Учитывая возможность занятий  детей дошкольного возраста в компьютерных классах, необходимо создавать инструкции по охране жизни и здоровья детей при работе с компьютерами в учреждении на основании  следующих положений СанПиНов:

«2.12.10. Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель, продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста)».

В настоящее время при вариативности образования, используя право выбора программ и технологий, педагоги зачастую не учитывают психофизиологические возможности детей дошкольного возраста по учебной нагрузке. Особенно часто это происходит в коррекционных группах, где увеличивается количество занятий за счет фронтальной работы специалистов с детьми по коррекции развития. Кроме этого, многие узкие специалисты используют в своей работе практику закрепления полученных знаний дома. В методических рекомендациях программы «Детский сад 2100» также предлагается детям работа в тетрадях под руководством родителей. Это приводит не только к перегрузке одним видом деятельности, но и препятствует  формированию  мотивации к учению. Поэтому следует помнить, что предлагать выполнение заданий в тетрадях дома возможно только в случае изъявления желания самим ребенком.

 

 

«2.12.11. Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают» (СанПиН)

Согласно СанПиНов все вышеизложенные в п.п.2.12.7-2.12.11 требова-ния необходимо выполнять и при организации занятий в группах кратковременного пребывания детей.

Особо хочется подчеркнуть вариант организации работы с детьми в разновозрастных группах, что вызывает немало затруднений в практике.

«2.12.13. В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятий их следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста».

Такая организация процесса позволяет проводить занятия с учетом дифференцированного подхода к детям, соблюдая требования к длительности прогулок. Также при разработке учебного плана необходимо помнить, что:

«В середине учебного года (январь-февраль) для воспитанников дошкольных групп организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Рекомендуется проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др., а также увеличивать продолжительность прогулок». (СанПиН, 2.12.14.)

Одним из эффективных приемов вовлечения детей в деятельность и создания мотивации к учению является использование ТСО. Для дошкольников транслируется немало познавательных передач, а также воспитатели используют специальные видеофильмы для ознакомления детей с окружающим миром, по решению задач эстетического воспитания и в качестве развлечения (мультфильмы).  С целью охраны здоровья дошкольников необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

«2.12.15. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами».

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 №677, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 №179 регламентирует наполняемость общеразвивающих, специализированных и разновозрастных  групп (что особенно важно соблюдать при комплектации), т.к. превышение наполняемости (в связи с существующим в настоящее время дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях) приводит к снижению  качества образовательного процесса, особенно в группах, осуществляющих коррекцию развития. А повышение качества образования – одно из приоритетных направлений «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Определяя качество как комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности, необходимо уточнить, что понимается под качеством образовательного процесса. По определению авторов «Педагогического словаря» Г.М.Коджаспаровой и А.Ю.Коджаспарова, «качество образования – это определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. Качество образования прежде всего измеряется его соответствием образовательному стандарту».

С точки зрения современных научных подходов, качество образования характеризуется через совокупность критериев условий и результатов образовательного процесса. Требования к условиям и организации образовательного процесса в ДОУ отражены в приложении к приказу №448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений»  и названы «Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ». Данные критерии являются ориентиром при выборе содержания образовательной деятельности с детьми и  обязательны для исполнения. Они позволяют выявить уровень организации образовательной деятельности педагогов как в процессе аттестации учреждений, так и при анализе педагогической деятельности. В настоящее время нет официального принятия существующего проекта государственного стандарта дошкольного образования, что нарушает общую логику стандартизации в образовательной отрасли: в дошкольном образовании – стандарт условий осуществления образовательного процесса, а на других ступенях образования – стандарт уровня подготовки выпускников (стандарт результатов образовательной деятельности).

Концепция содержания непрерывного образования (утвержденная 17.06.2003г.), определяя цели и задачи непрерывного образования для дошкольной ступени и ступени начальной школы, предположила приоритетными для дошкольной ступени считать следующие задачи:

 - приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способно-сти к творческому самовыражению;

- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Рассматривая данные задачи как проектирование результата, необходимо остановиться на проблеме единства в определении параметров, критериев, показателей, по которым можно было бы определить качество результатов дошкольного образования.  В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 07.04.1999 №70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» определение уровня усвоения программного материала необходимо для помощи педагогам и родителям правильно строить педагогическое общение с детьми. Поэтому администрации образовательных учреждений, а также методистам районных методических служб необходимо разрабатывать показатели и критерии определения уровня усвоения программного материала в разных возрастных группах в соответствии с временными требованиями, методику педагогической диагностики, руководствуясь используемыми программами, а также рекомендациями научно-методических пособий («Дневника развития ребенка», «Системой критериев оценки качества реализации программ дошкольного образования»). Эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его позитивного самоощущения, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению, а также психологическую готовность к школе могут определить психологи, владеющие методикой проведения и интерпретацией   полученных данных.

Разработка диагностического инструментария и его использование необходимы потому, что согласно Закону РФ «Об образовании» «образовательное учреждение несет в установленном законодательством  РФ порядке ответственность за: …качество образования своих выпускников» (ст.32, п.3).

При определении качества результата можно взять за основу задачи Типового положения о ДОУ, одна из которых – «охрана жизни и укрепление здоровья детей». Выполнению этой задачи будет способствовать инструктивно–методическое письмо министерства образования Хабаровского края от 23.07.03 №2-26-3130 «О методических рекомендациях по оптимизации двигательной активности воспитанников ДОУ». Этот  документ регламентирует организованную двигательную нагрузку детей младшего и старшего дошкольного возраста в течение недели (7-8 часов – младшие дошкольники, 10-12 часов – старшие) и предлагает примерные модели двигательной активности. Данные требования должны быть представлены в сетках организованной двигательной активности детей, разработанных воспитателями  для каждой возрастной группы.

Также необходимо обратить внимание на приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988г. №41 «О документации детских дошкольных учреждений», в котором устанавливалась «следующая педагогическая документация дошкольных учреждений:

Для воспитателей и музыкальных руководителей – план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению. Кроме того, для воспитателей – ежедневное ведение табеля посещаемости детей. При этом планирование своей работы воспитатели, музыкальные руководители, старшие воспитатели ведут в произвольной форме».

В практике деятельности педагогических коллективов иногда наблюдаются следующие недопустимые факты: педагоги планируют образовательную работу с детьми только на одну  половину дня, а также отсутствие планов работы по причине болезни воспитателя. Поэтому в начале учебного года Совет педагогов выносит решение по дополнению списка необходимых документов (например, перспективные планы образовательной деятельности с детьми, планы работы с родителями и т.д.), форме планирования и срокам подачи планов на проверку администрации образовательного учреждения. Также педагоги должны понимать, что  планирование образовательной работы с детьми целесообразно осуществлять на неделю для соблюдения логики образовательного процесса.

Нам думается, что знание нормативно-правовых актов и соблюдение их при организации образовательного процесса в ДОУ позволят улучшить качество и эффективность работы педагогических коллективов, что положительно повлияет на создание образовательной среды.

 

Литература

1.      Закон РФ «Об образовании» от 22.08.2004 №122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 №13-П.

2.      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Постановление Правительства РФ от 29.12.01 г.).

3.      Об информатизации дошкольного образования в России. Информационное письмо Минобразования России от 25.05.2001 №753/23-16.

4.      Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений. Приказ Минобразования России от 22.08.96 № 448.

5.      О документации детских дошкольных  учреждений. Приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988.

6.      О методических рекомендациях по оптимизации двигательной активности воспитанников ДОУ: Инстр.-метод письмо МО Хаб. края от 23.07.03 №2-26-3130.

7.      О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы. Письмо Минобразования России от 09.08.2000 №237/23-16.

8.      О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий. Письмо Минобразования России от 02.06.98 №89/34-16.

9.      Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 года.

10. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 №677, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.97 №179.



[1] Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам. – М.: Новая школа, 2001.

[2] Кузьмин С. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения (теория, особенности разработки, практика): Методические рекомендации// Дошкольное образование.- 2005.- №2.


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн