Интерес возникает из интересных предметов и занятий. Из богатства таковых возникает многосторонний интерес.
/И. Ф. Гербарт/
Информатизация школы – это процесс, который затрагивает изменение целей, содержания, методов и организационных форм работы, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества Многие участники образовательного процесса не понимают, что такое информатизация и зачастую подменяют его процессом компьютеризации школы. Для многих остается загадкой само информационное общество. Перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в информационном обществе, устройство которого мы не до конца себе представляем, подготовить их к продуктивной деятельности в условиях экономики основанной на знаниях, детали которой нам сейчас трудно вообразить.
Очевидно, что состояние информатизации образовательного учреждения на данный момент в каждом конкретном случае достаточно специфичное. И определяется оно, прежде всего, отношением администрации, педагогического коллектива, каждого учителя, к процессу информатизации школы.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Школа должна стать тем институтом, который обеспечит удовлетворение потребностей сообщества в деле освоения и применения ИКТ.
Известно, что движущими силами процесса информатизации образовательного учреждения являются две группы факторов: внешние и внутренние. Внешние факторы формируются пространством вокруг школы и уровнем развития научно-технического прогресса. Они влияют на процесс информатизации через: предъявление новых требований к выпускникам, массовое распространение информационных технологий. Внутренние факторы формируются и контролируются системой образования.
Внедрение ИКТ в ОП школы касается его основных участников: учащихся, учителей, администрации школы, родителей.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Для учащихся информационные технологии превращаются в ежедневный инструмент обучения, для преподавателей — в средство разработки учебных планов, а для администраторов — в источник непрерывного усовершенствования организации учебного заведения.
Использование такого инструмента обучаемым позволит сделать процесс учения в большей форме самостоятельным, не зависящим от настроения или желания преподавателя. В то же время учитель, понимая, что каждый ученик по разному осваивает новые знания, с помощью средств ИКТ сможет определить индивидуальный подход к каждому ученику. Для управления учебным процессом администратор школы должен обладать оперативной, реальной, полной информацией об учениках и учителях. Автоматизированные системы управления учебным процессом, становятся источником такой информации. Интеграция таких систем в сеть Интернет обеспечивает внешний контроль со стороны родителей. Должны появиться новые формы коммуникации (контакты) родителей с учителем, а также родителей со своими детьми на основе ИКТ, что приведет к повышению результатов обучения.
В настоящее время многие школы получают новые инструменты учебной деятельности. Уже сейчас учителя отмечают, что они предоставляют возможность быстро отобрать необходимые цифровые материалы для проведения урока. Уменьшается время подготовки к уроку, проверки знаний, и появляется возможность заняться творчеством и обдумыванием новых форм взаимодействия с учащимся. Их вердикт – такие ресурсы нужны в школе. Они открывают новые горизонты в познании предмета, делают его интересным и привлекательным. Ученик исследователь, а учитель тьютор – вот новые роли, которые всем очень нравятся.
Начинается внедрение автоматизированной системы управления школой. Это несколько пугает учителей школ объемом работы (двойной документооборот). Но в то же время они понимают, что учебный процесс становится прозрачным и открытым, прежде всего для родителей и учеников.
Использование средств коммуникации в управлении образовательным процесссом является велением времени и задача сегодняшнего дня - совершенствование процесса управления образованием.
|