Автор:
Андрей Викторович Лызлов учитель информатики
Довелось нам в прошлом году провести мастер-класс по теме «Использование ИКТ в учебной и внеклассной работе». Занятия проводились для учителей, имеющих некоторый навык работы с компьютером. В разделе «Создание презентаций. Организация уроков с использованием презентаций» мы столкнулись со следующей ситуацией: многие умеют делать презентации, но оформлены они так, по выражению одного из учеников, что «показывать их уже можно, а смотреть - ещё нет». 
Мы постарались описать те «грабли», на которые не раз наступали, и вот такое занятие у нас получилось. Это не статья, в полном смысле этого слова, а ряд советов, которые, может быть, помогут сделать чью-то презентацию более эффективной.
Часть 1. Некоторые основные понятия
Презентация - это коммуникационный процесс со всеми его основными элементами
В общем случае презентация может осуществляться:
- человеком без вспомогательных средств
- без участия человека с помощью технических средств (например, кинопоказ).
Как первый, так и второй подходы имеют свои недостатки и свои преимущества. Поэтому часто можно наблюдать презентацию с участием и человека, и вспомогательных технических средств.
Компьютерная презентация— это набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к другому и хранящихся в общем файле.
Слайд - логически автономная информационная структура, содержащая различные объекты, которые представляются на общем экране монитора, листе бумаги или на листе цветной пленки в виде единой композиции.
В составе слайда могут присутствовать следующие объекты:
- заголовок и подзаголовок
- графические изображения (рисунки)
- таблицы
- диаграммы
- организационные диаграммы
- тексты
- звуки
- маркированные списки
- фон
- колонтитул
- номер слайда
- дата
- различные внешние объекты
Демонстрация — процесс проведения компьютерной презентации.
Часть 2.
Разработку и последующую демонстрацию презентации можно, а чаще всего нужно, разбить на несколько этапов:
1 этап. Постановка задачи
На этом этапе нам необходимо ответить на следующие вопросы:
1) Для какого мероприятия предназначена презентация (от этого зависит форма подачи материала, шрифтовое оформление, наличие или отсутствие звука, диаграмм и т.п):
- для проведения урока;
- для внеклассного мероприятия;
- выступление.
2) Тип урока, на котором используется презентация (от этого зависит сложность структурирования презентации, необходимость использования дополнительных возможностей Power Point ):
- лекция;
- самостоятельная работа;
- эксперимент;
- контроль знаний.
3) В какой форме будет происходить демонстрация:
- управляемая докладчиком;
- автоматическая.
4) Как будет происходить демонстрация (от этого зависит масштаб элементов на слайдах, цветовые решения, яркость и контрастность презентации):
- на мониторе учительского компьютера;
- с помощью проектора;
- на всех мониторах;
- на экране телевизора;
- с помощью распечатанных слайдов;
- с помощью 35 мм слайдов.
5) необходим ли печатный отчет (иногда необходимо иметь печатную копию презентации, но одна и та же презентация на экране и на бумаге — две большие разницы):
2 этап. Планирование презентации
- Этот этап начинается с отбора медиаматериала: текстовых, звуковых, графических файлов, web-страниц, содержащих нужный материал. При необходимости сканируются и обрабатываются в графическом редакторе выбранные изображения. В книгах, журналах, газетах подбирается текстовый материал.
- Затем полученный материал необходимо разделить на логически законченные блоки (разделы). Таким образом, мы получим содержание нашей презентации.
- Далее необходимо решить, хотя бы приблизительно, сколько слайдов будет содержаться в каждом разделе. Это зависит от объема материала.
- Определите порядок следования разделов в презентации. Структура вашего выступления тесным образом должна быть связана с разделами презентации, с графиком уровня внимания аудитории [2].
- Определите возможные переходы. Это можно сделать, начертив подобную схему, где стрелками показаны переходы от слайда к слайду:

- И не забудьте про чужие (и ваши) авторские права. Добавьте на первом (или последнем) большими (или маленькими) буквами вашу фамилию, имя, отчество, место работы и источники, откуда был заимствован используемый материал.
3 этап. Создание презентации
Вашу презентацию увидите не только Вы, но и другие люди
Этап создания презентации характерен, прежде всего, тем, что необходимо за очень короткое время создать грамотный, с дизайнерской точки зрения, проект.
Несколько рекомендаций по оформлению презентаций:
- Вставить любой объект, который хранится как отдельный файл на диске, можно с помощью пункта Вставка
- Вставить отдельный фрагмент какого-нибудь файла можно открыв этот файл в соответствующей программе, выделив его и скопировав в буфер обмена (Редактирование/Копирование), а затем вставив на нужный слайд (Редактирование/Вставить).
- Фон слайдов можно установить с помощью пункта меню Сервис/Фон. Желательно, чтобы фон был одинаковым на всех слайдах, исключение можно сделать для титульного, последнего листа и содержания. Для того чтобы установить одинаковый фон, служит кнопка Применить для всех…
- Переходы между слайдами можно установить с помощью пункта меню Показ слайдов/Смена слайдов. Желательно, чтобы переходы были одинаковыми на всех слайдах (или чередовались два однотипных перехода). Для того чтобы установить одинаковые переходы, служит кнопка Применить для всех…
- Советуем обратить внимание на уже готовые цветовые схемы и оформление слайдов. При этом необходимо, чтобы презентация имела индивидуальные черты. Это не взаимоисключающие требования, этого можно добиться, добавляя свои элементы оформления или изменяя готовое оформление. Выбрать оформление и цветовую схему можно с помощью пункта меню Формат/Оформление слайда.
- Расположение объектов на слайде должно быть однотипным. Для этого лучше использовать готовые макеты страниц Формат/Разметка слайдов.
- Если вы используйте векторные изображения, импортированные из других графических форматов (WMF, EMF, CDR, CCX и др.), то преобразуйте его в рисунок Microsoft Office Рисунок станет выглядеть лучше, т.к. в Power Point встроены средства сглаживания изображения на экране.
- Разрешение картинок и фотографий может быть избыточным, что приведет к большому размеру презентации на диске и к уменьшению скорости работы. Уменьшите разрешение картинок и обрежьте их с помощью пункта Сжатие рисунков на панели Настройка изображения.
- Если вы используйте нестандартные шрифты, то сохраните их вместе с презентацией с помощью пункта меню Сервис/Параметры/Сохранение/Внедрить шрифты TrueType.
- Определите, как будут меняться слайды: автоматически и(или) по нажатию клавиш.
- Навигацию можно реализовать с помощью управляющих кнопок Автофигуры/Управляющие кнопки, хотя можно использовать в качестве кнопок любой объект слайда. Для этого надо выделить объект и настроить его действие с помощью пункта меню Показ слайдов/Настройка действия.
- Часто на всех слайдах присутствуют одинаковые объекты, например кнопка Дальше. Для того, чтобы быстро вносить изменения для таких объектов, их лучше расположить на Образце слайдов (Вид/образец слайдов).
А в заключение хочется сказать: «Нет таких правил, в которых нет исключений!»
4 этап. Управление презентацией
При демонстрации презентации необходимо учитывать следующее
- На разных экранах при разной освещенности с другой акустической системой в помещениях другого объема презентация может выглядеть абсолютно иначе. Поэтому старайтесь использовать ту же технику, на которой презентация разрабатывалась. Если это невозможно, то необходимо провести репетицию, желательно в реальном времени и со зрителями (даже с одним!).
- Даже если Вы очень хорошо знаете свою презентацию (а как иначе!), желательно распечатать выдачи, т.е. уменьшенные изображения слайдов. Это можно сделать с помощью пункта меню Файл/Печать/Печатать:/Выдачи.
- После того как презентация готова, сохраните её как демонстрацию Файл/Сохранить как…/Тип файла/Демонстрация PowerPoint. Это позволит сразу запустить презентацию в режиме демонстрации.
- Обратите внимание на механизмы управления презентацией. Решите, чем будет управляться презентация: мышью, клавиатурой или пультом. Иногда удобнее управлять клавиатурой:
N, ENTER, PAGE DOWN, СТРЕЛКА ВПРАВО, СТРЕЛКА ВНИЗ — показ следующего эффекта анимации или переход к следующему слайду;
P, PAGE UP, СТРЕЛКА ВЛЕВО, СТРЕЛКА ВВЕРХ — показ предыдущего эффекта анимации или переход к предыдущему слайду;
номер+ENTER — переход к слайду номер;
S или ПЛЮС — остановка или возобновление автоматического показа;
ESC, CTRL+BREAK или МИНУС — завершение показа слайдов.
Замечание: Для вызова списка всех элементов управления во время показа слайдов нажмите клавишу F1.

Расположите мышь или клавиатуру так, чтобы иметь легкий доступ к ним и не закрывать экран.
- Использование указателя. Если в какой-то момент необходимо обратить внимание слушателей на определенное место на экране, то воспользуйтесь указателем в виде карандаша. Кнопка управления/Указатель/Карандаш
- Использование заметок к слайдам позволяет разместить дополнительный материал так, чтобы он был виден только по мере необходимости. Ввести заметки можно к каждому слайду в разделе заметок. Просмотреть заметки можно, выбрав пункт Кнопка управления/Заметки докладчика, при этом появится отдельное окно с заметкой.
Что делать если презентация уже есть, а компьютера еще нет (подготовка бескомпьютерной презентации)?
Конечно, эффективность бескомпьютерной презентации значительно ниже, но при необходимости можно выбрать один из следующих вариантов:
- Распечатать слайды на листах формата А4 Файл/Печать/Слайды. При подготовке такой презентации необходимо увеличить размеры рисунков, заголовков, убрать совсем или сделать очень светлым фон. В качестве носителя желательно использовать плотную бумагу или картон (или закрепить распечатанный слайд на таком листе).
- Распечатать слайды на прозрачной пленке формата А4 и использовать для демонстрации кодоскоп. Фон при таком варианте необходимо сделать белым, а изображение контрастным.
- Распечатать слайды на прозрачной пленке в формате 35-мм слайдов и использовать для демонстрации диапроектор или слайдпроектор. Для этого необходимо перейти в окно Файл/Печать, установить самое высокое разрешение для принтера (Свойства), установить, что надо напечатать 9 выдач на листе.
Дополнительный материал:
- Щеглов Ю. В поиске эффективной презентации http://www.nsu.ru/education/powerpoint/ index.htm
- Морозова И.А., Эффективная презентация. Путь к успеху http://vio.fio.ru/vio_07/cd_site/Articles/art_1_10.htm
- Лызлов А.В., Найденова О.Н. Использование технологии MS Agent в презентациях Power Point http://vio.fio.ru/vio_15/cd_site/articles/art_1_11.htm
- Лызлов А.В., Найденова О.Н. «Программирование на Visual Basic в PowerPoint» http://www.gmoi.narod.ru/m/mk/master3/master3.htm