Вы не зарегистрированы

Авторизация



Создание презентаций. Организация уроков с использованием презентаций

Автор: 
Андрей Викторович Лызлов учитель информатики
Место работы: 
школа №37 г.Рязань
Контакты: 
postmaster@teacher.ryazan.ru

 

 

Довелось нам в прошлом году провести мастер-класс по теме «Использование ИКТ в учебной и внеклассной работе». Занятия проводились для учителей, имеющих некоторый навык работы с компьютером. В разделе «Создание презентаций. Организация уроков с использованием презентаций» мы столкнулись со следующей ситуацией: многие умеют делать презентации, но оформлены они так, по выражению одного из учеников, что «показывать их уже можно, а смотреть - ещё нет».

 

Мы постарались описать те «грабли», на которые не раз наступали, и вот такое занятие у нас получилось. Это не статья, в полном смысле этого слова, а ряд советов, которые, может быть, помогут сделать чью-то презентацию более эффективной.

 

Часть 1. Некоторые основные понятия

 

Презентация - это коммуникационный процесс со всеми его основными элементами

 

В общем случае презентация может осуществляться:

  • человеком без вспомогательных средств
  • без участия человека с помощью технических средств (например, кинопоказ).

 

Как первый, так и второй подходы имеют свои недостатки и свои преимущества. Поэтому часто можно наблюдать презентацию с участием и человека, и вспомогательных технических средств.

 

Компьютерная презентация— это набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к другому и хранящихся в общем файле.

 

Слайд - логически автономная информационная структура, содержащая различные объекты, которые представляются на общем экране монитора, листе бумаги или на листе цветной пленки  в виде единой композиции.

 

В составе слайда могут присутствовать следующие объекты:

 

  • заголовок и подзаголовок
  • графические изображения (рисунки)
  • таблицы
  • диаграммы
  • организационные диаграммы
  • тексты
  • звуки
  • маркированные списки
  • фон
  • колонтитул
  • номер слайда
  • дата
  • различные внешние объекты

 

Демонстрация — процесс проведения компьютерной презентации.

 

Часть 2.

 

Разработку и последующую демонстрацию презентации можно, а чаще всего нужно, разбить на несколько этапов:

 

1 этап. Постановка задачи

 

На этом этапе нам необходимо ответить на следующие вопросы:

 

1) Для какого мероприятия предназначена презентация (от этого зависит форма подачи материала, шрифтовое оформление, наличие или отсутствие звука, диаграмм и т.п):

  • для проведения урока;
  • для внеклассного мероприятия;
  • выступление.

 

2) Тип урока, на котором используется презентация (от этого зависит сложность структурирования презентации, необходимость использования дополнительных возможностей Power Point ):

  • лекция;
  • самостоятельная работа;
  • эксперимент;
  • контроль знаний.

 

3) В какой форме будет происходить демонстрация:

  • управляемая докладчиком;
  • автоматическая.

 

4) Как будет происходить демонстрация (от этого зависит масштаб элементов на слайдах, цветовые решения, яркость и контрастность презентации):

  • на мониторе учительского компьютера;
  • с помощью проектора;
  • на всех мониторах;
  • на экране телевизора;
  • с помощью распечатанных слайдов;
  • с помощью 35 мм слайдов.

 

5) необходим ли печатный отчет (иногда необходимо иметь печатную копию презентации, но одна и та же презентация на экране и на бумаге — две большие разницы):

  • да;
  • нет.

 

2 этап. Планирование презентации

 

  • Этот этап начинается с отбора медиаматериала: текстовых, звуковых, графических файлов, web-страниц, содержащих нужный материал. При необходимости сканируются и обрабатываются в графическом редакторе выбранные изображения. В книгах, журналах, газетах подбирается текстовый материал.
  • Затем полученный материал необходимо разделить на логически законченные блоки (разделы). Таким образом, мы получим содержание нашей презентации.
  • Далее необходимо решить, хотя бы приблизительно, сколько слайдов будет содержаться в каждом разделе. Это зависит от объема материала.
  • Определите порядок следования разделов в презентации. Структура вашего выступления тесным образом должна быть связана с разделами презентации, с графиком уровня внимания аудитории [2].
  • Определите возможные переходы. Это можно сделать, начертив подобную схему, где стрелками показаны переходы от слайда к слайду:


  • И не забудьте про чужие (и ваши) авторские права. Добавьте на первом (или последнем) большими (или маленькими) буквами вашу фамилию, имя, отчество, место работы и источники, откуда был заимствован используемый материал.

 

3 этап. Создание презентации

 

Вашу презентацию увидите не только Вы, но и другие люди

 

Этап создания презентации характерен, прежде всего, тем, что необходимо за очень короткое время создать грамотный, с дизайнерской точки зрения, проект.

 

Несколько рекомендаций по оформлению презентаций:

 

  • Вставить любой объект, который хранится как отдельный файл на диске, можно с помощью пункта Вставка
  • Вставить отдельный фрагмент какого-нибудь файла можно открыв этот файл в соответствующей программе, выделив его и скопировав в буфер обмена (Редактирование/Копирование), а затем вставив на нужный слайд (Редактированиеставить).
  • Фон слайдов можно установить с помощью пункта меню Сервис/Фон. Желательно, чтобы фон был одинаковым на всех слайдах, исключение можно сделать для титульного, последнего листа и содержания. Для того чтобы установить одинаковый фон, служит кнопка Применить для всех…
  • Переходы между слайдами можно установить с помощью пункта меню Показ слайдов/Смена слайдов. Желательно, чтобы переходы были одинаковыми на всех слайдах (или чередовались два однотипных перехода). Для того чтобы установить одинаковые переходы, служит кнопка Применить для всех…
  • Советуем обратить внимание на уже готовые цветовые схемы и оформление слайдов. При этом необходимо, чтобы презентация имела индивидуальные черты. Это не взаимоисключающие требования, этого можно добиться, добавляя свои элементы оформления или изменяя готовое оформление. Выбрать оформление и цветовую схему можно с помощью пункта меню Формат/Оформление слайда.
  • Расположение объектов на слайде должно быть однотипным. Для этого лучше использовать готовые макеты страниц Формат/Разметка слайдов.
  • Если вы используйте векторные изображения, импортированные из других графических форматов (WMF, EMF, CDR, CCX и др.), то преобразуйте его в рисунок Microsoft Office Рисунок станет выглядеть лучше, т.к. в Power Point встроены средства сглаживания изображения на экране.
  • Разрешение картинок и фотографий может быть избыточным, что приведет к большому размеру презентации на диске и к уменьшению скорости работы. Уменьшите разрешение картинок и обрежьте их с помощью пункта Сжатие рисунков на панели Настройка изображения.
  • Если вы используйте нестандартные шрифты, то сохраните их вместе с презентацией с помощью пункта меню Сервис/Параметры/Сохранениенедрить шрифты TrueType.
  • Определите, как будут меняться слайды: автоматически и(или) по нажатию клавиш.
  • Навигацию можно реализовать с помощью управляющих кнопок Автофигуры/Управляющие кнопки, хотя можно использовать в качестве кнопок любой объект слайда. Для этого надо выделить объект и настроить его действие с помощью пункта меню Показ слайдов/Настройка действия.
  • Часто на всех слайдах присутствуют одинаковые объекты, например кнопка Дальше. Для того, чтобы быстро вносить изменения для таких объектов, их лучше расположить на Образце слайдов (Вид/образец слайдов).

 

А в заключение хочется сказать: «Нет таких правил, в которых нет исключений!»

 

4 этап. Управление презентацией

 

При демонстрации презентации необходимо учитывать следующее

 

  • На разных экранах при разной освещенности с другой акустической системой в помещениях другого объема презентация может выглядеть абсолютно иначе. Поэтому старайтесь использовать ту же технику, на которой презентация разрабатывалась. Если это невозможно, то необходимо провести репетицию, желательно в реальном времени и со зрителями (даже с одним!).
  • Даже если Вы очень хорошо знаете свою презентацию (а как иначе!), желательно распечатать выдачи, т.е. уменьшенные изображения слайдов. Это можно сделать с помощью пункта меню Файл/Печатьечатать:/Выдачи.
  • После того как презентация готова, сохраните её как демонстрацию Файлохранить как…/Тип файла/Демонстрация PowerPoint. Это позволит сразу запустить презентацию в режиме демонстрации.
  • Обратите внимание на механизмы управления презентацией. Решите, чем будет управляться презентация: мышью, клавиатурой или пультом. Иногда удобнее управлять клавиатурой:
    N, ENTER, PAGE DOWN, СТРЕЛКА ВПРАВО, СТРЕЛКА ВНИЗ — показ следующего эффекта анимации или переход к следующему слайду;
    P, PAGE UP, СТРЕЛКА ВЛЕВО, СТРЕЛКА ВВЕРХ — показ предыдущего эффекта анимации или переход к предыдущему слайду;
    номер+ENTER — переход к слайду номер;
    S или ПЛЮС
    — остановка или возобновление автоматического показа;
    ESC, CTRL+BREAK или МИНУС — завершение показа слайдов.


    Замечание: Для вызова списка всех элементов управления во время показа слайдов нажмите клавишу F1.

 

 

Расположите мышь или клавиатуру так, чтобы иметь легкий доступ к ним и не закрывать экран.

 

  • Использование указателя. Если в какой-то момент необходимо обратить внимание слушателей на определенное место на экране, то воспользуйтесь указателем в виде карандаша. Кнопка управления/Указатель/Карандаш
  • Использование заметок к слайдам позволяет разместить дополнительный материал так, чтобы он был виден только по мере необходимости. Ввести заметки можно к каждому слайду в разделе заметок. Просмотреть заметки можно, выбрав пункт Кнопка управления/Заметки докладчика, при этом появится отдельное окно с заметкой.

 

Что делать если презентация уже есть, а компьютера еще нет (подготовка бескомпьютерной презентации)?

 

Конечно, эффективность бескомпьютерной презентации значительно ниже, но при необходимости можно выбрать один из следующих вариантов:

  • Распечатать слайды на листах формата А4 Файл/Печать/Слайды. При подготовке такой презентации необходимо увеличить размеры рисунков, заголовков, убрать совсем или сделать очень светлым фон. В качестве носителя желательно использовать плотную бумагу или картон (или закрепить распечатанный слайд на таком листе).
  • Распечатать слайды на прозрачной пленке формата А4 и использовать для демонстрации кодоскоп. Фон при таком варианте необходимо сделать белым, а изображение контрастным.
  • Распечатать слайды на прозрачной пленке в формате 35-мм слайдов и использовать для демонстрации диапроектор или слайдпроектор. Для этого необходимо перейти в окно Файл/Печать, установить самое высокое разрешение для принтера (Свойства), установить, что надо напечатать 9 выдач на листе.

 

Дополнительный материал:

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория