Официальный сайт pepsilight 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Художественный анализ текста. Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса (профориентационный)

Адамова Г.Н.


 

В основу содержания и структуры спецкурса положена концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Программа ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности школьников. Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов (1 час в неделю за счет школьного компонента в 10 и 11 классах). Программа курса «Художественный анализ текста» предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа художественного текста и методики его комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях. Цель курса – ознакомить учащихся с величайшими памятниками культуры, литературы, расширить представление учащихся о жанрах литературы, показать своеобразие и самобытность произведений литературы. Контроль проводится в виде тестирования, лабораторных работ, рефератов.

 

Задачи курса:

  • Сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных произведений.
  • Научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания.
  • Организовать практическую деятельность учащихся. развивающую их творческие способности.
  • Создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности.
  • Сформировать навыки и умения анализа и комментирования художественного текста,
  • Воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить и полностью воспринять художественно-эстетические ценности произведения.
  • Развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.

 

Курс «Художественный анализ текста» направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности. учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Занятия по спецкурсу проводятся параллельно урокам литературы.

 

Организация деятельности учащихся.

Деятельность учащихся организуется на занятиях, которые можем назвать мастерскими. Характер и направленность таких занятий различны.

Перед знакомством с творчеством писателя и анализом его произведений проводится - мастерская по подготовке восприятия текста.

В процессе работы с текстом- мастерская по лингвистическому, стилистическому, художественному анализу.

В зависимости от уровня представления понятия учащимися проводится мастерская по углублению теоретических сведений.

 

В основе практических занятий - мастерская творческого письма, комплексный анализ художественного текста. Для успешной реализации деятельности учащихся важны психологические особенности восприятия художественного слова, поэтому рекомендуются следующие виды деятельности:

1) психологические упражнения со словом; 2) накопление словарного запаса, на основе которого создается текст:, 3) пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и исполнительское чтение как результат восприятия и анализа художественного текста.

 

Курс направлен на образовательное развитие учащихся:

  • углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;
  • общие сведения по теории стихосложения;
  • умение владеть различными видами речевой деятельности,
  • создание творческих текстов различных жанров;
  • развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.

 

Программа «Художественный анализ текста» направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  • анализ художественного произведения в контексте сюжетно - композиционного единства;
  • умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
  • умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
  • умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интер-претировать в контексте художественной культуры и традиции;
  • умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.

 

Т е м а

10 класс

Кол-во

часов

В том числе

Уроки

Лаб. Практ

Контр

I

СЛОВО И СЛОВЕСНОСТЬ

4

 

 

 

1

Многозначность понятий

«слово и словесность»

1

1

 

 

2

Жизнь слова

1

1

 

 

3

Словесность народная и книжная

Словесность и гуманитарные науки

1

1

 

 

4

Лабораторная работа по теме:

“ Лесков-художник слова ”

1

 

1

 

II

К ИСТОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА

3

 

 

 

1

Русский язык - один из славянских языков

Этапы развития русского литературного языка

1

1

 

 

2

Русский язык и русская классическая литература как духовное достояние народа, основная форма проявления национального и личностного самосознания

1

1

 

 

3

Мастерская творческого письма. Углубление понятия “ Слово ”

1

 

 

1

III

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ-

ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ

3

 

 

 

1

Восприятие художественного текста – процесс творческий. Писатель и читатель

1

1

 

 

2

Учись понимать язык произведения

1

1

 

 

3

Лабораторная работа. Комплексный анализ текста

1

 

1

 

IV

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

3

 

 

 

1

Что и как мы читаем. Системное и бессистемное чтение. Читательский дневник. Его роль в самообразовании. Дневник русских писателей.

1

1

 

 

2

Мастерская творческого письма: «Читательский дневник

2

 

 

2

V

СЛОВО КАК ПЕРВОЭЛЕМЕНТ ТЕКСТА

3

 

 

 

1

Слово в художественном тексте. Его смысловая гибкость. Правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство.

1

1

 

 

2

Контекстуальные синонимы и антонимы

1

1

 

 

3

Творческая мастерская по углублению понятий типа: 1) гордыня – гордость:

2) воля – свобода : 3) дерзать – дерзить ;

1

 

 

1

V

РОДЫ И ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6

 

 

 

1

Эпос и лирика. Их особенности. Драма как сценический вид искусства.

1

1

 

 

2

Эпические жанры: эпопея, былина, сказка, поэма, роман, повесть, новелла, рассказ, басня.

1

1

 

 

3

Лирические жанры: ода, баллада, элегия, послания, стихотворение.

1

1

 

 

4

Драматические жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.

1

1

 

 

5

Лабораторная работа. Исследование текстов разных жанров.

1

 

1

 

6

Контрольная работа. Жанр. Особенности жанра. На примере литературного произведения

1

 

 

1

VI

ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ

3

 

 

 

1

Тема и содержание. Тема и идеи. Сюжет и композиция.

1

1

 

 

2

Композиция как средство развертывания сюжета. Композиционные функции “деталей” в словесном произведении.

1

1

 

 

3

Лабораторная работа. Исследование художественного текста по изученной теме.

1

 

1

 

VII

ОБРАЗ АВТОРА И РАССКАЗЧИКА В ТЕКСТЕ

4

4

 

 

 

Сумма

29

20

4

5

 

 

Т е м а

11 класс

Кол-во

часов

В том числе

Уроки

Лаб. Практ

Контр

I

ЗАДАЧИ КУРСА. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 10 кл

1

1

 

 

II

ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

18

 

 

 

1

Общее понятие о системах стихосложения.

1

1

 

 

2

Силлабическое стихосложение

1

1

 

 

3

Силлабо – тоническое стихосложение. Стопа. Двусложные и трехсложные стопы. Размер стиха. Вольный стих.

3

3

 

 

4

Мастерская по углублению понятия “поэзия”

2

 

 

2

5

Пауза. Перенос. Цензура. Анакруза. Клаузула.

1

1

 

 

6

Рифма. Внутренняя рифма. Точная и неточная рифма. Составная рифма. Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма. Рифмы смежные, перекрестные, охватные.

2

2

 

 

7

Мастерская по подготовке восприятия творчества поэта. ( В соответствии с прохождением программы по литературе )

1

 

 

1

8

Строфа. Четверостишие, двустишие, трехстишие, терцина, октава, сонет, онегинская строфа. Астрофические стихи.

1

1

 

 

9

Акцентный стих и свободный стих.

1

1

 

 

10

Звуковые средства художественной изобразительности

1

1

 

 

11

Отбор словесного материала для стихотворного произведения. Путь к стиху от слова “живых” словосочетаний.

1

1

 

 

12

Мастерская творческого письма: “Мой поэт”.

2

 

 

2

13

Различие понятий “стихотворный” и “поэтический”. Ритм и интонация в прозе.

1

1

 

 

III

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНОГО СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ ОДНОЙ ТЕМЫ.

9

 

 

 

1

Языковые построения с установкой на “чужое слово”.

1

1

 

 

2

Стилизация. Сказ. Пародия.

3

3

 

 

3

Перифраза. Бурлеск. Травести.

1

1

 

 

4

Мастерская по углублению изученных понятий на основе комплексного анализа художественных текстов.

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

5

Средства словесного выражения сатиры и юмора.

1

1

 

 

6

Мастерская творческого письма по сказки Л.Филатова “Про Федота”.

2

 

 

2

IV

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД И ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

3

 

 

 

1

Лабораторная работа. “Стиль и язык литературного произведения”.

1

 

1

 

2

Семинар на тему: “Писатель – мой современник”

2

 

 

2

V

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

1

1

 

 

VI

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ.

1

 

 

1

 

Сумма

33

21

1

11

 

 

Список рекомендуемой литературы

10-11кл

  1. А.С. Пушкин «Памятник» РЯШ 1/89. Автоцитация в произв. Пушкина РЯШ 3/97
  2. М.Ю- Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» РЯШ 4/89 ; «Родина» 3/91. Фоновые значения слов в поэзии Лермонтова РЯШ 2/96.
  3. Воспитывающее слово Паустовского РЯШ 2/87,
  4. Временная организация художественного произведения Герцен «Былое и думы» 2/87 РЯШ.
  5. Поэтический язык Батюшкова РЯШ 4/87.
  6. Толстой «После бала» Лингвистический анализ» РЯШ стр. 5-6 /92.
  7. «Рукой Грибоедова водил сам русский язык» РЯШ 1/95.
  8. Гражданская лирика Плещеева РЯШ 5/93,
  9. К. Рылеев «К временщику» РЯШ 4/95.
  10. Элегическая поэзия Баратынского РЯШ 2/94.
  11. Поэтика позднего Баратынского РЯШ 3/97.
  12. Ориеитализмы в русском художественном тексте 1 половины XIX в. РЯШ 1/94.
  13. «Нужно воспринимать жизнь во всем ее блеске, красою и богатстве красок». Паустовский РЯ111 2/92
  14. Радищев «Путешествие» Язык и стиль РЯШ 4/97.
  15. Об одной поэтической традиции в поэзии М.Ю. Лсрмонтова РЯШ № 4/97.
  16. Экспозиция и стилевые особенности текста (Н. Карамзин
  17. «Бедная Лиза») РЯШ 6/96.
  18. 16.Структура повествования «Капитанской дочки» А.С. Пушкина РЯШ 3/97.
  19. 17.Словообраз, «душа» в лирике Лермонтова РЯШ 3/97.
  20. Поэтическое завещание Державина РЯШ 3/97.
  21. Световые прилагательные в художественном тексте (Л.Н. Толстой «Война и мир») РЯШ 5/89.
  22. Воспроизведение в лит-худ. тексте народной речи. Очерк «Воительница» и повесть «Очарованный странник» Н. Лескова РЯШ №6/90.
  23. Инверсия в стихотворной речй,3./97 РЯШ. «Обломов»-поэзия жизни и страстей 3/97 РЯШ.
  24. Речевая структура художественных текстов Гончарова РЯШ 4/91
  25. Слово как предмет изображения в произв. Гончарова .3/97.
  26. Словообразовательные средства и стиль. (На мат-ле произв. Достоевского) РЯШ 5/91.
  27. Рассказ Чехова «О любви» РЯШ 5/91.
  28. Лексика диссертации Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действ.» РЯШ 5/89.
  29. Образно-смысловая связь заглавия и художественного текста на примере романа Бондарева «Горячий снег» РЯШ 2/88.
  30. Одна из дидактических миниатюр Фета «Классические розы» (опыт анализа стихотворения И. Северянина) РЯШ 4/9.
  31. 10. Ю.Лесков «Левша» Радость словесной игры и серьезность сюжета РЯШ 2/9 5.
  32. Образное слово Тютчева: «И все у него строго ...», «Как нам дается благодать» РЯШ 6/93, 2/94. ' '
  33. Тургенев Триптих «Вариации» РЯШ 2/93.
  34. Козьма Прутков и его афоризмы РЯШ 2/93.
  35. Закономерности и аномалии эпистолярного повествовамия в худ.произведении РЯШ 6/91
  36. Лингвистический анализ сказки «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин
  37. РЯШ 3/95.Типология и функции повторов. Салтыков-Щедрин «История одного города» РЯШ 1/96.
  38. «Пленителен образ отважной жены» («Русские женщины» Некрасова) РЯШ 5/96.
  39. «Поэзия сердца» - выражение любви в лирике Некрасова и Тютчева (сравнительный анализ) РЯШ 5/96.
  40. Образное слово Бунина РЯШ 4/90.
  41. Адъективные словосочетания в прозе Бунина РЯШ 4/90.
  42. Лингвистический анализ стихот»орения_Бунина «Пустой зеленый ельник у дороги» РЯШ 4/ S 7.
  43. Лингвистический анализ текста в классе с углубленным изучением русского языка М. Цветева «Рябину рубили» РЯШ 3/91.
  44. «Минута» М. Цветаевой 5-6/92 РЯШ.
  45. Стилистический анализ стихотворения «Незнакомка» Л. Блок 6/93 РЯШ.
  46. «Я только стих...» В. Маяковский РЯШ 3/93.
  47. «И шла моя душа босой» Симонов РЯШ 6/95.
  48. Платонов рассказ «Такыр» РЯШ 2/94, «Усомнившейся» 6/96
  49. О стиле Есенина РЯШ 5/95, 2/97
  50. Мотив тишины в лирике Бальмонта РЯШ 2/97.
  51. И. Северянин РЯШ 6/9], РЯШ 2/97
  52. Структура поэтического мира в стихотворном цикле Л. БлокаРЯШ 2/96.
  53. Звуковые соответствия в лирике Бальмонта РЯШ 5/96.
  54. О «Золотой розе» Паустовского Крупинки золотой россыпи РЯШ 2/97.
  55. Из наблюдений над метафорой в поэзии Маяковского РЯШ 3/97.

Литература для учителя и учащихся

  1. Одинцов В.В. «О языке художественной прозы». М . Просвещение, 1973г.
  2. «Пути анализа литературного произведения» М Просвещение. 19
  3. Газета «Русский язык» №37, 1997г Дидактические материалы с заданием для уч-ся.
  4. Журнал «Русский язык в школе» № 3,2, 1997г. «Комплексный анализ текста»,
  5. Н.М. Шанский «Лингвистический анализ художественного текста» Л. 1990г,
  6. Н.М. Шанский «Художесгвенный текст под лингвинистическим микроскопом» Л. 1986г
  7. А.И. Горшков «Русская словесность» Уч. Пособис для учащихся 10-11 кл. М. Просвещение. 1996г
  8. Э.А. Вартаньян «Путешествие в слово» М. Просвсщение 1987г

 

Темы рефератов:

  1. .Смысловые регистры одного диалога (роман М. Булгакова « Мастер и Маргарита»)
  2. «Плыло облако, похожее на рояль» (о сравнении).
  3. «Бытие в тупике» ( аномальность в языке повести А. Платонова «Котлован»).
  4. Фольклорно- литературные сказки как составная часть отечественная литературного процесса 20-х – 50-х годов XX века ( Б. В. Шергин.).
  5. « Лес – «Бесприданница.» парадигматика стилей.

     


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн