Вы не зарегистрированы

Авторизация



Электронное пособие "Профориентация в предпрофильной подготовке"

Фото пользователя Гульсина  Илюшина
Submitted by Гульсина Илюшина on Sat, 24/10/2009 - 12:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Илюшина Г.А., Дементьев В.А., Мусина Н.А., Мельникова Н.С., Шкурко С.М.
Место работы, должность: 
Межшкольный учебный комбинат Вахитовского района г.Казани
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Технология
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Электронное пособие предназначено для учителей, учащихся и родителей. В нем представлен информационный, справочный материал, наиболее важные положения профориентационной работы. Использование пособия позволит оказать методическую помощь в организации, проведении предпрофильной подготовки и будет полезным широкому кругу читателей

 

Тема 5. Классификация профессий
Цель: формирования комплексного подхода к изучению мира профессий
 
Теоретические сведения: выбор профессии как средство достижения определенного жизненного стандарта; изменчивость мира профессий и содержания труда; 
Классификация профессий по Е.А.Климову.   Типы профессий: «человек –природа», «человек - техника», «человек - человек», «человек –художественный образ», «человек – знаковая система». Классы профессий по характеру труда : исполнительский и творческий.
 

№ слайда/
 демонстрационный материал
Материл для проведения беседы
 
 
 
 
 
справочник
ЕКТС
Выбирая профессию мы не только выбираем себе работу, но и заявляем о своем желании войти в определенную группу людей, принять ее этические нормы. Правила, принципы, ценности, образ жизни.
Сколько же существует профессий?
В документе, который называется «Всероссийский Единый тарифно- квалификационный справочник», насчитывается более ….
 
        
 
 
Провести игру.
За определенное время написать профессии, которые известны детям. Похвалить тех, у кого окажется в списке больше.
 
        
 
 
         Так сколько же профессий? В Классификаторе описаны более 6000 профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Каждый год появляются новые профессии, например: аналитик, логистик, мерчендайзер и другие - и исчезают старые.
         Как ориентироваться в мире профессий? По предмету труда выделяют пять типов профессий.
 
К типу «человек – природа» можно отнести профессии, связанные  с изучением живой и неживой природы, су ходом за растениями, животными, профилактикой и лечением заболеваний растений и животных, например: агроном, ветеренар, геолог, микробиолог, озеленитель и др.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
·                   развитое воображение, наглядно-образное мышление;
·                   хорошая зрительная память, точное восприятие (особенно зрительное), наблюдательность;
·                   способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
·                   терпение, настойчивость;
·                   готовность к работе вне больших коллективов, в трудных погодных условиях.
 
 
Тип «человек - техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники, например: инженер-строитель, инженер-механик, мастер по ремонту видео и аудиоаппаратуры, монтажник, слесарь и др.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
·                 точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
·                 хорошая координация движений;
·                 развитое техническое и творческое мышление и воображение;
·                 умение переключать и концентрировать внимание;
·                 наблюдательность.
 
К профессиям типа «человек- человек» относятся профессии связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой, управлением, например: педагог, врач, юрист, продавец и др.
Психологические требования профессии этого типа к человеку:
·                   стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
·                   устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции;
·                   способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать;
·                   способность разбираться во взаимоотношениях людей, организовывать их взаимодействие, умение улаживать разногласия , учитывать мнение другого человека;
·                   развитая речь, умение убеждать, умение владеть мимикой, жестами;
·                   аккуратность, пунктуальность, собранность.
 
 
Тип «человек – знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами. С чертежами, картами, схемами, сос звуковыми сигналами, например: программист, оператор ЭВМ, лингвист, преводчик, бухгалтер.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
·                   хорошая оперативная и механическая память;
·                   способность длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
·                   хорошие переключаемость и распределение внимания
·                   точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
·                   усидчивость и терпение.
 
К типу «человек – художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием моделированием художественных произведений, в воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образу. например: модельер, дизайнер, актер театра и кино, художник, музыкант.
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
·                   художественные способности, развитые этетические чувства;
·                   развитое зрительной восприятие, наблюдательность, зрительная и музыкальная память;
·                   наглядно-образное мышление, творческое воображение;
·                   знание законов эмоционального воздействия на людей;
·                   нестандартное мышление;
·                   креативность
 
По характеру труда выделяют два класса профессий:
1.       Профессии исполнительского класса, связанные с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением правил, нормативов, инструкций, стереотипным подходом к решению проблем. В большинстве своем эти профессии не требуют высшего образования.
2.        Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления и, как правило, высшего образования.

 

Занятие завершается просмотром видеофильмов «Путь к успеху» с последующим обсуждением материала

Прикрепленный файлSize
Электронное пособие ПРОФОРИЕНТАЦИЯ.rar2.22 MB