Вы не зарегистрированы

Авторизация



Творческий проект «Школьное телевидение»

Автор: 
Гликин Л.Д. руководитель телестудии
Место работы: 
школа № 1311
Контакты: 
vio@fio.ru

 

 

Творческий проект «Школьное телевидение»

 

Системное внедрение в работу школы новых информационных технологий открывает возможность качественного усовершенствования учебного процесса и позволяет вплотную подойти к разработке информационно-образовательной среды обладающей высокой степенью эффективности обучения. Мы предполагаем, что подобную функцию может выполнить сквозной общешкольный проект "Школьное телевидение". Наши предположения основываются на следующих предпосылках:

 

    • Предметом любого ТВ всегда было производство виртуальной реальности. Виртуальная реальность это интеллектуальный продукт, который можно увидеть и услышать. Целью образования тоже является создание виртуальной реальности - знаний и морально-нравственных ценностей. Можно ли соединить образование и телевидение? Чтобы знания, приобретенные в школе, получали яркую, эффектную форму виртуального продукта?
      Нам кажется, - да! Уже сегодня наши школьники принимают самое активное участие в работе школьной видео студии. И часто получают большое удовольствие от того обстоятельства, что, знания, которые они получили на уроке, смогли отразиться в документальном или учебном видеофильме. Мы очень надеемся, что школьное телевидение существенно расширит поле творческой деятельности учеников и объединит их усилия по приобретению знаний. Тем более, что виртуальная реальность, с точки зрения интереса, для ребенка имеет неизмеримо большую ценность, чем для взрослого человека. Дети большую часть жизни проводят в виртуальной реальности и мечтают, чтобы их рисунки, работы, проекты существовали бы там же. Школьное телевидение предоставит им такую возможность. Оно поможет активировать познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение.
    • Кроме того, следует учитывать и то обстоятельство, что "Школьное телевидение" с точки зрения ученика — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Работа над созданием телевизионных программ, позволяет проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического. И, как мы уже говорили, показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и для самих учащихся.
    • Поскольку сам процесс обучения, по сути, является передачей информации ученику, то любые методики или педагогические технологии описывают, как обработать и передать информацию самым эффективным образом, так, чтобы она была оптимально усвоена учеником. И здесь, как нам кажется, следует учитывать силу художественного воздействия виртуальной реальности (т.е. телевидения) на ученика. Художественный по своей сущности, проект "Школьное телевидение" нацелен на соединение учащихся, расположенных к техническим и гуманитарным наукам в едином русле образовательной деятельности.
    • Поэтапное внедрение и расширение общешкольного проекта "Телевидение" постепенно приведет к необходимости создания потока профильного обучения. Профильная специализация учеников занимающихся по программе "полного дня" позволит обеспечить как гуманитарную, так и техническую часть учебного процесса. В свою очередь, профильная специализация, должна оказать благотворное влияние на уровень образования всей школы.
    • Школьное телевидение имеет своей целью создание интерактивного виртуального образовательного поля обеспечивающего решение учебно-педагогических задач. Проект "Школьное ТВ" должен выполнить роль единого сквозного школьного проекта, в котором, в том или ином качестве, принимают участие все школьники. Эти обстоятельства следует учитывать при верстке программ школьного телевидения. Иными словами, программный продукт школьного ТВ, по нашему представлению, должен быть неразрывно связан со школьной учебной программой, построен на ее основе, иметь возможность расширять и дополнять ее.
    • По мере реализации проекта "Школьное телевидение", должна меняться система взаимоотношений между учеником и учителем. До сих пор, функцию носителя и транслятора знаний более или менее успешно выполнял учитель. Безусловно, его роль сохраниться и впредь. Между тем, научно-технические процессы и уровень развития современного общества требуют развития новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, технологий формирующих творческую инициативу ученика, навык самостоятельного "движения" в информационных полях. Постепенно, из носителя и транслятора знаний учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Таким образом, внедрение проекта "Школьное телевидение" способствует превращению рутинного учебного процесса в результативную созидательную творческую работу.
    • Внедрение проекта "Школьное телевидение" в образовательную практику школы наверняка потребует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, организационно-методических, учебно-методических, кадрового обеспечения, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Иными словами, для реализации проекта потребуются специально подготовленные педагоги. Эти педагоги должны владеть видео технологиями, иметь определённый уровень научно-методической подготовки по этому профилю. Функцию подготовки педагогов, в рамках всего проекта, должны взять на себя специально организованные семинары по видео технологиям. Этот "промежуточный" результат чрезвычайно важен для будущего нашей школы.
    • Проект "Школьное телевидение" является учебным. Это означает, что его главной целью не является получение "эксклюзивного программного продукта".
      Цель проекта "Школьное телевидение"— в приобретении учащимся функционального навыка работы над созданием телевизионных программ как универсального способа освоения действительности и получения знаний, развития творческих и исследовательских способностей учащихся, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.


Предполагаемая тематика постоянных учебных проектов школьного телевидения:

 

  • Проект "Тинок" (Передачи для самых маленьких, мультфильмы собственного производства) - 5%
  • Проект "Школьные уроки" (Телеуроки выдаются в эфир "в шаг" со временем освоения предметов в школе. В этот же раздел попадает и тема "Дистанционное обучение") - 40%
  • Проект "Школьный кино клуб" – (Художественная киноклассика, фильмы, спектакли, познавательные сериалы об истории, искусстве, мире природы, путешествиях, традициях и обычаях разных стран и народов) - 10%.
  • Проект "Наши звезды" (Творчество школьников) - 10%
  • Проект "Школьные новости" – 5%
  • Проект "Еврейские традиции" – 5%
  • Проект "Школьный видео архив" – 5%
  • Проект "Прямой эфир" (Школьные публицистические диспуты) - 5%
  • Проект "Интеллектуальные игры" (Мультимедийный театр) - 5%
  • Проект "Для тех, кому за двадцать" - Передачи для педагогов. Компьютерные технологии и новые методики преподавания школьных предметов - 5%
  • Проект "Абитуриент" - Программы для поступающих в ВУЗы - 5%

 

2. Организационная структура школьного телецентра

 

Для производства качественного программного продукта требуется создание полноценного творческого организма, т.е. создание Главной редакции и тематических редакций, Технического центра. Естественно, что все это следует создавать постепенно, по мере расширения объема вещания. От единичных телевизионных проектов (2-3 передачи в год на базе школьного Телецентра) в течение трех лет происходит переход к следующей схеме.

 

 

 

 

Принципы формирования учебного процесса

 

Школьное телевидение в первую очередь должно быть учебным. Это означает, что важнейшей составной частью этого проекта, главным условием его успешной реализации становится подготовка творческих и технических специалистов для школьного телевидения внутри самой школы. Такова специфика условий реализации предлагаемой модели. Только в этом случае формируется оригинальный образ ТВ, полностью направленный на решение учебно-образовательных задач. И только в этом случае школьное телевидение выполняет свое предназначение. Полностью отказываться от приглашения профессионалов нельзя, но это должны быть, в первую очередь, педагоги! Иначе ранняя профилизация приводит к потере общего потенциала школьного образования. Только на базе знаний, эрудиции, критического мышления, умения работать с явным и «скрытым» смыслами можно выстраивать цепочку освоения телевизионных технологий. Поэтому консультирование проектов ориентировано в первую очередь на реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, на творческий процесс, и лишь во вторую очередь на профильную (соответствующую всем профессиональным параметрам!) подготовку будущих специалистов СМИ.

 

Настоящий проект предусматривает набор специализированного 9-го класса, учащиеся которого становятся ядром творческого и технического обслуживающего персонала. За три года обучения в школе учащиеся специализированного класса, получив общее среднее образование, осваивают целый ряд телевизионных специальностей. Далее этот класс может плавно перейти на профильный факультет технологического колледжа ОРТ или вырасти в студенческий курс какого-либо творческого ВУЗа.

 

Наличие такого специализированного класса оказывает самое положительное влияние на активность коллектива и качество учебного процесса в целом.

 

Поскольку в настоящее время нет завершенной модели методики преподавания детской тележурналистики, учитывающей специфику функционирования телецентра в школе, следует предусмотреть и разработку комплекта учебных программ для специализированного класса. Общее название курса: "Технология телевидения". Курс делится на три части:

 

    • "Введение в телевидение" – 9-й класс
    • "Технология творчества" – 10-й класс
    • "Технология телевизионного производства" – 11 класс

 

Основной акцент при обучении делается на практические занятия.

 

При наборе курса условно выделены два отделения: гуманитарное и техническое.

 

Учащиеся специализированных классов включены в систему школы полного дня, поэтому обязательная сетка учебных часов по курсу "Технология телевидения" практически не затрагивает сетку общеобразовательных предметов (несколько часов в области "Технология").

 

Штатное расписание и функциональные обязанности сотрудников, обеспечивающих реализацию экспериментальной модели Школьного телевидения

 

п/п

Фамилия, имя, отчество

Должность

Функциональные обязанности

1

 

Координатор проекта – Зам. директора школы по эксперименту

Руководство учебной частью проекта, организация ежедневного учебного процесса, подготовка отчетно-аналитической научной документации.

2.

 

Главный редактор «Школьного телевидения»/ руководитель школьной телестудии

Общее художественно-тематическое руководство проектом, формирование творческого кадрового состава редакций и съемочных групп.

3.

 

Главный инженер телевизионного технического центра

Техническая эксплуатация, ремонт и обеспечение работы комплекса оборудования телевизионного центра, формирование технического кадрового состава редакций и съемочных групп

4.

 

Педагог-редактор тематического проекта

Разработка тематических программ и сценарных планов передач.

5.

 

Педагог-редактор тематического проекта

Разработка тематических программ и сценарных планов передач.

6.

 

Педагог-редактор тематического проекта

Разработка тематических программ и сценарных планов передач.

7.

 

Педагог-технический руководитель проекта

Техническое обеспечение отдельных проектов (съемка, монтаж, запись звука, эксплуатация оборудования).

8.

 

Педагог-технический руководитель проекта

Техническое обеспечение отдельных проектов (съемка, монтаж, запись звука, эксплуатация оборудования).

9.

 

Педагог-технический руководитель проекта

Техническое обеспечение отдельных проектов (съемка, монтаж, запись звука, эксплуатация оборудования).

10.

 

Заведующий
фильмотекой

Создание и эксплуатация архива исходных материалов и готовой продукции, перезапись и размножение в/продукции, обеспечение работы кинолектория

11.

 

Педагог-предметник

Адаптация школьных программ для экспериментальной разработки новых методик преподавания на базе мультимедиатеатра

12.

 

Педагог-предметник

Адаптация школьных программ для экспериментальной разработки новых методик преподавания на базе мультимедиатеатра

13.

 

Педагог-предметник

Адаптация школьных программ для экспериментальной разработки новых методик преподавания на базе мультимедиатеатра

14.

 

Руководитель
школьной
мультстудии

Организация работы мультстудии, взаимодействие с начальной школой.

 

Программа работы школы № 1311 на период эксперимента.

 

п/п

Содержание этапа

Сроки

1.

 

 

 

Подготовительный – Запуск проекта

 

1.1. Разработка общего программного продукта.
Формирование организационной структуры школьного ТВ.

01.09.04 – 31.12.04

1.2. Формирование школьных редакций.
Разработка тематических планов редакций.

01.09.04 – 31.12.04

1.4. Разработка педагогами и сценаристами адаптированных сценариев школьных уроков и тематических планов редакций.
Подготовка технических средств.

01.09.04 – 15.01.05

2.

 

 

 

Основной – Первые 10 пилотов - Ежемесячный эфир

 

2.1. Разработка сценарных планов "Первого пилота" в каждой редакции. Формирование съемочных групп. Съемка, монтаж "Первых пилотов".

Анализ работы за первый год, отчеты

01.01.05 – 01.07.05

2.2. Разработка сетки вещания на первое полугодие следующего учебного года. Разработка сценарных планов, работа с авторами.
Съемка, монтаж программ.

01.02.06 – 01.06.06

2.3. Ежемесячный эфир.

01.02.06 – 01.06.06

2.4. Анализ работы за второй год, отчеты.

01.06.06 – 01.07.06

3.

 

 

 

Заключительный – Еженедельный эфир

 

3.1 Разработка еженедельной сетки вещания на 2007г. Разработка сценарных планов, работа с авторами.

01.09.06 – 01.12.06

3.2. Съемка, монтаж. Выпуск передач в эфир.

01.09.06 – 01.01.07

3.3. Анализ работы, отчеты.

01.12.06 – 01.15.07

 

Сведения о проведенной в школе экспериментальной работе.


С 1999 года в школе организована проектная деятельность учащихся в учебной телевизионной мастерской под руководством Л.Д. Гликина – режиссера по специальности, опытного преподавателя с более чем 30-ти летним педагогическим стажем. Л.Д. Гликин имеет свои авторские учебные программы: - профориентационный курс «Введение в телевидение»; профильные курсы - «Технология телевидения» и «Технологии творчества».
В школьной телевизионной мастерской выпущено свыше 20 видеофильмов (см. страничку телевизионной мастерской на сайте школы http :// sch 1311. msk . ort . ru / projects / tv . php ).

 

Школа имеет две лаборатории цифрового нелинейного монтажа, студию звукозаписи, универсальный медиа зал со встроенным съемочным павильоном, кабельную телевизионную сеть; учащиеся неоднократно занимали первые и призовые места на городских и окружных конкурсах.

 

 


Поиск

Loading