Вы не зарегистрированы

Авторизация



Критерии нормального развития ребёнка в оценке психического здоровья и признаки трудностей его развития в первые семь лет жизни

Submitted by Наталья Михайловна Лапина on Fri, 30/10/2009 - 22:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лапина Наталья Михайловна
Место работы, должность: 
МДОУ "Ермаковский детский сад №2комбинированного вида", учитель - логопед
Регион: 
Красноярский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
нормативный документ
Краткое описание ресурса: 
Собран пакет документов для логопедов, психологов, воспитателей, родителей о возрастных особенностях развития детей дошкольного возраста.

Критерии нормального развития в оценке психического здоровья и признаки трудностей развития в  первые семь лет жизни

Возраст детей: с 2 до 3 лет.

Оценка этапов довербального и начального вербального развития

                                  1. Основные показатели.

1г. 3мес. - Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста 1г.6мес. - Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов.

1г.9мес. - Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов Словарный запас — около 20 слов 2г. - Показывает 5 частей тела, словарный запас мини­мум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов.

2г. 6мес. - Адекватно использует местоимения я, ты, мне; ис­пользует предложение из 2 слов 3г. - Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует мно­жественное число существительных и глаголов. На­зывает свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».

2. Оценка понимания речи.

20 - 24 мес. - Понимает обозначаемые на картинках действия, выпол­няет инструкции типа: «Покажи, кто сидит, кто спит»; вы­полняет двухступенчатую инструкцию: «Пойди в кухню и принеси чашку»; понимает значение предлогов в привы­чной конкретной ситуации — «На чем ты сидишь?».

2г. 6мес. - 3 г. - Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее).

3. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук

1 - 2г. - Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2 - 3г. - Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножни­цы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

 По захвату руки мы можем судить об умственном развитии ребенка (цеплятельный - хватательный, если нет перехода, то это нарушение двигательной функции). 2,5 - 3 года - переход от кулачного захвата к пятипалому. После пятипалого захвата формируется в 3,5 года щепоть двумя пальцами (если ребенок держит ложку кулаком, то в дальнейшем сказывается в школе на письме). Лобные извилины коры головного мозга являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в ЦНС. На кистях рук множество аккупунктурных точек, массируя их, стимулируя кровоснабжение, активизируется центр Брока (воспроизведение устной речи) можно воздействовать на внутренние органы и на речь.

4. Возрастные особенности развития общей моторики

1 - 2г. - Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит пред­мет на короткое расстояние. При легкой поддержке спус­кается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипе­да

2 - 3г. - Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки

5. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации

с 1 – до 2 лет  - Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал — в овальную. Повторяет изображения нескольких гори­зонтальных, вертикальных и округлых линий

2 - 3 г. - Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рису­ет по образцу крест.

6. Признаки отставания в развитии когнитивной сферы в 2 года.

2 года      Признаки отставания в развитии когнитивной сферы:

•не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)

•не подбирает по образцу 3-4 цвета;

•не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);

•не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;

•не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала;

•не подражает действиям близкого взрослого.

Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:

•не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);

•не понимает «хорошо» и «плохо»;

•не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого).

2,5 года

7. Признаки отставания в развитии когнитивной сферы:

•не может назвать ни одного цвета и путается в подборе 4 цветов

•не может построить «башенку» из кубиков

•не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях

•не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку

•не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);

•не складывает разрезную картинку из двух половинок.

8. Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:

•не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение;

•легко отвлекается от любого занятия;

•не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).

 

9. Показатели нормального развития дошкольного возраста 3,5 - 4,5 года.

Познавательная деятельность: Знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей. Может повторить за взрослым предложение из 4-5 слов (Кошка спит, ей тепло. После обеда мы пойдем гулять.). Знает все цвета спектра. Безошибочно называет красный, синий, зеленый, желтый цвета. Подбирает идентичные оттенки цвета. Различает геометрические фигуры и называет: круг, квадрат, подбирает подобные к подобным: треугольник, овал, прямоугольник. Владеет понятиями "один-много". Знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки» (Какие у тебя есть игрушки? Какая посуда у вас на кухне?). Умеет играть в детское лото, находит идентичные картинки Отвечает на вопросы по ходу чтения книжки (Что сделала курочка?-снесла яичко). Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые (если не рисует, то хотя бы может скопировать крест, прямые линии и крут). Может что-либо построить из детского строительного материала или конструктора с четко обозначенными деталями постройки. Постройка должна соответствовать образцу. Может правильно сложить пирамиду, учитывая размер колец, вложить одна в другую 6-9 уменьшающихся формочек, вставить вкладыши в доску с прорезями, сложить предметную разрезную картинку из нескольких частей.

Речь: с 3 - х летнего возраста идет резкое увеличение словаря до 3 ОООслов.  В грамматическом строе речи использует все части речи, кроме деепричастного оборота. У 3-х летнего ребенка правильно построенные фразы, согласованные в роде, числе, падеже. Произносят в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных звуков. Появляются сложные предложения с союзами (я покушаю, а потом пойду гулять; не хочу играть, потому что по телевизору мультики). Легко повторяет за взрослым незнакомые слова Появляются слова с суффиксами (мамочка, котеночек), словотворчество, склонность к рифмовке. Способен к диалогу со взрослым, со сверстником. Умеют рассказывать о виденном в 2 - 4 предложениях; могут различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения; различать и называть части тела животного, подводить к пониманию обобщающих слов (игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда). Речь более выразительная, отражает эмоциональные переживания ребенка Расширяется опыт ребенка, и на основе опыта вырабатываются правила поведения.

Моторика: может стоять на одной ножке, как на правой, так и на левой. Умеет ездить на трехколесном велосипеде Может поймать мяч вытянутыми руками (не прижимая к себе); брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч; повторять за взрослым движения возможна зеркальность) Ходить и бегать не наталкиваясь; прыгать на двух ногах на месте и с продвижением; ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу. Спускается вниз по лестнице, используя попеременно обе нога.

 Изобразительная деятельность: В рисовании тают следующие цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.

Умеют: правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; проводить мазки, горизонтальные, вертикальные, округлые линии Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. В лепке умеют: скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины между ладонями, соединять 2-3 знакомые формы.

Игра: любит играть с игрушками, разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий (варит в кастрюльке суп, усаживает куклу за стол, дает ей тарелку, кормит, укладывает спать). Осознает свои действия - может ответить на вопросы, что он делает и зачем, что будет делать дальше (сейчас сварю обед и кукла с мишкой будут кушать).

Общение: со сверстниками играет "рядом", иногда включаясь в игру партнера, но не разрушая ее. В семье проявляет желание многое сделать самому.

Навыки: умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна. Знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести.

10. Признаки отставания в развитии когнитивной сферы 3,5 - 4,5 года.

 •не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)

•не подбирает по образцу 3-4 цвета; путается в подборе 4 цветов;

•не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);

•не     проявляет     сообразительности     в     попытках     доставании недосягаемого предмета;

•не решает сам  игровую  ситуацию  при  предъявлении  игрового материала; •не подражает действиям близкого взрослого.

•не может построить «башенку» из кубиков;

•не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях;

•не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку;

•не   показывает   известные   предметы   на   картинках   (животные, игрушки, посуда, одежда);

•не складывает разрезную картинку из двух половинок.

11. Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы.

 •не   способен   спокойно   немного   подождать   (после   объяснения взрослого);

•не понимает «хорошо» и «плохо»;

•не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого), •не     проявляется    долговременная    эмоциональная     память     и эмоциональное предвосхищение; •легко отвлекается от любого занятия;

•не   может   определить   свое   эмоциональное   состояние   (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).

12. Показатели нормального развития в возрасте детей с 4,5 - до 5,5 лет.

Познавательная деятельность: знает свой адрес, день рождения, где или кем

работают родители, возраст и род занятий братьев и сестер (Саше 9 лет, он в школе учится, в 3 классе). Может ответить на вопросы типа "На каком этаже ты живешь? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько человек у вас в семье? Может выучить стихотворение из 4 строчек и знает несколько таких стихотворений. Может повторить за взрослым 5 разрозненных слов (коса, муха, трава, лес, гриб). Может пересчитать предметы в пределах 5 и сравнить их количества (больше, меньше, поровну). Может копировать простые геометрические фигуры. Начинает ориентироваться в пространстве -понимает "вверху", "внизу", "рядом", "между", "напротив", "под", "над11, "около". Увеличивается количество предметов, которые ребенок может нарисовать. Появляются сюжетные рисунки, чаще однообразные. Знает названия 6-8 цветов. При конструировании может воспроизвести несложный образец, даже если детали в нем не выделены. Может вырезать из бумаги детали аппликаций и наклеивать их, лепить из пластилина несложные фигурки (морковки, ягодки). Находит различия на картинках (на одной дерево с цветочками, а на другой нет). Собирает кубики, мозаику. Отвечает на вопросы типа "Как назвать одним словом яблоки, груши, персики?". Может пересказать по вопросам небольшую сказку, рассказ.

Речь: исчезают все дефекты звукопроизношения. Увеличивается количество прилагательных, наречий, местоимений. Употребляет предложения с причинно-следственной зависимостью (На улице сыро, потому что шел дождь). Оценка понимания речи: Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т. п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условно предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа:  Картина была нарисована Машей.

Моторика: прыгает на одной ножке, прыгает вниз с невысокой скамейки, совершает движения по заданию (присядь, подними руку, достань рукой до пола и др.). Бросает мяч одной рукой, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.

13. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации:

Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует

простой «дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в не­завершенную картину.

 Игра: сюжеты игр становятся разнообразными. Широко используются предметы-заместители (в игре в магазин одуванчики - конфеты, песок-сахар, камушки-деньги). Выполняет правила простых коллективных игр (прятки, жмурки).

Общение: может играть вдвоем с другим ребенком-сверстником. Относится к детям дифференцированно (Я Таню люблю, потому что она веселая, а Диму не очень, потому что он жадничает).

Навыки: справляется с несложными поручениями (накрыть на стол, полить цветы, вытереть пыль). Одевается на прогулку и раздевается, возвращаясь с прогулки, самостоятельно.

Формирование словаря

·        Обогащение словаря.  В словаре детей должны быть существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили на занятиях., глаголы, обозначающие трудовые действия.

·        Дети должны определять  и называть  местоположение предмета слева, справа, между,  около, рядом),  время суток (утро,  день,  вечер,  ночь), характеризовать состояние и настроение людей (огорчен, весел).

·        Активизация словаря. Дети должны использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и детали предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные глаголы и наречия, предлоги.

·        Употребляют существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные.

Звуковая культура речи

·        Закреплять   правильное   произношение   гласных   и   согласных   звуков, отрабатывать  произношение  свистящих,  шипящих  и  сонорных звуков.

·        Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.

·        Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.

·        Совершенствовать интонационную выразительность речи. Применять игры: «Хлопни, если услышишь звук. Ж», «Если услышите в моей речи «самолет» - встаньте», «Кто кричал?» и т. д.

·        Обязательное включение артикуляционной гимнастики 3 раза в день.

Грамматический строй речи

·        Дети должны правильно согласовывать слова в предложении. Должны уметь:  правильно использовать  предлоги в речи;  образовывать  форму множественного   числа   существительных,   обозначающих   детенышей животных    (по    аналогии),    употреблять    эти    существительные    в именительном и родительном падежах (лисята лисят, медвежата медвежат),   правильно  использовать   форму   множественного   числа родительного падежа существительных (ложек., вилок, груш, яблок, помидоров). Учить употреблять формы повелительного наклонения гла­голов хотеть, лежать, ехать, бежать.

·        Дети   используют   в   речи   простейшие   виды   сложносочиненных   и сложноподчиненных предложений.

Связная речь

·        Дети могут поддерживать беседу: задавать вопросы, правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы.

·        Дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые им и вновь прочитанные. Составляют (по образцу) НЕболыпие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины.

·        Используют   в   речи   существительные,   обозначающие   профессии,   с которыми их знакомили.

Показатели нормального развития детей в возрасте с 6,5 до 7,5 лет.

Познавательная деятельность: знает имена-отчества родителей, дедушек, бабушек, знакомых, свое отчество. Понимает родственные связи (бабушка-мамина мама, дядя Витя-мамин брат). Начинает ориентироваться в городе: запоминает дорогу куда-либо после нескольких повторений этого пути, знает название своей остановки транспорта, близлежащих улиц. Знает названия месяцев, может сказать, какой сегодня день недели, месяц, какие праздники бывают зимой, весной. Помнит названия книг, которые ему читали, может ответить на вопрос, куда он ездил прошлым легом, в прошлые выходные. Начинает понимать время. Может запомнить слово, сам подбирая картинку, такую, которая напомнит слово и объяснить эту связь. Например, надо запомнить сло­во "пожар"-ребенок выбирает картинку с изображением газеты и объясняет "бумага хорошо горит". Может установить несколько таких связей, а через 40 минут по картинкам вспомнить слова. Может угадать предмет по признакам (зеленый, толстый, длинный овощ-огурец). Отличает форму слова от его содержания (какое слово длиннее - час или минута? змея или червячок?). Сравнивает пары слов, называя не только различия, но   и сходство (ромашка и одуванчик это цветы, ромашка белая, а одуванчика  - белый,  у ромашки есть серединка, а у одуванчика нет и т.д.). Понимает сложные речевые конструкции: "Саша пошел гулять после того, как посмотрел телевизор. Что Саша делал раньше? Гулял или смотрел телевизор?". Устанавливает причинно-следственные связи и  закономерности (Вова  бросил в воду монетку - монетка утонула. Бросил   гвоздик - он утонул. Мама сказала, все железные предметы тонут. Утонет ли    маленькая железная кнопочка? Маша выглянула в окно и сказала -ночью был дождь. Что увидела на улице Маша?). Может подбирать слова на определенный звук, придумывать слова с заданным количеством звуков, делить слова на звуки К_А_Ш_А. Умеет складывать и вычитать в пределах 10. Может решать косвенные задачи (На ветке сидели птички. К ним прилетели еще 2 птички и всего стало 5 птичек. Сколько птичек сначала сидело на ветке?) Рисует, конструирует, лепит по условию, которое задает взрослый.

Речь: может рассказать о просмотренном спектакле, об увиденном в поезде, на утреннике в детском саду, о прошедшем дне, придумать рассказ по картинке и по серии картинок, рассказать знакомую сказку, придумать конец к начатой взрослым сказке, рассказать не только о действиях, но и о чувствах героя прочитанного рассказа. Может рассказать о своих планах.

Моторика: прыгает через скакалку, попадает в движущийся объект (компьютерные игры с пистолетом), катается на двухколесном велосипеде. Соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 6-8 см друг от друга. Копирует орнаменты, сложные геометрические фигуры (трапеция, пятиугольник). Аккуратно раскрашивает, штрихует, может произвольно изменять силу нажима на карандаш (толстые и тонкие линии). Рисует по заданию взрослого палочки одинаковой высоты, копирует образцы (кружочки, квадратики), соблюдая размер. Может продолжить заданный орнамент, повторить контур "извилистой дорожки". Синхронно двумя руками приставляет каждый пальчик к большому пальцу.

Игра: становятся доступными настольные игры с правилами: домино, шашки, карты. Играет в школу, принимая на себя роль учителя.

Общение: легко включается в совместную игру с детьми, может договориться с партнером о совместных действиях, хорошо понимает указания не очень знакомых людей по организации какой-либо деятельности. В присутствии родителей может по существу отвечать на вопросы совсем незнакомых людей.

Навыки: может выполнять сложные инструкции (В левом верхнем ящике письменного стола в красной коробке лежат карандаши. Принеси мне желтый.) Разбивание инструкции на этапы: открой ящик стола, найди коробку и т.д. не допускаются. Усваивает последовательность операций при  выполнении  простых  бытовых действий. Итогом психического развития в дошкольном детстве - является формирование психологической готовности к обучению, вкпючающей несколько аспектов: умственная готовность помогает ре­бенку беспрепятственно усваивать материал школьных программ, личностная - принимать требования школьной дисциплины и сознательно относиться к процессу учения, физическая и физиологи­ческая выдерживать нагрузки, связанные с обучением (без ухудшения функционального состояния различных органов и систем организма. В литературе последних лет предложено очень большое количество комплексов оценки психологической готовно­сти к школьному обучению (А.Л.Венгер и соавт; Н.И.Гуткина, К. Я. Кеэс, Керн-Йирасек и др.). Имеются основные качественные отличия между детьми до и после кризиса 7 лет, которые проявляются при предъявлении большинства методик.

 

 

 

 ребёнок до кризиса

Ребенок после кризиса

Ориентируется на результат деятель­ности, способ выдерживается только под контролем взрослого

Интересуется способом - как сделать правильно, то есть усваивает различ­ные алгоритмы.

Ориентируется на житейские поня­тия, собственный опыт, поэтому, группируя картинки, например, объ­единяет предметы, которые нужны друг-другу (шкаф и платье и т.п.).

Начинают формироваться научные понятия, предметы группирует по содержательному обобщенному при­знаку (посуда, одежда).

Не видит общего между сходными заданиями, если материал другой, воспринимает его как новый (задачи разные: первая была про яблоки, а вторая про елки).

Мыслит обобщенно и поэтому выде­ляет тип  учебной  задачи  -  усвоив способ решения какой-то учебной за­дачи, успешно его применяет во всех случаях.

Не понимает обратимости математических операций, постоянства количества (если пластилиновый шар у него на глазах размять в лепешку и (просить, где больше пластилина, отвечаст, что в шаре).

Понимает обратимость математиче­ских операций и поэтому может осуществлять проверку правильности действий, решает косвенные задачи, понимает постоянство количества.

Преобладают   игровые   интересы,   в школу не хочет или его там привлекают внеучебные моменты.

Сформирована "позиция школьника", в школу ходит за знаниями, игра уходит на второй план.

Косвенными критериями физической и физиологической готовности к обучению являются, во-первых, прорезывание постоян­ных зубов, во-вторых, достижение определенных пропорций тела, благодаря чему становится положительным так называемый филиппинский тест, ребенок может при вертикальном удержании го­ловы перекрыть правой рукой левую ушную раковину; в-третьих коэффициент соматической зрелости, определяемый путем деления окружности головы на длину тела становится меньше 0,44.

15. Признаки трудностей в развитии у детей дошкольного возраста.

Отставание от указанных нормативов в пределах года свидетельствует о легкой задержке психического развития, в пределах двух лет - о выраженной, либо о возможности психического недоразвития. В любом случае несоответствие показателей развития возрастной норме требует организации специального психодиагностического обследования.

Отклонения в когнитивной сфере определяются по следующим общим признакам:

игра: бедная, примитивная, сюжеты однообразны, в целом играть не любит, игры с правилами мало доступны или недоступны вообще;

познавательные интересы не проявляются: не любит слушать книги, не задает вопросов, ничем не интересуется, попытки играть в развивающие игры вызывают отказ;

•плохо запоминает, не может выучить стихотворение, домашний адрес, дату рождения и т.п.;

•не понимает смысла многих событий, рассказов, мультфильмов, не может ответить на вопросы о них;

•не ориентирован в бытовой сфере, почти ничего не знает об окружающем мире;

•неуспешен в продуктивных специфически детских видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Отставание в развитии эмоциональной сферы констатируется при наличии следующих признаков:

•не появляется дифференцированная эмоциональная оценка окружающих людей или событий;

•не реагирует на невербальные сигналы позитивного или негативного

отношения взрослого (не чувствует, как к нему относятся);

•не понимает эмоциональное состояние других детей и взрослых.

Об отклонениях в эмоциональной сфере

Можно судить по наличию поведенческих нарушений. Поведенческие нарушения, свидетельствующие об эмоциональном неблагополучии дошкольников систематизированы на основе опросника Д.Скотта в модификации Г.Я.Кудриной (1992):

·        недоверие к людям, вещам, ситуациям (никогда не просит о помощи малознакомых или незнакомых людей, не начинает с ними общаться даже при их иниативе; имеет одного хорошего друга и игнорирует остальных детей; часто тревожится о чем-нибудь; лжет из боязни; бормочет под нос, когда с ним здороваются; никогда не приносит воспитателю  в детском саду своих рисунков, поделок, цветов, хотя другие дети часто это делают; нервничает и краснеет, если ему задают вопрос; легко выходит из игры).

·        депрессивные расстройства (быстро устает; вял, безынициативен, невнимателен; наблюдаются внезапные и  резкие спады энергии; апатичен даже в играх; редко смеется, выглядит угнетенным, несчастным; часто мечтает наяву; говорит невыразительно).

·        уход в себя (никогда ни с кем не здоровается, не реагирует на приветствия; не проявляет дружелюбия к другим людям и избегает разговоров; живет в своем мире; совершенно не проявляет интереса к ручной работе, коллективным играм и отказывается от них; подобен "настороженному животному"; в разговоре беспокоен, считается с темы).

·        тревожность   по отношению ко взрослым (по нескольку раз здоровается;  подлизывается, старается понравиться взрослому преувеличенно охотно

·        выполняет поручения,   очень много рассказывает  не очень близкому взрослому,   в том числе об отношениях в своей семье,    различные фантастические, вымышленные истории, ябедничает на детей; все время   пытается   заинтересовать  взрослых своей особой, а если это не удается - начинает их полностью игнорировать).

·        враждебность по отношению ко взрослым (переменчив в настроениях; часто бывает в плохом настроении; портит игрушки, вещи, лжет  без повода и затруднений;   защищается от обвинений открытой ложью, наговариванием на других, грубостью; может украсть деньги, сладости, ценные вещи; может вести себя открыто непристойно: рассказывать детям неприличные истории, ругаться, рисовать "хулиганские" рисунки; совершенно не соблюдает дисциплину, в лучшем случае под угрозой физического наказания).

·        тревожностъ по отношению к детям (любит быть в центре внимания, для этого или играет героя - рискует без надобности, или прикидывается дурачком, строит из себя шута; хвастается перед детьми, когда в детском саду воспитатель выходит из группы ведет себя очень шумно; подражает хулиганским проделкам других).

·        враждебность по отношению к детям (мешает другим в играх, подсмеивается над ними, любит пугать; ссорится, обижает детей; дерется несоответствующим образом - кусается, царапается; пристает к слабым; прячет или уничтожает чужие игрушки и вещи; пытается своими замечаниями создавать трудности у других детей; практически со всеми находится в плохих отношениях, дети его не любят).

·        недостаток социальной нормативности (скрытен, недоверчив; эгоистичен, любит интриги; берет чужое без разрешения; жульничает в играх-соревнованиях; игнорирует воспитателя - никогда не просит о помощи, проявляет полное безразличие в беседах с ним, при этом нормально общается с другими людьми;

·        никогда добровольно не берется ни за какую работу; безразличен к похвале и порицаниям; никогда не смотрит в глаза).

·        Для того чтобы судить о наличии того или иного нарушения, необходимо наблюдать целый ряд симптомов, которые относятся к данной диагностической категории, симптомы из разных диаг­ностических категорий в количестве 5 и более, обычно также свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Список литературы, использованный  при разработках рекомендаций, консультаций  и т. д. в приложениях с 1 по 9.

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования лично­сти в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.-144 с.

2. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - Куйбышев: изд - во Саратовского университета. Куйбышевский филиал, 1990. -104 с.

3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -М.: Просвещение, Владос, 1995. -112 с.

4.  Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М: Просвещение. 1988. -194 с.

5. Инденбаум Е. Л. Проблемы диагностики и коррекции трудностей развития у детей. - Иркутск: Издательство Иркутского Государственного пе­дагогического университета, 2004.- 84с.

6. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем - логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб.: Изд - во «Каро», 2002.- 368 с.

7. Пермякова В. А. Критерии нормального развития в оценке психи­ческого здоровья. (Развитие здорового ребенка и признаки трудностей разви­тия в первые 7 лет жизни )- Ир.: Изд-во ИГУ, 2001. - 32 с.

8. Подобед С. О. Детская площадка или как воспитывать дошколь­ника. - Красноярск, 2002. - 34 с.

9.  Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Ва­сильевой М. А. - М.: Просвещение, 1985. -174 с.

10. Проблемы комплексного сопровождения ребенка с дефектами развития в условиях Красноярского края. Под ред. Домишкевич Р. А. - Красноярск: Гротеск, 2001. - 241 с.

11. Стребелева Е.А.  Ранняя диагностика умственной отсталости. Журнал «Дефектология». -1994, №4, с. 53 - 59.



Фото пользователя Ольга  Борисовна Мещерякова

На: Критерии нормального развития ребёнка в оценке психического


Интересны материал, который обязательно возьму в свою методическую копилку.Спасибо автору.