Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Бунташный век

Submitted by Ирина Владимировна Бастракова on Wed, 04/11/2009 - 18:06

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Урок истории в 10 кл. «Бунташный век»

Цель урока:

         Дать характеристику народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича

         Рассказать о причинах и ходе восстания под предводительством Степана Разина

         Понять, что несмотря на поражение, крестьянские войны имели прогрессивное значение, они наносили ощутимые удары по феодальному строю

Оборудование урока: мультимедийный компьютер, проектор, интерактивная доска

Форма: работа с модулями ОУМ, Презентационное сопровождение

План урока:

  1. Проверка знаний
  2. Изучение нового материала

1)      Соляной бунт

2)      Медный бунт

3)      Крестьянская война под     руководством Степана Разина.

         Причины

         Ход

         Социальный состав

         Причины поражения

         Последствия

4.Итог урока. Домашнее задание

Проверка знаний: решение тестовых заданий, взаимная проверка с использованием компьютерных модулей

Изучение нового материала:

Вступление учителя

В царствовании Алексея Михайловича происходит ряд на родных волнений. Это медный и соляной бунты в 1648 и 1662 гг. серия городских восстаний 1650-1652 гг. и самое крупное восстание под руководством Степана Разина 1667-1671 гг. (это уже вторая в истории России крестьянская война после крестьянской война И. Болотникова).

 Восстания были вызваны как отдельными действиями властей (налог на соль, злоупотребления при введении медных денег и т. д.), так и общим ухудшением жизни, связанным с ужесточающимся закрепощением крестьян, увеличением налогов, цен и т. д.

Нельзя не учитывать и того факта, что Россия должна был постоянно выдерживать большое военное напряжение, военные расходы во второй половине XVII века достигали 67 % бюджета (казны) государства

 

Результатом изучения темы на уроке и дома должно стать заполнение данной таблицы:

 

Вопросы

Соляной бунт

Медный бунт

Восстание С. Разина

Дата

 

 

 

Причины

 

 

 

Повод

 

 

 

Состав

 

 

 

События

 

 

 

Результаты

 

 

 

Территория

 

 

 

Работа строится на групповой работе- результате домашнего опережающего задания: выступление представителей групп, обобщение, итог- на экране.

 1. «Соляной бунт»

  • Вступление учителя: 1 июня 1648г.  в Москве начался Соляной бунт. Помощники царя подняли цены на соль, чтобы пополнить казну. И на род попросил царя наказать главного виновника -Л. Плещеева. Напуганный царь выдал толпе Плещеева и главу пушкарского приказа Траханиотова, а своего наставника Б.Морозова отправил в ссылку.

Вскоре восстания вспыхнули в Курске, Новгороде, Пскове и Алексей Михайлович поручил Н.Одоевскому написать проект Соборного Уложения

  • Выступление группы
  • Обобщение, Записи

Причины:

  1. Притеснения и взяточничество приказных людей
  2. Неупорядоченное судопроизводство
  3. Неправильное ведение дел в приказах
  4. Наличие  белых мест и слобод, в которых жили зависимые от феодалов     ремесленники – конкуренты посадских людей

5. Безземелье и малоземелье крестьян

6. Задержки жалованья мало-и безземельным дворянам

7. Гнет государства и насилие местных властей на окраинах, падение жизненного уровня основной массы населения

8. Устаревшее законодательство

Повод:

Введение налога на соль

Место действия: Москва

Состав восставших:

Холопы, горожане, верхушка посада, стрельцы, дворяне

События:

Погром дворов бояр и дворян, физическая  расправа над вельможами

Результаты:

Уступки со стороны царя. Созыв Земского Собора, принятие Соборного Уложения

(нового свода законов)

 

2.      Медный бунт

Вступление учителя: В 1662 г.в Москве вспыхнул Медный бунт. Власти для пополнения казны стали чеканить медную монету вместо серебряной. Денежная система оказалась расстроенной. Восставшие учинив погром в Москве двинулись к царю в Коломенское .Царь пообещал разобраться, но к Коломенскому подошли стрельцы и разбили восставших, но хождение медных денег было отменено.

Выступление группы

Обобщение, записи:

Причины:

  1. Изнурительная война с Речью Посполитой
  2. Экономическое положение страны
  3. Недовольство посадских людей и московского гарнизона ухудшением своего положения

Повод:

         Введение медных денег вместо серебряных

         Рост цен

Состав восставших: Чернь, солдаты, горожане, крестьяне

События:

         Выпуск прокламаций,

          выдвижение требований

         Погром дворов

Результаты:

         Подавление восстания войсками

         Отмена медных денег

Место действия: Москва, Коломенское

 

3.      Восстание Степана Разина

Вступление учителя:

Выступление групп: «Причины»

Обобщение, записи

Экономические

  1. Увеличение помещиками и вотчинниками повинностей и оброков

2. Рост государственных  налогов

3. Ухудшение положения  посадских людей

4. Ухудшение положения приборных и служилых  людей

5. Неурожаи, эпидемии,  голод

Политические:

  1. Усиление крепостного права соборным уложением 1649г.

2. Войны с Польшей и Швецией  сопровождались разорением населения

3.Политика правительства на  Дону – экономические санкции, вызвавшие голод

4. Политика правительства,  направленная на ограничение  казачьей вольницы

Предвестник : 1666- Поход Василия Уса

Территория: Все Поволжье,  слободская Украина

Сообщение учащегося о Степане Разине

 

Выступление  2 групп по этапам

 

Обобщение, записи
Сподвижники:
Харитонов, Осипов, Фрол Разин, монашка Алена

Социальный состав:

         Крепостные крестьяне

         Казаки,

         Посадское население

         Мелкие служилые люди

         Бурлаки

         Работные люди

Национальный состав:

         Русские

         Украинцы

         Народы Поволжья

События:

         1667- 1669гг.- «Поход за зипунами»

         1670- взяты Астрахань, Царицын, Саратов

         Лето 1670 – Осада Симбирска; апогей движения

         Октябрь 1670 – разгром армии Разина дворянским  ополчением

         Лето 1671 – казнь С. Разина

         До осени 1671- подавление отдельных выступлений

Причины поражения:

         Вера в «хорошего царя»

         Превосходство сил Дворянского ополчения

         Стихийность

         Локальность

Последствия:

         С 1676г.- обязательная присяга для казаков на верность царю

         Усиление власти воевод на местах

         Расширение крепостничества на окраинах

         1667г.- Податная реформа

Значение:  акт антинародной борьбы,  Одно из самых больших восстаний в истории России

Закрепление изученного материла: работа с модулями

Задание на дом: .§ 35, ответить на вопросы, таблица,  карта №12 учебника- рассказ о восстаниях

с показом по карте

 

Прикрепленный файл Size
Бунташный век. 10 класс. история.rar 544.71 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн