Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Фашистское нашествие.Первые неудачи.

Фото пользователя Морозова Юлия Борисовна
Submitted by Морозова Юлия Борисовна on вс, 22/11/2009 - 22:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Морозова Юлия Борисовна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 1 г. Пугачева Саратовской области
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
1. Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; 2. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной армии в начальный период войны; 3. Формировать навыки работы с картой, историческими документами, умения анализировать, составлять таблицы.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XX - начало XXI века. М.: Просвещение;

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь по истории России. 9 класс. Выпуск 2.

 

Используемая методическая литература: 

А.А.. Данилов, Л.Г. Косулина. Поурочные разработки у учебнику "История России. XX век. М.: Просвещение, 2000;

О.В. Арасланова, А. В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России XX - начала XXI века. М.: "ВАКО", 2005

С.В. Агафонов. Тематическое и поурочное планирование по итсории России XX - начала XXI века". М.: "Экзамен", 2007;

И.О. Сурмина, Н.И. Шильнова. Открытые уроки истории России. 9-11 классы. Ростов-на-Дону."Еникс", 2008

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Учебное оборудование: рабочая тетрадь на печатной основе, карта «Вторая Мировая война», электронное пособие «Уроки отечественной истории Кирилла  и Мефодия.XIX-XX вв.», учебник.

 

Краткое описание: 
Организационный момент. Актуализация знаний учащихся, объявление темы, цели урока. В ходе изучения нового материала учащиеся отвечают на проблемные вопросы, составляют таблицу "Соотношение вооруженных сил Германии и СССР в начале войны", анализируют документы, работают с учебником. Объяснение темы сопровождается видеоматериалами. Подводятся итоги, делаются выводы.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Тема: «Фашистское нашествие. Первые неудачи».

 

Цели урока:

1)      познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны

2)      выявить захватнический характер германского похода на Восток с целью геноцида русского и других народов нашей страны;

3)      подвести учащихся к пониманию причин неудач  Красной Армии в начальный период войны

4)      продолжить формирование  навыков  работы с историческим документом, картой, умений анализировать, составлять таблицы.

Учебное оборудование: рабочая тетрадь на печатной основе, карта «Вторая Мировая война», электронное пособие «Уроки отечественной истории Кирилла  и Мефодия.XIX-XX вв.», учебник.

Оформление доски:  тема урока, эпиграф, таблица, карта.

Опережающее задание: подготовить сообщение о Р. Зорге

                                                              «С любовью и верой к Родине шагнули в бессмертие

                                                     защитники, воздвигшие себе вечный памятник в сердцах

                                                     грядущих поколений».

 

                                                      Ход урока         

I.                    Организационный момент.

II.                 Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны»:

1)      На доске составить таблицу;

2)      На месте: карточки, тесты, устное задание;

3)      Устно:  - Когда и какими действиями началась  Вторая мировая война

                    - Покажите по карте, какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года;

                    - В чем суть плана «Барбаросса»?

                    - Расскажите об экономическом состоянии Германии накануне нападения на СССР.

 

            Итак, Германия сосредоточила на границе с СССР следующие силы: (проверка таблицы на доске)

 

          Цель сегодняшнего нашего урока: показать захватнический характер германского похода на Восток и выяснить, в чем были причины неудач Красной Армии в начальный период войны.

          Тема урока звучит: «Фашистское нападение. Первые неудачи».

 

III.             Изучение нового материала

В июне 1941 года Германия была на вершине экономического, политического и военного могущества. Еще летом 1940 года Гитлер принял решение об уничтожении СССР, время нападения зависело от продолжительности кампании.

 

Слова Гитлера (готовит учащийся):

« Чем  скорее мы разобьем Россию, тем лучше. Операция будет иметь смысл только в том случае, если мы одним стремительным ударом разгромим все государство целиком. Только захвата какой-то части территории будет недостаточно. Остановка действий зимой опасна. Поэтому лучше подождать, но принять твердое решение уничтожить Россию… Начало – май 1941 года. Продолжительность операции – пять месяцев. Было бы лучше начать уже в этом году, однако это не подходит, т. к. осуществить операцию надо одним ударом цель – уничтожение жизненной силы России».

 

Вопрос: почему был выбран именно этот момент для нападения на СССР?

 

          В июне 1941 года Германия была не одна в войне против нас. На ее стороне войска Италии, Хорватии, Венгрии, Румынии, Финляндии и Словакии. Союзниками Германии были Болгария и Япония. ( показ по карте)

К началу войны 12 европейских государств были оккупированы – их экономика была на службе Германии. За всю историю столь мощной коалиции не было.

 

На экране: таблица «Соотношение вооруженных сил Германии и СССР к началу войны».

Задание: используя материал учебника, заполнить   таблицу.

Вооруженные

силы

Германия и ее союзники

 

СССР

Личный состав

5,5 млн.

2,9 млн.

Количество дивизий

190

170

Танки

4300

8000 (из них 1475 новых консрукций

Самолеты

5000

7000 ( 1540  - новых конструкций)

Орудия

47000

37500

 

Вопрос: сделайте вывод о численном составе и технической соотношении сил СССР и Германии.

Таким образом, на стороне Германии:

1)      численное превосходство:

2)      техническое превосходство (самые современные виды вооружений плюс трофеи всех завоеванных армий)

3)      фактор внезапности

 Вопрос: как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства. (ответы учащихся)

 

Задание: Прослушав рассказ, сделайте вывод: почему Сталин не прислушивался к предупреждениям советских разведчиков?

            Уже 29 декабря 1940 года, советская разведка сообщила в Москву основное содержание «Плана Барбаросса»

 

         Сообщение о Р. Зорге ( подготовлено учащимся).

 

К сожалению, эти сведения, как и многие другие  сообщения разведки, не были по достоинству оценены советским руководством. Сталин полагал, что Гитлер не начнет войну против СССР, предварительно не разгромив Великобританию, или, по крайней мере, не заключив с ней договор о мире. Сталин был уверен что оттянуть войну удастся до 1842 года.

 

Документ: «Из воспоминаний К. Симонова» (рабочая тетрадь, с. 43)

 

«… Сталин несет ответственность не просто за тот факт, что он с непостижимым упорством не желал считаться с важнейшими донесениями разведчиков. Главная его вина перед страной в том, что он создал гибельную атмосферу, когда десятки вполне компетентных людей, располагавших неопровержимыми документальными данными, не располагали правами для того, чтобы принять меры к ее предотвращению»

 

                  Вопрос: назовите одну из причин, почему Сталин упорно игнорировал все предупреждения о готовящемся ударе против СССР.

                 Задание: в пункте первом, 3 абзац, найдите еще одну причину такого поведения Сталина.

 

                 Вопрос: Вспомните, что не было сделано советским руководством накануне войны.

 

                   Наша разведка свою службу выполнила. У нас – многолинейная секретная служба: Военная разведка, военно-морская и чекистская разведка. И по всем трем линиям шли данные о нападении фашистской Германии, включая время и направление.

Вся эта информация была объявлена дезинформацией, а Берия дал команду стереть информаторов в лагерную пыль.

                  Всерьез руководство поверило в неизбежность войны, когда в ночь с 21 на 22 июня появились первые перебежчики-антифашисты.

                  Вечером 22 июня в войска была послана директива и приведении войск в боевую готовность. Вся ночь ушла только на передачу директивы, но успела дойти только до штабов армий. Успели привести в боевую готовность только Одесский фронт-корабли военно-морской базы. Больше никто не успел.

 

Вопрос: - в чем была причина больших потерь в первые часы войны.

               - в чем еще был просчет Сталина?

Сталин считал, что главный удар будет нанесен на Украину (из-за угля и хлеба). Гитлер же сосредоточил основные силы на центральном направлении (Белорусском).

            Как вы помните, план «Барбаросса» предусматривал три основных направления наступления немецко-фашистских войск. (Карта)

Запись в тетрадях: (на экране слайд «План «Барбаросса»)

       1) Северное - Ленинград (группа армий «Север»)

    2 ) Центральное – на Москву (группа армий «Центр»)

    3) Южное на Киев (группа армий «Юг»)

 

      На рассвете 22 июня тысячи немецких самолетов и десятки тысяч орудий нанесли сокрушительный удар по советским военным городам, железнодорожным узлам, аэродромам, бензохранилищам, складам боеприпасов, штабам, узлам связи и другим военным объектам.

       Тысячи единиц боевой техники были выведены из строя в местах хранения, так и не вступив в бой. Разрушение линии связи привело к потери управления войсками.

      

      О трагическом начале войны свидетельствуют и воспоминания начальника германского генштаба Гальдера (документ).

 

Слайд  «Первые потери»    

 

     Тем не менее, с первых же минут войны врага встретило упорное и отчаянное сопротивление. Первыми удары гитлеровцев приняли на себя пограничники.

   

      Рассказ о Брестской крепости (с использованием иллюстративного  и видео материалов)

 

      Вернемся к событиям 22 июня. В полдень с обращением к народам СССР по радио выступил первый заместитель Председатель Совнаркома, нарком иностранных дел В.М. Молотов.

Просмотр видеофрагмента с записью текста обращения.

 

Слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - стали программными на все дни войны.

Вопрос: почему война советского нарда против фашистской Германии получила название Великой Отечественной?

 Задание: выписать из пункта «Начало войны» мероприятия советского руководства, проведенные в первые дни войны.

 

IV.              Закрепление изученного материала.

Подведем итоги урока:

- определите, какой характер носил поход гитлеровской Германии на СССР

- как вы поняли, в чем были просчеты Сталина, что стало причиной трагического начала войны

Слайд: Причины поражения Красной армии»

     - какой характер приобрела война для Советского Союза?

 

Вывод: в июне 1941 года для советского народа началась Великая Отечественная война, продлившаяся 4 года. Вероломное нападение, просчеты советского руководства привели к трагическим событиям начального периода войны, к огромным людским и материальным потерям. Но хочу закончить словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

 

V.                 Подведение итогов.

            Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: параграф 29, пункты 1-4.

 

Прикрепленный файл Size
Брестская крепость 26.5 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн