1) познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны
2) выявить захватнический характер германского похода на Восток с целью геноцида русского и других народов нашей страны;
3) подвести учащихся к пониманию причин неудач Красной Армии в начальный период войны
4) продолжить формирование навыков работы с историческим документом, картой, умений анализировать, составлять таблицы.
Учебное оборудование: рабочая тетрадь на печатной основе, карта «Вторая Мировая война», электронное пособие «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия.XIX-XX вв.», учебник.
Опережающеезадание: подготовить сообщение о Р. Зорге
«С любовью и верой к Родине шагнули в бессмертие
защитники, воздвигшие себе вечный памятник в сердцах
грядущихпоколений».
Ход урока
I.Организационныймомент.
II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны»:
1) На доске составить таблицу;
2) На месте: карточки, тесты, устное задание;
3) Устно: - Когда и какими действиями началась Вторая мировая война
- Покажите по карте, какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года;
- В чем суть плана «Барбаросса»?
- Расскажите об экономическом состоянии Германии накануне нападения на СССР.
Итак, Германия сосредоточила на границе с СССР следующие силы: (проверка таблицы на доске)
Цель сегодняшнего нашего урока: показать захватнический характер германского похода на Восток и выяснить, в чем были причины неудач Красной Армии в начальный период войны.
Тема урока звучит: «Фашистское нападение. Первые неудачи».
III.Изучение нового материала
В июне 1941 года Германия была на вершине экономического, политического и военного могущества. Еще летом 1940 года Гитлер принял решение об уничтожении СССР, время нападения зависело от продолжительности кампании.
Слова Гитлера (готовит учащийся):
« Чем скорее мы разобьем Россию, тем лучше. Операция будет иметь смысл только в том случае, если мы одним стремительным ударом разгромим все государство целиком. Только захвата какой-то части территории будет недостаточно. Остановка действий зимой опасна. Поэтому лучше подождать, но принять твердое решение уничтожить Россию… Начало – май 1941 года. Продолжительность операции – пять месяцев. Было бы лучше начать уже в этом году, однако это не подходит, т. к. осуществить операцию надо одним ударом цель – уничтожение жизненной силы России».
Вопрос: почему был выбран именно этот момент для нападения на СССР?
В июне 1941 года Германия была не одна в войне против нас. На ее стороне войска Италии, Хорватии, Венгрии, Румынии, Финляндии и Словакии. Союзниками Германии были Болгария и Япония. ( показ по карте)
К началу войны 12 европейских государств были оккупированы – их экономика была на службе Германии. За всю историю столь мощной коалиции не было.
На экране: таблица «Соотношение вооруженных сил Германии и СССР к началу войны».
Задание: используя материал учебника, заполнить таблицу.
Вооруженные
силы
Германия и ее союзники
СССР
Личный состав
5,5 млн.
2,9 млн.
Количество дивизий
190
170
Танки
4300
8000 (из них 1475 новых консрукций
Самолеты
5000
7000 ( 1540 - новых конструкций)
Орудия
47000
37500
Вопрос: сделайте вывод о численном составе и технической соотношении сил СССР и Германии.
Таким образом, на стороне Германии:
1) численное превосходство:
2) техническое превосходство (самые современные виды вооружений плюс трофеи всех завоеванных армий)
3) фактор внезапности
Вопрос: как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства. (ответы учащихся)
Задание: Прослушав рассказ, сделайте вывод: почему Сталин не прислушивался к предупреждениям советских разведчиков?
Уже 29 декабря 1940 года, советская разведка сообщила в Москву основное содержание «Плана Барбаросса»
Сообщение о Р. Зорге ( подготовлено учащимся).
К сожалению, эти сведения, как и многие другие сообщения разведки, не были по достоинству оценены советским руководством. Сталин полагал, что Гитлер не начнет войну против СССР, предварительно не разгромив Великобританию, или, по крайней мере, не заключив с ней договор о мире. Сталин был уверен что оттянуть войну удастся до 1842 года.
Документ: «Из воспоминаний К. Симонова» (рабочая тетрадь, с. 43)
«… Сталин несет ответственность не просто за тот факт, что он с непостижимым упорством не желал считаться с важнейшими донесениями разведчиков. Главная его вина перед страной в том, что он создал гибельную атмосферу, когда десятки вполне компетентных людей, располагавших неопровержимыми документальными данными, не располагали правами для того, чтобы принять меры к ее предотвращению»
Вопрос: назовите одну из причин, почему Сталин упорно игнорировал все предупреждения о готовящемся ударе против СССР.
Задание: в пункте первом, 3 абзац, найдите еще одну причину такого поведения Сталина.
Вопрос: Вспомните, что не было сделано советским руководством накануне войны.
Наша разведка свою службу выполнила. У нас – многолинейная секретная служба: Военная разведка, военно-морская и чекистская разведка. И по всем трем линиям шли данные о нападении фашистской Германии, включая время и направление.
Вся эта информация была объявлена дезинформацией, а Берия дал команду стереть информаторов в лагерную пыль.
Всерьез руководство поверило в неизбежность войны, когда в ночь с 21 на 22 июня появились первые перебежчики-антифашисты.
Вечером 22 июня в войска была послана директива и приведении войск в боевую готовность. Вся ночь ушла только на передачу директивы, но успела дойти только до штабов армий. Успели привести в боевую готовность только Одесский фронт-корабли военно-морской базы. Больше никто не успел.
Вопрос: - в чем была причина больших потерь в первые часы войны.
- в чем еще был просчет Сталина?
Сталин считал, что главный удар будет нанесен на Украину (из-за угля и хлеба). Гитлер же сосредоточил основные силы на центральном направлении (Белорусском).
Как вы помните, план «Барбаросса» предусматривал три основных направления наступления немецко-фашистских войск. (Карта)
Запись в тетрадях: (на экране слайд «План «Барбаросса»)
1) Северное - Ленинград (группа армий «Север»)
2 ) Центральное – на Москву (группа армий «Центр»)
3) Южное на Киев (группа армий «Юг»)
На рассвете 22 июня тысячи немецких самолетов и десятки тысяч орудий нанесли сокрушительный удар по советским военным городам, железнодорожным узлам, аэродромам, бензохранилищам, складам боеприпасов, штабам, узлам связи и другим военным объектам.
Тысячи единиц боевой техники были выведены из строя в местах хранения, так и не вступив в бой. Разрушение линии связи привело к потери управления войсками.
О трагическом начале войны свидетельствуют и воспоминания начальника германского генштаба Гальдера (документ).
Слайд «Первые потери»
Тем не менее, с первых же минут войны врага встретило упорное и отчаянное сопротивление. Первыми удары гитлеровцев приняли на себя пограничники.
Рассказ о Брестской крепости (с использованием иллюстративного и видео материалов)
Вернемся к событиям 22 июня. В полдень с обращением к народам СССР по радио выступил первый заместитель Председатель Совнаркома, нарком иностранных дел В.М. Молотов.
Просмотр видеофрагмента с записью текста обращения.
Слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - стали программными на все дни войны.
Вопрос: почему война советского нарда против фашистской Германии получила название Великой Отечественной?
Задание: выписать из пункта «Начало войны» мероприятия советского руководства, проведенные в первые дни войны.
IV.Закрепление изученного материала.
Подведем итоги урока:
- определите, какой характер носил поход гитлеровской Германии на СССР
- как вы поняли, в чем были просчеты Сталина, что стало причиной трагического начала войны
Слайд: Причины поражения Красной армии»
- какой характер приобрела война для Советского Союза?
Вывод: в июне 1941 года для советского народа началась Великая Отечественная война, продлившаяся 4 года. Вероломное нападение, просчеты советского руководства привели к трагическим событиям начального периода войны, к огромным людским и материальным потерям. Но хочу закончить словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».