Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Литературно-музыкальная композиция по произведениям Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Фото пользователя Надежда Алексеевна Князева
Submitted by Надежда Алексеевна Князева on Fri, 11/12/2009 - 11:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Князева Надежда Алексеевна
Место работы, должность: 
ОГОУ СПО , Болотнинский педагогический клледж, преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
Рекомендую для проведения внеклассного мероприятия по литературе при изучении темы "Творчество Н.В. Гоголя, "Вечера на хуторе близ Диканьки".

 

Сценарий музыкально-литературной гостиной по произведениям Н.В. Гоголя

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

 

1. Вступительное слово ведущего «Вечера на хуторе близ Диканьки» как прекрасный образ Украины».

В августе 1831 года в типографию министерства просвещения в Петербурге зашел молодой, щеголевато одетый человек. Спросив заведующего типографией, фактора, он прошел к наборщикам и с удивлением заметил, что при его появлении они, отворачиваясь к стене, весело фыркали и улыбались. Несколько удивленный приемом, который оказали ему наборщики, молодой человек попросил фактора объяснить причину их смеха, и тот, «после некоторых ловких уклонений», наконец сказал, что «шуточки», присланные автором из Павловска, «до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву». «Шуточки», о которых говорил фактор, были повести, вошедшие в первую книгу «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а молодым человеком – сам автор, Николай Васильевич Гоголь. Обо всем этом – посещении типографии, приеме, оказанном ему наборщиками, и беседе с фактором – Гоголь тогда же сообщил в письме своему другу, Александру Сергеевичу Пушкину. И, заканчивая свой рассказ, писал, что он «из этого заключил, что стал писателем» совершенно во вкусе простого народа.

Народный характер первой книги Гоголя, ее подлинную близость к жизни, ее юмор высоко оценил и Пушкин: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеменства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность. Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».

«Вчера на хуторе близ Диканьки» сразу же привлекли всеобщее внимание. В них молодой писатель с горячей любовью рассказал о жизни народа, о веселых и мужественных украинских парубках, красивых и гордых девчатах, передал поэтически-пленительные песни и предания украинского народа.

К работе над повестями «Вечеров на хуторе» Гоголь приступил в начале в начале 1829 года, вскоре по своем приезде в Петербург. Окончив Нежинскую гимназию высших наук, он приехал в столицу, мечтая «сделать жизнь свою нужною для блага государства». Им владела пылкая мечта – принести пользу человечеству, поступить на службу, которая могла бы дать «просторный круг действий». Но Петербург неласково встретил молодого провинциала. Гоголь в течение долгого времени не мог найти службы и вынужден был вести бедственное существование. После долгих поисков работы он получил место в одном из столичных департаментов; его обязанности напоминали безотрадные занятия Акакия Акакиевича Башмачкина, описанные впоследствии им в повести «Шинель». Знакомство с Пушкиным и его друзьями помогло Гоголю найти свою дорогу – обратиться к занятиям литературой, написать «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Во время работы над «Вечерами» Гоголь познакомился с Пушкиным. Лето 1831 года Гоголь провел в Павловске, по соседству с Пушкиным, жившим в это время в Царском селе (ныне г. Пушкин). Общение с Пушкиным во многом помогло начинающему писателю завершить свое чудесное, свежее и благоуханное произведение о жизни народа.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь обращает свои взоры к милой его сердцу солнечной Украине. В жизни ее народа, в ее песнях и сказках видит он подлинную поэзию и воссоздает ее в своих повестях. Интерес к народной жизни, возникший под влиянием патриотического подъема в Отечественную войну 1812 года, подсказал Гоголю путь к «Вечерам на хуторе близ Диканьки».

Любовь к Украине соединялась у Гоголя с горячей любовью ко всей России, он всегда понимал неразрывную, братскую связь, существовавшую между русскими и украинскими народами, всем своим творчеством способствуя ее укреплению.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь создал глубоко лирический, прекрасный образ Украины, проникнутый любовью к ее народу. «Поэтическими очерками» Украины, «полными жизни и очарования», назвал его повести Белинский. Образ Украины раскрывается писателем и в пленительных поэтических пейзажах и в передаче национального характера народа, его свободолюбия, храбрости, юмора, лихого веселья. Украина в книге Гоголя впервые предстала во всей чудесной красоте, яркости и вместе с тем нежности своей природы, с ее вольнолюбивым и мужественным народом.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» раскрывается жизнь народа в ее различных проявлениях: здесь показаны быт и картинки современной Гоголю жизни, и народные предания, и события далекого прошлого.

В повестях сочетаются и реалистические картины быта, и образы народной фантастики, и исторические мотивы, в своей совокупности рисующие широкую и многостороннюю картину жизни украинского народа. Создавая свои повести, Гоголь охотно обращался к народным песням и легендам: в них наиболее ярко и полно запечатлелось народное понимание жизни.

В песнях видел Гоголь прежде всего отражение народного характера. В статье, посвященной украинским песням, он говорит: «Это народная история, живая яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о прошедшем быте этой цветущей части России…», так как в песнях передан «верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа…»

Создавая поэтические, овеянные лиризмом образы девушек: Ганы в «Майской ночи», Оксаны в «Ночи перед рождеством», Параски в «Сорочинской ярмарке», - Гоголь широко пользуется народными песнями. В них он находит задушевные черты и краски, которыми наделены его героини, то лирически-задумчивые и нежные, как Ганна, то полные задорного веселья, как Параска, но одинаково преданные и нежно любящие.

В людях из народа видел Гоголь лучшие человеческие черты и качества: любовь к родине, чувство собственного достоинства, живой и ясный ум, человечность и благородство.

Кузнец Вакула в «Ночи перед рождеством», Левко в «Майской ночи», Данила Бурульбаш в «Страшной мести» являются воплощением тех положительных черт, какие запечатлелись в народных думах и песнях. Вакула не теряется ни в каких случаях жизни. Он заставил служить себе черта и вдоволь поиздевался над ним, не робеет он и во дворце у царицы. Его поступки определяются большим и подлинным чувством любви к Оксане. Гоголь с большой сердечностью изображает эту преданную, искреннюю любовь.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» не дано непосредственно картин крепостного быта, угнетения крестьян помещиками. Это объясняется не стремлением писателя идеализировать, приукрасить действительность, а тем, что Гоголь хотел показать народ не подневольным и покорным, а гордым, свободным в своей внутренней красоте и силе, в своем жизнеутверждающем оптимизме.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь нередко прибегает к фантастике, вводит в свои повести чертей, ведьм. Но его фантастика – особого рода: она имеет чаще всего смешной, сатирический характер. Черт у него похож на самого обыкновенного провинциального чиновника, способного лишь на мелкие пакости, каким он изображен в «Ночи перед рождеством». Ведьмы и прочие чудища в адском пекле, куда попадает запорожец в «Пропавшей грамоте», играют в карты и при этом еще плутуют.

Фантастические происшествия в повестях «Вечеров на хуторе близ Диканьки» тесно переплетаются с реальными событиями. В «Пропавшей грамоте» похождения загулявшего казака показаны как пьяное наваждение, сон, рассказанный болтливым, любящим прихвастнуть и приврать стариком – рассказчиком.

Фантастика у Гоголя способствует изображению человеческой подлости и пошлости, превращается в едкую насмешку над предрассудками. Проделку черта, спрятавшего месяц для того, чтобы богатый казак Чуб не пошел на кутью к дьяку, Гоголь изображает как самый повседневный случай, лукаво используя это «происшествие» для того, чтобы показать нравы, обычаи, порядки на селе.

Фантастика в «Вечерах на хуторе» становится средством сатиры. Подобно тому, как в народной поэзии, в сказках враждебные народу силы, отрицательные явления показаны в виде злобной и вредящей людям «нечистой силы». Гоголь в своих повестях делает фантастические персонажи – чертей, ведьм – носителями злых и корыстных черт, тех дурных и отрицательных моральных и социальных качеств, которые свойственны представителям деревенской верхушки, богатеям провинциальной и сельской «знати». Поэтому он в образе черта метко высмеивает сельского любезника, мелкого чиновника, чертами которого и наделяет свой фантастический образ.

Описание Днепра проходит через всю повесть, выражает как бы ее лирическую тему, придает глубину и обобщенность ее образам.

Свет месяца придает берегам реки призрачный, колдовской колорит: «Будто дамасскою дорогою и белою, как снег, кисеею покрыл он гористый берег Днепра, и тень ушла еще далее в чащу сосен». Эта тень нависает над мирным благополучием Данилы и Катерины в «Страшной мести»; печалью, недобрым предчувствием полны их думы, и «Днепр серебрился, как волчья шерсть середи ночи». Днепр становится гневным и бурым, словно разделяя горе Катерины, горе народа и стремясь отомстить предателю: «Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом ответит целый мир, - страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали».

Вслед за драматической сценой гибели Данилы Бурульбаша следует знаменитое описание Днепра. Эта величественная картина Днепра с еще большей силой выделяет патриотическую тему повести. Днепр здесь становится как бы символом родины, могучей, величественной и прекрасной.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» навсегда останутся одной из самых поэтических и пленительных книг об Украине и ее народе, свидетельством дружбы русского и украинского народов.

 

         2. Инсценирование по произведению Н.В. Гоголя  «Ночь перед Рождеством»

 

Сцена 1

Оксана:

- Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем  не хороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом к верху носе? И в щеках? И в губах? Будто хорошо мои черные косы?  Ух! Их можно испугаться вечером: они длинные как змеи, перевились и обвили вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша!

- Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть.

Вакула:

- Чудная девка. С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя в слух!

         Оксана:

- Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня, как я плавно выступаю: у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове. Вам век не увидать богаче галуна. Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете.

(увидела кузнеца)

         Оксана:

- Зачем ты пришел сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас! Что, сундук мой готов?

         Вакула:

- Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузнецы; зато ни у какой поповны не будет такого сундука. Железо на оковку положил такое, какого не клал на Сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого. По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет как жар.

Не сердись на меня. Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!

         Оксана:

- Кто ж тебе запрещает, говори и гляди!

(Оксана садится на лавку, поправляет косы на голове)

 

Вакула:

- Позволь и мне сесть возле тебя!

Оксана:

- Садись.

         Вакула:

- Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя.

         Оксана:

- (Отталкивает его) Чего тебе еще хочется? Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею.

(Смотрит в зеркало, прихорашивается)

         Вакула:

- Не любит она меня. Ей все игрушки; а я стою перед нею как дурак и очей не свожу с нее. Чудная девка! Чего бы я не дал, чтобы узнать, кого она любит!

 

Стук. Входят девушки, смеются, хвастаются обновами.

_ Оксана, идем колядовать с нами.

- Идем, Оксана, а то не успеем. Парубки уже давно нас ждут..

         Оксана:

- Э. Одарка, у тебя новые черевички! Ах, какие хорошие!  И с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает; а мне некому достать такие славные черевички

         Вакула:

- Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевички, какие редкая панночка носит.

         Оксана:

- Ты? Посмотрю я, где ты достанешь черевички, которые могла бы я надеть на свою ногу.

Разве принесешь те самые, которые носит царица.

         Девки:

- Видишь, каких захотела (смеется)

- Идем, Оксана, колядовать.

         Оксана:

- Да, будьте вы все свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж.

(девушки уводят Оксану)

         Вакула:

- Смейся, смейся. Думаю, и не могу вздумать, куда девался ум мой. Она меня не любит.

(горько усмехаясь) Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж. Эх. (уходит)

        

 

 

 

Сцена 2

         Черт:

- Ах, дорогая Солоха, не согласна ли наградить мою страсть. Я готов на все: кинусь в воду, а душу отправлю прямо в пекло (встает на колени)

         Солоха:

- Ах, какой баловник. Ах, какой прыткий. Ну, мохнатенький, ну хвостатенький (гладит). Иди же к своей Солохе.

(поднимает его, делают вид, что хотят поцеловаться.

 Вдруг стук. Входит Голова.)

Голова:

- Ну, добрый вечер, дорогая Солоха. Шел я мимо да увидел свет в твоей хате. А не подашь ли чарку горилки, дрожжайшая Солоха.

Стук.

Голова:

- Спрячь меня куда-нибудь. Мне не хочется теперь встретиться с дьяком.

         Солоха:

- Куда же тебя спрятать, уважаемый Голова. Разве в мешок с углем. Полезай, панове, в этот мешок.

Входит дьяк.

         Дьяк:

-Здравствуй, Солоха. Эх, какая метель. Все дорожки замела, кроме одной. Позволь погулять немного с тобой.

         Солоха:

-Ах, Осип Никифорович! Сердечно рада такому посещению.

         Дьяк:

- А что это у вас, великолепная Солоха? (отскочил)

         Солоха:

- Как что? Рука, Осип Никифорович!

         Дьяк:

- Гм. рука! Хе!хе!хе! (потирает руки, прохаживается)

- А это что у вас, дрожжайшая Солоха? (схватил за шею пальчиками и отскочил)

         Солоха:

-Будто не видите, Осип Никифорович! Шея, а на шее монисто.

         Дьяк:

- Гм! На шее монисто! Хе!хе!хе! (снова ходит, потирая руки)

- А это что у вас, несравненная Солоха?

Стук. Голос казака Чуба.

- Ах, боже мой, сторонне лицо! Что теперь будет, если застукают особу моего звания. Дойдет до отца Кондрата!

- Ради бога, добродетельная Солоха. Ваша доброта, ей – богу, стучатся. Ох, спрячьте меня куда-нибудь!

         Солоха: (бегает)

- Куда же, отче я спрячу вас. Ну, полезайте сюда. 

         Чуб:

- Здравствуй, Солоха! Ты, может быть, не ожидала меня, а? Правда не ожидала? Может быть, я помешал?  Может быть, вы забавлялись с кем-нибудь? Может быть, ты кого-нибудь спрятала уже, а? (смеется)

- Ну, Солоха, дай теперь выпить водки. Я думаю, у меня горло замерзло от проклятого морозу. Послал же бог такую ночь перед Рождеством. Как схватилась вьюга, как схватилась…

         Вакула:

- Отвори! (стучит)

         Чуб:

- Стучит кто-то.

         Вакула:

- Отвори

         Чуб:

- Это сын твой кузнец. Слышишь, Солоха, куда хочешь девай меня;

- Я ни за что на свете не захочу показаться этому выродку проклятому, чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною.

Солоха мечется, дает знак лезть в тот самый мешок,

 в котором сидел дьяк, уходит сама

Кузнец садится на лавку

         Вакула:

- Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда. Через эту глупую любовь я одурел совсем. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь.

Отнесу их в кузнецу. (берет и тащит мешок)

- Кой черт, мешки стали как будто тяжелее прежнего. Дурень я. Я и позабыл, что теперь мне все кажется тяжелее.

Скоро буду от ветра валиться. Нет, не дам никому смеяться над собою (утаскивает остальные)

 

Сцена 3

Вылезает из мешка черт и смотрит на Вакулу

         Черт:

- Это я, твой друг, все делаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь. Оксана будет сегодня же наша.

         Вакула:

- Изволь, за такую цену готов быть твоим.

Черт:  (запрыгал на спине)

- Теперь-то попался кузнец. Теперь-то вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, возводимые на чертей.

- Ну, Вакула, ты знаешь, что без контракта ничего не делают.

         Вакула:

- Я готов. У вас я слышал, расписываются кровью. Постой же, я достану в кармане гвоздь. (схватил за хвост)

         Черт:

-Вишь какой шутник. Ну, полно, довольно уже шалить.

         Вакула:

- Постой, голубчик! А вот это как тебе покажется? Будешь теперь подучивать на грехи добрых людей. (вскочил верхом на черта и перекрестил его)

         Черт:

- Помилуй, Вакула. Все, что для тебя нужно, все сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!

         Вакула:

- А, вот каким голосом запел, проклятый. Теперь я знаю, что делать. Вези меня сей же час на себе. Слышишь, неси, как птица!

         Черт:

- Куда?

         Вакула:

- В Петербург, прямо к царице.

 

3. Презентация по произведениям Н.В. Гоголя.

 

4. Награждение участников.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн