Online video hd

Смотреть аниме видео

Официальный сайт openw 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лес - природное сообщество (4 класс)

Данные об авторе
Автор(ы): 
Полехина Любовь Семёновна
Место работы, должность: 
МОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа №1 учитель
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
17
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебный комплект А.А.Плешакова

Используемое оборудование: 

компьютер, мультимедийное устройство

Используемые ЦОР: 

Презентация к уроку

Краткое описание: 
Урок ознакомления с материалом и первичного закрепления знаний по теме "Лес - природное сообщество"

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Жизнь леса. Лес – природное сообщество

Цели урока:

- Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

-  Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

- Развивать познавательную активность детей,  речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Описание: дети разделены и сидят тремя группами. И урок проходит как форум.

1.       Организационный момент.

 Погружение в путешествие

Ребята, вы сегодня будете работать  тремя группами. В конце урока активные участники получат отметки, которые вы сами себе и выставите. В интернете работает лесной форум Гринпис России. А что это за «зверь» такой – Гринпис? Гринпис - основанная в 1971г. независимая международная общественная организация, ставящая целью сохранение окружающей среды. И мы сегодня, работая в группах, будем своего рода детской природоохранной комиссией, и  должны будем ответить на один очень каверзный вопрос. Какой? – спросите вы. Скажу чуть позже.  Перед  тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний».

 

2. Проверка домашнего задания

 

А). Заполните схему: СЛАЙД 1

       ПОЧВА

 

 

 

 схема состава почвы

 

 

 

Б). Найдите ошибки в тексте: (по очереди каждой команде)     СЛАЙД 2

            Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

В). Выбери правильное утверждение: (показать номер правильного цифрой)   СЛАЙД 3

 

-Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

-Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

-Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

 

3.  Сообщение темы и целей урока.

Придвиньте ваши стулья поближе к вашим спинкам, прижмите  вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Мы с вами немного попутешествуем, а куда,  вы мне скажите, после того как прекратятся звуки, вы откройте глаза, и скажите, где кто из вас побывал за момент погружения.    СЛАЙД 4

( учитель включает файл звуки леса) (Звуки прекращаются).

- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?

Учащиеся:

 - В лесу,  возле ручья…

 - А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?

Учащиеся:

 - Щебет птиц, журчание ручья

 

Сегодняшний наш урок – урок-заседание. В результате его работы мы должны ответить вот на какой каверзный  вопрос: что же нужно для благоприятного существования леса как природного сообщества.

Здравствуй, вольная природа

Лес - великая страна!

Удивительным народом

Та страна населена.

 

 

4. Актуализация опорных знаний. Растительный мир лесов.

 - Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?

Учащиеся:

 - Сообща что–то, вместе…

 - Вот как  Ожегов толкует в своём словаре это слово.

СООБЩЕСТВО -  Группа растительных или животных организмов, живущих вместе

(толковый словарь Ожегова)

 

- Чем является лес для живых организмов?  (Для живых организмов лес  является домом.)

- А какой этот дом?  (Большой, многоэтажный.) 

- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания (по 1 загадке каждой команде)  СЛАЙД 5

   1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

   2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

   3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. ( Деревья, кустарники, травы.)

- А что же растет на самой земле? ( Лишайники и  мхи.)

-Итак, Ярусы, или этажи леса: деревья, кустарники, травы      СЛАЙД 6

 

-Посмотрите в Вашей тетради на  с.55   таблица:   СЛАЙД 7

-Работу выполняем в группе. Кому нужна помощь – помогаем.

                     

                                  Ярусы леса

Деревья

Кустарники

Травы

….

….

….

 

- Какие деревья расположились в верхнем ярусе? ( Ели, сосны, березы, осины и т. д.) (1 команда)

- В среднем ярусе? ( Малина, сирень, шиповник, калина и т. д.) (2 команда)

- Что растет в нижнем ярусе? (Клевер, подорожник, земляника, ромашка и т. д.) (3 команда)

 

- Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами? Думаю, если вы вспомните, как мама весной, формируя клумбу, более высокие цветы сажает по центру клумбы, а более низкие – по краям, то сможете ответить  на данный вопрос.  (Ярусность - это приспособление к более полному использованию солнечного света для фотосинтеза).

Ярусное расположение растений в лесу помогает  ужиться вместе большому разнообразию растений.

Освещённость  в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу  своё место.

    5. Физкультминутка

                У оленя дом большой.

                Он глядит в свое оконце-

                Зайка по лесу бежит,  

                В дверь его стучит:

                «Тук-тук,  дверь открой,

                Там в лесу охотник злой».

                «Зайка, зайка, забегай,

                Лапу мне скорей давай!»

 

6. Животный мир лесов

   - Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)

      - Ученые называют это лесной подстилкой. Год за годом опадают листья, засыхает трава. Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев? (Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.)  А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)

     -  А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)

Один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером звучит так «Всё связано со всем» (на экране слайд: « ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ»)  СЛАЙД 8

 

- Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.)

- А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)

- А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)

- Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)

- Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет. Как вы это объясните?

- Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.   СЛАЙД 9

-У вас на партах выдержка из научной статьи «Животные НСО».

Животный мир НСО

Фауна Новосибирской области в целом напоминает фауну Средней и Северной Европы, однако есть и существенные отличия. На территории области таежная и степная зоны находятся всего лишь в двухстах километрах друг от друга, поэтому здесь, отделенные сравнительно небольшим пространством, встречаются как чисто северные, таежные виды, так и вполне южные.

На севере, в лесных районах, обитают медведь, северный олень, лось, рысь, косуля, росомаха, выдра, бобр, белка, колонок, горностай. В лесостепной зоне водятся волк, лисица-корсак, горностай, ласка, тушканчик, заяц-беляк, заяц-русак. По берегам мелких лесных речек севера области селятся самые крупные грызуны страны — бобры. Гадюка обыкновенная — единственная ядовитая змея Западной Сибири. Ее укус очень неприятен, болезнен, но, как правило, не смертелен. В лесах области обитают около 300 видов птиц. Распространены рябчик, тетерев, глухарь. В лесах и по берегам рек обитают лягушки, ящерицы.

 

На территории Новосибирской области обитает около 80 видов млекопитающих. Среди них много мелких животных: землеройки, мыши, полевки, хомяки, суслики, кроты.  В почве так же живут разного рода жуки, черви, насекомые.

Самый крупный хищник Южной Сибири бурый медведь, длина его тела бывает около двух метров. В пределах области медведи встречаются в северных лесах и лесах Салаирского кряжа. Питаются эти звери, в основном, растительной пищей, не брезгуют падалью, иногда нападают на крупных животных, в том числе на домашний скот. Зимой медведи залегают в спячку.

Единственная дикая кошка наших лесов - рысь. Рысь охотится на различных животных, но ее любимая добыча - зайцы.

 

 Ознакомьтесь с ней и ответьте на вопросы:

- Какие животные встречаются в лесах нашего края? (1 команда)

- А какие обитают в почве? (2 команда)

- Назовите самого крупного хищника,  населяющего леса НСО и единственную дикую кошку, живущую в наших лесах (3 команда)

7. Электронная физминутка для глаз. СЛАЙД 10 (если картинка мигает – и вы мигаете глазками)

СЛАЙД 11

- Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях (по 1 каждая команда)

 

- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)

- Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)

- Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.

                        И на горке, и под горкой,

                        Под березой, и под елкой,

                        Хороводами и в ряд

                        В шляпках молодцы стоят.

                                                          (Грибы.)

(Показать муляжи грибов.)

- Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)

- Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье «Нужны ли лесу грибы?»

- Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)

 

  8.  Проверочный  тест. СЛАЙД 12

  --А  сейчас  я  предлагаю  вам  выполнить  тест.  Он  на  экране  и  у  вас  на  карточках.  Правильные  утверждения  отметьте  знаком  «+»,  а  не  верные -  знаком  «-».

                                          Тест

 1.Растения  в  лесу  растут  ярусами.

 2.Животные  делят  ярусы  между  собой.

 3.На  деревьях  обитают  кроты  и  землеройки.

 4.Грибы  помогают  расти  деревьям.

 5.Лось – хищник.

 6.Под  действием  микроорганизмов  и  личинок  насекомых  лесная  подстилка  в  лесу  быстрее  перегнивает.

 7.Лесная  подстилка  долгие  годы  сохраняется  в  лесу.

 8.В  лесу  необходимо  сохранение  экологического  равновесия.

 

  -Поменяйтесь работами с соседом и поставьте оценку, руководствуясь следующими критериями: 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3, 4 и более, к сожалению, - 2. Но таких, я надеюсь, не будет. Ну и, конечно, без ошибок – пятёрка.

 

9. Лес и человек

«Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.

- Так ли это? Кто может уничтожить лес?

(Дети приходят к выводу, что человек).  СЛАЙД 13

- Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?

-О чём рассказали знаки. Подпиши пиктограммы.

 

- К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса! СЛАЙД 14   И 15

10. Подведение итогов урока

Вы очень хорошо работали! Какие же оценки получили участники секций? (ответы)  СЛАЙД 16 И в награду я открою вам секрет, что в данной презентации использованы фото лесов нашего Венгерова и расскажу Вам сказку. Любите сказки?

--Послушайте  сказку  Ю.Дмитриева  «Что  такое  лес?» (электронная версия сказки не моя. К сожаление имени автора не помню. Извините.)

--Понравилась  вам  сказка?

--Что  вы  из  нее  узнали  о  лесе?

   - Почему называют лес – природным сообществом?

- Что произойдет, если исчезнет какой – либо вид растений, животных, птиц, насекомых?

- Как нужно обращаться и вести себя в природе?

Решение детской природоохранной комиссии:

Для  благоприятного  существования  леса  как  природного  сообщества  важно  то,  что  растения  растут  ярусами,  которые  делят  между  собой  все  животные  леса,  наличие  грибов  и  микроорганизмов  в  лесной  подстилке,  а  также  сохранение экологического  равновесия.

11. Домашнее задание

С.57 №6 и №7

Дети поют песню.

Мир не прост, совсем не прост.

Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз.

В нём есть деревья, и есть цветы,

Есть ещё, есть ещё ты…

 

Есть в нём совы, есть соловей.

Есть в нём и бабочка, и муравей.

И есть медведи, есть кроты,

Есть ещё, есть ещё ты!

 

                         Всё, что в этом мире живёт,

                         Всё, что дышит, любит, поёт,

                         Всё, что мы природой зовём,

                         Пусть живёт, пусть живёт

                         В сердце твоём.  – 2 раза.

 

Прикрепленный файл Size
Что такое лес.ppt 2.1 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Ольга Евгеньевна Шилова

На: Лес - природное сообщество (4 класс)


Замечательный урок. Очень большой объём материала, разнообразных видов работ.Понравилась организация групповой работы на уроке, использование здоровьесберегающих технологий при проведений минутки релаксации в начале урока, физкультминутки и гимнастики для глаз. Но не слишком ли много работы со слайдами?

С уважением, Шилова Ольга.



Фото пользователя Наталья Николаевна Волкова

На: Лес - природное сообщество (4 класс)


Урок очень интересный .Очень хорошая подборка материала.Учитель применяет разные формы работы с детьми.Проблема, поставленная учителем на уроке, реализуется через предложенные задания.Учитель опирается на жизненный опыт детей, их наблюдения, мысли и чувства.Чувствуется что у Вас сильный класс,так как на одном уроке выдаётся очень большой объём материала, дети подводят итоги и делают выводы.

Спасибо большое за урок!

С уважением, Волкова Наталья Николаевна



Фото пользователя Любовь Анатольевна Густелёва

На: Лес - природное сообщество (4 класс)


Урок замечательный. Структура методически грамотно выстроена. Яркий вход в тему (музыка леса). А вот вопрос по теме я бы попросила сформулировать детей, а не давать самой. Большой плюс преподавателю - акцент на экологические проблемы леса. Урок здоровье сберегающий, много физкульт минуток. Я бы включила в урок работу детей с дополнительной литературой (энциклопедия, художественная литература). Мое мнение, что весь запланированный материал можно реализовать только с быстрым темпом проведения урока. Молодец.

С уважением Густелева Любовь Анатольевна!




На: Лес - природное сообщество (4 класс)


Уважаемая Любовь Семёновна, большое спасибо за урок. Сейчас достаточно трудно конструировать уроки в связи с  требованиями ФГОС, основой которого является деятельностный подход - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в прцессе учебно-познавательной деятельности. Учитель при таком подходе создаёт условия.



Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно