Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мир Византийской культуры

Фото пользователя Светлана Михайловна Спицина
Submitted by Светлана Михайловна Спицина on пн, 21/12/2009 - 23:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Спицина Светлана Михайловна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №81 г. Воронежа, учитель истории и обществознания
Регион: 
Воронежская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Данная разработка поможет учителю подготовит и провести интересный и познавательный урок МХК в 10 классе. В конце разработки находится презентация к уроку.

 

Мир Византийской культуры
Цель: обобщить, дополнить и систематизировать знания учащихся по теме,              установить связь русской и византийской культур;
развивать чувственное восприятие мира, внимание, память, эстетический вкус, чувство прекрасного;
воспитывать интерес к произведениям мировой художественной культуры, терпимое            отношение к различным художественным стилям, жанрам и видам искусства.
Внутрипредметные связи: 395г – деление Римской империи на Западную и Восточную; 988г – крещение Руси;1054г. – раскол церкви на католическую и православную.
Основные понятия: ромеи, базилика, апсида, неф, алтарь, иконопись, мозаика, гимнографы, канон, невмы, осмогласие, тропарь.
Оборудование: учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура», видеофрагмент «Крещение Руси» из цикла «История государства Российского» (проект канала ТВЦ), видеофрагмент «Храм святой Софии» из цикла «Великие творения людей» («Ридерс дайджест»), иллюстрации мозаик византийских храмов, схема «Раннехристианская базилика».
План урока.
1.      Введение. Крещение Руси.
2.      Загадочная страна (геогр. положение, императоры, создание храма св. Софии)
3.      Науки – школы, развитие математики.
4.      Архитектура.
5.      Живопись.
q      Иконы и иконописцы
q      Мозаики
q      Образ иконы Владимирской богоматери
6.      Музыка Византии.
7.      Подведение итогов. Домашнее задание.
 
Ход урока.
1.                  Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Вводная часть. Звучат голоса птиц. На фоне звуков выходят 2 ученика – дед и внук.
Внук: Деда, а, правда, ты князя видел?
Дед: Истинная правда, внучек. Видел, вот как тебя. Правда, говорить с ним не мог.
В.: Деда, а, правда, раньше красивые столбы в селениях стояли, и люди все им поклонялись?
Д.: И это правда, внучек. Когда начал Владимир один княжить в Киеве, поставил он кумиры на холме: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргала, и Мокоша.
Приносили им жертвы, называя их богами. И приводили к ним своих сыновей и дочерей.
- Видеофрагмент «Крещение Руси»
Учитель: Что же это за слова такие волшебные, которые так сильно изменили князя? Где находится страна эта загадочная и чем знаменита?
Сегодня мы с вами узнаем много интересного на уроке, тема которого «Мир Византийской культуры». Ваша задача – внимательно слушать и смотреть, запоминать и записывать. В течение урока вам предстоит заполнять листочки с тестовыми заданиями.(Приложение 1) Все это позволит нам лучше узнать особенности ромейской культуры. Ромейской, потому что византийцы называли себя так, а страну свою Ромейской, т. е. Римской империей.
2.                  Подготовленный ученик читает стихотворение О. Мандельштама «Айя-София».
- Без сомнения, храм Святой Софии, построенный Анфимием и Исидором, является жемчужиной мировой архитектуры.
Видеофрагмент (10 мин). Во время просмотра учащиеся записывают в тетради основные даты, события и имена Византии.
Первоначально, архитектура Византии включала в себя элементы античного и восточного зодчества. Для ее раннего периода характерна базилика (греч. «царский дом») – храм специально предназначенный для многолюдных богослужений.(Рисунок 1) Это вытянутое в плане здание, разделенное продольными рядами колонн на нечетное количество проходов – нефов (корабль). Средний неф всегда был выше остальных. Для базилик характерны стропильные двускатные крыши(Рисунок 2). Но позднее византийские зодчие стали использовать сводчатые и купольные перекрытия.
При строительстве византийские храмы всегда ориентировали на восток. Взгляд человека, приходящего сюда, непременно устремлялся к алтарю – священной части храма, местонахождение которого подчеркивала апсида (полукруглая ниша). Алтарную часть от нефа отделяла триумфальная арка, символизировавшая переход от смерти к жизни вечной.
Начиная с VI века, продольные нефы стали пересекать поперечным нефом, образуя форму креста – главный символ христианства. Такая конструкция идеально подходит для христианских храмов, позволяя располагать в центре купол – символ неба (Рисунок 3).
3.                  Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг. Он поражает отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора, мозаиками и фресковыми росписями на стенах.
Мозаика – картина, выполненная из цветных камешков – смальты. (Учащиеся записывают определение и переходят к чтению фрагмента учебника, рассказывающего о мозаиках, с.115) Сообщение подготовленного ученика о Юстиниане. Работа с иллюстрациями – рисунки 4, 5).
В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (от греч. «образ»). Долгое время не затихали споры между сторонниками и противниками икон – иконоборцами. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин. Он родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье. Получил хорошее образование. Сначала служил при дворе Омейядов – династии арабских халифов, затем ушел в монастырь св. Саввы, где и прожил до самой смерти. С точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен как создатель теории Священного образа, положивший начало канонизации иконописи. Согласно его теории:
1.      Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде.
2.      Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых).
3.      Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.
4.      Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено («первообразу»), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны.
5.      Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.
Последний довод он подкреплял примером из собственной жизни.
Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки, что и было сделано незамедлительно.
Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении  иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменовании этого чуда Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы в знак вечной благодарности руку, отлитую из чистого серебра. Эта икона изображена слева. Сейчас она находится в монастыре Хилардар (Афон, Греция). Так возник один из канонических образов Богоматери - Богоматерь-Троеручица.
На Руси самой главной и почитаемой иконой является икона Владимирской Богоматери. По преданию, она написана Евангелистом Лукой и принесена им Пресвятой Деве во время Ее земной жизни. Богоматерь, видя изображение лица своего на иконе, повторила пророческое свое изречение «отныне ублажать Мя вси роди» и добавила: «благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет». (Рисунок 6)
Подготовленный ученик читает стихотворение М. Волошина «Владимирская Богоматерь», с. 119.
Во второй половине V века икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1155 году Юрий Долгорукий привез ее в Киев и передал своему сыну Андрею Боголюбскому. С. 118 – о переезде во Владимир.
4.                  «Ничто так не возвышает душу, ничто так ее не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение» - Иоанн Златоуст.
По Библейскому преданию, иудейский царь Давид «расслышал пение небес» и передал небесные славословия людям. Тексты византийских песнопений кроме псалмов Давида включали новые произведения, созданные христианскими гимнографами. Ранние образцы таких произведений представлены в творчестве Романа Сладкопевца (VI в). До возникновения нотного письма песнопения передавались в устной традиции, затем стали записываться при помощи особых знаков – невмов, сама же система получила название – осмогласие.
Среди жанров церковной музыки предпочтение отдавалось канону и тропарю. Канон (образец, правило) – музыкально-поэтическая композиция, включающая темы покаяния и прославления. Тропарь – хвалебное песнопение, сочинявшееся к празднику или торжественному событию. Являясь основой православного богослужения, не был самостоятельным произведением, а включался в более крупное.
Прослушивание музыкального фрагмента «Тропарь Феодоровской иконе Божьей матери». Обмен впечатлениями.
5.                  Заключение. Турецкие войска, захватившие Константинополь в 1453г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это был не конец ее художественного и культурного развития. Дальнейшее продолжение она получила на бескрайних просторах Древнерусского государства. Но это уже тема наших последующих уроков.
Сейчас у вас есть несколько минут, чтобы закончить заполнение тестовых листочков и записать домашнее задание.
Домашнее задание: глава 12, задание 2 из раздела «Творческая мастерская».
По окончании урока учитель проверяет выполнение тестовых работ и выставляет оценки. Таким образом, все учащиеся получают отметки в дневники.

docs.google.com/present/view

Прикрепленный файлSize
Спицина_Материалы к уроку.rar4.63 MB

»  Tags for document:

На: Мир Византийской культуры


Спасибо за хорошую работу!