Вы не зарегистрированы

Авторизация



Употребление имен существительных в речи "Путешествие к острову имени Существительного"

Фото пользователя Татьяна Анатольевна Мамоненко
Submitted by Татьяна Анатольевна Мамоненко on пн, 04/01/2010 - 15:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мамоненко Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ села имени Полины Осипенко Хабаровского края
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Родной язык
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Обучающая: научить использовать в речи слова в переносном значении; опознавать в речи синонимы, антонимы;закрепить правописание сложных существительных, Букв И-Ы после Ц, О-У после шипящих, букв Ы-И после приставок в корне; повторить строение официально-делового стиля речи; Развивающая: обобщить материал об изученных словах, развивать логическое мышление, развивать умение видеть и употреблять в речи синонимы, антонимы, слова в переносном значении Воспитывающая: воспитание любви к родному языку, воспитание бережного отношения к языку.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК под ред. Т.Ладыженской "Русский язык " 5 класс

Краткое описание: 
Данная разработка урока поможет в нетрадиционной форме ( путешествие) провести первый из 4-х уроков в системе "Употребление имен существительных в речи" .

 

       "Путешествие к острову имени Существительного"

 

 Ход урока

 

1. Организационный момент

 Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Морфологии. Цель нашего визита - это отсров имени Существительного.Побываем в порту Фразеологизмов, Посмотрим как живут слова на горе Переносных значений. Но прежде, чем дать гудок к отплытию, нужно получить "входной билет" - назвать существительное, определить род.

 Например: стол - мужской род.Я получаю входной билет и становлюсь капитаном.

2. Даю старт путешествию и прошу в "бортовом журнале" ( тетрадь) сделать запись числа и вида работы.

  Совершая обход на корабле, заглянем в каюту "Игра"

  Прошу в тетради записать код правильных ответов.

"Подбери пару"

1.предыстория         1.цирк

2.пол-лимона            2.прикрепление

3.прерывание            3.желудь

4.цыпленок                4.сверхинтерес

5.пригород                 5.кинофестиваль

6.крыжовник              6.преступник

Ответ: 1-4, 2-5, 3-6, 4-1, 5-2, 6-3

 В "бортовом журнале" запишем слова, в которых допустили ошибки.

 3.    Ходим-ходим мы по морю

        Гавань здесь и гавань там,

        Вот заходим в порт "Антоним"

        О чем же слово скажет нам?

 - что это за порт? Дайте определение слову "Антоним", какие это слова в русском языке? Назовите братьев ( Синоним и Омоним).

 Работа в тетрадях( при возникновении трудностей воспользуемя компасом - "Словарик синонимов " в конце учебника)

   горе-счастье-радость

  ложь-правда-истина

зло-доброта-вежливость

        старик-пенсионер

 4.    Пока мы с вами в гостях были к нашему теплоходу бутылка прибилась, не боитесь посмотреть что в ней?

     "Внимание! Внимание!

  Пассажыры тепло хода!

Убедительно вас прашу: Если у вас закружица галова от щастья или вы збились с ног, разыскивая нужный курс, извистите Кощея Бесмертного. Ваша баба Яга."

   Вот задача. давайте еще раз посмотрим на это сообщение. Все ли в нем правильно?  Исправьте ошибки.Определите стиль речи. Для этого воспользуйтесь нашей подсказкой: к кому? С чем? Кто?. ( фронтальная работа с классом)

Встретились мне в этой просьбе непонятные слова: кружится голова от счастья, сбились с ног - Как называются такие слова? Что такое переносное занчение слов? Приведеите примеры.

 золотые руки- золотое кольцо

человек идет- дождь идет

Какой раздел науки о языке изучает устойчивые сочетания слов?

   "Да и нет не говорить: ставить точку в тетрадь"

1. Битьбаклуши - переносное значение

2.ни рыба ни мясо - фразеологизм

3.ум за разум заходит - фразеологизм

4.подошва горы -переносное занчение

5.дождь уснул - фразеологизм

6.лапшу на уши вешать - преносное значение

7.обвести вокург пальца - переносное значение

8.язык пламени- фразеолгизм

9.сидть сложа руки -фразеологизм

10.забормотали травы - переносное значение

Ответ: (соединяя точки сплошной линией у ребят в тетради должна получиться "пятерка")

 

_1______________________|______н__________
__2________________д____|________________
__3_______________д_____|________________
__4_______________д_____|________________
__5_____________________|_____н___________
___6____________________|______н__________
___7____________________|_____н___________
___8____________________|______н__________
____9_______________д___|________________
_10________________д____|________________
 

  У кого сегодня "2"? ( если есть "двойки" записать фразеологизм и составить с ним предложение)

5.  Обратимся к нашеу компасу. страница 55  упражнение 139.

Запишем предложение

Они растут, как грибы после дождя. найдем слова в переносном значении или фразеологизмы.

  "Возьмите на заметку"

    Море разбушевалось

    Тишины просит....

6.  Давайте отдохнем немного и вспомним какой части речи посвящено наше путешествие?

О чем спрашивало нас море?

- употребление слов  в переносном значении

-группа слов антонимов, синонимов

-правописание существительных

-для чего в нашей речи мы употребляем имена существительные в пеносном значении, синонимы, антонимы?

  Ответ: Для создания образной и выразительной речи нами употребляются слова в переносном значении, антонимы, омонимы, фразеологизмы и синонимы.

7. Пришла радиограмма:

Помогите, спасите

Не могу отгадать,

Опишите скорее,

Я не буду долго ждать..

.........Я игрушки не грыз,

С одеялом не играл,

И газеты я не рвал.

И не прятался в буфет

И не ел я там конфет,

И не я разлил потом

Эту чашку с молоком.

Нет не я и ругаетесь вы зря.

 - о ком идет речь? (котенок)

Опишите его с помощью существительных.

           Ответ: глазки как пуговки, коготочки как бритвочка, нос картошкой, ушки домиком, губки бантиком

  Дома вы запишите эти выражения в тетрадь и выпоните рисунок карандашами.

8. Давайте подведем итог урока. У кого на билетиках есть слова : всего, множество, русском, языке, есть, для, слов, в, хороших. Остальные ребята помгите им выстроиться так, чтобы получилось высказывание о русском языке замечательного писателя К.Паустовского.

Ответ: Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

   Домашее задание: упражнение 129. параграф 17.

    9.Отметки за работу на уроке: Пассажиры самые активные... Пассажиров самых ленивых среди нас не оказалось.

Всем спасибо за урок.  

  


»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!