Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Педагогическое проектирование А.С.Макаренко

Выберите действие:

Педагогическое проектирование  А.С.Макаренко

Увлеченность Макаренко проблемами воспитания была следствием его активного отношения к жизни, его влюбленности в жизнь. «Я живу потому, что люблю жить,— делился он сокровенными чувствами с бывшим своим воспитанником,— люблю дни и ночи, люблю борьбу и люблю смотреть, как растет человек, как он борется с природой, в том числе и со своей собственной природой». Подходя к человеку неизменно с «оптимистической гипотезой», Макаренко считал, что «хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать». К этому следует добавить, что процесс воспитания никогда не сводился для Макаренко к формированию в человеке неких хороших качеств вообще. А. Терновский

 Из материалов международной асоциации А.С. Макаренко

Кваша Борис Филиппович

 

 Взлет А.С.Макаренко как творца начался, когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей.

Здесь педагогу удалось главное–он нашел сильное средство воспитания,которым сталколлектив самих воспитанников.

Важную роль в его создании сыграл авторитет А.С.Макаренко - его терпение,твердость, забота о подростках, справедливость. К нему тянулись,как к отцу,искали правды,защиты.

В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания,традиции. Позже А.С.Макаренко сформулировал законы развития коллектива ,важнейшими из которых считал « систему перспективных линий » и « принцип параллельного педагогического воздействия » .

Педагогические положения А.С.Макаренко о коллективе созвучны в любое время и в любых условиях,
где речь идет о воспитании человека. Он утверждал,что коллектив должен быть первой целью нашего воспитания. Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде,но и в общей организации этого труд.Общая цель здесь– не случайное совпадение частных целей, как в вагоне трамвая или в театре , а именно цель всего коллектива.Отношение общей и частной цели у нас не есть отношение противоположностей,а только отношение общего к частному,которое, оставаясь только моим , будет итожиться в общее в особом порядке .
Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле. Такая педагогическая логика должна буквально пропитывать каждый школьный день , каждое движение коллектива .
Коллектив является частью общества, органически связанной со своими другими коллективами. На нем лежит первая ответственность перед обществом , он несет на себе первый долг перед всей страной , только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда вытекает идея дисциплины. В таком случае каждому школьнику станут понятны и интересы коллектива, и понятия долга и чести. Только в такой инструментовке возможно воспитание гармонии личных и общих интересов, воспитание того чувства чести, которое ни в какой мере не напоминает старого гонора зазнавшегося насильника .
Достижение целей коллектива, общий труд, долг и честь коллектива не могут стать игрой случайных капризов отдельных людей. Коллектив – не толпа. Коллектив есть социальный организм, следовательно он обладает органами управления и координирования, уполномоченными в первую очередь представлять интересы коллектива и общества .
Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми,это очень сложный опыт целесообразных коллективных движений, среди которых самое видное место занимают принципы распоряжения, обсуждения , подчинения большинству , ответственности и согласованности .
Для учительской работы в школе открываются широкие перспективы. Учитель призван создать эту образцовую организацию , беречь ее , улучшать, передавать ее новому учительскому составу. Не парное морализирование, а тактичное и мудрое руководство правильным ростом коллектива–вот его призвание.
Коллектив стоит на принципиальной позиции единства трудового человечества. Это непросто бытовое объединение людей,это–часть чело-вечества . Все предыдущие свойства коллектива не будут звучать,если в его жизни не будет жить пафос исторической борьбы, переживаемой нами . В этой идее должны объединяться и воспитываться все прочие качества коллектива . Перед коллективом всегда,буквально на каждом шагу, должны стоять образцы нашей борьбы .
Из этих положений о коллективе вытекают и все детали развитию личности.Мы должны выпускать из наших школ энергичных и идейных членов общества , способных без колебаний , всегда , в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для личного поступка , способных в то же время требовать и от других правильного поведения . Наш воспитанник , кто бы он ни был , никогда не может выступать в жизни только как носитель некоего личного совершенства,только как добрый и честный человек.Он всегда должен выступать прежде всего как член своего коллектива,как член общества, отвечающий за поступки не только свои , но и своих товарищей .
В особенности важна область дисциплины,в которой мы,педагоги, больше всего нагрешили . До сих пор у нас существует взгляд на дисциплину как один из многочисленных атрибутов человека и иногда только как на метод , иногда только на форму. В обществе, свободном от каких бы то ни было потусторонних оснований нравственности,дисциплина становится не технической , а обязательно нравственной категорией. Поэтому для нашего коллектива абсолютно чужда дисциплина торможения,которая сейчас по какому-то недоразумению сделалась альфой и амегой воспитательной премудрости многих педагогов. Дисциплина , выражаемая только в запретных нормах ,-худший вид нравственного воспитания в школе .
А.С.Макаренко был сторонником специальной воспитательной дисциплины, которая еще не создана , но которую именно у нас создадут. Основные принципы этого воспитания :
1) уважение и требование;
2) искренность и открытость;
3) принципиальность;
4) забота и внимание, знание;
5) упражнение ;
6) закалка ;
7) труд ;
8) коллектив ;
9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости;
10) детская радость , игра ;
11) наказание и награда .
Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, повторял А.С.Макаренко,но еще и воспитывать правильные привычки, т.е. такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не
можем, потому что мы так привыкли . И воспитание этих привычек – гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания в моей работе, говорил А.С. Макаренко, воспитание характеров организовать сознание было очень легко. Все же человек понимает, человек сознает, как нужно поступать. Когда же приходиться действовать,то он поступает иначе, в особенности в тех случаях, когда поступок совершается по секрету,без свидетелй. Это очень точная проверка сознания – поступок по секрету. Как человек ведет себя, когда его никто не видит, не слышит и никто не проверяет? А.С. Макаренко признавался, что над этим вопросом должен был очень много работать. Он понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не знает – это очень трудно. (А.С. Макаренко - О Воспитании. М., 1988.)
Всякий поступок, не рассчитанный на интересы коллектива,есть поступок самоубийственный, он вреден для общества, а значит и для меня. И поэтому в нашей этике всегда должен присутствовать разум и здравый смысл. Какой бы вы не взяли вопрос, даже в любви, он решается тем, чем определяется все наше поведение. Наше поведение должно быть поведением знающих людей, умеющих людей, техников жизни, отдающих себе отчет в каждом поступке. Не может быть у нас этике без знания и умения, без организации. Это относится и к любви. Мы должны уметь любить, знать, как нужно любить. Мы должны к любви подходить как сознательные, здравомыслящие, отвечающие за себя люди, и тогда не может быть любовных драма. Любовь нужно организовать, как и все дела. Любовь также любит организацию, как и всякая работа, а мы до сих пор думали, что любовь – дело таланта. Ничего подобного.
Этическая проблема «полюбил-разлюбил»,«обманул-бросил» или проб-лема «полюбил и буду любить на всю жизнь» не может быть разрешена без применения самой тщательной ориентировки, учета, проверки и обязательного умения планировать свое будущее. И мы должны учиться, как надо любить. Мы обязаны быть сознательными гражданами в любви, и мы поэтому должны бороться со старой привычкой и взглядом на любовь, что–наитие свыше, навлекло вот такая стихия, и у человека только его «предмет» и больше ничего. Я полюбил,поэтому я опаздываю на работу, забываю дома ключи от служебных шкафов, забываю деньги на трамвай, любовь должна обогащать людей ощущением силы, и она обогащает. А.С. Макаренко постоянно учил своих коммунаров и в любви проверять себя, думать о том, что будет завтра.
Воспитание в коллективе Макаров А.С. соединял с правильно поставленнымтрудовым воспитанием. Труд колонистов организовывался по отрядам и сочетался с учебой. Жизнь подбрасывала все новые проблемы. Парадоксально, но оказалось, что отлаженная система труда может вызвать успокоение, расслабленность. А.С.Макаренко считал, что именно поэтому приостановилось внутреннее развитие колонии имени М. Горького. Выход он нашел в постановке новой задачи–«завоевание Куряжа». Около 130 колонистов оставили свое старое обустроенное хозяйство и добровольно переселились в полуразрушенный Куряж, чтобы помочь стать людьми 280 неуправляемым беспризорным. Риск оправдался, дружный коллектив горьковчан сравнительно быстро навел порядок на новом месте, причем отнюдь не силовыми методами. Педагогика коллектива А.С. Макарова сработала и в другой раз, когда в 1927г. он одновременно стал заведующим колонии им. Ф. Дзержинского, переведя в нее 60 своих воспитанников. С 1929г. А.С. Макаров оставляет за собой только последнюю колонию, которая вскоре переходит на полную самоокупаемость: налажены сложные производства электросверл и фотоаппаратов.
Сегодня в адрес А.С.Макаренко высказываются упреки и обвинения в якобы введенной им в колонии казарменной дисциплине,авторитарности самого педагога и созданного им коллектива, пренебрежение к личности.Но обоснованы ли они? Идеи развития личности в коллективе если и не объявлялись А.С.Макаренко публично как цель его педагогической системы, то успешно реализовывались на практике. Коммунары работали ежедневно по 4 часа, а свободное время отдавались хорошо организованному досугу. При коммуне работали клуб, библиотека, кружки, спортивные секции,кино,театр. Летом совершались туристические походы Желающие продолжать образование занимались на рабфаке,поступали в вузы. Есть статистика: за 15 лет своей работы (1920-1935 ) через коллективы,созданные А.С.Макаренко прошло около 3000 правонарушителей и беспризорных,ставших достойными людьми , квалифици-рованными специалистами.Конечно, как любой педагог, А.С.Макаренко также не избежал ошибок и неудач.С 1936 г. А.С.Макаренко оставляет свою педагогическую деятельность, переезжает в Москву и занимается литературной работой. Здесь он пережил и трагический 1938 г.
Опыт А.С.Макаренко уникален, как, впрочем , уникален и сам педагог . Мало кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию в практику и добиться впечатляющих результатов . имея дело со столь трудными воспитанниками . Возвеличивание А.С.Макаренко началось еще в 30-е гг.., и длительное время он считался едва ли не самым выдающимся отечественным педагогом . Напомним , однако , что ни при жизни А.С.Макаренко , ни после его смерти власти , предписывая изучение его педагогической системы , отнюдь не спешили с ее внедрением , хотя и колоний и соответствующего «человеческого материала» было в избытке . Кстати , такая же судьба постигла и талантливый эксперимент Шацкого с детским сообществом.К опыту А.С.Макаренко прибегали лишь отдельные педагоги , некоторые из них в свое время были его воспитанниками .
В 1905 г. А.С.Макаренко окончил городское училище и педагогические курсы и был назначен учителем двухклассного железнодорожного училища. А в 1914-1917гг. обучался в Полтавском учительском институте.По окнчании стал заведующим высшего начального училища в Крюково. Уже здесь А.С.Макаренко основательно увлекся педагогикой,искал новое в воспитательной работе как с отдельными учениками, так и с коллективом. Необычайная длительность педагогического опыта А.С.Макаренко является фундаментальным «измерением» его таланта в пространстве и времени.
Замечательный педагог, макаренковед, профессор Нижегородского государственного педагогического университета Анатолий Аркадьевич Фролов очень точно и весомо сказал о А.С.Макаренко «Он выдающий представитель воспитательной педагогики.А.С.Макаренко–один из немногих классиков педагогики, который является надежным ориентиром для решительного поворота педагогики и школы к проблемам воспитания, который сейчас стал крайне необходимым со всей очевидностью . Для этого нужно будет сменить тип школы , освободиться от фетиша «школы учебы».

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Валерия Сергеевна Шевелева

На: Педагогическое проектирование А.С.Макаренко


Законы жизни и деятельности коллектива

Слова  Макаренко о том, что правильно воспитывать коллектив — это значит «окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день».

«Мы должны, — писал Макаренко, — выдать в качестве продукта не просто личность, обладающую такими или иными чертами, а члена коллектива, при этом коллектива определенных признаков» (А. С. Макаренко, Соч., т. 5, стр. 443.).
Качества коллектива закладываются в непрерывном движении вперед, развитии, прогрессе, которые является первым признаком жизнеспособного действующего коллектива. Не успокаиваться на достигнутом — вот путь воспитания творческой личности  человека. Такую установку в коллективном воспитании Макаренко назвал «законом движения коллектива».

С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

История для будущего.


В проекте "100 лет российского учительства" меня лично привлекают идеи для будущего в openclass. Например, формировать "коллективный разум" так, чтобы

"...окружить (действующих лиц) сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в (группе соучащихся) образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день»

В "Вебинаре 1001" продолжаем "педагогическое проектирование А.С.Макаренко".Поскольку вебинары - для развития взрослых в сетевом сотрудничестве, следует, видимо, развивать "андрагогическое проектирование". Но, поскольку "андрагогика" (и само слово, и установки на самоорганизацию, саморазвитие зрелых людей) массой российских педагогов не воспринимается, то не лучше ль говорить об "образовательном проектированиии", уделяя в нём первостепенное внимание развитию "человеческого и социального капитала" учителя?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)



Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн