Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Пакет дидактических материалов на тему «Трудные случаи правописания» (10 класс)

Фото пользователя Лариса Сухенко
Submitted by Лариса Сухенко on вс, 24/01/2010 - 18:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сухенко Лариса Ивановна
Место работы, должность: 
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Ленинска - Кузнецкого Кемеровской области, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Кемеровская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
. Подбор тем данного пакета дидактических материалов обусловлен стремлением уделить преимущественное внимание трудным случаям правописания: правописание личных окончаний глагола, правописание –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях, правописание –Н- и –НН- в кратких прилагательных и причастиях. Каждый раздел включает четыре тренировочных упражнения и одно контрольное упражнение. К заданиям тренировочного характера даны ответы. Задания рекомендуется выполнять в той последовательности, в которой они предложены, и уже после выполнения задания проверить правильность его усвоения, обратившись к ответам.

 

Пакет дидактических материалов  на тему

«Трудные случаи правописания»  (10 класс)

 

 Одной из причин недостаточной орфографической грамотности учащихся старших классов является неумение применять правила правописания на практике, отсутствие орфографической зоркости. Подбор тем данного пакета дидактических материалов обусловлен стремлением уделить преимущественное внимание трудным случаям правописания: правописание личных окончаний глагола, правописание –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях, правописание –Н- и –НН- в кратких прилагательных и причастиях. Каждый раздел включает четыре тренировочных упражнения  и  одно контрольное упражнение. К заданиям тренировочного характера даны ответы. Задания рекомендуется выполнять в той последовательности, в которой они предложены, и уже после выполнения задания проверить правильность его усвоения, обратившись  к ответам. Вдумчивая систематическая работа будет способствовать орфографической грамотности учащихся. Данный материал может стать хорошим подспорьем  учителю при изучении обозначенных тем в 10 классе. 

1.Правописание личных окончаний глагола

Тренировочные упражнения

1.Данные глаголы поставьте в форме 2,3 лица ед. и мн. числа. Выделите окончания.

            Бежать, терпеть, строиться, объявлять, надеть, участвовать, блистать, вдохновить, блеснуть, воодушевлять, зависеть, выгнать.

2.Образуйте от данных глаголов формы 3л.ед. и мн.числа настоящего или будущего времени. Поставьте ударение, укажите вид глагола и спряжение. Обозначьте окончание.

            Гнать, гонять, выгружать, выгрузить, заправить, заправлять, ответить, отвечать, проверить, проверять, обидеть, обижать, бросить, бросать, утешиться, встретить, встречать.

3. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

            Экономишь, выгонишь, хочешь, ловишь, кроишь, клеишь, терпишь, вертишься, колешь, сеешь, машешь, назначишь, слушаешь, слышишь, смотришь, хвалишь.

4.Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание буквы Е и И. Глаголы в повелительном наклонении подчеркните одной чертой, в изъявительном - двумя.

            1) Стукн..те мне в окно, когда пойдёте на рыбалку. Когда вы стукн..те, я мигом соберусь.

            2) Выскаж..те всё, что вы дума..те об этом деле. Если вы всё выскаж..те, то стан..те спокойнее.

            3)Выпиш..те из текста определения. После того как вы их выпиш..те, выбер..те из них наиболее яркие эпитеты.

            4)Прыгн..те на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгн..те, почувствуете большое удовольствие.

            5) Если буд..те в Ялте, обязательно посетите домик Чехова.

            6)Вынес..те из комнаты лишние вещи. Когда вынес..те вещи, скаж..те мне об этом.

5.Поставьте данные глаголы в прошедшем, а затем в настоящем или будущем времени. Выделите в неопределённой форме и в прошедшем времени глагольный суффикс, а в настоящем и будущем времени -  личные окончания.

Обидеть, зависеть, ненавидеть, сеять, веять, лаять, чуять, каяться, слышать, одеревенеть, окостенеть, обледенеть, остолбенеть.

Ответы к упражнениям:

Упражнение 1

глагол

спряжение

2л.  ед. ч.

2л.  мн.ч.

3л. ед.ч.

3л. мн.ч.

Бежать

терпеть   

строиться

объявлять

надеть

участвовать

блистать

вдохновить

блеснуть

воодушевлять

 зависеть

выгнать

 

разноспрягаемый

2спр.

2 спр.

1спр.

1спр.

1спр.

1спр.

2 спр.

1спр.

1спр.

2спр.

2спр.

-ишь

-ишь

-ишься

-ешь

-ешь

-ешь

-ешь

-ишь

-ёшь

-ешь

-ишь

-ишь

-ите

-ите

-итеся

-ете

-ете

-ете

-ете

-ите

-ёте

-ете

-ите

-ите

-ит

-ит

-ится

-ет

-ет

-ет

-ет

-ит

-ёт

-ет

-ит

-ит

-ут

-ят

-ятся

-ут

-ут

-ют

-ют

-ят

-ут

-ют

-ят

-ят

 

Упражнение 2

глагол

вид

спряжение

3л.ед.ч.

3л.мн.ч

гнать       

гонять

выгружать

выгрузить

заправить

заправлять

ответить

отвечать

проверить

проверять

обидеть

обижать

бросить 

бросать

утешиться

встретить

встречать

 

несов. вид

несов. вид

несов. вид

   сов.  вид

   сов. вид

несов. вид

  сов. вид

несов. вид

  сов. вид

несов. вид

  сов. вид

несов. вид

  сов. вид

несов. вид

  сов. вид

  сов. вид

несов. вид.

 

2 спр.

1спр.

1спр.

2спр.

2спр.

1спр.

2спр.

1спр.

2спр.

1спр.

2спр.

1спр.

2спр.

1спр.

2спр.

2спр.

1спр.

гонит

гоняешь

выгружает

выгрузит

заправит

заправляет

ответит

отвечает

проверит

проверяет

обидит

обижает

бросит

бросает

утешится

встретит

встречает

гонят

гоняют

выгружают

выгрузят

заправят

заправляют

ответят

отвечают

проверят

проверяют

обидят

обижают

бросят

бросают

утешатся

встретят

встречают

 

 

Упражнение 4

1)Стукните - повел. наклон. Стукнете – изъявит. наклон.

2)Выскажите – повел. наклон., думаете – изъявит. наклон., 1спр. Выскажете –изъявит. наклон., 1спр., станете – изъявит. наклон., 1 спр.

3)Выпишите – повелит. наклон. Выпишете – изъявит. наклон., 1спр., выберите – повелит. наклон.

4)Прыгните – повелит. наклон. Прыгнете – изъявит. наклон., 1 спр., почувствуете – изъявит. наклон., 1 спр.

5) Будете - изъявит. наклон., 1 спр.

6)Вынесите - повелит. наклон. Вынесете - изъявит. наклон., 1 спр., скажите - повелит. наклон.

  • Контрольное упражнение

Перепишите, вставляя вместо точек пропущенные в личных окончаниях глаголов буквы, в скобках (рядом с глаголом) укажите спряжение.

1)      За двумя зайцами погон..шься -  ни одного не поймаешь.

2)      Что напиш..шь пером, не выруб..шь топором.

3)      Своё лицо  не увид..шь.

4)      Как постел..шь, так и высп..шься.

5)      Кашу маслом не испорт..шь.

6)      Что накрош..шь, то и выхлеба..шь.

7)      Вид..т око далеко, а ум - ещё дальше.

8)      Отведа..шь сам, повер..шь и нам.

9)      В решете воды не удерж..шь.

10)  Глупый кисн..т, а умный всё промысл..т.

11)  Посе..шь ветер – пожнёшь бурю.

12)  Кто говорит, тот се..т, кто слуша..т, тот пожина..т.

13)  Упуст..шь огонь -  не потуш..шь.

14)  И легко перо, да на крышу не закин..шь.

15)  Не сняв коры, дерева не узна..шь.

16)  Лес по топорищу не плач..т.

17)  Зазева..шься – воды нахлеба..шься.

2.Правописание –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях

Тренировочные упражнения

1.Объясните правописание –Н-/-НН- в словосочетаниях.

            Лебединое озеро, кипячёная вода, обветренные руки, избранные сочинения, невиданный успех, писанная акварелью картина, писаная красавица, экскурсионный автобус, закованный узник, именные часы, шерстяные вязаные носки, вязанный из шерсти шарф, взбешённая лошадь.

2.Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор (выполняется по образцу).

Образец:

Слово из упражнения

Объяснение написания Н - НН

Смышлёный ученик

Образовано от глагола несовершенного вида (что делать? – смыслить), не оканчивается на      - ованный / -еванный, не имеет зависимых слов.

 

Революцио..ый праздник, корчёва..ый  участок, медле..ый вальс, негашё..ая известь, гружё..ая кирпичом машина,жаре..ая рыба, поджаре..ый  картофель, кова..ое железо, неписа..ые правила, карти..ая галерея, огне..ый шквал, дикови..ые цветы, мыши..ая возня, беше..ый скачок, тиснё..ый золотом билет.

3. Выпишите сначала отымённые прилагательные, затем – отглагольные, вставьте пропущенные буквы.

Авиацио..ый, атакова..ый, бездо..ый, бракова..ый, вахте..ый, вея..ый, возмущё..ый, дарова..ый, дублё..ый, завеща..ый, завороже..ый, золочё..ый, исти..ый, казё..ый, кваше..ый, клюкве..ый, лишё..ый, лягуши..ый, неноше..ый, незва..ый, нежда..ый, неезже..ый, платя..ой, полирова..ый, печё..ый, торжестве..ый, торфя..ой, решё..ый, полотня..ый, рассекрече..ый, телефо..ый, тушё..ый.

          4. Вставьте пропущенные буквы; объясните разное количество  -Н- в  однокоренных              прилагательных и причастиях. 

                        Скоше..ые травы, коше..ые травы, коше..ые утром травы, некоше..ые травы,    стриже..ые волосы, подстриже..ые волосы, коротко стриже..ые волосы, неподстриже..ые волосы, нестриже..ые волосы; непроше..ые посетители, опроше..ые свидетели; вымоще..ая дорога, мощё..ая улица, мощё..ая камнем дорога; гружё..ые вагоны, разгруже..ые вагоны, неразгруже..ые вагоны, гружё..ые углём вагоны; вяле..ая рыба, недовяле..ая рыба, вяле..ая на солнце рыба; пуга..ая ворона, никем не пуга..ые звери, непуга..ые звери, испуга..ые звери; вскипячё..ое молоко, кипячё..ая вода, кпячё..ое утром молоко, прокипячё..ое молоко.

Ответы к упражнениям:

Упражнение 2

Слово из упражнения

Объяснение написания Н - НН

Революционный, огненный

Образованы от существительных с суффиксом –онн-, -енн-

корчёванный

Образовано от глагола несов. вида, но оканчивается

на -ёванный

медленный

Образовано от глагола несов.вида, но является исключением

негашёная, жареная, кованое, неписаные, бешеный

Образованы от глагола несов. вида, не оканчиваются

на –ованный, -еванный, не имеют зависимых слов

гружённая кирпичом машина, тиснённый золотом билет

Образованы от глагола несов. вида, но имеют зависимые слова

поджаренный картофель

Образовано от глагола сов. вида

картинная, диковинный

 

Образованы от существительных с основой на –н с помощью суффикса -н-.

мышиная

Образовано от существительного с суффиксом –ин-.

Упражнение 3

Авиационный, бездонный, вахтенный, истинный, казённый, клюквенный, лягушиный, платяной, торжественный, торфяной, полотняный, телефонный.

Атакованный, бракованный, веяный, возмущённый, дарованный, дублёный, завещанный, завороженный, золочёный,            квашеный, лишённый, неношеный, незваный, нежданный, неезженый, полированный, печёный, решённый, рассекреченный, тушёный.

Упражнение 4

Скошенные травы, кошеные травы, кошенные утром травы, некошеные травы,                               стриженые волосы, подстриженные волосы, коротко стриженные волосы, неподстриженные волосы, нестриженые волосы; непрошеные посетители, опрошенные свидетели; вымощенная дорога, мощёная улица, мощённая камнем дорога; гружёные вагоны, разгруженные вагоны, неразгруженные вагоны, гружённые углём вагоны; вяленая рыба, недовяленная рыба, вяленная на солнце рыба; пуганая ворона, никем не пуганные звери, непуганые звери, испуганные звери; вскипячённое молоко, кипячёная вода, кипячённое утром молоко, прокипячённое молоко.

  • Контрольное упражнение

Закова..ые в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их чугу..о-серым хребтам, бьются и ропщут, вспене..ые, загрязнё..ые ржавым масле..ым хламом. Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на мощё..ую пристань, скрип немаза..ых извозчичьих телег, крики грузчиков, матросов в рва..ых тельняшках и таможе..ых солдат в поноше..ой форме -  все эти звуки сливаются в оглушительную симфонию трудового дня и, мятежно колыхаясь,  стоят низко в небе над гаванью. К ним вздымаются с земли всё новые и новые волны звуков - то глухие, то резкие, гремящие.

            Гранит, железо, краше..ые деревя..ые ящики, мощё..ая брусчаткой набережная, суда и люди – всё дышит мощными звуками гимна Меркурию. Но голоса людей, почти неслышные в нём, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборва..ые, согнутые под тяжестью невида..ых заморских товаров, ничтожны по сравнению с грудами заколоче..ых ящиков, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созда..ое ими поработило и обезличило их. Стоя под парами, тяжёлые гигантские пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рождё..ом ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, обыде..ым, измождё..ым фигурам людей.

            Всё кругом казалось напряжё..ым, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, за которой в освежё..ом воздухе будет дышаться свободно и легко.                            (По М. Горькому)

3.Правописание –Н- и –НН- в кратких прилагательных и причастиях

Тренировочные упражнения

1.Объясните написание -Н- и –НН- в словосочетаниях.

            Пшеница обмолочена; вещи разбросаны; яблоко куплено ребёнком; картинки раскрашены; лицо взволнованно; выступление своевременно.

2. Замените данные словосочетания с полными прилагательными и причастиями предложениями с краткими формами.

Образец: Нагруженная машина. – Машина нагружена песком. – Туманная даль. – Даль туманна.

Связа..ые концы. Освещё..ая комната. Бездо..ая пропасть. Скоше..ая трава.       Приглашё..ые артисты. Взволнова..ое выступление. Подстреле..ая птица. Ране..ая разрывной пулей медсестра. Рискова..ая операция. Обстреля..ые окопы. Зажё..ые огни. Ветре..ая девушка. Достой..ый человек. Удостое..ый награды боец.       

3.От данных глаголов образуйте полные и краткие причастия множественного числа.

                        Восстановить, сэкономить, засеять, осветить, просмотреть, лишить, бросить, купить, разбросать, выстроить.

4.Вставьте пропущенные буквы в однокоренных прилагательных и причастиях.

                        1. Море взволнова..о ветром.

2. Студенты взволнова..ы полученным известием.

3. Лицо девушки взволнова..о.

4.Выражение его лица сосредоточе..о и угрюмо.

5.Все мысли сосредоточе..ы на одном.

6.Изыска..о новое месторождение нефти.

7. Описание лу..ого вечера тонко и изыска..о.

8.Время нашей поездки ничем не ограниче..о.

9.Неограниче..о и беспредельно счастье, которое человек почерпает из полноты своих растущих душевных сил. (А. Толстой)

10.Детали операции были продума..ы нами до мелочей.

11. Все действия опытных туристов продума..ы и увере..ы.

Ответы к упражнениям:

Упражнение 2

Связанные – связаны, освещённая – освещена, бездонная – бездонна, скошенная – скошена, приглашённые – приглашены, взволнованное – взволнованно, подстреленная - подстрелена,  раненная пулей – ранена, рискованная - рискованна, обстрелянные – обстреляны, зажжённые – зажжены, ветреная – ветрена, достойный – достоин,  удостоенный – удостоен.

Упражнение 3

Восстановленные - восстановлены, сэкономленные - сэкономлены, засеянные - засеяны, освещённые - освещены, просмотренные - просмотрены, лишённые - лишены, брошенные - брошены, купленные - куплены, разбросанные - разбросаны, выстроенные - выстроены.

Упражнение 4

1. взволновано

2. взволнованы полученным известием.

3.  взволнованно.

4. сосредоточенно.

5. сосредоточены.

6.изыскано.

7. лунного, изысканно.

8. не ограничено.

9.неограниченно.

10. продуманы.

11. продуманны, уверенны.

  • Контрольное упражнение

Весь день было ветре..о, и только слышно, как тяжёлые водя..ые капли падали с крыши на крыльцо. Из школьного окна, к которому прилипли крупные серебря..ые капли, видно голое поле. Пахнет дымом, подмороже..ым картофелем. Ещё кормовая свёкла не выкопа..а  и не свезе..а под крышу. Но поле пусты..о.

Поле охваче..о серой подковой леса. Хорошо в осе..ем лесу. Всё существо как бы сливается с царящим здесь торжестве..ым покоем. Радует всё: можжевеловые кусты, затянутые паути..ой сеткой, песча..ые плеши прогалин, вылуны, обросшие зелё..ым мхом.

Особого присмотра за лесом не видно: сосны растут как попало, хотя и были когда-то посаже..ы под шнур, тут и там раскида..ы слома..ые ветки. Поздние грибы пробиваются из земли до самых морозов. Бывает, рано ляжет зима, и тогда неискушё..ые горожане в мае в газетах пишут, что в лесу появились маслята. А это ещё прошлогодние грибы.      

 

 

 

 



Фото пользователя Любовь Владимировна Кравченко

На: Пакет дидактических материалов на тему «Трудные случаи прав


Впрочем, и по теме "Личные окончания глагола" материал удачный: в этих словах, как правило, и допускаются ошибки, только использовать его, по- моему, можно и в среднем звене...

Комментарий был изменен с момента создания (lubakravchenko15, Sat, 30/01/2010 - 19:57).



Фото пользователя Любовь Владимировна Кравченко

На: Пакет дидактических материалов на тему «Трудные случаи прав


Уважаемая Лариса Ивановна! Благодарю Вас за дидактический материал: удачно подобраны слова для формирования навыка написания -Н- и -НН -, остаётся разбить на карточки, если в этом будет  необходимость, и использовать для индивидуальной работы.

Дальнейших Вам творческих успехов и интересных находок!



Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн