Пакет дидактических материалов на тему «Трудные случаи правописания» (10 класс)
Submitted by Лариса Сухенко on вс, 24/01/2010 - 18:31
Пакет дидактических материалов на тему
«Трудные случаи правописания» (10 класс)
Одной из причин недостаточной орфографической грамотности учащихся старших классов является неумение применять правила правописания на практике, отсутствие орфографической зоркости. Подбор тем данного пакета дидактических материалов обусловлен стремлением уделить преимущественное внимание трудным случаям правописания: правописание личных окончаний глагола, правописание –Н- и –НН- в прилагательных и причастиях, правописание –Н- и –НН- в кратких прилагательных и причастиях. Каждый раздел включает четыре тренировочных упражнения и одно контрольное упражнение. К заданиям тренировочного характера даны ответы. Задания рекомендуется выполнять в той последовательности, в которой они предложены, и уже после выполнения задания проверить правильность его усвоения, обратившись к ответам. Вдумчивая систематическая работа будет способствовать орфографической грамотности учащихся. Данный материал может стать хорошим подспорьем учителю при изучении обозначенных тем в 10 классе.
1.Правописание личных окончаний глагола
Тренировочные упражнения
1.Данные глаголы поставьте в форме 2,3 лица ед. и мн. числа. Выделите окончания.
2.Образуйте от данных глаголов формы 3л.ед. и мн.числа настоящего или будущего времени. Поставьте ударение, укажите вид глагола и спряжение. Обозначьте окончание.
4.Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание буквы Е и И. Глаголы в повелительном наклонении подчеркните одной чертой, в изъявительном - двумя.
1) Стукн..те мне в окно, когда пойдёте на рыбалку. Когда вы стукн..те, я мигом соберусь.
2) Выскаж..те всё, что вы дума..те об этом деле. Если вы всё выскаж..те, то стан..те спокойнее.
3)Выпиш..те из текста определения. После того как вы их выпиш..те, выбер..те из них наиболее яркие эпитеты.
4)Прыгн..те на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгн..те, почувствуете большое удовольствие.
5) Если буд..те в Ялте, обязательно посетите домик Чехова.
6)Вынес..те из комнаты лишние вещи. Когда вынес..те вещи, скаж..те мне об этом.
5.Поставьте данные глаголы в прошедшем, а затем в настоящем или будущем времени. Выделите в неопределённой форме и в прошедшем времени глагольный суффикс, а в настоящем и будущем времени - личные окончания.
Закова..ые в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их чугу..о-серым хребтам, бьются и ропщут, вспене..ые, загрязнё..ые ржавым масле..ым хламом. Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на мощё..ую пристань, скрип немаза..ых извозчичьих телег, крики грузчиков, матросов в рва..ых тельняшках и таможе..ых солдат в поноше..ой форме - все эти звуки сливаются в оглушительную симфонию трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью. К ним вздымаются с земли всё новые и новые волны звуков - то глухие, то резкие, гремящие.
Гранит, железо, краше..ые деревя..ые ящики, мощё..ая брусчаткой набережная, суда и люди – всё дышит мощными звуками гимна Меркурию. Но голоса людей, почти неслышные в нём, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборва..ые, согнутые под тяжестью невида..ых заморских товаров, ничтожны по сравнению с грудами заколоче..ых ящиков, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созда..ое ими поработило и обезличило их. Стоя под парами, тяжёлые гигантские пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рождё..ом ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, обыде..ым, измождё..ым фигурам людей.
Всё кругом казалось напряжё..ым, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, за которой в освежё..ом воздухе будет дышаться свободно и легко. (По М. Горькому)
3.Правописание –Н- и –НН- в кратких прилагательных и причастиях
Тренировочные упражнения
1.Объясните написание -Н- и –НН- в словосочетаниях.
Пшеница обмолочена; вещи разбросаны; яблоко куплено ребёнком; картинки раскрашены; лицо взволнованно; выступление своевременно.
2. Замените данные словосочетания с полными прилагательными и причастиями предложениями с краткими формами.
Весь день было ветре..о, и только слышно, как тяжёлые водя..ые капли падали с крыши на крыльцо. Из школьного окна, к которому прилипли крупные серебря..ые капли, видно голое поле. Пахнет дымом, подмороже..ым картофелем. Ещё кормовая свёкла не выкопа..а и не свезе..а под крышу. Но поле пусты..о.
Поле охваче..о серой подковой леса. Хорошо в осе..ем лесу. Всё существо как бы сливается с царящим здесь торжестве..ым покоем. Радует всё: можжевеловые кусты, затянутые паути..ой сеткой, песча..ые плеши прогалин, вылуны, обросшие зелё..ым мхом.
Особого присмотра за лесом не видно: сосны растут как попало, хотя и были когда-то посаже..ы под шнур, тут и там раскида..ы слома..ые ветки. Поздние грибы пробиваются из земли до самых морозов. Бывает, рано ляжет зима, и тогда неискушё..ые горожане в мае в газетах пишут, что в лесу появились маслята. А это ещё прошлогодние грибы.
Размещено Sat, 30/01/2010 - 19:57 пользователем Любовь Владимировна Кравченко.
Впрочем, и по теме "Личные окончания глагола" материал удачный: в этих словах, как правило, и допускаются ошибки, только использовать его, по- моему, можно и в среднем звене...
Комментарий был изменен с момента создания (lubakravchenko15, Sat, 30/01/2010 - 19:57).
Размещено Sat, 30/01/2010 - 19:39 пользователем Любовь Владимировна Кравченко.
Уважаемая Лариса Ивановна! Благодарю Вас за дидактический материал: удачно подобраны слова для формирования навыка написания -Н- и -НН -, остаётся разбить на карточки, если в этом будет необходимость, и использовать для индивидуальной работы.
Дальнейших Вам творческих успехов и интересных находок!
На: Пакет дидактических материалов на тему «Трудные случаи прав
Впрочем, и по теме "Личные окончания глагола" материал удачный: в этих словах, как правило, и допускаются ошибки, только использовать его, по- моему, можно и в среднем звене...
На: Пакет дидактических материалов на тему «Трудные случаи прав
Уважаемая Лариса Ивановна! Благодарю Вас за дидактический материал: удачно подобраны слова для формирования навыка написания -Н- и -НН -, остаётся разбить на карточки, если в этом будет необходимость, и использовать для индивидуальной работы.
Дальнейших Вам творческих успехов и интересных находок!