Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Красота – любовь, озаренная вечным светом» (по рассказу В.Вересаева "Состязание")

Фото пользователя Диана Александровна Первушкина
Submitted by Диана Александровна Первушкина on пн, 25/01/2010 - 12:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Первушкина Диана Александровна
Место работы, должность: 
МОУ Октябрьская основная общеобразовательная школа
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
подвести учащихся к тому, что красота – это любовь, озаренная любовью; развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников, умение оценивать художественное произведение и предвидеть возможный финал рассказа, умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Краткое описание: 
Анализ рассказа В.Вересаева "Состязание". Данный урок по технологии развития критического мышления (РКМ), главная цель которой - научить учащихся самостоятельно, под руководством учителя добывать знания, переосмысливать их и вырабатывать свое мнение по любому вопросу. Здесь представлены такие приемы модели РКМ, как "Кластер", "Синквэйн", чтение с остановками.

  1.Составление кластера. 

(Кластер - это графическая форма изображения информации, где отдельные блоки связаны между собой смысловыми линиями. В центре ставится обсуждаемое понятие, постепенно понятие расширяется). 

- Что такое красота? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим словом? Что мы слышим, что мы чувствуем, что мы видим,  когда произносим слово «красота»?  

                           музыка      природа 

                  сказка                          любовь 

        цветы                красота          пение птиц 

                 иску                          счастье 

                               человек       

                 душа                        внешеость

                 союз души  и тела

 

 2.Беседа.

 - Почему люди обожествляют красоту?

 

·        Красота – сила, способная спасти мир, погрязший в крови, грязи…

·        Красота имеет власть над чувствами человека.

·        Красота всегда притягивает взгляд.

·        Красота освещает нашу жизнь.

·        Красота вдохновляет на творчество.

·        Красота облагораживает человека.

 

 - А с чем люди ассоциируют красоту? О какой красоте чаще всего говорят?

 

О женской. Женская красота воспевалась поэтами, музыкантами, художниками. Их творения ласкают наш слух, взгляд, душу.

 

 - Именно поэтому люди города из рассказа Вересаева «Состязание» приняли решение: назначить на состязание картину, изображающую красоту женщины. Как вы думаете, для чего нужна была жителям города такая картина?

Эта картина будет водружена на площади Красоты, чтобы каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость.

 

 - Кто решил выступить на состязании?

 

·        На весь мир прославленный художник, гордость города Дважды Венчанный.

·        И его ученик, очень талантливый молодой художник Единорог.

 

 - Почему в душе Дважды Венчанный чувствовал некоторый страх?

 

                                      Он знал силу молодого Единорога.

 

 - Что ожидает художника, если его картина окажется достойной украсить собой лучшую площадь великого города?

 

Щедрая, царская награда – лавровый венок и имя – Трижды Венчанный.

 

 

 - Дважды Венчанный отправился в далекий путь. Зачем?

 

Искать деву, в которую природа вложила лучшую свою красоту.

 

 - А в кого может быть вложена высшая красота, способная повергнуть перед собой мир? Высшая красота должна быть в кого-то вложена: в гордую ли царевну, в дикую ли пастушку, в смелую ли рыбачку или в тихую дочь виноградаря.

 

 - Как долго продолжал свой путь Дважды Венчанный?

 

Шел месяц за месяцем. Дважды Венчанный все странствовал.

 

 - И что же? Он так и не встретил ни одной красавицы?

 

Встречал, но всегда колебался, думал: та ли это красота? Ведь настоящая красота как светляк. Когда ясным своим светом, пронзая темноту, засветился светляк, - тогда не спрашиваешь себя, тогда прямо и уверенно говоришь: «Это он».

 

 - Удалось ли Дважды Венчанному встретить такую женщину, когда можно было сказать: «Это она!»

Да. Однажды, в месяц фиалок, рано утром, когда над морем занималась зеленовато-золотистая заря, с предгорного холма, залитая лучами солнца, спускалась стройная дева в венке из фиалок. И душа художника сразу, без колебаний воскликнула: «Это она!»

 - Итак, Дважды Венчанный нашел деву, в которую природа вложила высшую красоту. А как же Единорог?

 

Единорог уже давно нашел ее – это его возлюбленная Зорька.

 - А теперь обратимся к тексту, чтобы узнать итог состязания.

 

3.Чтение с остановками.

А) Читаем III главу до слов: «Полотно скользнуло вниз».

 - Давайте поразмышляем, как, по-вашему, люди города воспримут картину Дважды Венчанного?

                                      Ответы учащихся.

Б) Чтение текста до слов: «…нездешняя печаль».

·        «стало тихо»;

·        «не могли глаза оторвать от созерцания»;

·        «а когда отрывались… все вокруг казалось темным и смутным»;

·        «молитвенное склонение и блаженная, нездешняя печаль».

 - Какое воздействие оказала картина на людей? Что они почувствовали?

                                      Ответы учащихся.

 

В) Чтение текста до конца главы.

·        «больно ущемила тоска по красоте сердце, и страшно стало…»;

·        «над толпой пронесся вздох священной, великой тоски».

 - Как, по-вашему, люди встретили картину Единорога?

                                      Ответы учащихся.

 

Г) Чтение текста до слов: «Побить камнями!»

·        «ропот недоумения и негодования»;

·        «Побить камнями!»

 - Как вы думаете, это была окончательная оценка?

                                      Ответы учащихся.

 

Д) Чтение следующей части, последней.

 - «Люди смотрели на Зорьку, и Зорька смотрела на них». Что же они увидели в Зорьке?

·        «так прелестна»;

·        «глаз не могу оторвать».

 - Что привлекло в Зорьке людей?

 

·        «чуть заметная счастливая улыбка»;

·        «стыдливый испуг и блаженное недоумение перед встающим огромным счастьем»;

·        «устремилась вперед в радостном неодолимом порыве»;

·        «вся светилась изнутри».

 - Что преобразило Зорьку?

Любовь. «…само безобразие, освещенное изнутри этим чудесным светом, претворилось бы в красоту небывалую…»

 

 - Какое воздействие оказала картина на людей?

 

                                      Вспомнились каждому лучшие минуты      его любви.

                                      «Прояснилось лицо, улыбнулся…»

 

 - Кто стал победителем? Чья картина будет украшать площадь Красоты? Как ему удалось это сделать?

Единорог стал Трижды Венчанным, потому что он любил и был любим, он был счастлив.

 

 - А теперь сделаем выводы, обобщим наши впечатления, знания.

 

4.Творческая работа, написание синквэйна.

(Синквэйн - это пятистишие:

1 строка - тема, основное слово (имя существительное)

2 строка - 2 эпитета к нему

3 строка - 3 глагола к нему

4 строка - фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову

5 строка - метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно 1 слово.)

Работаем по вариантам. I вариант пишет синквейн о Фиалковенчанной, II вариант – о Зорьке.

 

 

 

Фиалковенчанная,

Божественная, спокойная,

Ослепляла, ущемляла, устрашала.

Вызывала молитвенное склонение, печаль.

Дева.

 

Зорька,

Прелестная, счастливая,

Любила, светилась, озаряла.

Раскрыла вечную, покоряющую красоту.

Любовь.

 

5.Обобщение.

 - Что же делает красоту красотой?

Любовь. Чудесный свет, преображающий всякую без исключения женщину в красоту небывалую. Любовь, озаренная чудесным светом.

 - Напишем еще одну работу, обобщающую наш урок.

Назовем ее – Красота. 

 

Красота,

Необыкновенная, вечная,

Манит, окрыляет, возрождает.

Верю: красота спасет мир.

Любовь.

 

 - Выпишите цитату, которая вам понравилась и объясните ее, дайте свое толкование.

 

 - Выразите свое отношение к нашему уроку:

«Я сегодня…»

 

6.Задание на дом: написать сочинение-эссе: «Что есть красота?» или «Красота – это…»

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
конспект урока.doc 67 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн