Официальный сайт jhealth 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Земля – наш сад.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Кузнецова И.В.
Место работы, должность: 
Р-Слободская СОШ № 2
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Задачи: 1. Познакомить ребят с личностью Д.С. Лихачёва и его книгой «Земля родная». 2. Провести экскурсию в историю садово-паркового искусства, на материале книги Лихачёва. 3. Построить свой парк. Цели: 1. Формирование ценностно-ориентированной личности. 2. Способствовать формированию чувства «хозяина Земли», её защитника. 3. Формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию. 4. Оказание помощи ученикам в открытии для себя большого многогранного и неоднозначного мира, окружающего их, научение их в этом мире быть счастливыми и нести счастье людям.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемая методическая литература: 

К воспитательному мероприятию ребята получили задание.

1.      Найти и познакомиться с книгой Д.С. Лихачева «Земля родная».

2.      Создать заготовки для парка.

3.      Индивидуальное задание: создать мультимедийную презентацию по биографии Д.С. Лихачева.

4.      Индивидуальное задание: выступление по теме: «Садово-парковое искусство с точки зрения Д.С.Лихачёва».

Класс заранее делится на две группы.

 

Краткое описание: 
Воспитательное мероприятие, посвященное Д.С. Лихачеву

Ход мероприятия.

     Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Я -  Матушка-Земля. Сегодня я хочу с вами поговорить о том, что мы живём с вами  бок о бок, рядом уже миллиарды лет, и должны помогать друг другу, заботиться друг о друге.

   Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: «погулять на воле», «выйти на волю». Труд подневольный, а природа кругом вольная. И природа нужна была человеку большая, открытая с, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле.

   Крестьянин приласкивал землю и тем преобразовывал её. Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. Люди испытывали постоянную необходимость в природе, воле. Возникли  тесные по своему строению, шумные города… Природа отдалилась… Человек стал создавать «уголки» природы, сады и парки.

  Сады и парки создают своего рода «идеальное» взаимодействие человека и природы – идеальное для каждого этапа человеческой истории, для каждого творца садово-паркового искусства.

   Об этом говорит в своей книге «Земля родная» человек, умеющий уважать и любить Природу, Землю, - Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Дмитрий Сергеевич в этой книге говорит о необходимости бережного отношения человечества к Земле: «Человека создаёт земля. Без неё он ничто. Но и землю создаёт человек. От человека зависит её сохранность, мир на земле, умножение её богатств». Готовясь к нашей с вами встрече, я использовала материал из этой книги. Именно о «создании» земли, о её приукрашивании, о создании садов и парков и пойдёт сегодня речь.

     Цели нашего мероприятия:

·        Совершить путешествие в историю садово-паркового искусства.

·        Посетить усадьбы знаменитых писателей 19 века.

·        Побывать роли архитектора и создать сказочную скульптуру.

·        Построить своё садово-парковое произведение.

·        Ответить на вопрос: как сделать Землю-Матушку ещё прекраснее.

 Согласитесь, создание садов и парков делает нашу землю ещё прекраснее! А их нам, жителям города, согласитесь, не хватает! Я очень люблю и уважаю этого сильного и талантливого человека.  Сегодня мне хочется и вас познакомить с ним поближе.

Мультимедийная презентация деятельности Д.С. Лихачёва.

 Ученик: Родился Д.С. Лихачёв 15 ноября 1906 года. И это ещё одна из причин знакомства с нашим героем, ведь 2006 год объявлен годом Лихачёва.

   По образованию Дмитрий Сергеевич историк, литературовед. Его всегда интересовала жизнь людей, их проблемы, интересы.…Не случайно, что кроме научных трудов по истории литературы и культуре Древней Руси, у Лихачёва очень много книг на этические и нравственные темы.

   Сложная судьба выпала на долю знаменитого историка, какое-то время нашему герою пришлось провести в заключении (Соловецком лагере), но он и там не прекращал своей научной деятельности (изучал особенности блатной речи). Пережил он и блокаду Ленинграда.

  Академик РАН, Герой Социалистического труда, первый кавалер возрождённого ордена Святого Андрея Первозванного – это ещё не полный перечень заслуг Дмитрия Сергеевича.

   Одна из главных задач деятельности Лихачёва – борьба за охрану и изучение памятников старины.

   Я надеюсь, что вы ещё не раз обратитесь к творчеству Лихачёва и на уроках литературы, и на классных часах, обсуждая нравственные, этические, эстетические проблемы, волнующие вас. А вот что Дмитрий Сергеевич говорит о садово-парковом искусстве, о его истории. Но что же такое «искусство»?

   Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. В нашем случае – отображение действительности в виде садов и парков.

Садово-парковое искусство с точки зрения Д.С.Лихачёва

   Ученица: Садово-парковое искусство – наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Закройте глаза и представьте…(Звучит музыка И.С. Баха под звуки морского прибоя).

   Вы идёте в парк, чтобы отдохнуть – без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу; парк открывает вам всё новые виды – поляны, боскеты (группа ровно подстриженных кустов), аллеи, перспективы; и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя. Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших осенних листьев, или слышится пение птиц, или лёгкий треск сучка вблизи; какие-то звуки настигают вас издалека и создают особое ощущение пространства и простора. Все чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих впечатлений создаёт особую «симфонию» - красок, объёмов, звучаний и даже ощущение, которое приносит вам воздух, ветер, туман, роса…

    Парк – это ещё и историческая сфера – сфера исторического времени, сфера воспоминаний и поэтических ассоциаций.

    Культура прошлого и настоящего – это тоже сад и парк. Недаром «золотой век», «золотое детство» человечества, средневековый рай всегда ассоциировались с садом. Сад – это идеальная культура, культура, в которой облагороженная природа идеально слита с человеком.

Путешествие в историю садово-паркового искусства.

 Ведущий:  Чтобы совершить путешествие, надо строго соблюдать кодекс туриста – не толкать соседей, не отставать, не шуметь. Очень строгие правила? Не волнуйтесь, ведь у нас есть ещё правило трёх «можно»:

1.      слушать, задавать вопросы и отвечать на них;

2.      повторять движения за Матушкой Землёй (ведущей);

3.      удивляться.

    Ученик:  А сейчас – внимание! Мы в России, у одного из монастырей. Приготовьте руки и ноги – нам предстоит взобраться на высокую монастырскую стену. Ведь именно монастырские сады были первыми в истории садово-паркового искусства (движение).

Монастырские сады – земной рай. В них росли «райские» деревья – яблони и виноградные лозы. Гуляя по монастырскому саду, можно было слышать пение птиц, журчание воды, эхо, запахи цветов, душистых трав.

  Ученик: Наша следующая цель Голландия. Для того чтобы попасть в Голландию нам придётся сесть на самолёт и полететь. А вот и Голландия с её удивительными по красоте садами и парками.

Голландские сады – сады разнообразия со склонностью к весёлой шутке и к уединению, но не философскому, а любовному. Сады располагались на разных уровнях террасы, огораживались стенами, украшались беседками, теремами. Дворец обычно закрывался деревьями. Гигантские свинцовые ванны располагались на разных уровнях, в них потешные флотилии. На отдельных террасах – обманные панно, живописные картины. В ящиках редкостные растения (астраханский виноград), в гигантских железных клетках соловьи, перепёлки. В одних оранжереях душистые травы, в других – цветы (чаще голландские тюльпаны). Места для уединения могли быть в виде теремов. При Петре 1 в голландские сады России были введены скульптуры, «фонтанные шутихи», «острова уединений», эрмитажи различных видов.

   Ученица: Другая наша цель путешествия – Италия. Для того чтобы попасть в Италию, нам надо проехать часть пути на поезде, затем пересесть в машину. Вот мы и в Италии. Приготовьтесь удивляться.

Итальянские сады – располагались на неровной местности и представляли собой ряд замкнутых террас или «зелёных кабинетов», отчётливо отдалённых друг от друга зелёными насаждениями, балюстрадами, «театрами», в которых на фоне полукруглой стены стояли статуи. Статуи служили смысловой связью с окружающей природой. Гроты символизировали собой уход в горы, уединение. Могли быть статуи и фонтаны в форме горных хребтов Италии. Рядом с водой обязательно Нептун и другие мифические существа, связанные с водной стихией. Зелёные апартаменты изолированы и посвящены каждый своей теме. Например, в одном – лабиринт с аллегорическим значением, в другом – плодовый сад, в третьем – душистые растения. Они соединялись коридорами, лестницами.

   Ученик: А сейчас снова в путь. Нас ждёт Франция. Из Италии во Францию мы поплывём по Средиземному морю. Итак, мы садимся на корабль и отправляемся в путь. А вот и долгожданная Франция. Обратите внимание, как расположены её сады. 

Французские сады – располагались на ровной местности для создания помпезного впечатления. Французские сады в меньшей мере, чем французские предназначались для уединённого отдыха и уединённых размышлений.

  Ученица: Во Франции мы проездом. Наша следующая цель – Англия, именно здесь английскими философами был впервые создан так называемый пейзажный парк. Мы пересекаем пролив Ла-Манш и приближаемся к острову Великобритания. Именно здесь живут англичане.

Пейзажный парк – (придуман английскими философами) предназначен для прогулок. Дорожки располагались так, чтобы удлинять и открывать всё новые и новые виды, маня к продолжению прогулки. Овцы и коровы били непременным атрибутом парка. В нём намеренно строились молочные фермы. В Царском Селе (у нас в России), в трёх пейзажных парках, которые окружали собой голландский сад, важным моментом явилось появление монументов в память о русских победах, отражавших индивидуальные чувства к друзьям, родным, любимым философам и поэтам. Были распространены пышные и пространные надписи на памятниках победы, скульптуры (например, «Молочница»).

  Ведущий:  Повернулись вокруг своей оси, хлопнули в ладоши – вот мы и дома, в России. Давайте заглянем в уголки и парки писателей 19 века и поиграем в игру. Обратите внимание, к какому виду сада, парка можно их отнести?      

   

Сады и парки русских писателей.

   Игра «Чей этот сад, парк?».

1.      В нём есть две восхитительные аллеи – еловая и липовая. Величавая еловая аллея, где растут двухсотлетние ели-великаны, соединяет лес с парком и усадьбой (по-другому её называют «Аллеей Керн»). Она заканчивается полукружьями деревьев, образующих зелёные беседки. В центре усадьбы над рекой Соротью стоит дом автора. Рядом с ним под сенью большого двухвекового клёна стоит маленький деревянный флигелёк. Это знаменитый домик няни поэта, утопающий в зелени кустов. Парк и усадьба замыкаются прудами. В середине одного из них «Остров уединения»  - любимый уголок поэта. Через нижний пруд, обсаженный серебристой ивой, перекинут горбатый мостик. Дорожка отсюда ведёт в яблоневые сады.                        (Михайловское, усадьба Пушкиных).

2.      Усадьба расположена недалеко от города Мценска в Орловской губернии. Большой почти в сорок комнат дом с колоннами стоит в саду. За домом сад с роскошными цветниками, с тёмными тенистыми аллеями спускается к прудам. Недалеко от дома «службы» - постройки для дворни, которой около 300 человек. В одной из галерей с колоннами помещается большая библиотека. А вот и знаменитый дуб, тот самый, что был посажен писателем в детстве, - на открытой просторной поляне за старым Лутовиновским домом. Узкая извилистая тропинка приводит к плотине большого Спасского пруда. Недалеко отсюда Варнавицы – это нечистое место, расположенное на самой окраине старого парка, оно и по сей день пользуется недоброй славой.              

(Спасское-Лутовиново, усадьба Тургеневых).

3.      Барский дом с двумя одинаковыми флигелями по бокам стоял в саду. Сад, окруженный канавами и валом, был старый, с огромными кряжистыми дубами, берёзами, цветниками. Дом в два этажа, в 32 комнаты, с шестью белыми колоннами по фасаду. Шумит берёзами, ведущими к нему от башен въезда широкий Прешпект, тихо под ветерками плещется вода усадебных прудов. В нижнем парке привольными рядами выстроились липы. Впоследствии здесь писатель завёл большие фруктовые сады, лесные посадки берёз, ёлочек, под которыми на самодельной скамейке любил отдыхать в старости. Любил он бродить по тропинкам старого леса, называемого Заказ, по берегам речки Воронки.

 (Ясная Поляна, усадьба Толстых).

4.      На Украине, недалеко от Миргорода на хуторе Васильевка стоит дом знаменитого писателя. Дом небольшой, с колоннами и двумя башенками по углам стоит в тенистом саду. Перед домом разбиты клумбы, растут кусты. Неподалёку – пруд. У писателя с раннего детства была страсть к садоводству. Вместе с отцом разводил он цветы, прокладывал дорожки, ухаживал за садом. Любимые места в саду носили необыкновенные названия. Небольшая поляна в саду  «Долина спокойствия», простая беседка носила громкое название «Беседка размышлений», грот назывался «Гротом уединения».   

(Васильевка, усадьба Гоголей).

  Ведущий: Наша с вами цель – построить свой сад или парк. Я надеюсь, что вам пригодятся знания, полученные в путешествии, да и из парков знаменитостей вы сможете использовать какой-нибудь элемент. Но прежде чем построить сад, давайте попробуем для начала создать памятник или скульптуру.

 

 

Игра «Скульптура».

От каждой команды приглашаются по 2  желающих. Один из них становится скульптором и создает с «помощью» ребят свою «скульптуру». Юный «скульптор» сопровождает свою работу комментарием. Далее ведущий просит его занять место одного из ребят, составляющих «статую».

 

Конкурс на лучший проект «Парк будущего» и его защиту.

    Ведущий: Путешествие в историю садово-паркового искусства мы совершили, в русских садах и парках мы с вами побывали, парковые скульптуры мы делали, я надеюсь, вам не составит труда построить парк, в котором бы вы сами с удовольствием играли, гуляли, отдыхали.

   Итак, ваша задача выбрать тему парка (парк сказки, победы, космонавтики, будущего…), обустроить его и подготовить его защиту (почему эту тему выбрали, эти элементы использовали, почему ваш парк самый лучший?).

Рефлексия мероприятия.

   Понравилось мероприятие?

   Что понравилось больше?

   Что вызвало затруднение?

 

Каждый участник со словами, что он может сделать, чтобы Земля стала ещё прекраснее и уютнее, украшает своей эмблемой Матушку-Землю.

 

Заключительное слово.

  Строя  прекрасные парки, создавая красоту в своём доме, дворе, городе; ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…».

   Мы с вами образованные люди! Давайте создавать, а не разрушать красоту! Ведь красота спасет мир!

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн