Вы не зарегистрированы

Авторизация



географическая долгота. Географические координаты.

Фото пользователя Марина Геннадьевна Шашкова
Submitted by Марина Геннадьевна Шашкова on Fri, 05/02/2010 - 22:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шашкова Марина Геннадьевна
Место работы, должность: 
МОУ Бутурлинская СОШ имени В.И.Казакова, зам. директора по УВР, учитель географии
Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 
формирование знаний о составе обобщенного приема определения географической долготы, географических координат объекта и умений определять координаты точки на карте.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
19
Используемые учебники и учебные пособия: 
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии
Используемая методическая литература: 
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии – 6 класс, Герасимова Т.П., Крылова О.П. Методическое пособие по физической географии
Используемое оборудование: 

атласы, настенная карта «Физическая карта мира»,  дидактические модульные карточки.   

Краткое описание: 
Цель урока: формирование знаний о составе обобщенного приема определения географической долготы, географических координат объекта и умение определять координаты точки на карте. Задачи урока: 1.Научить детей применять знания, полученные на уроке при решении практических задач. 2.Совершенствовать работу с картами, учебным материалом, привить навыки самостоятельной работы, научить учащихся проводить взаимопроверку и самооценку своей деятельности. 3.Воспитывать умение работать в парах, повысить интерес к изучению географии и воспитывать настойчивость в достижение цели. Формы работы: парная, индивидуальная, групповая. Методы работы: 1.Проблемно-поисковый (учащиеся пытаются найти способы решения практических задач) 2.Практическая работа по применению знаний. 3.Модульное обучение. Орг. момент – проходит достаточно быстро. На данном этапе учитель знакомит учащихся с оценочным листом, что вызывает интерес у детей и позволяет быстро включиться в работу. Домашнее задание было организованно в виде географического диктанта, он помог вспомнить понятия, знания которых необходимы для изучения нового материала. Система вопросов позволила вспомнить приемы определения географической широты. Мотивация была обеспечена проблемной задачей, которая помогла учащимся заинтересоваться изучением нового материала, и выработала настойчивость в достижении цели. Изучение нового материала осуществляется при работе учащихся с модульной картой. Ученик самостоятельно обучается по целевой индивидуализированной программе. Учебный модуль включает: 1.Целевой план действий. 2. Законченный блок информации. 3. Рекомендации и советы учителя по успешной реализации, поставленной цели. Ученик максимальное время работает самостоятельно, учиться самопланированию, самоорганизации, самооценке и контролю. Учитель управляет через модули, в которых указано как рационально действовать, где найти нужный учебный материал. Цель – содействовать развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Выполнение модуля помогает учащимся решить проблемную задачу, поставленную в начале урока и сформулировать тему. Закрепление изученного материала выполняется в форме экспертной оценки. На этом этапе учащиеся индивидуально выполняют практические действия, где демонстрируют умения работать с картами по определению географических координат. Все задания после выполнения учащимися проверяются, выявляются типичные пробелы в знаниях и оперативно устраняются. Проводится самооценка. Домашнее задание имеет непосредственную связь с темой, целью и задачами урока и позволяет самостоятельно дома подвести итог, каждому ученику индивидуально, выполнив программную практическую работу. Подводя итог работы на уроке, формулируются выводы, по которым можно отметить успешность овладения содержанием урока. Результат работы каждого ученика подводится по всем этапам урока и в целом, затем выставляется общая отметка. Проводится самооценка каждого ученика. Рефлексия учащихся помогает оценить значимость модульного обучения в сочетании с традиционными формами.

 

Географическая долгота. Географические координаты.
Тип урока - комбинированный урок изучения нового материала.
Цель урока – формирование знаний о составе обобщенного приема определения географической долготы, географических координат объекта и умений определять координаты точки на карте.
Задачи урока – научить детей применять знания, полученные на уроке   географии при решении практических задач.                         
                           - совершенствовать работу с картами, учебником, привить навыки самостоятельной работы, научить учащихся проводить взаимопроверку и самооценку своей деятельности.
                            - воспитывать умение работать в парах, повысить интерес к изучению географии и воспитывать настойчивость в достижение цели.
Формы работы – парная, групповая и индивидуальная.
Методы работы – проблемно-поисковый;
                                - практическая работа по применению знаний.
Оборудование – атласы, настенная карта «Физическая карта мира», карточки.   
 
  
Ход урока.
Организация учащихся на урок. 
Приветствие, проверка подготовленности школьников к учебному занятию, организация внимания школьников.
Учитель : Добрый день! Мы начинаем наш урок. Он немного необычен сегодня. Все, что мы с вами будем сегодня делать, будет оцениваться – каждое ваше действие, каждое слово. И от того как четко, быстро, внимательно, организованно вы будете работать зависит ваша оценка (знакомство с оценочным листом) .
Проверка домашнего задания.
Формы и методы работы.
Деятельность учителя.
Деятельность учеников.
Беседа, фронтальный опрос.
 
 
 
Индивидуальная работа - географический диктант.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фронтальный опрос.
Вопросы:
1.     Какую тему мы с вами изучаем?
2.     Какие линии на географической карте вы знаете?
3.     Что образуют эти линии?
 
Географический диктант.
 1. полюса             6.
 2. экватор           5.
 3. параллели       4.
 4. меридианы      3.
 5. градусная сеть 2.
Вопросы:
1.     Назовите точки пересечения воображаемой земной оси с земной поверхностью.
2.     Сочетание линий меридианов и параллелей.
3.     Линия, соединяющая точки двух полюсов.
4.     Линия, все точки которой расположены на одинаковом расстоянии от экватора.
5.     Линия, разделяющая земной шар на два полушария.
6.     Линия, показывающая направление с севера на юг.
7.     Линия, показывающая направление с запада на восток.
 
    Вопросы и задания:
1.     Для чего мы изучаем градусную сеть?
2.     Что такое географическая широта?
3.     Какую географическую широту имеет экватор и северный полюс?
4.     На сколько градусов, город Лондон, удален от экватора и от Северного полюса?
5.     Может ли широта быть 95 с.ш
6.     Что общего и что различного между точками А и Б (см.рис.)
 
 
 
7.     Что такое северная широта и южная широта?
8.     Определите географическую широту городов: Москва, Бразилиа.
     
Отвечают на вопросы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы:
 1 вариант- 1, 5, 4, 3, 2, 4, 3.
 2 вариант- 6, 2, 3, 4, 5, 3, 4.
 
 
Отвечают на вопросы письменно.
Взаимопроверка работы по парам, сравнивая с ответом учителя.
Фиксируют отметку в оценочный лист. За каждый правильный ответ-1балл.
 
 
 
 
 
 
Ответы оцениваются в задание «Активность»- за каждый ответ -1балл.
 
 
 
 
 
 
На 52 градуса от экватора и на 38 градусов от сев. Полюса.
 
 
 
 
 
 
 
 
  
Изучение нового материала.
 

Формы и методы работы.
Деятельность учителя.
Деятельность ученика.
Активизация учащихся на изучение нового материала - постановка проблемных вопросов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Парная работа с модульными карточками- самостоятельная деятельность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Индивидуальная работа по решению проблемной ситуации.
Задания:
1. Определите широту точек на рисунке. Можем ли мы утверждать, что эти объекты расположены в одной точке?              
Что еще необходимо знать, для того чтобы определить точное положение объекта?
2. Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры, и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 42 ю.ш. и …в.д.
Давайте поможем спасателям найти место крушения корабля.
 
Мы не можем решить сейчас эту ситуацию. Давайте попробуем изучить нашего главного помощника- книгу, может она нам подскажет - что делать?
А в помощь вам – модульные карты, которые направят вашу работу в нужное русло.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Модульная карта :
 
УЭ
Рекомен-дации
Содержание
заданий
 
Баллы
 
Шаг 1
 
Шаг 2
 
Шаг 3
 
Шаг 4
 
3 задания
 
 
3 задания
 
 
3 задания
 
 
1задание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ребята! Пока вы работали, к нам поступило сообщение, что моряки нашли еще одну бутылку с запиской такого же содержания, но опять в ней сохранились не все записи. На записке остались цифры: 4…ю.ш. и 173 …д.
Теперь, мы с вами, сможем помочь морякам отыскать потерпевших?
Задания:
1.     Сравните записки и определите местонахождение потерпевших.
2.     Сравните полученные результаты с соседом по парте.
 
Наш урок заканчивается, мы много узнали, но так и не записали в тетради тему урока.
Задание: сформулируйте тему урока, обсудите результат с товарищем и запишите ее в тетради.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ученики предлагают варианты решения проблемных ситуаций.
 
 
 
 
 
 
Открывают тетради и оставляют место для темы урока.
 
Ученики работают с материалами учебника, картами атласа и отвечают на задания модульной карточки.
Задания:
Шаг 1.
  1. Что необходимо знать, (кроме географ.широты) для определения своего местоположения?
  2. Что это такое?
  3. Что является линией отсчета долготы, до какой линии идет отсчет?
Шаг 2.
1.      Определите, в чем сходство и разница между положением точек.( см. рис.)
2.      Что такое западная и восточная долгота?
3.      Определите долготу городов- С-Петербург, Москва, мыс Игольный.
Шаг 3.
  1. Что такое географические координаты?
  2. Для чего необходимо уметь определять географические координаты?
  3. По карте определите какие объекты расположены в координатах 30 с.ш. 30 в.д.
Шаг 4.
         Объединитесь в группы и сравните   ответы друг с другом. Поставьте знак (+) там, где ответы правильные и подсчитайте их количество (каждый (+)- 1 балл). Если есть ошибки, вернитесь назад и устраните их.
 
 
Работают с картой и определяют по координатам объект.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Формулируют тему урока.

 
Закрепление изученного материала - экспертная оценка.
 

Формы и методы работы.
Деятельность учителя.
Деятельность учеников.
Индивидуальная работа по применение знаний для решения практических задач.
 
Следующий вид работы позволит вам проверить ваши знания, которые вы получили, выполняя задания. Вы набираете баллы и фиксируете их в оценочном листе. Ответы записывают в тетради.
Задания:
1.     Соотнесите карточки и составьте логическую цепочку (градусная сеть, параллели, меридианы, географ.широта, географ.долгота).(2 балла)
2.     Есть ли на Земле точки, для определения которых необходимо знать только широту или только долготу?
    (2 балла)
3.     Где находится точка с координатами 0 широты, 0 долготы?(1 балл)
4.     «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым». Укажите место, в котором оказались герои романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов», если координаты его 17 ю.ш. 25 в.д.(2 балла)
5.     Если вы плывете на восток от точки с координатами 47 с.ш. 20 з.д., берега какого материка вы достигните? ( 2 балла)   
6.     Корабль находящийся в точке 30 ю.ш. 70 в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощь. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30 ю.ш. 110 в.д.) и «Вера» (20 ю.ш. 50 в.д.). какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну? Нанесите маршрут каждого корабля на контурную карту.(5 баллов)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отвечают на вопросы заданий в тетради
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Самопроверка работы, сравнивая с ответами у доски.
 Баллы фиксируют в    оценочном листе.

 
 
 
Домашнее задание.
Мы сегодня на уроке хорошо потрудились, поэтому дома вам легко будет выполнить задания в виде практической работы.
        Практическая работа № 4
Определение по картам географических координат.
Задание - стр. 34, № 3 ( А, Б ) и № 4 ( А, Б ) – 1 вариант
                               № 3 ( В, Г, ) и № 4 ( В, Г ) – 2 вариант
Подведение итогов.
·        Что мы узнали;
·        Что мы умеем;
·        Результаты работы- свою работу вы можете оценить по результатам оценочного листа, поставьте себе итоговую оценку из ходя из критериев: «5»- 34-30 баллов,«4»- 29-23 баллов, «3»- 22-17 баллов.
·        Рефлексия: - при изучении материала ты помогал другу или тебе помогали?
                    - что вызвало наибольшую трудность: изучение материала или                   решение практических задач? Почему?
                    - как ты оцениваешь полученные сегодня знания ( осознанные, предстоит осознать или неосознанные)?
                    - с каким настроением ты изучал материал в сравнении с другими уроками ( было интересно, не очень интересно, не интересно вообще)?
 
    
 
 
 
 
 
 
 
                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Модульная карта.
 

УЭ
Рекомендации
Содержание
заданий
 
Баллы
Шаг 1.
 
 
 
 
 
 
 
 
Шаг 2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Шаг 3.
 
 
 
 
 
 
 
Шаг 4
 
 
 
 
 
 
 
.
Используя материалы учебника стр.32 ответьте на вопросы, в тетрадь запишите определение нового понятия.
 
 
 
 
 
 
Ответьте устно на задание (стр.32)
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 20, стр. 33
Запишите долготу городов в тетрадь.
При ответе используйте карту полушарий в атласе, ответ запишите.
 
 
 
В тетрадь запишите определение нового понятия.
 
 
 
Ответ запишите в тетрадь.
 
 
 
Обсудите результаты работы и проведите взаимопроверку.
 
 
 
 
Если вы раньше закончили работу,
Переходите к экспертной оценке.
 
 
1.      Что необходимо знать, (кроме географ.широты) для определения своего местоположения?
2.      Что это такое?
3.      Что является линией отсчета долготы, до какой линии идет отсчет?
 
 
1.      Определите, в чем сходство и разница между положением точек.( см. рис.)
2.      Что такое западная и восточная долгота?
3.      Ответьте на вопрсы задания.
 
4.      Определите долготу городов- С-Петербург, Москва, мыс Игольный
 
5.      Определите долготу Вашингтона и Нью-Йорка. Какой город расположен западнее?
.
 
 
  1. Что такое географические координаты?
  2. Для чего необходимо уметь определять географические координаты?
  3. По карте, определите какие объекты расположены в координатах- 30 с.ш. 30 в.д.
 
Сравните ответы с соседом по парте, . Поставьте знак (+) там, где ответы правильные и подсчитайте их количество (каждый (+)- 1 балл). Если есть ошибки, вернитесь назад и устраните их.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

.
Оценочный лист ученика (цы) 6 «А» класса
___________________________________
 

Задания    
              Количество баллов
    Максимальное                    Реальное
 
оценка
 
1
2.
3.
4.
Географический диктант
Работа с модульной картой
Активность
Экспертная оценка
 
 
7 баллов
11 баллов
 2 балла
14 баллов
 
 

                                                                                                            Всего-
                                                                                                                                Оценка-
Критерии оценки :
 «5» - 34-30 баллов
 «4» - 29-23 баллов
 «3» - 22-17 баллов
 
 
                             Экспертная оценка.
Задания:
1.     Соотнесите карточки и составьте логическую цепочку (градусная сеть, параллели, меридианы, географ.широта, географ.долгота).(2 балла)
2.     Есть ли на Земле точки, для определения которых необходимо знать только широту или только долготу?(2 балла)
3.     Где находится точка с координатами 0 широты, 0 долготы?(1 балл)
4.      «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым». Укажите место, в котором оказались герои романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов», если координаты его 17 ю.ш. 25 в.д.(2 балла)
5.     Если вы плывете на восток от точки с координатами 47 с.ш. 20 з.д., берега какого материка вы достигните? ( 2 балла)   
6.     Корабль находящийся в точке 30 ю.ш. 70 в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощь. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30 ю.ш. 110 в.д.) и «Вера» (20 ю.ш. 50 в.д.). какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну? Нанесите маршрут каждого корабля на к/к.(5 баллов)
Прикрепленный файлSize
6 класс Географическая долгота.doc100 KB

»  Размещено в сообществах:   
Учителя географии Нижегородской области