Вы не зарегистрированы

Авторизация



Выражение намерений человека через конструкцию и декор

Данные об авторе
Автор(ы): 
Сулейманова Язиля Габдулхаковна
Место работы, должность: 
МОУ "Куянковская общеобразовательная полная средняя школа"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 
1.Учить детей конструировать и украшать древние корабли. 2.Развивать умение различать назначение, декор, принадлежность конструкции. 3. Продолжать воспитывать умение использовать татарский народный орнамент для украшения парусов, кораблей разного назначения.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учеников в классе: 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

учебник Е.И.Коротеевой « Искусство и ты». 2класс; плакат с изображением фона моря.
Используемая методическая литература: 

 

Литературный ряд: - А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане…», аудиозапись сказки (читают народные артисты России)
 
Музыкальный ряд: - детские песенки на татарском языке противоположные по характеру: веселая – тревожная.
Используемое оборудование: 

 

гуашь, кисточки, ножницы, клей, бумага.
 
Используемые ЦОР: 

 

слайды картин Н. Рериха, фрагменты мультфильма
 А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (DVD-диск), таблица рисунков «Татарский народный орнамент».
Краткое описание: 
урок ИЗО по программе Б.Неменского во 2 классе

 

 
 
Тема: Выражение намерений человека через конструкцию и декор.
 
 
 
Задачи: 1.Учить детей конструировать и украшать древние корабли.
              2.Развивать умение различать назначение, декор, принадлежность конструкции.
             3. Продолжать воспитывать умение использовать татарский народный орнамент для украшения парусов, кораблей разного назначения.
 
Задание: Конструирование кораблей и парусов двух контрастных по                                  эмоциональным характеристикам сказочных флотов. Украшение парусов и кораблей, используя элементы татарского народного орнамента.
 
Оборудование: гуашь, кисточки, ножницы, клей, бумага.
 
Зрительный ряд:- слайды картин Н. Рериха, фрагменты мультфильма
 А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (DVD-диск), таблица рисунков «Татарский народный орнамент».
 
Литературный ряд: - А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане…», аудиозапись сказки (читают народные артисты России)
 
Музыкальный ряд: - детские песенки на татарском языке противоположные по характеру: веселая – тревожная.
 
 Материал: учебник Е.И.Коротеевой « Искусство и ты». 2класс; плакат с изображением фона моря.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                       Ход урока:
 
 1.Организационый момент.
 - Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
    Не хочется играть сегодня в прятки.
    И не досуг дуть на корабль бумажный –
    Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
 
 -Ребята, сегодня на уроке мы будем строить  разные корабли, а вернее три флота, противоположные по намерениям и украсим их, стараясь выразить намерения корабельщиков. В ходе работы нам встретятся новые слова. Давайте познакомимся с ними.
 2. Словарная работа.
    ДЕКОР – украшение.
    КОНСТРУКЦИЯ – состав и взаимное расположение частей какого-нибудь строения, сооружения, механизма, а также само строение, сооружение, машина с таким устройством.
   КОРАБЛЬ – морское судно.
   ПАРУС – большой кусок толстой ткани на мачте, надуваемый ветром и приводящий в движение судно.
 3. Вступительная беседа.
 - Послушайте, пожалуйста, меня внимательно. «В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жили-были…». Какое произведение обычно начинается с этих слов?
 -Сказка.
 -Правильно. Готовясь к данному уроку, несколько уроков подряд какое домашнее задание я вам задавала.
- Мы читали «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина.
 -Правильно. А как начинается сказка, давайте, вспомним. Некоторые учащиеся выучили отрывки из сказки наизусть. Давайте их послушаем.
 (Чтение учащимися отрывка из сказки наизусть.) – « Три девицы под окном…».
 -Спасибо. А теперь коротко вспомним содержание сказки до того момента, когда князь Гвидон оказался на острове. (Пересказ содержания сказки по цепочке, с помощью наводящих вопросов.)
 -Какая из сестер стала женой царя?
 - Почему сестры завидовали царице?
 - Какое письмо они послали царю? (Ответ детей хором).
 - Какое письмо привез гонец боярам?
 -  А том, что случилось с царицей и ее сыном на море, мы послушаем по аудиозаписи. Читает народный артист СССР, Лауреат Государственной премии Юрий Саломин. Сравните, пожалуйста, чтение ваших товарищей с чтением артиста.
   (Включается аудиозапись).
 - А про то, кого встретил царевич на острове, и что с ним случилось, прочитает нам Разиля из книжки. (Чтение учащейся отрывка из сказки).
  Читает со слов «…Мать и сын теперь на воле; » до слов «…Не горюй, и спать ложись».
 - О том, что было дальше, прочитаю я. Послушайте меня внимательно.
  (Чтение учителем до слов «…В тот же день стал княжить он и нарекся: князь Гвидон». 
 -Вот так они стали жить поживать. А теперь мы с вами отдохнем.
 3.Физкультминутка. (Один ученик работает у доски).
    На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!»
 - Как живешь?
 - Вот так!
 - Как идешь?
 - Вот так!
 - А бежишь?
 - Вот так!
 - Ночью спишь?
 - Вот так!
 - Как берешь?
 - Вот так!
 - А даешь?
 - Вот так!
 - Как молчишь?
 - Вот так!
 - А грозишь?
 - Вот так!
 - А сидишь?
 - Вот так!
  4.Работа над новой темой.
 - Ребята, сейчас мы посмотрим отрывок из этой сказки. Во время просмотра обратите внимание на конструкцию кораблей, которые проплывают мимо острова. Вспомните, какие это были корабли – торговые или военные.
 5. Просмотр отрывка сказки на СD диске « Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» до слов :
 «Добрый путь вам, господа,
 По морю по окияну
 К славному царю Салтану;
 От меня ему поклон».
 - Так, какие же корабли вы увидели – торговые или военные? (Ответы детей).
 - По каким признакам вы  узнали, что это торговые корабли? (Ответы детей).
 - Во-первых, в сказке говорится о том, что корабельщики «торговали соболями, черно-бурыми лисами».
  - У них красивые украшения. Использованы для украшения яркие, сочные, теплые цвета.
 - А какие геометрические фигуры использованы при украшении кораблей?
 - Круги, овалы, квадратики и т.д.
 - Скажите, пожалуйста, какие цели преследовали, по вашему мнению, эти корабельщики – добрые или злые?
 -Добрые.
 - Правильно ребята. Люди с древних времен вели торговлю меж собой. Торговля шла по всему свету – между государствами, между народами. Наш татарский народ тоже занимался торговлей – торговали ювелирными украшениями, узорным ткачеством, например, коврами, узорными кожаными ичигами, керамикой (кувшины, хумы, кумганы, игрушки).
 О татарских народных украшениях, о татарском орнаменте мы с вами говорили на предыдущих уроках. Что же присуще татарскому орнаменту
 в отличие от того, что мы видели сейчас?
 - Почти во всех сферах татарские мастера использовали цветочно-растительный узор.
 - Это - листья, стебельки, цветы, волны, лотосовидные, облакообразные изображения.
 - Подробно с ними мы познакомились на уроке «Татарский народ и его орнамент», украшали ими татарский народный костюм для кукол.
6. (Рассматривание и обсуждение татарского народного орнамента по альбому «Татарский народный орнамент»).
  7. Физкультминутка. (Выполняют вместе с учителем.)
 - Ветер по морю гуляет,
 И кораблик подгоняет.
 Раз, два.
               (Встать из-за парт.)
 - Он назад поплыл сначала.
 Раз, два.
               (Шаги назад.)
 - А потом поплыл вперед.
 Раз, два.
               (Шаги вперед.)
 - И поплыл, поплыл по речке,
               (Волнообразные движения руками.)
 - Набирая полный ход.
               (Ходьба на месте.)
 8. – Я предлагаю вам сегодня конструировать и украсить флот царя Салтана и флот татарских торговцев, с одной стороны,  и флот злых пиратов, с другой стороны, с которыми они встретились в море. Ребята, для украшения кораблей пиратского флота какие цвета и какие геометрические фигуры вы хотите использовать?
 - Более темные цвета – черный, синий, фиолетовый, коричневый. А из геометрических фигур – треугольники, ромбы и т.д.
 - То есть те, которые выражают остроту, резкость, колючесть или зло.
 9. Работа с учебником (стр.116-117).
 - Скажите, пожалуйста, где, чей флот?
 - По каким признакам вы это узнали?
 - Какие цвета использованы для украшения пиратского флота?
 10. Практическая часть.
 Вывешивается плакат с изображением фона моря. (Предварительно готовиться учителем).
 - Прежде чем начать работу мы разделимся на три группы (по 4 человека), (можно по рядам). Одна группа будет конструировать флот татарских торговцев, вторая – флот царя Салтана, третья – флот пиратов. Готовые корабли приклеиваем к фону моря. Подумайте, кто какой корабль будет украшать?
 - Я предлагаю разделиться так: за первые парты сядут те, кто украшает флот царя Салтана, за вторые парты те, кто украшает флот пиратов, за третьи парты те, кто украшает флот татарских торговцев.
 11. Игра на развитие внимания «Найди свое место».
 - Скучно, скучно так сидеть,
 Друг на друга все глядеть.
 Не пора ли пробежаться
 И местами поменяться.
 (Учащиеся рассаживаются каждый на свое место, которое выбрали для работы). 
 12. Работа учащихся. Во время работы тихо звучит музыка с ярко выраженным эмоциональным характером.
 Учащимся раздаются готовые эскизы кораблей и парусов, которые нужно вырезать. Вспоминаем правила работы с ножницами. (Игра «Похлопаем, потопаем»).
 - Условия игры вы помните. Если я говорю правильно, то вы хлопаете в ладоши, а если ошибаюсь – топаете ножками. И так начали.
 1.Подавай ножницы другому «острым» (тупым) концом.
 2.Во время работы с ножницами нельзя ходить по классу. 
 3. «Держи» (не держи) ножницы близко к глазам.
  4.Вырезая, наблюдай за пальцами «правой» (левой) руки.
 5.После работы с ножницами не оставляй их открытыми.
 6.У каждого инструмента должно быть свое место на парте. (Правила вывешиваются на доску).
 Во время работы учитель помогает учащимся, индивидуально дает советы, оказывает помощь при приклеивании кораблей, (флоты плывут друг против друга).
 13.Итог урока.
 - О чем мы сегодня говорили? Смогли ли выразить намерения человека через конструкцию и украшения?
 14. Оценка работ учащихся.
 - Все вы сегодня молодцы! Работали вы очень аккуратно, чисто, красиво.
 Корабли получились замечательные. Все три группы постарались, правильно сконструировали и украсили корабли. Всем сегодня за работу я ставлю «5».
 15. Домашнее задание.
 - Найти в книгах примеры декоративных форм, которые по силуэту, цвету, характеру элементов можно было бы отнести к образу флота царя Салтана, флота татарских торговцев и к образу пиратских кораблей.
 16.Итог урока.
 - Урок окончен. Спасибо всем. Отдыхайте.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
 

»  Размещено в сообществах:   
МӨГАЛЛИМХАНӘ