Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок окружающего мира в 3 классе «Путешествие по карте нашей Родины» (система Д. Б. Эльконин - В.В.Давыдов; программа Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева)

Submitted by Нина Николаевна Кириченко on чт, 11/02/2010 - 12:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кириченко Нина Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №4 г.Искитим
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Естествознание
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Главное содержание третьего года обучения курсу «Окружающий мир» заключается в открытии детьми общих способов представления результатов наблюдения и эксперимента и в овладении ими. Описание является составной частью любого эксперимента или систематического наблюдения. Овладевая умениями строить и читать виды изображений (таблиц, планов, схем, графиков), дети будут готовы освоить любое содержание предметов средней школы. Так же важно, что систематическая работа по превращению собственных ощущений и наблюдений в знаковые формы, развивают способности воображения, понимания, вводят детей в пространство высокого общественного сознания. Известно, что «повторение-мать учения», а если урок- обобщения провести в необычной для детей форме, где каждый ребенок может оказаться «на вершине успеха», проявить творчество или просто помочь группе оформить работу, то эффект будет выше. Данный урок является завершающим в теме «Картосхема (план, карта) как представления на плоскости трехмерных объектов. Общее представление о масштабе. Разные виды картосхем». К моменту проведения урока по теме « Путешествие по карте нашей Родины» дети научились работать с контурной картой, овладели элементарными приемами чтения картосхем, показывать на картосхемах основные поверхности суши, водоемы, обозначать на карте маршруты путешествий. Так как уровень обучаемости детей в классе различный, то и задания на урок носят дифференцированный характер.

Кириченко Нина Николаевна – учитель начальных классов  МОУ СОШ № 4 г. Искитима

Урок окружающего мира  в 3 классе

(система Д. Б. Эльконин - В.В.Давыдов;  программа  Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева)

Тема: «Путешествие по карте нашей Родины»

 Методическое обоснование урока: Основной задачей компонента «Окружающий мир» в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме этой, решаются также следующие задачи:

  -  первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных  наук;

  -  ориентация ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений ( в том числе формирование первоначальных экологических понятий и представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безопасном и правилосообразном  поведении);

  -  формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

  -  воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

     В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста знаний и умений.

     Главное  содержание третьего года обучения  курсу «Окружающий мир» заключается в открытии детьми общих способов представления результатов наблюдения и эксперимента и в овладении ими. Описание является составной частью любого эксперимента или систематического наблюдения. Овладевая умениями строить и читать виды изображений (таблиц, планов, схем, графиков), дети будут готовы освоить любое содержание предметов средней школы. Так же важно, что систематическая работа по превращению собственных ощущений и наблюдений в знаковые формы, развивают способности воображения, понимания, вводят детей в пространство высокого общественного сознания. Известно, что «повторение-мать учения», а если урок- обобщения провести в необычной для детей форме, где каждый ребенок может оказаться  «на вершине успеха», проявить творчество или просто помочь группе оформить работу, то эффект будет выше. Данный урок является завершающим в теме «Картосхема (план, карта) как представления на плоскости трехмерных объектов. Общее представление о масштабе. Разные виды картосхем». К моменту проведения урока по теме « Путешествие по карте нашей Родины» дети научились работать с контурной картой, овладели  элементарными приемами чтения картосхем, показывать  на картосхемах основные поверхности суши, водоемы, обозначать  на карте маршруты путешествий. Так как уровень  обучаемости   детей в классе различный, то и задания на урок  носят  дифференцированный характер.

Методы работы на уроке: проблемно - поисковый, исследовательский, творческий, модельный, эвристический, элементы  проекта.

Формы  работы: групповая, самостоятельная, индивидуальная.

Тип  урока:

  -  по дидактической цели: урок - обобщения и систематизации знаний.

  -  по  содержанию элементов деятельности: урок- исследование.

Цели урока:

   Образовательные:

   - обобщить знания учащихся по теме «Путешествие по карте страны»; расширить знания  о границах  нашей Родины, об основных ландшафтах России;

   - закрепить умения детей работать с контурной картой, читать элементарные картосхемы, показывать на картосхемах основные поверхности суши, водоемы, обозначать на карте маршруты путешествий.

  Развивающие: продолжать развивать географическое мышление, устную речь, умение слушать друг друга, умение кратко и ясно излагать свои мысли, умение формировать и задавать вопросы по прослушанному материалу; активизировать  познавательную деятельность учащихся в групповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности.

  Воспитательные: воспитывать чувство  сотрудничества, дружбы и товарищества; любовь к Родине, природе.

  Оборудование: физическая карта России, контурные карты, справочная литература (энциклопедия по географии, атлас мира), маркеры, листы А-3,  мультимедийная система, красная и синяя тесемки, иголочки.

 

 

                                           Ход урока:

1.Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята!

Наш урок я бы хотела начать с загадки. Если вы её внимательно послушаете, то обязательно догадаетесь, чем мы будем сегодня заниматься.

«Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной.

В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной.

Он знает мир не понаслышке –

Вдоль - поперек его прошел.

О том, что видел - пишет в книжках,

Что где услышал, что нашел.

Без путешествий он не может-

Ведь мир прекрасный так велик!

О ком же речь? Скажите сами

Ведь это_____________ (Путешественник)

 

- Кто такой путешественник? Чем он занимается?

- Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в путешествие по просторам нашей Родины. Но в путешествие с собой я могу взять только «настоящих» путешественников.

-Чем  же отличается «настоящий» путешественник от простого путешественника? Каждый ли сможет им стать?

- Как вы думаете, мы с вами могли бы назвать себя «настоящими путешественниками»? Что нам нужно для этого сделать?

- Ребята, прежде чем отправиться в путешествие я предлагаю вам еще раз удостовериться  в своих знаниях и умениях, чтобы на пути у нас не было никаких преград  и из путешествия мы вернулись с еще большим багажом знаний. Ведь все вы знаете, что в путешествиях дороже золота ценятся знания, умения, сообразительность. Вы со мной согласны?

 2.Постановка задачи на урок:

-  Ну что, ребята, в добрый путь! Путешествовать вы сегодня будете небольшими группами в разных направлениях  нашей необъятной Родины. Результатом нашего сегодняшнего путешествия должна стать памятка для человека, решившего,  как и мы, отправиться в путешествие. Прежде  чем  каждая группа получит свое задание, я даю ровно одну минуту для того, чтобы вы распределили обязанности  между членами своей команды. Давайте еще раз вспомним  кто чем занимается :

Аналитик -  формулирует  выводы;

 Экспериментатор - отвечает за выполнение  практических  заданий;

Иллюстратор - отвечает за оформление задания;

 Испытатель -  отвечает за применение результатов (подготовка выступления);

Ну что, роли распределены. Ко мне подойдут аналитики групп и получат задания.

3.Актуализация знаний:

 - Внимание! На выполнение задания вам отводится 15 минут, после чего каждая группа представит  свою версию решения поставленной перед ними задачи.

Группа №1:

   1)   Покажи на контурной карте границы России.

   2)  Восстанови текст, вставив подходящие по смыслу слова:

«Мы жители страны - Россия. Наша страна расположена на материке __________. Россия занимает самую _____ площадь на карте мира. Если рассматривать карту, то можно увидеть, что она окрашена в _________ цвета. Это потому, что  поверхность нашей страны __________________________.В зеленый цвет окрашены _______, в желтый ________, в коричневый ___________, а  синим  ____________.

На карте нашей Родины можно найти самые крупные реки- _____________________, горы- _____________________. Нашу Родину омывают такие моря и океаны ____________________________________________________________________________________________________________________________________.»

Приложение 1

Группа№2:(тест на стр.52 учебника, цветовую гамму дети составляют на листе А-3)

Рассмотри внимательно картинки с изображением ландшафтов нашей Родины. Что можно услышать, увидеть и почувствовать, оказавшись в лесу, пустыне, тундре, горах, степи? Обведи фразу нужным цветом. Рядом с ними запиши номера соответствующих органов чувств (нос-1, глаза-2,уши-3,кожа-4,язык-5):

- Резкий холодный ветер, сбивающий с ног, снежный буран.

- Грохот лавин.

-Вид бескрайних просторов.

-Утреннее пение птиц.

- Сплошной ковер из цветов.

-Запах хвои из смолы.

-Запах цветущих трав.

-Жар от раскаленного песка.

-Осыпающиеся из –под ног камни.

-Страх высоты.

-Долгая полярная ночь.

-Шум листьев над головой.

-Мошкара и комары зудят над ухом и кусают.

-Вкус ягод.

-Сухой горячий ветер.

-Хлюпанье воды под ногами.

Группа №3:

Ваша группа отправилась в путешествие на поезде из Новосибирска в Москву. Что вы увидите в начале пути? В середине пути? В конце пути? Обозначьте на физической карте России маршрут. Составьте картосхему вашего маршрута. 

Приложение 2

Группа№4:

Подготовьте рассказ об удивительных местах нашей Родины. (Хакасия)

Приложение 3

4.Выступление групп.

   1 группа - помещает на доску картосхему с обозначенными границами нашей Родины. Испытатель зачитывает восстановленный группой текст.

Приложение 4

   2 группа - помещает на доску модель ландшафтов России, представленных в цветовой гамме. Испытатель  рассказывает о том, что можно услышать, увидеть или почувствовать, оказавшись в разных зонах нашей Родины и какой орган чувств  при этом задействуется.

   3 группа - на физической карте России показывает маршрут от Новосибирска до Москвы, с помощью тесьмы и иголок. Испытатель  представляет составленный группой рассказ  о  путешествии.

Приложение 5

   4 группа – представляет  результаты исследовательской деятельности в  студии «Под открытым небом» в п. Шира  Хакассия, рассказывая об удивительных местах нашей Родины.

Приложение 6( Презентация)

      Задача остальных групп внимательно выслушать выступление, задать выступающим вопросы и подвести итог работы группы.

-  Вот и подошло к концу наше путешествие по просторам нашей Родины. Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего путешествия? Правы ли  мы были, когда говорили о том, что настоящий путешественник должен много знать и уметь. А теперь каждая группа подумает и решит, что главное  было при выполнении  вашего задания ,то ,что можно было бы занести в  памятку для тех, кто, так же как и мы собрался в путешествие и хотел бы, как и мы называться «настоящим» путешественником.

5. Составление «Памятки  настоящего путешественника»

На доске заголовок «Памятка настоящего путешественника». Каждая группа, исходя из своего задания, формулирует  вывод  на листе А-3 и прикрепляет его на доску.

 

 

                            Настоящий путешественник должен уметь:

 

 

 


 

        Читать и сам                                                                       слышать и чувствовать

составлять  карту      прокладывать       определять       природу

                                        маршрут                 границы

                                                                          России

 

6.Самоанализ  проектной деятельности.

-Ребята, что понравилось вам в работе над проектом?

-С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

-Как вы думаете, что могло послужить причиной этих трудностей?

7.Рефлексия

- Я предлагаю вам в течение  5 минут оценить  себя на уроке, какой вклад внес каждый из вас, работая над заданием. Аналитики представят мне результаты.

8.Итог урока.

Давайте подведем итог нашей работы. Как вы считаете, справились мы с работой? Можно ли назвать нас настоящими путешественниками?

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Презентация к уроку.pptx 739.81 KB
Презентация (детская).ppt 1.85 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн