Вы не зарегистрированы

Авторизация



Русская народная сказка "Снегурочка"

Submitted by Елена Валерьевна Самарина on вс, 14/02/2010 - 23:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Самарина Елена Валерьевна
Место работы, должность: 
г. Гороховец,МОУ СОШ № 1, учитель начальных классов
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 
* Средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству; * Учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме; * Способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка; * Учить соотносить поговорки с содержанием изученного произведения; * Способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе; * Совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
18
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник "Литературное чтение" 2 класс.

Используемая методическая литература: 

И.В.Персидская "Литературное чтение"

Используемое оборудование: 

компьютерная презентация по теме «Устное народное творчество», карточки с отрывком из текста для одного ряда, цветные карандаши, репродукция картины В.Васнецова «Снегурочка», индивидуальные карточки с рисунком Снегурочки, аудиозапись с отрывком оперы Н.А.Римского - Корсакова «Снегурочка», мультфильм «Снегурочка».

Краткое описание: 
Урок литературного чтения по русской народной сказке "Снегурочка"

Урок чтения, 2 класс. Тема урока: Русская сказка «Снегурочка». Тип урока: комбинированный урок чтения. Цели и задачи урока: * Средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству; * Учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме; * Способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка; * Учить соотносить поговорки с содержанием изученного произведения; * Способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе; * Совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся. Оборудование: компьютерная презентация по теме «Устное народное творчество», карточки с отрывком из текста для одного ряда, цветные карандаши, репродукция картины В.Васнецова «Снегурочка», индивидуальные карточки с рисунком Снегурочки, аудиозапись с отрывком оперы Н.А.Римского - Корсакова «Снегурочка», мультфильм «Снегурочка». ТСО: компьютер, мульти медийный проектор, видеомагнитофон. Оформление доски: СНЕГУРОЧКА Снегурочка Иллюстрация «Снегурочка» Растаяла ТВОРЧЕСТВО CАФЬЯНОВЫЕ ФОЛЬКЛОР АТЛАСНАЯ УСТНОЕ ЛЕЛЕЯТЬ НАРОДНОЕ МИНОВАЛА НЕЗДОРОВИТЬСЯ Задание для 1 ряда СМОТРЯТ Задание для 2 ряда Задание для 3 ряда г р е к у ч о н а с Ход урока. 1.Организационный момент. Психологическая гимнастика. -Какое сейчас время года? (зима) Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке. 2. Подготовка к усвоению нового материала. Мы сегодня совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книги и разгадаем название этой книги и название удивительной страны.(компьютерная презентация) 1-я страница (прочитать, отгадать) 1.Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз) 2.Белая скатерть, все поле одела. (снег) -Что мы отгадывали? (загадки) 2-я страница (прочитать) 1.Много снега - много хлеба. 2.Лето собериха – зима поедиха. 3.Зимою вьюга – летом ненастье. -Можно сказать, что это предложения? (да) -Почему? (Они выражают законченную мысль) -А точнее, что это? (пословицы) -Можно ли сказать, что в них выражена народная мудрость? (пословица- краткое народное изречение с поучительным смыслом) 3-я страница (чтение поговорок) 1.Зима кончается, весна начинается. 2.Чему быть, того не миновать. 3.Люди рады лету, а пчела цвету. -Что мы прочитали? (Поговорки - краткое образное устойчивое выражение). -Как можно объяснить 2-ую поговорку? 3ю? 4-я страница (иллюстрация к сказке «По щучьему велению») -Определите, к какому произведению можно отнести эту иллюстрацию? (Русская народная сказка «По щучьему велению») На доске: УСТНОЕ ФОЛЬКЛОР ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОЕ -Разгадайте, как можно назвать удивительную страну, в которой живут эти произведения. (Устное народное творчество) -Как по - другому можно назвать устное народное творчество? (Фольклор) -Какие жанры в фольклоре вы знаете? (Сказки, загадки, пословицы, заклички, былины). 3. Ознакомление с новым материалом. 1.Знакомство с темой урока. Мы сегодня будем работать с фольклорным произведением. Как оно называется, мы должны с вами отгадать. -Кого мы лепили в начале урока? (снеговика) -Как можно назвать девочку из снега, составьте из предлагаемых букв слово? (снегурочка) Н О С Е Г У К Р А Ч Произведение, с которым мы будем работать, называется «Снегурочка». Давайте подберем однокоренные слова, к слову Снегурочка. (снег, снеговик, снежинка,…) -Какая часть слова у них одинаковая? (корень) 2.Словарная работа. Проведем словарную работу с теми словами, которые встретятся в тексте. Сафьяновые миновала смотрят Атласная нездоровиться насмотреться Лелеять 1.Чтение по слогам. 2.Медленное чтение 3.Чтение про себя. 4.Прочитать с восклицанием. 3.Работа над лексическим значением слов. -Какие слова вам встретились впервые, какие из них вам не понятны? 4. Индивидуальная работа со словарем. Сафьяновые (сапоги) – сафьян- тонкая материя, окрашенная обычно в яркие цвета кожа, выделываемая из козьих овечьих шкур. Атлас- сорт шелковой гладкой блестящей ткани. 5. Фронтальная работа. Лелеять-нежить, заботиться. Миновало- прошло. Эти слова нам встретятся в тексте. 4.Знакомство с новым произведением. Сейчас я прочитаю вам произведение, а после чтения вы определите, к какому жанру оно относится. Первичное чтение учителем. (1и2 части) -Кто успел проследить за мной? Спасибо. -Итак, к какому жанру относится это произведение? (сказка) -Кто автор сказки? (народ) 5.Первичная проверка понимания новых знаний. 1.Работа по рядам с заданиями. Дифференцированная работа. 1 ряд- в первой части найдите, где говорится о забавах детей. Прочитайте. 2 ряд- карточка с текстом (эпизод, как лепили Снегурочку). 3 ряд- найти в тексте и прочитать, как ожила Снегурочка. 2.Проверка задания 1 и 2 рядов. 3.Практческая работа. Возьмите свои рисунки с изображением Снегурочки. Давайте вместе будем дорисовывать, как постепенно появилась Снегурочка. Рисунок на доске. (учитель выполняет красками, дети- цветными карандашами на индивидуальных карточках с рисунком Снегурочки) Покажите, какая у вас получилась Снегурочка. 4.Проверка задания 3 ряда. 6.Физминутка (выполняется под музыку). Снег, снег, белый снег Кружит, падает на всех. Мы из снега ком слепили, Потом куклу смастерили. Снег, снег, белый снег,Вышла кукла лучше всех. 7.Знакомство с шедеврами мировой культуры. -С каким произведением мы работаем? -К какому жанру оно относится? Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов. Показ иллюстрации. Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал ее образ в опере Н.А.Римского- Корсакова «Снегурочка». Полотно художника находится в Третьяковской галерее. Премьера оперы Н.А.Римского- Корсакова «Снегурочка» состоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. Пожалуйста, сядьте поудобнее, давайте закроем глаза, представим, что мы в ХlХ веке и послушаем отрывок из оперы. (Прослушивание арии Снегурочки из оперы Н.А.Римского- Корсакова). 8.Ознакомление с новым материалом. -Вы хотите узнать окончание сказки? Чтение заключительной части. (читают ученики) 9.Проверка понимания новых знаний по заключительной части. -Кто успел проследить? Спасибо. 1.Прочитайте, как заканчивается сказка. -Какое настроение вызывает у вас конец сказки? -Оно меняется при чтении? (да. От веселого к грустному) 2.Найдите в тексте и прочитайте, какие произошли изменения в природе. Подтвердите свой ответ словами из текста. 3.Ролевая игра. Просмотрите слова девушек, Снегурочки, деда, бабки, и мы разыграем сценку. Инсценировка отрывка из сказки «Снегурочка». 4.Найдите в тексте сказки и прочитайте, как исчезла Снегурочка. (растаяла) Откройте карточку на рисунке со Снегурочкой, прочитайте, что же с ней произошло? (дети читают хором – растаяла) 10.Закрепление новых знаний. -Во что превратилась Снегурочка? (в облачко) -Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку. А летом , облачко прольется дождем и на земле распустятся белые, нежные цветы, похожие на Снегурочку.) 11.Итог урока. -Назовите произведение, с которым мы познакомились. -Можно ли сказку считать волшебной? -Какие из поговорок, которые мы читали вначале урока отнести к сказке? (Зима кончается, весна начинается. Чему быть, того не миновать.) Сейчас мы посмотрим фрагмент сказки «Снегурочка». Посмотрите, и скажите, есть ли разница между текстом произведения и мультфильмом? (В тексте Снегурочка прыгает через костер, а в мультфильме растаяла от солнца) Спасибо. Молодцы, мне было очень приятно с вами работать. Приложение к уроку. Карточка с отрывком из текста, как лепили Снегурочку. Так и сделали. Пошли в огород, и давай Снегурочку лепить. Вылепили ручки, ножки, головку. Глазки из светлых льдинок сделали, брови угольком вывели. Хороша Снегурочка!


»  Размещено в сообществах: