Вы не зарегистрированы

Авторизация



Заселение территории России. Этногеографическое положение России. Разнообразие культурных миров

Фото пользователя Иван Алексеевич Полев
Submitted by Иван Алексеевич Полев on Wed, 17/02/2010 - 09:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пикалова Лилия Рахимовна
Место работы, должность: 
Учитель географии МОУ СОШ № 40 г. Томска
Регион: 
Томская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Цели урока: 1. Образовательные: поднять старшеклассников на новый уровень осмысления проблемы «Восток-Запад» применительно к России; рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе; раскрыть факторы, определяющие ее самобытность; проследить исторический путь развития России; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания. 2. Развивающие: развивать навыки работы в группах; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор. 3. Воспитательные: способствовать формированию патриотического воспитания, чувства без которого невозможно стать истинным гражданином своей страны. Тип урока: урок изучения нового материала, интегрированный в предметных областях география, история, обществознание, литература. Вид урока: лекция с элементами беседы, практического занятия, дискуссии с использованием компьютерной презентации. Основные понятия: цивилизация, «Запад», «Восток», ценности, менталитет. Оборудование: физическая карта «Евразия»; компьютер; экран; выставка книг (работы П.Я. Чаадаева, Н.А. Бердяев, А.С. Пушкин, Л.Н. Гумилев и др.). Продолжительность занятии: 1 час 20 минут

 

Интегрированный урок в рамках предметных областей географии, истории, обществознания и литературы
Автор работы: Л.Р. Пикалова, учитель географии МОУ СОШ № 40, МОУ СОШ № 10 г.Томска
Раздел: преподавание географии
 
Курс: География: население и хозяйство России 9 класс
Раздел I: Россия на карте мира.
Раздел II: Население России.
Тема: Заселение территории России. Этногеографическое положение России. Разнообразие культурных миров.
Урок по теме: Влияние географического положения на место России в мировом цивилизационном процессе. Россия Запад или Восток?
 
Цели урока:
1.      Образовательные: поднять старшеклассников на новый уровень осмысления проблемы «Восток-Запад» применительно к России; рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе; раскрыть факторы, определяющие ее самобытность; проследить исторический путь развития России; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
2.      Развивающие: развивать навыки работы в группах; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.
3.      Воспитательные: способствовать формированию патриотического воспитания, чувства без которого невозможно стать истинным гражданином своей страны.
Тип урока: урок изучения нового материала, интегрированный в предметных областях география, история, обществознание, литература.
 
Вид урока: лекция с элементами беседы, практического занятия, дискуссии с использованием компьютерной презентации.
 
Основные понятия: цивилизация, «Запад», «Восток», ценности, менталитет.
 
Оборудование:  физическая карта «Евразия»; компьютер; экран; выставка книг (работы П.Я. Чаадаева, Н.А. Бердяев, А.С. Пушкин, Л.Н. Гумилев и др.).
 
Продолжительность занятии: 1 час 20 минут
 
Структура урока:
  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала:
3. Изучение нового материала
План изучения нового материала:
·         Вводно-мотивационная беседа.
·         Влияние географического положения на менталитет населения России и его хозяйственную деятельность
·         Многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе.
·         Факторы. Определяющие своеобразие развития России.
·         Россия в зеркале истории
·         Заключительный этап.
4.Диагностика усвоения нового материала
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание
7. Рефлексия
 
Этапы занятия
Временная реализация
Организационный момент: приветствие, объявление темы урока
2 минут
1.Постановка проблемы, краткая беседа с целью актуализации знаний из курсов географии, истории, обществознания, литературы.
5 минут
2. Определение ГП России его влияния на менталитет и хозяйственную деятельность населения.
10 минут
3. Построение схемы «Что есть Россия?» Доклады учащихся о П.Я. Чаадаеве и Н.А. Бердяеве.
10 минут
4. Элементы практического занятия: знакомство с инструментом PMI (плюс, минус, интересно),  технология «Шесть шляп мышления».
Размышления над проблемным вопросом «Россия Запад? Россия Восток? Где место России?»
12 минут
5. Взгляды русских философов и поэтов на проблему (П.Я Чаадаев, Н.А. Бердяев, В. Соловьев, Н. Щербина, А. Блок)
5 минут
6. Доклад учащихся. Анализ произведения А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
7 минут
7. Построение схемы «Факторы, определяющие своеобразие развития России», зарисовки мелом на доске при характеристике факторов. Вывод.
8 минут
8.Групповая деятельность, аналитическая беседа, построение схемы «Россия в зеркале истории».
12 минут
9. Коллективное обсуждение проблемного вопроса «По какому пути идти России сегодня?». Вывод.
10 минут
Обобщение и анализ проделанной работы.
Домашнее задание.
Рефлексия.
 5 минуты
 
Ход урока:
Вводно-мотивационный этап.
Актуальность темы: проблема «Восток-Запад» всплывает в России в переломные эпохи, когда решается судьба страны; сегодня, в условиях наметившегося выхода из кризиса, в нашем обществе вспыхнула дискуссия о месте России в мировом цивилизационном процессе.
 
По ходу объяснения идет просмотр презентации.
 
            Эпиграф:
«…Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы – воображение и разум – и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара. Не эту роль предоставило нам Проведение. Оно предоставило нас всецело самим себе…Мы принадлежим к тем из народов, которые как бы не входят в составной частью в человечество, а существует лишь для того, чтобы предоставить великий урок миру»
П.Я. Чаадаев
 
Нам предстоит на основе анализа географического положения и исторических факторов выявить место России в цивилизационном процессе. Актуализируйте ваши знания из курсов географии, истории, обществознания и литературы. В течение нашего занятия Вам предстоит ответить на два проблемных вопроса:
1)                          Россия Запад? Россия Восток? Где место России? Какова Ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе?
2)                          По какому пути идти России сегодня?
 
Вводная беседа с учащимися:
1.        Работа с картой. Определите географическое положение России. Где расположена Россия? Обратите внимание, что географически Россия расположена в Европе и Азии.
            Располагаясь в северном полушарии, Россия занимает большую часть северных климатических поясов на материке Евразия: арктического и умеренного. Спецификой ГП является положение России в двух частях света – Европе и Азии. Омывается водами трех океанов – Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого. Россия – самое большое по площади государство мира. Ее площадь составляет 17, 1 млн. км кв. Протяженность границ России составляет 60 тыс. км. В России находятся центр Азии – в республике Тыва не далеко от г. Кызыл, полюс холода северного полушария г. Оймякон, самое большое в мире по площади озеро – Каспийское, самое глубокое и чистое озеро в мире – Байкал, самое мелководное море на Земле – Азовское.
2.        Где проходит географическая граница между Европой и Азией? Покажите по карте.
3.        Географическое положение и природные условия оказали влияние на формирование особого менталитета населения и на его хозяйственную деятельность.
Влияние географической среды на формирование русского характера
1. Русь создавалась в условиях умеренного климата, разнообразия пейзажа. Равнины, леса, реки.
 
Гармоническое равновесие сил, способностей. Человек Киевской Руси близок «западному человеку».
 
2. Центр обитания смещается на Север, Северо-Восток (Ростов – Суздаль – Москва). Леса.
 
Пейзаж способствует уединению (пустынники), религиозности, внутренней сосредоточенности, дисциплине.
 
3. Русские передвигаются (с XIV – XV вв.) на Юг и Юго – Восток. Степь.
 
Бескрайность, безграничность пейзажа формирует такие качества, как широта души, легкость передвижения, любовь к воле, отсутствие внутренней дисциплине
 
 
Итак, рассмотрев географическое положение можно сделать вывод о том, что цивилизационно, культурно, Россия расположена между Востоком и Западом.
 
4.        В курсе общей истории Вы рассматривали два главных типа локальных цивилизаций – западные и восточные. Вспомните основные линии сравнения:
·         Западные цивилизации: их исторические корни – в античности, христианстве, индивидуализме и демократических традициях; к этому типу относится подавляющая часть развитых стран;
·         Восточные цивилизации: их культурно-психологические устои сформировались под влиянием мусульманства, буддизм и других восточных религий, азиатского способа производства, сильной роли государства, преобладания коллективистских и бюрократических начал над правами личности; к этому типу относится большинство государств Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.
5.        К какому же типу отнести Россию? Над этим вопросом мы и задумаемся сегодня.
 
Многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе.
Итак, что есть Россия – это Запад или Восток? Или Россия соединяет в себе оба начала? А может быть Россия уникальна?
Обучающие обдумывают проблемные вопросы с использованием инструмента  PMI (плюс, минус, интересно).
 
«+»
«-»
интересно
 
 
 
 
Двойственное географическое расположение и культурное развитие вызвали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России.
Впервые эту проблему поднял в знаменитых «Филосовских письмах» русский мыслитель П.Я. Чаадаев (1794-1856гг.). Его портрет перед Вами (доклад учащегося о П.Я. Чаадаеве).
Чаадаев Петр Яковлевич (1794, Москва - 1856, там же) - мыслитель, общественный деятель. Род. в старинной богатой дворянской семье. По материнской линииаадаев  - внук М .М. Щербатова. Рано остался без родителей, но получил хорошее домашнее образование, много читал, собирал свою библиотеку. В 1808 - 1811 учился в Моск. унте, был дружен с А.С. Грибоедовым, будущими декабристами Н.И. Тургеневым, И.Д. Якушкиным. Во время Отечественной войны 1812 участвовал в Бородинском сражении, ходил в штыковую атаку при Кульме, был награжден русским орденом св. Анны.
 
Проблема
 
«В – З»
Россия?
 
Таинственность, непознаваемость, непонятность Руси для других народов подчеркивал А.А. блок в своей поэме «Скифы».
 
Россия – сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит в тебя,
И с ненавистью и с любовью.
                                         А. Блок
 
Да, скифы мы! Да, азиаты мы,
С раскосыми и жадными очами.
…Мы любим все –
И жар холодных числ,
И жар божественных видений…
                                       А. Блок
 
Взгляд русских поэтов на проблему:
 
В стране морозных вьюг,
Седых туманов.
Явилась ты на свет,
И, бедное дитя,
Меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
                           В. Соловьев
 
О Русь! В предвиденьи высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса – иль Христа?
                                  В. Соловьев
 
У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки...
Мы – европейские слова
И азиатские поступки.
                                Н. Щербина
 
У А.С. Пушкина есть произведение отражающее соединение двух типов цивилизаций в русском характере – это «Барышня-крестьянка».
Заслушивается доклад по анализу произведения.
Вопросы по заслушанному сообщению:
1)                          Какие точки зрения столкнулись в данном произведении на место России в цивилизационном процессе? (Муромцев – западник, его гости – славянофилы);
2)                          Как вы думаете, а простого русского крестьянина волновал этот вопрос? (Нет, конечно, только людей образованных, передовые умы. А в сегодняшней России над ним задумываются не только современные ученые и политики, но и мы с вами).
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Прав был Н.А. Бердяев: тема – «Восток –Запад» - вечная тема русских размышлений (вывод фиксируется в тетрадях).
 
Факторы определяющие своеобразие развития России.
Вопрос излагается в виде лекции с элементами аналитической беседы. В ходе ее строится схема «Факторы, определяющие своеобразие развития России»:
  • Характеристика природно-климатического фактора (для цивилизационного ядра):
 
Природно-климатический фактор
 
Последствия:
  1. Культура бедности.
  2. Экстенсивный путь развития хозяйства.
  3. Крепостничество.
  4. Русский менталитет.
И вот на этих территориях наши предки смогли создать мощную империю с высокой культурой.
 
Подобным образом характеризуются и другие факторы.
 
Обучающиеся подводятся к выводу.
Вывод: на развитие российской цивилизации повлияли все вышеперечисленные факторы в совокупности, в их комплексе.
 
Россия в зеркале истории.
 
Учащиеся разбиваются на 6 групп. Каждая группа получает задание охарактеризовать определенный этап истории России по проблеме «Восток-Запад»:
1)      IX – XII вв.,
2)      XIII – XVI вв.,
3)      XVII – XVIII вв.,
4)      XIX в.,
5)      начало XX в.,
6)      1914-1991 гг.
Ответ должен быть аргументирован. Около 4 минут идет обсуждение в группах, далее разбираются представленные версии. Преподаватель корректирует мнения ребят.
 
Вывод: на основаниианализа исторических этапов можно сделать вывод о том. что большинство исследователей считают Россию цивилизацией особого типа, в которой представлены элементы и восточного и западного общества. Не только географически, цивилизационно, но и исторически Россия является Евразией.
           
По какому пути идти России сегодня?(Что для нас должно послужить ориентиром – Запад или Восток? А может быть Россия должна опираться на собственные традиции?)
В ходе обсуждения преподаватель напоминает обучающимся, что современная мировая цивилизация опирается в основе своей на западные ценности. Но слепое копирование нам ни к чему.
 
Итоговый вывод: Россия должна идти в общем русле развития мировой цивилизации, продвигаться к постиндустриальному обществу. Опираясь на творчески переработанную (с учетом своей самобытности) западную модель развития.
 
Домашнее задание: придумать и нарисовать символ России, аргументировать свою позицию.
 
Осуществляется оценка и самооценка работы обучающихся на уроке.
 
Рефлексия.
На заключительном этапе урока предлагаю дать оценку своей работы на уроке («да» «нет»)
  1. Было ли тебе интересно на уроке?______
  2. Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?______
  3. Сумел ли ты применить свои знания?______
  4. Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____
Литература использованная для разработки урока:
 
1)      Иванова Н.А. Между Западом и Востоком. Россия в зеркале истории./Преподавание истории. «1 сентября», 2003-2004;
2)      Захарова Е.н. Особенности российской цивилизации. Между Западом и Востоком: Пособие для учащихся и учителей. –М., 2002;
3)      Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Изд. 4-е. –Брянск, 2000;
4)      Яковец Ю.В. история цивилизаций- М.: Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС. 1997.