Размещено: Ольга Копылова - ср, 17/02/2010 - 15:39
Занятиепо исследовательской работе
«Мусорный ветер»
Класс: 4-Д
Учитель: Копылова О. А.
Цели: выяснить причины загрязнения окружающей среды в микрорайоне «Южный»;
- понаблюдать в каком состоянии находятся постоянный пункты сбора мусора;
- узнать, как жители микрорайона решают проблему загрязнения территории мусором;
- определить, что может сделать каждый человек, чтобы в нашем микрорайоне стало чище;
- имеют ли отходы вторую жизнь;
- подвести итоги проделанной работы и подготовить материал к стендовому докладу;
- научить ребят работать в индивидуально, в группе, как с детьми, так и со взрослыми;
- сформировать у учащихся навык и привычку осмысленно воспринимать материал, правильно оценивать ситуацию, способность, видеть проблемы и по-возможности их решать;
- развивать и формировать умения, навыки, способности, которые не обходимо для ведения научно-исследовательской работы.
Оборудование: - подготовительный отчёт групп;
- поделки, изготовленные из мусорных отходов;
- чистые листы бумаги, ручки, цветные карточки для голосования;
- таблички «Мусорный ветер», «Наше интервью», «Отходы», вторая жизнь мусора», «Что может сделать каждый».
Ход занятия.
1. Над какой проблемой мы продолжаем работать? (Мусорный ветер)
(вывешиваю тему занятия)
Мы продолжаем исследовать эту глобальную тему, выясняем, каким образом загрязняется окружающая среда через бытовые отходы и что можно сделать для уменьшения загрязнения, (вывешиваю цели и задачи работы)
В каких направлениях мы работали?
1 группа. Мы брали интервью у жителей микрорайона, с целью узнать их отношение к состоянию мусорных свалок и предложения по устранению причин, и их предложения по улучшению обстановки в микрорайоне. (вывешиваю табличку « Наше интервью»)
2 группа. Мы составили рекомендации, что может сделать каждый, чтобы мир вокруг был чище. (вывешиваю табличку « Что может сделать каждый»)
3 группа. Мы проводили наблюдения в наших семьях за выбрасыванием мусором и его количеством, чтобы узнать, каких отходов выбрасывается больше, а каких меньше, и какие отходы возвратны. (вывешиваю табличку «Отходы»)
4 группа. Мы выяснили, имеют ли отходы вторую жизнь, чтобы как можно меньше засорять окружающую среду. (вывешиваю табличку «Вторая Жизнь мусора»)
Сформулируйте цели нашего занятия, прослушав темы каждой группы. Мы подводим итоги проделанной работы и готовим материал и готовим материал к стендовому докладу. Итак , мы заслушаем отчёты групп о проделанной работе, ваша задача - внимательно, подготовить свои вопросы, рекомендации, предложения и записать их на листочке.
2. Предоставляем слово 1 группе.
1. Мы изучали состояние мусорных свалок организованных и неорганизованных. Взяли интервью у жителей микрорайона, выяснили их отношение к состоянию мусорных свалок и их предложения по улучшению состояния окружающей среды. Родители помогли нам сделать небольшой видеорепортаж, который мы хотим вам сегодня представить.
2. Просмотр видеорепортажа с комментариями ребят.
3. По нашим наблюдениям и опросу жителей мы пришли к такому выводу.
В микрорайоне «Южный» установлено 3 постоянных пункта сбора мусора и установлены они не везде правильно. Есть нарушения по обустройству свалок, складированию и вывозу мусорных отходов. Свалки находятся в близи жилых домов, д/с №44, магазинов. Это не благоприятно влияет на экологическую обстановку в микрорайоне и на здоровье людей.
Растёт количество организованных свалок, к сожалению по вине не сознательных детей и взрослых, не задумывающихся о последствиях причиненного неудобства и вреда для себя и окружающих. Мусор выбрасывают из окон, у подъездов, заборов домов, у киосков и магазинов. Некоторые граждане выбрасывают мусор из контейнеров, в поисках чего-либо.
В ходе исследования мы выявили причины неблагоприятного санитарно-гигиенического состояния микрорайона. Среди них:
- полное отсутствие урн на территории»
- нарушения по обустройству и месторасположению свалок;
-недостаточное количество постоянных пунктов сбора мусора;
-несформированность сознательного отношения людей к территории своего местопроживания.
Наши предложения.
1. Проводить регулярные субботники не только на территории школы, но и микрорайона.
2. Просить председателя КТОС Сергееву Е. С. О содействии в постановке урн на территории микрорайона.
Наши предложения и выводы мы можем занести в наш проект. (прикрепляем на доску)
Ваши вопросы, предложения, дополнения? (если есть, то обсуждается всей группой и заносим в проект)
3. Заслушаем отчёт 2 группы.
Мы составили рекомендации, что может сделать каждый, чтобы в наших домах и микрорайонах стало чище.
Сокращение количества отходов.
– Не бери лишних бумажных и целлофановых мешков в магазине или используй их повторно.
- Пиши и рисуй на обеих сторонах бумаги.
- Старайся покупать напитки в бутылках которые можно сдать.
- Не покупай больше чем может понадобиться.
Умей выбрасывать мусор.
- Дома мусор нужно выбрасывать в мусорный мешок.
- Ведро должно обязательно закрываться крышкой, т.к. отходы могут быть токсичны.
Выбрасываемый мусор плотно закрыть, чтобы не рассыпался по дороге.
- Выбрасывать мусор в специально отведённые места.
- Мелкий мусор на улице выбрасывать только в урны.
Вторичное использование отходов.
- Одежду, которую ты носишь можно отдать нуждающимся.
- Не выбрасывай старые игрушки , книги : они могут кому – то понадобиться. Можно отдать в детские дома, интернаты, садики.
- Использованную бумагу сдавай в пункт по приёму макулатуры.
- Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для приготовления удобрений.
Ваши предложения и дополнения.
4. Предоставляем слово 3 группе, не забывайте вносить предложения, дополнения, вопросы.
1.В течении определенного времени мы наблюдали за выбрасываемым мусором в наших семьях, отмечали каких отходов выбрасывается больше, а каких меньше, а также, какие из отходов возвратные. Измеряли количество выброшенного мусора за неделю. Мы получили такие результаты:
Пищевые – 50%
Бумага – 20%
Пластик и полиэтилен – 14%
Стекло – 6 %
Металлы – 4%
Текстиль – 3%
Прочие материалы – 2%
Подсчитали, что семья из 3-х человек за неделю выбрасывает от 5 до 8 кг. мусора. Семья из 4-х человек – от 7 до 10кг. В год семья выбрасывает более400 кг. мусора. Количество отходов на 1 человека в год составляет 150 кг. Мусора выбрасывается очень много, но мы заметили, что почти все отходы бытового назначения возвратные, т. е. можно использовать в качестве вторичного сырья. Поэтому, отходы можно и нужно сортировать и сдавать в различные приёмные пункты.
Например, пищевые отходы можно собирать в специальные контейнеры для корма, использовать его для домашнего скота или бездомных животных. Макулатуру, тряпьё, металлолом и стеклотару сдавать в приёмные пункты. Стали открываться приёмные пункты по сбору пластиковых и алюминиевых бутылок и банок.
Сортировка мусора – это трудоёмкая и хлопотная работа, но это очень выгодно. Над этой проблемой стоит задуматься.
5. Отчитывается 4 группа.
Мы выяснили – все ли отходы имеют вторую жизнь и как их можно использовать.Оказалось, что часть отходов можно использовать вторично самим. Это зависит от нашего желания, творчества, фантазии, выдумки. Приближаются новогодние праздники, мы решили предположить учащимся начальной школы встретить Новый год с экологической ёлкой и вышли в каждый класс сделать на уроках технологии ёлочные украшения из домашних отходов. Вот, что из этого получилось.
Нам кажется, что ёлочные игрушки сделанные своими руками гораздо теплее, солнечнее, веселее и дешевле в сравнении с покупными. Эти игрушки можно для своих друзей и знакомых столько, сколько онам нужно не затрачивая на это денежные средства.
Мы предлагаем: выйти в начальные классы и научить ребят использовать отходы для изготовления сувениров и полезных вещей. Например, игрушки для кукольного театра, карандашницы, прихватки, подставки под горячее, упаковка подарков, игольницы и т. д.
Ваши предложения и дополнения.
6. Итог.
Итак мы обобщили работу каждой группы, что же у нас получилось в результате?
(проект стендового доклада)
На следующем занятии мы корректируем проект стендового доклада и готовим работу на конкурс. Исходя, из наших предложений нам следует распределиться по группам в следующих направлениях:
1 группа. Работает над составлением письма председателю КТОС Сергеевой Е. С. о содействии в постановке урн в микрорайоне и о взаимодействии школы и жителей в проведении субботников.
2 группа. Подбирает материал для беседы на тему « Как сделать мир вокруг нас чаще».
3 группа. Оформляет экологическую ёлку из поделок учащихся школы.
4 группа.Из нашей копилки отобрать интересные поделки и познакомить учителей начальной школы с технологией их изготовления.
А сейчас вы должны определиться, в каком направлении вы будите работать дальше с помощью цветовой гамы. Напишите на выбранном цвете фамилию. Наше занятие окончено. Всем спасибо за работу.
Очень интересный урок.Новая форма сбора материала, работа в группах, презентация в доступной и наглядной форме. Акцент сделан на воспитательную цель урока. Очень актуально. Вообще здорово!
На: Занятие по исследовательской работе
Очень интересный урок.Новая форма сбора материала, работа в группах, презентация в доступной и наглядной форме. Акцент сделан на воспитательную цель урока. Очень актуально. Вообще здорово!