Официальный сайт ejnews 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа повышения квалификации специалистов «Сетевые образовательные сообщества как форма профессионального развития»

Уважаемые коллеги!

 

Данная программа предназначена для обучения различных категорий работников образования (педагогов, администраторов, школьных психологов, социальных педагогов) работе с социальными сервисами Интернет, различными инструментами, в сети социально-педагогических сообществ с учетом современных образовательных технологий и учебных материалов нового поколения. Программа носит модульный характер и может быть использована специалистами институтов повышения квалификации работников образования как целостно, так и в виде отдельных модулей, в зависимости от потребностей обучающихся.

 

С текстом Программы можно ознакомиться ниже, а также скачав прикрепленный файл.

 

Программа повышения квалификации специалистов 


Авторы:  
Буланов Сергей Владимирович, к.п.н., г. Владимир
Коровко Анна Валентиновна, MEd, г.Москва
Лебедева Маргарита Борисовна, д.п.н., г.Санкт-Петербург 
Серова Александра Владимировна, MEd, г.Москва
Шилова Ольга Николаевна, д.п.н., г.Санкт-Петербург
 


Тема: Сетевые образовательные сообщества как средство профессионального развития



Пояснительная записка 


Сегодня уже невозможно себе представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникации, открывающих принципиально иные возможности образования, общения и обладающих серьезным педагогическим потенциалом. К сожалению, зачастую этот потенциал не реализуется или реализуется не в должной мере из-за отсутствия у работников образования знаний и опыта в области работы с такими технологиями и средствами телекоммуникации; приходится признать, что современные школьники, студенты и даже родители оказываются более осведомленными и «продвинутыми» в этой сфере, нежели педагоги, психологи, школьные администраторы. С учетом приоритетов и целей, поставленных в программных документах по развитию системы российского образования, возникают проблемы с освоением и использованием новых средств организации образовательного процесса, инструментов педагогического общения и выстраивания процесса профессионализации работников образования
 

Данная программа предназначена для обучения различных категорий работников образования (педагогов, администраторов, школьных психологов, социальных педагогов) работе с социальными сервисами Интернет, различными инструментами, в сети социально-педагогических сообществ с учетом современных образовательных технологий и учебных материалов нового поколения. Программа носит модульный характер и может быть использована специалистами институтов повышения квалификации работников образования как целостно, так и в виде отдельных модулей, в зависимости от потребностей обучающихся.

Целевая установка: создание условий для развития у работников образования специальных компетенций, связанных с использованием социальных сервисов Интернет, учебных материалов и инструментов организации образовательного процесса нового поколения в профессиональной деятельности.
 

 

Задачи обучения: 
1. Знакомство с различными Интернет-сервисами и инструментами социальных сетей (вики, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, форумы, чаты и пр.) и подготовка к осуществлению их осознанного выбора в целях эффективной реализации задач педагогического общения, педагогического действия, организации образовательного процесса. 
2. Развитие готовности использовать различные Интернет-сервисы для профессионального роста и самообразования.  
3. Развитие способности инициировать и принимать участие в работе профессиональных сообществ, реализовать сетевые проекты, в том числе учебные, ученические. 
4. Развитие готовности к "несинхронной" работе с другими людьми. 
5. Развитие умения совместно вырабатывать правила и нормы сетевого поведения в определенных сообществах, способности модерирования с учетом соблюдения (в т.ч. личного) этих норм при работе в сети. 
6. Создание условий для экспертирования продуктов и объектов собственной и чужой деятельности, размещенных в сети. 
7. Создание условий для развития готовности к использованию различных форм Интернет-активности учащихся для достижения актуальных образовательных результатов.
 

Достижение поставленных целей и задач обучения предполагается в течение 72 часов, в очной, в заочной (дистанционной) и очно-заочной (дистанционной) формах. 
Программа строится на принципах субъект-субъектного взаимодействия, интерактивного и открытого характера обучения, практической направленности, при обучении используются личностно-деятельностный, компетентностный и средовой подходы. Каждый модуль предполагает обязательное время на индивидуальную или групповую рефлексию, осуществляемую с помощью изучаемых инструментов и сервисов Интернет (блог, вики-страница, журнал курсов, рефлексивный форум и т.д.); для преподавателя итоги рефлексии группы становятся основой для корректировки методов обучения и дают возможность осуществления обратной связи с обучающимися. Оценивание прохождения курса осуществляется по заранее определенным и известным слушателям (опубликованным) критериям, предполагающим не только экспертное мнение преподавателя, но и некоторые объективные показатели, дающие возможность произвести самооценку.


Программа включает в себя как инвариантную часть, предназначенную для обучающихся вне зависимости от того, к какой целевой группе они относятся, и вариативную часть, состоящую из модулей, отражающих специфику профессиональных интересов различных целевых групп. Инвариантная и вариативная части рассчитаны на 36 часов каждая.


Инвариантная часть включает 4 модуля:
1. Информационно-коммуникационные технологии: сервисы Web2.0.  
2. Идеология социальных сетей и обзор существующих сообществ.
3. Основы поведения в сети.  
4. Образовательный потенциал сети и проблемы его использования. Общественная экспертиза образовательных ресурсов.  
 

Каждый модуль рассчитан на 9 часов (8 часов обучения и 1 час рефлексии). В зависимости от уровня ИКТ-компетентности обучаемых, время на первый – «технологический» модуль может быть увеличено за счет дополнительной самостоятельной работы.
Вариативная часть представляет собой сочетание двух модулей – обучающего и проектировочного, рассчитанных на 18 часов каждый. В зависимости от целевой группы обучающихся, сочетания модулей имеют несколько вариантов:
1. Для педагогов-предметников:
1.1. Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога.
1.2. Проектирование профессионального сообщества/ сетевых активностей в существующем сообществе учителей конкретного предмета (образовательной области).
 

2. Для школьных администраторов:
2.1. Школа как сетевое сообщество: использование потенциала социальных сетей для организации и управления школьной жизнью.
2.2. Проектирование школьного сетевого сообщества.
 

3. Для школьных психологов:
3.1. Основы виртуального консультирования или Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
3.2. Проектировочный модуль «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач психолога –педагога».
 

4. Для социальных педагогов:
4.1. Основы виртуального консультирования или Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
4.2. Проектировочный модуль «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач социального педагога».
 

5. Для педагогов дополнительного образования:
5.1. Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
5.2. Проектировочный модуль «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач педагога дополнительного образования».
 

6.Для классных руководителей:
6.1. Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
6.2. Проектирование сетевых активностей учащихся с использованием известных сервисов Интернет и существующих сообществ образовательной направленности .
 

В целях лучшего освоения изучаемых сервисов и инструментов, а также практики конструктивного сетевого общения, проектировочный модуль должен быть организован как групповая работа. Лучше, если группы будут составлены по межрегиональному принципу, что легко достичь при дистанционной форме обучения; для групп, обучающихся очным образом, необходимым условием должно стать наличие единомышленников (сотрудников) из другого/других регионов: например, реализация межрегионального ученического проекта или привлечение в свое сообщество учителей из других населенных пунктов, областей.


Освоение программы в целом связано с изучением, практическим применением и анализом разнообразных средств и новообразований социального Интернета (Веб 2.0), которые потенциально могут быть использованы в профессиональной работе обучающихся. Инвариантная часть представляет возможности для обзора, знакомства и обсуждения упомянутых сервисов и новообразований, вариативная часть направлена на углубление практических навыков работы с ними и осознание места этой работы в профессиональной деятельности. Предполагается значительная доля самостоятельного выбора обучающимися средств для реализации поставленных задач, рефлексивные отклики. Обучение предполагает индивидуальную работу, работу в микрогруппах (минигруппах) и в больших группах, что позволит в ходе обучения оценивать преимущества и недостатки осваиваемых средств коммуникации. 
 

Планируемые результаты обучения: 
1. Обучающиеся познакомятся и будут иметь представление о:  
• образовательном потенциале различных сервисов и инструментов социального Интернета;
• значении сетевого взаимодействия в профессиональном развитии педагога; 
• существующих профессиональных сообществах педагогов и социальных сетях, сообществах образовательной и педагогической направленности, их особенностях; 
• цифровых и сетевых образовательных ресурсах и возможностях их использования в профессиональной деятельности;
• принципах безопасности при работе в социальных сетях.
 

2. Обучающиеся получат опыт:
• выбора среды (сред) и инструментов сетевого взаимодействия; 
• работы в существующих сообществах образовательной и педагогической направленности;
• анализа и экспертизы представленных в сети образовательных ресурсов, работы сообществ, сервисов и инструментов относительно задач педагогического общения и педагогического действия;
• совместной выработки норм и правил сетевого взаимодействия;
• модерации сетевого взаимодействия;
• применения отдельных сервисов социального Интернета в профессиональной деятельности, инициирования сетевых активностей для решения профессиональных задач;
• профессиональной рефлексии относительно собственного продвижения и образовательных полученных результатов.
 

3. Обучающиеся будут уметь:
• применять некоторые основные сервисы и инструменты Web2.0 (создавать вики-страницу, вести блог, участвовать в форуме, создавать анкету или опрос с использованием специальных сервисов, настраивать поисковые системы под индивидуальные задачи, применять классификацию и т.п.);
• организовать личное профессиональное пространство в Интернет (в т.ч. создавать электронное портфолио в соответствии с задачами его использования);
• принимать участие в работе профессиональных сетевых сообществ, организовать обсуждение профессиональных вопросов и инициировать сетевые активности учащихся с использованием инструментов и сервисов Web2.0.

Средства организации обучения: 
 

Для очной формы обучения:
Компьютеры с выходом в Интернет и возможностью просмотра и использования сайтов социальных сервисов Интернет, социальных сетей – по числу обучающихся в группе; видеопроектор.  
 

Для дистанционной формы обучения:
Персональный компьютер, Интернет, сайты социальных сервисов Интернет, социальных сетей, сайт для организации обучения (www.openclass.ru, http://wiki.iot.ru или другой сайт/сайты с возможностями для коллективной деятельности по созданию текстов, организации фотогалерей, публикации видео, организации обсуждений, ведения блогов).

Учебный план 
 

Тема Кол-во часов
  Инвариантная часть  
1 Информационно-коммуникационные технологии: сервисы Web2.0:
  социальный сектор Интернета; сервисы Web2.0: wiki-wiki, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, индивидуальные поисковики и т.п.); работа в профессиональных форумах;    технология работы в обучающей среде «Открытый класс» (www.openclass.ru).  Личная безопасность в Интернет
9
2 Идеология социальных сетей и обзор существующих сообществ:
история возникновения социальных сетей и профессиональных сообществ в сети; социальная сеть и виртуальное сообщество; обзор существующих проектов социальных сетей и профессиональных сетевых сообществ
9
3 Основы поведения в сети: 
нетикет, сетевая безопасность, психологические особенности и трудности виртуального общения, конструктивное общение в сети
9
4 Образовательный потенциал сети и проблемы его использования. Общественная экспертиза образовательных ресурсов:
  Возможность применения сервисов для решения профессиональных задач работников образования, в т.ч. удобство применения в условиях образовательного учреждения. Дефициты существующих сервисов и социальных сетей, с точки зрения задач образования. Виды образовательных ресурсов в сети. Единая национальная коллекция ЦОР. Общественная экспертиза образовательных ресурсов.
9
  ИТОГО 36
  Вариативная часть  
5 Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога:
Задачи профессионального развития педагога и возможности сетевой коммуникации при их решении; личное и коллективное профессиональное пространство в Интернет; портфолио как инструмент профессиональной рефлексии и построения индивидуальной траектории профессионализации.
18
6 Школа как сетевое сообщество: использование потенциала социальных сетей для организации и управления школьной жизнью.
Школа как субъект социальных отношений; инструменты организации и управления образовательным процессом; сетевые инструменты организации школьной жизни; привлечение различных целевых групп в активной работе в школьном сообществе
18
7 Основы виртуального консультирования:
особенности виртуальной коммуникации («человек-компьютер-человек»); позиции консультанта в виртуальном консультировании; алгоритм фасилитации и техники активного восприятия при виртуальном консультировании; моделирование индивидуальной и групповой консультации.
18
8 Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.
Обзор детских сетевых активностей, их образовательный потенциал и дефициты; психологические особенности Интернет-коммуникации школьников разного возраста; обеспечение безопасности при работе школьников в Интернет; особенности реализации сетевых учебных и социальных проектов школьников.
18
9 Проектировочный вариативный модуль 18
  ИТОГО для каждой из целевых групп 36
  ИТОГО по двум частям 72


Основное содержание программы 
 

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ


Модуль 1. Информационно-коммуникационные технологии: сервисы Web2.0. работа в профессиональных форумах; технология работы в обучающей среде «Открытый класс» (www.openclass.ru). Личная безопасность в сети.


Тематическое планирование
1.1. Технология работы в обучающей среде «Открытый класс» (www.openclass.ru).
 Регистрация; виды создаваемого контента: сообщение, форум, объявление, сообщество, опрос, ссылка; присоединение к существующим сообществам; комментирование. Личный кабинет пользователя, поиск и виды контактов с другими пользователями. База знаний.
Практическая деятельность: знакомство с устройством обучающей среды и сайта «Открытый класс» по курсу, настройка личного кабинета, установление контактов с другими пользователями; создание сообщения, объявления, участие в опросе; анализ материалов существующих на сайте профессиональных сообществ. 
 

1.2. Информационно-коммуникационные технологии: сервисы Web2.0.
Возникновение Web2.0 и идеология социального Интернета. Работа в среде wiki-wiki: идеология совместной работы; создание и редактирование вики-страницы, просмотр последних правок. Примеры региональных Вики образовательной направленности.
Блоги: регистрация блога, комментирование, создание группы «друзей» (frends). Примеры профессиональных блогов. Видеоблоги. 
Работа с сервисами закладок. «Народная классификация» (фолксономия). Тэги.
Видеосервисы и фотосервисы, создание и хранение индивидуальных и групповых фотоальбомов. Личная безопасность в сети.
Практическая деятельность: создание и правка вики-страницы, создание блога, комментирование блога, создание закладок по определенной тематике, присваивание тегов материалам коллег и материалам, найденным в сети; создание фотоальбома по курсу, анализ образовательного потенциала освоенных сервисов.
 

1.3. Работа в профессиональных форумах.
 Особенности форума и чата. Примеры профессиональных обсуждений в форумах. Создание темы в форумах сообществ на www.openclass.ru. 
  Практическая деятельность: создание форума или ветки форума в существующих сообществах сайта «Открытый класс», его модерация; знакомство с наиболее популярными темами профессиональных форумов и анализ их содержания с точки зрения полноты обзора обсуждаемой темы, соответствия теме, активности участников.
 

Модуль 2. Идеология социальных сетей и обзор существующих сообществ.
 

Тематическое планирование
2.1. История возникновения социальных сетей и профессиональных сообществ в сети.
Всемирная паутина как платформа общения людей. Особенности сетевых сообществ: самоорганизация, децентрализация, эмерджентность. Первые виртуальные сообщества: WELL, «сообщества практики»: Денверский проект, Сообщество Червя, MOOSECrossing, Скретч.
Практическая деятельность: работа с поисковыми системами, работа с терминами, написание сообщения тьютору.
 

2.2. Социальная сеть и виртуальное сообщество. Обзор популярных проектов социальных сетей: 
«Май спейс»(«Мой круг»), «Ю-Тьюб» («Ру-Тьюб»), «Фликр», «Ласт ФМ», «ИМХО-клаб», «Википедия», «В контакте».
Практическая деятельность: знакомство с сервисами и возможностями каждой из представленных сетей, сравнительный анализ образовательного потенциала.
 

2.3. Обзор интересных профессиональных сообществ и сообществ образовательной направленности:
 Родительские сообщества на сайтах «Мой круг» Mail.ru, VKontakte.ru, др.: возможности и сервисы, предлагаемые пользователю; основные интересы и особенности сообществ. Педагогические сообщества: особенности, преимущества в реализации, ограничения («Сеть творческих учителей», «Летописи.ру» и др.).
Практическая деятельность: регистрация в выбранных профессиональных сообществах, участие в активностях данных сообществ (создание статьи и/или ветки обсуждения в форуме и
/или комментария и т.д.); групповая работа по выработке критериев сравнения сообществ и созданию предложений для развития одного из сообществ.
 

Модуль 3. Основы поведения в сети.


Тематическое планирование.
3.1. Нетикет:
 Основные принципы и понятия. Примеры неконструктивного поведения в сети: флуд, флейм, офф-топики. Сетевой флеш-моб. Выработка правил сетевого поведения в соответствии с принципами нетикета.
Практическая деятельность: знакомство с примерами правил нетикета некоторых сообществ; выработка правил нетикета для своей группы.
 

3.2. Сетевая безопасность:
Правила физической безопасности при работе в сети. Правила психологической безопасности при сетевом общении. Размещение личной информации в сети: проблема ответственности. Верификация информации, размещенной в сети.  
Практическая деятельность: сравнительный анализ достоверности предложенных сетевых источников.
 

3.3. Психологические особенности и трудности виртуального общения:
Асинхронное общение, общение он-лайн. Инициирование контакта. Виртуальная «самореализация» или виртуальное хамство? Ники и аватары как способ самовыражения и защиты. 
Практическая деятельность: анализ сложных случаев сетевого общения и выбранных путей выхода из них.
 

3.4. Конструктивное общение в сети:
Практикум модерации и решения конфликтных и сложных ситуаций сетевого общения.
Практическая деятельность: групповая работа с кейсами сложных и конфликтных случаев сетевого общения.
 

Модуль 4. Образовательный потенциал сети и проблемы его использования. Общественная экспертиза образовательных ресурсов.
 

4.1. Возможность применения сервисов для решения профессиональных задач работников образования, в т.ч. удобство применения в условиях образовательного учреждения: 
Итоговый обзор освоенных сервисов Web2.0 с точки зрения образовательного потенциала и удобства использования для решения профессиональных задач различных целевых групп. 
Практическая деятельность: на основании проведенного в ходе изучения предыдущих модулей анализа и выработанных критериев сравнения оценка удобства использования сервисов Web2.0 и сетевых ресурсов с точки зрения различных участников образовательного процесса; презентация итоговых выводов групп относительно пригодности того или иного сервиса для решения профессиональных задач.


4.2.Дефициты существующих сервисов и социальных сетей с точки зрения задач образования.  
Задачи образования, относительно которых потенциал социальных сетей и сетевых сообществ мог бы быть оценен как значительный. Дефициты сервисов и сетевых сообществ для решения этих задач.
Практическая деятельность: определение перечня задач; коллективная выработка недостающих алгоритмов действий или предложений для сбора методических материалов.
 

4.3. Виды образовательных ресурсов в сети. Единая национальная коллекция ЦОР:
Возможные классификации образовательных ресурсов сети по происхождению, задачам и целям использования, целевым группам, содержанию, форме. Достоинства и проблемы использования ресурсов разных видов. Образовательные сайты и порталы (Единое окно входа). Единая национальная коллекция ЦОР и ее региональные хранилища как площадка для хранения, размещения и обсуждения образовательных ресурсов. 
Практическая деятельность: определение образовательного ресурса по выбранной классификации; поиск ресурса в Единой национальной коллекции ЦОР и в одном из региональных хранилищ; размещение собственных образовательных ресурсов. Назначение тэгов.
 

4.4. Общественная экспертиза образовательных ресурсов.
Практикум экспертизы образовательных ресурсов по выбранным критериям.
Практическая деятельность: выработка в группе критериев проведения экспертной оценки ЦОР; индивидуальная и групповая экспертиза заданных образовательных ресурсов; публикация экспертного мнения на сайте «Открытый класс».  

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
 

Модуль 5. Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога. Предпочтительная целевая группа: педагоги-предметники
 

Тематическое планирование
 

5.1 Задачи профессионального развития педагога и возможности сетевой коммуникации при их решении:
Изменение профессиональных ролей педагога в связи с появлением новых технологий. Определение профессиональных дефицитов и возможности социальных сетей в их восполнении. Теория слабой кооперации и задачи профессионального роста.
Практическая деятельность: индивидуальная работа по определению профессиональных дефицитов (вариант: создание опросника на «Анкетер.ру» или другом сервисе); групповой анализ дефицитов участников группы (вариант: результатов опроса) и возможностей их восполнения средствами сетевой коммуникации; презентация и обсуждение итогов работы групп.
 

5.2. Личное профессиональное пространство в Интернет:
Формы Интернет-презентации профессионала: профайл, портфолио, сайт, блог, домашняя страница и т.п.. Выбор инструментов для организации профессионального пространства в соответствии с целевыми установками, существующими ограничениями. Примеры удачной организации личного профессионального пространства.
Практическая деятельность: анализ удачных примеров организации личного профессионального пространства; с помощью сервиса закладок создание собственной коллекции профессиональных ресурсов. 
 

5.3. Коллективное профессиональное пространство в Интернет:
Задачи коллективного представительства в Интернет. Выбор инструментов для организации профессионального пространства в соответствии с целевыми установками, существующими ограничениями. Сообщества педагогов-предметников как форма организации коллективного профессионального пространства: достоинства, ограничения.
Практическая деятельность: анализ адекватности выбранного инструмента задачам организации коллективного пространства; с помощью сервиса закладок создание собственной коллекции профессиональных ресурсов.
 

5.4. Портфолио как инструмент профессиональной рефлексии и построения индивидуальной траектории профессионализации:
Виды портфолио в зависимости от задач составления. Возможные структуры электронного портфолио педагога. Отражение в портфолио процесса профессионализации педагога.
Практическая деятельность: создание структуры индивидуального профессионального электронного портфолио; наполнение избранных частей (не менее 3).


Модуль 6. Школа как сетевое сообщество: использование потенциала социальных сетей для организации и управления школьной жизнью. 
 

Предпочтительная целевая группа: школьные администраторы
 

Тематическое планирование
 

6.1. Школа как субъект социальных отношений:
Социальная и информационная среда школы. Субъекты образовательного процесса и субъекты социальных отношений. Задачи организации и управления школьной жизнью и возможности их решения средствами сетевой коммуникации (обеспечение прозрачности и открытости образовательного процесса; имидж школы, общение с родителями, открытая площадка профессиональных обсуждений, представительство ученических объединений и организаций и т.д.). Школьный сайт как возможная площадка организации сетевого сообщества школы. Другие формы таких площадок.
Практическая деятельность: анализ задач организации и управления школьной жизнью и адекватных им возможностей сетевой коммуникации.
 

6.2. Сетевые инструменты организации школьной жизни:
Административные и педагогические блоги, форумы различных субъектов образовательного процесса, Интернет-представительства школьных сообществ и организаций, виртуальные сообщества школы, электронные педсоветы и заседания родительских комитетов школы; сетевые планнинги школьной жизни и т.д.
Практическая деятельность: анализ возможностей и ограничений представленных инструментов с точки зрения решения задач организации и управления, а также с точки зрения возможностей и удобства использования; анализ и выработка перечня условий, при которых инструменты работают эффективно.
 

6.3. Привлечение различных целевых групп к активному участию в школьном сообществе:
Основные целевые группы и их сетевые активности; необходимость и возможность коррекции деятельности в сторону эффективности с точки зрения задач организации и управления школьной жизнью. Удачные практики сетевых школьных сообществ и Интернет-представительств. Активности основных участников образовательного процесса, направленные на коллективную, инициирующую, неиерархическую деятельность. Приемы их стимуляции.
Практическая деятельность: анализ примеров удачной практики сетевых школьных сообществ и Интернет-представительств, обсуждение и выделение приемов стимуляции сетевых активностей основных групп участников образовательного процесса.
 

6.4. Инструменты организации и управления образовательным процессом:
Организационно-управленческие инструменты «ХроноГраф.Школа 2.5» и «ХроноГраф3.0.Мастер». Их сетевые аспекты. Возможности установки и использования.
Практическая деятельность: знакомство с указанными инструментами на сайте Единой национальной коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru; анализ сетевых аспектов применения инструментов.

 

Модуль 7. Основы виртуального консультирования. 
 

Предпочтительная целевая группа: школьные психологи, социальные педагоги
 

Тематическое планирование
 

7.1. Особенности виртуальной коммуникации («человек-компьютер-человек»):
Графически-визуальный характер коммуникации, его особенности. Возможности и ограничения консультативного контакта посредством Интернета; коммуникативное время и коммуникативное пространство такого контакта, асинхронность. Естественно-языковой интерфейс, социальный интерфейс.
Практическая деятельность: анализ особенностей виртуальной коммуникации, ее плюсов и ограничений по сравнению с реальной.
 

7.2. Позиции консультанта в виртуальном консультировании:
Позиции консультанта (экспертная, тьюторская, тренерская, модераторская) и их особенности в виртуальном консультировании. Ситуации, когда каждая из позиций наиболее востребована и эффективна.
Практическая деятельность: анализ отличий каждой из позиций в зависимости от задач контакта; анализ адекватности выбранной позиции ситуации консультативного контакта (групповая работа, презентация и обсуждение работы групп).
 

7.3. Алгоритм фасилитации при виртуальном консультировании. Техники активного восприятия при виртуальном контакте:
«Лестница познания» и алгоритм фасилитации при виртуальном консультативном контакте. Анализ представленной и получение недостающей информации, определение проблемы. Обеспечение симметрии консультативного контакта, ответственность за принятие решения при виртуальном консультативном контакте. Техники активного восприятия при индивидуальном и групповом виртуальном консультировании, их зависимость от позиции консультируемого. Преодоление коммуникативных барьеров.
Практическая деятельность: отработка приемов активного восприятия при виртуальном контакте в разных ситуациях консультирования (неполная информация, подмена проблемы, затруднение в принятии решения и т.п.); анализ ограничений различных техник.
 

7.4. Индивидуальное виртуальное консультирование:
Случаи, требующие индивидуального консультирования (на основе опыта обучающихся). Инициатор консультативного контакта и проблема ответственности за принятое решение. Практикум виртуального консультирования.
Практическая деятельность: моделирование и проведение учебной консультации посредством Интернет; обсуждение.
 

7.5. Модерирование групповой консультации:
Ситуации групповой консультации, роли участников групповой виртуальной консультации. Выработка правил поведения и роль модератора. Практикум виртуального консультирования.
Практическая деятельность: моделирование и проведение учебной консультации посредством Интернет; обсуждение.

Модуль 8. Детские сетевые активности и объединения: образовательный потенциал и проблемы.  
 

Предпочтительная целевая группа: классные руководители, учителя-предметники, социальные педагоги
 

Тематическое планирование
8.1 Обзор детских сетевых активностей, их образовательный потенциал и дефициты:
Сетевые проекты для детей и подростков («Смешарики», «Тырнет», «Мир Бибигона» и т.п.). Существующие сообщества школьников: предлагаемые и востребованные активности, необходимость и возможность их коррекции в целях решения образовательных задач. Дефициты. Стимулирование образовательных по содержанию сетевых активностей школьников.
Практическая деятельность: анализ существующих детских сетевых сообществ с точки зрения образовательных задач; моделирование преодоления дефицитов.
 

8.2 Психологические особенности Интернет-коммуникации школьников разного возраста:
Особенности Интернет-коммуникации школьников разного возраста (младшие школьники, подростки, старшие подростки). Интернет-сленг. Сетевое сообщество как зона психологической безопасности ребенка. Модерация форумов с участием школьников, совместная выработка правил нетикета, конструктивное разрешение конфликтных ситуаций. Вопросы индивидуальной ответственности участников сообщества за создание общей атмосферы и стиля общения.
Практическая деятельность: моделирование и решение конфликтых ситуаций сетевого общения с участием школьников разного возраста (групповая работа, обсуждение).
 

8.3 Обеспечение безопасности при работе школьников в Интернет:
Возможности и необходимость фильтрации контента при работе школьников в Интернет; негативные стороны и угрозы высокой сетевой активности школьников, способы преодоления.
Практическая деятельность: знакомство с правилами безопасного пользования Интернет школьниками и ресурсами для обеспечения этого, разработка предложений для педагогов по безопасному использованию Интернет в условиях образовательного учреждения.
 

8.4 Особенности реализации сетевых учебных и социальных проектов школьников:
Особенности реализации сетевых проектов школьников на различных этапах: выбор и верификация проблемы; сервисы Интернет-опросов; поиск единомышленников – инструменты расширения круга заинтересованных лиц. Распределение ролей и ответственности в проектной команде. Сервисы совместного планирования деятельности; асинхронность действия и пути поддержки контроля основных этапов в достижении результата. Критерии оценивания: внешние, внутренние. Инструменты индивидуальной и групповой рефлексии: дневники проекта. Место проекта в сети: публикация результатов; социальная значимость полученного продукта (вопросы авторского права), фолксономия. 
Практическая деятельность: знакомство с сетевыми инструментами, облегчающими сетевую проектную деятельность (сетевые планеры, документы Гугл, Анкетер.ру и т.п.), анализ примеров реализованных сетевых проектов школьников, выработка критериев оценки.

Модуль 9. Проектирование сетевого образовательного сообщества
 

1. «Проектируем профессиональное сообщество/ сетевые активности в существующем сообществе учителей конкретного предмета (образовательной области)»;
2. «Проектируем школьное сетевое сообщество»;
3. «Проектируем сетевые активности учащихся с использованием известных сервисов Интернет и существующих сообществ образовательной направленности»;
4. «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач педагога дополнительного образования»;
5. «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач педагога-психолога»;
6. «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач социального педагога» 

Варианты 9.1-9.3. Проектирование сетевого образовательного сообщества/сетевых активностей педагогов и школьников
Проблема, на решение которой направлена деятельность сообщества/планируемые сетевые активности. Декомпозиция причин. Дерево задач. Результаты. Критерии результативности. Способы мотивации. Планирование деятельности сообщества, особенности содержания и форм активности внутри сообщества. Определение ролей и зоны ответственности участников сообщества. Коллективное регулирование деятельности сообщества.
Практическая деятельность: представить описание проекта сетевого образовательного сообщества/сетевых активностей, созданного совместно, смоделировать сетевое представительство в Интернет с помощью различных сервисов, разместить рекламное сообщение о работе сообщества с приглашением потенциальных участников. 

Варианты 9.4-9.6. Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач педагога-психолога / социального педагога/ педагога дополнительного образования
Регистрация на http://wiki.iot.ru. Знакомство со страницей коллективного портфолио сообщества обучающихся по данному модулю. Создание личной странички на Вики-сайте. Знакомство слушателей. Создание аккаунтов на www.gmail.com, обмен почтовыми адресами для предоставления доступа к документам. Участие в чате на Skype, www.gmail.com и т.п. для обсуждения целей и задач обучения. Определение круга задач деятельности школьного психолога/ социального педагога/ педагога дополнительного образования. Разработка анкет средствами Google, Анкетер для родителей, учащихся, коллег с целью выявления их потребностей и проблем, решение которых может осуществляется совместно. Создание коллективного блога для рефлексии результатов обучения. Работа в блоге. Планирование проекта организации совместной работы по решению и обсуждению психолого-педагогических проблем, актуальных для детей, родителей, коллег в сети. Оформление шаблона для представления плана проекта слушателя на Вики-сайте и примерного календаря. Поиск ресурсов для выполнения проекта, поиск сетевых сообществ, обсуждающих сходные проблемы и знакомство с их опытом. 
Разработка аргументированного плана проекта по организации деятельности сетевого сообщества для обсуждения и решения конкретной проблемы. Формулировка развернутых ответов на вопросы, направленных на анализ плана предлагаемого проекта, который явится основой организации сетевого взаимодействия заинтересованных людей.
Взаимное ознакомление с планами проектов и ответами на вопросы. Написание комментариев и формулировка предложений по улучшению проекта коллеги по группе.
Соотнесение комментариев и предложений с планом предлагаемого проекта.
Корректировка плана проекта
 

Планируемые результаты 
1. Создание коллективного портфолио (вики-страницы) сообщества психологов-педагогов/ социальных педагогов/ педагогов дополнительного образования (инвариантную часть структуры определяет координатор обучения, вариативная может определяться самими слушателями).
2. Создание вики-страницы личного портфолио проекта по работе сетевого сообщества. (Все личные портфолио объединяются в коллективном портфолио сообщества).
3. Разработка плана деятельности по вовлечению родителей в работу сообщества.

 
Литература 

1. Алексеев, М.В. Ключевые компетенции в педагогической литературе // Педагогические технологии.-2006.-№3. - С.3-19. 
2. Алешина, О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994. 
3. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование. \\ Психология обучения.-2002.-№1.- С.5. 
4. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 208 с. 
5. Баева, И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251 с. 
6. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя: Тезисы доклада А.А. Елизарова на конференции RELARN-2004 июнь 2004 г. – Ассоциация RELARN. – Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html 
7. Бардиер, Г., Ромазан, И., Чередникова, Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев - Санкт-Петербург, 2000. 
8. Беличева, С.А., Рыбакова, Н.А. Программа по социальной психологии, по возрастной психологии. \\Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе.-2002.-№2.-стр.3. 
9. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. — 298 с.
10. Богданова, С.В., Патаракин, Е.Д. 2001 Организация учебных региональных гуманитарных проектов в телекоммуникаци¬онной среде (часть 1), Дистанционное образование, № 1-2, 2000. 
11. Бондаревская, Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых компетенций// Педагогика.-2004.-№10. - с.23-31. 
12. Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности. http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067
13. Бурменская, Г.В.. Карабанова, О.А., Лидере, А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. [Текст]- - М., 1999. 
14. Быховский, Я.С., Коровко, А.В., Патаракин, Е.Д. Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию [Текст] – М.:Интуит.ру, 2007. – 95 с.:ил.-(Учебно-методическое пособие). 
15. Бьермон, К.Л. Социальная компетентность и образовательная среда. [Текст]- // Психологическая наука и образование. – 2001. - № 4. 
16. Вайсен, Р., Оли, Дж., Эванс, В., Ли, Дж., Спрунгер Б., Пеллаукс Д. Обучение жизненным навыкам в школах [Текст]-. – М.:Вита-Пресс, 1996. – 66 с.
17. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. [Текст]- – М., 2009 . - 224 с.
18. Владимирова, Л.П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах. // Информатика и образование.-2006.-№6. - С.56-61. 
19. Владимирова, Л.П. Профессиональное сетевое сообщество учителей иностранных языков. // Английский язык в школе.-2006.-№2. - С.53-55. 
20. Ги, Лефрансуа Прикладная педагогическая психология. [Текст]- – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с. 
21. Голуб Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО : подходы и процедуры // Вопросы образования. - 2008. - №2. - С.161-186. 
22. Гуриев М. 1996 На пути к сетевому образованию. Инфор¬мационные ресурсы России, 1996, N 6, стр. 2 — 4 
23. Додонов А.П. Перспективы использования новых информационных технологий в повышении правовой компетентности руководителей образовательных учреждений. - http://ito.edu.ru/2003/IV/IV-0-2526.html 
24. Елисеева И. А. Отношение руководителей школ к повышению собственной управленческой компетентности http://psf.grsu.by/library/copy_of_04/copy_of_inform/1 
25. Ефремцева, С.А. Тренинг общения для старшеклассников /Под ред. Ю.З. Гильбурха. – Киев, 1994. – 80с.
26. Ефросинин, В.В., Серых, Л.А.Интернет для формирования гражданина // Тезисы докладов Второй Всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет» – Санкт-Петербург: Федерация Интернет образования, 2002
27. Иванов А.И. Компетентностный подход в среднем и высшем педагогическом образовании // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №5. - С.47-51. 
28. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании// Завуч для администрации школ. Управление современной школой. - 2008. - №1. - С.4-25. 
29. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований // Научные исследования в образовании. Педагогика, психология, экономика (Профессиональное образование. Столица). - 2008. - №1. - С.28-32. 
30. Истратова, О. Н., Эксакусто, Т.В. Справочник психолога средней школы: документация школьного психолога; психологические особенности подросткового возраста; диагностика психического развития. - Ростов: Феникс. – 2008. – 511 с.  
31. Карпенко О.П. К вопросу о компетентностном подходе в российском образовании// Инновации в образовании.-2004.-№6. - с.5-14. 
32. Клюева, Н.В. Психологическая поддержка учителей и администрации (технологии работы психолога с педагогическим коллективом и администрацией в образовательном учреждении). – Ярославль, 1995. – 31 с.
33. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А. П. Тряпициной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. -392 с. 
34. Коростылева, Л.А., Советова, О.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. – СПб., 1996. – 33 с.
35. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования. – М., Академический проект. – 1999.
36. Кошкорова,Г.П. Проблемы компетентностного подхода в образовательной деятельности. // Философия образования.-2005.-№3. - С.223-226. 
37. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 152 с.
38. Кулаков, С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе.– СПб., 1994. – 64 с.
39. Лайтер, Дон Воспитание ребенка. 50 эффективных способов научить вашего ребенка правильно себя вести. - М.: АСТ, Астрель, 2006. - 96 с.
40. Левис, Ш., Левис, Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер-Пресс, 1996. – 208 с.
41. Леонтьев, А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. - М., 2003. 
42. Лепский В.Е., Рапуто А.Г. 1999, Моделирование и поддержка сообществ в Интернете (препринт). Институт психологии РАН.-С.44-50. 
43. Литвиненко, М.В. Технология описания целей подготовки специалиста в контексте компетентностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании.-2007.-№6. - С.52-54. 
44. Локальные акты, регламентирующие сетевое взаимодействие школ // Справочник заместителя директора школы. - 2008. - №7. - С.75-81. 
45. Лукьянова, И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков. // Психологическая наука и образование. – 2001. - № 4. – с. 41-47. 
46. Мельник, Е.В. Содержание коммуникативной компетентности педагогов. // Вопросы психологии. –2004. - № 4. - с. 36-42. 
47. Михайлова, Н.Н. Ориентационно-ролевая игра “Семья”. – М., 1991. – 88 с.
48. Мозговая, Н.С., Головач, М.В., Филатова, И.Г. и др. Как научить ребенка учиться. Беседы с родителями.// Советы школьного психолога. Серия: Школа и родители. - М.: Учитель, 2007. - 100 с.
49. Молокова А.В. Реализация компетентностного подхода в условиях информатизации образования. // Философия образования.-2006.-№1. - С.239-244. 
50. Никольская, И., Бардиер, Г. Уроки психологии в начальной школе. – СПб.–Рига, 1996. – 80 с.
51. Никуличева Н. Сетевое педагогическое сообщество на примере "Интернет-государства учителей": о сетевом проекте "Интернет-государство учителей" (ИнтерГУру): эффективные условия для формирования и реализации потенциала сетевого сообщества в глобальной сети Интернет// Народное образование. - 2008. - №2. - С.165-170. 
52. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед.кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 272с. 
53. Образовательные интернет-ресурсы. / А.Ю.Афонин, В.Н. Бабешко и др.; под редакцией А.Н. Тихонова и др.; ГНИИ ИТТ «Информика», М. Просвещение, 2004, 287 с, ISBN 5-09-013246-1 
54. Образцова, Л. Бить или не бить? Маленькие подсказки для родителей. - М.: АСТ, Сова, 2007. - 96 с.
55. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М., 2003. 
56. Озеров, В.П., Медведева, Н.А., Майорова, Д.А., Озеров, Ф.П., Ярцева, Т.М. Психологические основы работы с одаренными учениками: Учебное пособие для практических психологов и педагогов. – Ставрополь: Сервисшкола, 2001. –112с. 
57. Патаракин Е. Д. Творческие сетевые проекты// Педагогичес¬кая Информатика, 2002. - № 1.- стр. 13—17. 
58. Патаракин Е.Д. Педагогические последствия сетевой ин¬теграции. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Материалы международной интернет-конференции, проходившей 20.03 — 14.05.2001 на информационно-образовательном портале www.auditorium.ru. Под общей редакцией А.Е.Войскунского, Москва 2001. стр. 195 — 202. 
59. Патаракин Е.Д., 2003, Использование цифровых коллек¬ций в учебных коммуникациях. Educational technology & Society - - V. 6 -N 2.- c.133-144. - ISSN 1436-4522. 
60. Патаракин, Е. Д. Творческие сетевые проекты. // Педагогическая Информатика, 2002. - № 1.- стр. 13—17. 
61. Патаракин, Е.Д. Педагогические последствия сетевой интеграции. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий.- Материалы международной интернет-конференции, проходившей 20.03 — 14.05.2001 на информационно-образовательном портале www.auditorium.ru. Под общей редакцией А.Е.Войскунского, Москва 2001. стр. 195 — 202. 
62. Патаракин, Е.Д., Быховский, Я.С., Ястребцева, Е.Н. Создание учебной гипертекстовой энциклопедии в среде ВикиВики: Общероссийский проект Летописи.ру. – М.: Институт развития образовательных технологий, 2006. – 28 с. 
63. Патаракин, Е.Д., Пространство, коллекции и сервисы региональных сетевых сообществ, «Интернет в профессиональной деятельности», Научно-методический сборник / Под редакцией Д.Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАО, 2003, ISBN-57552-00505, стр. 11-16. 
64. Подросток на перекрестке эпох. //Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997. 
65. Рейнольд, Г. Умная толпа: новая социальная революция. – Пер. с англ. А.Гарькавого. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006
66. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2003. 
67. Рожков, М. И., Набатова, М. А. Как помочь ребенку преодолеть обиду.- Серия: Методика воспитательной работы в школе. – М.: Академия Развития, 2006 г. - 192 с.
68. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. - М., 2005. – 123 с.
69. Ряписов, Н.А. Компетентностный подход - основа развития образовательной среды// Философия образования. - 2007. - №3. - С.274-282. 
70. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001. 
71. Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №2. - С.29-31. 
72. Середа, Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. – СПб.: речь, 2006. – 224 с. 
73. Серых, Л.А. Опыт организации образовательной проектной деятельности в Интернете // Образовательные технологии XXI века. ОТ’05. Материалы пятой городской научно-практической конференции / Под ред. Гудилиной С.И., Тихомировой К.М., Рудаковой Д.Т.М.: 2005. – 388с.
74. Серых Л.А. «Память сердца» живет благодаря школьникам и педагогам (о реализации городского сетевого проекта в Самаре) // Вопросы Интернет образования, № 28 / Федерация Интернет образования – М.: CENTER.FIO.RU, 2005. http://center.fio.ru/vio/  
75. Сидоренко, Е.В. Мотивационный тренинг. – С-Пб.: ООО «Речь», 2002. – 234 с. 
76. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. М.В. Гамезо – М.,2001. 
77. Сломинская, Е.М. Эмпатия как коммуникативный навык. //Психология и ее приложения. Ежегодник российского психологического общества. 2002 – т. 9. Выпуск 2. – с. 442-443. 
78. Удалова Т.Ю. Формирование специальной информационно-коммуникационной компетенции будущих педагогов-психологов. - http://www.omgpu.ru/disser/download/autoref160.pdf 
79. Учитель-тьютор в контексте информационной среды школы: Пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2005. – 32 с. 
80. Учитель-тьютор в контексте информационной среды школы: Пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2005. – 32 с. 
81. Фельдштейн, Д.И. Открытие Я в мире Другого и мира Другого в Я как путь восхождения к человеческому и человеческого. //Мир психологии–2001 -№3.-С.4-8. 
82. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2003. – 336 с. 
83. Цукерман, Г.А., Мастеров, Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.
84. Чеглакова, Л.М. Основы консультирования в предпрофильной подготовке учащихся//Технологии компетентностно-ориентированного обучения. Вып.3 – Самара, 2004.
85. Шибаева, Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. – М., 1995. –103 с.
86. Ackerman, M. S., & Halverson, С. А. (1999). Organizational memory: processes, boundary objects, and trajectories. Proceed¬ings of Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS-32).  
87. Allen S., Donna Ure, Stephen Evans. Virtual Communities of Practice as Learning Networks Executive Summary. Brigham Young University Instructional Psychology and Technology, 2003. <http://www.masie.com/researchgrants/2003/BY_Final_Report.pdf>.
88. Barabasi A.-L., 2002, LINKED: The New Science of Networks Perseus Publishing, Cambridge, Massachusets.  
89. Berners-Lee Т., Cailliau R., Luotonen A., Nielsen H., Secret A. 1994 The World-Wide Web, Communications of the ACM 37 No.8,p.76-82  
90. Boase J. Wellman В., 2004, Personal Relationships: On and Off the Internet Forthcoming in the Handbook of Personal Relations. Edited by Dan Perlman and Anita L. Vangelisti. Oxford: Black-well July 19, 2004 
91. Bollen J. 1994 The Principia Cybernetica Web — Using the Inter¬net to consult a knowledge Newsletter of the International Fed¬eration for Systems Research No. 34/35 
92. Bowker G., Star L. 1999, Sorting Things Out: Classification and Its Consequences. Cambridge, MA, MIT Press. 
93. Bruckman, A., 1998, Community Support for Constructionist Learning. Computer Supported Cooperative Work, 7, 47-86.  
94. Churchill E., Girgesohn A., Nelson Lee, Lee Alison, 2004 Building Digital and Physical Spaces for Ubiquitous Community Participa¬tion. Communications of the ACM, Vol. 47, N 2, pp. 39 — 44.  
95. Cuthbert A., Clark D., Linn M., 2002, WISE Learning Commu¬nities: Design Considerations// in Building Virtual Communities: learning and change in cyberspace/ edited by K. Ann Renninger, Wesley Shumar, Cambridge University Press,, pp 215 — 246  
96. Dewey John. «The School and Society» in The Child and the Curriculum and The School and cociety (Chicago: University of Chicago Press, 1956), p. 14  
97. Dysthe О. 1999 Web-mediated discussions from a learning per¬spective 27th annual Congress of the Nordic Society for Educa¬tional Research (NFPF)  
98. GartonL., Haythornthwaite C.,Wellman B., 1997, Studying Online Social Networks, JCMC 3 (1) June 1997.  
99. Goodwin M. 1994 Nine Principles for Making Virtual Communi¬ties Work.. Wired, 2.06 (June):72-73  
100. Harrington, H., & Hathaway, R. S. (1994). Computer Conferencing, Critical Reflection, and Teacher Development.Teaching and Teacher Education, 10(5), 543-554.

101. Haythornthwaite C, 2002, Building Social Networks Via Com¬puter Networks: Creating and Sustaining Distributed Learning Communities // Building Virtual Communities: learning and change in cyberspace/ edited by K. Ann Renninger, Wesley Shumar, Cambridge University Press, 2002 pp. 159 — 190  
102. Hoadley C, Pea.R. 2002, Finding the Ties That Bind: Tools in Support of a Knowledge-Building Community // Building Vir¬tual Communities: learning and change in cyberspace/ edited by K. Ann Renninger, Wesley Shumar, Cambridge University Press, pp. 321-354  
103. Illich, I. 1982 Silence is a Commons, in Asahi Symposium Sci¬ence and Man — The computer-managed Society, Tokyo.  
104. Kavanaugh, A. 1999, The impact of computer networking on community. A social network analysis approach. In Proceeding of the Telecommunications Policy Research Conference (Alex¬andria, VA, Sept. 27 -29)  
105. Lave, J. Wenger. E. 1991 Situated learning : legitimate peripheral participation New York : Cambridge University Press  
106. Marchionini G., Nolet V., Williams H., Ding W., Beale J., Jr., Gordon A., Enomoto E., Harbinson L., 1997 Content + connectivity = community: digital resources for a learning community, Proceedings of the second ACM international conference on Digital libraries, p.212-220, July 23-26, 1997, Philadelphia, Pennsylvania, United States  
107. Murphy E.; Laferriere T. (2003). Virtual communities for professional development: Helping teachers map the territory in landscapes without bearings. Alberta Journal of Educational Research, Vol. XLIX, No.1. (pp. 71-83). <http://www.ucs.mun.ca/~emurphy/ajeronline.html>.
108. Nelson, T.N. 1983 As we we will think in Online. Proceedings of the International Conference on Online Interactive Computing. Uxbridge, UK: Online Computer Systems Ltd. 1983 pp. 439-454  
109. Norman D. 1988 The Psychology of Everyday Things. New York: Basic Books, 1988, ISBN 0-465-06709-3.  
110. Norrie D., Gaines B. 1995 The learning web: An agent-oriented network supporting knowledge access,col Proceedings of EDMEDIA'95 : World Conference on Educational Multimedia and  
111. Shields R. 2000 Hypertext links in The World Wide Web and Contemporary Cultural Theory. Edited by A. Herman & T. Swiss. Published by Routledge New York, NY pp. 145 — 160  
112. Shirky C, 2002, Communities, Audiences, and Scale. http://www.shirky.com/writings/community_scale.html  
113. Slaughter, L., Marchionini, G. and Geisler, G. (2000). OpenVideo: A Framework for a Test Collection. Journal of Network and Computer Applications, Vol. 23(3). San Diego: Academic Press.  
114. Visser J. 1999 Learning together in an environment of shared re¬sources: Challenges on the Contribution to the preparation by UNESCO of the report UNESCO: Horizon 202  
115. Wall L., 1999, Diligence, Patience, and Humility in: Open Sourc¬es: Voices from the Open Source Revolution, 1st Edition January 1999, Available: http://www.oreilly.com/catalog/opensources/ book/larry.html  
116. Wallace P. 1999 The psychology of the Internet. Cambridge Uni¬versity Press, 1999.  
117. Walsh J. & Bayma T. (1996) Computer netrworks and scientific work. Social studies of Science, 26, 661-703.  
118. Wenger E. Communities of practice. <http://www.ewenger.com/theory />




 

Прикрепленный файл Size
Программа_Сетевые обр сообщества.doc 234 KB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн