Официальный сайт physbook 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа экологического воспитания учащихся во внеклассной работе

 

 Программа экологического воспитания учащихся во внеклассной работе 
 
Программа составлена
творческо группой
учителей естественных наук
Аксеновской средней
общеобразовательной школы
Гусь – Хрустального района
Владимирской области
Русаковой С.Л., Гайтановой Н.Н., Крыловой Т.В.
 
 

Введение. О необходимости и актуальности экологизации воспитательной работы.

По – видимому, теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И тем не менее люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей… Так что задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, научно осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.
Экология и рациональное природопользование – одно из направлений развития отечественной науки и техники, которое признано наиболее перспективным с точки экономического и научно – технического развития России в 21 веке и, которое государство обязуется курировать и финансировать.
Вот почему экологическое воспитание учащихся актуально, и каждый учебный предмет. Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.
 
 Объяснительная записка.
Программа по экологическому воспитанию школьников во внеклассной работе разработана как научное и практическое добавление к учебным предметам естественно-научного и математического образования.
Цель программы: развитие у школьников ответственного отношения к окружающей среде, которое имеет такие три аспекта:
1)      Забота о сохранении естественного природного окружения
2)       Ответственность за своё и других людей здоровье как за личную ценность
3)      Активная созидательная деятельность по изучению и охране окружающей среды, предупреждение негативных последствий взаимодействия с природой.
 
Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, понимание диалектики взаимодействия общества и биосферы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности , и реальный вклад в это дело.
Данная программа предусматривает вовлечение во внеклассную работу учащихся 5-11 классов и содержит преемственность с начальной школой.
Данная программа позволяет осуществить основные требования, предъявляющиеся к организации внеурочной работы со школьниками. А именно:
  • вовлечение всех учащихся с учётом их интересов и способностей;
  • общественно-полезная направленность, увлекательность мероприятий;
  • повышение роли самих детей, органов самоуправления;
  • взаимодействие с внешкольными учреждениями и общественными организациями;
  • развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей;
  • проводить профессиональную ориентацию.
 
При этом учитываются особенности внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся.
Работа, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса и самодеятельности, Поэтому в программе учитываются
Такие принципы как: Связь с жизнью, с проблемами, которые решают страна , область, район, село; соответствие содержания возрасту учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.
Содержание внеклассной работы является развитием, углублением, но не дублированием того материала, который изучается на уроках. В основу ставится краеведческий принцип изучения и охраны природы. В условиях села экологические проблемы проявляются в своих конкретных многообразиях, позволяя школьнику не только осознать, но и почувствовать экологическую опасность, убедиться в необходимости личного участия в деле охраны природы. Внеклассные мероприятия, позволяющие реализовать данную программу, способствуют отдыху учащихся от напряжённой работы в классе.
 
Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися в дополнении к учебным:
  • понятия классической экологии биологических систем и глобальной экологии;
  • основные положения социальной и исторической экологии;
  • ценностные ориентации, связанные с экологией человека;
  • экологические обобщения философского уровня, базирующиеся на рассмотрении природы с трёх точек зрения: а) как единственной привычной в эволюционном плане среды обитания человека, обеспечивающей его оптимальное психофизиологическое состояние; б) в качестве источника ресурсов и средств труда; в) как фактор интеллектуального, нравственного развития человека;
  • основные направления научно – технического прогресса.
 
Учащиеся должны уметь:
·         интегрировать знания, полученные по отдельным предметам естественно- научного и математического циклов в единые экологические знания;
·         непосредственно решать экологические проблемы своей местности , выявлять возможные причины отрицательных изменений в природе;
·         вести общественную работу по сохранению местных объектов природы;
·         вести самостоятельные наблюдения в природе, выполнять правила поведения в природе;
·         ухаживать за растениями и животными;
·         пропагандировать знания об охране природы и экологическим кризисам;
·         пользоваться дополнительной литературой.
 
 
Содержание программы
1.      Земля как планета людей.
а)      Разнообразие флоры и фауны планеты Земля.
б)      Стихийные природные явления и экстремальные природные явления.
в)      Освоение внеземных территорий.
г)      Глобальные проблемы человечества.
д)      Экологические кризисы в истории человечества.
е)      Наука и производство. Экологические проблемы развития производства. Наука и будущее человечества.
ж)    Свойства воды и воздуха. Их использование человеком.
з)       Международное и российское законодательства и организации
и)     Экологической направленности.
к)      Особоохраняемые природные территории.
2.      Малая Родина.
а)      Флора и фауна нашего края.
б)      Развитие стекольной промышленности нашего края и экологические проблемы.
в)      НП «МЕЩЁРА»
г)      Памятники природы нашей местности.
д)      Лесные ресурсы нашего края, их использование, проблемы экологии.
е)      Водные ресурсы нашего края, их использование, проблемы экологии.
ж)    Полезные ископаемые нашего края, их использование, проблемы экологии.
з)       Комнатные и газонные растения.
3.      Здоровье и здоровый образ жизни.
а)      Что такое здоровье?
б)      Человек и созданная им вокруг себя экологическая система.
в)      Механизмы и способы поддержания здоровья.
г)      Физкультура – необходимый элемент культуры.
д)      Факторы, негативно влияющие на здоровье. Вредные привычки.
е)      Болезни современной цивилизации.
 
 
4.      Исследовательская деятельность и наблюдения.
а)      Наблюдение – как метод научного познания окружающего мира, Особенности, методы и приборы для организации наблюдения. Что такое дневник наблюдений?
б)      Эксперимент – как метод научного познания. Этапы проведения эксперимента. Оборудование для проведения эксперимента. Отчёт об эксперименте.
в)      Исследовательская деятельность. Объект исследования, цель и задачи, план, результат.
г)      Изучение видового состава местных животных источников, выявление степени и причин загрязнённости.
д)      Обследование местных водных источников, выявление степени причин загрязненности.
е)      Определение степени запыленности атмосферного воздуха и причин загрязнения.
ж)    Исследование разнообразных «следов» человеческой деятельности в окружающей среде. Дорога. Посев. Вырубка. Строительные сооружения. Лесопосадка. Замусоривание. Вытаптывание.
5.      Практическая природоохранная деятельность.
а)      Участие в работах по уходу за лесом, культурными растениями на пришкольном участке, комнатными растениями в школьных кабинетах.
б)      Работа по озеленению близлежащих территорий.
в)      Участие в работе по очистке водных объектов нашего края.
г)      Составление рекомендаций по предотвращению загрязнения воздуха, воды, почвы нашего края.
д)      Участие в подкормке птиц и зверей в зимнее время, изготовление искусственных гнезд.
е)      Участие в работах по очистке близлежащих территорий от мусора.
ж)    Экскурсии в заповедные места.
з)       Экологическая тропа.
 
 
 

Используемая литература.
 
1.      Ланина И.Я. Не уроком единым. - М.:Просвещение,1991.
2.      Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии. - М.:Просвещение, 1986
3.      Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.:Просвещение,1988
4.      Биология. Справочные материалы.
5.      Химия. Справочные материалы.
6.      Физика. Справочные материалы.
7.      Экология. Справочные материалы.
8.      Научно – методические журналы (Физика в школе, химия в школе, биология в школе, география в школе).
9.      Соросовский образовательный журнал
10. Города и районы Владимирской области/статистический отчет, официальное издание. Владимир.
11. Зенкович А.А.Прошлое и настоящее: о развитии промышленности Владимирской области. - Владимир, 1973.
12. Рянжин С.В. Экологический букварь. Сан – Петербург. : Печатный двор, 1994.
13. Волович В.Г. Человек в экстремальных ситуациях природной среды.М.:Мысль, 1983.
14. Серия детской энциклопедии «Я познаю мир».
 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...
© НФПК, 2008-2010. Правила и условия использования сайта. . О проекте.

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн