Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Исследовательская работа по краеведению

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Аксеновская средняя общеобразовательная школа
Гусь-Хрустального района Владимирской области
 
 
 
Физики и математики Владимирского края
 
 
 
 
                                                                                          Выполнили:
 
 
 
Русакова Галина учащаяся 9 класса
Ботова Матия учащаяся 9 класса
 
 
 
 
Руководители:
Русакова С.Л. учитель математики
Нешкова Л.Б. учитель физики
 
 
 
 
                                                      Д.Аксеново
 
- 2009 –
 
Оглавление
Введение  ………………………………………………………………………………2
 
Цель и задачи исследования…………………………………………………….……..2
 
 
Содержание работы
 
      Математики Владимирского края…………………………………………………3
                  Румовский Степан Яковлевич……………………………………………..3
Осиповский Тимофей Федорович…………………………………………3
   
Александров Иван Иванович………………………………………………5
 
Власов Алексей Константинович………………………………………….5
 
Барсуков Александр Николаевич………………………………………….6
 
Мищенко Евгений Фролович……………………………………………..7
 
Шуба Михаил Юрьевич……………………………………………………8
 
                  Хмелёв Дмитрий Викторович…………………………………………….9
 
      Физики Владимирского края……………………………………………………..10
 
                  Жуковский Николай Егорович…………………………………………..10
Тихонравов Михаил Клавдиевич………………………………………..11
Столетов Александр Григорьевич……………………………………….13
Голицын Борис Борисович……………………………………………….15
Зворыкин Владимир Кузьмич……………………………………………16
Сидоров Вениамин Александрович………………...…………………...20
Вывод………………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………..23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Владимирская земля богата своей историей, она родина многих великих писателей, музыкантов, политических деятелей, ученых. Работа «Математики и физики Владимирского края»  познакомит вас с учеными, чья жизнь была посвящена математике и физике. Имена Столетова А.Г. и Жуковского стали хрестоматийными, они упоминаются в школьных учебниках физики.
Пусть не все имена вошли в школьные учебники, но их труд, общественная и педагогическая деятельность внесли огромный вклад в развитие естественно - математических наук и в совершенствование естественно - математического образования в России. Их имена звучат далеко за пределами России. Мы вправе гордиться своими земляками. Достаточно вспомнить такие слова как «Отец русской авиации», «Отец телевидения». Ко всем без исключения ученым, о которых пойдет речь в данной работе можно адресовать слова  А. Семенова-Тянь-Шанского: «Жизнь и деятельность этого замечательного человека должна навеки остаться среди молодых наших поколений светозарным образом для посильного подражания", сказанного о  Голицыне Б.Б.
 К тому же, изучая жизнь и деятельность великих земляков, мы попадаем в атмосферу того времени, в котором делалось открытие.
 
Цель:  выявить и изучить биографические очерки о физиках и математиках Владимирского края, выяснить их вклад в развитие естественно - математических наук и в совершенствование естественно - математического образования в России.
 
Задачи:
1. Подобрать литературу и интернет сайты по данному вопросу
2. Выявить, кто из известных математиков родился во Владимирской области и изучить их жизнь и деятельность.
3. Выявить, кто из известных физиков родился во Владимирской области и изучить их жизнь и деятельность
4. Проанализировать вклад ученых в совершенствование естественно-математического образования в России.
 
Практическая значимость: популяризация исторических знаний, содействие развитию краеведения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание работы.
Сведения о жизни и деятельности ученых – математиков и физиков, уроженцев Владимирской области. Материал располагаем в хронологической последовательности.
 
Математики Владимирского края.
 
1) Румовский Степан Яковлевич.
Степан Яковлевич Румовский родился в 1734 г. в селе Дубовском (близ г. Владимира) в семье священника.
В 1739 г. Румовский поступил в Александро-Невскую семинарию, где впервые обнаружился его интерес к физико-математическим наукам. В семинарии Румовский пробыл 9 лет. Весной 1748г. для пополнения классов академической гимназии и университета академики Ломоносов и Браун набирали лучших учеников из Александро-Невской семинарии. Среди выбранных - Румовский. С тех пор и до конца своей жизни деятельность Румовского была тесно связана с Петербургской Академией наук. Румовский аккуратно посещал лекции по химии, математике, физике, астрономии, по языкам и древней литературе, по красноречию и т. д. Имея хорошие способности и прилежно слушая лекции, Румовский быстро обратил на себя внимание профессоров своими успехами. С 1750г. предметом своих занятий избирает математику.
В 1753 г. 19-летний Румовский был удостоен звания адъюнкта и отправлен в Берлин для продолжения математического образования под руководством Эйлера. Возвратившись в Петербург, Румовский усердно принялся за исполнение своих обязанностей в Академии наук. Он читал свои мемуары на конференциях, печатал научно-популярные статьи, составлял учебники по элементарной математике для нужд академического университета. Участвовал в научных экспедициях, выступал оратором в торжественных публичных собраниях Академии наук, заведовал в течение многих лет географическим департаментом, составлял календари, принимал активное участие в работах Главного правления училищ, Российской Академии наук и т.д. Эта широкая и плодотворная деятельность способствовала быстрому продвижению Румовского в первые ряды русских ученых того времени и в 1800 г. он был назначен вице-президентом Академии наук.
В 1803 г. Румовский назначается попечителем Казанского учебного округа
с одновременным исполнением обязанностей члена главного правления училищ.
Основной задачей Румовского было основание в Казани университета, который должен был служить научным образовательным центром востока России. На математическое отделение Румовский пригласил известных немецких ученых того времени Бартельса и Литтрова, одних из первых университетских наставников Лобачевского по математике. 
Румовский в течение девятилетнего управления Казанским учебным округом успел сделать многое для новорожденного университета и дать ему на несколько лет, до радикального переворота в его истории, известное, определенное направление.
Умер Степан Яковлевич в Петербурге 6 июля 1812 года.
2) Осиповский Тимофей Федорович.
Осиповский Тимофей Фёдорович родился 2 февраля 1765 г. В с. Осипово, Ковровского уезда, Владимирской губернии в семье сельского священника. Для получения среднего образования Осиповский был отдан во Владимирскую семинарию. Незаурядные способности юного семинариста обратили на себя внимание его воспитателей. Пытливый ум, стремление всегда помочь другому разобраться в самых сложных вопросах и исключительная трудоспособность предвещали ему будущность ученого и педагога. В 1783 г. В Петербурге была учреждена первая в России учительская гимназия. В эту гимназию были вызваны из духовных академий и семинарий лучшие студенты философского и богословского классов для подготовки к учительской деятельности, в том числе и Т.Ф.Осиповского.
   После окончания курса (1786 г.) Осиповский был назначен преподавателем народного училища. С сентября 1876 г. Он начал работать в Москве, в главном народном училище учителем физико-математических наук и русской словесности. Репутация Осиповского как «отличнейшего из учителей» и как математика была настолько велика, что комиссия по народным училищам неоднократно присылала ему на просмотр и рецензии издаваемые ею математические сочинения. В этот период у Осиповского окончательно сложились материалистические и атеистические взгляды. Он отвергает превратные представления о мире, суеверия и предрассудки. Осиповский обращается только к природе и ее законам, в которой он видит единственный предмет для всех наук. Материалистические взгляды помогают ему найти правильные решения современных ему проблем естествознания, в том числе и математики. Плодотворная работа Осиповского в московском главном народном училище продолжалась 14 лет (с 1786 г. По 1800 г.) С марта 1800 года в звании профессора физики и математики он стал преподавать в той же гимназии, в которой когда-то сам учился. Эта гимназия впоследствии была переименована в Петербургский университет.
   Годы деятельности Т.Ф. Осиповского в Петербургской учительской гимназии были годами напряженной работы. Учебных пособий по математике на русском языке тогда еще не было и Осиповский вынужден был пользоваться только своими собственными сочинениями, написанными им для учащихся московского главного народного училища.
Учебник «Курс математики», изданный в 1803 году, был первым в России учебником математики на русском языке. Он считался одним из лучших в Европе. В первой части автор знакомил читателей с различными методами решения арифметических задач и правилами действия над натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Во второй части давал понятие непрерывной дроби, знакомил со сложением, вычитанием, умножением и делением алгебраических чисел, со степенями и корнями, с логарифмами и их свойствами, с арифметическими и геометрическими прогрессиями. Здесь же Осиповский написал новый « Курс математики», пользовавшийся в свое время большой известностью и выдержавший три издания.
 Как крупный математик Осиповский становился все более известным в научных кругах России. В конце 1802 г. Основатель Харьковского университета В.Н.Каразин предложил Осиповскому место профессора математики в открываемом Харьковском университете. Чтобы ускорить открытие университета, был учрежден комитет правления университета, в состав которого вошел и Осиповский. Как член комитета он отдал много сил организации университета.
Научные интересы Осиповского не ограничивались областью математики. Выдающийся русский естествоиспытатель интересовался астрономией, физикой, механикой.
Т.Ф. Осиповский во всех областях стремился сказать новое, передовое слово. Он, в частности, обратил внимание на необходимость реформы календаря. В своей статье «О календаре», опубликованной в майском номере журнала «Украинский вестник» за 1816 г., Осиповский показал отставание астрономического года от старого календаря, приведшее к огромным расхождениям с календарным годом. Так что, если в начале 19-го столетия старый календарь отставал от истинного года на 12 дней, то в дальнейшем это отставание будет еще большим. Он понимал, что ни церковь, ни царское правительство не пойдут ни на какие новшества, но, тем не менее, предложил реформу календаря – высказался за замену его более точным. Поскольку Осиповский предвидел ожесточенную оппозицию со стороны церкви и царизма, он предложил, начиная с 1817 г. или с 1812 г., подряд на протяжении 48 лет не отмечать високосных годов, т. Е. считать в каждом году 365 дней, пока отставание календаря не будет компенсировано.
Скончался Тимофей Фёдорович в 1832 году.
 
3) Александров Иван Иванович.
Александров Иван Иванович, родился 25 декабря 1856 года в городе Владимире, в семье уездного врача. В 1861 году отец Иван Павлович был назначен врачом в Тулу. По окончании Тульской гимназии Иван Иванович поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В университете он слушал лекции таких великих учёных, как П. Л. Чебышев, Е. И. Золотарев, Д.И. Менделеев, Д.К. Савин. По окончании университета в 1878 году был назначен учителем математики в Тамбовскую гимназию, где и работал до 1906 года. Впоследствии работал в Москве.
Опубликовал в различных изданиях более 30 печатных работ по вопросам содержания и преподавания школьного курса математики: "Методы решения геометрических задач на построение", "Основание арифметики", "О составлении и решении задач на вращение", "О причинах развития математики" и т. д.
В книге "Методы решения геометрических задач на построение" он расположил задачи на построение не по степени трудности их решения, а в зависимости от главных методов решений и указал способы исследования всей области задач на построение.
О значении этого труда говорит тот факт, что после его опубликования в России он был издан во Франции и в Германии.
Александров Иван Иванович скончался в 1919 году.
 
4) Власов Алексей Константинович.
Алексей Константинович Власов родился 17 января 1868 года, в селе Власовское Покровского уезда Владимирской губернии. Учился во Владимирском духовном училище, семинарии, окончил Владимирскую гимназию, потом, в 1892 году, окончил Московский университет.
В 1901 году защитил магистратскую, а в 1911 докторскую диссертации. Тогда же Алексей Константинович, вместе с группой преподавателей, был вынужден уйти из университета в знак протеста против Столыпинской реакции. До 1917 года он преподавал в Московском Коммерческом институте, потом вернулся в Университет. Как ученый, положил начало применению проективной геометрии к начертательной геометрии и номографии. Вел большую педагогическую работу.
Андрей Николаевич Колмогоров, Академик, Профессор Московского университета, Герой Социалистического труда, считал А.К.Власова своим учителем и наставником, наряду с рядом других замечательных педагогов-математиков.
Автор многочисленных научных работ и учебных пособий по математике. Доктор чистой математики, Профессор Московского университета, Московского Коммерческого института, Архитектурного отделения училища Живописи, Ваяния и Зодчества.
Известным трудом А.К.Власова стал Курс высшей математики, изданный им в 1914 году. В предисловии к первому изданию говорится: «Настоящий «Курс высшей математики» написан для моих слушателей в пособие к лекциям, которые я читаю в Московском коммерческом институте и на Архитектурном отделении Училища живописи, ваяния и зодчества. Для студентов, специальные интересы которых сосредоточены вне математики, изучение последней не имеет самодовлеющей цели. Но те требования, которые предъявляются математике науками о природе или инженерным искусством и техникой, не могут быть сведены к простому собранию формул, имеющих то или иное прикладное значение. Математику нельзя изучить как сборник рецептов, потребных на всякий случай. Не только самодовлеющее, но и служебное значение математики заключается в выработке привычки к математическому мышлению. Даже при малом запасе сведений математически воспитанная мысль позволяет использовать этот запас в надлежащих целях».
Данный учебник переиздавался вплоть до 1946 года, что говорит о большой педагогической и научной ценности Курса.
Одна из многочисленных работ профессора, доцента Московского университета А.К.Власова – перевод книги Лапласа «Опыт философии теории вероятностей. Популярное изложение основ теории вероятностей и ее приложений». В предисловии к переводу Алексей Константинович пишет: «Теория вероятностей является одной из интереснейших ветвей математического анализа, уже давно привлекшей к себе внимание и вне круга специалистов. Развитие математической статистики, биометрии, различного рода страхований, которые, распространяясь на широкие народные массы, сделались неизбежным фактором социальной и экономической политики, свидетельствует о том значении, которое может иметь теория вероятностей, которая лежит в основе этих наук и приложений». В то время теория вероятностей вводилась как обязательный предмет для изучения не только на математическом отделении физико-математических факультетов, но и на экономическом отделении юридических факультетов и других высших школ.
Скончался Алексей Константинович Власов 21 мая 1922 года в Москве.
 
5) Барсуков Александр Николаевич.
Александр Николаевич Барсуков родился 29 марта 1891г. в селе Ильинском Судогодского уезда. В семье было три сына и четыре дочери. Отец, рабочий стекольного завода, с трудом содержал большую семью, и Александра отдали на воспитание родственникам. Получив начальное образование, он после конкурсного экзамена в 1906 году поступил в учительскую семинарию. Но так ее и не окончил из-за ареста в 1907 году за участие в подпольной организации учащихся. Улик против него оказалось недостаточно, и из-под ареста его освободили, однако из семинарии исключили.
Александр упорно занимается самообразованием, посещает московские общеобразовательные курсы и готовится к сдаче экстерном экзамена на аттестат зрелости. В 1909 году успешно его выдержал и в том же году поступил в Московский университет, на физико-математический факультет. Чтобы учиться, пришлось заниматься репетиторством. На этот заработок Александр жил сам и семье помогал.
В 1911 году за участие в студенческих волнениях его исключили, с большим трудом он восстановился в университете и успешно окончил его. После чего и прибыл в Ковровское реальное училище. В первое время его наставником был инспектор училища, он же учитель физики Григорий Иванович Фалеев. Работа Александра заинтересовала, и почти два года, кроме нее и любимой математики, для него ничего не существовало. В это время он написал свою первую научную работу «О представлении целого числа в виде суммы ряда последовательных нечетных чисел». Она была опубликована в № 4 журнала «Математическое образование - за 1915 год (издание Московского университета).
В 1920 году А.Н.Барсуков открыл в Коврове первый в губернии рабфак и вечерний университет, где сам преподавал математику. В 1921-м его перевели во Владимир. Там он также создал рабфак, став его ректором и преподавателем математики. В его честь на бывшем здании Рабфака установлена мемориальная доска.
В 1927 году его отозвали в Москву и поручили создать Центральные курсы профдвижения. Затем А.Н. Барсуков - декан физмата МГУ, замректора по учебной части, начальник и главный редактор Учебно-педагогического издательства. С 1934г. он - редактор журнала "Математика и физика в школе», а с 1937г. - «Математика в школе». Этот журнал основан по его личной инициативе. В тот период А.Н.Барсуков вел широкую научно-исследовательскую и преподавательскую работу в педагогическом институте имени В.И.Ленина, научно-исследовательском институте политехнического образования, Московском городском институте усовершенствования учителей. Он написал 33 исследования по разделам алгебры, а его учебник для средних школ «Алгебра» помнят многие поколения. Учебник выдержал 10 изданий. Его общий тираж достиг десяти миллионов экземпляров. Многие ребята получили хорошее математическое образование, обучаясь по этому учебнику.
В Великую Отечественную войну А.Н.Барсуков добровольцем вступил в Московское ополчение. Став пулеметчиком, храбро сражался под Mocквой, Смоленском, на Ленинградском фронте. В послевоенные годы Александр Николаевич полностью отдает себя научной и педагогической деятельности, вновь редактирует журнал «Математика в школе». А.Н.Барсуков награжден двумя орденами и медалью Ушинского.
Умер А.Н.Барсуков в 1958 году.
 В 1972-ом году школе № 1 г. Коврова присвоили его имя.
 
6) Мищенко Евгений Фролович
Евгений Фролович Мищенко родился 9 марта 1922г. в деревне Хотиловка Владимирской (тогда Ивановской) области, позже семья переехала в близлежащий поселок Ново-Вязники. В библиотеке местного клуба Женя Мищенко обнаружил серьёзные математические труды, в том числе монографию П.С. Александрова и А.Н. Колмогорова «Введение в теорию функций действительного переменного». Её самостоятельное изучение привело школьника в восторг. Учитель математики Александр Иванович Егоров, аспирант знаменитого физика А.А. Андронова, начал заниматься со способным учеником индивидуально и посоветовал добыть задачи всесоюзной математической олимпиады. Весной 1939 года Евгений написал письмо курировавшему олимпиады академику Павлу Сергеевичу Александрову, где сообщил и о том, что прочёл его книжку. Через две недели юный соискатель получил конверт, куда были вложены три письма: одно было адресовано ему, второе — директору школы с просьбой разрешить Жене пропустить три дня занятий, третье — маме Жени Мищенко с просьбой отпустить сына и с обещанием оплатить ему расходы на дорогу. В письме, адресованном самому Евгению, содержалось подробное объяснение, как добраться до Москвы, а оттуда до деревни Комаровка. Начиналось лето, и Павел Сергеевич жил за городом в доме, который они приобрели вместе с другим знаменитым российским математиком Андреем Николаевичем Колмогоровым.
Павел Сергеевич радушно его принял, проэкзаменовал и вынес положительный вердикт: будем заниматься. Накупил ему книг по математике, дал трудную задачу и отправил домой. Задачу Александрова Женя решил не до конца, но кое-что придумал и написал ему длинное письмо, на которое почти сразу получил ободряющий ответ. С тех пор Павел Сергеевич включил его в число своих ближайших учеников.
Мищенко готовился поступать в университет, но вскоре его призвали в армию — близилась война. Служил он в пограничных войсках на севере, в Карелии, там же и воевал. Среди его боевых наград ордена Красной Звезды и Отечественной войны I степени.
После войны Евгений Мищенко окончил механико-математический факультет Московского государственного университета. Поступил в аспирантуру к П.С. Александрову, написал несколько работ по комбинаторной топологии и до-срочно защитил кандидатскую диссертацию. Александров познакомил его с Л.С. Понтрягиным, тоже своим учеником. Лев Семёнович уже тогда был одним из самых знаменитых топологов мира. Однако он полагал, что его научные занятия не имеют приложений, и чувствовал острую потребность в переходе к прикладным задачам. Три его ученика Е.Ф. Мищенко, Р.В. Гамкрелидзе и В.Г. Болтянский помогли ему совершить нелёгкий поворот в научной работе. По словам самого Понтрягина, решающую роль в этом переломе сыграл Мищенко, который стал к тому времени его близким товарищем.
Друзья вместе катались на коньках, а потом и на лыжах, несмотря на полную слепоту Понтрягина. Каждую зиму на протяжении многих лет они несколько раз в неделю путешествовали по разным местам Подмосковья и во время этих лыжных прогулок почти всегда вычисляли, доказывали леммы и теоремы. Бумагу и карандаш Евгений Фролович с собой не брал, и приходилось останавливаться, чтобы писать выкладки на снегу.
Осенью 1952 года Л.С. Понтрягин открыл в Математическом институте семинар, и его первыми помощниками стали Е.Ф. Мищенко, Р.В. Гамкрелидзе и В.Г. Болтянский. Семинар стали посещать не только математики, но также инженеры и военные, которым нужно было решать свои проблемы. Так, конструкторов военных самолётов интересовала задача преследования одного самолёта другим и задача уклонения от преследования. Дискуссии на эту тему и стали, в сущности, началом работ по теории дифференциальных игр, а затем и по математической теории оптимальных процессов. Вот что говорит об этом академик Мищенко:
 «Вопрос авиаконструкторов заключался в следующем: нельзя ли разработать такую теорию, чтобы без участия пилота, только с помощью автоматического управления один самолёт догонял другой или уклонялся от преследования. Но скоро стало понятно, что в такой постановке задача очень сложна. Сначала даже думали, что к ней вообще невозможно подступиться. Поэтому решили её упростить. А именно, стали решать другую задачу, которую Л.С. Понтрягин сформулировал сразу же: как управлять самолётом, чтобы из одной точки он попал в другую фиксированную точку за кратчайшее время или с минимальной затратой горючего и тому подобное. Такая постановка, конечно, более строго сформулированная в математических терминах, стала исходным пунктом построения всей математической теории оптимальных процессов управления. Решающий шаг в этой теории сделал сам же Л.С. Понтрягин, сформулировав в виде гипотезы свой знаменитый принцип максимума. Превратить эту гипотезу в теорему оказалось непросто. Сначала это сделал Р.В. Гамкрелидзе для линейного случая, а затем в общем виде — В.Г. Болтянский».
После этого развитие теории оптимального управления пошло быстро, поток работ по этой тематике непрерывно возрастал, и в 1961 году вышла в свет книга Л.С. Понтрягина, В.Г. Болтянского, Р.В. Гамкрелидзе, Е.Ф. Мищенко «Математическая теория оптимальных процессов». В течение двух лет её перевели на английский, французский, испанский, японский и другие языки, издали во многих странах мира, и она стала бестселлером. Дальнейшее развитие теории дифференциальных игр связано с работами уральских математиков во главе с академиком Н.Н. Красовским. Они пошли несколько иным путём, и их подходы, по мнению Евгения Фроловича, во многих случаях оказались более успешными. С уральскими коллегами академика Мищенко связывают самые тёплые отношения. Он несколько раз приезжал в Свердловск в качестве заместителя директора Математического института, способствовал созданию Свердловского отделения МИАН и затем преобразованию СОМИ в самостоятельное учреждение. Поэтому ему так дорога ещё одна награда — Демидовская премия, возрождённая на Урале.
Сегодня академик Е.Ф. Мищенко продолжает активные исследования в области нелинейных релаксационных колебаний. Его результаты регулярно публикуются в ведущих научных журналах России и за рубежом.
Большое внимание Евгений Фролович уделяет педагогической работе. Он возглавляет созданную им научную школу, среди его учеников много докторов и кандидатов наук.
Академик Е.Ф. Мищенко ведет многогранную научно-организационную работу. Долгое время он был заместителем директора МИАН им. В.А. Стеклова, в настоящее время является главным редактором «Трудов МИАН», которые хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Е.Ф. Мищенко неоднократно принимал участие в организации самых представительных международных математических конференций.
 
6) Михаил Юрьевич Шуба
Михаил Юрьевичродился в 1954 году в городе Вязники Владимирской области. Образование высшее, стаж работы - 30 лет, имеет высшую квалификационную категорию. Отличник просвещения СССР, Отличник народного просвещения РФ, Заслуженный учитель школы РСФСР, награждён значком "За творческий педагогический труд" и многочисленными грамотами за успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения.
      Михаил Юрьевич - учитель-исследователь, работает в профильных физико-математических классах МОУ "Средняя общеобразовательная школа №5" г.Вязники, Владимирской области.
В 2005 году им была закончена экспериментальная работа по теме: "Технология поиска идей учащимися при обучении математике", которая получила высокую оценку учёных Владимирского государственного педагогического университета.
За последние 14 лет преподавания в профильных физико-математических классах учителем подготовлено 47 победителей и призёров районных олимпиад по математике, из которых 6 учеников стали победителями и 9 - призёрами областных олимпиад. Ежегодно 85% - 90% выпускников Шубы М.Ю. поступают в высшие учебные заведения по профилю обучения школы.       Михаил Юрьевич активно распространяет собственный педагогический опыт: проводит авторские курсы в ВИПКРО для учителей математики Владимирской области; с 1997 года является постоянным докладчиком Межрегиональных педагогических чтений, посвящённых памяти И.Я. Лернера, проходящих в г.Владимире; его статья "Изобретательские приёмы - инструменты творчества учителя и ученика" вошла в первый областной научно-педагогический ежегодник "Академический вестник" (2004г.). Шуба М.Ю.- инициатор создания районного педагогического клуба "Пеликан", который объединяет учителей - победителей и лауреатов районного конкурса "Учитель года". В течение двух лет его существования Михаил Юрьевич - председатель Совета клуба. С 2006 года - президент областного клуба "Пеликан".
      М.Ю. Шуба является автором книги "Занимательные задачи в обучении математике" (М., "Просвещение", 1994). В настоящее время им готовится к печати новая книга "Технология поиска идей".
      Михаил Юрьевич является победителем областного и лауреатом российского конкурсов "Учитель года - 91", обладает званием "Золотое достояние г. Вязники-99".
      В 2006 году имя Михаила Юрьевича Шубы внесено в Энциклопедию "Лучшие люди России".
 
7) Хмелёв Дмитрий Викторович.
В Канаде, в университете Торонто появился англоязычный сайт памяти уроженца города Вязники Владимирской области, ученого-математика, программиста Дмитрия Хмелева. Появление необычного сайта в интернете принесло Владимирской земле открытие еще одного имени, которым земляки могут гордиться – Дмитрий Хмелёв.
Дмитрий родился в Вязниках 23 июня 1976 года, учился в школе №6, побеждал на городских и областных математических олимпиадах, разделил первое место на всесоюзной олимпиаде по информатике. В 1991 году Дмитрий поступил в школу-интернат им. А.Н.Колмогорова при МГУ и уехал из родного города. После двух лет обучения в школе Дмитрия Хмелёва зачислили на механико-математический факультет без вступительных экзаменов. В 1998 году он закончил мехмат с красным дипломом, а потом и аспирантуру. С 1999 по 2002 учился в аспирантуре в институте Ньютона в Кембридже. Он защитил, таким образом, две кандидатские диссертации в двух принципиально различных областях чистой и прикладной математики. Работал на филологическом факультете МГУ и в университете канадского города Торонто. В августе 2004-го переехал в США в штат Техас по приглашению университета города Остин. 25 октября того же года Дмитрий Хмелёв внезапно умер от разрыва аорты. Похоронен он в Вязниках.
Дмитрий занимался вероятностными задачами, и защитил по теории массового обслуживания кандидатскую диссертацию. После приглашения в Кембридж Дмитрий начал изучать значительно более абстрактную область математики - одномерную и комплексную динамику, и вторую свою диссертацию Дмитрий написал по отображениям окружности.
Тем не менее, Дмитрий всю жизнь продолжал заниматься и публиковать научные работы в тех областях, которые интересовали его в самом начале научной деятельности. Его "хобби", было исследование русского языка, а также текстов на других языках, с использованием математического, вероятностного подхода. Увлечение обработкой текстов переросло во вторую специализацию Дмитрия. О тексте можно многое сказать, используя исключительно математические и вычислительные методы. Можно, скажем, определить истинного автора по стилю и использованию сочетаний слов или даже букв, можно выявить плагиат, найти назойливо повторяющиеся выражения в тексте.
 Такие методы математического анализа текстов широко используются сейчас на практике. Дмитрий Хмелёв стал одним из первых создателей и разработчиков этих методов, он является признанным авторитетом в этой области. Самой известной программой Дмитрия стал "Лингвоанализатор Хмелёва". Те, кто пользуется Интернетом, хорошо знают электронную библиотеку Максима Мошкова - также выпускника мехмата МГУ. В его библиотеке - тысячи текстов известных и начинающих авторов. Именно на основе этих текстов Дмитрий Хмелёв и создал свой "Лингвоанализатор". Последнее время он стал настолько популярен, что превратился в новое модное увлечение русского Интернета. Вы закладываете в разделе самиздата произвольный текст, запускаете анализатор Хмелёва, и на экране появляется показатель сходства вашего творения с пером кого-то из известных писателей. Более того, если задать программе некий отсутствующий у Мошкова текст, автор которого известен и представлен уже в библиотеке, программа немедленно выдаст вам имя автора.
Интересный проект Дмитрия - сайт в поддержку исчезающей из повседневного использования буквы «Ё». Уже со времён появления этой буквы в алфавите, шла оживленная дискуссия: надо ли её вообще применять, а с развитием компьютеров к этому спору добавилась и новая проблема - проблема с кодировками. Любителям буквы «Ё» приходилось трудно, так как при наборе на компьютере в разных программах и системах возникали проблемы с поддержкой этой буквы. Дмитрию Хмелёву удалось создать программу, позволяющую обратимую взаимно-однозначную перекодировку, которая способна расшифровать практически любой текст. Его программа является одним из самых удачных технических решений этой проблемы. О ней Дмитрий рассказал на своём сайте, расположенном на сервере Русской Фантастики.
Вообще, у Дмитрия Хмелёва много работ, которые открыли перспективу для дальнейших исследований. Многое он сделал, но еще больше он не успел сделать. Как говорят специалисты, потенциал у него был огромный.
 
 
Физики Владимирского края.
 
1) Жуковский Николай Егорович.
По словам В.И.Ленина, это ученый является «отцом русской авиации». Николай Егорович родился 17 января 1847, в селе Орехово, Собиновского района Владимирской губернии. Жуковский родился в семье интеллигентного инженера путей сообщения из мелкопоместных дворян Полтавской губернии. Имение в деревне Орехово было приобретено отцом на приданое его жены, матери Жуковского. Всю свою жизнь Жуковский с величайшим удовольствием проводил свой летний отпуск в Орехове. В 90-е годы здесь им были проведены первые опыты по определению подъемной силы крыла. В 1891 в Орехове написана работа «О парении птиц». Здесь же подготовлена знаменитая речь на 10 съезде русских естествоиспытателей, в которой он высказывал мысль о том, что человек «полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а силу своего разума».
В 1858 Жуковский поступил в 4-ю московскую мужскую гимназию. С 3-го класса он выделился как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественным наукам. В 1864 Жуковский окончил гимназию и в том же году поступил на физико-математический факультет Московского университета, который окончил в 1868 по специальности «прикладная математика». В 1870 стал преподавателем физики во 2-й московской женской гимназии, а с 1872 — преподавателем математики Московского технического училища, где проработал до конца жизни. С 1874 он доцент кафедры аналитической механики. Одновременно в 1872-1920 преподавал механику в московской Практической академии коммерческих наук.
Жуковский с начала 20 в. уделял этим вопросам свое основное внимание. Вместе с ним работала большая группа его учеников, из которых впоследствии выросли крупные специалисты в разных областях авиационной науки и техники. В 1902 под руководством Жуковского при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых аэродинамических труб. В 1914 под его же руководством в поселке Кучино под Москвой был построен первый в Европе аэродинамический институт.
С 1913 Жуковский преподавал на курсах офицеров-летчиков. В период Первой мировой войны 1914-18 он и его ученики читали лекции по баллистике, воздухоплаванию на курсах летчиков-добровольцев, организованных военным ведомством, вели работу по теории бомбометания. В расчетно-испытательном бюро при этом училище под руководством Жуковского разрабатывались методы аэродинамического расчета самолетных конструкций и расчета на прочность. Все это имело необычайно важное значение для подготовки национальных кадров — конструкторов самолетов и пилотов.
После Октябрьской революции 1917 Жуковский вместе с руководимыми им молодыми учеными активно включился в работу по созданию новой советской авиации. В декабре 1918 правительственным постановлением был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт, причем его руководителем был назначен Жуковский. Созданные Жуковским теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, преобразованный в 1922 в Военно-воздушную инженерную академию им. профессора Н.Е. Жуковского.
В 1882 и 1886 в связи с выдвинутой тогда технической проблемой создания судов с реактивными движителями Жуковский дал методы расчета воздействия на сосуд втекающей в него и вытекающей из него жидкости.
Во всех областях своей многогранной деятельности Жуковский пролагал новые пути, постоянно указывая на необходимость сочетания геометрического и аналитического методов исследования явлений природы. При этом характернейшей чертой научного творчества Жуковского являлась практическая направленность теоретических исследований.
Научные заслуги Жуковского нашли высокую оценку советского государства. В 1937 г в связи с 90 –летием со дня рождения Жуковского на его родине был организован мемориальный дом – музей.
 
 
2) Тихонравов Михаил Клавдиевич.
Михаил Клавдиевич Тихонравов родился в 1900 году во Владимире в семье юриста и педагога в доме №8 на улице 2-ая Никольская. В его честь на доме установлена мемориальная доска. Его именем названа одна из улиц Владимира. В 1918 году семья переезжает в Переславль. Здесь Михаил сначала работает курьером в суде, где народным судьей был избран его отец, а позже становится агитатором в военкомате. М. К. Тихонравов - первый комсомолец города Переславля, организатор и руководитель комсомольской ячейки при бывшей женской гимназии. В 1919 вступил добровольцем в Красную Армию. Тихонравов был хорошим агитатором и в 1920 году его переводят во Владимирский военкомат, откуда он попадает на фронт. После окончания гражданской войны Михаил Клавдиевич окончил Академию воздушного флота. В начале 20-х гг. создал серию рекордных планёров. После окончания Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского (1925) работал на ряде авиационных предприятий. Возглавив бригаду ГИДР в 1930-е годы, Тихонравов посвятил всю свою жизнь разработке конструкций ракетных систем. С 1932 начальник бригады в Группе изучения реактивного движения (ГИРД), с 1934 начальник отдела Реактивного института (РНИИ). Руководил созданием первых советских ракет с двигателями на жидком топливе (1933). При его непосредственном участии создавались проекты первых искусственных спутников Земли и пилотируемых кораблей. 17 августа 1933 года с Нахабинского полигона совершила полет первая в стране ракета ГИРД-09 на гибридном топливе конструкции Тихонравова. Она ознаменовала собой рождение новой отрасли советской техники – современного ракетостроения. В последующие годы, уже работая в РНИИ, он продолжал строить и запускать ракеты, которые взлетали все выше и выше. С 1938 занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами. В предвоенные годы Тихонравов принимал участие в усовершенствовании реактивного самолета, а затем в усовершенствовании «катюши». С середины 1940-х гг. работал над проблемами проектирования составных ракет. Участвовал в создании первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, автоматических межпланетных аппаратов. Немала заслуга нашего земляка в том, что страна первой в мире запустила искусственный спутник земли, проложила дорогу в космос. Сразу же после Победы под его руководством был разработан проект подъема человека на ракете на высоту до 190 км, а в 1951 году он выступил на научной конференции с теоретическим обоснованием возможности запуска ИСЗ с помощью нескольких ракет, объединенных в «пакет». «В ракете заложены огромные возможности, которых не имеют другие летательные машины!»: - еще в 1935 году утверждал известный ученый и конструктор Михаил Клавдиевич Тихонравов. Он отдавал много сил исследованию далеких перспектив развития космонавтики, был инициатором новых разработок. В 1955 году Главный конструктор отправил руководству письмо, в котором говорилось «Товарищ Тихонравов является одним из старейших ракетчиков Советского Союза, продолжающих разработку идей К.Э. Циолковского, и его участие в работах нашего ОКБ по созданию спутников решающим образом поможет этому делу». Вся дальнейшая работа Михаила Клавдиевича подтвердила эти слова Королева.Последней работой Тихонравова было инженерное исследование методов освоения малых планет. Одновременно вёл преподавательскую работу (с 1962 профессор). Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968). Ленинская премия (1957). Награжден 2 орденами Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.
 
3) Столетов Александр Григорьевич.
Ученый с невозможным характером - так называли его современники...
Выдающийся русский физик Александр Григорьевич Столетов родился летом 1839 года в городе Владимире в небогатой купеческой семье. Его отец - Григорий Михайлович - был владельцем бакалейной лавки и мастерской по выделке кож в городе Владимире. Его мать - Александра Васильевна - была образованной по тому времени женщиной и сама обучала своих детей, до их поступления в гимназию, русскому языку и арифметике.
Уже в четыре года маленький Саша научился читать. Он был болезненным мальчиком, и чтение превратилось в его любимое занятие. Книги он брал из довольно неплохой домашней библиотеки, в которой хранились произведения многих русских поэтов и прозаиков. В семье Столетовых, кроме Саши, было еще пятеро детей. В 1849 году Александр Столетов поступил во Владимирскую гимназию. Он закончил гимназию в 1856 г., получив свидетельство об окончании, в котором было написано, что он "признан окончившим Гимназический курс с предоставлением права поступления в Университет без вторичного экзамена и с награждением за отличные успехи в науках золотой медалью". Осенью того же года Александра Столетова зачисляют на физико-математический факультет Московского университета. В 1860 г. Столетов с отличием заканчивает университет. Летом 1862 г. А. Г. Столетов отправляется в заграничную командировку За границей Столетов пробыл три года, упорно изучая физику в университетах Гейдельберга, Геттингена и Берлина. Впоследствии современники вспоминали, что тем, кто проходил курс наук у Густава Кирхгофа, доводилось слышать рассказы "об одном молодом русском, с виду почти мальчике, изумлявшем всех своими блестящими способностями". Недаром Кирхгоф называл Столетова самым талантливым своим учеником. За границей Столетов провел свое первое научное исследование. Он установил, что диэлектрические свойства среды не влияют на электромагнитное взаимодействие проводников электрического тока. В конце 1865 г. Столетов возвращается в Россию и вскоре получает место преподавателя математической физики и физической географии в Московском университете. Он не только читает блестящие лекции студентам, но и работает над диссертацией, посвященной проблеме "общей задачи электростатики". Молодому ученому удалось решить эту задачу для самого общего случая: взаимодействия произвольного числа проводников. И вот в мае 1869 г. А.Г. Столетов блестяще защитил диссертацию и был утвержден в звании доцента.
В последующие годы усилия Столетова были направлены на создание собственной физической лаборатории при университете: ведь для проведения экспериментальных исследований физики были вынуждены уезжать за границу. Этот период жизни ученого ознаменовался и созданием физического кружка - прообраза школы Столетова.
В 1871 г. ученый начинает работать над докторской диссертацией, посвященной изучению магнитных свойств железа. Надо сказать, что в то время электротехники как науки еще не было. Для выполнения исследований Столетов снова уезжает за границу (усилия по созданию отечественной лаборатории пока не увенчались успехом). Сам Столетов так охарактеризовал практическое значение своих исследований: "Изучение функции намагничения железа может иметь практическую важность при устройстве и употреблении как электромагнитных двигателей, так и тех магнитоэлектрических машин нового рода, в которых временное намагничение железа играет главную роль".
Трудолюбие и талант ученого не пропали даром: в 1972 г. Столетов успешно защищает докторскую диссертацию "Исследование о функции намагничения мягкого железа", а в следующем году утверждается в должности ординарного профессора Московского университета.
1972 год стал не только годом успешной защиты докторской диссертации, он ознаменовался также открытием физической лаборатории, на организацию которой Столетов потратил столько сил и средств. Теперь уже русским ученым не надо ездить за границу для проведения научных исследований! После защиты докторской диссертации Столетов становится всемирно известным ученым. В 1881 г. он представляет российскую науку на I Всемирном конгрессе электриков в Париже. На конгрессе Столетов делает доклад о результатах своих исследований по определению коэффициентов пропорциональности между электростатическими и электромагнитными единицами. По его предложению была утверждена единица электрического сопротивления - ом, а также эталон сопротивления. В 1988 г. Столетов начинает исследование фотоэффекта, открытого за год до этого Герцем. Эти исследования, продолжавшиеся два года, принесли ученому мировую известность. В рукописях Столетова сохранилась схема установки, на которой он проводил свои эксперименты. В 1893 г. трое академиков - Чебышев, Бредихин и Бекетов - рекомендуют Столетова на выдвижение в члены Российской академии наук. Но великий князь Константин, президент Академии, не допускает кандидатуру свободолюбивого и честного Столетова до баллотировки. На законный вопрос о причинах отказа брат Александра Григорьевича, Николай, генерал и герой сражения при Шипке, получил ответ раздраженного князя: "У вашего брата невозможный характер". Многие ученые России и других стран выразили свое сочувствие Столетову в связи с проявленной по отношению к нему несправедливостью. Несмотря на сочувствие друзей, А.Г. Столетов тяжело переживал неудачу. Да и университетское начальство все больше и больше начинало выказывать недовольство его независимыми суждениями. Все это отразилось на ослабленном с детских лет здоровье ученого. В мае 1896 г. Александр Григорьевич умер от тяжелой болезни - воспаления легких.
Непрерывно занимаясь своим любимым предметом, физикой, Столетов умел возбудить интерес к этой науке и в своих многочисленных учениках, о которых он вообще заботился отечески. Большая часть университетских профессоров физики - ученики Столетова. Все работы Столетова, как строго научные, так и литературные, отличаются замечательным изяществом мысли и выполнения. Обширная эрудиция Столетова, его замечательный критический анализ и красота изложения проявляются во всех произведениях, вышедших из-под пера Столетова, и производят чарующее действие на читателя. Прекрасны и по содержанию, и по стилю все его популярные статьи и речи.
28 мая 1976 года во флигеле, построенном в середине ХIХ века рядом с большим двухэтажным кирпичным домом купцов Столетовых был открыт дом-музей. Уютный одноэтажный деревянный дом, типичный для городской застройки ХIХ века, находится в центре города у древних крепостных валов на старинной улице, которая ныне носит имя его владельцев. По сохранившимся чертежам была восстановлена первоначальная планировка здания и создана прекрасная экспозиция, в которой передана атмосфера ушедшей эпохи, уклада жизни купеческой семьи, которую прославили в России и за ее пределами два ее представителя - Александр Григорьевич и Николай Григорьевич Столетовы. Александр Григорьевич - профессор Московского университета, русский физик с мировым именем, широко известный фундаментальными исследованиями внешнего фотоэффекта и магнитных свойств железа. Николай Григорьевич - старший брат в большой семье Столетовых, русский военачальник, генерал от инфантерии, руководитель болгарского ополчения в освободительной войне 1877-78 годов, национальный герой Болгарии. В экспозиции музея с большой любовью воссозданы интерьеры большой и малой гостиных, в остальных комнатах мемориального дома - уникальные приборы из первой российской физической лаборатории, созданной А.Г. Столетовым в Московском университете, письма выдающихся ученых - светил мировой науки прошлого века, книги, рукописи, подлинные документы, фотографии, вещи, рассказывающие о образе жизни и интересах всей семьи, о научной, военной, дипломатической деятельности братьев Столетовых, увековечении их памяти. Материалы экспозиции интересны как рядовым посетителям, так и специалистам разного профиля, всем, кого интересует историческое прошлое, жизнь и деятельность выдающихся людей - истинных патриотов своего Отечества.
 
4) Голицын Борис Борисович.
Старинное село Сима Юрьев – Польского района. Впервые о нем упоминается в 14 веке. В 1708 году село было подарено Петром 1 князю Голицыну за победу над шведами под деревней лесной. Здесь в 1862 году родился Борис Борисович Голицын.
"Жизнь и деятельность этого замечательного человека должна навеки остаться среди молодых наших поколений светозарным образом для посильного подражания".  А.Семенов-Тян-Шанский 
Князь Борис Борисович Голицын – выдающийся русский ученый, академик - один из основоположников отечественной и мировой сейсмологии и сейсмометрии, внесший весомый вклад в развитие сейсмических наблюдений в России.
Выдающийся ученый и талантливый организатор, обладающий неукротимой энергией и силой воли, академик князь Борис Борисович Голицын был достойным сыном и патриотом России. По высказыванию академика В.И.Вернадского, он “…глубоко интересовался познанием русской природы, видел в ее разностороннем и глубоком изучении залог силы нашей страны, столь горячо им любимой родной земли, в светлое будущее которой он верил всей своей душой, работал для него всеми своими силами”.
 13-летним мальчиком поступил Борис Борисович в 1875 г. в старший приготовительный класс, Морского училища. Руководитель училища своей педагогической системой стремился к развитию во вверенных его попечению юношах прежде всего самостоятельности, поэтому, пока живы были его заветы, можно кратко сказать, что в учебном плане Морского училища проводилось начало: "Как можно меньшему учить, как можно большему предоставлять учиться самим". Одною из особенностей тогдашнего Морского корпуса было распределение учебного дня: с 8 часов до 11 часов два урока по полтора часа, с 12 до 1 3 еще один; раза два в неделю с 2 часов до 3 часов фронтовое или артиллерийское ученье. Затем до 7 часов вечера совершенно свободное время, с 7 часов до 9 часов время на приготовление уроков, т.е. надо было сидеть у конторки и чем-либо заниматься, с 11 часов обязательно ложиться спать всем. Вот эта-то, по представлению многих, "роскошь свободного времени" и способствовала "самодеятельности". Всякий кадет находил какое-либо занятие, соответствующее его склонности, особенно в старших классах, т.е. в возрасте от 17 до 20 лет, и занимался, помимо обязательных предметов, тем, что ему нравилось, - кто историей, кто математикой, кто физикой, конечно по книгам. Ясно, что для такого одаренного, любознательного и способного юноши, каким был, по отзыву своих товарищей, Борис Борисович, это был наиболее подходящий тип школы; она не заглушала его способностей, а давала им свободно развиваться и помогала выработке навыка самому искать посильного ответа на вопросы юного и пытливого ума.
В 1884 г. Борис Борисович поступил слушателем на гидрографический отдел Николаевской морской академии. Окончив курс Морской академии, Борис Борисович в 1887 г. оставил службу во флоте в чине лейтенанта и решил всецело посвятить себя науке, в которой любимою им отраслью стала физика.
Б.Б. Голицын обогатил науку рядом замечательных открытий в сейсмологии, геофизике, экспериментальной и теоретической физике, механике и физической географии. Его статьи и доклады широко публиковались не только в российских, но и в зарубежных изданиях, на немецком, французском и английском языках
Благодаря трудам Б.Б. Голицына наука о землетрясениях из описательной, во многом гипотетической, стала превращаться в строгую научную дисциплину. В ее основу легли количественные физико-математические построения, классическая теория упругости, механика разрушения твердых сред, а также в совершенстве разработанная Б.Б. Голицыным теория сейсмографов и регистрируемых ими сейсмических волн. Представляя Землю гигантской физической лабораторией и возлагая на сейсмологию вполне обоснованные надежды, он писал: "Можно уподобить всякое землетрясение фонарю, который зажигается на короткое время и освещает нам внутренность Земли, позволяя тем самым рассмотреть то, что там происходит. Свет этого фонаря пока еще очень тусклый, но не подлежит сомнению, что со временем он станет гораздо ярче и позволит нам разобраться в этих сложных явлениях природы».
Отдел сейсмометрии, "который изучает различные свойства сейсмических лучей, - говорит Голицын в своих лекциях, - открывает на основании наблюдательного материала, собранного на различных сейсмических станциях, путь к изучению физических свойств самых глубоких внутренних слоев земли ".
Но не в одном чисто научном исследовании совершенно недоступных областей внутри земли видел Борис Борисович задачи сейсмометрии: "Особенного внимания заслуживает, конечно, тщательное изучение различных явлений, предшествующих землетрясениям, дабы могла явиться возможность предсказывать с большей или меньшей вероятностью невступление землетрясений", - и он намечает затем различные пути к "решению этой задачи, имеющей громадное практическое значение в смысле сохранения человеческих жизней и разного рода имущества".
Созданная Б.Б. Голицыным в 1906 г. в Пулково центральная сейсмическая станция и организованная им сейсмическая служба в России сразу же заняли ведущее место в мировой сейсмологии.
Мечта Б.Б. Голицына о дальнейшем развитии физики Земли и физики атмосферы воплотилась в жизнь после его смерти. В 1956 г. создаются три самостоятельных института - Институт физики Земли, Институт физики атмосферы и Институт прикладной геофизики.
Замечательными сейсмографами Б.Б. Голицына сразу же стали оборудоваться первоклассные российские и многие зарубежные сейсмические станции (в Англии, Франции, Германии, Швейцарии, США и других странах). Благодаря высокой чувствительности новых сейсмографов и наличию в них устройства для погашения собственных колебаний маятников приборов, мировая сейсмология впервые стала получать полноценные записи сейсмических волн. В качестве примера ниже приведена классическая сейсмограмма землетрясения, случившегося 9 февраля 1909 г. в Тихоокеанском сейсмоактивном поясе и зарегистрированного Пулковской сейсмической станцией, удаленной от эпицентра на тысячи километров.
В 1993 г. в России была учреждена премия имени академика Б.Б. Голицына, присуждаемая Российской академией наук за лучшие работы в области геофизики. Конкурсы проводятся один раз в три года.
 
5) Зворыкин Владимир Кузьмич.
17 декабря 1996 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 ноября Всемирным днем телевидения.
Праздник стали отмечать не так давно, но история телевидения началась уже около 80-ти лет назад. У величайшего изобретения XX века - русские корни. Американские энциклопедии «отцом телевидения» называют Владимира Кузьмича Зворыкина
Владимир Кузьмич Зворыкин родился 30 июля 1889 г. в старинном городе Муроме. Трехэтажный каменный дом, в котором он провел детские и юношеские годы, сохранился до нашего времени. Отец - Кузьма Алексеевич - был купцом первой гильдии, торговцем хлебом и пароходчиком, возглавлял Муромский общественный банк.
Купеческий род Зворыкиных славился не только деловыми людьми, но и талантливыми учеными, изобретателями. Двое братьев Кузьмы Алексеевича стали учеными. Рано умерший Николай Алексеевич Зворыкин, ученик А.Г.Столетова, был магистром математики и физики. Широкую известность получило имя Константина Алексеевича Зворыкина, профессора Киевского политехнического института.
Учась в реальном училище (ныне СШ №16 в г.Муроме), Владимир в летние каникулярные месяцы предпочитал «копошиться» в электропроводке на пароходах отца, ремонтировать электрооборудование. В бурном 1905-м он поступил в Петербургский университет, где принимал участие в студенческих сходках. Но вскоре разочаровался в политике и по требованию отца перевелся в столичный технологический вуз. Там Владимиру Зворыкину страшно повезло. Он встречается с профессором Борисом Львовичем Розингом, который уже тогда высказал предположение об использовании электронно-лучевой трубки для передачи изображения на расстояние. Профессор заметил любознательного студента и пригласил в свою лабораторию.
 Получив диплом инженера, увлечённый идеями учителя, Владимир Зворыкин едет на практику в самые лучшие европейские лаборатории и почти год проводит в аспирантуре у знаменитого французского физика Поля Ланжевена, где изучает рентгеновские лучи. Здесь его настигает известие о начале Первой мировой войны. С большими трудностями через Данию и Финляндию Владимир Зворыкин пробирается в Россию.
На родине выпускника Технологического института призывают в действующую армию сначала в чине рядового, затем назначают руководителем радиостанции в г. Гродно. Владимир Кузьмич собирает свою первую радиостанцию, после чего получает возможность вернуться в Петроград для работы преподавателем офицерской радиошколы.  В 1916 году в составе группы специалистов В.Зворыкина командируют в США для закупки радиооборудования. В это время умирает его отец, а немного спустя — и мать. Возвращается он домой уже после Февральской революции и налаживает работу радиостанции Временного правительства.
Офицерам царской армии нередко грозили расправой: революционные трибуналы могли по жалобам солдат привлечь любого офицера или генерала к ответственности за плохое обращение с нижними чинами. Был вызван в такой трибунал и Зворыкин. По счастью, суд отпустил его, поняв вздорность предъявленного обвинения: один из солдат пожаловался на то, что Зворыкин издевался над ним, заставляя подолгу повторять цифры в дырочку (микрофон), а сам в это время копался в соседней комнате в каком-то аппарате. К счастью, суд понял всю глупость обвинений и отпустил арестованного.
Однажды он едва не стал одной из первых жертв "красного террора". Будущего отца телевидения спас знакомый шофер Лушин. Работая в милиции, он узнал, что Зворыкина внесли в списки белых офицеров, не явившихся на регистрацию, и его ожидает неминуемый расстрел. Перехватив Владимира Кузьмича по дороге с работы, Лушин отвез офицера на вокзал. В Нижнем Новгороде его спасли служащие пароходной компании, прежде принадлежавшей отцу. Дальше Зворыкин отправился в Екатеринбург, где его арестовали. Только что расстреляли царскую семью. Воспользовавшись хаосом, арестант выломал дверь и сбежал из тюрьмы. «Становилось очевидным, - писал Зворыкин, - что ожидать возвращения к нормальным условиям, в частности для исследовательской работы, в ближайшем будущем не приходилось… я мечтал работать в лаборатории, чтобы реализовать идеи, которые я вынашивал. В конце концов, я пришел к выводу, что для подобной работы нужно уезжать в другую страну, и такой страной мне представлялась Америка".
Вскоре Владимир Кузьмич эмигрирует в Америку. "Подарок американскому континенту" - так сказал впоследствии о Владимире Кузьмиче Зворыкине его коллега по работе в области электроники. Довольно быстро эмигрант Зворыкин нашел работу в исследовательской лаборатории знаменитой фирмы «Вестингауз» в Питтсбурге. Это был один из наиболее хорошо оборудованных по тому времени центров исследования проблем радиоэлектроники. Мысли Зворыкина о телевидении воспринимались руководством компании как нереальные, так что он не мог с полной отдачей работать над этой проблемой. Тем не менее, в 1923 году он подал патентную заявку на иконоскоп (от греческих слов со значением "изображение" и "видеть") — передающую телевизионную трубку, а в 1924 на кинескоп — приемную телевизионную трубку. Эти два изобретения составили первую полностью электронную телевизионную систему. Ранее же предлагались электромеханические системы с быстро вращающимся диском и другими аналогичными устройствами. Это было существенным преимуществом зворыкинской системы, идея которой, как он сам всегда подчеркивал, принадлежала Борису Розингу.  Свое изобретение он назвал "электронным глазом".
 Кстати, сегодня мемориальное здание старого офиса фирмы в Питтсбурге берегут лишь потому, что в 1923 г. в его стенах прошла первая демонстрация установки Зворыкина. На крошечном экране кинескопа появилось расплывчатое изображение креста, установленного перед иконоскопом (от греческих слов со значением "изображение" и "видеть"). Принцип, которому телевидение следует и по сей день, был определен, но метод требовал громадной доработки.
В 1929 г. Владимир Кузьмич продемонстрировал телевизионный приемник с довольно высоким качеством изображения, разработанный на основе созданного им кинескопа. На показе присутствовал Давид Сарнов — успешный капиталист и предприниматель, выходец из дореволюционной России. Сарнов вспоминал, что ничего не понял из первого разговора с Владимиром Козьмичом, но почувствовал размах дела. Так, Зворыкин стал директором электронной исследовательской лаборатории фирмы "Радиокорпорэйшн оф Америка" (Ар-Си-Эй), где существенным образом усовершенствовал свой иконоскоп. В 1931 г. Зворыкин создает окончательную конструкцию передающей трубки - иконоскопа, ставшего основой будущей системы электронного телевидения. После практических испытаний новой системы, телепередающая станция мощностью в 2.5 кВт устанавливается на самом высоком здании Нью-Йорка - Эмпайр Стейт Билдинг. Опытная телетрансляция с помощью этой станции начинается в 1932 г.
Заводы компании RCA осваивают выпуск телевизоров с кинескопом конструкции Зворыкина. Жители Нью-Йорка и окрестностей в радиусе до 100 км становятся первыми абонентами электронного телевидения
В 1936 г. три телекамеры впервые транслировали церемонию открытия Олимпиады в Берлине. В 1939 г. телестудия стала главной достопримечательностью Всемирной выставки в Нью-Йорке. Однако еще в канун Второй мировой войны телевизоров в мире было очень мало.
Все 30-е гг. прошли в ожесточенной конкурентной борьбе десятков создателей систем телевидения. В итоге патентную схватку выиграл Зворыкин. В конце 1938 г. он наконец-то получил патент на электронное телевидение, который ждал 15 лет. Позже он получил патент на систему цветного телевидения. Итак, телевидение было в принципе создано и нуждалось лишь в совершенствовании, что Зворыкина мало вдохновляло. Он даже не стал доводить до ума свою систему стереоскопического телевидения, запатентованную еще в 1932 г. Лаборатория, которой заведовал Зворыкин, недаром называлась лабораторией электроники, а не телевидения.
 Как только телевидение лишилось ореола новизны, центр тяжести исследований переместился в сторону электронной микроскопии. Фактически, микроскопия была для Зворыкина той же передачей изображений, только изображений очень малых объектов. Вместе со своими сотрудниками он изобрел электронный микроскоп, который позволяет увеличивать изображения микроскопических объектов в миллионы раз. Последний патент Зворыкина датирован 1957 г., — это установка, включающая электронный микроскоп для наблюдения живых клеток в медицинских исследованиях
А когда началась Вторая мировая война, Зворыкин переключился на военную радиотехнику. Он создал первую управляемую по телевидению авиабомбу. Потом из его лаборатории вышел первый прибор ночного видения, немедленно принятый на вооружение снайперами, танкистами и авиаторами. Во время испытаний прибора в окрестностях лаборатории полиция задержала автомобиль Зворыкина, двигавшийся с потушенными фарами. Его арестовали по подозрению в шпионаже и допрашивали несколько часов. Много лет спустя выяснилось, что ФБР в ту пору не спускало глаз с изобретателя, подозревая его в сочувствии коммунистам.
В годы Второй мировой войны В.Зворыкин активно помогал своей бывшей родине в ее отчаянной борьбе против фашизма. Он курировал поставки в СССР радиотехники, а его жена Екатерина Андреевна — медикаментов, в частности нового в то время препарата пенициллина, спасшего жизни тысячам раненых.
 Некоторые изобретения Зворыкина вырастали из запросов жизни естественно и свободно. Например, незадолго до его ухода на пенсию в 1954 г. он разработал пилюлю с радиопередатчиком, которую пациент глотал, и она выдавала данные о состоянии дел в желудке и кишечнике. В 1963 г. ученый даже демонстрировал свои радиопилюли во Всесоюзном онкологическом центре в Москве.
 Много занимался Зворыкин в последние годы и компьютерами. Вместе с выдающимся математиком Джоном фон Нейманом Зворыкин разрабатывает новый метод прогнозирования изменений погоды с использованием метеоракет и компьютерной обработкой данных. Потом принимается за решение проблемы повышения безопасности движения на скоростных автомагистралях и в конце концов создает экспериментальный образец радиоуправляемого безопасного автомобиля. Под письмом президенту США, где обращалось внимание на будущее компьютеров, подпись Зворыкина соседствовала с подписью Джона фон Неймана.
В 1954 году Владимир Кузьмич вышел в отставку с должности директора электронных исследований в RCA со званием почетного вице-президента компании RCA. Уходя в отставку, Зворыкин предсказал, что с помощью телевидения человек увидит поверхность других планет. Со времени провозглашения того пророческого предвидения пройдет ровно полстолетия, и в октябре 1959 года советский космический аппарат «Луна-3» сфотографирует невидимую сторону нашего природного спутника, через систему космического телевидения передаст фотографии на Землю. Так С.П. Королев осуществил мечту Владимира Кузьмича Зворыкина. Судьба даровала ему долгую жизнь, и в 1969 г. Владимир Кузьмич увидел телерепортаж с Луны.
Зворыкину принадлежит свыше 120 научных патентов,  он удостоен более тридцати наград, включая Национальную медаль Науки США, премию Пионера американской ассоциации промышленников, орден Почетного Легиона Франции, орден Почета правительства Италии и др. Жизнь его была насыщена поездками во многие страны, встречами с учеными, инженерами, общественными деятелями. Он  много раз приезжал на родину, навещал близких, интересовался развитием науки, техники, культуры в нашей стране. Сокрушался, что не может побывать в Муроме, где прошли его детские и юношеские годы (город был закрыт для иностранцев). Затем со свойственной ему предприимчивостью решил и эту проблему.
В 1959 году Зворыкин принимал участие в открытии американской выставки в Москве. Среди других экспонатов там демонстрировалась и аппаратура цветного телевидения (которое в СССР еще только разрабатывалось). Ученый очень хотел побывать в родном Муроме, но получил отказ: мол, в этом старинном городе нет гостиницы, отвечающей международным стандартам.
Зато для почетных гостей из Америки организовали экскурсии во Владимир и Суздаль. И здесь произошла почти детективная история. Оказавшись во Владимире, Зворыкин взял машину и помчался на свою малую родину. И был очень взволнован тем, что в его семейном гнезде оборудован Муромский историко-художественный музей. Работники музея дружелюбно встретили знаменитого земляка, помогли ему заглянуть во все памятные с детства уголки. Постоял он на берегу Оки, поклонился могилам предков. А потом успел вернуться во Владимир и незаметно пристроиться к группе. После поездки в свой родной город он писал: «Самое светлое воспоминание о нашей последней поездке в Россию – это посещение Мурома».
Ныне на семейном доме в память о выдающемся муромце Владимире Кузьмиче Зворыкине установлена мемориальная доска.
Самого Владимира Кузьмича телевидение  часто разочаровывало. "Я в ужасе от пошлости и сцен насилия, которые пришли в наши дома вместе с голубым экраном, — говорил он с сильным русским акцентом, от которого не избавился за 60 лет американской жизни. — Это заставляет меня думать: а стоило ли ради этого создавать телевидение? Во всяком случае, смотреть его я почти перестал".
Сегодня нам предстоит склонить в восхищении голову перед гениальным умом Владимира Кузьмича Зворыкина. В восхищении, но и в горечи от того, что жизнь его как и некоторых других талантливых русских людей, была прожита во славу американской, а не отечественной культуры.
6) Сидоров Вениамин Александрович.
Сидоров Вениамин Александрович родился 19 октября 1930 года в деревне Бабарино Суздальского района Владимирской области. Советский физик, член-корреспондент Академии Наук СССР с 1968 года. После окончания в 1953 году Московского Государственного Университета работал в институте атомной энергии, а с 1962 года - в институте ядерной физики Сибирского отделения АН СССР. Совместно с другими им разработал метод встречных пучков, за что в 1967 году Вениамин Александрович был удостоен Ленинской премии. Вениамин Александрович выполнил эксперименты по проверке применимости законов квантовой электродинамики на малых расстояниях и изучению двойного тормозного излучения на встречных электронных пучках. Ему принадлежат также работы по спектрометрии быстрых нейтронов. Он исследовал векторные мезоны, многоадронную аннигиляцию и электророждение е+е–- пар на встречных электрон-позитронных пучках.
 
Изучив жизнь и деятельность великих земляков, отметим их вклад в развитие физики и математики.

Фамилия ученого
Научные достижения
Столетов Александр Григорьевич
Получил кривую намагничивания железа, систематически исследовал внешний фотоэффект, открыл первый закон фотоэффекта. Исследовал газовый разряд.
Жуковский Николай Григорьевич
Основоположник современной аэродинамики, Труды по теории авиации, многие исследования по механике твердого тела, астрономии, математике, гидродинамике и гидравлике, прикладной механике, теории регулирования машин и механизм
Тихонравов Михаил Клавдиевич
Руководил разработкой первой советской ракеты с жидкостным ракетным двигателем. Участник создания первых советских искусственных спутников Земли, космических кораблей, автоматических межпланетных станций.
Голицын Борис Борисович
Один из основоположников сейсмологии, труды по теоретической и практической сейсмологии, теории теплового излучения, критического состояния.
Сидоров Вениамин Александрович
Разработал метод встречных пучков, выполнил эксперименты по проверке применимости законов квантовой электродинамики на малых расстояниях и изучению двойного тормозного излучения на встречных электронных пучках, работы по спектрометрии быстрых нейтронов.
Зворыкин Владимир Кузьмич
Изобрел иконоскоп, кинескоп. Работал над созданием электронно-оптических преобразователей, усовершенствовал электронный микроскоп, разрабатывал медицинскую аппаратуру и приборы для научных исследований по биологии.
Румовский Степан Яковлевич
 
Вывел значение параллакса Солнца, близкое к ныне принятому. Руководил картографическими работами в России, составил первый для России сводный каталог астрономических пунктов.
Осиповский Тимофей Федорович   
Автор первого в России учебника математики на русском языке.
Впервые обратил внимание на необходимость реформы календаря
Александров Иван Иванович
 
Автор более 30 печатных работ по вопросам содержания и преподавания школьного курса математики
Власов Алексей Константинович
 
 
Положил начало применению проективной геометрии к начертательной геометрии и номографии. Перевёл на русский язык книгу Лапласа «Опыт философии теории вероятностей. Популярное изложение основ теории вероятностей и ее приложений». Автор учебника «Курс высшей математики»
Барсуков Александр Николаевич  
Автор учебника для средних школ «Алгебра», выдержавшего 10 изданий с общим тиражом десять миллионов экземпляров.
Мищенко
Евгений
Фролович
Один из создателей математического аппарата современной теории управления. Является одним из авторов всемирно известной монографии «Математическая теория оптимальных процессов». Идеи и методы развитой в ней теории широко применялись при создании современных средств управления и космической техники.
Шуба Михаил Юрьевич
М.Ю. Шуба является автором книги "Занимательные задачи в обучении математике" (М., "Просвещение", 1994).  
Дмитрий
Викторович
Хмелёв
Один из первых создателей и разработчиков методов математического анализа текста. Автор программы «Лингвоанализатор Хмелёва». Создал сайт в поддержку исчезающей из повседневного использования буквы «Ё».

 
 
Вывод.
В своей работе мы рассмотрении биографические факты ученых- математиков и физиков, родившихся на Владимирской земле. Рассказали не только об их научной деятельности, но и общественной.
Изучая биографии наших земляков, чьи имена вошли в историю российской науки, мы обнаружили поучительные и интересные факты.
 Ученые много сил отдавали становлению и усовершенствованию математического и физического образования в России.
Румовский стоял у истоков образования казанского университета.
Осиповский, работая в Московском народном училище учителем физико-математических наук и русской словесности приобрел репутацию «отличнейшего из учителей». Он же является автором первого в России учебника по математике на русском языке «Курс математики», изданный в 1803 году. Учебник в то время считался одним из лучших в Европе. Осиповский – основатель Харьковского университета.
Известным трудом А.К.Власова стал учебник по высшей математике, изданный им в 1914 году, а так же учебник по теории вероятности.
В 1920 году А.Н.Барсуков открыл в Коврове первый в губернии рабфак и вечерний университет, где сам преподавал математику. Он - редактор журнала "Математика и физика в школе», а с 1937г. - «Математика в школе». Его учебник для средних школ «Алгебра» помнят многие поколения. Учебник выдержал 10 изданий. Его общий тираж достиг десяти миллионов экземпляров. Жуковский Н.Е. являлся руководителем Центрального аэрогидродинамического института, а созданные Жуковским теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, преобразованный в 1922 в Военно-воздушную инженерную академию им. профессора Н.Е. Жуковского.
Столетов А.Г. стоял у истоков открытия первой в России физической лаборатории, для того, чтобы русским ученым не приходилось ездить за границу для проведения научных исследований.
 
Накануне 65 – летия Великой Победы отрадно отметить некоторые  факты биографии наших земляков. В предвоенные годы Михаил Клавдиевич Тихонравов принимал участие в усовершенствовании «катюши» - орудия, наводивший страх на фашистских захватчиков. А.Н.Барсуков добровольцем вступил в Московское ополчение. Став пулеметчиком, храбро сражался под Mocквой, Смоленском, на Ленинградском фронте. Е.Ф. Мищенко во время войны служил в пограничных войсках на севере, в Карелии, там же и воевал. Среди его боевых наград ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени.В годы Второй мировой войны В.Зворыкин уже не жил в Советском Союзе, но активно помогал своей бывшей родине в ее отчаянной борьбе против фашизма. Он курировал поставки в СССР радиотехники, а его жена Екатерина Андреевна — медикаментов, в частности нового в то время препарата пенициллина, спасшего жизни тысячам раненых.
Трудолюбие и талант ученых проявились еще в далекие детские годы – годы учебы. Румовский в 5 лет поступает в Александро-Невскую семинарию, где учится 9 лет и является лучшим учеником. Незаурядные способности юного семинариста Осиповского обратили на себя внимание. Пытливый ум, стремление всегда помочь другому разобраться в самых сложных вопросах и исключительная трудоспособность предвещали ему будущность ученого и педагога. В 11 лет Жуковский поступил в 4-ю московскую мужскую гимназию, с 3-го класса он выделился как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественным наукам. А.Г. Столетов в 4 года научился читать, а Владимирскую гимназию окончил с золотой медалью. В библиотеке местного клуба Женя Мищенко обнаружил серьёзные математические труды, в том числе монографию П.С. Александрова и А.Н. Колмогорова «Введение в теорию функций действительного переменного». Её самостоятельное изучение привело школьника в восторг. Учитель математики Александр Иванович Егоров, аспирант знаменитого физика А.А. Андронова, начал заниматься со способным учеником индивидуально.
Незаурядный математический талант у Дмитрия Хмелёва был очевиден всем уже в пятом-шестом классах. Он выделялся своим оригинальным умением решать самые сложные задачи в уме и только потом оформлять последовательный ход мысли на бумаге.
 
Изучая биографии мы отметили то, что наше государство чтит заслуги своих великих сыновей. Так во Владимире есть улицы имени Столетова, Тихонравова, Жуковского.
А.Н.Барсуков награжден двумя орденами и медалью Ушинского. В 1972-ом году школе № 1 г. Коврова присвоили его имя.
Научные заслуги Жуковского нашли высокую оценку советского государства. В 1937 г в связи с 90 –летием со дня рождения Жуковского на его родине был организован мемориальный дом – музей.
Тихонравов М.К. награжден Ленинской премией (1957), 2 орденами Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.
Цикл работ Е.Ф.Мищенко по теме «Математическая теория оптимальных процессов» удостоен Ленинской премии (1962). За выдающиеся научные заслуги и подготовку высококвалифицированных кадров Е.Ф. Мищенко награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции и орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени.
28 мая 1976 года во флигеле, построенном в середине ХIХ века рядом с большим двухэтажным кирпичным домом купцов Столетовых был открыт дом-музей.
В 1993 г. в России была учреждена премия имени академика Б.Б. Голицына, присуждаемая Российской академией наук за лучшие работы в области геофизики.
 В Муроме в доме Зворыкиных оборудован Муромский историко-художественный музей. На доме установлена мемориальная доска.
 
Мы считаем, что эта работа не является законченной. Наверняка список великих математиков и физиков земли Владимирской можно продолжить. Поэтому и свою работу мы будем продолжать.
 
Список литературы.
 
1.            Энциклопедический словарь юного математика/Сост. А.В.Савин. – М.: Педагогика, 1985.
2.            Энциклопедический словарь юного физика /Сост. В.А.Чуянов– М.: Педагогика, 1984.
3.            М. Арлазоров. Дорога открытий: Повесть о Жуковском. – Владимирское книжное издательство. 1956г.
4.            К.Осипов, Е.Домбровская. Путь учёного. – М: Детская литература, 1971г.
5.            Дмитриев Ю.А. и др..Улицы Владимира.- Ярославль: Верх.-Волж. Кн.Изд,1989.
6.            Земля Владимирская: Географический словарь. Владимирский отдел географического общества СССР. Владимир, 1991
7.            www.oblgazeta.ru
8.            www.Wikipedia.ru и другие
 
 
 
 
 
 
 
 

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн