Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обзор цифровых образовательных ресурсов по курсу информатики и ИКТ для основной школы

 Введение

 

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), под которыми будем понимать   специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенных для использования в учебном (образовательном) процессе, для воспроизведения и функционирования которых необходимы средства вычислительной техники. Часто вместо ЦОР используется синонимичное понятие ЭОР - электронные образовательные ресурсы.
 
В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЦОР:
1) специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету;
2) «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издания; 
3) размещенные на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанных для поддержки учебного процесса по информатике и снабженные методическими рекомендациями, в которых отражены цели их использования и решаемые дидактические задачи.
 
В процессе подготовки к урокам информатики в основной школе учитель может использовать ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) и сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика» (http://webpractice.cm.ru).
 
 
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
 
 
В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) имеется несколько рубрик («Наборы цифровых ресурсов к учебникам», «Инновационные учебные материалы», «Коллекции», «Инструменты учебной деятельности»), содержащих ресурсы по курсу информатики и ИКТ для основной школы.
 
Прежде всего, определим, что же представляют собой «цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)». Мысленно пролистаем страницы любого учебника и вспомним, как часто возникало у нас желание дополнить имеющуюся информацию! Дополнить фотографиями объектов предметной области, портретами ученых, таблицами, схемами, диаграммами, картами, видеофрагментами, иллюстрирующими изучаемые процессы и явления, демонстрациями опытов, видео-экскурсиями. А как были бы уместны на уроке двухмерные и трехмерные динамические модели, представления воображаемых элементов, объектов, скрытых структур, процессов, явлений предметной области, объекты виртуальной реальности, звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, размеченные в соответствии с требованиями учебных программ самые различные тексты, в том числе, тексты труднодоступных художественных произведений, научных работ, исторических документов, разнообразные контрольно-измерительные материалы и т.д. и т.п.
 
Таким образом, набор ЦОР – это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
 
В рубрике «Наборы цифровых ресурсов к учебникам» учителя информатики найдут наборы ЦОР «Информатика-базовый курс» для 8 и 9 классов, разработанные к широко распространённому УМК по информатике и ИКТ для 8-9 классов (авторский коллектив: Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л.). Среди ЦОР  слайды и интерактивные слайд-шоу, тестирующие программы, домашние задания, практические задания, интерактивный задачник, интерактивный справочник, кроссворды, модели, среда исполнителя «Стрелочка».
 
 
 
 

 
Но самое главное – здесь подготовлены поурочные разработки, в которых показано, на каких этапах урока и с какой целью использовать тот или иной ЦОР из набора:
  • методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Информатика-базовый курс», 8 класс
  • методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Информатика-базовый курс», 8 класс 

В рубрике «Инновационные учебные материалы» размещен информационный источник сложной структуры «Информатика. 8-9 класс» (ЗАО «1С»), предназначенный для изучения двух важных тем курса информатики: «Информация и информационные процессы» и «Устройство и принципы работы компьютера». В состав ресурса входят справочные материалы, красочные интерактивные анимации, анимированные и интерактивные схемы, игры, проверочные задания, несколько виртуальных лабораторий. 

 
 
 

 

Основная цель информационного источника сложной структуры «Графика плюс. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации» (ЗАО «Е-Паблиш»)  – дать представление учащимся о технологиях цифрового видео, цифрового звука, 3-d моделирования, а также практические навыки обработки звука, видео и графики. Прикладные компьютерные технологии невозможно изучать теоретически, а соответствующее программное обеспечение чрезвычайно разнообразно, стоит достаточно дорого и стремительно изменяется. Учитывая это, авторы попытались сделать акцент на общих принципах, лежащих в основе всех программных реализаций. В ресурсе предусмотрено использование программного обеспечения, доступного каждому образовательному учреждению. Отдельные ЦОРы могут быть использованы в курсе информатики 8-9 классов.
 

 

 

 
 

Информационный источник сложной структуры «Основы компьютерных сетей» (ЗАО «Е-Паблиш»)  поддерживает преподавание элективного курса «Телекоммуникационные технологии» с помощью наборов анимированных аудиолекций, слайдов-иллюстраций, тестов и т.д. В состав ресурса включены конструктор уроков для учителя, а также конструктор школьных сайтов.
 
В коллекции «Ресурсы по информатике Ивановского «Учебно-методического центра информатизации и оценки качества образования» наибольший интерес представляют учебно-методические пособия «Компьютерная графика», 5-9 классы (авт. Молькова Е.О.) и «Программирование на языке Visual Basic», 8-9 классы (авт. Бурденко Е.Э.).
 
В коллекции «Ресурсы по информатике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы» собраны текстовые материалы (теоретический и справочный материал, примеры решения задач, задачи для самостоятельного решения)  по основным темам профильного курса информатики, а именно: «Алгоритмика», «Представление данных», «Теоретическая информатика», «Математическая логика», «Архитектура ЭВМ», «Компьютерное моделирование», «Основы программирования» и др.
 
Отдельные ресурсы, представляющие интерес для уроков информатики, можно обнаружить в коллекциях «Памятники науки и техники в собрании Политехнического музея» и «Памятники науки и техники в собраниях музеев России»; их наиболее целесообразно использовать в проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников (тематика таких работ должна быть тщательно продумана).
 

 

 

Все вышеназванные ресурсы направлены на поддержку такого инновационного вида деятельности учителя как создание творческой работы в цифровом виде – гипермедиа сочинения, которое в настоящее время приходит на смену традиционной деятельности педагога по созданию поурочных разработок в бумажной форме.
 
В условиях информатизации образования в старших классах возрастает востребованность навыка скоропечатания. Формирование такого навыка наиболее эффективно осуществляется на основе специального программного средства – клавиатурного тренажера. Одна из самых известных методик скоропечатания принадлежит учёному-психологу, журналисту и преподавателю факультета журналистики МГУ Владимиру Шахиджаняну. Она положена в основу разработки клавиатурного тренажера "Руки солиста", размещенного в ЕК ЦОР в разделе «Инструменты учебной деятельности». Клавиатурный тренажер позиционирован как инструмент для работы в 7–9 классах общеобразовательной школы, но здесь возрастная привязка не принципиальна – тренажер может быть использован и в 10-11 классах.
 
 
Тренажер содержит три группы упражнений. Первая группа упражнений нацелена на получение учащихся навыка слепого набора букв центрального ряда клавиатуры (ФЫВАПРОЛДЖЭ). Остальные клавиши при этом набираются зрячим методом. Вторая группа упражнений нацелена на закрепление навыков, полученных на первом уровне, и получение навыка слепого набора на всей буквенной клавиатуре, без переключения регистра, цифр и знаков препинания. Третья группа упражнений содержит рекомендации по снятию напряжения с опорно-двигательной системы, рук и глаз и позволяет сформировать устойчивый активный навык профилактических мер при работе с клавиатурой. В программе предусмотрены познавательные тексты, в которых представлена информация о важнейших событиях в сфере информационных технологий на протяжении мировой истории. Знакомство учеников с этими данными позволит им также узнать, как формировалась и развивалась компьютерная отрасль, что поможет в освоении школьного курса информатики.
 
Продолжим рассмотрение ЦОР, в наибольшей степени ориентированных на дистанционное обучение школьников. Сразу же отметим, что по курсу информатики и ИКТ для основной школы таких ресурсов целенаправленно на федеральном уровне не создавалось.
 
 
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
 
 
На сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru/ ) размещены ресурсы по всем предметам основной и старшей школы. Чтобы воспользоваться ими, необходимо предварительно скачать и установить на компьютере специальное программное обеспечение – плеер ОМС.
 

 
Далее следует перейти на вкладку «Каталог» и выбрать «Среднее (полное) общее образование»; в открывшемся Перечне учебных предметов (дисциплин) общего образования выбрать предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» (обращаем внимание, что для основной школы ресурсов по информатике там нет). В настоящий момент в хранилище размещено 170 ресурсов по информатике и ИКТ, поддерживающий базовый и профильный уровень изучения предмета, практически полностью охватывающие такие темы как «Средства ИКТ», «Информация и информационные процессы», «Кодирование и системы счисления», «Введение в математическую логику». По каждому изучаемому вопросу представлены ресурсы трех типов:
1)     информационные – в них представлены основные теоретические сведения, причем, текстовые материалы снабжены иллюстрациями (статические изображения и анимационные ролики); в ряде ресурсов тут же предлагается оперативный контроль в форме одного-двух вопросов;
2)     практические – в них ученику предлагается выполнить несколько заданий или ответить на вопросы, причем, в случае неудачи ему предоставляется возможность повторного ответа или теоретическая подсказка;
3)     контролирующие – в них ученику предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, при этом фиксируются полученные им результаты.
 
 
Следует отметить, что последовательное использование ресурсов информационного, практического и контролирующего типа по некоторой теме, фактически, определяет ход соответствующего дистанционного урока.
 
 
Сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика»
 
Для дистанционного обучения предназначены сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика» (http://webpractice.cm.ru), раскрывающих содержание следующих тем курса информатики: «Информация», «Аппаратные средства ЭВМ», «Программное обеспечение общего назначения», «Алгоритмизация и программирование», «Компьютерные сети и телекоммуникации», «Защита информации», «Компьютерное моделирование». Каждый практикум имеет унифицированную структуру, включающую: основные теоретические сведения по изучаемому вопросу, список дополнительных источников информации, видеоролики по изучаемому материалу, упражнения, программная среда для выполнения лабораторных работ, контрольные вопросы и задачи, интерактивные тесты.
 
 

 
Отдельные фрагменты практикумов могут использоваться учителем при подготовке к уроку (например, теоретические сведения); видеоролики могут демонстрироваться классу во фронтальном режиме. Выполнение лабораторных работ и тестовых заданий должно носить индивидуальный характер.
 
 
Для более полного представления о существующих подходах к организации дистанционного обучения школьников можно познакомиться с демонстрационными Интернет-уроками НП «Телешколы» (http://www.internet-school.ru/).
 
 
Кроме указанных ресурсов в открытом доступе в сети Интернет учитель может найти и другие, в том числе, созданные самими учителями мультимедийные разработки к конкретному уроку. Например, своеобразное хранилище образовательных ресурсов (методических материалов) представлено на сайте http://festival.1september.ru/.
 
 
Типология цифровых образовательных ресурсов
 
Таким образом, в распоряжении учителя информатики имеются следующие типы ресурсов:
1)     иллюстрации (фотографии, схемы, рисунки);
2)     текстовые документы;
3)     гипертекстовые учебные модули;
4)     анимации и видеоролики;
5)     интерактивные модели;
6)     интерактивные задания и тесты;
7)     инструменты учебной деятельности.
 
 
Заключение
 
Учитель, подбирающий сегодня цифровые образовательные ресурсы к своему уроку, должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивающего найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.
 
С содержательно-методической точки зрения ЦОР должны:   удовлетворять нормативным требованиям, регламентируемым Министерством образования и науки РФ; соответствовать основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность и т.д.); соответствовать возрастным особенностям обучаемых (соответствие тем и учебных заданий возрасту обучаемых; соответствие темпа подачи учебного материала индивидуальным особенностям обучаемых за счет наличия возможности регулировки и/или пошагового представления учебного материала; учет психологических особенностей учащихся для активизации внимания и развития интереса к предмету; приемлемость требований к уровню технической подготовки обучаемых); обеспечивать возможность индивидуализации образования (наличие в содержании компоненты, обеспечивающей реализацию уровневой дифференциации – нескольких уровней сложности, соответствующих уровням усвоения учебного материала; наличие возможности изменения последовательности подачи материала для поддержки традиционных и внедрения новых методик обучения; наличие разнообразных средств ведения диалога – вопросы в произвольной форме, ключевые слова, форма с ограниченным набором символов и др.); быть ориентированными на достижение новых образовательных результатов (формирование общеучебных умений и компетенций; приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений; развитие умений работы с информацией – поиск, оценка, отбор и организация информации; выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала; формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов; развитие   навыков   самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации; формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение); обладать методической поддержкой (наличие методических материалов и/или сетевой методической поддержки ресурса).
 
С дизайн-эргономической точки зрения ЦОР должны: основываться на технологических решениях, адекватных решаемым педагогическим задачам; полностью использовать возможности компьютера в обработке и представлении информации там, где это необходимо с точки зрения взаимодействия с пользователем (качество воспроизведения); удовлетворять требованиям качества экранного дизайна (четкость представления текста и графики; соответствие цветовых, текстовых, звуковых решений, информационной насыщенности экранов эргономическим требованиям, учитывающим возрастные психолого-педагогические особенности учащихся); обладать удобным интерфейсом, что предполагает ясность диалога (возможность легко понять основы функционирования ресурса), гибкость диалога (возможность пользователя приспособить диалог под свои потребности), легкость обучения и использования (возможность освоения интерфейса в процессе работы за счет помощи и обработки всевозможных ошибок пользователя), надежность (защита данных, устойчивость к ошибкам обучаемого, наличие защиты от некорректных действий), стандартизацию интерфейса; обеспечивать высокую степень адаптации к учебному процессу.
 
Соответствие цифрового образовательного ресурса содержательно-методическим требованиям обеспечивает качество представленного в нем учебного материала; соответствие электронного образовательного ресурса дизайн-эргономическим требованиям обеспечивает качество предъявления учебной информации и условий работы с ней, что и определяет в конечном итоге качество учебного процесса, организуемого с использованием средств ИКТ.
 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн